"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"
Оценка 5
Семинары
doc
русский язык
2 кл
16.02.2018
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.
Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество».
В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Можно сказать короче: творчество есть создание нового и значимого продукта. Областей человеческой деятельности много: наука, техника, искусство. Следовательно, существуют разные виды творчества, и у каждого свой продукт.Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: учёный сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы.
использование проблемного диалога на уроках в начальной школе.doc
Соловьёва Сардана Коммунаровна,
учитель начальных классов высшей категории
МОБУ СОШ №21
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Использование технологии проблемного диалога
на уроках в начальной школе.
Технология проблемного диалога представляет собой современную
образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать
требования ФГОС.
Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие
«творчество».
Продуктом научного творчества являются новые знания о мире.
Продуктом технического творчества являются новые механизмы. Продуктом
художественного творчества является новое видение мира. Получается, история
человечества – это история научных открытий, технических изобретений,
художественных прозрений.
В наши дни центральной стала идея творческого обучения детей, особенно
– в обычной школе. Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? На
уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учёных и открывать
новые для себя знания.
Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество.
Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: учёный
сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или
затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу:
осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено
творчества – постановка проблемы. Затем нужна мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез.
Запускается второе звено творчества – поиск решения. Только строгая
проверка превращает верную догадку в решение, т.е. в новое знание.
Мысль в голове исследователя рождается «голенькой» и понятной ему
одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей.
Поэтому третье звено творчества – выражение решения. Это может быть
устное выступление для классной аудитории. Иначе говоря, последний этап
творчества – реализация продукта.
Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке
изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного
творчества.
Результаты применения технологии.
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания за
счёт познавательной мотивации, метода поиска решении – подлинное понимание
материала, продуктивные задания.
Традиционная методика не даёт
полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы урока не вызывает
к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимание, задания
оборачиваются бессмысленным зазубриванием. После проведения проблемного
диалога материал закрепляется быстро и легко.
Метапредметные результаты делятся на три группы: познавательные,
коммуникативные и регулятивные.
Познавательные действия: Побуждающий диалог развивает творческие
умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу.
Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать,
обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь.
Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются за счёт различных форм
обучения. Здесь нужно работать в парах, группах, школьники учатся слушать
другого, договариваться, распределять роли.
Регулятивные действия. Методы постановки проблемы развивают
целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому
что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с
учебником.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера,
мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает
такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца,
а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения. Отношения
сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к
людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной
жизненной позицией, нарастанию недовольства учением и школой.
Таким образом технология проблемного диалога действительно
обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным
средством реализации ФГОС.
Источники
1. Сыропятова Г.И. Технология проблемного обучения на уроках в
начальной школе. М., 2007г.
2. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО/
Мельникова Е.Л. – М.: Баласс, 2011 г. (Образовательная система «Школа 2100»)
"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"
"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"
"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.