Исследование теории игры в трудах Д.Б Эльконина
Оценка 4.8

Исследование теории игры в трудах Д.Б Эльконина

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
детская психология
Детсад
20.05.2021
Исследование теории игры в трудах Д.Б Эльконина
В презентации раскрывается тема доктора психологических наук, профессора, выдающегося отечественного психолога, специалиста в области детской психологии Даниила Борисовича Эльконина. В данном материале изложена научная деятельность Эльконина: теория развития сюжетно – ролевой игры, ее этапы развития и основные методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр дошкольников на разных возрастных этапах.
Исследование теории игры в трудах Д.Б. Эльконина.ppt

Исследование детской игры по Д

Исследование детской игры по Д

Исследование детской игры по Д.Б. Эльконину

Доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.

Даниил Борисович Эльконин принадлежал к всемирно известной научной школе

Даниил Борисович Эльконин принадлежал к всемирно известной научной школе

Даниил Борисович Эльконин принадлежал к всемирно известной научной школе Л. С. Выготского. Именно там он в течение нескольких десятилетий, методом исследований, создал научное направление в детской и педагогической психологии.
Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.

Научная деятельность Д.Б.ЭЛЬКОНИНА

Центральным вопросом теории детской игры, является вопрос об ее историческом происхождении

Центральным вопросом теории детской игры, является вопрос об ее историческом происхождении

Центральным вопросом теории детской игры, является вопрос об ее историческом происхождении. Д . Б . Эльконин в своих исследованиях показал, что игра , и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества, в результате появления сложных форм разделения труда. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности . Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются:
- игровое действие ,
игровое употребление предметов (замещение),
отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает - сфера деятельности , которую ребенок воспроизводит в игре . Содержание - это воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми.

Согласно теории Д. Б. Эльконина, основная потребность в дошкольном возрасте – потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых – стремление действовать как взрослый

Согласно теории Д. Б. Эльконина, основная потребность в дошкольном возрасте – потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых – стремление действовать как взрослый

Согласно теории Д. Б. Эльконина, основная потребность в дошкольном возрасте – потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых – стремление действовать как взрослый. Но эта потребность не может реализоваться сразу вследствие недостаточности сил, знаний, умений ребенка. Ребенок становится взрослым мысленно, в воображении: ориентируясь на взрослого, как на образец, взяв на себя ту или иную роль, он подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре. Итак, согласно школе Д. Б. Эльконина, сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника.

Теория развития сюжетно – ролевой игры.

Игра - своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов, на другие»

Игра - своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов, на другие»


«Игра - своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов, на другие».

Эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь:
- ребенок ест ложкой,
- кормит ложкой,
- кормит ложкой куклу,
- кормит ложкой куклу, как мама.

Основное значение игры Даниил Борисович видел в том, что игра является уникальной деятельностью, которая характеризуется эмоционально наполненным вхождением в жизнь взрослых, действительным выделением общественных функций и смысла человеческой деятельности.

Этапы развития сюжетно – ролевой игры по

Этапы развития сюжетно – ролевой игры по

Этапы развития сюжетно – ролевой игры по Д.Б. Эльконину:

Первый уровень.
1) Центральное содержание игры – действие с предметами;
2) Роли есть, но они определяются характером действий;
3) Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций;
4) Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей.

Четвертый уровень.
1) Основное содержание игры – выполнение действий, по отношению к другим людям, роли которых, выполняют другие дети.
2) Роли ясно очерчены и выделены, на протяжении всей игры, ребенок ведет одну линию поведения, функции детей в роли взаимосвязаны, речь носит ролевой характер;
3) Действия четкие и последовательные, воссоздающие реальную логику, разнообразны, выражены правила, ссылающиеся на реальную жизнь;
4) Нарушение логики действий и правил, отвергается не просто ссылкой на реальную жизнь, но и указанием на рациональность правил.

Второй уровень.
1) Основное содержание игры – действие с предметом, но на первом плане, соответствие игрового действия - реальному;
2) Роли определяют сами дети, выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью;
3) Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности;
4) Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется.

Третий уровень.
1) Основное содержание – выполнение роли, которые передают характер отношений другим участникам игры;
2) Роли ясно выделены, дети называют свои роли до начала игры, роли определяют и направляют поведение ребенка;
3) Логика и характер действий определяется взятой на себя ролью, действия становятся разнообразными, появляется ролевая речь, обращенная участникам игры, в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем;
4) Нарушение логики действий, опротестовывается ссылкой на реальную жизнь.

Можно выделить несколько основных формальных признаков игры в дошкольном возрасте

Можно выделить несколько основных формальных признаков игры в дошкольном возрасте

Можно выделить несколько основных формальных признаков игры в дошкольном возрасте. В первую очередь игра - это свободная деятельность. Свобода от физической и моральной необходимости, от реальных житейских нужд выделяет игру из «обыденной» жизни, как бы изолирует ее в некий условный, относительно самостоятельный микромир. Изолированность игры обусловлена тем, что она «разыгрывается» в собственных рамках времени и пространства. Игра в определенный момент начинается и заканчивается. Внутри игрового времени и пространства царит собственный и безусловный порядок, отклонение от него лишает игру собственного характера.

Основные методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр дошкольников на разных возрастных этапах

Основные методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр дошкольников на разных возрастных этапах

Основные методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр дошкольников на разных возрастных этапах.
1 младшая группа. Решаются задачи формирования у детей устойчивых действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, умения выстраивать в игре смысловые цепочки с сюжетными игрушками, и организуются групповые игры, требующие от всех участников условных игровых действий.

2 младшая группа. Ребенок способен овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон от ролевого подражания - до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения. Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера.


Средняя группа. Педагог вступает с многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером- игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с игрушками и предметами-заместителями.

Старший дошкольный возраст. В этот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Сюжетосложение включает: умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание; быть ориентированным на партнеров-сверстников; обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению; умение комбинировать предложенные самим ребенком события в процессе игры.

Развитие мотивационно-потребностной сферы

Развитие мотивационно-потребностной сферы


1. Развитие мотивационно-потребностной сферы. В игре происходит эмоционально-действенная ориентация в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности.
2. Преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка. В игре необходимо координировать различные позиции, различные точки зрения: соотносить собственную роль и роль партнера, свою позицию и позицию партнера по игре, реальные и игровые значения предметов и действий, это и ведет к познавательной децентрации ребенка.
3. Развитие умственных действий. Д. Б. Эльконин показывает, как развитие действий в игре приводит к тому, что опора на предметы-заместители (игрушки) и действия с ними все более и более сокращается, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов. «Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления»
4. Развитие произвольного поведения. Всякая игра содержит в себе скрытое правило, требуя от ребенка отказа от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли, т. е. в игре поведение ребенка становится произвольным. Произвольное поведение становится доступным ребенку благодаря принятию на себя ролей и взаимному контролю над выполнением игровых ролей со стороны участников игры.

Д. Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния ролевой игры на психическое развитие ребенка.

В исследованиях Д.Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое

В исследованиях Д.Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое


В исследованиях Д.Б. Эльконина,
игра - это не всеобщая форма жизни всех детей,
она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, и когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция активно входить в эту жизнь. На почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Д.Б. Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства.

И,как говорил сам Эльконин, проводимые им исследования в этой области не были закончены, это было обусловлено, прежде всего, его занятостью решением других вопросов детской психологии но данные разработки несомненно дали большой толчок в раскрытии психологическую природы игры, внесли посильный вклад в разработку проблем психологии игры, интерес к которым все более возрастает.

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила:

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила:

Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила:
Баранова Елена Анатольевна

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021