Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Православные храмы столицы, их значение и особенности архитектуры…5
2. Выдающиеся сооружения - православные храмы Москвы………………….8
2.3.Храм Христа Спасителя……………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28
Введение
История русской архитектуры насчитывает более тысячелетия. Это сложная история взаимодействия с зодчеством различных стран, создания и развития собственной традиции, и затем долгих споров о самобытности архитектуры России.
Для основания города выбиралось особое место, холм, возвышенность на стыке рек, которые имели оборонительное значение. Валы, стены, башни били “стражами” города. Ворота городских укреплений несли на себе практическое и символическое значения. Наиболее актуальную роль в городской среде играют улицы. Улицы города - пути движения по городу, - границы, распределяющие части города. На пересечении улиц располагались площади, центры.
В средневековом городе сформировалась радиально-кольцевая среда вокруг главного центра - храма, замка, ратуши. Центричная форма обусловлена внутренней логикой: все дороги ремесленников стекались к рыночной площади - туда, где были и ратуша и главный собор.
В лучших памятниках архитектуры заложены эстетические и идейные устремления эпохи и cреды, в которой жил и живет человек. Пример: Московский Кремль, здания, построенные на территории Китай-города, Белого города, Земляного город. Современные жилые массивы, Поклонная гора.
Любовь к Родине немыслима без познания и понимания прошлого. Познание искусства архитектуры открывает нам один из путей познания мира.
С древнейших времен человек выбирал для культовых ритуалов, празднеств, советов “особые” отличные от жилья места, отмеченные в природе необычным рельефом.
Для верующих людей статус храма, в который они пришли, вряд ли имеет какое-то значение, ведь они приходят туда в первую очередь для обретения душевного равновесия и для общения с Богом. Но всё-таки, многие интересуются, почему некоторые церкви называют соборами, а некоторые храмами. Предлагаем вам рассмотреть некоторые отличия храма от собора.
Храм – это культовое здание. Назначение храма заключается в проведении религиозных обрядов. Храмы есть во всех мировых религиях, но имеет они разное название. Например, в иудаизме храм называют синагогой, а в мусульманстве – мечетью. В христианстве храмами называют и православные церкви, и католические костёлы [6].
Собор – это главный храм города, или храм, имеющий значение в религиозной жизни жителей. Кроме того, это главная церковь в монастыре.
По строению собор отличается монументальностью, несколькими куполами, особым убранством. Но в некоторых случаях, статус собора присваивается обычной церкви. В этом случае, архитектурных отличий между собором и храмом может и не быть. Звание «собор» присваивается церкви навсегда. В храме может быть как один, так и несколько алтарей. В соборе их всегда несколько.
Цель работы: Изучить архитектуру храмов города Москвы.
Задачи:
1.Познакомиться с литературой по проблеме исследования
2.Дать характеристику и выявить особенности основных архитектурных сооружений города.
3.Изучить основные храмы Москвы.
4. Рассмотреть архитектуру Храма Христа Спасителя.
1.Православные храмы столицы,
их значение и особенности архитектуры
Целый ряд храмов и монастырей вошел в историю Руси как обетные, т.е. поставленные по обету в благодарность за чудесную помощь свыше. Таков Спасо-Андроников монастырь, основанный Святителем Алексием по возвращении в Москву из Константинополя в память чудесного спасения во время бури на море, о чем усердно молился Святитель. Не менее чудесное событие послужило к основанию несохранившегося Чудова монастыря в Кремле. Святитель Алексий, имевший огромный авторитет даже среди иноверцев-татар, был вызван в Орду для попытки исцеления ханши Тайдулы от слепоты по его молитвам. После отслуженного молебна татарская царица прозрела. На принадлежавшем татарам участке земли в московском Кремле, который благодарная Тайдула подарила Святителю Алексию, он заложил монастырь в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех (1358-60гг.) [7].
К этому же типу мемориальных храмов относится собор Смоленской иконы Божией матери, с которого начинался Новодевичий монастырь. Он напоминает о данном Василием III после возвращения Смоленска под власть Москвы обете поставить храм на месте состоявшегося когда-то прощания москвичей с иконой Смоленской Божией Матери при передаче ее смолянам.
Век шестнадцатый оставил нам три выдающихся в архитектурном отношении храма-памятника на московской земле. Все они имеют непосредственное отношение к личности человека, именем которого иногда и называют само столетие - век Ивана Грозного.
На берегу Москвы-реки неподалеку от знаменитого села Коломенского, ставшего загородной резиденцией русских государей вознеслась ввысь церковь, стройные формы которой вместе с замечательным местоположением создают устойчивую связь с ее именем - храм Вознесения Господня.
Благодаря невиданному доселе каменному шатру, значительной высоте (41 м), со стройным формам этот храм стал одним из символов древнерусской архитектуры. Львовская летопись свидетельствовала о нем: "Бе же церковь та велми чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси". Освящена она была, по той же летописи, в 1532 г., а вот дата закладки ее остается неизвестной. Одни историки считают, что это храм моленный, поставлен Василием III как просьба о даровании наследника в 1529 г., другие же датируют его 1530-м годом - годом рождения сына Ивана (будущего царя Иоанна Грозного), и тогда этот храм выражает благодарность великого князя Василия о даровании долгожданного наследника [3].
Третий, и самый знаменитый, храм как бы совместил в себе архитектурные черты обоих предшественников - он представляет собою сложную композицию, в центре которой находится высокая шатровая церковь, а вокруг столпообразные престолы, только числом не четыре, как в Дьякове, а восемь. Мы имеем в виду знаменитый собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (собор Василия Блаженного), на Красной площади. Ставший едва ли не самым знаменитым московским памятником древней архитектуры, храм этот создавался тоже как памятник - о падении Казанского ханства и взятии Казани Иваном Грозным. По мере одержания побед во время казанского похода в 1552году на этом почетном месте появлялись один за другим небольшие деревянные храмы, посвященные тем святым и православным праздникам, на дни которых пришлись военные победы русского войска. Главный же штурм сильно укрепленного города был приурочен к одному из наиболее значительных праздников на русской земле - Покрова Богородицы, отмечаемому 1-го октября ст. ст. Позднее, по возвращении в Москву, царь Иван велел поставить, как отмечала летопись, восемь "заветных" каменных престолов взамен временных деревянных церквей объединенных в единую композицию, с главным, Покровским, престолом в центре. Следуя чувству гармонии, зодчие создали симметричный ансамбль из девяти престолов, образующих в плане два сдвинутых относительно друг друга креста, наложенных на одну ось - центральный престол Покрова. При этом каждый столп-престол имеет свое архитектурное лицо, и все сооружение, получившее позднее яркую раскраску с "перевитыми" главами, выглядит одновременно и как воплощение "райского града Иерусалима" и как единый памятник, объединенный одной композицией и одной идеей исторического мемориала. Строительство этого сложного сооружения продолжалось с 1555 по 1561 гг.
Авторами его часто называют мастеров Барму и Постника, хотя достоверных сведений ни них, ни об их авторстве в документах нет. Позднее к многоглавому храму пристроили еще один придел над могилой весьма чтимого местного московского святого Василия Блаженного, который был постоянно открыт для посетителей, в отличие от остальных, и постепенно название этого маленького придела в северо-восточной части храма перешло на сам храм. Теперь уже лишь специалисты называют всю церковь правильно, по главному престолу - Покрова Богородицы на Рву (последнее слово напоминает о глубоком рве проходившем в древности вдоль восточной стены Кремля). В обиходе же прочно закрепилось название собор Василия Блаженного. Иногда называют его и "каменным цветком" - так и оставшимся неповторенным архитектурным шедевром древней Москвы.
Памятником избавления от поляков был и заложенный по обету царем Михаилом Федоровичем храм Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском (там в 1610 г. стоял Сапега). Нынешний храм был построен в начале 1650-хгг. и приобрел дополнительное мемориальное значение - 100-летие присоединения Казани к Московскому государству (ведь именно в Казани в конце XVIв. был обретен чудотворный образ Казанской Богоматери), о чем была сделана памятная надпись под крестом.
2. Выдающиеся сооружения - православные храмы Москвы
Архитектор: Зарудный И.П. Построен: 1707; 1779г. Адрес храма: 101000, Москва, Архангельский пер., 15а (м. «Чистые пруды», «Тургеневская»). Телефон храма: (495) 623-46-05 . Престол: Архангела Гавриила
История: В XVI в. эту территорию занимала Мясницкая слобода с деревянной церковью, что «в Мясниках», известной с 1551 г.
В 1620 г. церковь являлась центром Гавриловской Патриаршей слободы и именовалась «Гавриила Великого, что на Поганом пруду».
Около 1657 г. ее сменил кирпичный храм, который перестроили в 1679 г.
В начале XVIII в. храм оказался на территории владений А.Д. Меншикова, в 1701 - 1707 гг. по его заказу храм был перестроен в стиле западно-европейского барокко. Возводила храм артель русских каменщиков из Костромы и Ярославля [8].
Общее руководство проектными и строительными работами осуществлял архитектор И. П. Запрудный, при участии мастеров из Италии и Швейцарии (архитекторы Д. Трезини, Д. Фонтана и другие, скульпторы Д. М. и Ж. М. Фонтана, Г. Квадро и др.).
Уникальное, первоначально шестиярусное сооружение, стало самым высоким зданием Москвы, за что получило название «Меншикова башня». В храме были устроены приделы: прп. Сергия Радонежского и Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
В 1723 г. от удара молнии обрушился 30-метровый шпиль и верхний деревянный ярус башни, а часовой механизм с 50 колоколами проломил своды, уничтожив внутреннее убранство храма.
Здание было восстановлено без верхнего яруса в 1773-1779 гг. по инициативе известного московского масона Г.З. Измайлова и использовалось для масонских собраний.
В 1787 г. интерьер храма отделали заново, с использованием масонских символов и изображений, которые в 1852 г. по распоряжению митрополита Филарета были уничтожены.
Церковь представляет собой оригинальную интерпретацию русских храмов типа «под колоколы».
Необычная для своего времени фасадная декорация, выполненная с использованием скульптурных композиций, поражает пышностью и разнообразием форм.
Существующий иконостас (конец XIX в.) перенесен сюда в 1960-х гг. из разобранной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе; первоначальный иконостас находится в Успенской церкви г. Махачкалы.
Храм Архангела Гавриила был закрыт с 1923 по 1947 гг.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия I, в 1947 г. в храмах Архангела Гавриила и вмч. Феодора Стратилата разместилось подворье Антиохийского Патриархата, и богослужения были возобновлены.
При представительстве действует воскресная школа, организуется церковно-певческая школа [8].
Фото 1. Храм Архангела Михаила
Архитектор:
Зарудный И.П. Построен: 1702-1706. Адрес храма: 119034, Москва, 2-й Обыденский
пер., 6 (м. «Кропоткинская»).
Телефон храма: (499) 766-91-51, (495) 695-28-78
Престолы: главный - св. пророка Илии, приделы - апостола Петра и апостола Павла свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
История: первую деревянную церковь на этом месте построили в 1592 г. за один день («обыдень»), которую в 1611 г. сожгли поляки (восстановлена в 1612 г.) [6].
Ныне существующее здание в традициях московского барокко возведено в 1702 - 1706 гг. (архитектор И. П. Зарудный) усердием думного дьяка Г. Ф. Деревнина.
В 1819 г. была выстроена двухпридельная трапезная (архитектор Ф. К. Соколов), в 1866 - 1868 гг. - паперть и трехъярусная шатровая колокольня (архитектор И. С. Каминский).
Значительный вклад на обновление храма сделала семья Третьяковых.
Храм не закрывался, и в нем сохранилось много святынь, переданных на хранение из разрушенных церквей и монастырей.
В интерьере - резной барочный иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в., писаными мастерами круга Симона Ушакова.
При приходе действуют воскресная школа для детей и взрослых, одна из крупнейших в Москве церковноприходских библиотек, лекторий «Московские святыни и московское благочестие», православный кинолекторий.
Святыни: частица пояса Пресвятой Богородицы - находится в ковчеге со святыми мощами в правом Приделе. Храмовая икона «Огненное восхождение Илии Пророка»; чудотворные иконы Божией Матери - «Нечаянная Радость», «Милостивая», Владимирская; иконы местного ряда иконостаса - Спас Нерукотворный, Казанская икона Божией Матери (XVII в.), Усекновение главы Иоанна Предтечи; иконы сщмч. Ермогена, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского с частицами мощей, чтимая Феодоровская икона Божией Матери; ковчеги с частицами мощей многих святых угодников, пасхальное облачение из храма Христа Спасителя, частица мощей свт. Афанасия Ковровского, Ковчег с частицами мощей святых и другие святыни. День памяти: 20 июля/2 августа [8].
Богослужение: ежедневно - утреня и Литургия в 8 час, вечером в 17 час, по праздникам - Литургия в 7 и 10 час. Особые богослужения в 17 час: понедельник вечерня с акафистом прп. Серафиму Саровскому с водосвятным молебном, в среду - вечерня с акаф. прор. Илии и водосвятным молебном, в пятницу - с акафист чудотворной иконе Божией Матери «Нечаянная Радость».
2.3.Храм Христа Спасителя
Мысль о строительстве храма родилась в ходе войны с Наполеоном, которая получила название в ходе войны Отечественной, и связана с победой, определившей не только дальнейшую судьбу страны, но во многом повлиявшей на развитие мировой истории.
Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм-памятник Христу - Спасителю России призванный увековечить в памяти грядущих поколений муки, жертвы и великий подвиг народа. К его созданию были привлечены лучшие художественные силы, а закладка и освящение собора превратились во всенародный праздник.
В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества.
Задуманный как храм - памятник, он выполнял только религиозно - нравственные функции, а был поистине культурно - просветительным центром. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни приуроченные ко дню открытия памятнику великому писателю.
В стенах собора исполнялась музыка П.И. Чайковского и П.Г. Чеснокова, звучал голос русских певцов Ф. И. Шаляпина и К. В. Розова, который первым был удостоен звания «Великий архидиакон».
После революции в храме Христа проходил епархиальный съезд, а затем и Всероссийский Поместный Собор, где после более чем 200-летнего перерыва на Руси было восстановлено патриаршество.
Только своеобразием нашей истории можно объяснить невероятный на
первый взгляд факт, что памятник такого высокого нравственного значения, воспринимавшийся народом как национальная святыня, был разрушен, превращён в груду камней, и даже память о нём пытались уничтожить.
На рубеже 20 и 30 годов XIX века Москва, как и другие города России, потеряло множество ценнейших архитектурных памятников. Неузнаваемо изменились тогда панорамы русских городов: они лишились самой характерной их особенности - выразительного силуэта. Разрушенные до основания, обезображенные, приспособленные наскоро под склады, мастерские, гаражи, обезглавленные со снятыми крестами храмы - это тоже наша история.
Сегодня уже много сделано и предпринимаются немалые усилия для того, чтобы определить состав и объёмы утраченного, чтобы осознать, чего мы лишились безвозвратно и что ещё можно восстановить. Событие последних лет резко усилили никогда не угасавший полностью интерес к трагической судьбе храма Христа Спасителя.
Победа над Наполеоном осознаётся как победа русского народа и одно-
временно - как событие, имеющие важное общечеловеческое значение. Архитектура, выражающая подобное умонастроения, облекается в формы, соответствующие этому значению - ордерные, классические [6].
Именно по этому победа на первом туре конкурса на проект храма Христа Спасителя досталась А. Л. Витбергу, сумевшему вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства.
Для Витберга началась ежедневная работа. Нужно было преобразовать склон Воробьёвых гор, изобиловавший холмами и оврагами в ровное пространство для нижней площади храма, необходимой кроме всего для последующих работ. Однако трудности с осуществлением проекта у его создателя начались раньше. Оправдывались худшие опасения. Руководство строительством давалось Витбергу с трудом. Хотя земляные работы велись в
большом объёме, грунт не был по-настоящему исследован, не было точных соображений об устройстве фундамента. Витберг увидел в неудачи с доставкой камня злонамеренные действия, стоившее казне до 300.000 руб. Это и другие злоупотребления привели Витберга к решению отправиться в Петербург и доложить обо всём царю.
Получив накладную Витберга, Александр I поручил заняться делами строительства храма Аракчееву. Однако тот вскоре заболел и был отстранён от дел. А через два месяца умер император. Витберг лишился своего главного покровителя. Новый самодержиц России Николай I приказал приостановить все работы. Для выяснения вопроса о возможности осуществления проекта Витберга рескриптом Николая I от 4 мая 1826 года был создан специальный «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К. И. Оппермана. В состав комитета вошли петербургские архитекторы А. А. Михайлов, О. Монферран, А. Мюдуи, К. И. Росси, В. П. Стасов, И. И. Шарлемань и А. Е. Штауберт, инженеры М. П. Базен и П. П. Карбоньер.
Строительство, задуманное с размахом, большим, чем Большой Кремлёвский дворец, созданный по проекту В. И. Баженова, закончилось для зодчего трагично. Начатые работы в 1826 году были прекращены. Год спустя была ликвидирована комиссия по строительству храма, а 1835 году Витберг был сослан в Вятку.
В результате исследований и сделанных на их основе чертежей плана и разрезов Воробьёвых гор, московские специалисты пришли к выводу, который признали все: «Построение великого храма на покатости Воробьёвых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведёнными испытаниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание».
Вместо запроектированной Витбергом лестницы с 444-мя ступеньками из-за недостатка камня в окрестностях Москвы составители заключения предлагали сделать пологие дороги с поворотами, а для сообщения с городом соорудить через Москву-реку чугунный мост «и в продолжение оного возвышенную на насыпи большую дорогу или шоссе через Лужниковское поле. Заключение, подписанное двумя архитекторами и инженер-полковником Янишем, 22 ноября 1827 года было отправлено в Петербург.
Особое мнение полковника Яниша: многочисленные ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают возможность строительство большого храма не только на склоне горы, но и на вершине из-
-за опасности неравномерных осадок [2].
Это заключение решило судьбу Витберга и его проекта. Оно выносило приговор возможности осуществления храма на выбранном архитектурном месте - на склоне Воробьёвых гор. В итоге последовали высочайшие рескрипты на имя Н.Б. Юсопова и указ Сената от 11 мая 1827 года: «Комиссию о сооружение в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела её, чиновников, строения, заготовленные материалы и всё казённое ведомства её имущества - передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова. Закончился первый этап строительство храма.
В апреле 1829 года император изъявил желание, чтобы министр императорского двора П. М. Волконский «собрал всех известных и искуснейших архитекторов Москвы, приказал избрать им в сей столице удобное место для возведения предложенного храма Христа Спасителя» и чтобы они составили проект и сметы к ним. Так было положено начало второму конкурсу.
Проекты, рассчитанные на строительство храма на верхней площадке Воробьёвых гор, были созданы петербуржцами И.И. Шарлеманем, В.П. Стасовым, А. И. Мельниковым, и москвичами А.С. Кутёповым и А.С. Татищевым.
Другая группа проектов второго конкурса представлена работами московских зодчих. Они выполнялись, судя по всему, в ответ на сделанное Николаем I предписание подыскать в Москве подходящие место для будущего храма Христа Спасителя. Все проекты объединяет стремление связать зрительно и планировочно новый ансамбль с историческим центром Москвы - Кремлём и Китай - городом и одновременно сохранить самостоятельность по отношению к нему.
Ф.М. Шестаков предлагал соорудить храм Христа на спроектированной им новой грандиозной площади между Тверской заставой и Бутырским валом.
Другой проект, тот, который Д. В. Голицын представлял императору, был создан И.Т. Таманским. Зодчий предлагал разместить храм Христа Спасителя в непосредственной близости к Кремлю на противоположенной стороне Москвы-реки на Царицыном лугу.
В проекте архитекторского помощника Е. Г. Малютина храм Христа Спасителя предполагалось соорудить также в самом центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля, но на противоположенной от Москвы-реки стороне - на громадной площади простиравшейся от Воздвижении до Знаменки и от Александровского сада до Арбатских ворот.
Проектирование храма было передано К.А. Тону. Так определилась судьба архитектора, и одновременно во многом и судьба направления, известного под названием византийского стиля. В проекте Тона впервые достигается гармония идее храма его облика и место положения. Тон предложил Николаю I на выбор три варианта размещение храма Христа Спасителя: За воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой, на Тверской улице на месте Страстного монастыря (ныне пушкинская площадь), и у Большого Каменного моста не далеко от Кремля, между Москвой- рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император выбрал последние.
В этом найденном Тоном варианте счастливо соединялись все преимущества выбора места, предложенные его предшественниками: размещение на высоком берегу Москвы-реки и в близости от Кремля. В феврале 1832г. в связи с отменой прежнего места размещения храма был прекращён дальнейший приём проектов.
Характерно, что все предложения о выборе места для будущего собора
обладают одной общей чертой. Он предлагает сооружать новый храм на месте существующих церквей или монастырей. Большим достоинствам окончательно выбранным Тоном места был великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя принципиально важный для его символике и содержание вид на Кремль с соборами, башнями, и колокольней Ивана Великого [1].
После выхода манифеста о строительстве храма, приуроченного к двадцатилетия отечественной войны 1812г., начались подготовительные работы, связанные с оценкой и покупкой частных домов, расположенных на территории будущего храма. Руководство работами возглавило созданная специально для его сооружения комиссия во главе с военным генерал-губернатором Д.В. Голицыным. Производителем работы и главным архитектором был назначен автор проекта храма Христа Спасителя К. А. Тон. В 1838 г. начались строительные работы. Работы продвигались успешно и к 10 сентября 1839г. оказалось возможным преступить к торжественной закладки храма. Освещение памятника на Бородинском поле и закладка храма-памятника во имя Христа Спасителя превратился в единый праздник в честь великой победы.
Храм Христа Спасителя и колокольня Симонового монастыря оказались в числе первых проектов представлявших новый градостроительный этап в развитии Москвы, связаны с обновлением исторически сложившиеся системой вертикали её храмов и колоколен, строительство которых развернулось в середине XIXв. на всей территории Москвы.
В проекте Тона едва заявленная у Витберга тема национального храма - памятника выражена программно и определённо. Новое здание было задумано Тоном как памятник подвигу русского народа, черпавшему силы в кровных узах с родной землёй.
Тон придал храму Христа Спасителя ещё одну характеристику для древнерусского храма соборного типа особенность - опоясывающую основной объем церкви крытую галерею. Церковь приобретала таким образом, ступенчатый силуэт и ярко выраженную вертикальность общей композиции.
В проекте Тона галерея двухъярусная.
Основные особенности архитектурного облика храма определились в 1832 г. Однако в ходе длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до его завершения. На четырех колокольнях было повешено 14 колоколов, выполненных на московском колокольном заводе Н.Д. Финляндского. Все колокола представляли собой не только уникальные музыкальные инструменты, но и столь же уникальные произведения изобразительного искусства. Колокола были украшены рельефами, орнаментами, надписями. Предметом особой гордости храма Христа был торжественный большой колокол весом 1654 пуда (26 тонн).
Следующий по величине праздничный воскресный колокол, весивший 970 пудов (15,5 тонны - 15520 кг), был украшен изображениями святителей московских - митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа. Третий по величине колокол весом в 635 пудов (около 10 тонн - 10160 кг) украшали рельефы с изображениями Николая Чудотворца, Александра Невского и Зосимы Соловетского.
За ним в убывающим по весу порядке следование будничные колокола.
В 1858 году - окончился первый, очень важный этап строительства храма. Он был освобожден от лесов и предстал во всем величии своего гигантского объема, превратившись отныне в часть московского городского пейзажа. Храм царил над постройками, над деревьями Александровского сада. При подъезде к Москве в юга и юга-запада он был виден более чем за десяток верст.
Его огромные размеры - сознательный прием. Они подчеркивали значительность выражаемого ими содержания, свидетельствовали также, что храм это не чета обычным церквам, а что это своего рода Храм храмов.
В ходе строительства вносились изменения не только в облик и отделку фасада, но и проект окружения храма. Даже площадь, на которой стоял храм Христа, претерпел несколько этапов проектирования [2].
Возрождение русской традиции размещение храма в центре площади, благодаря чему главным в ансамбле является объём здания, а не окруженное зданиями пространство площади, нашло отражение в архитектурной обработке самой площади, которая трактована как огромный пьедестал – подножие гигантского храма, подчеркивавшего скульптурность его объёма.
После окончания строительства Храма Спасителя площадь была засажены низкорослыми деревьями, кустарниками, на ней были разбиты роскошные цветники.
В течение долгого строительства проект храма Христа Спасителя подвергался непрерывной переработке. Именно это позволяет рассматривать
его как памятник искусства, воплотившей наиболее яркие тенденции не только времени утверждения проекта, но и целой половины столетия. Отдельные части храма представляют отделенные этапы художественного процесса.
Наиболее ранний этап (1830-1850) связан с фасадами. Скульптуры, украшающие их, - явление более позднее (1846-1863). Позднему этапу (1860-1880) соответствуют росписи, церковная мебель и утварь - (1870- начало 1880).
Скульптура на фасадах и живопись в интерьерах вошли в архитектуру на основе принципов, не известных не только древнерусскому искусству в духе которого сооружался храм, но своему предшественнику - зодчеству классицизма, где скульптурный декор широко применялся в гражданском и культовом строительстве.
Всю работу по выбору сюжетов для скульптурных композиций на фасадах и живописных интерьерах, а также отбору надписей помещённых, как с наружи, так и внутри храма, провели высший духовный иерархи, главным образом московские митрополиты.
Работа над горельефами началась ещё до окончания строительство храма и снятие лесов в 1846 г. и продолжалось без малого 20 лет - до 1863 г.
Первоначально горельефы храма сделать из бронзы пластическим способом. Однако первый опыт использование протопоповского мрамора доказал полную пригодность этого материала для скульптурных работ. В результате вся скульптура на фасадах храма была выполнена из того же материала, что и основные архитектурные части стен - цоколь, базы, пилястры, угловые колонны, стены под пилястрами колонными и рельефами, карнизы, и фасадные арки. Остальные части кирпичных стен были оштукатурены портландским цементом и выкрашены под цвет мрамора, по виду совершенно не отличаясь от него.
Дополнительный цветовой аккорд вносил в бело-золотую гамму фасадов темно-красный гранит, из которого были устроены все крыльца и цоколь храма
Всем четырем одинаковым фасадом храма соответствует одинаковая схема расположения на них скульптур [3].
Главным фасадом храма всегда считался западный. Скульптуры наверху медальонов изображали в центре Христа Спасителя, благословляющего входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах располагались святые покровители императоров - святой Александр Невский, святитель Николай, святой блаженный Николай и святой праведный Елизаветы. Скульптура над входными арками западного фасада символически изображала находящиеся под покровительством небесных сил русские войска. Тему, связанную с событиями, причиной которой явилось построение храма, продолжали многофигурные композиции. Все скульптуры западного фасада выполнены А. В. Логановским.
На южной стороне храма, в направление, где проходили решающие битвы за Москву и стороне, откуда совершались на неё набеги были изображены святые и композиции, имевшие прямое отношение к событиям отечественной войны 1812 г.
На верху в медальонах Смоленская Богоматерь - в память о том, что этот чудотворный образ более трёх месяцев находился в войсках. По сторонам в четырёх малых медальонах изображение святого Романа Рязанского, святого апостола Фомы, святого Иоанна Крестителя, святого Ионы архиепископа Новгородского. Всё это в память о битвах 12 года. Внизу по сторонам арак трёх крылец южного фасада находились изображения событий и персонажей Ветхого Завета. Все скульптуры также исполнены Логановским.
Восточный фасад храма с алтарем был обращён к Кремлю. По этому помещённые на его стенах горельефы выражали несколько иной аспект религиозно-исторической тематики. Здесь были представлены русские национальные святые - заступники и молитвенники за родную землю, избавители России от внешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные картины двух важнейших событий из жизни Иисуса Христа: Рождество Христово (автор А. В. Логановский) и воскресение (автор Н. А. Ромозанов ) [5].
В центре восточного фасада на верху в медальоне помещался образ Владимирской Божьей Матери как память о бородинской битве 26.07.1812г. В остальных медальонах были изображены святые: царица Александра, Мария Макдалина, Анна Пророчица и святая великомученица Екатерина. Все они были выполнены Ромазановым.
Внизу во круг арочных входов портала изображение особо почитаемых русских святых.
На северном фасаде обращённым на Волчонку находились рельефы с изображениями национальных святых - распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и помощников в битвах. В верхнем ряду в центре находился рельеф в центре с изображением иконы Иверской Богоматери. По сторонам святой мученик Лавар, святой мученик Сергий, святой Григорий Двоеслов, святой мученик Хрисанф. Всё это в память о сражениях в войне [5].
Скульптуры по сторонам арак боковых ворот портала на северном фасаде напоминали об истории христианства на Руси.
На глухих боковых частях северной стороны храма находились две в прямом смысле исторические композиции. Справо от портала преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами (вошла в историю как Куликовская) и даёт ему подмогу иноков Пересчета и Ослябю. На левой стене аналогичная по символике и смыслу композиция – преподобный Дионисий, архимандрит Троице - Сергиевой лавры благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от врагов.
Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60 горельефов: из них внизу- 8 многофигурных композиций и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в закомарах в верхней части фасадов храма. Львиная доля работ была выполнена скульптором А. В. Логановским (1810 - 1855).
Наименьший объем работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом (1805 - 1867).
В скульптурных композициях храма Христа присутствует совершенно неизвестная более раннему времени правдивость облика и одежды.
Это соединение идеальности и исторической достоверности, которое является характерной особенностью скульптуры храма Христа Спасителя, принадлежит к типическим признакам искусства романтизма, к которому следует отнести и грандиозный ансамбль храма Христа Спасителя.
Скульптурой и богатым орнаментальным декором были покрыты также
входные двери храма Христа Спасителя [8].
Представить по описанию интерьер храма людям, никогда не видевшим его, ещё труднее, чем фасады.
Определяющим композицию интерьера элементом служит подкупальное пространство: высота подкупольной части 32 саж. (68,16м). В соответствии с этим подкупольному пространству, залитому светом 16 громадных окон высотой в 11 аршин (7,81м) и шириной в три аршина (2,13м), противостоит полумрак боковых частей храма, освещавшихся светом, поступавшем через окна хор и купола.
Последовательно выдержан принцип иерархичности в сюжете росписей и отделки интерьера. Огромная роль в интерьере принадлежит системе росписей.
Интерьер храма как художественное целое не сводится к сумме отдельных произведений.
Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854г., когда решено было отказаться от отделки интерьера в стиле классицизма, выполнив его в соответствие с характером фасадов в византийском стиле, исполнение нового проекта принадлежало помощнику главного архитектора А. И. Рязановым.
Здесь прошли выучку и работали многие крупные архитекторы обеих столиц - Л.Н. Бенуа, А.И. Кракау и др.
Архитектором наряду с художниками принадлежала исключительно важная роль в создании интерьеров храма.
В храме Христа был возрожден своеобразный поясной принцип размещения росписей, типичный для древнего храма. Живопись подчеркивала характерные конструктивные особенности храма. Орнаментальная роспись обрамляла арки ветвей креста, окна, пояс барабана, арки хор.
Выбор сюжетов и их местоположения в той или иной части храма определяло иерархии российской церкви.
Перед вошедшими в храм Христа Спасителя открывалась грандиозная и величественное зрелище. Интерьер его поражал торжественностью и великолепием. В восточной ветви креста находился уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным бронзовым шатром. Высота иконостаса храма Христа Спасителя вместе с шатром 26,6 м.
Росписи главного алтаря изображали священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле [8].
В своде главного купола находилось изображения Господа, благословляющего обеими руками, имевшего в лоне Сына Божия, а на груди Духа Святого в виде голубя, т.е. изображение триединого бога.
Росписью купола начались в 1861 году живописные работы в Храме. Только на это ушло 5 лет (закончены 1866 году). Трудно себе представить гигантские размеры написанные художником А.Т. Марковым композиции.
Художнику помогали 3 помощника и в их числе самый известный и талантливый из учеников Маркова - Иван Николаевич Крамской.
Вся система росписей подкупольной части храма Христа пронизана чувством радостного торжества, ставшего возможным благодаря победе принесенных в мир Христом идей [6].
Следующий цикл картин находился в самом низу в нишах, расположенных в скосах несущих купол колоссальных подпорных столбов.
Тему истории жизни людей предчувствующих и предрекающих предшествие Иисуса и побеждающих благодаря вере в него продолжали картины в нишах западной части храма.
В своде южного крыла изображение Иисуса Христа в виде младенца. На боковых стенах были помещены изображение Божей Матери в различных явлениях, а перед нею и по бокам больших и малых арок святые угодники Божии.
Стены и своды хор храма Христа Спасителя, как в древнерусских храмах, были сверху донизу покрыты росписями.
Кроме уже упомянутых авторов в росписи храмов принимали участие Е.С. Сорокин, Жигулевский, Корнеев, Ф.С. Журавлев и другие. Весь архитектурный декор - орнаменты, обрамляющие арки окон и арки, открывающиеся в центральную часть храма, очертания сводов и т.д., а также великолепные по своей декоративности, красоте, чувству света и формы росписи сводов, выполнены были по проекту Л.В. Даля.
С храмом Христа Спасителя связано попытка прервать выполнение для него живописные работы в такой же источник возрождения русского стиля в изобразительном искусстве, каким стало строительство его для архитектуры.
Несмотря на обилие работавших в храме художников, представлявшим разные направления, их работам присуще бесспорное стилевое единство.
Оно было предложено главным архитектором и утверждено Николаем I: «нижний коридор должен составлять притвор храма, посвященный воспоминанием славной для России эпохи 1812 г., в который божественный промысел явно благословил наше Отечество - на столбах притвора предположено было изобразить живописью важнейшие события (1812 г.) и написать имена воинов, положивших живот за Отечество, и мена граждан, которые пожертвовали имущества и деланием мира и правды стяжали себе лестное право на бессмертие и благодарность, она пилястрах поместить знамена и ключи городов, взятых у неприятелей [8].
Главное же, чем гордился главный архитектор К.А.Тон, и что в итоге удалось осуществить, - это создание кругового коридора, который «служит для народа открытою историею 1812 г., выражению в письменах и лицах».
Граница между архитектурой и прикладным искусством в храме Христа Спасителя практически неощутимы. Мебель, особенно встроенная, представляет собой разновидность малой архитектуры и одновременно часть
большой архитектурной формы [1].
Храм Христа Спасителя наряду с Исаакиевским собором открывает цикл грандиозных художественных мемориальных храмовых ансамблей XIX- начала XX веков. Его необыкновенная национально - историческая программа оказало огромное воздействие на религиозное искусство XIX - начала XX веков.
Храм Христа Спасителя был торжественно освещён только в 1883г. Закончилось одна из самых длительных и грандиозных строек России, стоившая казне огромную для того времени сумму в 15,123,163 руб.89коп.
Освещение храма Христа Спасителя положило начало новому продолжавшемуся без малого полвека, периоду его жизни. Он начал функционировать как один из главных (второй по значению после Успенского) соборов в Москве.
Фото 3. Современный вид Храма Христа Спасителя |
Фото 4. Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883) |
Фото 5. Храм в 1881 г. |
Фото 6. Интерьер храма, 2009 г. |
Заключение
В результате работы над темой исследования дана характеристика основных храмов Москвы, выявлены особенности основных архитектурных сооружений. Изучены основные храмы города, подробно рассмотрена архитектура Храма Христа Спасителя.
Наряду с возведением памятников-преемников разрушенного в советское время (Храм Христа Спасителя, Казанский собор на Красной площади, Иверская часовня), что представляется своего рода покаянием, являются и примеры сооружения храмов-памятников как органичной современной культуре живой традиции. По масштабам она еще уступает прежней России, особенно если иметь в виду частную благотворительность, но, будем надеяться, это дело времени. Уже немало отрадных фактов мемориализации важнейших событий нашей истории, в том числе содержащих напоминание молиться о тех, которые отдали жизнь за нас. К 50-летию Победы был сооружен храм Св. Георгия Победоносца у Поклонной горы (напоминающий, кстати, и о главном полководце Второй Мировой Георгии Жукове, чьим небесным покровителем был Святой Георгий), совсем недавно, в двенадцатую годовщину Чернобыльской трагедии у мемориала погибшим ликвидаторам-чернобыльцам на Митинском кладбище в Москве Святейшим Патриархом Алексием II была заложена памятная часовня. Шестого мая 1998г. торжественно заложили первый камень в основание храма-часовни Преображения Господня на территории возрождаемого мемориала Первой мировой войны Братского кладбища во Всехсвятском, в Москве. Сегодня в ней уже служат молебны [5].
Список литературы
1. Архитектура и строительство Москвы. Исполком Московского городского совета народных депутатов, 1989.
2.Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры, Искусство, Москва, 1990.
3. Козина Е.С. Русская православная церковь как субъект медиапространства современной России: опыт, проблемы, тенденции // Медиаскоп. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. - № 4.
4.Старая Москва глазами современников. Изобразительное искусство, Москва, 1996 г.
5.http://thedifference.ru/otlichie-xrama-ot-sobora/
6.http://www.moshol.ru/
7.http://ru.wikipedia.org/
8. http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.