Даниил Борисович Эльконин принадлежал к всемирно известной научной школе Л. С. Выготского. Именно там он в течение нескольких десятилетий, методом исследований, создал научное направление в детской и педагогической психологии.
Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.
Научная деятельность Д.Б.ЭЛЬКОНИНА
Центральным вопросом теории детской игры, является вопрос об ее историческом происхождении. Д . Б . Эльконин в своих исследованиях показал, что игра , и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества, в результате появления сложных форм разделения труда. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности . Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются:
- игровое действие ,
игровое употребление предметов (замещение),
отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает - сфера деятельности , которую ребенок воспроизводит в игре . Содержание - это воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми.
Согласно теории Д. Б. Эльконина, основная потребность в дошкольном возрасте – потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых – стремление действовать как взрослый. Но эта потребность не может реализоваться сразу вследствие недостаточности сил, знаний, умений ребенка. Ребенок становится взрослым мысленно, в воображении: ориентируясь на взрослого, как на образец, взяв на себя ту или иную роль, он подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре. Итак, согласно школе Д. Б. Эльконина, сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника.
Теория развития сюжетно – ролевой игры.
«Игра - своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов, на другие».
Эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь:
- ребенок ест ложкой,
- кормит ложкой,
- кормит ложкой куклу,
- кормит ложкой куклу, как мама.
Основное значение игры Даниил Борисович видел в том, что игра является уникальной деятельностью, которая характеризуется эмоционально наполненным вхождением в жизнь взрослых, действительным выделением общественных функций и смысла человеческой деятельности.
Этапы развития сюжетно – ролевой игры по Д.Б. Эльконину:
Первый уровень.
1) Центральное содержание игры – действие с предметами;
2) Роли есть, но они определяются характером действий;
3) Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций;
4) Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей.
Четвертый уровень.
1) Основное содержание игры – выполнение действий, по отношению к другим людям, роли которых, выполняют другие дети.
2) Роли ясно очерчены и выделены, на протяжении всей игры, ребенок ведет одну линию поведения, функции детей в роли взаимосвязаны, речь носит ролевой характер;
3) Действия четкие и последовательные, воссоздающие реальную логику, разнообразны, выражены правила, ссылающиеся на реальную жизнь;
4) Нарушение логики действий и правил, отвергается не просто ссылкой на реальную жизнь, но и указанием на рациональность правил.
Второй уровень.
1) Основное содержание игры – действие с предметом, но на первом плане, соответствие игрового действия - реальному;
2) Роли определяют сами дети, выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью;
3) Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности;
4) Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется.
Третий уровень.
1) Основное содержание – выполнение роли, которые передают характер отношений другим участникам игры;
2) Роли ясно выделены, дети называют свои роли до начала игры, роли определяют и направляют поведение ребенка;
3) Логика и характер действий определяется взятой на себя ролью, действия становятся разнообразными, появляется ролевая речь, обращенная участникам игры, в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем;
4) Нарушение логики действий, опротестовывается ссылкой на реальную жизнь.
Можно выделить несколько основных формальных признаков игры в дошкольном возрасте. В первую очередь игра - это свободная деятельность. Свобода от физической и моральной необходимости, от реальных житейских нужд выделяет игру из «обыденной» жизни, как бы изолирует ее в некий условный, относительно самостоятельный микромир. Изолированность игры обусловлена тем, что она «разыгрывается» в собственных рамках времени и пространства. Игра в определенный момент начинается и заканчивается. Внутри игрового времени и пространства царит собственный и безусловный порядок, отклонение от него лишает игру собственного характера.
Основные методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр дошкольников на разных возрастных этапах.
1 младшая группа. Решаются задачи формирования у детей устойчивых действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, умения выстраивать в игре смысловые цепочки с сюжетными игрушками, и организуются групповые игры, требующие от всех участников условных игровых действий.
2 младшая группа. Ребенок способен овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон от ролевого подражания - до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения. Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера.
Средняя группа. Педагог вступает с многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером- игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с игрушками и предметами-заместителями.
Старший дошкольный возраст. В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Сюжетосложение включает: умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание; быть ориентированным на партнеров-сверстников; обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению; умение комбинировать предложенные самим ребенком события в процессе игры.
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы. В игре происходит эмоционально-действенная ориентация в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.
2. Преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка. В игре необходимо координировать различные позиции, различные точки зрения: соотносить собственную роль и роль партнера, свою позицию и позицию партнера по игре, реальные и игровые значения предметов и действий, это и ведет к познавательной децентрации ребенка.
3. Развитие умственных действий. Д. Б. Эльконин показывает, как развитие действий в игре приводит к тому, что опора на предметы-заместители (игрушки) и действия с ними все более и более сокращается, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов. «Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления»
4. Развитие произвольного поведения. Всякая игра содержит в себе скрытое правило, требуя от ребенка отказа от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли, т. е. в игре поведение ребенка становится произвольным. Произвольное поведение становится доступным ребенку благодаря принятию на себя ролей и взаимному контролю над выполнением игровых ролей со стороны участников игры.
Д. Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния ролевой игры на психическое развитие ребенка.
В исследованиях Д.Б. Эльконина,
игра - это не всеобщая форма жизни всех детей,
она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, и когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция активно входить в эту жизнь. На почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Д.Б. Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства.
И,как говорил сам Эльконин, проводимые им исследования в этой области не были закончены, это было обусловлено, прежде всего, его занятостью решением других вопросов детской психологии но данные разработки несомненно дали большой толчок в раскрытии психологическую природы игры, внесли посильный вклад в разработку проблем психологии игры, интерес к которым все более возрастает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.