Исследование возможностей методик по развитию познавательных процессов у воспитанников.
Цель исследования: изучение особенностей познавательной сферы воспитанников.
Объект исследования: познавательная сфера воспитанников.
Предмет исследования: диагностика и коррекция познавательной сферы воспитанников.
Гипотеза: предполагаю, что эффективность работы по развитию познавательной сферы воспитанников заключается в её системности, комплексности, своевременной диагностике, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
Задачи исследования:
1.Проведение диагностического исследования познавательной сферы у воспитанников.
2.Разработка и реализация занятий по развитию познавательной сферы воспитанников.
3.Оценка эффективности коррекционной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении особенностей познавательной сферы у детей, проблемы её развития и воспитания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результатами могут пользоваться воспитатели других групп.
Этапы исследования:
1.Изучение личностных особенностей воспитанников.
2.Методика организации занятий по развитию познавательной сферы воспитанников.
3. Проведение диагностических методик с целью подтверждения гипотезы.
1.Изучение личностных особенностей воспитанников.
Исследование проводила на базе государственного образовательного автономного учреждения Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната № 12 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья г. Свободного. Данные были взяты за 2013 -2014 год. Участие в исследовании приняли воспитанники 7-8 группы: разного возраста, разнополы (6 девочек и 12 мальчиков) в количестве 18 человек.
Для того чтобы приступить к проведению занятий по развитию познавательной сферы, изучила психическое состояние своих воспитанников:
· 1 группа олигофрения неосложнённая-8 человек;
Меры педагогического воздействия: привлекать как организаторов, помощников. Максимум дополнительного материала по всем предметам Занятия в кружках обязательны.
Индивидуальная работа: не захваливать, иначе будут чувствовать превосходство над другими детьми. Хвалить только за доброе, заботливое отношение к товарищам.
· 2 группа с нарушениями нейродинамики (возбудимые) -4человека;
Меры педагогического воздействия: больше строгого контроля, продумать распределение поручений, желательно более спокойных. Дневной сон. Сочетать меры педагогического воздействия с лечением.
Индивидуальная работа: спокойный, но требовательный тон. Ограничивать в движениях, давать отвлекающие пор учения. Индивидуальные беседы с целью научить контролировать своё поведение, требовать повторить задание перед выполнением, осуждать на фоне его положительных качеств. Если сильно возбуждён - не ругать, не внушать ничего.
· 3 группа с нарушением нейродинамики (заторможенные) -3 человека;
Меры педагогического воздействия: садить, ставить в строй рядом с возбудимыми. Поручения давать более интенсивного характера, требующего отношений с товарищами.
Индивидуальная работа: вовлекать в подвижные игры, увеличивать потребность в движении. Осуждать в доброжелательной форме, один на один, поддерживать уверенность в себе, своих силах.
· 4 группа с нарушениями анализаторов - 10 человек;
Меры педагогического воздействия: эти дети нуждаются в работе с логопедом, в занятиях ритмикой.
Индивидуальная работа: разучивать дополнительные стихи, загадки, скороговорки, поощрять речевое общение с взрослыми и детьми. Воспитывать контролирование за своей и чужой речью. Больше упражнений на развитие фонематического слуха.
· 5 группа с психопатодобными формами поведения – 4 человека;
Меры педагогического воздействия: не оставлять без присмотра без дела. Строгий контроль. Выявлять причины возбуждения. Устранять их. Дневной сон в любом классе, строго соблюдать охранительный режим. Лечение в начальных классах, ежегодная диспансеризация на 3 месяца. В старших классах по назначению врача. Похвала.
Индивидуальная работа: осуждать на фоне положительных поступков. Ограничения в движении, требовательный, спокойный тон. Отвлекающие поручения, просьбы. Работа как с возбудимыми. Прививать навыки санитарии. Следить за осанкой.
· 6 группа с грубыми нарушениями личности - 1 человека;
Меры педагогического воздействия (6 группа). Индивидуальная работа: работать с ними так же как с детьми с психоподобными формами поведения.
· 7 группа с повышенной истощаемостью – 2 человека.
Меры педагогического воздействия: давать отдых, перерывы в работе, дневной сон по 6 класс. Предохранять от чрезмерных умственных и физических нагрузок, но дети не должны этого замечать. Нельзя проводить для них дополнительные занятия. Сажать у отопительных проборов. Не оставлять на солнцепёке. На улице ходить с покрытой головой. Меньше интенсивных движений, работать в наклон.
Индивидуальная работа: проверять слова и поступки т. к. склонны к обману. В вопросах поведения непреклонная строгость. Требовательность. Иначе дети не приучаться владеть собой, будут не сдержанными, грубыми, лживыми, слабовольными. Не оставлять безнаказанными, ни одного поступка. Бережное, щадящее отношение к вопросам трудовой и учебной нагрузке.
Краткая характеристика познавательных процессов у воспитанников (памяти, внимания, мышления, воображения) и уровня мотивации.
-память механическая, слабая, кратковременная;
-восприятие преобладает в основном зрительное, фрагментарное;
-мышление конкретное, наглядно-образное, анализ, синтез, сравнение и обобщение - затруднены;
- воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций;
-внимание неустойчивое, низкий уровень его концентрации.
Оценка уровня школьной мотивации обучения:
-Хорошая школьная мотивация – 2 человека.
-Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше не учебными сторонами – 8 человек.
- Низкая школьная мотивация – 3 человек.
2.Методика организации занятий по развитию познавательной сферы.
Для проведения занятий разработала программу «Советы умной Совы» по развитию познавательных процессов, в которую вошли специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов. В 2013 году обобщила опыт трех лет работы по рабочей программе по развитию познавательных процессов: «Советы умной Совы» в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида», которая была рассмотрена и утверждена на МО воспитателей (приложение № 1).
В
процессе выполнения каждого из них идет развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делаю на каком-то одном из них.
Все задания условно можно разбить на несколько групп:
– задания на развитие внимания;
– задания на развитие памяти;
– задания на совершенствование воображения;
– задания на развитие логического мышления.
Эта программа рассчитана на воспитанников 10-16 лет (при нормальном интеллектуальном развитии), а также может быть адаптирована для подростков с проблемами развития психических процессов. Занятия провожу каждый день, во второй половине дня. Длительность занятия от 30 до 35 минут (в случае утомления детей занятие останавливалось).
Цель
программы: развитие
познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Для
достижения этой цели предполагалось решить следующие задачи.
Основными задачами программы являются:
1) Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) Развитие языковой культуры и формирование речевых умений:
четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить
умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) Формирование навыков творческого мышления;
5) Развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности воспитанников;
6) Формирование и развитие коммуникативных умений: умений общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других;
7) Формирование навыков применения полученных ЗУН в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Чем выше познавательная активность учащихся, тем богаче, осмысленнее, полнее и прочнее усваиваются знания. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и, повышая их собственные усилия в овладении знаниями можно добиться улучшения успеваемости.
По методике пробуждения познавательной активности и воспитания познавательных интересов работала по следующим этапам:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теории проблемы.
2.
Изучение особенностей учащихся. Изучение личности.
3. Проведение диагностики и анализ её результатов.
4. Разработка системы воспитательных мероприятий, соответствующих конкретным целям и задачам, поставленным воспитателем класса перед учащимися в целом и по отдельности, и учитывающим возрастные и индивидуальные особенности детей.
5. Вовлечение детей в активную творческую познавательную деятельность в соответствие с их индивидуальными интересами и наклонностями.
Итак, на первом этапе своей работы по данной проблеме чётко представляла себе теорию вопроса, определения познавательной деятельности и активности. Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная активность - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Интерес обучающихся к учению является определяющим фактором в процессе овладения знаниями. С темой «Коррекционная работа в учебно-воспитательном процессе, как основное направление в повышении уровня познавательной активности воспитанников и развитие способностей» выступила на школьном педсовете. Подбирая формы и средства педагогического воздействия на ребенка с целью развития его познавательной активности, т.е. такого деятельного состояния ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями, учитывала различные память и сообразительность.
При положительном восприятии внешнего воздействия ребенок будет проявлять познавательную активность и наоборот. Таким образом, в процессе учебной работы у каждого обучающегося проявляются определенные объективные переживания, влияющие на характер познавательной активности.
Передо мной стала задача развития у обучающихся положительной настроенности к учению и возбуждению внутренних стимулов познавательной активности.
Отношение в личностном плане может принижать форму потребностей, мотивов, интересов и определенных установок деятельности (поведения). Каждая из названных форм отношений выступает как определенная ступень внутренней стимуляции к деятельности (поведению).
Учла значение этих внутренних стимулов для личностного развития ребенка. Первейший фактор стимуляции всякой деятельности - потребность. В общем виде это надобность человека, в чем-либо, что необходимо для него и что поэтому вызывает у него определенную степень активности. Как воспитателю привести в действие внутренние стимулы познавательной активности детей и возбудить у них потребность в овладении знаниями?
Искусно стала создавать противоречия между знанием и незнанием, создавать проблемные ситуации, с помощью которых можно управлять вниманием воспитанников и активизировать их познавательную деятельность. Ставила задачи для самостоятельного разрешения, самоконтроля, самоанализа. Выявляла субъективное значение того или иного вида познавательной деятельности для конкретного ребенка. На втором этапе работы работала по проблеме развития познавательного интереса и познавательной активности, тщательно изучала индивидуальные особенности воспитанников. В этот период проводила наблюдение:
1.Как ученик учится в этом году и сравнивает с результатами ранних наблюдений.
2.Отношение ребенка к учебным предметам. Что привлекает и что вызывает отрицательное отношение. Поведение на уроках, почему возникает интерес и в чем он выражается.
3. Любимое занятие в свободное время.
4.О чем ребенок хотел бы больше узнать.
5. Какие предметы дается труднее.
6.Уровень заинтересованности учебой.
7. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера.
8. Степень самостоятельности при выполнении домашнего задания на самоподготовке.
Наблюдения показали, что в младшем подростковом возрасте у многих учеников начинают, проявляться склонности к тому или иному виду познавательной деятельности. Возникает особое стремление к чему-то своему. Дети в этом отношении делятся на несколько групп:
1. Те, которых увлекает сам процесс учения, а не результат.
2. Те, которые стремятся к овладению новыми знаниями.
3. Те, которые ждут толчка, чтобы решиться как-то, проявить себя.
Мною на данном этапе фиксировались результаты наблюдений, и периодически делался анализ полученных данных; этой информацией я обменивалась с учителями-предметниками.
Неоценимую помощь в этом мне оказывали школьный психолог, социальный педагог. С детьми была проведена диагностика развития познавательных процессов на начало и конец исследования.
Кроме использования данных психолога, педагогических наблюдений я изучила критерии уровней проявления познавательного интереса. По основанию активности и самостоятельности учащихся, стремлении к преодолению трудностей:
высокий уровень характеризуется следующими критериями:
ü высокой самопроизвольной познавательной активностью;
ü интересом к сущности явлений и процессов;
ü интенсивностью, увлеченностью протекания процесса самостоятельной деятельности;
ü
стремлением
к преодолению трудностей при решении сложных
задач.
Средний уровень определяется по следующим проявлениям:
ü познавательной активностью, требующей систематической поддержки педагога;
ü зависимостью процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличием побуждения;
ü преодолением трудностей с помощью товарищей;
ü ожиданием помощи.
Низкий уровень характеризуется следующими показателями:
ü познавательной инертностью;
ü мнимой самостоятельностью действий (списыванием у соседа);
ü частыми отвлечениями от работы;
полной бездеятельностью при затруднениях
Что дала мне диагностика познавательных процессов детей для активизации познавательной активности и интереса? Диагностика дала возможность видеть с кем и как работать (в моей группе дети с высоким уровнем не выявлены, но есть потенциал для развития).
Строя работу учитывала, что высокий уровень - это стойкий познавательный интерес развитая познавательная активность, основанная на интересе. Таким детям можно и нужно предоставлять большую самостоятельность, систематически девать особые задания с повышенной трудностью, загружать их проблемными заданиями. Наблюдения за обучающимися во время посещения уроков, в беседах с классными руководителями, дали возможность увидеть потенциал для развития высокого уровня познавательных процессов. Эти возможности имеются у Толи Р., Димы С. Во время проводимого исследования всегда помнила и о состоянии здоровья детей. Необходимо очень внимательно отнестись к тому, как дети с ослабленным здоровьем воспринимают и усваивают новый материал, или, например, к тому, насколько физически и духовно окреп, насколько стал жизнерадостнее долго проболевший ребёнок.
В группу "норма" входят дети со средним, среди исследуемых, уровнем познавательных способностей. Работа с такими детьми строится с учетом такого внутреннего стимула развития познавательной активности, как средства поддержания интереса у учебной деятельности, как моральный фактор. Эмоциональная поддержка воспитателя, работа над волевыми качествами характера - основные средства педагогического воздействия. Но кроме этого необходимо помнить о мотивах учения у этих детей.
Для детей из группы "Близко к норме" для поддержания познавательного интереса нужен постоянный контроль и подкрепление веры в свои силы. То есть при планировании работы по развитию познавательной активности этих детей выбираю стопроцентное посильное задание. И если при подготовке внеклассного познавательного мероприятия детям из первой группы можно поручить задание повышенной трудности, то в этой группе обязательно посильное, гарантирующее ситуацию успеха. Большая роль здесь отводится индивидуальным формам работы с детьми по развитию личностных качеств: пониманию чувства долга и ответственности, наличие волевых качеств: усидчивости, настойчивости. Так, например, что бы активизировать познавательный интерес Насти К., Артёма Л., Рамиза М., Лёни Б., им необходимо создать соответствующие условия: повышенное внимание, моральное поощрение, научить самостоятельной работе, не отвлекаться, концентрировать внимание. Эти проблемы решают при правильной организации работы детей на самоподготовке.
И, наконец, особого моего внимания требовали дети из группы с низким уровнем развития познавательных процессов. В работе с ними я подключала все внутренние стимулы формирования познавательной активности. Работала над развитием учебного интереса, формировала потребность к учению, выясняла для этого мотивы учения, степень влияния морального фактора.
Например, при наблюдении и изучении особенностей Натали С., выяснилось, что у неё произошла замена учебных интересов на вне учебную деятельность. Отсутствие волевых качеств характера, стойких мотивов к учению мешают ей. Очень значим для девочки и моральный фактор: заинтересованность к ней педагога, его эмоционально положительный настрой, создание обстановки подбадривания.
Интересные результаты показала работа с Максимом В., Колей Ю., уровень развития познавательных способностей которых ниже нормы. Мощный моральный фактор - поддержка педагогов, обеспечение положительного эмоционально благополучного климата. Научение ребенка основным приемам учебного труда на уроках и их развитие на самоподготовке, позволяют говорить о появлении у Максима В., относительно стойкого мотива к учению (что бы быть лучше, больше знать), волевых качеств личности; о движении в развитии у ребенка познавательной активности и интереса к учебе.
Особенность моей работы состоит в том, что она не строится на обязательном выполнении учениками определенных заданий. На развитие любого новшества для ребенка может воздействовать вся система воспитательной работы.
Выполняя задачу развития познавательной активности детей, т.е. стремления к учению, связанного с умственным напряжением и проявлением волевых усилий, осуществляя эту работу с использованием различных форм: вовлечение детей в кружковую работу, организация экскурсий, организация и вовлечение их на предметных неделях и т.п. При описании опыта рассмотрю интеллектуально-познавательные мероприятия, подготовку домашнего задания детьми на самоподготовке, организацию занятий по теме "Хочу всё знать", метод проектов.
1. Интеллектуально-познавательные мероприятия. При подготовке и постановке сказки «Серая шапочка и Красный волк» учитывала личностные особенности каждого ученика. Были задействованы все таланты: стихотворцев, художников, сказочников. На занятии по экологии «Деревья не только земли украшение» задания были доступными, интересными. С детьми группы «норма» был создан проект «Математика вокруг нас». В итоге все дети чувствовали себя комфортно, хотя дети испытывали большие трудности, но зато им было интересно.
2. Другая форма развития познавательной активности детей - стимулирование познавательной деятельности обучающихся в ходе самоподготовки. Использовала следующие приемы:
ü Правильная организация самоподготовки.
ü Соблюдение санитарно-гигиенических требований, наличие принадлежностей, инструктаж. Работа отдельных обучающихся на доверии. Соблюдение требований к домашнему заданию.
ü Виды контроля: самоконтроль, взаимный контроль, составление карточек, работа консультантов, фронтальный контроль.
ü Регулирование темпа работы.
ü Организация консультации учителя-предметника.
ü Создание ситуации успеха /"Ты сделал сам"/.
ü Сочетание групповой работы, индивидуальной, работа в парах.
ü Подведение итогов, анализ.
Наблюдение показало, что проводимые занятия по данной методике по развитию познавательных процессов дало свои результаты: повысилось качество успеваемости, (приложения).
3.Методы и приёмы формирования познавательной активности с нарушением интеллекта.
В работе с детьми при проведении занятий применяю разнообразные методы и приёмы организации учебно - развивающей деятельности. Методы при необходимости сочетаю, дополняю друг друга. Особенно эффективными на практике оказались активные методы обучения, это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приёмов, которая направлена главным образом не на изложение мною готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение воспитанниками знаний.
Активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмирующих, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающих рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
Методы активного обучения.
ТРИЗ-приём. Эффективный и развивающий, побуждающий к активной мыслительной деятельности, развитию всех видов памяти, внимания, восприятия, мышления: теория решения изобретательных задач. Этот приём прост, но высоко эффективен. Такой приём приучает детей мыслить, выходя за рамки стереотипов, мышление становиться гибким, нестандартным, развивается воображение.
Цель ТРИЗ - прёма: сформировать системно-логическое мышление у воспитанников.
Основные задачи метода ТРИЗ:
- сформировать системно-логическое мышление у воспитанников.
-решать задачи на более высоком уровне не только научные, но и другие (социальные, культурологические, бытовые);
-показать потенциальные возможности интеллектуальной деятельности воспитанников.
Мозговой штурм (мозговая атака)- широко применяемый способ продуцирования новых идей для развития различных проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску путей решения той или иной проблемы. Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
-творческое усвоение детьми учебного материала;
-связь теоретических знаний с практикой;
-активизация познавательной деятельности воспитанников;
-формирование способности концентрировать внимание и прилагать мыслительные усилия;
-формирование опыта коллективной, мыслительной деятельности.
Одной из самых современных технологий по развитию познавательных процессов на данный момент является «Эйдетика».
Система «эйдетики» - память без границ. «Эйдес» в переводе с греческого - «образ». Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет. Которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать, что с трудностью даётся детям с ограниченными возможностями здоровья. Способность мыслить образами изначально было присуще человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.
Цель технологии: развитие образной памяти (образ – идеальное отражение материального мира в сознании человека).
Задачи:
1. Формировать умение запоминать многозначные числа, имена, телефоны, даты, тексты по абзацам.
2. Изучить основные мнемонические техники (цепной метод, акровербальный метод, метод мест).
3. Развитие воображения, эмоциональной сферы.
Таким образом, в основу технологии развития памяти мы взяли систему эйдетики и основные мнемонические техники: цепной метод, акровербальный метод и метод мест.
Рассмотрим их более подробно.
Цепной метод строится на цепных ассоциативных связях. Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. Сознательно придумывая какие-то ассоциации и отыскивая в заранее предусмотренных случаях, тем самым мы усиливаем контроль над записью информации в памяти, отчего шансы на воспоминание возрастают. Прочному сохранению материала в памяти помогает упорядоченная сеть ассоциаций. Поиск ассоциаций быстро превращается в увлекательную игру.
Акровербальный метод (“акро” - край, “вербо” - слово). Придумывание стишков, шуточных фраз, в которых зашифрована какая-либо информация.
Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который предполагается запомнить, и объединить его образ с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод требует отказа от поиска логических ассоциаций – ведь сама система запоминания основана на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.
Данная технология направлена на различный возраст, она покажется интересной и окажется результативной, как для детей младшего школьного возраста, так и для старшеклассников. Различными будут лишь организационные моменты.
Занятия можно проводить как “в кругу”, так и за партами. Главная основа занятий – эмпатия, доверительное общение учеников с психологом, воспитателем, ведь им придется рассказывать свои ассоциации, делиться сокровенным.
Основные темы по развитию познавательных процессов с элементами Эйдетики:
· «Запоминание телефонов».
· «Запоминание истерических дат».
· «Запоминание фамилий и имён».
· «Запоминание цифровой информации».
· «Запоминание текстовой информации».
· «Техника запоминания стихотворений. Художественных текстов».
"Проект - как современная педагогическая технология воспитательной работы по социализации детей с ОВЗ"
Метод социального проектирования: как условие успешной социализации детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта. С этой темой выступила на диссеминации курсов повышения квалификации педагогических работников, в ГОАУ ДПО Амурском областном институте развития образования.
Считаю, что процесс социализации детей с нарушением интеллекта будет проходить успешно, если в образовательный процесс будет введен метод социального проектирования, который дает возможность детям с нарушением интеллекта связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь. Таким образом, социальное проектирование – это технология социального воспитания воспитанников. Социальное проектирование является одной из множеств деятельностей современного ребенка, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Его можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Организуя, социальное проектирование с детьми были определены следующие цели.
Образовательные цели:
1. освоение воспитанниками теоретических основ социального проектирования;
2. закрепление теоретических основ в процессе практической деятельности;
3. освоение новых форм поиска и обработки информации;
4. развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
5. развитие коммуникативных навыков;
6. развитие навыков групповой работы.
Воспитательные цели:
1. формирование новых жизненных умений и способностей, призванных обеспечить личностный рост обучающихся как необходимую предпосылку их жизненного самоопределения;
2. создание условий для самоактуализации личности в социуме;
3. Воспитание коммуникативных навыков общения.
Организуя работу по использованию социального проектирования, решаю следующие задачи:
1. Повышение общего уровня культуры детей за счет получения дополнительной информации;
2. Формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
3. Закрепление навыков командной работы.
В социальном проекте я руководствуюсь следующими этапами проекта:
1. Постановка проблемы. Каждый участник проекта высказывал свою проблему, которая выносилась на обсуждение, или участники писали проблему на листке бумаги, складывали в конверт, затем поочередно вынимали – обсуждали.
2. Определение целей и задач
3. Разработка плана.
4. Работа в группах.
5. Реализация проекта.
6. Результаты
проектов (самоанализ проделанной работы; дети проанализировали, что они узнали
нового, что понравилось, и что не понравилось). В работе с детьми по привитию
навыков самообслуживания помогает метод проектов.
Проекты:
• «Безопасность жизни» - дети усваивают правила поведения на дорогах и при ДТП
(дорожно - транспортных происшествиях, т. е обыгрывание ситуаций), они учатся
пользоваться электроприборами, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах,
как вести себя вблизи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах
«Пожар»;
• «Жилые помещения» - дети получают возможность освоить приёмы ухода за
жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создания уюта, овладеть навыками
пользования бытовой техникой.
• «Культура поведения» - дети учатся правилам культурного общения со знакомыми
и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах («в школе»,
театре «в бане» и т.д.)
• «Одежда и обувь» - формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь,
одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в
домашних условиях.
• «Ориентирование в окружающем» - умение ориентироваться в школьном и
внешкольном пространстве, за пределами школы, т.е. в посёлке, в незнакомом
районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары,
обращаться в организации обслуживающие население. В освоении этого проекта
большое значение уделяется экскурсиям на почту, в магазины, в больницу, в
администрацию поселения и т.д.
• «Отдых и досуг» - воспитание у детей умение занимательно и интересно для себя
организовать свободное время. Для этих целей в школе имеется спортивный
зал.
• «Охрана здоровья» - привитие детям привычки соблюдать личную гигиену,
режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и
распространения инфекционных заболеваний. Медиками и воспитателями проводятся
беседы о личной гигиене, инфекционных заболеваниях, и т.д. В группе оформлен
стенд « Уголок здоровья».
• «Питание» - умение сервировать стол, убирать стол после приёма пищи,
ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые
блюда, придерживаясь санитарно-гигиенических правил и техники
безопасности.
• «Природа» - дети усваивают приёмы содержания животных и ухода за растениями в
доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и использование их в быту,
учатся принимать необходимые меры при стихийных бедствиях. Большое внимание
уделяется, походам в лес. Проводятся беседы о сезонных изменениях в природе,
ведутся наблюдения за этими изменениями, учим детей, давать правильную
характеристику погоде, изучаем животный и растительный мир нашей области.
Из своей
практики работы с детьми, могу сказать, что для социальной адаптации учащихся с
ОВЗ необходимо проводить кропотливую работу по привитию навыков
самообслуживания:
•Как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
•Как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;
•Как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
•Как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (посезонно);
•Уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц;
•Правильно стелить постельное бельё, заправлять постель;
• Качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно
выжимать тряпку и т.д.).
Занятия с детьми и разнообразные виды практической деятельности, которые
формируют знания и умения; помогают воспитанникам находить контакт с
окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить
свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций В данном направлении
моей деятельности - главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно
необходимыми знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными,
нравственными, эстетическими, трудовыми.
В заключении хочу отметить, что основная моя цель в работе с
детьми с ОВЗ по социальной адаптации – оказание помощи детям в приобретении жизненного,
положительного о опыта, формировании у воспитанников достаточного уровня самостоятельности
при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных
ситуаций.
Для подтверждения поставленной гипотезы, использовала следующие диагностические методы и методики:
-Метод систематического наблюдения, (приложение №
8).
-
Методика «Картинки» (оценка зрительной памяти – кратковременной и
долговременной).
(приложение № 9).
-Методика «Перепутанные линии» (оценка устойчивости внимания). (приложение № 10).
-Диагностика восприятия: Коррекционно-диагностическая методика, "Какие предметы спрятаны в рисунках?". (приложение № 11).
-Диагностика мышления и речи: Методика «Исключение лишнего». (приложение № 12).
- Исследование адаптации воспитанников, методом Люшера. (приложение № 13).
- Методика социометрия. (приложение № 14).
С темой по самообразованию «Изучение и коррекция познавательных процессов» выступила, на школьном методическом совете, педсовете с темой «Влияние асоциального опыта вновь прибывших воспитанников на успешность адаптации».
Вывод: исследовательская работа была направлена на подтверждение гипотезы, что эффективность работы по развитию познавательной сферы воспитанников заключается в её системности, комплексности, своевременной диагностике, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. В исследовании приняли участие дети 5-7 классов (18 человек). В результате проведения занятий по программе развития познавательных процессов было отмечено, что дети легко шли на контакт со мной, активно включались в работу. Анализируя, результаты проведённых методик можно сказать следующее: анализ результатов работы по развитию познавательной сферы показывает динамику развития психических функций у детей, имеющих проблемы в развитии (приложение № 2), повысился. Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, создавать новые варианты и пр.). И в то же время, любая деятельность, которой занимается индивид, способствует развитию его умения познавать окружающий мир, воспитывать в себе личность. Результаты диагностики уровня воспитанности обучающихся за последние три года показывают, что он повышается и составляет в среднем 3,2 балла (приложение №4). Это связано с систематической работой по коррегированию у воспитанников отклонений в поведении и в развитии личностного самоопределения. Обучение и воспитание системно - девиз всех работающих в нашем учреждении. Повысился уровень качества успеваемости (приложение № 3), уровень учебной мотивации воспитанников, стал более адекватен уровень самооценки, повысилась ответственность за свои поступки и поведение, повысился уровень житейских навыков (приложение № 15). Наблюдается выравнивание эмоциальной сферы у некоторых детей, процесс этот протекает пока очень медленно, поэтому следующая моя работа по самообразованию будет связана с глубоким изучением по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Используемая литература:
1.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении»- М.: «Ось-89», 2000г.
2.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Доминанта 2000 года. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.
3.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1997.
4.Л.П.Анастасова «Формирование здорового образа жизни подростков» М.; изд. центр «Вентана-Граф» 2004.
5.Воронковой. В.В. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе
6.М.М. Безруких «Методические рекомендации» М.: Триада-фарм, 2002.
Бьюзен Т. Суперпамять - Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драка. – 2-е изд. – Мн.: ООО “Попурри”, 2001.
7. Бузин Т. Скоростная память. – Пер. с англ., 1998.
8.Н.Н.Куинджи «Валеология» М.:Аспект Пресс 2000.
9.Кащенко В. П. «Педагогическая коррекция»
10.Кованько В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников., - М.:ВАКО, 2005 – 208 с. (Мастерская учителя).
11.Локалова Н.В. «Как помочь слабоуспевающему школьнику»- М.: «Ось-89», 2003 г.
12.Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание цифр, телефонов, исторических дат, м.: Эйдес, 1995.
13. Матюгин И.Ю. Чекаберия Е.И. Запоминание лиц и имен. - М.: Эйдес, 1994.
14.Маркова А.К. Формирование мотивации ученика в школьном возрасте. М. 1963-96с.
15.Овчаров Р.В. «Практическая психология в начальной школе» - М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.
16.Рубинштейн. С. Я. « Психология умственно отсталого школьника» Издательство «Просвещение» Москва 1970 г.
17.Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» - М.: Аркти 1999 г.
18.Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48с.
19.Синицына Е. И. «Умные пальчики». Серия «Через игру - к совершенству». М.: «Лист», 1998 г. – 144 с.
20.Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.; Академический Проект, 2006. – 182с.
21.Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей»- Ярославль: Академия развития, 1997 г.
22.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей»- Ярославль: ТОО «Гринго», 1995г.
23.Шапкова А. В. «Подвижные игры для детей с нарушением в развитии». Санкт-Петербург «Детство-Пресс». 2002 г. – 160 стр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.