"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Оценка 4.9

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
дефектология
Детсад
22.04.2017
"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Каким будет этот старт для выпускников детского сада во многом зависит от нас, педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.doc
Исследовательский проект. «Использование приемов здоровьесберегающих технологий, как средство  профилактики дислексии» Введение «Чтобы сделать ребёнка  умным и рассудительным,  сделайте его крепким и здоровым». Ж.ЖРуссо Самый   драгоценный   дар,   который   человек   получает   от   природы   – здоровье.  В соответствии с  Новым ФЗ    «Об образовании  в РФ»   (гл.7ст.64) «Дошкольное   образование   направлено   на   формирование   общей   культуры, развитие   физических,   интеллектуальных,   нравственных,   эстетических   и личностных   качеств,   формирование   предпосылок   учебной   деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» Задача  укрепления  здоровья  детей рассматривается  как  важное  условие  их разностороннего развития и обеспечения их нормальной жизнедеятельности.   Здоровье   человека   ­   тема   для   разговора   достаточно   актуальная   для   всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. В связи с этим в   настоящее   время   все   более   востребованными   становятся   такие педагогические   технологии,   которые   помимо   педагогического   эффекта предполагают сбережение здоровья детей.  Успешность   обучения   в   школе   определяется   уровнем   состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения.  Каким будет этот старт для выпускников детского сада  во   многом  зависит  от   нас,  педагогов,   работающих   с   детьми дошкольного возраста. Многие серьёзные проблемы учебной деятельности связаны с особенностями анатомического   строения   мозга   и   его   функционирования.   Два   полушария головного мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы   как   по   своим   размерам,   так   и   по   функциям.   Между   двумя полушариями   существует   анатомическая   связь   мозолистое   тело.   Для слаженной совместной работы обеих полушарий, требуется функциональная их   связь.   Функциональная   связь   полушарий   формируется   в   период младенчества. Именно период ползанья является важнейшим этапом для её полноценного   формирования.   Уже   в   младенческом   возрасте   (в   процессе деятельности тела) закладывается качество взаимодействия полушарий мозга. Если   же   период   ползанья   у   ребенка   сокращен,     двигательная   активность ребенка невысока или в развитии вообще «выпал» этот период (малыш встал и пошел), то в дальнейшем появляется измененный сознательный контроль за действиями   тела.   В   наиболее   тяжелых   случаях   такой   ребенок   похож   на сороконожку,   которая   раздумывает,   с   какой   ноги   пойти.   В   этом   случае активность одного из полушарий «выключается», блокируется деятельность другого   полушария.   Мозолистое   тело   становится   своеобразным   барьером, разделяющим одно полушарие мозга от другого и каждое из полушарий от одноименной половины тела. Вследствие чего у такого ребенка нарушается взаимодействие мозга ­ координация полушарий отсутствует. Каждое из способов взаимодействия полушарий мозга, возникнув в детстве, позднее   закрепляется   и   сказывается   на   всей   деятельности   ребенка­как физической, так и интеллектуальной. Если у малыша сформирована совместная деятельность полушарий, то это становится полноценной основой дальнейшего развития и успешного обучения ребенка.   Если   взаимодействие   между   полушариями   отсутствует,   то   это становится   препятствием   и   дефектной   основой   дальнейшего   развития   и обучения   ребенка.   Кроме   того,   такой   ребенок   испытывает   трудности   в обучении, которые сказываются на его нервно­ психическом здоровье. Проблема   дислексии   у   детей,  может   быть   решена,   если   в   процессе   жизни используется   работа   целостного   мозга.   Специальные   двигательные упражнения,   направленные   на   переобучение   работы   мозга,   дают   человеку возможность   задействовать   те   участки   мозга,   которые   раньше   не   были задействованы в познании.  Основная часть   Н.И.Жинкин,   научно­теоретические Методологическими   основами  исследования   являлись   положения философии   и   психологии   о   языке   как   важнейшем   средстве   общения   и познания   (Л.С.Выготский,   С.Д.Кацнельсон,   А.Р.Лурия,   А.Н.Соколов), концепция речевой деятельности как сложного системного функционального   А.Р.Лурия); единства   (Л.С.Выготский, фундаментальные   и нейропсихологические   положения   о   системной   организации   высших психических   функций   (П.К.Анохин,   Л.С.Выготский,   А.Р.Лурия);   принципы общей   и   специальной   психологии   и   педагогики   о   единстве   речевого   и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский,   Л.С.Выготский,   А.В.Запорожец,   А.Н.Леонтьев,   А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн). Учения о нарушениях чтения существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.   А.А.Леонтьев,   нейрофизиологические По   данным   различных   авторов,   распространенность   нарушений   чтения среди   детей   с   нормальным   интеллектом   довольно   велика.   В   европейских странах насчитывается до 10% детей с дислексиями: по данным З.Матейчека ­ 2­4 %, по данным Б.Хальгрена ­ до 10%, по данным Р.Беккер, нарушения чтения   наблюдается   у   3%   детей   начальных   классов   массовой   школы,   по данным А.Н.Корнева­ 4,8%. Интерес   к   проблемам   раннего   предупреждения   и   коррекции специфических нарушений чтения (дислексии) у детей обусловлен тем, что чтение   как   деятельность   играет   важную   роль   в   жизни   человека:   оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает  общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.  Анализ   литературных   источников   позволил   нам   выделить   компоненты функционального базиса чтения, от состояния которых в наибольшей степени зависит   готовность   к   овладению   начальными   навыками   чтения:   словарный запас,   грамматический   строй   речи,   произношение   звуков   и   слов   сложного слогового   состава,   фонематические   процессы,   зрительное   и   акустическое восприятие, слухоречевая и зрительнопредметная память, конструктивный и динамический праксис, внимание.(Смотри приложение № 1 «Функциональные базисы чтения») Цель   исследования:  Создание   системы   работы   по   профилактике, предупреждению и коррекции дислексии в соответствии ФГОС дошкольного образования.   Объект исследования: Дети старшего дошкольного возраста с ОНР с  отклоняющимся генезисом компонентов функционального базиса чтения. Предмет исследования: Приемы кинезиотерапии доступные детям старшего  дошкольного возраста. Гипотеза исследования: Устранение трудностей в учебе, в  частности возникновения дислексии, у детей с ОНР старшего  дошкольного возраста посредством слаженности в работе левого и  правого полушария  Задачи:  1. Осуществить   обследование   компонентов   функционального   базиса чтения у старших дошкольников с речевыми нарушениями. 2. Обосновать эффективность приемов кинезиотерапии для профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать   систему   работы   по   коррекции   дислексии   приемами здоровьесберегающих технологий. Методы: Для   решения   поставленных   задач   использовались   следующие   методы исследования:   изучение   и   анализ   отечественной   и   зарубежной   научно­ методической литературы; обобщение практического опыта работы в ДОУ; педагогическое наблюдение; анализ медицинских карт детей;  двигательные, наглядные, словесные, количественный и качественный анализ. Планируемый результат: Выявление и устранение предпосылок дислексии у детей старшего дошкольного возраста до начала обучения в школе. Этапы работы. Название этапов. Сроки Ответственны Результат Форма выполнени й я Сентябрь 2013­ сентябрь 2014 года Учитель­ логопед Изучены нормативные  документы и литература по проблеме дислексии. Учитель­ логопед,,воспи татели 2.Разработана стратегия  коррекции дислексии у  дошкольников с  речевыми нарушениями  приемами  здоровьесберегающих  технологий с участием  логопеда, воспитателей  и родителей. (Смотри  приложение № 10) Подготовительный: 1.Изучение нормативных документов литературы проблеме здоровьесбережения и дислексии.     и по     2.Разработка перспективного планирования 10), (Пиложение создание   картотеки упражнений для релаксации (Приложение 5), картотеки дыхательных упражнений 6), (Приложение картотеки   телесных упражнений (Приложение7), картотеки   растяжек (Приложение 8),  адаптированный вариант   для   детей старшего дошкольного возраста «Программы формирования нейропсихологическо го пространства проблемного ребенка» (Приложение 9)   3.Подготовка необходимого оборудования. Основной Учитель­ логопед Родители 3.Приобретены велосипеды, батут. 1.Обследование детей  май   2015 май2016 Учитель­ логопед 1.Облследование   детей старшего   дошкольного возраста.  2.Ознакомление педагогов   с   научно методической литературой. 3.Ознакомление родителей   с   научно методической литературой. 2.Познакомила  педагогов через  методическое  объединение внутри  ДОУ с литературой по  здоровьесберегающим  технологиям. 3.Познакомила  родителей через  консультирование с  комплексами 4.Ежедневные занятия   с   детьми согласно перспективному плану сентябрь 2015 ­  май2016 Учитель­ логопед, воспитатели, родители упражнений по  кинезиотерапии для  проведения их дома. 4.Ежедневное  выполнение  мероприятий согласно  перспективному и  календарному плану. Итоговый: 1.Повторное обследование   детей старшего дошкольного возраста   в   конце проекта.   2. Презентация проекта   родителям подготовительной   к школе группы. Май 2016 Учитель­ логопед 1.Провела   итогового обследования детей старшего   дошкольного возраста   2.Ознакомление родителей   с   итогами работы по теме проекта. Результат исследования: Опираясь на  результаты итоговой диагностики (май 2016 года) можно  сделать следующие выводы. В результате проведенных коррекционно­ профилактических мероприятий в экспериментальной группе, отмечается  увеличение числа успешно справившихся с заданиями детей. Так, по тестам  “Рядоговорение”, “Кулак­ребро­ладонь”, “Повторение цифр” и «Ритмы»  процент детей, со сформированными умениями и частично  сформированными, в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. В  тестах “Рядоговорение”, “Повторение цифр” и «Ритмы» в экспериментальной группе ни одного ребенка с несформированными умениями.(Смотри таблицу  №1) Таблица №1 Тесты Сформирован Частично Не ны сформированн сформированн Экспе рим. Гр. Контр . Гр Экспе рим. Гр. ы Контр . Гр ы Экспе рим. Гр. “Рядоговорение” “Ритмы” “Кулак­ребро­ладонь” “Повторение цифр” 87.5% 50% 12.5% 37.5% 75% 62.5% 25% 25% 87.5% 75% 12.5% 25% 75% 62.5% 25% 25% Контр . Гр 12.5% 12.5 12.5% В ходе исследования сенсомоторного уровня речи  были получены  следующие результаты:(Смотри таблицу №2) Таблица№2 Тесты Фонематиче­ское  восприятие Артикуля­ционная  моторика Звукопроиз­ношение Сформированность звуко­ слоговой структуры Сформирован Частично Не ны сформировнны сформированн ы Экспе рим. Гр. Контр . Гр. Экспе рим. Гр. Контр . Гр. Экспе рим. Гр. Контр . Гр. 62.5% 50% 37.5% 50% 87.5% 75% 12.5% 25% 87.5% 87.5% 12.5% 12.5% 62.5% 12.5% 37.5% 75% 12.5% Отмечается большая положительная динамика у детей  экспериментальной группы по тестам «Фонематическое восприятие»,  «Артикуляционная моторика» и «Сформированность звуко­слоговой  структуры». Особенно эффективным оказалось влияние  на развитие звуко­ слоговой структуры. Одинаковые улучшения тестовых показателей  наблюдается в отношении звукопроизношения – у большинства детей все  нарушенные звуки поставлены, многие находятся на этапе автоматизации. Таблица №3 Тесты Сформирован Частично Не ны сформированн сформированн ы Экспе рим. Гр. Контр . Гр ы Контр . Гр Контр . Гр Экспе рим. Гр. Экспе рим. Гр. 50% 37.5% 50% 62.5% 37.5% 37.5% 62.5% 62.5% 62.5% 50% 37.5% 50% 87.5% 50% 12.5% 50% Связная речь Словарь и  словообразование Грамматический строй Интеллектуальные  способности Анализируя таблицу №3 можно сделать вывод о том, что в ходе занятий у детей экспериментальной группы навыки  связной речи и грамматического строя   выше,   чем   у   детей   контрольной   группы.   По   развитию   словаря   и   Диагностика словообразованию   показатели   оказались   одинаковыми. интеллектуальных   способностей   показала   значительную   разницу   в результатах, в пользу детей входивших в экспериментальную группу. Заключение: Подводя итоги работы можно отметить, что эта тема мало изучена, поэтому в практике дошкольной логопедии эти приёмы используются недостаточно.  Необходимо донести до педагогов понимание необходимости использования  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Считаю,   что   здоровьесберегающее   технологии   основанные   на   движении способны устранить многие причины, затрудняющие процесс коррекции речи детей,   стимулировать   их   интеллектуальное   развитие,   а   также   решить множество проблем эмоционального плана. Развивая моторику, мы создаём предпосылки   для   коррекции   многих   психических   процессов.В   организме происходят   положительные   структурные   изменения.   Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Комплексы упражнений  включают в себя.           Растяжки,   дыхательные   упражнения,   глазодвигательные   упражнения, телесные   упражнения,   упражнения   для   развития   мелкой   моторики, упражнения на релаксацию.   мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).         Растяжки   нормализуют   гипертонус   (неконтролируемое   чрезмерное Упражнения   для   релаксациии   способствуют   расслаблению,   снятию         Дыхательные   упражнения   улучшают   ритмику   организма,   развивают   самоконтроль и произвольность.             Глазодвигательные   упражнения   позволяют   расширить   поле   зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и   языка   развивают   межполушарное   взаимодействие   и   повышают энергетизацию организма.   напряжения. Занятия   на   батуте   и   велосипеде   развивают   чувство   равновесия,   ритма   и межполушарное взаимодействие. Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект   для   повышения   умственной   работоспособности   и   оптимизации интеллектуальных   процессов.   Занятия   проводятся   в   эмоционально комфортной,   доброжелательной   обстановке,   если   есть   возможность   –   под спокойную   музыку.   Результативность     зависит   от   систематической   и кропотливой   работы.   С   каждым   днём   задания   могут   усложняться,   объём увеличиваться, темп выполнения наращиваться. Благодаря этому происходит расширение   зоны   ближайшего   развития   ребенка   и   переход   её   в   зону актуального развития. Таким   образом,   разработанная   система   работы   с   использование   приемов здоровьесберегающих   технологий   применительно   к   детям   с  ОНР  триедино направленная (логопед, воспитатель, родители) позволяет более эффективно корректировать   развитии   речи   и   психические   процессы,   которые   тесно связаны с  проблемой дислексии. Мне было достаточно сложно  работать по этой теме. В течении последующих трёх лет планирую продолжить работу в данном направлении начиная с 3­4 лет. Так как научно доказано, что наиболее корригируемый возраст считается от 5 до 12 лет. А для профилактики нарушений – возраст с 3 лет. Список литературы: 1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. 2. Дефектологический словарь.   М.. 1970. 3. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. – М.: Просвещение, 1993. 4. Жукова   Н.С.,   Мастюкова   Е.М.,   Филичева   Т.Б.   Преодоление   общего недоразвития речи М., 1990 5. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей С Петербург 1995 6. Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности. // Под ред. Селиверстова В.И. М., 1983 7. Лалаева Р. И. Нарушения письменной речи. — М., 1989 8. Лалаева   Р.И.   Логопедическая   работа   в   коррекционных   классах.   М, Владос, 1999 9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии М., 1968. 10.Логопедия \\ Под ред. Л.С. Волковой ­ М.: Просвещение, 1995.  11.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С­Пб, 2001 12.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логозанятиях. М., 1991 13.Новоторцева   Н.В.   Развитие   речи   детей,   ­   Ярославль,   “Академия развития”, 1996 г. 14.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. \\ Под ред. С.А.Мироновой, ­ Москва, 1987  15.Основы   теории   и   практики   логопедии.   \\   Под.ред.   Левиной   Р.Е., ­Москва, 1968. 16.Павлова   А. А.   Диагностика   и   коррекция   речевого   развития   детей   // Современные модели психологии речи и психолингвистики. — М: 1990 17.Поддьяков   Н. Н.   Проблемы   речевого   и   умственного   развития   детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. — М: 1994.  18.Понятийно­ терминологический словарь логопеда. М., 1997. 19.Сиротюк   А.Л.   Нейропсихологическое   и   психофизиологическое сопровождение обучения – М.,ТЦ Сфера, 2003. 20.Сиротюк А.Л.Коррекция развития интеллекта дошкольников – М., ТЦ Сфера, 2002. 21.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников – М., ТЦ Сфера, 2002. 22.Филичева   Т.Б.   Чиркина   Г.В.   Подготовка   к   школе   детей   с   общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993. 23.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников – М., Айрис­пресс, 2004 24.Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2­5 лет­ Изд. 2 –е, испр. – Волгоград: Учитель 2012. Приложения. 1.Функциональные базисы чтения. 2. Комплексная диагностика функционального базиса чтения у детей  старшего дошкольного возраста с ОНР май 2015 – апрель 2016. 3.»Массаж мозга». 4. Зрительный тренажер Базарного В.Ф. 5. Упражнения для релаксации. 6.Дыхательные упражнения. 7. Телесные упражнения. 8. Растяжки. 9. Адаптированный вариант «Программы формирования  нейропсихологического пространства проблемного ребенка» 10 Перспективный план. Функциональные базисы чтения. Приложение № 1                 ВНИМАНИЕ                                    ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ                                                                                    ПРОЦЕССЫ СЛОВАРНЫЙ                                                                              СЛОГОВАЯ  ЗАПАС                                                                                          СТРУКТУРА ЧТЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ И                                                                    СЛУХОВАЯ И  АКУСТИЧЕСКОЕ                                                      ЗРИТЕЛЬНО­   ПРЕДМЕТНАЯ ВОСПРИЯТИЕ                                                                              ПАМЯТЬ          ГРАММАТИЧЕСКИЙ                               КОНСТРУКТИВНЫЙ И                 СТРОЙ                                                     ДИНАМИЧЕСКИЙ                                                                                                          ПРАКСИС Комплексная диагностика функционального базиса чтения у детей  подготовительной группы май 2015 года Приложение № 2       Уровни:   Экспериментальная группа ­ низкий ­ средний ­ высокий № Ф.И. ребенка Связ речь Слов. и слово образо вание Грам строй Фонем. восприя тие Звуко произ ношен ие Звуко­ слоговая структура Артик .мотор ика Рядогово рение Ритмы Кулак­ ребро­ ладонь Повторе нии цифр Интел. способнос ти. 1 Катя К. 2 Влада Б. 3 Никита И. 4 Женя Р. 5 Андрей К. 6 Дима Л. 7 Рома Л. 8 Илья К. № Ф.И. ребенка Связ речь Слов. и слово образо вание Грам строй Фонем. восприя тие Звуко произ ношен ие Звуко­ слоговая структура Артик .мотор ика Рядогово рение Ритмы Кулак­ ребро­ ладонь Повторе Интел. нии цифр способнос ти. 1 Арина С. 2 Настя Н. 3 Надя Б. 4 Данил Б. 5 Аня П. 6 Павел В. 7 Данил В. 8 Никита Р. Контрольная группа Комплексная диагностика функционального базиса чтения у детей  подготовительной группы апрель 2016 года       Уровни:   Экспериментальная группа ­ низкий ­ средний ­ высокий № Ф.И. ребенка Связ речь Слов. и слово образо вание Грам строй Фонем. восприя тие Звуко произ ношен ие Звуко­ слоговая структура Артик .мотор ика Рядогово рение Ритмы Кулак­ ребро­ ладонь Повторе нии цифр Интел. способнос ти. 1 Катя К. 2 Влада Б. 3 Никита И. 4 Женя Р. 5 Андрей К. 6 Дима Л. 7 Рома Л. 8 Илья К. № Ф.И. ребенка Связ речь Слов. и слово образо вание Грам строй Фонем. восприя тие Звуко произ ношен ие Звуко­ слоговая структура Артик .мотор ика Рядогово рение Ритмы Кулак­ ребро­ ладонь Повторе Интел. нии цифр способнос ти. 1 Арина С. 2 Настя Н. 3 Надя Б. 4 Данил Б. 5 Аня П. 6 Павел В. 7 Данил В. 8 Никита Р. Контрольная группа Приложение № 3 «МАССАЖ  МОЗГА» ВЫПОЛНЯЕТСЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ С ДЕТЬМИ  В УТРЕННИЕ ЧАСЫ. Изучая рефлекторные связи языка и полости рта, специалисты одного из  московских институтов пришли к выводу, что продолжительное полоскание рта  оказывает определенное влияние на деятельность центральной нервной системы.  Исследования показали, что начало полоскания у большинства здоровых и больных  людей сопровождается активизацией процессов возбуждения. Потом, в момент  выделения жидкой слюны и, особенно при завершении полоскания, на  энцефалограмме усиливаются медленные потенциалы, более регулярным и  выраженным становится альфа­ритм. Такие сложные изменения можно сравнить  со своеобразным массажем мозга, оказывающем весьма благотворное влияние на  протекающие в нём процессы. Итак, у ребенка в руках стакан кипячёной воды комнатной температуры. Под  ритмичную музыку начинаем полоскание рта. У шести­семилетних детей эта процедура  занимает 3­5 минут в утренние часы (за час­полчаса до завтрака). Воспитатель  приговаривает при этом: «Просыпаются щёки, просыпаются губы, просыпается язык!  Просыпайся ум! Пробуждайся речь!» Зрительный тренажер Базарного.В.Ф. Приложение 4 Упражнения с тренажером проводятся только стоя. Методы: 1. По каждой линии выполняется от 8 до 10 повторений. 2. Движения глаз в спокойном темпе. 3. Начинаем движения справа влево по горизонтальной линии (Золотистая линия) 4. Затем переходим на упражнения по вертикальной линии вверх­вниз. (Золотистая  линия) 5. Затем упражнения по красному овалу движение по часовой стрелке . 6. Затем по зеленому овалу в противоположную сторону (против часовой стрелки) 7. Заканчиваем все движения по синей восьмерке. Начинаем с крайней правой точки  вверху. Двигаемся вниз (против часовой стрелки). Упражнения для релаксации. Приложение № 5 1. Ребенок ложится на спину (или стоит). Его просят закрыть глаза и сосредоточиться  только на своём теле;выполнить 3­4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе.  Затем ему надо напряч вссё тело, как можно сильнее , через несколько секунд  напряжение сбросить, расслабиться;проделать тоже самое с каждой частью тела  ( инструктор поочередно называет части тела, останавливаясь на каждой в отдельности, ­ правая рука, шея, спина, живот, поясница, правая нога ребенка и т.д.). по позе ребенка и  «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. 2                                                                                                                                      «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление пояса, рук и ног, представляя, что  вы: держите в руках (ногой, на плече) поднимаете над головой тяжелую корзину с  яблоками; отжимаете штангу, удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете  руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще. 3.                                                                                                                          «Весы».  Предложите ребенку представить, что его ладони­чашечки весов держащие груз. Встать,  поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу,  локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить»  чашечки весов. Медленно вытянуть одну, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую  руку опустить вниз горизонтально, ладонью вниз, повернув пальцы от себя. С силой  вьтянуть её на чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лёжа  весами при этом становятся ноги. В приложении представлены не все упражнения. Картотека всех упражнений находится в кабинете логопеда Чижовой Е.В. МБДОО  д/с.№:6 г. Шарья Дыхательные упражнения Приложение № 6 Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Вдох, пауз; Ребенку предлагается  вокализировать на выдохе, пропевая отделы «о», «у» и др.) и их сочетания. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Дыхании только через левую, а потом  только через правую ноздрю (при этом для закрытия используют большой палец правой  руки, остальные пальцы смотр закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки).  Дыхание глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует полушария и  головного мозга, способствует успокоению и релаксации только через правую ноздрю  активизирует работу мозга, способствует решению рациональных задач. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубокий вдох руки медленно поднять до уровня груди. Задержать дыхание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно  выдохнуть, руки опустить вдоль тела. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Ребенок кладет одну руку на грудь  или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе  — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой онпоказывает, как дышит (на  вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок  должен плавно и медленно поднимать руку или обе руки одновременно в такт дыханию,  но уже на определенный счет (на 8, на 12). Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глу( Завернуть уши от верхней точки  до мочки. Задержать дыхание открытым сильным звуком а­а­а (чередовать со звуками ы­ ы­ы, у­у­] Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Выдох,открыть глаза Вдохнуть,  закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза  полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз,  открывая глаза, необходимо отмечать то, что видите, изгибы и формы, линии и углы.  Сначала замечайте только темное затем только светлое светлое. В приложении представлены не все упражнения. Картотека всех упражнений находится в кабинете логопеда Чижовой Е.В. МБДОО  д/с.№:6 г. Шарья Телесные упражнения. Приложение № 7 Телесное упражнение. И.п. ­ на четвереньках. При ходьбе на четвереньках  одновременно должны ставиться рука и нога. Взгляд вперед. Усложнение – ускорение  темпа. ­Перекрестная ходьба (левая нога­правая рука, правая рука­левая нога) на четвереньках  на ладошках (передом и задом); перекрестная ходьба на четвереньках на локтях  (передом и задом); односторонняя ходьба на четвереньках (правая рука и правая нога,  левая рука и левая нога); ходьба на четвереньках: руки на одну  линию ноги произвольно  (вперед и назад, с ускорением темпа) Телесное упражнение. Ползание на животе. Ползание на спине. Телесное упражнение(стоя). Предложить детям встать у стены, ноги на ширине плеч,  ладони лежат на стене на уровне глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3­5 метров), а затем влево приставным шагом­ двигаются одноименная рука и нога (руки параллельно  ногам) , а затем противоположные рука и нога. В приложении представлены не все упражнения. Картотека всех упражнений находится в кабинете логопеда Чижовой Е.В. МБДОО  д/с.№:6 г. Шарья Приложение № 8 Растяжки Растяжка «Кобра». Исходная позиция лежа на животе. Руки согнуть в локтях,  ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде  кобры медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая  рот;приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом  должны быть расслаблены;вернуться в исходное положение и расслабиться, не  задерживая дыхания. Растяжка «Струночка». Исходная позиция ­ лежа на спине. Ребенку предлагается  представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь  одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами, затем правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при  этом не должна напрягаться и выгибаться. Упражнение повторяется лежа на животе. Растяжка «Звезда». Исходная позиция — лежа на спине, а затем на животе. Ребенку  предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем  выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала  линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. При этом одновременно  растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом — левая рука и правая нога. В приложении представлены не все упражнения. Картотека всех упражнений находится в кабинете логопеда Чижовой Е.В. МБДОО  д/с.№:6 г. Шарья Приложение № 9 Адаптированный вариант для детей старшего дошкольного возраста  «Программы формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка» При реализации программы использовались кинезиологические упражнения  (адаптированный вариант) – комплекс движений , позволяющий активизировать  межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные  интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит  синхронизация работы полушарий, а также телесно­ориентированные,  арттерапевтические психотехники, упражнения из «Методики замещающего онтогенеза»  Б.А. Архипова и А.В. Семенович, «Гимнастика мозга» П. Деннисона и других. Занятия по данной программе проводит логопед два раза в неделю. Каждое занятие  повторяется 2­3 раза. Цикл рассчитан на 8 месяцев. Время занятия 40­50 минут.  Оптимальное число участников группы 5­6 человек. 1­комплекс «Яйцо». Предложите ребенку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их  руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет  вылупляться из яйца. Инструктор (мама) садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться. «Тоннель». Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая  тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце. Можно  построить тоннель из стульев. Растяжка «Струночка». Упражнение выполняется лежа на спине. Ребенку нужно  почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем  описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или  теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым и т.д. Затем инструктор берет  одну руку ребенка и немного растягивает), другая рука лежит расслабленно), затем  другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостояельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить  себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками,  двумя ногами, затем — правой (рука, бок. нога) и левой стороной тела (линейные  растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Растяжка «Кобра». Исходная позиция лежа на животе. Руки согнуть в локтях,  ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде  кобры медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая  рот;приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом  должны быть расслаблены;вернуться в исходное положение и расслабиться, не  задерживая дыхания. Дыхательные упражнения. Исходная позиция ­ лежа на спине. Вдох. Детям  предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).  Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе  губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция ­ лежа на спине. Голова  фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным  направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на  расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице.  Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних  положениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных  упражнениях для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие­ либо яркие предметы, маленькие игрушки и др. В начале освоения этих упражнений  ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его  самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками  вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда,  следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока  удержание не станет устойчивым. Телесные упражнения. Исходная позиция ­ лежа на спине.  «Велосипед». Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем  противоположного колена; потом ­ другого колена; затем снова противоположного. Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног. ­Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются одновременные движения глаз,  языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз,  сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног). ­Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются  одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение  к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног). ­Фиксированы туловище и язык ­ язык высовывается с напряжением вперед и  удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция  глаз, перекрест рук и перекрест ног). Упражнения для развития мелкой моторики рук. Исходная позиция ­ сидя на полу.  «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение  выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к  указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно  сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром,  распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с  инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы.  Упражнение выполняется сначала правой рукой. потом ­ левой, затем ­ двумя руками  вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе  командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя. Коммуникативное упражнение «Имя». Дети садятся в один большой круг. Первый  произносит свое имя и делает какое­то движение руками, ногами, телом. Вся группа  хором повторяет его имя и движение, сделанное им. Затем инициатива передается  соседу справа или слева. Когнитивное упражнение «Организация рабочего места» (формирование умения  следовать правилам, контролировать свою деятельность, осуществлять перенос способа  действия из одной ситуации в другую). Перед началом и в конце каждого занятия дети должны подготовить свое рабочее место,  о структуре которого рассказывает педагог. 2­комплекс Растяжка «Струночка». Исходная позиция ­ лежа на спине. Ребенку предлагается  представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь  одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами, затем правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при  этом не должна напрягаться и выгибаться. Упражнение повторяется лежа на животе. Растяжка «Кобра». Исходная позиция ­ лежа на животе. Выполняется аналогично  растяжке «Струночка». Дыхательные упражнения. Исходная позиция ­ лежа на спине. Вдох, пауза, выдох,  пауза. При выполнении дыхательных упражнений более эффективно дополнительно  использовать образное представление, т.е. подключать воображение, так хорошо  развитое у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика,  расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме  дыхания. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Голова  фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, "налево) и четырем вспомогательным  направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Телесные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. «Велосипед» (см. 1­е занятие). Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног (см. 1­е  занятие). «Лодочка». Выполняется лежа на спине, затем на животе. Ребенку предлагается,  изогнувшись, приподнять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку.  Усложнение — «покачивание на волнах». «Эмбрион». Прокатывание туда­обратно, свернувшись «калачиком». Упражнения для развития мелкой моторики рук. Исходная позиция — сидя на полу. «Колечко» (см. 1­е занятие). «Кулак—ребро—ладонь» (см. 1­е занятие). «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в  сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в  горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно  меняет положение правой и левой руки (6—8 смен позиций). Необходимо добиваться  высокой скорости смены позиций. Когнитивное упражнение «Формирование пространственных представлений».  Исходная позиция — сидя. Инструктор проводит с детьми отработку понятий по горизонтальной оси: «над», «под», «между», «выше», «ниже», «за», «перед», «ближе к»,  «дальше от». Когнитивное упражнение «Послушать тишину» (формирование произвольной  регуляции собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса). Исходная позиция  — лежа на спине. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном,  затем в комнате, свое дыхание, биение сердца. Релаксация «Огонь и лед». Упражнение включает в себя попеременное напряжение и  расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде инструктора  «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень  интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед»  дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.  Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения  той и другой. 3­комплекс Растяжка «Звезда». Исходная позиция — лежа на спине, а затем на животе. Ребенку  предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем  выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. При этом одновременно  растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом — левая рука и правая нога. Растяжка «Кобра».  Дыхательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Вдох, пауза, выдох,  пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки («А», «О», «У» и др.) и их сочетания.  Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Голова  фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным  направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Упражнение выполняется с  плотно сжатыми челюстями. Телесные упражнения (см. 2­е занятие). Упражнения для развития мелкой моторики рук (см. 2­е занятие). Когнитивное упражнение «Организация пространства листа» (формирование  пространственных представлений). Исходная позиция — сидя на полу. Необходимо  показать детям, как надо размещать рисунки на альбомном листе, сканировать строчки:  следует начинать работу с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых  этапах работы можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки, показать  стрелками направления движения глаз. Работу следует выполнять строго внутри клетки  или полосы. Коммуникативное упражнение «Скала». Дети на полу (сидя, лежа) выстраивают  «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу  обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова? Замри!» альпинист должен  пройти вдоль обрыва перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за скалу,  шагая по выступу. Все участники упражнения поочередно выступают в роли альпиниста. Релаксация «Ковер­самолет». Исходная позиция — лежа на спине. Инструктор  поясняет: «Мы ложимся на волшебный ковер­самолет; он плавно и медленно  поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталые  тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер­самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)  Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно  садимся». В приложении представлены не все комплексы занятий. Вся программа находится в  кабинете логопеда Чижовой Е.В. МБДОО  д/с.№:6 г. Шарья ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН Приложение № 10 Логопед Воспитатель Свободная деятельность Родители детей 1.Занятия 2 раз в неделю в 1 Полоскание рта «Массаж физкультурном зале.  мозга» в утренние часы (смотри Каждое занятие повторяется 2­3 приложение№3) раза  (смотри приложение №9) 2.Ежедневно во время НОД выполнение комплекса зрительной гимнастики согласно 2.   Ежедневно   2   раза   в   день   (во время   прогулки   и   НОД) выполнение комплекса зрительной   гимнастики   согласно   календарному Чевычелова   Е.А.   плану.(смотри   Зрительная календарному плану.(смотри Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика   для   детей   2­5   лет­ Изд.   2   –е,   испр.   –   Волгоград: гимнастика для детей 2­5 лет­ Изд. 2 –е, испр. – Волгоград: Учитель 2012.)  ) Учитель 2012.) 1.. Занятия на батутах. 2.Катание на велосипеде упражнений по заданию логопеда Закрепление в выходные 3.Ежедневно занятия со зрительный тренажер Базарного.В.Ф.(смотри приложение № 4)

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017