Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Оценка 4.6
Семинары
doc
искусство +1
Взрослым
26.04.2018
Систематическое отслеживание результатов образовательного процесса в хоре с целью управления его качеством, повышения эффективности, создания условий для развития и реализации творческих способностей учащихся посредством развития вокально-хоровых навыков и исполнительского мастерства.
Диагностика решает следующие задачи:
- анализирует процесс и результаты развития обучающихся;
- анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности), умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности;
- анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанности, глубину и силу нравственных убеждений, сформированность поведения).Систематическое отслеживание результатов образовательного процесса в хоре с целью управления его качеством, повышения эффективности, создания условий для развития и реализации творческих способностей учащихся посредством развития вокально-хоровых навыков и исполнительского мастерства.
Диагностика решает следующие задачи:
- анализирует процесс и результаты развития обучающихся;
- анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности), умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности;
- анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанности, глубину и силу нравственных убеждений, сформированность поведения).
диагн.doc
МБУДО ДМШ № 1
Тема
Использование современных технологий
диагностики образовательного процесса в
детском хоре
преподаватель МБУДО «ДМШ № 1»г. Новомосковск
Морева Лариса Петровна
г. Тула
2018 год ВВЕДЕНИЕ
Хоровое пение — искусство уникальное. Это действенное и со всех
сторон эффективное средство, способное охватить своим влиянием разное
общество. Есть много видов художественной деятельности, из которых
выделяют хоровое пение: доступный инструмент — голос, находящийся в
каждом из нас, слово, усиленное музыкальной интонацией и оттого
удваивающее силу воздействия — все говорит об уникальности этого
инструмента, духовнонравственного совершенствования общества.
С 90х годов ХХ века в педагогической науке и школьной практике
произошли существенные изменения, которые заключаются в том, что на
смену авторитарной педагогике, традиционной системе образовательного
процесса, приходит личностноориентированное обучение и воспитание,
индивидуальный и дифференцированный подходы в педагогической практике.
В связи с этим большое внимание уделяется комплексному изучению ребёнка
на основе реализации диагностической функции в деятельности педагогов.
В настоящее время в диагностику вкладывается несколько иной смысл,
заключающийся в определении не только результативных, но и
процессуальных показателей развития личности ребёнка.
Овладение диагностическими методиками значительно расширяет
психологическую компетентность педагога и становится условием его
профессионального роста и мастерства.
Таким образом,
дать теоретическое
представление о проблеме диагностики в хоровом коллективе и его
результатов и показать практические пути её решения.
цель данной работы
В данной работе предлагается один из возможных подходов к решению
проблемы оценки образовательных результатов в хоровом классе .
В музыкальную школу приходят
дети с совершенно разными
музыкальными способностями, прослушивание проводиться исключительно
для начальной диагностики учащихся, что бы в дальнейшем обучении знать,
первоначальную подготовку ребенка. Для эффективного и качественного
обучения учеников и выстраивается образовательный процесс развития
2 ребенка, потому возникла необходимость в диагностике результативности
образовательного процесса.
Объект исследования детский хор музыкальной школы г.
Новомосковска
Цель диагностики:
Систематическое отслеживание результатов
образовательного процесса в хоре с целью управления его качеством,
повышения эффективности, создания условий для развития и реализации
творческих способностей учащихся посредством развития вокальнохоровых
навыков и исполнительского мастерства.
Диагностика решает следующие задачи:
анализирует процесс и результаты развития обучающихся;
анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину
обученности), умение использовать накопленные знания, навыки, уровень
сформированности основных приемов мышления, владение способами
творческой деятельности;
анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень
воспитанности, глубину и силу нравственных убеждений, сформированность
поведения).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Диагностика. Её место в образовательном процессе.
Диагностика в педагогическом процессе понимается, как и привычный
нам термин "контроль в учебном процессе", в смысле прояснения всех
обстоятельств протекания дидактического процесса, точного определения
результатов последнего. Без диагностики невозможно эффективное
управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов,
определенных целями обучения. В последнее время в педагогической
литературе категорию "диагностирование обученности" рассматривают как
последствия достигнутых результатов обучаемости.
Как видно, в диагностику вкладывается более широкий и более
глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний и умений обучаемых.
Последняя, преимущественно, лишь констатирует результаты, не объясняя их
происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с
путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику
формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя
контроль, проверку, оценивание, мотивацию, проектирование, коммуникацию,
3 накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики,
прогнозирование дальнейшего развития событий.
Контроль и оценивание – замер результатов и показателей
достижений личности;
мотивация – выделение стимулов, мотивов, потребностей, которые
способствуют умственному, психическому и физическому развитию личности;
коммуникация – установление обратной связи между участниками
учебновоспитательного процесса;
анализ возможностей педагогов и учащихся подразумевает
осмысление достигнутых результатов в работе с ними и их коррекцию
проектирование – планирование конкретных путей достижения
результатов воздействия на личность учащегося;
прогнозирование– осуществление прогноза относительно ближних,
средних, дальних перспектив развития личности.
Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие
функции:
психотерапевтическую различные диагностические технологии
(рисунки, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют
позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
коррекционную – цель многих методик исправление девиантного
поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении
конкретных жизненных ситуаций;
развивающую – в ходе выполнения заданий ребенок получает
возможность творческого самовыражения и личностной активности.
Основные принципы диагностирования
1. Принцип систематичности.
Систематичность
заключается в том,
что регулярному
диагностированию подвергаются все обучающиеся хора на протяжении всего
срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах
педагогического процесса, от начального восприятия знаний до их
практического применения.
2. Принцип объективности
Объективность заключается в научно обоснованном содержании
диагностического инструментария ( заданий, вопросов и т.д), дружеском
отношении педагога ко всем обучающимся.
3. Принцип наглядности.
Принцип означает, что диагностирование проводится для всех
обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием
4 реализации принципа является объявление результатов диагностических
срезов, их обсуждение и анализ.
Педагогическая диагностика состоит из этапов:
Прогностическая диагностика (проводится при наборе или на
начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения
ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области,
личностные качества ребенка.
Текущая диагностика (промежуточная) проводится в течение года, чаще
в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания
ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это
проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений
качеств личности каждого ребенка.
Диагностика включает в себя три этапа:
I этап – организационный /подготовительный/ определяются цели,
объекты, направления (например, объектом может стать определенная группа
творческого объединения, а направление качество обучения)
II этап – практический (диагностический) выбор инструментария
Формы и методы диагностики
На занятиях в хоре применяются следующие виды диагностики:
Прослушивание (первичная, промежуточная, итоговая
диагностика)
Опрос (детей и родителей)
Наблюдение
Диагностическая карта учета индивидуального
продвижения ребенка
Сдача хоровых партий
Методика «Наши отношения» (автор Г.Н. Сибирцова)
Информационная карта результатов участия учащихся в
концертах,фестивалях, конкурсах разного уровня.
Остановимся на каждом из перечисленных видов диагностики.
ПРОСЛУШИВАНИЕ
Первичная диагностика проводится с целью определения качества
голоса учащихся.
Промежуточная диагностика проводится с целью
определения уровня музыкального развития учащихся, отбора
учащихся для участия в конкурсных и концертных программах
различных уровней.
5 Итоговая диагностика проводится с
определения
уровня сформированности основных музыкальных навыков, уровня
музыкального кругозора учащихся, наличия устойчивого интереса к
занятиям в хоре.
целью
ОПРОС.
Проводится регулярно в течение учебного года. Цель его — определить
степень заинтересованности учащихся и их родителей в занятиях в хоре, а
также выявить пожелания учащихся и родителей к усовершенствованию
образовательного и воспитательного процесса.
Для
этого
методики:
следующие
используются
методика
«Образовательные потребности» (разработанные анкеты для учащихся 611
лет и 1216 лет); методика «Ценностные ориентации» автор М. Рокич
(выявление наиболее важных жизненных ценностей учащихся); карта
самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом компетентности
учащегося, а также анкетаопросник для родителей. Полученные данные
могут стать основой для корректировки плана работы педагога с
родителями, а также помочь в планировании такой работы учреждения в
целом.
НАБЛЮДЕНИЕ
Проводится в течение учебного года. Оно помогает увидеть возникшие
проблемы во взаимоотношениях ученик — ученик, ученик — педагог.
Проводится с помощью дневника наблюдений.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
УЧЕТА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ РЕБЕНКА
КАРТА
Для того, чтобы педагог мог видеть, как развивается его ученик, над чем нужно б
ольше поработать, какие пробелы в развитии нужно устранить в первую
очередь, на что обратить особое внимание, ему необходима данная карта.
Диагностическая карта заполняется на каждого ребенка индивидуально.
СДАЧА ХОРОВЫХ ПАРТИЙ
Проводится на любом этапе разучивания музыкальных произведений,
а также перед выступлениями хора. Данный вид диагностики позволяет
определить степень освоения воспитанниками изучаемых произведений,
таких, как русская и зарубежная классика, народная музыка, духовные
произведения, современные песни.
МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ» (автор Сибирцова Г.Н.)
Цель
проведения
степень
удовлетворенности обучающихся различными сторонами жизни хора. Те
суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об
определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение
методики —
выявить
данной
6 конкретного ребенка показывает, как ощущает он себя в системе этих
отношений.
УЧАСТИЕ В КОНЦЕРТАХ И КОНКУРСАХ
Динамика результативности участия обучающихся в концертах
и конкурсах отслеживается
карты
результатов участия учащихся в концертах, фестивалях и конкурсах разного
уровня».
«Информационной
помощью
с
Технология обработки и система оценивания полученных данных
Результаты
исследований
фиксируются
диагностических
на
диагностических листах и картах.
Каждая диагностическая методика содержит свои критерии, по
которым определяется уровень освоения образовательной программы.
По некоторым показателям — «Прослушивание», «Экзамен», «Карта
самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом компетентности
учащегося» — используется шкала от 1 до 5ти баллов.
По другим диагностикам —«Динамика
результативности
освоения образовательной программы» — применяется трёхуровневая
система оценивания — низкий, средний, высокий уровни.
Особенности диагностики в детском хоре.
Начальная диагностика музыкальных данных осуществляется при
поступлении ребёнка в музыкальную школу. Далее периодическое
прослушивание воспитанников хорового коллектива является важнейшим
этапом его формирования и творческого развития, достижения высокой
результативности. Результаты прослушивания систематически фиксируются
в диагностических картах(приложение 1).
Периодичность проведения диагностики музыкального развития: в
течение учебного года.
Фиксация результата производится 2 раза в год – в сентябре и в мае
по каждому году обучения.
Таким образом, имея полные, систематические данные, есть
возможность проследить динамику усвоения обучающимися образовательной
программы на разных этапах обучения (на каждом году обучения, на
промежуточном этапе и за весь период освоения программы).
Качественные показатели.
За основу взяты отдельные,самые необходимые показатели, а именно:
певческие навыки: интонация, дикция, артикуляция, дыхание,
звуковедение, тембр, динамика;
теоретические знания: дифференциация элементов музыкального
языка на слух (определение звуковысотности, определение направления
7 движения мелодии, регистры, типы движения мелодии, динамические
оттенки, темпы, ритм);
художественноартистические навыки: эмоциональная отзывчивость на
музыку различного характера, способность в мимике, жестах, пластике
передавать свои чувства и переживания, вызванные произведением, умение в
пении изобразить героев произведения, их чувства, характер, настроение.
Характеристика уровня освоения:
высокий уровень – навык развит хорошо, четко выражен, владение им
проявляется стабильно в произведениях разного уровня сложности
достаточно высокий владеет навыком хорошо, но произведения
повышенного уровня сложности в отношении данного навыка вызывают
затруднения в процессе освоения
средний уровень – навык выражен нечетко, владение им проявляется
эпизодически
ниже среднего – владение навыком проявляется редко в
произведениях ( фрагментах) низкого уровня сложности
низкий уровень навыком не владеет, самый незначительный результат
требует больших эмоциональных и временных затрат.
Все выше перечисленные качественные характеристики условно можно
отразить по 10балльной шкале:
910 баллов – высокий уровень
78 баллов – достаточно высокий уровень
56 баллов – средний уровень
34 балла ниже среднего уровня
12 балла – низкий уровень
Рассмотрим подробнее критерии оценивания различных певческих
навыков.
Чистое
интонирование
Дикция
Показатели певческого голоса
Артикуляция Дыхание
Звуковедение
Тембр,
динамика
Певческие навыки:
1. Интонация
высокий уровень точное детальное воспроизведение всех
интонационных элементов мелодии
достаточно высокий интонирует чисто, трудности вызывают
мелодические фрагменты в быстром темпе, широкие скачки, хроматические
элементы в мелодии
средний уровень диапазон интонирования ограничен небольшим
объемом, тенденция к приблизительному интонированию мелодических
трудностей
8 ниже среднего интонирует в примарной (разговорной) зоне, выход за
ее пределы осуществляется лишь за счет приемов звукоподражания
низкий уровень интонационная база – речевая 23 звука (говорит, не
поёт)
2. Дикция
высокий уровень – быстрое, четкое, краткое произнесение согласных в
любом темпе, регистре
достаточно высокий владеет навыком четкого произношения,
исключение группы согласных, быстрый темп
средний уровень – недостаточная активность мышц артикуляционного
трудность вызывает четкое произнесение парных
аппарата,
согласных( «размытость» звонкие глухие)
ниже среднего – вялое произнесение согласных, дикционные задачи
решаются в произведениях низкого уровня сложности: умеренный темп,
средний регистр, простой ритмический рисунок)
низкий уровень дефекты произношения согласных, вялость мышц,
разговорная манера
3. Артикуляция
высокий уровень – активность мышц артикуляционного аппарата
( язык, мягкое небо, губы, нижняя челюсть свободны), гласные объемные,
долгие
достаточно высокий владение навыком стабильное, определенные
трудности вызывают произведения в быстром темпе
средний уровень – ленность артикуляционного аппарата, владение
навыком эпизодическое, отсутствует единая манера формирования гласных
(один и тот же гласный звук формируется поразному)
ниже среднего – контроль над оформлением гласных присутствует
только на этапе распевания, явные дефекты формирования гласных: зажат
артикуляционный аппарат, либо чрезмерное открывание рта, вякающая
манера исполнения
низкий уровень навыком певческой артикуляции не владеет, переносит
способы формирования гласных из бытовой речи.
4. Дыхание
высокий уровень владеет опертым дыханием, вдох: короткий,
бесшумный; тело в состоянии покоя; выдох: осуществляет контроль над
продолжительностью
достаточно высокий вдох и выдох физиологически правильные,
недостаточно освоил навык распределения дыхания во фразе
средний уровень – контроль за правильностью вдоха и выдоха,
продолжительностью и ровностью выдоха проявляется эпизодически
ниже среднего – вдох, выдох шумные, дыхание ключичное (поднимает
и опускает плечи), прерывистое
9 5. Звуковедение
высокий уровень владеет основными приемами звуковедения: legato
(плавно), staccato (отрывисто)
достаточно высокий испытывает трудности в произведениях
большого объема с использованием одного типа звуковедения
средний уровень – владение навыком проявляется в произведениях
небольшого объема, диапазона, умеренного темпа
ниже среднего – размыты границы между типами звуковедения
низкий уровень навыком не владеет, не способен исполнять мелодию
плавно или отрывисто (разговаривает)
6. Тембр
высокий уровень – голос тембрально окрашен, гласные округлые, звук:
проявляется
прикрытый;
нерезкий,
полетный,
индивидуальная окраска голоса
легкий,
светлый,
достаточно высокий самостоятельно решает тембральные задачи,
трудность вызывает оформление гласных в высоком регистре
средний уровень – индивидуальный тембр прослушивается в
распевках, в произведениях проявляется нестабильно
ниже среднего – проявляется речевая окраска голоса, либо
устойчивая, подражательная манера тем или иным исполнителям
низкий уровень навыком не владеет, характер тембра приближен к
бытовой речи, звук зажат, не оформлен
7. Динамика
высокий уровень владеет подвижной динамикой, звук не форсирует,
отсутствуют параллелизмы ( выше значит громче, ниже значит тише)
достаточно высокий навыком владеет, трудность вызывают
фрагменты, включающие внезапную смену динамических оттенков
средний уровень владеет средней звучностью, при усилении силы
звука переходит на крик, при ослаблении – на шепот
ниже среднего исполняет только очень тихо (физиологически:
недостаточно развита голосовая мышца, психологически: застенчивосить)
низкий уровень средней звучностью не владеет, развиты параллелизмы.
В хоре школы проходит диагностика развития голосовых данных
учащихся, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у
детей.
Были определены три уровня развития певческого голоса:
Высокий: учащийся понимает и выполняет задание правильно,
самостоятельно, используя известную технологию звукоизвлечения, голос
имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный
аппарат, чисто интонирует, дыхание правильное, без шума.
10 Средний: учащийся правильно понимает задание, действует по
словесному указанию, голос имеет не ярко выраженную тембровую окраску
(сип), речь внятная, артикуляционный аппарат средней активности,
интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога.
Низкий: учащийся затрудняется в выполнении задания с помощью
педагога, речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в
чистом интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.
Учитывая вышеописанные результаты убедились, что необходимо выбрать
эффективные педагогические подходы, при которых детский певческий голос
формировался бы более успешно. Широкую возможность для этого
представила система занятий с использованием голосовых тренингов, которые
заложены в различных методах развития голоса :
На основе данных, полученных в ходе диагностики, были
сформулированы задачи практической работы с учащимися:
Развивать у детей певческий голос по основным показателям: широта
диапазона, чистота интонирования, сила голоса, напевность звука, певческое
вибрато, певческая акустика ротоглоточных полостей, дикция, дыхание.
Образовательный результат можно определить как итог
(промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и
ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной
образовательной программе.
Результативность
– это степень соответствия ожидаемых
(нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.
Вывод:
Диагностика позволяет систематизировать и наглядно
оформить наши представления о детях, которые у нас занимаются,
организовать деятельность с использованием методов, максимально
раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики
позволяет педагогу подобрать эффективные способы организации детского
коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса. В
идеале для каждой программы необходимо создавать комплекс
диагностических методик, отвечающих целевым установкам образовательной
программы.
11 Место и роль диагностики в образовательном процессе
Использование данных диагностических материалов позволяет
педагогу
эффективно оценивать качество образовательного и
объективно и
воспитательного процессов с точки зрения всех его участников (педагог,
учащийся, родитель) на любом уровне обучения учащихся , оценивать уровень
развития их творческих способностей, сделать соответствующие выводы
и на их основе вносить коррективы в свою дальнейшую педагогическую
деятельность.
Опыт реализации представленной диагностики
Данные диагностические методики применяются на занятиях в
хоре на протяжении двух лет.
Применение
этих методик показало их
целесообразность и
оправданность. Данные методики помогают увидеть, каким образом
развиваются музыкальные способности
слух,
музыкальная память, музыкальный и общий кругозор.
детей: музыкальный
Также по этим методикам можно отследить, насколько возрос
интерес к занятиям в хоре и интерес к музыке в целом.
методики
Предложенные
только
результаты освоения образовательной программы, но и личностные изменения
учащихся: взаимоотношения в коллективе, уважительное отношение друг к
другу, к педагогу, их ценностные ориентации.
позволяют
отследить
не
Таким
образом,
педагогическая
призвана
оптимизировать процесс индивидуального обучения учащихся в хоре, вовремя
выявить причины их затруднений как в предметной, так и личностной сферах,
помочь устранить их, а также обеспечить правильное определение
результатов обучения учащихся и способствовать выявлению потенциальных
возможностей их развития.
диагностика
Сфера деятельности, результаты которой учитываются в рамках
данной диагностики
Данные диагностические материалы могут быть использованы
педагогами хоровых коллективов музыкальных школ. Некоторые методики,
такие как «Прослушивание»,
«Динамика результативности освоения
образовательной программы», методика «Ценностные ориентации» М.
Рокича, «Карта самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом
компетентности учащегося»,«Информационнаякарта результатов участия
учащихся в концертах, фестивалях и конкурсах разного уровня», «Опрос»,
«Наблюдение»
педагогами таких
музыкальных специальностей, как игра на баяне, аккордеоне, балалайке.
использованы
могут
быть
12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе подготовки данной работы были проанализированы различные
источники информации по данной теме. В результате были максимально
сконцентрированы теоретические сведения по
важной проблеме
педагогической деятельности – диагностике образовательного процесса и его
результатов. Были намечены практические пути разрешения поставленной
проблемы для хоровых коллективов в системе дополнительного образования
детей. Предложенные практические приложения помогут не только
педагогаммузыкантам правильно проводить диагностику деятельности
своего хорового коллектива, но и позволят грамотно разработать собственные
диагностические материалы к программам.
Спектр областей диагностики образовательного процесса и
диагностических методик достаточно велик. В работе лишь обозначены, но не
затронуты глубоко такие аспекты учебновоспитательной деятельности как:
образовательные потребности,
ценностные ориентации
обучающихся, работа с родителями, удовлетворённость программой
деятельности всеми участниками образовательного процесса.
самооценка,
Список использованной литературы
деятельность (словарьправочник) приложение
1. Диагностическая
к методическим
рекомендациям «Диагностическая деятельность в
учреждениях дополнительного образования детей». Авторсоставитель:
Н.В. Смирнова. СанктПетербург, 2006. 33 с.
2. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении
дополнительного образования детей. М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.
72 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»)
3. Роль
диагностики
в педагогическом процессе учреждений
дополнительного образования. К курсу повышения квалификации
специалистов УДО
аттестации». Раздел
«Диагностика». СанктПетербург, ГДТЮ, 2001. 50 с.
«Актуальные проблемы
4. Информационнометодический бюллетень № 6. СанктПетербург, 2007.
13 5. Квалификационные характеристики должностей работников
образования. Режим доступа: http:
6. Методика М.
«Ценностные ориентации». Режим
. r g. r u/2010/10/20
/ / www
/ tea
c h e r d o k.html
Рокича
доступа: http:
/ /a z p s . r u/te
s t s /t e s t s _ r okich.html
7. Технология личностноориентированного обучения. Методические
основы построения личностно ориентированного урока.
Режим доступа: http:
/ /ped
s ovet.o
r g/compon
e nt/option,com
8. Личностно ориентированное обучение. Режим доступа:
http:
ob u ch e nie
/ / l ib s i b. r u / p e d a gogika/p
r ot s e s s obuch
e n i y a /lichno
s tn o o r ienti
r ov a nnoe
Приложения.
1) Диагностические материалы
2) Методика «Образовательные потребности»
3) Методика «Ценностные ориентации»
4) ТЕСТ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКИ И ВОКАЛУ
5) Таблица «Мониторинг результатов обучения
ребенка по дополнительной образовательной программе»
6) Таблица «Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы»
14 диагностические
материалы
ПРОСЛУШИВАНИЕ
Диагностический лист сентябрь
20___ год
ФИО
учащегося
Музыкальный
слух
Ритм
Музыкальная
память
Интонация Интерес к
занятиям
Музыкальный
кругозор
Количество баллов (от 1 до
15 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Диагностический
лист февраль
20___ года
ФИО
учащегося
Музыкальный
слух
Ритм Музыкальная
память
Количество баллов (от 1 до 5)
Музыкальный
Интонация Интерес к
занятиям
кругозор
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
сентябрь
февраль
Сравнительный анализ
показателей в баллах (по общему
количеству баллов)
Музыкальный
слух
Ритм
Музыкальн
ая память
Интонация Интерес к
занятиям
Музыкальны
й кругозор
Диагностический лист
16 Методика «Образовательные потребности»
6 11
лет Дорогой друг!
1. Внимательно прочитай предложенные ниже утверждения и отметь любым значком свой
выбор.
Анкета для
у чащи
х ся
Вариант ответа
Твое
мнение
занимаюсь в школе за компанию с другом, друзьями
хочу узнать новое, интересное для себя
мне интересно то, чем мы занимаемся в хоре
хочу занять свое время после школы
мне нравится педагог
мне нравиться выполнять творческие задания, придумывать и
хочу научиться чтото делать сам
создавать чтото новое
хочу узнать о том, что не изучают в школе
занятия здесь помогают мне становиться лучше
занятия в коллективе помогают мне преодолеть
трудности в учебе
мне нравится общаться с ребятами
мне нравится выступать на концертах, конкурсах
здесь замечают мои успехи
меня здесь любят
твой вариант
2. Благодаря занятиям в хоре я: (отметь любым знаком варианты ответов, которые
соответствуют твоему мнению)
Вариант ответа
Твое мнение
узнал много нового, интересного, полезного
стал лучше учиться
приобрел новых друзей
стал добрее и отзывчивее к людям
научился делать чтото новое самостоятельно
твой вариант
Фамилию, имя
_______________________________
17
Н а п и ш и , п ожа
л у йста: Методика «Ценностные ориентации»
Автор: Милтон Рокич
Дорогой друг!
Каждый человек выбирает для себя наиболее важные жизненные ценности и стремится к
ним.
Выбери, пожалуйста, из приведенных ниже характеристик жизненных ценностей те, которые
являются важными для тебя, и пронумеруй их по степени важности от 1 до 15 в соответствии
с твоими предпочтениями.
Степень
Ценности
Материально обеспеченная жизнь
Свобода, независимость, самостоятельность
Здоровье
Образование, общая культура
Семья
Дружба
Творчество
Работа, трудолюбие, исполнительность
Познание, интеллект (умственные
Духовность
Честность, принципиальность, чистая совесть
Самодисциплина, самоконтроль
Развлечения, приятное времяпровождение
Забота о всеобщем благе
Человеческое общение
Что еще:
Сообщи, пожалуйста, о себе:
1.Твой возраст:________________
2.Занимаешься ли ты в какихнибудь коллективах, студиях, секциях (нужное подчеркни)
да, нет
3.Если занимаешься, то сколько
лет______________________ 4.Нравится ли тебе заниматься
(нужное обведи)
Нет
Да
Не всегда
5.Что бы тебе хотелось изменить (отметь любым знаком):
а)форму
занятий_________________________________________________________________
б)содержание занятий_____________________________________________________________
в)чтото ещё_____________________________________________________________________
6.Как ты считаешь, меняется ли благодаря дополнительному образованию твой
духовный мир (отметь любым знаком):
а)да, меняется очень
сильно______________________________________________________ б)меняется
незначительно________________________________________________________ в)никак не
изменился____________________________________________________________ г)твой
вариант__________________________________________________________________
18 Спасибо!
19 ТЕСТ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКИ И ВОКАЛУ
1. Слово вокал переводится, как…
А) пение
Б) голос
В) музыка
2. Ансамбль – это…
А) группа спортсменов
Б) группа певцов
В) группа плавцов
3. Исполнение forte это :
А) громко
Б) тихо
В) весело
4. Плавное, связное исполнение – это :
А) non legato
Б) staccato
В) legato
5. Скорость исполнения музыкального произведения это :
А) тембр
Б) темп
В) динамика
6. Тембр – это:
А) скорость исполнения
Б) индивидуальная окраска звука
В) высота звука
7. Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и
акцентов называется:
А) метром
Б) музыкальным строем
В) ритмом
8. временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в
целом или какойлибо его части или отдельного голоса это :
А) такт
Б) пауза
В) мелизм
9. Такт в музыкальном произведении это :
А) расстояние (количество долей) между двумя сильными долями.
Б) культурное исполнение произведения
В) скорость исполнения произведения ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………...……………2
Глава 1Основная часть ……..………………………………………………. 3
1.1. Диагностика. Её место в образовательном процессе……….. …………3
1.2. Основные принципы диагностирования………………………………….4
1.3. Формы и методы диагностики……………………………………………..5
1.4. Технология обработки и система оценивания полученных данных…….6
1.5. Особенности диагностики в детском хоре………………………………7
1.6. Место и роль диагностики в образовательном процессе ………………11
Заключение…………………………………………………………………….12
Список литературы …………………………………………………………..13
Приложения……………………………………………………………………14
21
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Использование современных технологий диагностики образовательного процесса в детском хоре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.