Использование здоровьесберегающих технологий в контексте реализации ФГОС НОО.docx
Использование здоровьесберегающих технологий
в контексте реализации ФГОС НОО
Т.К.Данько,
учитель начальных классов МОБУСОШ №1 г.Новокубанска
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными
на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали
изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их
творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие,
вызвали отклонения в их социальном поведении.
профессора
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование
педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По
словам
Константиновича
Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии —это
системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении
педагога
учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной
характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как
решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
здоровью
нанести
Никиты
ущерб
не
Идеология ФГОС НОО отражает принципиально новый взгляд на
содержание, структуру и организацию начального образования. Это диктует
нам необходимость отбора педагогических технологий, дидактических и
методических средств в организации и реализации образовательного процесса.
Общество сегодня качественно изменилось, изменилось детство,
изменился ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника ,
он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая
сфера отношений, структура умственной деятельности. Все эти изменения
меняют и позицию учителя, его педагогическую деятельность.
Целью своей работы как учителя ставлю: организация образования и
воспитания на основе здоровьесберегающих технологий как фактор
формирования познавательной активности и самостоятельности младшего
школьника.
Задачи:
1.Обеспечить здоровьесберегающие условия проведения образовательного
процесса (соблюдение норм СанПиНа).
2.Использовать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания.
3.Обеспечить гармоничное, соответствующее возрасту, развитие учащихся:
физическое, психологическое, социальное.
4.Создать условия для укрепления здоровья учащихся.
5.Обучить школьников принципам и практике здорового образа жизни,
воспитать у них потребность грамотно заботиться о своем здоровье. Здоровьесберегающие образовательные технологии
1.Эколого гигиеническиеские технологии, определяющие структуру
учебного процесса,
частично регламентированную в СанПиНе,
способствующих предотвращению состояния переутомления.
технологии
2.Психологопедагогические
это
здоровьесберегающей организации образовательного процесса на уроках и во
внеурочной работе с учащимися.
3.Учебновоспитательные технологии направлены на обучение учащихся
принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры
здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье,
мотивации на ведение ЗОЖ).
технологии
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
Технология личностноориентированного обучения
учитывает
особенности каждого ученика и направлена на возможно более полное
раскрытие его потенциала;
Технология дифференцированного обучения
позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные
условия для развития сильных учащихся;
Технология рефлексивного обучения
даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного
материала;
Педагогика сотрудничества
помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и
педагогов;
Технология игровых методов
(уроки–игры,
психологическую разгрузку учащихся.
соревнования,
конкурсы),
позволяют обеспечить
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок,
на котором стараюсь использовать всё своё умение по решению данной
проблемы. Каждый новый урок это ступень в знаниях ученика, вклад в
развитие его духовной,
поэтому важно
конструирование
урока.
Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому
необходимо уделять внимание данной проблеме.
умственной культуры,
осуществление
каждого
и
При подготовке к уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности.
Работа на уроках проходит в режиме динамических поз. Уроки начинаю с
эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового
материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико
синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким
образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже
известными данными, с прошлым опытом.
При выборе формы урока продумываю все упражнения для того, чтобы
не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц.
Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей
работоспособности учащихся, осуществляю дифференцированный подход.
Первые 35 минут – это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузку даю
небольшую. Период устойчивой оптимальной работоспособности 1520
минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем идет снижение нагрузки,
так как развивается утомление. В последние минуты урока, когда
наблюдается небольшое повышение работоспособности, провожу закрепление
нового материала, обращаю внимание на главные моменты пройденной темы.
Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние
здоровья школьников.
Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный
момент и т.п. создает благоприятный психологический климат на уроке,
который также служит одним из показателей успешности его проведения:
заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем,
определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя
мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать,
радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Урок – должен быть зоной психологического комфорта. С этой целью
использую здоровьесберегающих технологий на уроках.
Методы эмоциональной раскачки.
Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь
акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Вам сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя, видеть». «Ты
сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику чтото нематериальное.
«Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Релаксация.
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих
напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения
на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку
Упражнение «Путешествие на облаке»
Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и
выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на
белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако
медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое
место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти чтонибудь чудесное
и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и
поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь,
выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Упражнения для глаз
Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими
упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые
быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие
различные гимнастические упражнения. Размер изображения 12 см. Дети
должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза.
Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте чтонибудь в
воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты
Мимические упражнения.
На карточках нарисованы лица с различными выражениями:
улыбающиеся, грустные, испуганные, либо Дети их копируют. А также можно
предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.
Так же для реализации всех требований, задач, целей в условиях ФГОС
НОО важно работать педагогам в команде, осуществлять совместную
проектную и исследовательскую работу, отстаивать и обосновывать
собственное мнение и толерантно относиться к позиции коллег, принимать
ответственность за себя и за команду.
Только совместными усилиями всех педагогов, в процессе слаженной
работы и в режиме диалога можно поставить деятельность педагога в новых
условиях ФГОС НОО на высокий уровень, способствующую повышению
эффективности и качества образования, удовлетворяющую потребности всех
участников образовательного процесса.
Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей
технологии?
Снижение
показателей
улучшение
психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной
деятельности, прирост учебных достижений.
заболеваемости детей,
Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее
работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается
простор для педагогического творчества.
«Ребенок идет в школу за счастьем, а на урок за чудом» Так давайте
создавать такую современную школу, чтобы она стала для наших детей
школой счастья, а каждый урок будет уроком чудес для наших детей! Список использованной литературы.
1. Алексеева К. И. Работа школы N 521 по программе "Образование и
здоровье" / К. И. Алексеева //Завуч. 2005. N 8.
2. Э.М.Казин «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.: 1999.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. –М.: АПК и ПРО, 2002.
4. В.И.Ковалько Здоровьесберегающие технологии в начальной школе14
классы.М.: Вако, 2004
Использование здоровьесберегающих технологий в контексте реализации ФГОС НОО.
Использование здоровьесберегающих технологий в контексте реализации ФГОС НОО.
Использование здоровьесберегающих технологий в контексте реализации ФГОС НОО.
Использование здоровьесберегающих технологий в контексте реализации ФГОС НОО.
Использование здоровьесберегающих технологий в контексте реализации ФГОС НОО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.