"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"
Оценка 5

"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"

Оценка 5
Семинары
doc
русский язык
2 кл
16.02.2018
"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Можно сказать короче: творчество есть создание нового и значимого продукта. Областей человеческой деятельности много: наука, техника, искусство. Следовательно, существуют разные виды творчества, и у каждого свой продукт.Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: учёный сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы.
использование проблемного диалога на уроках в начальной школе.doc
Соловьёва Сардана Коммунаровна,  учитель начальных классов высшей категории МОБУ СОШ №21  г. Якутск, Республика Саха (Якутия) Использование технологии проблемного диалога   на уроках в начальной школе. Технология   проблемного   диалога  представляет   собой   современную образовательную   технологию   деятельностного   типа   и   позволяет   реализовать требования ФГОС. Для   технологии   проблемного   диалога   ключевым   является   понятие «творчество». Продуктом   научного   творчества   являются   новые   знания   о   мире. Продуктом   технического   творчества   являются   новые   механизмы.   Продуктом художественного творчества является новое видение мира. Получается, история человечества   –   это   история   научных   открытий,   технических   изобретений, художественных прозрений.  В наши дни центральной стала идея творческого обучения детей, особенно – в обычной школе. Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? На уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания. Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество. Всё   начинается   с   возникновения   проблемной   ситуации:   учёный сталкивается   с   противоречием   и   испытывает   чувство   удивления   или затруднения.   Приходится   выполнить   конкретную   мыслительную   работу: осознать   противоречие   и   сформулировать   вопрос.   Таково  первое   звено творчества – постановка проблемы. Затем   нужна   мыслительная   работа   по   выдвижению   и   проверке   гипотез. Запускается  второе   звено   творчества   –   поиск   решения.   Только   строгая проверка превращает верную догадку в решение, т.е. в новое знание. Мысль   в   голове   исследователя   рождается   «голенькой»   и   понятной   ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому  третье звено творчества – выражение решения.  Это может быть устное   выступление   для   классной   аудитории.   Иначе   говоря,   последний   этап творчества – реализация продукта. Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.  Результаты применения технологии. Предметные результаты  проблемного диалога – качественные знания за счёт познавательной мотивации, метода поиска решении – подлинное понимание материала,   продуктивные   задания.     Традиционная   методика   не   даёт   полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы урока не вызывает к   ней   интереса,   сообщение   знания   не   гарантирует   его   понимание,   задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. После проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко. Метапредметные   результаты  делятся   на   три   группы:   познавательные, коммуникативные и регулятивные. Познавательные  действия:   Побуждающий   диалог   развивает   творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать.   Оба   вида   диалога   и   все   продуктивные   задания   развивают   речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные   действия  осваиваются   за   счёт   различных   форм обучения. Здесь нужно работать в парах, группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. Регулятивные   действия.  Методы   постановки   проблемы   развивают целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Личностные результаты  проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а   не   исполнителя   усиливает   познавательную   мотивацию   учения.   Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.   Традиционное   же   обучение   способствует   возникновению   пассивной жизненной позицией, нарастанию недовольства учением и школой. Таким   образом   технология   проблемного   диалога   действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС. Источники 1. Сыропятова Г.И. Технология проблемного обучения на уроках в  начальной школе. М., 2007г. 2.   Технология   проблемного   диалога   как   средство   реализации   ФГОС   НОО/ Мельникова Е.Л. – М.: Баласс, 2011 г. (Образовательная система «Школа 2100»)

"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"

"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"

"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"

"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"

"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"

"Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018