исследование

исследование

Исследовательские работы
doc
воспитание
10.02.2020
Исследование возможностей методик по развитию познавательных процессов у воспитанников.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Исследование..doc

Исследование  возможностей методик по развитию познавательных процессов у воспитанников.

Цель исследования: изучение особенностей  познавательной сферы воспитанников.

Объект исследования: познавательная сфера воспитанников.

Предмет исследования: диагностика и коррекция познавательной сферы воспитанников.

Гипотеза: предполагаю, что эффективность работы по развитию познавательной сферы воспитанников заключается в её системности, комплексности, своевременной диагностике, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Задачи исследования:

1.Проведение диагностического исследования познавательной сферы у воспитанников.

2.Разработка и реализация занятий по развитию познавательной сферы воспитанников.

3.Оценка эффективности коррекционной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении особенностей познавательной сферы у детей, проблемы её развития и воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результатами могут пользоваться воспитатели других групп.

Этапы исследования:

1.Изучение  личностных особенностей воспитанников.

2.Методика организации занятий по развитию познавательной сферы воспитанников.

3. Проведение диагностических методик с целью подтверждения гипотезы.

1.Изучение личностных особенностей  воспитанников.

     Исследование проводила на базе государственного образовательного автономного учреждения Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной  (коррекционной) школы-интерната № 12 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г. Свободного. Данные были взяты за 2013 -2014 год. Участие в  исследовании приняли воспитанники 7-8 группы: разного возраста, разнополы (6 девочек и 12 мальчиков) в количестве 18 человек.

     Для того чтобы приступить к проведению занятий по развитию познавательной сферы, изучила психическое состояние своих воспитанников:

·            1 группа олигофрения неосложнённая-8 человек;

      Меры педагогического воздействия: привлекать как организаторов, помощников. Максимум дополнительного материала по всем предметам Занятия в кружках обязательны.

      Индивидуальная работа: не захваливать, иначе будут чувствовать превосходство над другими детьми. Хвалить только за доброе, заботливое отношение к товарищам.

·            2 группа с нарушениями нейродинамики (возбудимые) -4человека;

      Меры педагогического воздействия: больше строгого контроля, продумать распределение поручений, желательно более спокойных. Дневной сон. Сочетать  меры педагогического воздействия с лечением.

      Индивидуальная работа:  спокойный, но требовательный тон. Ограничивать в движениях, давать отвлекающие пор учения. Индивидуальные беседы с целью научить контролировать своё поведение, требовать повторить задание перед выполнением, осуждать на фоне его положительных качеств. Если сильно возбуждён - не ругать, не внушать ничего.

·            3 группа с нарушением нейродинамики (заторможенные) -3 человека;

       Меры педагогического воздействия: садить, ставить в строй рядом с возбудимыми. Поручения давать более интенсивного характера, требующего отношений с товарищами.

      Индивидуальная работа:  вовлекать в подвижные игры, увеличивать  потребность в движении. Осуждать в доброжелательной форме, один на один, поддерживать уверенность в себе, своих силах.

·            4 группа с нарушениями анализаторов - 10 человек;

      Меры педагогического воздействия:  эти дети нуждаются в работе с логопедом, в занятиях ритмикой.

      Индивидуальная работа:  разучивать дополнительные стихи, загадки, скороговорки, поощрять речевое общение с взрослыми и детьми. Воспитывать контролирование за своей и чужой речью. Больше упражнений на развитие фонематического слуха.

·            5 группа с психопатодобными формами поведения – 4 человека;

      Меры педагогического воздействия:   не оставлять без присмотра без дела. Строгий контроль. Выявлять причины возбуждения. Устранять их. Дневной сон в любом классе, строго соблюдать охранительный режим. Лечение в начальных классах, ежегодная диспансеризация на 3 месяца. В старших классах по назначению врача. Похвала.

      Индивидуальная работа:  осуждать на фоне положительных поступков. Ограничения в движении, требовательный, спокойный тон.  Отвлекающие поручения, просьбы. Работа как  с возбудимыми. Прививать навыки санитарии. Следить за осанкой.

·            6 группа с грубыми нарушениями личности - 1 человека;

      Меры педагогического воздействия (6 группа). Индивидуальная работа:  работать с ними так же как с детьми с  психоподобными формами поведения.

·            7 группа с повышенной истощаемостью – 2 человека.

       Меры педагогического воздействия: давать отдых, перерывы в работе, дневной сон по 6 класс. Предохранять от чрезмерных умственных и физических нагрузок, но дети не должны этого замечать. Нельзя проводить для них дополнительные занятия. Сажать у отопительных проборов. Не оставлять на солнцепёке. На улице ходить с покрытой головой. Меньше  интенсивных движений, работать в наклон.

       Индивидуальная работа:   проверять слова и поступки т. к. склонны к обману. В  вопросах поведения непреклонная строгость. Требовательность. Иначе дети не приучаться владеть собой, будут не сдержанными, грубыми, лживыми, слабовольными. Не оставлять безнаказанными, ни одного поступка. Бережное, щадящее отношение к вопросам трудовой и учебной нагрузке.

Краткая характеристика познавательных процессов у воспитанников (памяти, внимания, мышления, воображения) и уровня мотивации.

-память механическая, слабая, кратковременная;

осприятие преобладает в основном зрительное, фрагментарное;

-мышление конкретное,  наглядно-образное, анализ, синтез, сравнение  и обобщение - затруднены;

- воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций;

-внимание неустойчивое, низкий уровень его  концентрации.

Оценка уровня школьной мотивации обучения:

-Хорошая школьная мотивация – 2 человека.

-Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше не учебными  сторонами – 8 человек.

- Низкая школьная мотивация – 3 человек.

2.Методика организации занятий по развитию познавательной сферы.

        Для проведения  занятий   разработала программу «Советы умной Совы» по развитию познавательных процессов, в которую вошли специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов.  В 2013 году обобщила опыт трех лет работы по рабочей программе по развитию познавательных процессов: «Советы умной Совы» в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида», которая была рассмотрена и утверждена на МО воспитателей (приложение № 1).

        В процессе выполнения  каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делаю на каком-то одном из них. Все задания условно можно разбить на несколько групп:
            – задания на развитие внимания;

– задания на развитие памяти;

– задания на совершенствование воображения;

– задания на развитие логического мышления.

       Эта программа рассчитана на воспитанников 10-16 лет (при нормальном интеллектуальном развитии), а также может быть адаптирована для подростков с проблемами развития психических процессов. Занятия провожу каждый день, во второй половине дня. Длительность занятия от 30 до  35 минут (в случае утомления детей занятие останавливалось).

       Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Для достижения этой  цели предполагалось решить следующие задачи.
    Основными задачами программы являются:

   1) Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

   2)  Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
                3) Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
               4) Формирование навыков творческого мышления;

   5) Развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности воспитанников;

   6) Формирование и развитие коммуникативных умений: умений общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других;

   7) Формирование навыков применения полученных ЗУН  в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

     Чем выше познавательная активность учащихся, тем богаче, осмысленнее, полнее и прочнее усваиваются знания. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и, повышая их собственные усилия в овладении знаниями можно добиться улучшения успеваемости.

       По  методике пробуждения познавательной активности и воспи­тания познавательных интересов   работала  по следующим этапам:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теории проблемы.

2. Изучение особенностей учащихся. Изучение личности.
3. Проведение диагностики и анализ её результатов.

4. Разработка системы воспитательных мероприятий, соответствующих конкретным целям и задачам, поставленным воспита­телем класса перед учащимися в целом и по отдельности, и учитывающим возрастные и индивидуальные особенности детей.

5. Вовлечение детей в активную творческую познавательную деятельность в соответствие с их индивидуальными интересами и наклонностями.

        Итак, на первом этапе своей работы по данной проблеме  чётко представляла себе теорию вопроса, определения познавательной деятельности и активности. Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная активность - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Интерес обучающихся к учению является определяющим фактором в процессе овладения знаниями. С темой «Коррекционная работа в учебно-воспитательном процессе, как основное направление в повышении уровня познавательной активности воспитанников и развитие способностей» выступила на школьном педсовете. Подбирая формы и средства педагогического воздействия на ребенка с целью развития его познавательной активности, т.е. такого деятельного состояния ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями, учитывала различные память и сообрази­тельность.

         При положительном восприятии внешнего воздействия ребенок будет проявлять познавательную активность и наоборот. Таким образом, в процессе учебной работы у каждого обучающегося проявляются определенные объективные переживания, влияющие на характер познавательной активности.

        Передо мной  стала задача развития у обучающихся положительной настроенности к учению и возбуждению внутренних стимулов познавательной активности.

      Отношение в личностном плане может принижать форму потреб­ностей, мотивов, интересов и определенных установок деятель­ности (поведения). Каждая из названных форм отношений высту­пает как определенная ступень внутренней стимуляции к деятель­ности (поведению).

       Учла  значение этих внутренних стимулов для личностного развития ребенка. Первейший фактор стимуляции всякой деятельности - потребность. В общем виде это надобность человека, в чем-либо, что необходимо для него и что поэтому вызывает у него определенную степень активности. Как воспитателю привести в действие внутренние стимулы познавательной активности детей и возбудить у них потребность в овладении знаниями?

       Искусно  стала создавать противоречия между знанием и незнанием, создавать проблемные ситуации, с помощью которых можно управ­лять вниманием воспитанников и активизировать их познавательную деятельность. Ставила задачи для самостоятельного разрешения, само­контроля, самоанализа. Выявляла субъективное значение того или иного вида познавательной деятельности для конкретного ребенка.      На втором этапе работы работала по проблеме развития познавательного интереса и познавательной активности, тщательно изучала индивидуальные особенности воспитанников. В этот период проводила наблюдение:

1.Как ученик учится в этом году и сравнивает с результатами ранних наблюдений.

2.Отношение ребенка к учебным предметам. Что привлекает и что вызывает отрицательное отношение. Поведение на уроках, почему возникает интерес и в чем он выражается.

3. Любимое занятие в свободное время.

4.О чем  ребенок хотел бы больше узнать.

5. Какие предметы дается труднее.

6.Уровень заинтересованности учебой.

7. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера.

8. Степень самостоятельности при выполнении домашнего задания на самоподготовке.

       Наблюдения показали, что в младшем подростковом возрасте у многих учеников начинают, проявляться склонности к тому или иному виду познавательной деятельности. Возникает особое стремление к чему-то своему. Дети в этом отношении делятся на несколько групп:

1. Те, которых увлекает сам процесс учения, а не результат.

2. Те, которые стремятся к овладению новыми знаниями.

3. Те, которые ждут толчка, чтобы решиться как-то, проявить себя.

       Мною на данном этапе фиксировались результаты наблюдений, и периодически делался анализ полученных данных; этой информацией  я обменивалась с учителями-предметниками.

       Неоценимую помощь в этом мне оказывали  школьный психолог, социальный педагог. С детьми была проведена диагностика развития познавательных процессов на начало и конец исследования.

      Кроме использования данных психолога, педагогических наблюдений  я изучила критерии  уровней проявления познавательного интереса. По основанию активности и самостоятельности учащихся, стремлении к преодолению трудностей:

высокий уровень харак­теризуется следующими критериями:

ü   высокой самопроизвольной познавательной активностью;

ü   интересом к сущности явлений и процессов;

ü   интенсивностью, увлеченностью протекания процесса самостоятельной деятельности;

ü   стремлением к преодолению трудностей при решении сложных
задач.

Средний уровень определяется по следующим проявлениям:

ü   познавательной активностью, требующей систематической поддержки педагога;

ü   зависимостью процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличием побуждения;

ü   преодолением трудностей с помощью товарищей;

ü   ожиданием помощи.

Низкий уровень характеризуется следующими показателями:

ü   познавательной инертностью;

ü   мнимой самостоятельностью действий  (списыванием у соседа);

ü   частыми отвлечениями от работы;

полной бездеятельностью при затруднениях

        Что дала мне диагностика познавательных процессов детей для активизации познавательной активности и интереса? Диагностика дала возможность видеть с кем и как работать (в моей группе дети с высоким уровнем не выявлены, но есть потенциал для развития).

 Строя работу  учитывала, что высокий уровень - это стойкий познавательный интерес развитая познавательная активность, основанная на интересе. Таким детям можно и нужно предоставлять   большую самостоятель­ность, систематически девать особые задания с повышенной трудностью, загружать их проблемными заданиями. Наблюдения за обучающимися во время  посещения уроков, в беседах с классными руководителями, дали возможность увидеть потенциал  для развития высокого уровня познавательных процессов. Эти возможности имеются у Толи Р., Димы С.   Во время проводимого исследования всегда помнила и о состоянии здоровья детей. Необходимо очень внимательно отнестись к тому, как дети с ослабленным здоровьем воспринимают и усваивают новый материал, или, например, к тому, насколько физически и духовно окреп, насколько стал жизнерадостнее долго проболевший ребёнок.      

     В группу "норма" входят дети со средним, среди исследуемых, уровнем познавательных способностей. Работа с такими детьми строится с учетом такого внутреннего стимула развития познавательной активности, как средства поддержания интереса у учебной деятельности, как моральный фактор. Эмоциональная поддержка воспитателя, работа над волевыми качествами характера - основные средства педагогического воздействия. Но кроме этого необходимо помнить о  мотивах учения у этих детей.     

     Для детей из группы "Близко к норме" для поддержания познавательного интереса нужен постоянный контроль и под­крепление веры в свои силы. То есть при планировании работы по развитию познавательной активности этих детей  выбираю стопроцентное посильное задание. И если при подготовке внеклассного познавательного мероприятия детям из первой группы можно поручить задание повышенной трудности, то в этой группе обязательно посильное, гарантирующее ситуацию успеха. Большая роль здесь отводится индивидуальным формам работы с детьми по развитию личностных качеств: пониманию чувства долга и ответственности, наличие волевых качеств: усидчивости, настойчивости. Так, например, что бы активизировать познавательный интерес Насти К., Артёма Л., Рамиза М., Лёни Б., им необходимо создать соответствующие условия: повышенное внимание, моральное поощрение, научить самостоятельной работе, не отвлекаться, концентрировать внимание. Эти проблемы реша­ют при правильной организации работы детей на самоподго­товке.

              И, наконец, особого  моего внимания требовали дети из группы с низким уровнем развития познавательных процессов. В работе с ними  я подключала все внутренние стимулы формирования познавательной активности. Работала над развитием учебного интереса, формировала потребность к учению, выясняла для этого мотивы учения, степень влияния морального фактора.

      Например, при наблюдении и изучении особенностей  Натали С., выяснилось, что у неё произошла замена учебных интересов на вне учебную деятельность. Отсутствие волевых качеств характера, стойких мотивов к учению мешают ей. Очень значим для девочки и моральный фактор: заинтересованность к ней педагога, его эмоционально положительный настрой, создание обстановки под­бадривания.

     Интересные результаты показала работа с Максимом В.,  Колей Ю., уровень развития познавательных способностей которых ниже нормы. Мощный моральный фактор - поддержка педагогов, обеспечение положительного эмоционально благополучного климата. Научение ребенка основным приемам учебного труда на уроках и их разви­тие на самоподготовке, позволяют говорить о появлении у Максима В., относительно стойкого мотива к учению (что бы быть лучше, больше знать), волевых качеств личности; о движении в развитии у ребенка познавательной активности и интереса к учебе.

      Особенность моей работы  состоит в том, что она не строится на обязательном выполнении учениками определенных заданий. На развитие любого новшества для  ребенка может воздействовать вся система воспитательной работы.

       Выполняя задачу развития познавательной активности детей, т.е. стремления к учению, связанного с умственным напряжением и проявлением волевых усилий, осу­ществляя эту работу   с использованием различных форм: вовлечение детей в кружковую работу, организация экскурсий, организация и вовлече­ние их  на предметных неделях и т.п. При описании опыта рассмотрю  интеллектуально-познавательные мероприятия, подготовку домашнего задания детьми на самоподготовке, организацию занятий  по теме "Хочу всё знать", метод проектов.

    1. Интеллектуально-познавательные мероприятия. При подготовке  и постановке  сказки «Серая шапочка и Красный волк» учитывала личностные особенности каждого ученика. Были задей­ствованы все таланты: стихотворцев, художников, сказочников. На занятии по экологии «Деревья не только земли украшение» задания были доступными, интересными. С детьми группы «норма»  был создан проект «Математика вокруг нас». В итоге все дети чувствовали себя комфортно, хотя дети испытывали большие трудности, но зато им было интересно.

2. Другая форма развития познавательной активности детей - стимулирование познавательной деятельности обучающихся в ходе самоподготовки.  Использовала следующие приемы:

ü   Правильная организация самоподготовки.

ü   Соблюдение санитарно-гигиенических требований, наличие принадлежностей, инструктаж. Работа отдельных обучающихся на доверии. Соблюдение требований к домашнему заданию.

ü   Виды контроля: самоконтроль, взаимный контроль, составление карточек, работа консультантов, фронтальный контроль.

ü   Регулирование темпа работы.

ü   Организация консультации учителя-предметника.

ü   Создание ситуации успеха /"Ты сделал сам"/.

ü   Сочетание групповой работы, индивидуальной, работа в парах.

ü   Подведение итогов, анализ.

Наблюдение показало, что проводимые занятия по данной методике по  развитию познавательных процессов дало свои результаты: повысилось качество успеваемости, (приложения).

3.Методы и приёмы формирования познавательной активности с нарушением интеллекта.

     В работе с детьми при  проведении занятий применяю разнообразные методы и приёмы  организации учебно - развивающей деятельности. Методы  при необходимости сочетаю, дополняю друг друга. Особенно эффективными на практике оказались активные методы обучения, это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приёмов, которая направлена главным образом не на изложение мною готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на  самостоятельное овладение воспитанниками знаний.

      Активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмирующих, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающих рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

Методы активного обучения.

 ТРИЗ-приём. Эффективный и развивающий, побуждающий к активной мыслительной деятельности, развитию всех видов памяти,  внимания, восприятия, мышления: теория решения изобретательных задач. Этот приём прост, но высоко эффективен. Такой  приём приучает детей мыслить, выходя за рамки  стереотипов, мышление становиться гибким, нестандартным, развивается воображение.

Цель ТРИЗ - прёма: сформировать системно-логическое мышление у воспитанников.

Основные задачи метода ТРИЗ:

- сформировать системно-логическое мышление у воспитанников.

-решать задачи на более высоком уровне не только научные, но и другие (социальные, культурологические, бытовые);

-показать потенциальные возможности интеллектуальной деятельности воспитанников.

Мозговой штурм (мозговая атака)- широко применяемый способ продуцирования новых идей для развития различных проблем. Его цель -  организация коллективной мыслительной деятельности по поиску путей решения той или иной проблемы. Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

-творческое усвоение детьми учебного материала;

-связь теоретических знаний с практикой;

-активизация познавательной деятельности воспитанников;

-формирование способности концентрировать внимание и прилагать мыслительные усилия;

-формирование опыта коллективной, мыслительной деятельности.

Одной из самых современных технологий по развитию познавательных процессов на данный момент является «Эйдетика».

Система «эйдетики» - память без границ. «Эйдес» в переводе с греческого - «образ». Эйдетизм - это способность  очень ярко представлять себе предмет. Которого нет в поле нашего восприятия.  Большинство людей умеют это делать, что с трудностью даётся детям с ограниченными возможностями здоровья. Способность мыслить образами изначально было присуще человеку,  и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Цель технологии: развитие образной памяти (образ – идеальное отражение материального мира в сознании человека).

Задачи:

1.                       Формировать умение запоминать многозначные числа, имена, телефоны, даты, тексты по абзацам.

2.                       Изучить основные мнемонические техники (цепной метод, акровербальный метод, метод мест).

3.                       Развитие воображения, эмоциональной сферы.

Таким образом, в основу технологии  развития памяти мы взяли систему эйдетики и основные мнемонические техники: цепной метод, акровербальный метод и метод мест.

Рассмотрим их более подробно.

Цепной метод строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. Сознательно придумывая какие-то ассоциации и отыскивая в заранее предусмотренных случаях, тем самым мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.

Акровербальный метод (“акро” - край, “вербо” - слово). Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который предполагается запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод требует отказа от поиска логических ассоциаций – ведь сама система запоминания основана на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.

Данная технология направлена на различный возраст, она покажется интересной и окажется результативной, как для детей младшего школьного возраста, так и для старшеклассников. Различными будут лишь организационные моменты.

Занятия можно проводить как “в кругу”, так и за партами. Главная основа занятий – эмпатия, доверительное общение учеников с психологом, воспитателем, ведь им придется рассказывать свои ассоциации, делиться сокровенным.

Основные темы  по развитию познавательных процессов с элементами Эйдетики:

·            «Запоминание  телефонов».

·            «Запоминание истерических дат».

·            «Запоминание фамилий и имён».

·            «Запоминание цифровой информации».

·            «Запоминание текстовой информации».

·            «Техника запоминания стихотворений. Художественных текстов».

"Проект - как современная педагогическая технология воспитательной работы по социализации детей с ОВЗ"

 Метод социального проектирования: как условие успешной социализации детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта. С этой темой выступила на диссеминации курсов повышения квалификации педагогических работников, в ГОАУ ДПО Амурском областном институте развития образования.

      Считаю, что процесс социализации детей с нарушением интеллекта будет проходить успешно, если в образовательный процесс будет введен метод социального проектирования, который дает возможность детям с нарушением интеллекта связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь. Таким образом, социальное проектирование – это технология социального воспитания  воспитанников. Социальное проектирование является одной из множеств  деятельностей современного ребенка, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Его можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

     Организуя, социальное проектирование с детьми  были определены следующие цели.

Образовательные цели:

1.                освоение воспитанниками  теоретических основ социального проектирования;

2.                закрепление теоретических основ в процессе практической деятельности;

3.                освоение новых форм поиска и обработки информации;

4.                развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

5.                развитие коммуникативных навыков;

6.                развитие навыков групповой работы.

Воспитательные цели:

1.                 формирование новых жизненных умений и способностей, призванных обеспечить личностный рост обучающихся как необходимую предпосылку их жизненного самоопределения;

2.                создание условий для самоактуализации личности в социуме;

3.                Воспитание коммуникативных навыков общения.

     Организуя работу по использованию социального проектирования, решаю следующие задачи:

1.                Повышение общего уровня культуры детей за счет получения дополнительной информации;

2.                Формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

3.            Закрепление навыков командной работы.

   В  социальном проекте я руководствуюсь следующими этапами проекта:

1. Постановка проблемы. Каждый участник проекта высказывал свою проблему, которая выносилась на обсуждение, или участники писали проблему на листке бумаги, складывали в конверт, затем поочередно вынимали – обсуждали.

2. Определение целей и задач

3. Разработка плана.

4. Работа в группах.

5. Реализация проекта.

6. Результаты проектов (самоанализ проделанной работы; дети проанализировали, что они узнали нового, что понравилось, и что не понравилось).   В работе с детьми по привитию навыков самообслуживания помогает метод проектов.
Проекты: 
• «Безопасность жизни» - дети усваивают правила поведения на дорогах и при ДТП (дорожно - транспортных происшествиях, т. е обыгрывание ситуаций), они учатся пользоваться электроприборами, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя вблизи  открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар»; 
• «Жилые помещения» - дети получают возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создания уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой. 
• «Культура поведения» - дети учатся правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах («в школе», театре «в бане» и т.д.) 
• «Одежда и обувь» - формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях. 
• «Ориентирование в окружающем» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве, за пределами школы, т.е. в посёлке, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население.      В освоении этого проекта большое значение уделяется экскурсиям на почту, в магазины, в больницу, в администрацию поселения и т.д. 
• «Отдых и досуг» - воспитание у детей умение занимательно и интересно для себя организовать свободное время. Для этих целей в школе имеется спортивный зал. 
• «Охрана здоровья» - привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Медиками и воспитателями проводятся беседы о личной гигиене, инфекционных заболеваниях, и т.д. В группе оформлен стенд « Уголок здоровья». 
• «Питание» - умение сервировать стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно-гигиенических правил и техники безопасности. 
• «Природа» - дети усваивают приёмы содержания животных и ухода за растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и использование их в быту, учатся принимать необходимые меры при стихийных бедствиях. Большое внимание уделяется, походам в лес. Проводятся беседы о сезонных изменениях в природе, ведутся наблюдения за этими изменениями, учим детей, давать правильную характеристику погоде, изучаем животный и растительный мир  нашей области.

        Из своей практики работы с детьми, могу сказать, что для социальной адаптации учащихся с ОВЗ необходимо проводить кропотливую работу по привитию навыков самообслуживания: 
•Как правильно пользоваться иголкой, ножницами; 
•Как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки; 
•Как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу; 
•Как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (посезонно); 
•Уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц; 
•Правильно стелить постельное бельё, заправлять постель; 
• Качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.).

   Занятия с детьми и разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогают воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций   В данном направлении моей деятельности  - главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми. 
               В заключении хочу отметить, что основная моя цель  в работе с детьми с ОВЗ по социальной адаптации – оказание помощи детям в приобретении жизненного, положительного о опыта, формировании у воспитанников достаточного уровня самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций.

    Для подтверждения поставленной гипотезы, использовала следующие диагностические методы и методики:

-Метод систематического наблюдения, (приложение № 8).
- Методика «Картинки» (оценка зрительной памяти – кратковременной и долговременной). (приложение № 9).

-Методика «Перепутанные линии» (оценка устойчивости внимания).       (приложение № 10).

-Диагностика восприятия: Коррекционно-диагностическая методика, "Какие предметы спрятаны в рисунках?". (приложение № 11).

-Диагностика мышления и речи: Методика «Исключение лишнего».               (приложение № 12).

- Исследование адаптации воспитанников, методом Люшера. (приложение № 13).

- Методика социометрия. (приложение № 14).

С темой по самообразованию «Изучение и коррекция познавательных процессов» выступила, на школьном методическом совете, педсовете с темой  «Влияние асоциального опыта вновь прибывших воспитанников на успешность адаптации».

Вывод:  исследовательская работа была направлена на подтверждение гипотезы, что эффективность работы по развитию познавательной сферы воспитанников заключается в её системности, комплексности, своевременной диагностике, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. В исследовании приняли участие дети 5-7 классов  (18 человек). В результате проведения занятий по программе развития познавательных процессов было отмечено, что дети легко шли на контакт со мной, активно включались в работу. Анализируя, результаты проведённых методик можно сказать следующее: анализ результатов работы по развитию познавательной  сферы показывает  динамику развития  психических функций у детей, имеющих проблемы в развитии (приложение № 2), повысился. Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, создавать новые варианты и пр.). И в то же время, любая деятельность, которой занимается индивид, способствует развитию его умения познавать окружающий мир, воспитывать в себе личность. Результаты диагностики уровня воспитанности обучающихся за последние три года показывают, что он повышается и составляет в среднем 3,2 балла (приложение №4). Это связано с систематической работой по коррегированию у воспитанников отклонений в поведении и в развитии личностного самоопределения. Обучение и воспитание системно - девиз всех работающих в нашем учреждении.  Повысился уровень качества успеваемости (приложение № 3), уровень учебной мотивации  воспитанников, стал более адекватен уровень самооценки, повысилась ответственность за свои поступки и поведение, повысился уровень житейских навыков (приложение № 15). Наблюдается выравнивание эмоциальной  сферы у некоторых детей,  процесс этот протекает пока очень медленно, поэтому  следующая моя работа по самообразованию будет связана с глубоким изучением по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Используемая литература:

1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении»- М.: «Ось-89», 2000г.

2.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Доминанта 2000 года. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

3.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.

4.Л.П.Анастасова «Формирование здорового образа жизни подростков» М.; изд. центр «Вентана-Граф» 2004.

5.Воронковой. В.В. «Воспитание  и  обучение  детей  во  вспомогательной  школе

6.М.М. Безруких «Методические рекомендации» М.: Триада-фарм, 2002.

Бьюзен Т. Суперпамять - Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драка. – 2-е изд. – Мн.: ООО “Попурри”, 2001.

7. Бузин Т. Скоростная память. – Пер. с англ., 1998.

8.Н.Н.Куинджи «Валеология» М.:Аспект Пресс 2000.

9.Кащенко В. П.  «Педагогическая коррекция»

10.Кованько В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников., - М.:ВАКО, 2005 – 208 с.  (Мастерская  учителя).

11.Локалова Н.В. «Как помочь слабоуспевающему школьнику»- М.: «Ось-89», 2003 г.

 12.Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат, м.: Эйдес, 1995.

13. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. - М.: Эйдес, 1994.

14.Маркова А.К. Формирование мотивации ученика в школьном возрасте. М. 1963-96с.

15.Овчаров Р.В. «Практическая психология в начальной школе» - М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.

16.Рубинштейн. С. Я.  « Психология  умственно  отсталого  школьника» Издательство  «Просвещение»  Москва  1970 г.

17.Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» - М.: Аркти 1999 г.

18.Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48с.

19.Синицына Е. И. «Умные пальчики». Серия  «Через игру - к совершенству». М.: «Лист», 1998 г. – 144 с.

20.Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.; Академический Проект, 2006. – 182с.

21.Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей»- Ярославль: Академия развития, 1997 г.

22.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей»- Ярославль: ТОО «Гринго», 1995г.

23.Шапкова А. В.  «Подвижные  игры  для  детей  с  нарушением  в  развитии».  Санкт-Петербург  «Детство-Пресс».  2002 г. – 160 стр. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)