Предложения и советы учителя физики ________
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО МУЛЬТИМЕТРА В
В настоящее время при выполнении лабораторных работ, демонстраций и экспериментов в курсе физики средней школы используются обычные, надо сказать, безнадёжно устаревшие вольтметры, амперметры, омметры и другие приборы, которые нигде в практик кроме, как в школе, не используются. Тем временем на дворе век нано технологий. Поэтому весьма полезно научить школьников, проверять исправность (неисправность) радиодеталей, пользоваться при выполнении лабораторных работ и постановке демонстраций и экспериментов цифровым мультиметром. В нашей школе приобретены и используются на практике цифровые мультиметры.
Покажем, как проверять некоторые радиодетали цифровым мультиметром.
1. При проверке исправности резистора мультиметр переводят в режим работы омметра. Для этого чёрный провод подключают к гнезду «COM», красный – к гнезду «VΩмА». Переключатель режимов работы устанавливают в положение сектора Ω, которое соответствует значению сопротивления резистора, и измеряют сопротивление. При этом (как и в других случаях) не следует касаться руками металлических наконечников щупов, иначе появится ошибка в показаниях на дисплее мультиметра.
2. Проверка исправности конденсатора осуществляется в режиме омметра. Переключатель функций устанавливают в положение 2000 k. Касаясь щупами выводов конденсатора, измеряют сопротивление. Затем меняют щупы местами и вновь измеряют сопротивление. В обоих случаях оно должно быть большим (ведь конденсатор не пропускает ток) – на дисплее мультиметра остаться цифра 1. Если сопротивление конденсатора мало, это означает, что он не исправен.
3. Проверка исправности полупроводникового диода проводится следующим образом. Диоды проверяют при двух полярностях подключения омметра в режиме пробника. Для этого подключают чёрный провод к гнезду «COM», а красный – к гнезду «VΩмА». При этом полярности (когда красный провод соединён с анодом диода), если зуммер зазвенит, а при обратном - нет.
1
4. Обмотки трансформаторов, катушек индуктивности, головных телефонов, динамических головок проверяют при установке переключателя режимов в положение «200» сектора «Ω».
При постановке экспериментов важно, чтобы учащиеся выходили к демонстрационному столу и сами (как при выполнении лабораторных работ) выполняли демонстрации или эксперименты с использованием мультиметра и других приборов. При выполнении лабораторных работ целесообразно приборы и материалы выдавать каждому ученику, а не как обычно, один комплект на два ученика. Это даёт возможность каждому ученику вырабатывать умения и навыки работы с приборами и учит их самостоятельности.
Д.П. БОГАЕВ, учитель физики
МОКУ «Бага-Чоносовская СОШ им. Боован Бадмы»
Республики Калмыкия
Литература
Ж. «Физика в школе», 2003, № 5, с. 71.
2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.