«Исследование показателей физической работоспособности высококвалифицированных лыжников-гонщиков Республики Коми»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Физическая работоспособность является важнейшим качеством, определяющим спортивно-техническое мастерство в лыжных гонках. Ярко выраженные тенденции современного спорта – повышение соревновательных и тренировочных нагрузок, увеличение числа тренировок, усложнение техники выполнения спортивных упражнений еще больше повышает роль физической работоспособности в достижении высоких спортивных результатов. Повышение физической работоспособности представляет собой первоочередную задачу, стоящую перед тренерами и преподавателями.
Иконка файла материала 249285.doc
«Исследование показателей физической работоспособности высококвалифицированных лыжников­гонщиков Республики Коми» ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3 ГЛАВА1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….........5 1.1. Особенности работоспособности и выносливости лыжников – гонщиков в соревновательный период времени………………………………….….………….5 1.2. Особенности работоспособности и выносливости лыжников – гонщиков в межсезонный период времени………………………………………………………9 1.3. Особенности работоспособности и выносливости лыжников – гонщиков в подготовительный этап…………………………………………………….………12 1.4. Методы контроля общей и специальной выносливости……...……….…….15 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………18 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……........22 ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...31 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...…32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33 Приложения…………………………………………………………………………372ВВЕДЕНИЕ Актуальность. За многие годы изучения деятельности организма человека в   условиях   мышечной   работы   накоплен   большой   фактический   материал, вскрывающий   механизмы   адаптации   сердечно­сосудистой   системы   к физическим нагрузкам динамического характера. Физическая   работоспособность   в   значительной   степени   зависит   от морфологического   и  функционального  состояния  организма. При спортивной деятельности,  связанной   с  выносливостью,   решающую   роль   играет   состояние системы транспорта кислорода. Физическая   работоспособность   является   важнейшим   качеством, определяющим   спортивно­техническое   мастерство   в   лыжных   гонках.   Ярко выраженные тенденции современного спорта – повышение соревновательных и тренировочных   нагрузок,   увеличение   числа   тренировок,   усложнение   техники выполнения   спортивных   упражнений   еще   больше   повышает   роль   физической работоспособности в достижении высоких спортивных результатов. Повышение физической   работоспособности   представляет   собой   первоочередную   задачу, стоящую перед тренерами и преподавателями. К настоящему времени разработаны стандарты и нормативы, необходимые для   оценки   индивидуальных   результатов   тестирования   физической 3работоспособности.   Благодаря   этому   оценка   результатов   тестирования физической работоспособности является физиологически детерминированной. Все вышесказанное сформулировало цель исследования. Целью  настоящего   исследования  являлось   изучение   физической работоспособности лыжников – гонщиков различной квалификации. Объект   исследования:  лыжники   –   гонщики   высокой   квалификации спортивной сборной команды Республики Коми. Предмет   исследования:  характеристика   уровня   физической работоспособности лыжников­гонщиков в подготовительном периоде. Гипотеза:  в   работе   было   выдвинуто   предположение,   что   динамика показателей   физической   работоспособности   у   спортсменов   различной квалификации   положительно   влияет   на   динамику   RUS­пунктов   в соревновательном периоде.  Научная новизна исследования: заключалась в разработке требований и тестирования  с учетом  индивидуальных  характеристик спортивной сборной команды   Республики   Коми     для   лыжников­гонщиков   высокой   спортивной квалификации.            Практическая значимость работы заключается в том, что результаты  исследования могут быть успешно использованы в построении учебно­ тренировочного процесса в годичном цикле подготовки лыжников – гонщиков. Положения выносимые на защиту:  ­ Оценка уровня физической работоспособности  на различных этапах  подготовки выявила  положительную динамику роста RUS­пунктов в  соревновательном периоде в дистанционной группе лыжников­гонщиков. ­  Анализ   физической   работоспособности   позволил   получить корреляционную   зависимость   спортивного   результата   лыжников­гонщиков   от уровня изучаемых показателей в подготовительном периоде. 4ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. 1. Особенности работоспособности и выносливости лыжников – гонщиков в соревновательный период времени Целенаправленное и систематическое применение разнообразных средств и   методов   тренировки   приводит   к   положительным   изменениям   в   организме лыжника­гонщика,   которые   определяют   уровень   его   подготовленности. Спортивная   подготовленность   характеризуется  целым  комплексом   изменений, происходящих под влиянием проведения различных видов подготовки лыжника­ гонщика:   технической,   физической,   тактической   и   т.д.   Под   воздействием   на­ грузок растет тренированность отдельных органов и систем, повышается уровень развития физических и волевых качеств [23, 24]. В   соревновательный   сезон   с   нашим   сердцем   происходят   разные физиологические изменения, которые и надо скорректировать. К тому же, если мы   решим   задачу   восстановления   мышечного   баланса,   уберем   хроническое мышечное напряжение, это расслабит наши сосуды, и сердцу будет легче качать кровь.   Когда   после   сезона   мышцы   напряжены,   сосуды   зажаты,   сердцу 5приходиться прилагать гораздо больше усилий, чтобы прокачать кровь по всему телу [8, 26]. Об   уровне   подготовленности   лыжника­гонщика   принято   судить   прежде всего по спортивным результатам. Однако в лыжных гонках, как ни в одном другом виде спорта, при оценке уровня достижений (результатов) необходимо учитывать ряд переменных факторов: рельеф местности и условия скольжения, масштаб соревнований и состав участников и др. Высокий результат в лыжных гонках (во временных показателях) не может служить объективным критерием подготовленности.   Так   же   и   победа   даже   со   значительным   отрывом   от остальных гонщиков на соревнованиях небольшого масштаба над соперниками недостаточной   квалификации   еще   не   говорит   о   высоком   уровне подготовленности. И  наоборот,  небольшой  проигрыш  сильнейшим   лыжникам­ гонщикам по времени, даже при весьма низком занятом месте (но при хорошей   указывает   на   достаточно   высокий   уровень плотности   результатов), подготовленности.   Поэтому   только   комплексная   оценка   дает   объективное представление   об   уровне   подготовленности   в   лыжных   гонках.   Здесь   следует учитывать:   результаты   различных   по   масштабу   и   составу   участников соревнований,   победы   над   известными   спортсменами,   данные   врачебного, педагогического   контроля   и   самоконтроля   лыжника,   уровень   технической подготовки и психологической устойчивости [16, 20]. При оценке подготовленности лыжника­гонщика необходимо учитывать и его   индивидуальные   особенности,   положительные   сдвиги   в   отдельных компонентах нагрузки, темп прироста результатов и показателей контрольных испытаний,   а   также   имеющиеся   недостатки   (например,   в   развитии   силы отдельных мышечных групп, пробелы в технической подготовке). Повышение уровня   подготовленности   лыжника­гонщика   ­   процесс   многолетний,   он происходит   прежде   всего   под   влиянием   тренировочных   нагрузок   различного характера, объема интенсивности и направленности. Вместе с тем на повышение 6уровня подготовленности оказывает действенное влияние и целый ряд других факторов   ­   рациональный   режим   (сочетание)   работы   и   отдыха,   условия проведения   занятий   и   восстановления   после   тренировочных   нагрузок,   актив­ ность и целеустремленность лыжников [10, 24]. Правильное построение процесса многолетней подготовки, обеспечивает ежегодное   повышение   уровня   спортивной   подготовленности.   Вместе   с   тем, временное   снижение   подготовленности   в   переходном   периоде   является обязательным условием для ее дальнейшего повышения на новых качественном и   количественном   уровнях,   в   очередном   годичном   цикле.   Все   это   связано   с биологическими   законами   развития,   становления   и   временного   снижения спортивной подготовленности и носит фазовый характер [11]. В   процессе   многолетней   подготовки   при   оптимальном   планировании  спортивная нагрузок,   в   соответствии   с   возможностями   лыжника­гонщика, подготовленность  может повышаться из года в год,  в течение всего времени активных  занятий  лыжным  спортом (до  определенного   возраста).  В  прошлом известны   случаи,   когда   лыжники­гонщики   в   возрасте   35­36   лет   показывали высокие результаты и даже становились чемпионами страны. В настоящее время известно немало случаев, когда и после 30­летнего возраста еще наблюдается рост спортивной подготовленности [7, 10]. В годичном цикле тренировки, подготовленность постепенно повышается от   начала   подготовительного   периода   и   к   моменту   наступления соревновательного периода достигает высокого уровня, что позволяет лыжнику­ гонщику   успешно   стартовать   в   различных   состязаниях.   Особенно   высокими темпами   повышается   уровень   подготовленности   на   зимнем   этапе подготовительного   периода   в   ноябре   и   декабре.   Это   позволяет   лыжнику   к началу основных соревнований достигнуть спортивной формы [7, 10]. Спортивная   форма   ­   это   состояние   оптимальной   готовности   лыжника­ гонщика,   которое   позволяет   ему   успешно   выступать   в   соревнованиях   и 7показывать   высокие   спортивные   результаты.   Спортивная   форма   ­   состояние весьма   динамичное.   Лыжник­гонщик   от   старта   к   старту   повышает   уровень подготовленности   и   к   моменту   наиболее   ответственных   соревнований   сезона достигает состояния наивысшей спортивной формы (максимального уровня для данного сезона) [31]. Лыжники   любой   квалификация   при   рациональном   планировании   могут достигнуть своего уровня спортивной формы, однако у спортсменов различной квалификации качественные и количественные характеристики этого состояния далеко не одинаковые. Лыжник­гонщик показывает наивысшие результаты для данной   ступени   спортивного   мастерства.   Процесс   развития   и   становления спортивной формы состоит из трех фаз: приобретение, сохранение и снижение (временная   утрата)   спортивной   формы.  Лыжники­гонщики   обычно   достигают наивысшей спортивной формы к февралю ­ марту, когда планируются наиболее ответственные   соревнования.   С   окончанием   соревновательного   периода подготовленность   лыжников­гонщиков   заметно   снижается   и   нарастает   в следующем   годичном   цикле   (с   начала   подготовительного   периода)   на   новом качественном   и   количественном   уровнях.   Таким   образом,   подготовленность лыжников при оптимальном повышении нагрузок и их правильном сочетании и планировании из года в год повышается, так как каждый следующий годичный цикл   проходит   на   фоне   повышенной   подготовленности,   оставшейся   от предшествующего цикла. Принципиальная кривая повышения тренированности в годичном цикле подготовки лыжника­гонщика выглядит следующим образом: она постепенно повышается на первых двух этапах подготовительного периода, а на третьем (зимнем) этапе происходит более быстрый подъем. К концу этого этапа (к январю) лыжник приходит к такому уровню подготовленности (спортивной форме), который позволяет ему успешно выступать в соревнованиях. Далее, в соревновательном периоде, уровень подготовленности продолжает повышаться и   достигает   своего   пика   к   основным   соревнованиям   сезона.   В   переходном 8периоде   следует   крутой   спад   в   подготовленности   лыжника.   Затем   цикл повторяется на более высоком уровне. Но это только принципиальная кривая, фактически   подготовленность   претерпевает   волнообразные  изменения,   что обусловлено   необходимостью   повышения   тренировочных   нагрузок   перед соревнованиями (развивающие циклы), а  затем их снижения после состязаний (восстанавливающие или поддерживающие циклы) [16, 24]. По данным Л.Л. Каталымова установлено, что повышение тренировочных нагрузок   у   лыжников­гонщиков   в   соревновательном   периоде   ведет   к   сдвигу симпато­вагусного   баланса   в   регуляции   сердечного   ритма   в   сторону доминирования симпатической активности, это частично связано с величиной физических нагрузок и, частично, с сезонными эффектами. В работе впервые установлено, что у спортсменов в периоды умеренных тренировочных нагрузок (подготовительном   и   переходном)   системная   воспалительная   активность, оцененная   по   уровню   С­реактивного   протеина,   снижена.   Повышение тренировочных   нагрузок   в   соревновательном   периоде   приводило   к   росту подострой воспалительной активности у спортсменов в пределах контрольных значений.   Доминирование   симпатической   активности   в   симпато­вагусном балансе оказывало антивоспалительный эффект [13]. Лыжник­гонщик в силу закономерностей в развитии подготовленности не может длительное время находиться в наивысшей спортивной форме. Однако путем   целенаправленного   воздействия   тренировочными   нагрузками   можно временно   снизить   пик   спортивной   формы,   а   затем   вновь   поднять работоспособность   до   наивысшей   точки   к   следующим   важнейшим соревнованиям. Таких пиков спортивной формы в течение соревновательного сезона обычно может быть не более 2­3 [24]. 1. 2. Особенности работоспособности и выносливости лыжников – гонщиков в межсезонный период времени 9Для   большинства   лыжников   апрель   и   май  –  месяцы   межсезонья,  когда спортсмены восстанавливаются после сезона и готовятся к следующему сезону [8, 10, 16]. П. Шликенридер выделил несколько составляющих, которые определяют подготовку лыжников. Главным образом, это биомеханическое состояние, или состояние опорно­двигательного аппарата, и функциональное состояние, то есть состояние   систем,   обеспечивающих   опорно­двигательный   аппарат   энергией. Если   говорить   о   биомеханическом   состоянии,   то   это   состояние   связок, состояние   хрящей,   состояние   костей,   состояние   мышц.   Если   говорить   о функциональном   состоянии,   то   это   состояние   сердечно   ­   сосудистой   и дыхательной систем. Также можно добавить бы сюда состояние управленческих систем:   нервной   и   эндокринной.   Естественно,   после   сезона   состояние   этих систем – уставшее [36]. По   мнению   того   же   автора,   основное   внимание   уделяется   работе   по улучшению биомеханического состояния. Основная особенность лыжных гонок с точки зрения биомеханики в том, что лыжный ход ассиметричен. Всё­таки человек не создан природой для того, чтобы ходить на лыжах. Физиологические виды спорта – это ходьба и бег, всё остальное мы придумали сами и разработали для этого специальные техники. Взять, например, подъёмный коньковый ход. Большинство не чередует движение под правую и левую руку в соотношении 50 на   50.   Таким   образом,   идет   прокачка   только   определенных   групп   мышц,   и возникает   мышечный   дисбаланс.   За   сезон   лыжники   –   гонщики   делают   сотни тысяч   движений   с   помощью   одних   мышц,   из­за   этого   следует   заняться восстановлением мышечного баланса. Когда за сезон лыжники совершают одной и той же мышцей миллионы движений, она изнашивается. Это выражается в том, что   она   находится   в   стадии   хронического   мышечного   напряжения   и   в   ней начинает   образовываться   соединительная   ткань.   Так   что   глобальной   задачей лыжника   является   полное   восстановление   своих   мышц   после   однородной 10работы. Во­первых, не стоит после одной циклической работы сразу переходить на другую, это неправильно. Не стоит после лыж сразу переходить на бег или садиться на велосипед. Акцент надо сделать на силовые упражнения, причем, для устранения мышечного дисбаланса и коррекции состояния мышечной ткани, это не должны быть упражнения с весами. Работать со штангой после сезона лыжнику нельзя, так как опорно­двигательный аппарат изношен и ослаблен. 99 процентов   упражнений   должны   быть   с   собственным   весом.   Во   избежание травматизма,   подобные   упражнения   делаются   с   максимально   укороченной амплитудой.   Также   в   период   межсезонья   очень   важно   исключить   всякую скоростно­силовую работу [12, 36]. По   мнению   того   же   П.   Шликенридера,   важным   и   незаслуженно забываемым   моментом   является   стретчинг.   У   большинства   лыжников представления   о   растяжке   весьма   ограничены.   Нужно   заниматься   либо статической, либо статодинамической растяжкой. Если говорить о соотношении восстановительно­силовых   тренировок   и   стретчинга   в   недельном   цикле   в апреле­мае, то оно должно быть 50 на 50. 50 % времени мы делаем стретчинг, 50 %   силовые   короткоамплитудные   тренировки   с   собственным   весом.   15­20 процентов   от   общего   времени   силовой   тренировки   должна   составлять циклическая разминка, чтобы разогреть мышцы, потому что холодные мышцы при растяжении или силовой работе легко травмировать. Затем 15­30 процентов стретчинга   и   силовая.   Если   тренировка   посвящена   только   стретчингу,   то циклическая разминка составляет 35­40 процентов от её общего времени. Всё остальное время посвящаем растяжке. Продолжительность любой тренировки: от 45 минут до 1 часа [36]. П. Шликенридер подчеркивает, что тренироваться можно каждый день. В неделю   можно   делать   один   день   отдыха.   Вся   работа   должна   проходить   в облегченном варианте и преследовать одну цель – восстановление. Огромнейшая проблема   всех   наших   российских   лыжников   в   том,   что   они   не   умеют 11восстанавливаться.   Итогом   может   начаться   мощнейший   артроз   коленных суставов. Кто­то начинает готовиться к беговым марафонам, кто­то готовится к велосезону, кто­то просто ничего не делает [15, 36]. З.   Ю.   Белоцерковский   рекомендует   прорабатывать   сердце   с   помощью объемов   и   скоростных   тренировок   –   это   очень   рискованный,   хотя   и   самый простой путь. При силовых тренировках сердце тоже работает, и с их помощью мы   можем   его   ремоделировать,   то   есть   вернуть   к   исходному   нормальному состоянию [4]. По данным автора Е. Д. Евстратова, убирая циклическую работу, лыжники ­ гонщики разгружают нервную систему. Обязательно надо заниматься игровыми видами   спорта.   Не   надо   забывать,  что   кроме   шаговой   имитации   существуют десятки   других   интересных   видов   спорта.   Лыжникам   будут   крайне   полезны скалолазание, альпинизм, серфинг и многие другие [10]. Перед   началом   подготовительного   сезона   в   крови   лыжника   должен содержаться высокий уровень эндорфинов – то есть гормонов счастья, которые сопровождаются высокой мотивацией к тренировкам. Так что надо дождаться пика мотивации, который можно определить простым тестом: возьмите в руки лыжные   палки   –   по   коже   должен   пройти   лёгкий   морозец.   Но   практика показывает,   что   недельки­двух   для   этого   мало,   нужен   как   минимум   месяц. Задача спортсмена за апрель подойти к нолю, а к концу мая достичь уровня плюс   десяти.  Так  что   подготовка   уже   идет   с  апреля.   Но  это   подготовка   не скоростных качеств, а связок, суставов, мышц. То есть восстанавливая себя, ты уже начинаешь готовиться к следующему сезону. По словам тех же авторов, они рекомендуют циклическую работу начинать с середины мая [8, 10]. 1.3. Особенности работоспособности и выносливости лыжников – гонщиков в подготовительный этап На   общеподготовительном   этапе   по   сравнению   с   остальными   этапами предшествующего макроцикла изменения в тренировочном процессе: 121) повышение общего объема работы (примерно на 40 %); 2) повышение плотности в занятии и меньшее количество тренировочных дней   со   сниженной   нагрузкой   в   недельном   макроцикле   (в   соревновательном периоде   ­   1   день   полного   отдыха   и   2­3   дня   с   малой   нагрузкой,   на общеподготовительном этапе 1 день ­ отдых, 1­2 дня со сниженной нагрузкой); 3) преобладание средств тренировки аэробной и силовой направленности, по   сравнению   с   соревновательным   периодом,   где   доминировали   нагрузки, направленные на развитие скорости и скоростной выносливости [1, 8]. В   результате   таких   изменений   в   подготовке,   в   значительной   степени снижаются   скоростно­силовые   и   скоростные   показатели,   характеризующая мощность гликолитического режима энергообеспечения (в среднем на 3 %). При этом высокая нагрузка оказала депрессивное воздействие в первую очередь на анаэробные   механизмы,   что   можно   проследить   по   динамике   достижений   на отдельных дистанциях [12]. По   данным   В.   В.   Рыбакова,   несмотря   на   повышенный   объем   работы, функциональное состояние лыжников ­ гонщиков практически сохранилось на уровне   соревновательного   периода,   что   выявлено   при   изучении   реакции   на стандартную нагрузку со стороны сердечно­сосудистой системы [27]. По   данным   В.   Н.   Платонова,   на   специально­подготовительном   этапе   в тренировочном процессе не изменилась плотность воздействия в макроцикле, но интенсифицировались средства подготовки, и снизился общий объем (примерно на 20 %), что приведет к росту скоростно­силовых качеств, скоростных качеств, улучшению  результата. Положительная динамика  в беге на соревновательной дистанции, что к этому времени спортсмены адаптировались к нагрузкам и их физические возможности повышаются. На данном этапе отмечено так же более высокое функциональное состояние, чем на общеподготовительном этапе и в соревновательном   периоде   предыдущего   макроцикла.   Это   так   же 13подтверждается   более   высокими   результатами   в   беге   на   длинные   дистанции [24]. По данным автора Е. Ю. Кадлубинского (2011), чтобы принимать участие в соревнованиях и не расходовать резервы здоровья, надо подходить к этому абсолютно готовым, с мощным фундаментом как в биомеханическом, так и в функциональном   состоянии.   Для   решения   поставленных   задач   подбираются упражнения   специализированного   направления,   которые   включают   в   работу большую группу мышц и нагрузку на сердечно­сосудистую систему и органы дыхания.   Для   этого   специальные   упражнения   повторяются   многократно. Передвижение  на  лыжероллерах   или  роликовых   коньках  преследует  главным образом   одну   цель   —   последовательное   совершенствование   технического мастерства лыжников­гонщиков. Задача функциональной подготовки решается главным   образом   в   беге   на   местности   и   имитации   при   передвижении   на специальных   приспособлениях   (лыжи,   лыжероллеры)   при   устойчивом функциональном состоянии [14]. В   подготовительном   периоде   особое   внимание   уделяется   занятиям   на местности, на трассах, где зимой проводятся соревнования, или на кругах по профилю, приближенных к трассам предстоящих соревнований [14]. В   данном   период   лыжники   проводят   не   меньше   двух   контрольных тренировок ежемесячно с целью контроля скорости [10]. Основной   задачей   является   дальнейшее   повышение   работоспособности организма в условиях специальной работы, восстановления и совершенствования техники   и   тактики   способов   передвижения   на   лыжах.   Совершенствование технического   мастерства   на   лыжах   продолжается   в   течение   всего   зимнего сезона. При этом улучшается связь между техническим мастерством лыжника и   Элементы   техники   (без   лыж), его   функциональным   состоянием. совершенствуются   и   в   дополнительных   занятиях   утренней   гимнастикой. Происходит постепенное втягивание организма в работу при передвижении на 14лыжах (вкатывание), которое занимает до 2—3 недель (10—16 тренировочных занятий).  В   этих   занятиях   происходит   приспособление   мышечной   системы   и организма в целом к новым ритмам работы [10]. Таким образом, подготовительный период для лыжника­гонщика является важнейшим   этапом.   На   протяжении   этого   периода   закладывается   основа будущих достижений в соревновательном периоде. "Фундаментом" успехов в соревнованиях  является  большой  объем  нагрузки, приходящейся  на  развитие   повышение   функциональной   подготовленности, физических   качеств, совершенствование   техники   способов   передвижения   на   лыжах.   Кроме   этого, большое   внимание   уделяется   воспитанию   волевых   качеств,   изучению   теории лыжного спорта и т.д.  Все это выполняется в подготовительный период.    1.4. Методы контроля общей и специальной выносливости Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого   человек   способен   поддерживать   заданную   интенсивность деятельности.   На   основе   этого   критерия   разработаны   прямой   и   косвенный способы   измерения   выносливости.   При   прямом   способе   испытуемому предлагают   выполнять   какое­либо   задание   (например,   бег)   с   заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения   теста   является   начало   снижения   скорости   выполнения   данного задания.   Однако   на   практике   педагоги   по   физической   культуре   и   спорту прямым   способом   пользуются   редко,   поскольку   сначала   нужно   определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию. В   спорте   выносливость   может   измеряться   и   с   помощью   других   групп тестов   неспецифических   (по   их   результатам   оценивают   потенциальные возможности   спортсменов   эффективно   тренироваться   или   соревноваться   в 15условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане;   2)   педалирование   на   велоэргометре;   3)   степ­тест.   Во   время выполнения   теста   измеряются   как   эргометрические   (время,   объем   и интенсивность   выполнения   заданий),   так   и   физиологические   показатели (максимальное потребление кислорода ­  МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена ­ ПАНО и т.п.) [5]. Специфическими   считают   такие   тесты,   структура   выполнения   которых близка   к   соревновательной.   С   помощью   специфических   тестов   измеряют выносливость   при   выполнении   определенной   деятельности,   например,   в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике. Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются  показатели других двигательных  качеств, а при относительных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности Fmax у них тоже будут  равными.  Но  если  у  одного  из  них  максимальная  скорость  бега выше (например, он пробегает 100  м  за 14,5  с), чем у другого (100  м  за  15   с), то уровень   развития   выносливости   у   каждого   из   них   по   отношению   к   своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем   первый.   Количественно   это   различие   можно   оценить   по   относительным показателям.   Наиболее   известными   в   физическом   воспитании   и   спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости. 16Запас скорости по методу Н.Г. Озолина, определяется как разность между средним   временем   преодоления   какого­либо   короткого,   эталонного   отрезка (например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохождении всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке. Запас скорости Зс = ta­tk, где  ta  —­ время преодоления эталонного отрезка;  tk  — лучшее время на этом отрезке [25]. В. И. Лях привел пример, что лучшее время бега на 100 м ученика 16 лет равно 14 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 — (14 х 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости [35]. Г.   П.   Лазарев   сформулировал   понятие,   что   отношение   времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка. Коэффициент   выносливости  =  t:  tk,  где  t  —  время   преодоления   всей дистанции; tt — лучшее время на эталонном отрезке [35].                  В качестве показателей выносливости используются и биомеха­ нические   критерии,   такие,   например,   как   точность   выполнения   бросков   в баскетболе,   время   опорных   фаз   в   беге,   колебания   общего   центра   масс   в движении и т.п. ­ М. А. Годик. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости [35].  Также используется тест на лыжероллерах, для определения скоростно – силовой подготовленности. Перед спортсменом ставится задача – пройти 100­ метровый   отрезок  подъема  4  градуса   с  наивысшей   скоростью  и  наименьшим количеством шагов. Выполнение таких условий обеспечивет наиболее мощное отталкивание. Критерием оценки является отношение скорости на контрольном 17отрезке (V) к количеству шагов при его прохождении (n), умноженное на 100 (для удобства и наглядности): КУ=(V/n)*100 (усл. ед.) Старт   в   упражнении   выполняется   с   места.   Показатель   коэффицента утилизации   (КУ),   отражает   степень   использования   скоростно   –   силового потенциала спортсмена, в основном двигательном навыке [35]. Таким   образом,   методы   контроля   общей   и   специальной   выносливости имеют   важную   роль   в   изучении   функционального   состояния   лыжников   – гонщиков на различных этапах подготовки. По результатам всех исследований, тренеру   –   наставнику   предстоит   дозировать   тренировочные   нагрузки конкретному   спортсмену,   а   также   оцениваются   перспективы   спортивных результатов на предстоящие соревнования. 18Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Целью  настоящего   исследования   являлось   изучение   физической работоспособности лыжников – гонщиков высокой квалификации.           Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:               1.   Оценить   уровень   физической   работоспособности   у   спортсменов различной спортивной квалификации  на различных этапах  подготовительного периода.              2.   Изучить   показатели   RUS­пунктов   на   дистанционных   гонках   в соревновательном периоде у спортсменов различной квалификации спортивной сборной команды Республики Коми.              3. Выявить зависимость спортивного результата от уровня исследуемых показателей. 2. 1. Методы исследования − анализ научно­методической литературы; − педагогическое наблюдение; − педагогический эксперимент; 19− тестирование по методу PWC 170;           − анализ протоколов контрольных тренировок; − методы математической статистики. Анализ научно­методической литературы  Анализ литературных источников проводился согласно выбранной теме выпускной   квалификационной   работы   и   включал   изучение   учебников   и методических пособий, сборники научных трудов. Были проанализированы 39 источников из них 1 на иностранном языке. Тестирование по методу PWC 170 Методика   выполнения  PWC  170  по   В.Л.   Карпману.   Испытуемому предлагалось выполнить на велоэргометре непрерывную работу в течение 5 мин, с частотой вращения педалей 60­70 об/мин. Затем следовал 3 минутный отдых. При   выборе   мощности   первой   нагрузки   учитывалась   масса   тела   и предполагаемый   уровень   физической   работоспособности.   Масса   тела измерялась   путем   взвешивания   на   электронных   весах.   В   конце   5   минуты «работы»   регистрировалась  ЧСС  с   помощью   пульсооксиметра.   После   3 минутного отдыха выполнялась  вторая нагрузка по той же схеме. Мощность определялась   в   соответствии   с  ЧСС  и   мощностью   первой   нагрузки.  ЧСС регистрировалась вышеуказанным способом. В   исследовании   в   качестве   аппаратуры   и   приборов   применялись: велоэргометр,   секундомер,   монитор   сердечного   ритма  POLAR  RC5,   весы, персональный комьютер. Для   расчета   индекса   физической   работоспособности   использовалась формула, разработанная В.Л. Карпманом, З.Б. Белоцерковским и Б.Г. Любиной: PWC170 = N№ + (N2 – N1)(170 – f1 / f2 – f1), где N1  и  N2  – мощность первой и второй нагрузок, а  f1  и  f2  –  ЧСС  в конце первой и второй применяемых нагрузок, соответственно. 20Полученные   данные  PWC170  в   дальнейшем   использовались   нами   для косвенного   определения   максимального   потребления   кислорода   (МПК)   по формуле, предложенной В.Л. Карпманом, И.А. Гудковым, Г.А. Койдиновой: МПК = (2.2 Ч PWC170 + 1070) /М, где М – масса тела спортсмена; 2.2 – постоянный коэффициент; 1070 – постоянная величина для данной квалификации спортсменов. По данным авторов методики, величины  МПК, полученные путем этого расчета, дают ошибку, не превышающую ±15%  от величины МПК, полученной прямым методом (методом газоанализа). Так же проводились исследования по показателям летних контрольных тренировок по кроссу и лыжероллерах. Расчет гоночных RUS пунктов (приложение 2). Полученные   нами   данные   обрабатывались   методами   математической статистики. Определялись следующие параметры: X – средняя арифметическая величина   выборки;  m  –   ошибка   средней арифметической.   Для   установления   степени   достоверности   различий   в  σ  –   стандартное   отклонение; показателях   групп   испытуемых   применялся  t­критерий   Стьюдента,   для выявления   наличия   корреляционной   зависимости   применялся  r­коэффициент корреляции. 2. 2. Организация исследования           Исследования проводились на Республиканском лыжном комплексе им. Р.П. Сметаниной в июне, августе и октябре 2014 года совместно с Институтом Физиологии Коми Научного Центра УрО РАН. Исследования   выполнялись   с   участием   лыжников­гонщиков   –   членов спортивной   сборной   команды   Республики   Коми   (пятнадцать   спортсменов   ­ лыжников высокой спортивной квалификации). Испытуемые были распределены на   три   группы   по   уровню   подготовленности.   В   первую   группу   вошли   пять 21спортсменов с разрядом кандидат в мастера спорта (КМС); во вторую группу – пять лыжников, имеющих звание Мастер спорта России (МС); в третью группу – пять мужчин, имеющих звание Мастер спорта России международного класса (МСМК). Средний возраст спортсменов группы КМС составляет 18.6 лет; МС – 26.4 года; МСМК – 32.4 лет.  Все исследования проходили в первой половине дня в проветриваемом, хорошо освещенном помещении, при температуре воздуха 20 градусов по шкале Цельсия.  Физическая   работоспособность   испытуемых   всех   групп   определялась   с помощью теста PWC170.  Исследования проводились в три этапа: 1.   Первый   этап   проводился   в   июне.   Этот   месяц   является   началом подготовительного   этапа,   который   делится   еще   на   общеподготовительный   и специально­подготовительные   периоды.   Данное   исследование   проводилось   в общеподготовительный период.   На данном этапе исследования можно выявить первоначальный уровень спортсменов,   и   в   дальнейшем   систематизировать   и   подобрать   наилучшую нагрузку каждому спортсмену индивидуально.   2.  Второй   этап   проводился   в   августе.   Этот   период   является   началом специально­подготовительного этапа, конец общеподготовительного этапа. Второе   исследование  «показывает»   как   спортсмены   перенесли   большой объем нагрузок, какие изменения произошли в организме, и как они готовы к последующим   скоростным   и   интенсивным   нагрузкам   (специально­ подготовительному этапу).  3.   Третий   этап   проводился   в   середине   октября.   Конец   летнего подготовительного сезона, переходной период между летним и зимним сезоном. 22На   данном   этапе   исследования   смотрится   общая   физическая подготовленность спортсмена после летней подготовки, и оцениваются шансы спортивных результатов в предстоящем соревновательном сезоне.  ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ При анализе проб PWC170  в начале подготовительного периода наивысшие показатели   были   выявлены   у   спортсменов   группы   МС   –   1808.172±113.19 кгм/мин;   у   МСМК   –   1787.81±65.58  кгм/мин;   у   КМС   несколько   ниже   – 1503.89±104.65 кгм/мин (рис.1). 23Рисунок 1. Результаты пробы PWC170 у лыжников­гонщиков в начале Примечание:   Здесь   и   на   последующих   рисунках   показана   М±m;   *   ­   р   <0.05   – подготовительного периода. достоверность различий между группами. При анализе результатов проб  PWC170    достоверные различия выявлены между   группами   КМС   –   1503±104.65  кгм/мин  против   МСМК   ­   1787±65.58 кгм/мин и МС – 1808±113.19 кгм/мин (р>0.05). Рисунок 2. Уровень RUS­пунктов (дистанция) у лыжников­гонщиков за апрель в 2014 году. Здесь и на последующих рисунках показана (М±m). 24При   анализе   результатов   уровня  RUS­пунктов   были   обнаруженны достоверные   различия   между   всеми   группами   лыжников   (p<0.05). Достоверные   различия   между   МСМК   –   52.8±16.47  ус.   ед.  против   МС   – 71.7±32.28 ус. ед.и КМС – 158.2±50.53 ус. ед., а так же между МС – 71.7±32.28 ус. ед. и КМС – 158.2±50.53 ус. ед. (*­р<0.05). Рисунок 3. Результаты кросса на 6 км(июнь) М±m       При анализе кросса на 6 км в начале подготовительного периода были обнаружили   достоверные   различия   между   группами   лыжников   мсмк   – 18.13±0.136  мин  против   мс   –   18.42±0.23мин  и   кмс   –   18.51±0.318  мин  (*­ р<0.05). Рисунок 4. Показатели пробы PWC170 у лыжников­гонщиков в середине подготовительного периода.    В середине подготовительного периода показатели  PWC170  значительно выросли во всех группах лыжников. Достоверных межгрупповых различий не 25обнаружено   (р>0.05).   Наивысшие   показатели   определены   у   МСМК   – 1927.42±106.72  кгм/мин, затем у МС – 1863.26±141.09  кгм/мин  и у КМС – 1670.22±106.81 кгм/мин. Рисунок 5. Показатели контрольной тренировки на лыжероллерах у лыжников­гонщиков в середине подготовительного периода (август). (М±m) По   итогам   контрольной   тренировки,   спортсмены   продемонстрировали следующие результаты: мсмк – 21.59 мин, у мс – 22.21 мин, несколько ниже у кмс ­ 22.32 мин (М±m). При   анализе   результатов   контрольной   тренировки   были   обнаружены достоверные   различия   между   лыжниками   группы   МСМК   –   21.59±0.23  мин против МС – 22.21±0.206 мин и КМС – 22.32±0.32 мин (* ­ p<0.05). Таким образом, при анализе исследований в середине подготовительного этапа нами установлено, что чем уровень PWC170 выше у лыжников – гонщиков, тем выше результат. Тренировки   в   конце   подготовительного   этапа   проходят   объемные   и силовые,   микроциклы   в   основном   базового   характера,   что   приводит   к 26утомлению,   а   это   в   свою   очередь   к   стабильным   показателям   физической работоспособности (рис. 7). Рисунок 6. Результаты контрольной тренировки на лыжероллерах в конце подготовительного этапа подготовки (октябрь). (М±m) Примечание   *   ­   р<0.05   –   достоверность   изменений   между   группами   в   различные периоды подготовки.    По итогам контрольной тренировки, спортсмены показали следующие результаты: лучше всех МСМК – 21.55 мин, затем МС – 22.02 мин, КМС – 22.18 мин.   Достоверность различий в показателях контрольной тренировки КМС – 22.18±0.184 мин и МС – 22.02±0.96 мин, а также у КМС – 22.18±0.184 мин и МСМК – 21.55±0.304 мин (* ­ p<0.05).  27Рисунок 7. Показатели пробы PWC170 у лыжников­гонщиков в конце подготовительного периода.        Наивысшие величины были у МСМК – 2073.03±58.9 кгм/мин, немного ниже у   МС   ­   2043.34±63.5  кгм/мин,   у   КМС   –   1856.26±27.78  кгм/мин.   Высокие показатели   и   малые   ошибки   свидетельствуют   о   том,   что   спортсмены приблизились   к   уровню   максимальной   работоспособности,   что   актуально   в предсоревновательном мезоцикле подготовки (рис. 7). Рисунок 8. Динамика показателей пробы PWC170 у лыжников­гонщиков за подготовительный период тренировочного процесса (по методу PWC170) 28Примечание   *   ­   р<0.05   –   достоверность   изменений   между   группами   в   различные периоды подготовки. При   анализе   результатов   проб  PWC170  были   обнаружены  достоверные различия   в   группе   КМС:   в   начале   –   1503±104.65  кгм/мин,   в   конце   – 1856.26±27.78  кгм/мин,   а   так   же   в   группе   МСМК:  в   начале   ­   1787±65.58 кгм/мин и в конце ­ 2073.03±58.9 кгм/мин (р>0.05). Рисунок 9. Динамика RUS­пунктов лыжников­гонщиков за апрель и ноябрь Примечание   *   ­   р<0.05   –   достоверность   изменений   между   группами   в   различные периоды подготовки. Достоверные различия RUS­пунктов выявлены в группе КМС за апрель – 158.2±50.53 усл. ед.и ноябрь – 149.3±41.72   усл. ед. 29Рисунок 10. Показатели динамики контрольных тренировок на лыжероллерах в августе и в октябре 2014 года. Примечание   *   ­   р<0.05   –   достоверность   изменений   между   группами   в   различные периоды подготовки.   В   ходе   исследования   динамики   контрольных   результатов   нами   было выявлены достоверные различия в группе КМС: в августе ­22.32±0.32 мин и в октябре ­ 22.18±0.184, а также в группе МС: в августе ­ 22.21±0.206  мин  и в октябре ­  22.02±0.96 мин (* ­ p<0.05).                 В   ходе   исследования   динамики   спортивного   результата   по   уровню контрольных тренировок на лыжероллерах было выявлено, что в группе КМС показатели  значительно  улучшаются,  что  еще  раз  подчеркивает   правильность построения   тренировочного   процесса.   В   группе   МС   так   же   показатели улучшаются,   в   группе   МСМК   показатели   остались   на   прежнем   уровне,   что указывает на их высокий пик спортивного профессионализма. В ходе исследования динамики спортивного результата по уровню  RUS­ пунктов было выявлено, что в группе КМС показатели значительно улучшаются, что еще раз подчеркивает правильность построения тренировочного процесса. В группе   МС   так   же   показатели   улучшаются,   в   группе   МСМК   показатели 30остались  на   прежнем   уровне,  что   указывает   на  их  высокий   пик  спортивного профессионализма. При   анализе   результатов   исследования   было   выявлено,   что   уровень физической   работоспособности   лыжников­гонщиков   различной   спортивной квалификации   имеет   положительную   динамику   роста   в   подготовительном периоде тренировочного процесса (рис. 7).  Достоверно значимые различия были выявлены в группах КМС и МСМК между результатами проб PWC170, взятыми в начале и конце подготовительного периода   (p<0.05).   Физическая   работоспособность   в   этих   группах   возрастает равномерно   и   к   концу   периода   достигает   высокого   уровня,   что   особенно необходимо для лыжных гонок. В данном случае КМС ­ юниоры 18­19 лет, а по данным   В.  Л.  Карпмана   у  юниоров,  занимающихся   лыжными   видами  спорта, величина  PWC170  равнялась   1675  кгм/мин.   Значит,   результат   пробы   у   КМС является   достаточно   высоким.   В   группе   МС   достоверно   значимых   различий показателей пробы в динамике не обнаружено (р>0.05). Это возможно связано с малым объемом выборки и большим разбросом в результатах (рис. 7). В   ходе   обработки   полученных   данных   была   выявленна   зависимость спортивного результата от показателей физической работоспособности по пробе PWC170  в   подготовительный   период   тренировки   .   Общий   коэффициент корреляции   у   всех   исследуемых   спортсменов   сборной   команды   Республики Коми   составил   ­0.69,   что   соответствует   средней   по   силе   и   обратной   по направленности зависимости между исследуемыми показателями. Коэффициент корреляции находится практически на границе высокого уровня зависимости , что   подчеркивает   важность   изучения   физической   работоспособности   в подготовительном периоде тренировки лыжников (p<0.05). Высокие   показатели  PWC170  в   группе   МС   на   начальном   этапе   нового цикла   подготовки   после   переходного   периода   можно   объяснить   высокими адаптационными возможностями спортсменов, но в то же время МС показали 31ниже результат, чем МСМК – это может связано с опытностью спортсменов.  То же можно сказать и о группе МСМК, их показатели пробы  PWC170  немного ниже. В группе КМС коэффициент корреляции равен 0.45, что  свидетельствует о слабой, прямой зависимости между изучаемыми признаками (p>0.05). Прямая зависимость, возможно, связанна с недостаточным уровнем мастерства в данной группе спортсменов. В этой группе спортсмены тренируются одного наставника, что   влияет   на   их   подготовленность.  В   группе   МС   коэффициент   корреляции равен ­ 0.3, что говорит о средней, обратной зависимости между исследуемыми показателями (p>0.05).     В   группе   МСМК   коэффициент   корреляции составил ­0.67, что является средней по силе и обратной по направленности связью   между   показателями   (p<0.05).   Это   свидетельствует   о   возможности прогнозирования   результатов   на   соревновательный   период   по   показателям физической работоспособности в подготовительном периоде тренировки. Подготовительный   период   тренировки   соответствует   фазе   становления спортивной   формы   лыжников,   а   исследуемые   показатели   (PWC170)   являются надежными индикаторами этого состояния. Методичное   повышение   физической   работоспособности   и   аэробной производительности от этапа к этапу подготовительного периода, наблюдаемые во   всех   квалификационных   группах   лыжников­гонщиков,   свидетельствует   о правильности построения тренировочного процесса. ВЫВОДЫ 321. Выявлено, что в начале подготовительного периода уровень физической работоспособности  по   тесту  PWC170  были   достоверно   ниже  у   группы   КМС (1503.89±104.65  кгм/мин,  p<0,05),  чем   у  МС   (1808.172±113.19  кгм/мин)  и МСМК   (1787.81±65.58  кгм/мин).  Группы  так   же   достоверно   отличались   по уровню RUS пунктов: самые высокие результаты в группе МСМК – 52.8±16.47 ус. ед., ниже у МС – 71.7±32.28 ус. ед. и самые низкие у КМС ­ 158.2±50.53 ус. ед.   Показано, что в конце подготовительного периода у групп МС (2043±63.5 кгм/мин) и МСМК (2073±58.9 кгм/мин ) PWC170 достоверно выше чем в группе КМС (1853±27.78 кгм/мин, р<0.05), та же закономерность отмечена во времени прохождения дистанции 10 км на лыжероллерах (МС – 22.02±0.96 мин,  МСМК – 21.55±0.304 мин против КМС – 22.18±0.184 мин , * ­ p<0.05). 2. В ходе исследования динамики спортивного результата по уровню RUS­ пунктов было выявлено, что в группе КМС показатели значительно улучшаются, что еще раз подчеркивает правильность построения тренировочного процесса. В группе   МС   так   же   показатели   улучшаются,   в   группе   МСМК   показатели остались на прежнем уровне, что указывает на их высокий уровень спортивного мастерства. 3.   Выявлено,   что   достоверные   изменения   после   подготовительного периода наблюдается в динамике пробы PWC 170 в группах КМС (1503±104.65 кгм/мин против 1856.26±27.78 кгм/мин, p<0,05) и МСМК (1787±65.58 кгм/мин против  2073.03±58.9  кгм/мин,  р>   0.05),   а   также   во   времени   прохождения дистанции   10   км   на   лыжероллерах   у   групп   КМС   (22.32±0.32  мин  против 22.18±0.18, р> 0.05) и МС (22.21±0.206 мин против 22.02±0.96 мин, p<0.05).   По   результатам   исследования   выявлена   отрицательная   обратная   связь средней силы между PWC170 и уровнем RUS пунктов (r = ­ 0,69).   ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 33Методы контроля общей и специальной выносливости имеют важную роль в   изучении   функционального   состояния   лыжников   –   гонщиков   на   различных этапах подготовки. По результатам всех исследований, тренеру – наставнику предстоит   дозировать   тренировочные   нагрузки   конкретному   спортсмену,   а также   оценивать   перспективы   спортивных   результатов   на   предстоящие соревнования. В силу закономерностей в развитии подготовленности лыжник­гонщик не может длительное время находиться в наивысшей спортивной форме. Однако путем   целенаправленного   воздействия   тренировочными   нагрузками   можно временно   снизить   пик   спортивной   формы,   а   затем   вновь   поднять работоспособность   до   наивысшей   точки   к   следующим   важнейшим соревнованиям. Чтобы   принимать   участие   в   соревнованиях   и   не   расходовать   резервы здоровья, надо подходить к этому абсолютно готовым, с мощным фундаментом как в биомеханическом, так и в функциональном состоянии. В подготовительном периоде особое внимание стоит уделять занятиям на трассах,   где   зимой   проводятся   соревнования,   или   на   кругах   по   профилю, приближенных к трассам предстоящих соревнований. 34СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев В.Э.  Оценка интенсивности тренировочно­соревновательных упражнений   по   частоте   сокращений   сердца   у   лыжников   /   В.   Э.   Алексеев   // Лыжный спорт. – 1998. №5. С. 50­53. 2. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Акулик. – М.: Наука, 1990.  105 с. 3. Ахметов И. И.  Ассоциация полиморфизмов генов с типом адаптации сердечно­сосудистой системы к физическим нагрузкам / И. И. Ахметов. – СПб.: Олимп – СПб, 2007. 185 с. 4. Белоцерковский З.Б. Взаимоотношения между ЧСС и кратковременной физической   нагрузкой   максимальной   интенсивности   у   спортсменов   /   З.   Б. Белоцерковский // Теория и практика физической культуры. – 2005. №4. С. 37­ 38. 5. Бочаров М.И.  Спортивная метрология: учебное пособие. Сыктывкар: Изд­во Сыктывкарского ун­та, 2014. 109 с. 6. Будылина   С.М.  Руководство   и   практикум   занятий   по   нормальной физиологии: учебн. пособие / С. М. Будылина.  – М.: Академия, 2005. 336 с. 7. Волков Н.И. Биохимия мышечной деятельности: учебн. пособие / Н. И. Волков. – Киев.: Олимпийская литература, 2000.  503 с. 8. Горбунов   С.А.  Динамика   функционального   состояния квалифицированных лыжников в соревновательный период / С. А. Горбунов // Теория и практика физической культуры. – 2005. №11. С. 37­38. 9. Граевская Н.Д.  Цивилизация, спорт и сердце / Н. Д. Граевская. – М.: Физкультура и спорт, 1968. –167 с. 10. Евстратов В.Д. Лыжный спорт: учебник для институтов и техникумов физической культуры / В. Д. Евстратов. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 258с. 3511.Железняк   Ю.Д.  Основы   научно­методической   деятельности   в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Ю. Д. Железняк. – М.: Академия, 2001. – 264 с. 12.Карпман   В.Л.  Исследование   физической   работоспособности   у спортсменов / В. Л. Карпман. – М.: Физкультура и спорт, 1974.  92 с. 13.Каталымов   Л.Л.   Посткаэлектронические   потенциалы   и   следовые изменения   возбудимости   нервных   волокон   /   Л.Л.   Каталымов   //   Российский физиологический журнал – 2004. ­№ 2. ­С.181­186. 14.Кадлубинский Е. Ю. Что делать лыжнику в межсезонье / Е.Ю.  Кадлубинский // Лыжный спорт – 2013. – № 48. – С. 86 – 98. 15.Коц Я.Н. Физиология мышечной деятельности: учебн. для ин­тов физ. культуры / Я. М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 1982. 347 с. 16.Курамшин   Ю.Ф.  Теория   и   методика   физической   культуры:   учебное пособие / Ю. Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004.  464 с. 17.  Липовецкий Б.М.  Возраст и функция сердечно­сосудистой системы человека / Б. М. Липовецкий. – СПб.: Наука, 1988. – 91 с. 18.Макарова   Г.А.  Спортивная   медицина:   учебное   пособие   /   Г.   А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2004.  480 с. 19.Матвеев   Л.П.  Теория   и   методика   физической   культуры:   учебное пособие для ин­тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с. 20.Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные: учебное пособие для вузов / Л. П. Матвеев. ­ СПб.:  Лань, 2011. 383 с. 21.Меерсон   Ф.З.  Адаптация   сердца   к   большой   нагрузке   и   сердечная недостаточность / Ф. З. Меерсон. – М.: Наука, 1975. 262 с. 22.   Михайлов С.С. Спортивная биохимия: учебн. для вузов и колледжей физ. культ. / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2006. 260 с. 3623.Муравьев   А.В.  Сравнительная   информативность   показателей функционального состояния организма спортсменов / А. В. Муравьев // Теория и практика физической культуры ­ 1996. №9. С. 25­27. 24.Платонов   В.Н.  Система   подготовки   спортсменов   в   олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. ­ М.: Советский спорт, 2005. ­ 820 с. : ил. 25.Озолин   Н.Г.    Настольная   книга   тренера:   Наука   побеждать.   М.: Астрель: ACT, 2004. ­ 863, [1] с: ил. 26.Попцов   П.Е.  Некоторые   аспекты   спортивной   физиологии применительно к видам спорта на выносливость / П. Е. Попцов // Лыжные гонки. 1998. №1. С. 52­57. 27.Рыбаков   В.В.  Особенности   проявления   взаимосвязи   задаваемых нагрузок и адаптационных реакций в организме квалифицированных лыжников­ гонщиков / В. В. Рыбаков // Теория и практика физической культуры. 1995. №4. С. 47­50. 28.Селуянов В.Н. Знание слепо без интуиции / В. Н. Селуянов // Лыжный спорт. 2002. №21. С. 88­98. 29.Селуянов В.Н. Интуиция слепа без знания / В. Н. Селуянов // Лыжный спорт. 2002. №23. С. 62­77. 30.Селуянов В.Н. Работа над ошибками / В. Н. Селуянов // Лыжный спорт. 2003. №27. С. 106­112. 31.Солодков А.С., Сологуб, Е.Б.  Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков // Физиология человека Изд. 2­е, испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с. 32.Темкин И.Б. Физические упражнения и сердечно­сосудистая система: учебн. пособие для фак. физ. воспитания пед. ин­в / И. Б. Темкин. ­ М.: Высшая школа, 1974. 190 с. 3733.Тхоревский   В.И.  Взаимосвязь   между   потреблением   кислорода   и кровоснабжением  сокращающихся  мышц  при  работе  разной  мощности  у  лиц, тренирующих аэробную выносливость / В. И. Тхоревский // Теория и практика физической культуры.  2006. №4. С. 49­54. 34.Уилмор Дж.Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Х. Уилмор. ­ Киев. : Олимпийская литература, 1997.  502 с. 35. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического  воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. ­ М.: Академия, 2013. — 480 с. 36.Шликенридер П., Кристоф Э. Лыжный спорт: пер. с нем./ П.  Шликенридер, Э. Кристоф – Мурманск: Тулома, 2008. – 288 с. 37. Щедрин А.С. Тип мышечной работоспособности и оценка адаптивных реакций человека / А. С. Щедрин // Теория и практика физической культуры. 1995. №4. С. 46. 38. Янсен Петер ЧСС, лактат и тренировки на выносливость: Пер. с англ.  – Мурманск: Издательство «Тулома», 2006. – 160 с. 39. Peter Schlickenrieder & Christoph Elbern: Skilanglauf – Das  Trainingsprogramm. Ehrenwirdt Verlag, Bergisch Gladbach 2003. – 285 s. 38Приложение 1 Таблица 1 Мощность первой нагрузки, рекомендуемая для определения PWC170 у спортсменов различной специализации и массы тела (Карпман В.Л., 1988) Группы видов Спорта Масса тела, кг. 55­59 60­64 65­69 70­74 75­79 80­84 Скоростно­силовые и сложнокардинационные Игровые и единоборства «на выносливость» 300 300 500 400 400 600 500 500 700 500 600 800 500 700 900 600 800 900 85 и более 600 800 1000 Мощность второй нагрузки, рекомендуемая для определения PWC170 (Карпман В.Л., 1988) Таблица 2 Мощность первой (W1)нагрузки, кгм/мин 300 400 500 90­99 1000 1200 1400 Мощность второй нагрузки (W2), кгм/мин ЧСС при W1. уд/мин 100­109 110­119 120­129 800 1000 1200 39 700 800 1000 600 700 850600 700 800 900 1600 1800 1900 2000 1400 1600 1700 1800 1200 1400 1500 1600 1000 1200 1300 1400 МЕТОДИКА РАСЧЕТА RUS ПУНКТОВ 1. Получить полностью готовый итоговый протокол соревнований в виде Приложение 2 приложения EXCEL. 2. 3. Взять действующий на день проведения соревнований Лист RUS пунктов (соответственно дистанционный или спринтерский, мужской или женский). Рассчитываем штраф гонки: 1.   Напротив   фамилий   5   лучших   спортсменов   выписать   их  RUS  пункты   из действующего листа. 2. Если в Листе RUS пунктов таковых нет, то принять значение согласно пункту 3.2.3. 3. Три лучших RUS пункта суммируются, и эта сумма делится на 3,75. 4.   Получившуюся   величину   (штраф   гонки)   надо   будет   добавить   к   ПП   каждого спортсмена. 4. Рассчитываем ПП спортсмена. (У победителя ПП равен нулю.) 1. Переводим результаты спортсменов в секунды. 2. Результат нужного нам спортсмена (в сек) делим на результат победителя (в сек), минус 1, и оставшийся результат умножаем на фактор гонки.  3. ПП = ( Tx / Tпоб – 1 ) * F 5. В протоколе ПП суммируются со штрафом гонки, в результате образуя, таким  образом, гоночные RUS пункты спортсмена в гонке. 40Таблица 3 Взаимосвязь между показателями соревновательной деятельности и физической работоспособности лыжников­гонщиков Приложение 3 Уровень квалификаци № и кмс мс мсмк 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 PWC 170 (кгм/мин) 1905,128 1857,895 1900 1766,667 1851,613 2191,304 2135,714 1981,25 1869,444 2039,024 2185 2201,923 1993,478 1932,609 2051,556 RUS пункт (очки) коэффициент корреляции по группам Общий коэффициент корреляции 200,09 160,49 139,64 139,55 117,34 62,51 52,15 78,37 66,13 98,98 46,78 33,89 63,36 53,91 70,43 41 0,45 Слабая Прямая ­0,3 ­0,69 Средняя Обратная Средняя  Обратная ­0,67 Средняя ОбратнаяРезультаты контрольной тренировке на лыжероллерах в октябре Приложение 4 Таблица 4 № фамилия Вокуев Е. Батманов П. Зиняк М. 1 2 3 4 Малафиев А.  5 Семиков И. М±m Таблица 2 № фамилия Тропников И. Зюзев А. 1 2 3 Шеболкин Е. 4 Уляшев Е. Бобров А. 5 М±m 42 результат 22.16 22.32 22.32 22.45 22.18 22.29 ± результат 22.20 22.19 22.25 22.14 22.18 22.19±Таблица 3 № Фамилия Рочев В. 1 Мильков А. 2 Артеев И. 3 4 Нехаеаев В. Ленский В. 5 М±m Результат 22.05 21.58 21.57 22.04 22.04 21.59± Результаты контрольной тренировки на лыжероллерах в августе № фамилия Итоговое время Приложение 5 Таблица 5 1 2 3 4 5 Вокуев Е. Батманов П. Зиняк М. Малафиев А. Семиков И. М±m           Таблица 2 № фамилия 1 2 3 4 5 Тропников А. Ззеев А. Шеболкин Е. Уляшев Е. Бобров А. М±m            Таблица 3 № Фамилия 1 2 3 4 5 Мильков А. Артеев И. Рочев В. Нехаев В. Ленский В. 22.21 22.37 22.35 22.49 22.18 22.32± Итоговое время 22.19 22.19 22.27 22.17 22.21 22.21± Итоговое время 22.05 21.58 21.57 22.04 22.04 43М±m 21.59±   Приложение 6 Результаты контрольной тренировки в бега на 5 км Таблица 6 № фамилия Итоговое время (мин) Вокуев Е. Батманов П. Зиняк М. 1 2 3 4 Малафиев А. 5 Семиков И. М±m          Таблица 2 Тропников А. Зюзев А. № Фамилия 1 2 3 Шеболкин Е. 4 Уляшев Е. Бобров А. 5 М±m        Таблица 3 № Фамилия 1 Мильков А. 2 Артеев И. 3 Рочев В. 4 Нехаев В. 5 Ленский В. М±m 18.32 18.42 19.03 18.46 18.38 18.51± Итоговое время 18.10 18.38 18.19 19.03 18.45 18.42 Итоговое время 18.15 18.10 18.05 18.17 18.21 18.13± Исполнитель выпускной           квалификационной работы:                            А.Д. Филиппов 44Студент 5 курса 3­го отделения ИСиФВ Научный руководитель: доцент кафедры ТиМ лыжного и                                              Н.А. Храмов  конькобежного спорта,   фигурного катания на коньках, к.п.н.                                                                 Заведующий кафедрой ТиМ лыжного и конькобежного спорта,              А.Г. Баталов фигурного катания на коньках,  к.п.н., профессор                                                                         Дата защиты:                                         «___»________________2015 года Оценка за защиту                                ______________________________ Председатель Государственной Аттестационной Комиссии               ___________(__________________) 45