Использование проектной методики на уроках английского языка

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Произошло в какой – то степени отчуждение их от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, заучивание правил, без учета способностей, склонностей, интересов учащихся.
Иконка файла материала Проектная деятельность на уроках АЯ.doc
1 2 3 4 5 6 7                                                                                                                 Доклад на РМО Учителя английского языка                                                                                                                  МОУ СОШ №1                                                                                                                  Осипова К.И. Использование проектной методики на уроках иностранного языка 8 9 10 11 12 13 14 В   последнее   время   обнаружилась   опасная   тенденция   снижения   интереса   учащихся   к занятиям   иностранным   языком.   Произошло   в   какой   –   то   степени   отчуждение   их   от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, заучивание правил, без учета способностей, склонностей, интересов учащихся.  15 16 17 18 С   начала   этого   года   на   уроках   иностранного   языка   я   активно   начала использовать проектную методику.  Сегодня мне бы хотелось остановиться на теоретических положениях проектной методики, ее достоинствах, требованиях, принципах, целях, задачах, этапах работы над проектом, а также о тех проектах, над которыми работают мои ученики. 19 Эпиграфом в своей работе я использую китайскую мудрость: 20 21 22 “Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь”. 23 24 25 Использование   проектных   приёмов   нельзя   назвать   новым   словом   в   школьном   обучении. Проекты   многолики   и   многогранны,   теперь   чуть   ли   не   каждое   новое   слово   называют проектом, но это не так. У проектов своя философия, методология и практика.  26 Краткая историческая справка:  27 28 29 30 Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet”   переводится   как  “намерение,   которое   будет   осуществлено   в  будущем”.  В   целом метод   проектов   –   это   такая   организация   обучения,   при   которой   учащиеся   приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. 31 32 Относительно   иностранного   языка, реализуемая школьниками работа, где происходит интеграция четырех видов деятельности.  проект  –   это   “самостоятельно   планируемая   и1 2 3 В чем суть проектного обучения? Стимулировать интерес учеников к проблеме, для решения которой необходимы определенные знания и показать практическое применений полученных знаний на практике. 4 5 Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд  достоинств. Работа над проектами способствует:  6 7 8 9 10 11 12 13  повышению значимости языка как средства общения;  развитию умения работать в коллективе;   расширению кругозора учащихся;  повышению мотивации учащихся;  поощрению творчества;    интеграция всех четырех видов речевой деятельности;   развитию обще учебных умений.  воспитание самостоятельности;  14 Основные требования к использованию данного метода:  15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27  наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированных знаний и путей решения; теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных материалов);     использование исследовательских методов: o определение проблемы; o определение задач исследования; o выдвижение гипотез; o обсуждение методов; o оформление результатов; o анализ данных; o выводы. 28 Существуют определённые принципы проектной деятельности:  29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40  вариативности   (использование   индивидуальной,   парной,   групповой   форм   работы, выбор темы и различных упражнений, изучение текстов таких, как диалоги, таблицы, письма, комиксы, карты, анкеты);   решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться);   самостоятельности   (уточнение   формулировки   задачи,   выбор   формы   проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);  создания   комфортной   обстановки   на   уроке   (отсутствие   страха   перед   общением   на иностранном языке помогает лучше усваивать трудные темы программы);    учения   с   увлечением   (усвоение   материала   идёт   легче,   если   процесс   учащимся нравится);   личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);1 2 3  адаптации   заданий   (нельзя   предлагать   ученику   задание,   с   которым   он   не   сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).  4 5 Используя проектную методику, основной  целью  является следующая – научить учащихся самостоятельно приобретать знания и умело применять их на практике. 6 При использовании проектной технологии перед учителем стоят следующие задачи:  7 8 9 10 11  развитие познавательных умений и навыков;  умение ориентироваться в информационном пространстве;   интегрировать знания из различных областей наук;  критически мыслить. самостоятельно конструировать свои знания; 12 13 14 15 16 Существуют   различные  классификации  проектов. Так, Евгения  Семеновна  Полат  (доктор педагогических наук, профессор. Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории   и   практики  дистанционного   обучения;   педагогическим   технологиям   личностно­ориентированного подхода,   использованию   Интернет­технологий   и   ресурсов   в   системе   образования.)  предлагает   пять основных критерий, по которым различают типы проектов: 17 1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:  18 19 20 21 22 творческие,   исследовательские,    ролево­игровые,   информационные,   практико­ориентированные.  23 2. По признаку предметно­содержательной области:  24 25  моно проекты,   межпредметные проекты.  26 3. По характеру контактов:  27 28 внутренние или региональные,    международные.  29 4. По количеству участников проекта:  30 31 32  личностные,   парные,   групповые.  33 5. По продолжительности проекта:  34 35  краткосрочные,   средней продолжительности,1  долгосрочные.  2 3 4 Проектная   деятельность   требует   большой   подготовки.   Необходимо   продумать   весь   ход работы,   методы   и   формы,   промежуточный   и   итоговой   контроль,   просчитать   результат, распределить роли и обязанности, обозначить сроки проекта. 5 Работа над творческими проектами включает в себя три этапа: 6 7 I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала). 8 9 II.   Основной   этап  (анализ   способов   и   целей   работы   в   группах,   поиск   источников необходимой информации и сбор материала, анализ, возможных трудностей). 10 11 III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов). 12 Для более подробного рассмотрения этапов работы, представляю алгоритм: 13 14 15 16 17 18 19 20 1 шаг – Определение темы. 2 шаг – Определение финального продукта. 3 шаг – Определение структуры и времени. 4 шаг – Сбор информации. 5 шаг – Переработка информации и обсуждение. 6 шаг – Систематизация и подготовка презентации. 7 шаг – Презентация. 8 шаг – Вывод и рецензирование. 21 22 23 24 В зависимости от уровня и возраста подготовки учащихся проект может представлять собой коллаж, объявление, афишу, оформление ранее проведенных исследований, интервью, отчеты о   посещении   различных   мест   с   иллюстрациями   и   фотографиями,   картами,   а   также электронные варианты: сайты и презентации. 25 В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:  26 27 28 29 30 31 32 – общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление  плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.; – специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять  тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.; – собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие  речевое и неречевое поведение. 33 34 Особенностью   системы   выполнения   проектов   –  совместная   творческая   работа   учителя   и учащегося. 35 В целом в работе над проектом учитель:  36  помогает ученикам в поиске нужных источников информации;1 2 3 4 5 сам является источником;   координирует весь процесс;  поощряет учеников;  поддерживает   непрерывную   обратную   связь   для   успешной   работы   учеников   над проектом. 6 7 8 9 10 Если   проанализировать   деятельность   учителя   во   время   проекта,   то   на   начальном   этапе учитель   превращается   в   организатора   познавательной   деятельности.   Из   авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса,   наставником,   консультантом,   организатором   самостоятельной   деятельности учащихся. 11  А на данном слайде вы можете увидеть долю учителя в совместной работе над проектом.  12 13 14 В результате работы по проектной методике,  мною отмечены следующие положительные результаты обучения:  15 16 Учащиеся самостоятельно осваивают изученный материал по учебной теме,   расширяя тем самым словарный запас и кругозор,  закрепляя имеющиеся грамматические навыки.  17 18 Повышают уровень коммуникативных навыков,    приобретают опыт работы в парах,  группах сменного состава.  19   20 21 22 23 24 25 А сейчас, мне бы кратко хотелось остановиться  уже на своей работе над проектами уже с учащимися. Я преподаю во 2, 3, 4, 5 и 11 классах. В обучении английскому языку метод проектов  используется в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку в начальной школе ведется по учебникам УМК для школ с углубленным изучением   английского   языка   авторов   И.Н.   Верещагиной   и   Т.А.   Притыкиной,   а   5­11   по учебникам И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой. Учитывая1 2 3 4 5 высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта,   в конечном счете, может определить  успешность и результативность проектной работы в целом.  6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Так, например УМК для 4­его класса (3­й год обучения) во 2ой четверти предложен проект по  теме “Holidays” – ”Christmas”. Работа строилась на основе  трех текстов о Рождестве и Новом   годе   в   странах   изучаемого   языка.   Учащиеся   подошли   творчески   к   выполнению данного  задания.  Проекты   были  выполнены   в  виде   буклетов,  поздравительных   открыток, изготовлением атрибутики праздников (например, Christmas stockings).  Уже в 3­ей четверти предложена была тема “Pets and Other Animals” – ”Домашние и дикие животные”.  Тематика  очень   близка  младшим   школьникам,  у   многих  дома   живут   домашние   животные,  поэтому ребята   с   большим   энтузиазмом   воспринимают   предложение   рассказать   о   них.   Так ненавязчиво   идет   обсуждение   темы   творческих   работ,   в   конечном   итоге   формулируется обобщающая тема проекта. Ребята с увлечением начинают работать над проектом, который мы   назвали   ‘’Nature  ABC’’   –   ”Азбука   животных”.   Школьники   при   участии   учителя обсуждают содержание  и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание   электронной   версии   энциклопедии   о   животных.   На   начальных   этапах   дети осваивают   лексико­грамматический   материал   в   рамках   учебника,   рассказывают   о   своих домашних   животных,   пишут   коротенькие   сочинения,   которые   надо   составить   в   рамках учебной программы. Затем работают над рассказами о диких животных – о тиграх и львах, медведях и обезьянах,… то есть о тех, о которых написано в учебнике. Идет дальнейшее расширение и закрепление учебного материала.    Далее учащимся предлагается выбрать и описать какое­то животное, о котором не упоминается в учебнике. Но сначала надо разузнать о нем побольше… как выглядит?… где обитает?… чем питается?… сколько у него бывает детенышей?…как оно выращивает потомство? 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36   В 5­м классе (4­й год обучения) мы взяли тему проекта “Town  Life.London”. Учащимся необходимо   было   подготовить   творческий   проект   по   достопримечательностям   Лондона. Результат выполнения меня поразил своей вариативностью – работы были выполнены в виде макетов из картона, пластилина, карты с миниатюрами из пластилина, буклетов, брошюр. А уже в 11­м классе к подготовке   проектов мы подошли более серьезно. В конце второго раздела, в учебнике была предложена общая тема проекта  “Famous People. Important Events in   History”. При обсуждении темы проекта, ребята сами предложили свои темы по данному проекту:   «У.Шекспир.   Быть   или   не   быть»,   «Эпоха   Наполеона»,   «Жанна   Д’Арк.   Подвиг Орлеанской девы», «Преобразования Петра Первого», «Тайна улыбки Моны Лизы».   Все проекты были выполнены в виде презентаций, с заданиями.  37 38 39 40 41 42 43 44       На   прошло   недели,  подводя     предварительные   итоги   работы   по   методу   проектов  ,  я предложила своим ученикам  принять участие в опросе. Цель опроса ­ выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.  Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.    1. Какими источниками информации Вы  обычно пользовались при подготовке проекта? а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (укажите какие)1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46     2.   Достаточно   ли   было   времени,   отведённого   для   подготовки   проектов? а) Да; б) Нет.   3.   Подготовка   проектов   оторвала   у   Вас   время   от   более   важных   и   интересных   дел? а) Да; б) Нет     Будет   ли   интересна   работа   над   проектами   следующим   за   Вами   школьникам? а) Да; б) Нет.   Анализируя   представленный   выше   практический   опыт   разработки   проектов,   можно сделать   вывод,   что   использование   метода   проектов   в   процессе   воспитания   учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые   и т.д.,   ученики  были  включены   в реальную  исследовательскую  деятельность  и нацелены на получение реального результата. Кроме   того,   самостоятельный   выбор   содержания   и   способов   деятельности способствовал   развитию   эмоциональной   сферы   личности,   ее   способностей,   склонностей, интересов. Сегодня   мы   понимаем   под   словосочетанием   «метод   проектов»   и   определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практикуработы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности. Хотелось   бы   дать   совет   учителям:   для   того   чтобы   учение   было   эффективным,   оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого  учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания. Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способствует развитию учащихся, осознанию себя   как   члена   группы,   расширению   языковых   знаний.   Проект­   это   также   реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка. Хотелось бы представить,   как это все может быть в недалеком будущем. Школа для ребенка – активная школа, предполагающая выполнение многочисленных заданий, которые часто придумываются на ходу, потому что их нет ни в одной книге. Для этого, естественно, учителю и ребенку необходим доступ к технике в любое время.  Надеюсь,   что   и   большинство   наших   школ   вскоре   также   будет   оборудовано   по последнему   слову   техники   и   выполнение   проектных   заданий   станет   еще   интереснее   и плодотворнее. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Посмотрите также