Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Использование
здоровьесберегающих
технологий при работе с
детьми с ОВЗ
Мурзагулова Г.К.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Чтобы сделать ребенка умным и
рассудительным,
сделайте его
крепким и здоровым»
Ж.Ж.Руссо
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
• В законе «Об образовании» сохранение и
укрепление здоровья детей выделено в
приоритетную задачу. Одна из задач
Федерального государственного
образовательного стандарта– охрана и
укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
• Поэтому, сегодня сохранение и укрепление
здоровья детей одна из главных
стратегических задач развития страны.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
• Выделяется несколько компонентов
здоровья:
• 1. Соматическое здоровье — текущее
состояние органов и систем организма
человека, основу которого составляет
биологическая программа индивидуального
развития.
• 2. Физическое здоровье — уровень роста и
развития органов и систем организма.
• 3. Психическое здоровье — состояние
психической сферы, основу которой
составляет состояние общего душевного
комфорта.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья
имеют нарушения центральной нервной системы
различной степени, отклонения в
психоэмоциональной сфере, характеризуются
повышенной утомляемостью.
Нарушения различных психических функций
головного мозга затрудняет восприятие,
замедляет процессы анализа и синтеза,
ослабляет познавательную деятельность,
снижает работоспособность, ориентацию в
практической деятельности.
Такие дети нуждаются в охранительном щадящем
режиме и таком же отношении к ним.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
• При воспитании и обучении детей с ОВЗ
требуется систематическая работа по
сохранению и укреплению здоровья
детей.
• Необходимость комплексного подхода к
организации здоровьесберегающего
пространства в образовательном
учреждении в классах для детей с ОВЗ не
вызывает ни у кого сомнения.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
• Что такое здоровьесберегающие
технологии?
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
• Здоровье – это состояние физического и
социального благополучия человека.
• Здоровьесберегающий процесс – это
специально организованное, развивающееся
во времени и в рамках определенной
образовательной системы взаимодействие
детей любого возраста и педагогов,
направленное на достижение целей
здоровьесбережения и здоровьеобогащения
в ходе образования, воспитания и обучения
детей.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Что такое педагогическая
технология?
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Технология – это инструмент
профессиональной деятельности
педагога, соответственно
характеризующаяся качественным
прилагательным педагогическая.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
• Сущность педагогической технологии
• заключается в том, что она имеет
выраженную этапность, включает в
себя набор определенных
профессиональных действий на
каждом этапе, позволяя педагогу еще
в процессе проектирования
предвидеть промежуточные и итоговые
результаты собственной
профессиональнопедагогической
деятельности.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Педагогическую технологию отличают:
конкретность и четкость цели и задач;
наличие этапов:
• первичной диагностики;
•отбора содержания, форм, способов и
приемов его реализации;
•использования совокупности средств в
определенной логике с организацией
промежуточной диагностики достижения
цели, критериальной оценки результатов.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Здоровьесберегающие
образовательные технологии – это
система воспитательно
оздоровительных, коррекционных и
профилактических мероприятий для
сохранения, укрепления и развитии
духовного, эмоционального,
интеллектуального, личностного и
физического здоровья детей.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Основные составляющие этой
системы:
•Организация рационального
двигательного режима
воспитанников.
•Непрерывный мониторинг
состояния здоровья детей и
своевременная помощь в
коррекции возникающих
отклонений.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Организация рационального учебно
воспитательного процесса с учётом
возрастных и индивидуальных
особенностей детей с ОВЗ, а также в
соответствии с санитарногигиеническими
требованиями.
Создание благоприятного психо
эмоционального климата в образовательном
учреждении для комфортного пребывания
детей с ОВЗ.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
При использовании здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе
необходимо соблюдать следующие
принципы:
не навреди!
принцип непрерывности, т. е.
систематически, постоянно;
соответствие содержания и организации
образовательной деятельности возрастным
и индивидуальным особенностям ребенка с
учетом сопутствующих заболеваний.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Важно отметить, что…
эффективность достижения целей
здоровьесбережения зависит от
совместной работы медиков,
педагогов и родителей.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Виды здоровьесберегающих
технологий используемые в работе с
детьми с ОВЗ в классе.
Технологии сохранения и
стимулирования здоровья,
коррекционные технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Дыхательная гимнастика это система
упражнений на развитие речевого дыхания.
• Дыхательная гимнастика направлена на решение
следующих задач:
o насыщение организма кислородом, улучшение
обменных процессов в организме;
o повышение общего жизненного тонуса ребенка,
сопротивляемости и устойчивости к
заболеваниям дыхательной системы;
o нормализация и улучшение
психоэмоционального состояния организма;
o развитие силы, плавности и длительности
выдоха.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Динамические паузы – использование
физкультминуток во время
проведения организованной
образовательной деятельности
способствует снижению утомляемости
у детей, а также активизируется
мышление и повышается умственная
работоспособность.
Используется с элементами
гимнастики для глаз и дыхательной
гимнастики.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
• Общеукрепляющая гимнастика – это
организованное общение детей в
процессе двигательной деятельности.
Во время гимнастики повышается
эмоциональный тонус, который является
результатом мышечной радости от
движений в коллективе сверстников.
Снимается напряжение от пробуждения
после ночного сна, собирается
внимание, дисциплинируется поведение.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Пальчиковая гимнастика.
• Развитие ребёнка связано с развитием
движений пальцев рук.
• Третья часть всей двигательной проекции в
коре головного мозга занимает проекция кисти
руки. Поэтому тренировка тонких движений
пальцев рук оказывает большое влияние на
развитие активной речи ребёнка. Воздействуя
на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса
пальчиковой гимнастики, происходит прямое
воздействие на тонус речевого аппарата.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
• Упражнения для глаз проводятся с
целью укрепления мышц глазного
дна
• Используется в любое свободное
время, во время занятий для снятия
зрительной нагрузки.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
• Релаксация – специальный метод,
который направлен на снятие
мышечного и нервного напряжения с
помощью специально подобранных
техник.
• Релаксация – произвольное или
непроизвольное состояние покоя,
расслабленности, связанное с
полным или частичным мышечным
расслаблением.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
• Возникает вследствие снятия
напряжения, после сильных
переживаний или физических усилий.
• Бывает непроизвольной
(расслабленность при отходе ко сну) и
произвольной, вызываемой путем
принятия спокойной позы,
представления состояний, обычно
соответствующих покою,
расслабления мышц, вовлеченных в
различные виды активности.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Коррекционные технологии.
• Артикуляционная гимнастика – это
система упражнений для развития речевых
органов.
• Цель такой гимнастики – выработка
полноценных движений речевых органов,
необходимых для правильного
произношения звуков и подготовка
речевого аппарата для речевой нагрузки.
Проведение артикуляционной гимнастики
способствует рождению правильных звуков и
усвоению слов сложной слоговой конструкции.
• Осуществляется в процессе урока
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
• Применение в работе
здоровьесберегающих педагогических
технологий повышает результативность
образовательного процесса, формирует у
педагогов и родителей ценностные
ориентации, направленные на сохранение и
укрепление здоровья обучающихся,
обеспечивает индивидуальный подход к
каждому ребенку .
• эффективность достижения целей
здоровьесбережения зависит от
совместной работы медиков, педагогов и
родителей.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Личностно – ориентированные
технологии обучения и воспитания в
центре их внимания неповторимая личность,
стремящаяся к реализации своих возможностей и
способная на ответственный выбор в
разнообразных жизненных ситуациях.
Цель технологии личностноориентированного
обучения – максимальное развитие (а не
формирование заранее заданных)
индивидуальных познавательных способностей
ребенка на основе использования имеющегося у
него опыта жизнедеятельности.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Использование здоровьесберегающих
технологий при проведении коррекционно
развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также
создание наиболее разнообразной, интересной
для ребенка развивающей среды способствует:
повышению работоспособности, выносливости
детей;
развитию психических процессов;
формированию, развитию двигательных умений
и навыков;
развитию общей и мелкой моторики;
и в итоге способствует социальной адаптации
детей с ОВЗ.
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ
Спасибо за
внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.