Исследование уроков Lesson Study «Коллективные и групповые формы и методы работы в условиях малокомплектной школы в рамках обновления образования Республики Казахстан»
Автор: Рыбинок Екатерина Валерьевна
Должность: руководитель школьного методического объединения естественно-методического цикла, учитель математики и физики
КГУ «Алчановская основная средняя школа отдела образования Денисовского района» Управления образования акимата Костанайской области
2023 г.
Аннотация
Бұл жұмыста оқушылар саны аз сабақтарда топтық әдістер мен жұмыс формаларын қолдану мәселесі шешілген. Мәселе алдын ала SWOT талдауы арқылы анықталды. SMART технологиясының көмегімен келесі мақсаттар қойылды: 2022 жылғы қараша – қаңтар – 2023 оқу жылының онкүндігінде студенттерді топтық өзара оқытудың оңтайлы нысандары мен әдістерін зерттеу; табысты бірлескен оқу ортасын құру үшін оқушылармен жұмыс істеудің ең тиімді ұжымдық және топтық формалары мен әдістерін таңдау. Бұл жұмыс мұғалімдер үшін пайдалы және практикалық оқыту іс-әрекетінде қолдануға болады.
В данной работе решается проблема по использованию групповых методов и форм работы в классах с малочисленным количеством учащихся. Проблема была выявлена с помощью предварительно проведенного SWOT-анализа. С помощью технологии SMART, поставлены следующие цели: исследование оптимальных форм и методов группового взаимообучения учащихся в течении декады ноябрь – январь 2022 – 2023 учебного года; выбор наиболее эффективных коллективных и групповых форм и методов работы с учащимися для создания успешной коллаборативной среды обучения. Данная работа может быть полезна учителям и применима в практической педагогической деятельности.
This paper solves the problem of using group methods and forms of work in classes with a small number of students. The problem was identified through a preliminary SWOT analysis. With the help of SMART technology, the following goals were set: to study the optimal forms and methods of group mutual learning of students during the decade of November - January 2022 - 2023 academic year; choosing the most effective collective and group forms and methods of working with students to create a successful collaborative learning environment. This work can be useful for teachers and applicable in practical teaching activities.
STRENGTHS | WEAKNESS |
Доступность получения качественного образования для каждого ученика в классе. | Отсутствие высокой конкурентной среды среди учащихся в освоении полученных знаний. |
OPPORTUNITIES | THREATS |
В результате полученного образования заинтересованы родители учащихся и педагогический коллектив. | Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов педагогического коллектива. |
С помощью постановки целей SMART, мы сформулировали следующую цель исследования цикла уроков Lesson Study:
Исследовать оптимальные формы и методы группового взаимообучения учащихся в течении декады ноябрь – январь 2022 – 2023 учебного года;
Выбрать наиболее эффективные коллективные и групповые формы и методы работы с учащимися для создания успешной коллаборативной среды обучения.
Вопрос | Учащийся «А» | Учащийся «В» | Учащийся «С» |
Что тебе больше всего понравилось на уроке? | Работа в группах | Динамичные пары | Работа в группах |
Чему ты научился на уроке? | Решать задачи на определение плотности тела | Определять плотность тела | Находить массу, объем, зная плотность тела. |
Что ты сейчас можешь сделать из того, что не мог делать прежде? | Могу быстро находить информацию в учебнике для составления кластера | Могу работать в команде | Могу защищать кластер вместе с товарищами. |
Какой этап урока был для тебя более эффективным? | Тестирование | Работа с кластером | Домино |
Проведение и наблюдение LS-1 урок физики
Дата: 16.11.2022 Учитель: Рыбинок Е.В.
Тема урока: «Плотность. Расчет плотности тела»
На уроке применялись следующие групповые формы и методы работы: «Домино», «Динамичные пары», «Бинго».
Опрос учащихся показал следующие данные:
Проведение и наблюдение LS-2 урок алгебры
Дата: 28.11.2022 Учитель: Рыбинок Е.В.
Тема урока: «Решение системы линейных уравнений с двумя переменными графическим способом»
На уроке применялись следующие групповые формы и методы работы: «Поменяемся местами», «Правда или ложь», «Логическая цепочка».
Проведение и наблюдение LS-4 урок физической культуры
Дата: 24.01.2023 Учитель: Нурушев М.Х.
Тема урока: «Спортивные игры»
Наблюдатели оценивали такие показатели: как двигательную активность, морально-волевые качества, достижение индивидуальных и коллективных целей в игре, знание правил игр, умение выполнять упражнения.
Планируемые результаты исследования уроков и итоговые результаты по окончанию Lesson Study совпали. Мы определили наиболее эффективные методы и приемы создания коллаборативной среды. Среди данных приемов и методов следует выделить такие методы и приемы групповой и парной работы, как «Бинго», «Поменяемся местами», «Правда или ложь», «Логическая цепочка», «Домино», «Древо мудрости», «Карусель», «Воронка идей», «Динамичные пары». Данные методы, формы и приемы групповой работы применимы на всех уроках естественно-математического направления, учитывают специфику работы преподаваемых предметов. Результаты проведения исследования Lesson Study, отразились на качестве обученности учащихся, выявлен рост динамики качества знаний на 7 – 12%. На педагогическом совете школы было принято решение о активном внедрении вышеназванных форм и методов групповой работы в своей повседневной педагогической практике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.