“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.
Оценка 5

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
математика
Взрослым
26.11.2017
“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения  познавательного интереса к уроку математики”.
В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно при изучении геометрии, алгебры, физики и информатики. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий. Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета, и привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.
Использование различных видов устных упражнений.docx
“Использование различных видов устных упражнений, как средство  повышения  познавательного интереса к уроку математики”.  «Не нужно доказывать, что образование                                                         самое великое благо для человека.                                                          Без образования люди и грубы, и бедны,                                                          и несчастны».                                                                                             Н.Г.Чернышевский                                                                                         Математика В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она  вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками,  которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно  при изучении геометрии, алгебры, физики и информатики.  При изучении  данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных  усилий.    является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек  встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю  необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. На мой  взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с  помощью использования  различных видов устного счета, и привлечения  учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.  Обучая математике учащихся, надо учитывать, что усвоение необходимого  материала не должно носить характера механического заучивания и  тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От  предметной, наглядной основы следует переходить к формированию  доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их  основе выполнять практические работы.                                              Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические  умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни  математические факты, применять математические знания к решению  конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.  Овладение умением счёта, устных и письменных вычислений, измерений,  решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве,  распознание геометрических фигур позволяет учащимся более успешно  решать жизненно­практические задачи.                                            математики для детей является одним из труднейших, и по этой причине  многие дети не любят этот предмет. Все мы прекрасно знаем, как важно,  Урок чтобы урок с самого начала пошёл в нужном русле. Для математики начало  урока — это устный счёт. Я не один год занимаюсь этой проблемой и могу  сказать, что если хорошо, интересно проведён устный счёт, то и дальше урок пойдёт успешнее, дети будут активны, заинтересованы.                          А  чтобы заинтересовать детей, нужно подбирать разнообразные задания,  рассчитанные как насовсем слабых детей, так и на наиболее сильных. Это  могут быть задания вычислительного характера, разгадывание ребусов,  задания на внимание, геометрические задания.                                             Для достижения правильности и беглости устных вычислений на  каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для  проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных  программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно­ ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют  мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется,  развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на  слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную  воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей  терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им. Так как  устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:  1) воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся,  необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или  осознанного восприятия объяснения учителя;                                                2) контроль учителя за состоянием знаний учащихся;                                    3) мониторинг психологического состояния класса;                                       4) психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.   Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики.  Он  помогает учителю, во­первых, переключить ученика с одной  деятельности на другую, во­вторых, подготовить учащихся к изучению  новой темы, в­третьих, в устный счет можно включить задания на  повторение и обобщение пройденного материала, в­четвертых, он повышает  Причина, по  интеллект учеников. которой я стала работать над этой темой ­ это темп работы учащихся.  Ребята считают медленно и неточно. Часто запланированные задания на урок выполнялись не полностью. Приходится отводить дополнительное время на  прохождение той или иной темы, а его всегда не  хватает.                                                                                                      Имен но это меня натолкнуло на мысль, что на уроках необходимо отрабатывать у  учащихся навыки устного счета. К тому же, хорошо известно, что учащиеся,  владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают технику  алгебраических преобразований, лучше справляются с различными  заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных  вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции,  сосредоточенность.                                    Хорошо развитые навыки  устного счета ­ одно из условий успешного обучения учащихся в старших  классах. Устный счет я всегда провожу так, чтобы ребята начинали с  легкого, затем брались за вычисления все более трудные. Если сразу  обрушить на ребят сложные устные задания, то они обнаружат свое  собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет  подавлена.                                              Организация занятий по устному счету При подготовке к уроку учитель должен четко определить (исходя из целей  урока) объем и содержание устных заданий. Если цель урока – изложение  новой темы, то в начале занятий можно провести устные вычисления по  пройденному материалу, также можно организовать работу так, чтобы был  плавный переход к новой теме. После изложения новой темы уместно  предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по  этой теме. Устный счет можно соединять с проверкой домашних заданий,  закреплением изученного материала, предлагать при опросе, а также  специально отводить 5­7 минут на уроке для устного счёта. Материал для  этого можно подобрать из учебника специальных сборников, математических энциклопедий или книг, можно предложить учащимся самим придумать  задания. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и  помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного  материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета  на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения  материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению  нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового  материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на  данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового  материала. подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные  упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны  формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к  При особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения  для отработки знаний и навыков  и, особенно для применения их в различных  условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко  воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и  лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать  различного толкования. Помимо того, что устный счет на уроках математики  способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и  умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у  детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из  важнейших мотивов учебно­познавательной деятельности, развития  личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая  любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений,  учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным  материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы  вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более  совершенными. А это ­ важнейшее условие сознательного усвоения  материала. Если ученику нравится предмет, то он будет всегда с интересом,  Ученикам нравится  увлеченно осваивать предмет. принимать участие в подготовке к уроку, поэтому дополнительно к  домашнему заданию  по желанию можно дать задание самостоятельно  подготовить устный счет к уроку в соответствии с тематикой, и провести  самому на следующем уроке (побывать в роли учителя). Также можно дать  задание учащимся подготовить реферат, доклад, придумать головоломку,  ребус, игру.                                    Ребята очень ответственно и  старательно готовят и проводят устную работу на уроках. При выполнении  этого задания они прикладывают не мало усилий, так как нужно придумать  такие задания, чтобы классу было интересно, чтобы задания соответствовали  теме урока.                  Следует различать 2 вида устного счета.              Первый – это тот, при котором учитель не только называет числа, с  которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся каким­либо  образом (записывает на доске, указывает по таблице). Подкрепляя слуховые  восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает не нужным  удерживание данных чисел в уме, чем существенно облегчает процесс  вычислений. Однако, именно запоминание чисел, над которыми производятся действия, ­ важный момент устного счета. Тот, кто не может удержать числа  в памяти, в практической работе оказывается плохим вычислителем. Поэтому в школе нельзя недооценивать второй вид устного счета, когда  числа воспроизводятся только на слух. Учащиеся при этом ничего не  записывают и никакими наглядными пособиями не  пользуются.                                   Естественно, что второй вид устного счета сложнее первого. Но он  эффективнее при том условии, если этим видом счета удается увлечь всех  ребят. Последнее обстоятельство очень важно, поскольку при устной работе  трудно контролировать каждого ученика.                                           Систему устных вопросов я реализую в различных формах: при опросе  учащихся, при проведении беседы с классом в виде самостоятельных  фронтальных работ, математических диктантов.                                          Для развития навыков беглого счета я использую карточки. Показываю карточку с заданием и тут же громко прочитываю ее. Учащиеся устно  выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют  одна другую. Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался  как интересная игра. В игре всегда содержится элемент неожиданности и  необычности, решается какая­либо задача, проблема. Иногда  занимательность для учащихся заключается в неожиданности ответа  задачи.  Также увлекательно на уроках проходит математическая  эстафета. Для ее проведения на уроке записываются задания в 3 столбика.  Ученики делятся на 3 команды(3 ряда). Первые участники игры от каждой  команды одновременно подходят к доске, решают первые задания из своего  столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей  команды и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок  выполнит свои задания. Эстафету можно провести сидя за партами –  «пустить» листки с заданиями по рядам.                                               Не мало важную роль при обучении математики играет устный опрос,  который позволяет учителю учить детей высказывать свою мысль.  Устный счет может быть построен в следующей форме:  Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди  закономерность, и реши пример, продолжи ряд.  Задания на развитие восприятия, пространственного воображения.  Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.  Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что  лишнее?)  Устные упражнения с использованием дидактических игр. Основные виды упражнений для устных вычислений Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения  учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их  виды:               1)Нахождение значений математических выражений.               Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется  найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно  предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с  переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят  числовое значение полученного выражения.                            2)Сравнение математических выражений.                                      Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а  надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них  больше или меньше.  Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно  из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8 ∙ (10 + 2) = 8 ∙ 10 + … Выражения таких упражнений могут включать различный числовой  материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины.  Выражения могут быть с разными действиями.                                     Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических  знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о  неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков. 3) Решение уравнений.                                                                            Это, прежде всего простейшие уравнения (х + 2 = 10) и более сложные (15 ∙  х – 9 = 51)                                                                                   Уравнение можно предлагать в разных формах:                                                                 ­ из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?                                        ­ решение уравнения х ∙ 8 = 72;                                                                                                      ­ найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25                                                                      ­Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число   задумал Николай?                                                                                            Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение,  помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами  ар0ифметических действий. 4)Решение задач.                                                                                                      Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.  Эти  упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они  помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных  навыков. Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их  мыслительную деятельность. Формы восприятия устного счета 1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при  восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память,  поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень  полезны: они развивают слуховую память. 2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) –  запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо  выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух  наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении  выражений. 3) Комбинированный.                                                                                               ­обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка,  угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы  Microsoft Power Point).                                                                                             ­задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).                                ­упражнения в форме игры.  Пути и формы использования перечисленных  игр на уроках математики рассмотрены в работе В. П. Коваленко  “Дидактические игры на уроках математики”.   Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует  развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он  также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей  познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших  мотивов учебно­познавательной деятельности, развития логического  мышления, и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая  интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов  устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать  с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать  способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это ­ важнейшее условие сознательного усвоения  материала.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения  познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения  познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения  познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения  познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения  познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения  познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения  познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

“Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения  познавательного интереса к уроку математики”.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017