Практически каждый из нас не приучен думать о здоровье, мы привыкли бороться с уже имеющимися болезнями. Изменение этого стереотипа сознания и формирования механизма самосохранения – актуальная задача сферы здоровья, прежде всего для детей и подростков. Опрос учеников школ показал, что они не задумываются о здоровье в будущем.Практически каждый из нас не приучен думать о здоровье, мы привыкли бороться с уже имеющимися болезнями. Изменение этого стереотипа сознания и формирования механизма самосохранения – актуальная задача сферы здоровья, прежде всего для детей и подростков. Опрос учеников школ показал, что они не задумываются о здоровье в будущем.
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках математики
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель
благополучия общества и государства. Сегодня ситуация такова, что практически
нет здоровых школьников. Отмечается низкий уровень мотивации на сохранение и
укрепление индивидуального здоровья, низкая культура или отсутствие культуры
здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет
учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном
пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно
проводить профилактику асоциального поведения.
Пропаганда здорового образа жизни также важный фактор
здоровьесбережения школьников. Учитель всегда может найти время на уроке, чтобы
подчеркнуть важность заботы о здоровье, дать какието ценные рекомендации или
советы.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья
человека является его образ жизни (5055%), затем экологические факторы (20
25%), биологическая наследственность (20%), недостатки, дефекты здравоохранения
(10%). Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно
относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
Здоровьесбережение на уроках математики .
Основной подход в моей работе это дифференцированное обучение. Это
позволяет развивать каждого ребенка в соответствии с его особенностями,
способностями, потребностями, повышает мотивацию к обучению. В своей работе
проблему здоровьесбережения детей стараюсь решать на каждом этапе урока.
Комфортная психологическая обстановка обстановка на уроке,
улыбка, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное
исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной
деятельности, создание ситуации успеха у ребенка все это способствует
раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны идти на урок не со страхом
получить плохую оценку, а с желанием приобрести новые знания.
Чтобы избежать усталости, нужно чередовать формы, виды деятельности:
устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и
письменно), работа в парах, группах, творческие задания – необходимый элемент на
каждом уроке. Они повышают интерес к предмету, способствуют развитию
мышлению, памяти и одновременно отдыху детей.
Индивидуальный подход к учащимся и дифференциация заданий,
разноуровневые задания, создание ситуации успеха также нужны на каждом уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, на каждом уроке в любом классе необходимо в
течение урока проводить физкультминутки, зрительную гимнастику и, конечно,включать элементы игровых технологий. Также нужно постоянно следить за осанкой
учащихся.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно
воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических
пауз на каждом уроке. Потраченное время окупается усилением работоспособности.
В ходе урока должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки,
минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 1520
минут урока по одной минуте из 3х легких упражнений с 34 повторениями каждого.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки
органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и
неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное
закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия
учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики
встают руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь,
ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться;
если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
Под руководством учителя детям полезно выполнять самомассаж от простуды.
Для самомассажа рекомендовано 9 активных зон. Особенно рекомендовано
проведение массажа людям, подверженным острым респираторным заболеваниям,
особенно в период эпидемий.
Интересные задания «найди ошибку», «выбери ответ», различные тестовые
задания, задачишутки, ребусы, задачи из истории, с практическим содержанием,
задания на перегруппировку; трансформацию условия позволяют избежать
монотонности на уроке, повышают интерес к предмету. Вносят разнообразие в урок
различные исторические факты из жизни ученых, открытия или необычные истории.
Например, вопросы из «Веселой викторины» на уроке разрядят обстановку,
позволят улыбнуться, переключиться и немного отдохнуть.
Подбор задач на тему здоровья, здорового образа жизни, питания, спорта, о
вреде курения и т.д играет важную роль в просвещении и распространении здорового
образа жизни. Задачи на тему здоровья, которые решаются на уроках математики,
основаны на фактических материалах и составлены таким образом, чтобы учащиеся
привыкали ценить, уважать и беречь своё здоровье. В ходе решения таких задач
ученики узнают много новых фактов о своём теле, особенностях его существования и
развития на разных этапах жизни, сумеют взглянуть на основные жизненные процессы
глазами математика.
Роль учителя очень велика, так как задания призваны заинтересовать учащихся
вопросами устройства тела человека, а учитель комментариями по ходу выполнения
заданий будет помогать систематизации знаний.
Задачи о здоровье для 5 класса.
Сейчас в мире насчитывается 1 млрд 300 млн курильщиков, а согласно прогнозам, к
2025 году их количество вырастет еще на 400 млн. Сколько, по прогнозам ученых,
будет курящих людей в мире к 2025 году? Ответ: 1 млрд. 700 млн. человек
Для 6 класса:Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4
продолжительности жизни мужчины. На сколько дольше в среднем живут женщины,
чем мужчины? Ответ: на 15 лет.
(Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни?
Мужчины имеют больше вредных привычек, чем женщины, чаще попадают в
ситуации, связанные с риском для жизни).
Для 7 класса (тема «Составление уравнений»):
3. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, ещё 50 лет он бодрствует.
Какова продолжительность жизни человека? Ответ: 75 лет.
(Существует гипотеза, что человеку необходим сон, так как в это время мозг
переписывает знания из кратковременной памяти в долговременную. Во сне
человек проводит приблизительно треть жизни, при этом в течение каждой
ночи у человека фаза быстрого, парадоксального сна сменяется фазой
медленного сна. Во время быстрого сна человек видит сны, продолжительность
быстрого сна составляет 1/5 часть всего времени сна).
Для 8 класса :
1. Масса мозга среднего человека, выраженная в килограммах, записывается
обыкновенной дробью, у которой числитель на 2 больше, чем знаменатель. Если его
числитель умножить на 2, а к знаменателю прибавить 3, то получится дробь 13/4.
Какова масса мозга среднего человека? Ответ: 1,4 кг.
Для 9 класса (тем «Решение задач на составление систем уравнений»)
1. Разность между объёмом крови, прокачиваемой сердцем спортсмена и сердцем
нетренированного человека – 18 л. А произведение этих объёмов равно 1008 л.
Определите, каковы способности сердца тренированного человека.
Ответ: 24 л/с. (Нормальный пульс человека – 6080 ударов в минуту. Ритм
современной музыки достигает 200250 ударов в минуту. Жесткие ритмы
стимулируют человека, вводят в состояние медитации, как шаманские бубны.
Если слушать такую музыку по 10 часов в день, можно заработать язву
желудка, расстройство психики и разбалансировку организма).
Применение дидактических игр и «игровых технологий» дает достаточно
обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса на
уроке. Технология игровых форм обучения легко воспринимается, и ее можно
применять любым учителямпредметникам. Игра имеет большое значение в жизни
ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа.
Современные психологи сходятся во мнении, что большинство детей, да и
взрослых тоже, успешнее решают те вопросы и проблемы, которые им предлагают в
игровой форме.
Школа может многое сделать для сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только социальная, но и
нравственная. Каждый ребенок должен уметь быть здоровым, сохранять здоровье и
воспитывать в будущем здоровых детей.