Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ушаковская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО __________ Ильина Е.В. Протокол № __ от «__» ___ 2019 г. |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ Матюкина А.М. Дата «__» ___ 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы
М.Ю. Аскеров Приказ №___ от «__» ___ 2019 г. М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ
3 класс
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю)
Учитель Воробьёва Светлана Васильевна
Рабочая программа разработана на основе ООП НОО
МОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» и учебного плана школы на 2019-2020 учебный год
Программа разработана на основе: программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1 -4 классы» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденным приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 г. №2357, от 12.12.2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. №1643 и от 31 декабря 2015 г. № 1576.
Реализация учебной программы обеспечивается: «Литературное чтение.3 класс» для общеобразовательных организаций в 2ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др./ - 8-е изд.-М.: Просвещение, 2018 г., включенным в Федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями от 08.05.2019 г. приказ № 233.
2019 – 2020 учебный год
планируемые Результаты ОСВОЕНИЯ учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение уважение к ним;
· самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
· собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания резуль татов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
Учащиеся получат возможность научиться:
· формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
· формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
· читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
· осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
· предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
· определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
· анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
· сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
· находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
· самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
· понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
· предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
· определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
· создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
· сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
Учащиеся получат возможность научиться:
· находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
· анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
· находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
· сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
· сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
· находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
· сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
· понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького др.) для русской и мировой литературы;
· предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы замысел автора;
· определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
· высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
· понимать цель своего высказывания;
· пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
· участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
· проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
· опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
· формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
· объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
· находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
· готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
Учащиеся получат возможность научиться:
· высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
· пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
· предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
· определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
· использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
· определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
· находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
· представлять информацию разными способами;
ПРЕДМЕТНЫЕ
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
o читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
o осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) зависимости от цели чтения;
o понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
o наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
o пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
o составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
o самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
o задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
o делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
o находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
o при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
o пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
· выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
· пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
· участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
· формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
· делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
· находить в произведениях средства художественной выразительности;
· пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
· сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
· пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
· сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
· составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
· понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
· определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
· понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
· осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
· находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
· определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
· создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
содержание учебного предмета
Раздел программы |
Содержание |
Количество часов |
Форма контроля (проверочная работа, самостоятельная работа, зачет, диктант, изложение, тест, контрольная работа) |
Практическая часть (лабораторная работа, практическая работа, проект) |
Самое великое чудо на свете
|
Первопечатник Иван Федоров Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений) Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. |
2 |
|
|
Русские народные сказки
|
Сестрица Аленушка и братец Иванушка Иван-царевич и серый волк. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. «Сивка-Бурка» |
3 |
|
|
Стихи русских поэтов
|
Ф. Тютчев А. Фет и И. Никитин. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. И. Суриков, М. Лермонтов Н. Некрасов. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
И. Бунин. |
6 |
|
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. |
Великие русские писатели
|
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Л. Толстой «Прыжок» Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). |
2 |
|
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. |
Были - небылицы
|
М. Горький «Случай с Евсейкой» Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий К. Паустовский «Растрепанный воробей» Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. М. Пришвин «Моя Родина» . Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Л. Толстой «Акула» Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. |
4 |
|
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. |
Итого: |
17 ч. |
|
Календарно-Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Примечание (домашнее задание) |
Дата проведения |
|
Планируемые сроки |
Скорректированные сроки |
|||
Самое великое чудо на свете (2 ч) |
|
|
|
|
1 |
Первопечатник Иван Федоров. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений) |
|
2 неделя |
|
2 |
Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Русские народные сказки. |
|
4 неделя |
|
Русские народные сказки (3ч) |
|
|
|
|
3 |
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
|
6 неделя |
|
4 |
«Сивка-Бурка» |
|
8 неделя |
|
5 |
«Иван-царевич и серый волк» .Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. «Сивка-Бурка» |
|
10 неделя |
|
Стихи русских поэтов(6ч) |
|
|
|
|
6 |
Ф. Тютчев. Стихи по выбору. |
|
12 неделя |
|
7 |
А. Фет и И. Никитин. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. |
|
14 неделя |
|
8 |
И. Суриков. Стихи по выбору. |
|
16 неделя |
|
9 |
М. Лермонтов. Стихи по выбору. |
|
18 неделя |
|
10 |
Н.Некрасов. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). |
|
20 неделя |
|
11 |
И. Бунин . Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. |
|
22 неделя |
|
Великие русские писатели (2ч) |
|
|
|
|
12 |
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
|
24 неделя |
|
13 |
Л. Толстой «Прыжок» Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. |
|
26 неделя |
|
Были – небылицы (4ч) |
|
|
|
|
14 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. |
|
28 неделя |
|
15 |
К. Паустовский «Растрепанный воробей». Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. |
|
30 неделя |
|
16 |
М. Пришвин «Моя Родина» . Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. |
|
32 неделя |
|
17 |
Соколов-Микитов «Листопадничек». Л. Толстой «Акула». Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. |
|
34 неделя |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.