Исползование здоровьесберегающих технологий на уроках математики

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 12.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Практически каждый из нас не приучен думать о здоровье, мы привыкли бороться с уже имеющимися болезнями. Изменение этого стереотипа сознания и формирования механизма самосохранения – актуальная задача сферы здоровья, прежде всего для детей и подростков. Опрос учеников школ показал, что они не задумываются о здоровье в будущем.Практически каждый из нас не приучен думать о здоровье, мы привыкли бороться с уже имеющимися болезнями. Изменение этого стереотипа сознания и формирования механизма самосохранения – актуальная задача сферы здоровья, прежде всего для детей и подростков. Опрос учеников школ показал, что они не задумываются о здоровье в будущем.
Иконка файла материала Исп здо тех на ур мат.docx
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики         Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель  благополучия общества и государства. Сегодня ситуация такова, что практически  нет здоровых школьников. Отмечается низкий уровень мотивации на сохранение и  укрепление индивидуального здоровья, низкая культура или  отсутствие культуры  здоровья.      Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет  учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном  пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно  проводить профилактику асоциального поведения.               Пропаганда здорового образа жизни ­ также важный фактор  здоровьесбережения школьников. Учитель всегда может найти время на уроке, чтобы подчеркнуть важность заботы о здоровье, дать какие­то ценные рекомендации или  советы.               Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья  человека является его образ жизни (50­55%), затем ­ экологические факторы (20­ 25%), биологическая наследственность (20%), недостатки, дефекты здравоохранения (10%). Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно  относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.                                              Здоровьесбережение  на  уроках  математики .        Основной подход в моей работе­ это дифференцированное  обучение. Это  позволяет развивать каждого ребенка в соответствии с его особенностями,  способностями, потребностями, повышает мотивацию к обучению.    В своей работе  проблему здоровьесбережения детей  стараюсь решать на каждом этапе урока.          Комфортная психологическая обстановка обстановка на уроке,  улыбка,  спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной  деятельности, создание ситуации успеха у ребенка ­ все  это  способствует  раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны идти на урок  не со страхом получить плохую оценку, а с желанием приобрести новые знания.         Чтобы избежать усталости, нужно чередовать формы,  виды деятельности:  устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и  письменно), работа в парах,  группах, творческие задания – необходимый элемент на  каждом уроке. Они повышают интерес к предмету, способствуют развитию  мышлению, памяти и одновременно отдыху детей.           Индивидуальный подход к учащимся  и дифференциация заданий,  разноуровневые задания, создание ситуации успеха также нужны на каждом уроке.  Чтобы не было перегрузки учащихся, на каждом уроке в любом классе необходимо в  течение урока проводить физкультминутки, зрительную гимнастику и, конечно,включать элементы игровых технологий. Также нужно постоянно следить за осанкой  учащихся.         Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно­ воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических  пауз на каждом уроке. Потраченное время окупается усилением работоспособности.  В ходе урока должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки,  минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15­20  минут урока по одной минуте из 3­х легких упражнений с 3­4 повторениями каждого.         Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки  органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и  неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное  закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия  учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики  встают руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь,  ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться;  если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.     Под руководством учителя детям полезно выполнять самомассаж от простуды.  Для самомассажа рекомендовано 9 активных зон. Особенно рекомендовано  проведение массажа людям, подверженным острым респираторным заболеваниям,  особенно в период эпидемий. Интересные задания ­ «найди ошибку», «выбери ответ», различные тестовые  задания, задачи­шутки, ребусы,  задачи из истории, с практическим содержанием,  задания на перегруппировку; трансформацию условия  позволяют избежать  монотонности на уроке, повышают интерес к предмету. Вносят разнообразие в урок  различные исторические факты из жизни ученых, открытия или необычные истории.  Например, вопросы  из «Веселой викторины» на уроке разрядят обстановку,  позволят улыбнуться,  переключиться  и немного отдохнуть.         Подбор задач на тему здоровья, здорового образа жизни, питания, спорта, о   вреде курения и т.д играет важную роль в просвещении и распространении здорового  образа жизни. Задачи на тему здоровья, которые решаются на уроках математики,  основаны на фактических материалах и составлены таким образом, чтобы учащиеся  привыкали ценить, уважать и беречь своё здоровье. В ходе решения таких задач  ученики узнают много новых фактов о своём теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика.      Роль учителя очень велика, так как задания призваны заинтересовать учащихся  вопросами устройства тела человека, а учитель комментариями по ходу выполнения  заданий будет помогать систематизации знаний. Задачи о здоровье для 5 класса.  Сейчас в мире насчитывается 1 млрд 300 млн курильщиков, а согласно прогнозам, к  2025 году их количество вырастет еще на 400 млн. Сколько, по прогнозам ученых,  будет курящих людей в мире к 2025 году?      Ответ: 1 млрд.  700 млн. человек Для 6 класса:Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4  продолжительности жизни мужчины. На сколько дольше в среднем живут женщины,  чем мужчины?                                     Ответ: на 15 лет.      (Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни?  Мужчины имеют больше вредных привычек, чем женщины, чаще попадают в  ситуации, связанные с риском для жизни).   Для 7 класса (тема «Составление уравнений»): 3. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, ещё 50 лет он бодрствует.  Какова продолжительность жизни человека?    Ответ: 75 лет.   (Существует гипотеза, что человеку необходим сон, так как в это время мозг  переписывает знания из кратковременной памяти в долговременную. Во сне  человек проводит приблизительно треть жизни, при этом в течение каждой  ночи у человека фаза быстрого, парадоксального сна сменяется фазой  медленного сна. Во время быстрого сна человек видит сны, продолжительность  быстрого сна составляет 1/5 часть всего времени сна).  Для 8 класса : 1. Масса мозга среднего человека, выраженная в килограммах, записывается  обыкновенной дробью, у которой числитель на 2 больше, чем знаменатель. Если его  числитель умножить на 2, а к знаменателю прибавить 3, то получится дробь 13/4.  Какова масса мозга среднего человека?               Ответ: 1,4 кг. Для 9 класса (тем  «Решение задач на составление систем уравнений») 1.  Разность между объёмом крови, прокачиваемой сердцем спортсмена и сердцем  нетренированного человека – 18 л. А произведение этих объёмов равно 1008 л.  Определите, каковы способности сердца тренированного человека.                                Ответ: 24 л/с.    (Нормальный пульс человека – 60­80 ударов в минуту. Ритм  современной музыки достигает 200­250 ударов в минуту. Жесткие ритмы  стимулируют человека, вводят в состояние медитации, как шаманские бубны.  Если слушать такую музыку по 10 часов в день, можно заработать язву  желудка, расстройство психики и разбалансировку организма).                Применение дидактических игр и  «игровых  технологий»  дает  достаточно  обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса на  уроке. Технология игровых форм обучения легко воспринимается, и ее можно  применять любым учителям­предметникам. Игра имеет большое значение в жизни  ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа.             Современные психологи сходятся во мнении, что  большинство детей, да и  взрослых тоже, успешнее решают те вопросы и проблемы, которые им предлагают в  игровой форме.          Школа может многое сделать для сохранения и укрепления здоровья детей.  Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только социальная, но и  нравственная. Каждый ребенок должен уметь быть здоровым, сохранять здоровье и  воспитывать в будущем здоровых детей.