«ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОТНОШЕНИЙ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Свойства группы как целостного психосоциального объекта определяются с одной стороны психофизиологическими свойствами отдельных её членов, с другой - структурой межличностных связей в группе. Поведение человека в обстановке спортивной тренировки и соревнований не может быть правильно понято без учета параметров коллектива которому он в данный ситуации принадлежит. Исследуя проблему личности, особое значение уделяется психологическим особенностям и свойствам спортсмена, развившиеся и проявляющиеся у него как у члена спортивного коллектива. Общение является предметом специального изучения в различных сферах научного знания: философии, социологии, психологии и т.д. Не составляет исключение и психология спорта. Однако в литературе не так много информации об особенностях общения в спортивных коллективах у спортсменов 18-22 лет в период спортивного совершенствования в спортивных играх, что и послужило выбором темы исследования.
Иконка файла материала 248868.doc
«ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОТНОШЕНИЙ  ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1. Обзор литературных источников по теме исследования ………5 1.1 Возникновение и формирование взаимоотношений в группе…………….5 1.2 Психологические  основы общения в спорте………………………………9 1.3 Восприятие и понимание друг друга в спортивном общении……………12 1.4 Организация взаимоотношений в команде………………………………....14 1.5 Понятие   о   вертикальном   и   горизонтальном   психологическом   климате команды ……………………………………………………………………….20 Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования……………..25 2.1 Цели и задачи исследования…………………………………………………25 2.2 Организация исследования…………………………………………………..25 2.4 Методы исследования………………………………………………………..29 Глава 3. Результаты исследования……………………………………………31 3.1 Результаты исследования…………………………………………………….31 Выводы…………………………………………………………………………….44 1Рекомендации…………………………………………………………………….46 Список использованной литературы…………………………………………49 2ВВЕДЕНИЕ Актуальность                             Проблема   повышения   результативности   и   надежности   соревновательной деятельности   привлекает   все   большее   внимание   специалистов   .     В   связи   с обострением   спортивной   конкуренции   и   обусловленным   этим   повышением требований к уровню выступлений спортсменов роль психологического фактора в   этой   сфере   деятельности   становится   все   более   ощутимой   .     Поэтому,   на современном этапе развития спорта проблема повышения эффективности самой системы   психологической   подготовки   спортсменов   занимает   одно   из   первых мест   .   Одним   из   основных   психологических   факторов,   обеспечивающих надежность   соревновательной   деятельности,   является   фактор   эмоциональной устойчивости,   позволяющий   спортсмену   надежно   выполнять   целевые   задачи спортивной   деятельности   за   счет   оптимального   использования   нервно­ психических резервов.  В   данной   работе   проведены   исследования   психологической   структуры отношений волейбольной команды и ее влияние на игровую деятельность. Роль психологии   в   спорте   –   это   сознательная   ориентация   на   те   достижения современной психологии, естественно в ее различных направлениях, на те ее идеи   и   гипотезы,   которые   открывают   наиболее   значительные   перспективы   в исследовании спортивной деятельности и личности спортсменов.  Свойства   группы   как   целостного   психосоциального   объекта   определяются   с одной   стороны   психофизиологическими   свойствами   отдельных   её   членов,   с другой ­ структурой межличностных связей в группе.   Поведение человека в обстановке спортивной тренировки и соревнований не может быть правильно понято   без   учета   параметров   коллектива   которому   он   в   данный   ситуации 3Исследуя   проблему   личности,   особое   значение   уделяется принадлежит.   психологическим   особенностям   и   свойствам   спортсмена,   развившиеся   и проявляющиеся у него как у члена спортивного коллектива. Общение является предметом   специального   изучения   в   различных   сферах   научного   знания: философии,   социологии,   психологии   и   т.д.   Не   составляет   исключение   и психология   спорта.   Однако   в   литературе   не   так   много   информации   об особенностях общения в спортивных коллективах у спортсменов 18­22 лет в период спортивного совершенствования в спортивных играх, что и послужило выбором темы исследования. Данная проблема мало изучена и вызывает интерес со стороны специалистов. Все   выше   сказанное   обусловливает   актуальность   проводимого   нами исследования.  Объектом исследования являются особенности взаимоотношений в спортивных коллективах в системе «тренер­спортсмен», «спортсмен­спортсмен»  Предмет  исследования ­ “межличностные отношения” в спортивной команде. Если   тренер   не   только   переживает,   но   и   знает,   “что”   представляет   собой “межличностные   отношения”   его   команды,   то,   как   правило,   он   умеет формировать   взаимоотношения   в   команде   и   управлять   ими,   он   добивается педагогического успеха в своей тренерской и управленческой деятельности для достижения роста спортивных результатов своих учеников. Гипотеза  ­   мы   предполагаем,   что   на   основе   анализа   научно­методической литературы, анкетирования и педагогических наблюдений возможна разработка психолого­педагогических   рекомендаций   по   совершенствованию   процесса общения в спортивных коллективах (на примере волейбола) в процессе игровой деятельности  и успешное применение их на практике. 45Глава 1 1. Обзор литературных источников по теме исследования 1.1 Возникновение и формирование взаимоотношений в группе Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения   стоят   конкретные   и   четкие   задачи,   на   выполнение   которых нацелены   как   тренер,   так   и   весь   коллектив.   Деятельность   по   выполнению поставленных   задач   заставляет   тренера   и   рядовых   членов   команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые   (формальные)   контакты,   которые   являются   первым   и   основным условием   возникновения   формальных   (деловых)   отношений.   В   ходе   этого процесса   (общения)   устанавливаются,   сохраняются   и   изменяются   отношения между   участниками   совместной   деятельности.  В   процессе   формализованных совместных   действий   благодаря   личным   контактам   и   общению   делового характера   постепенно   возникают   контакты   и   связи,   окрашенные   эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т. е. возникают неформальные отношения.   Возникновение   и   формирование   межличностных   отношений   в спортивных   коллективах   происходят   в   соответствии   с   общими закономерностями   формальных   организаций   и   проходят   сложный,   но   всегда однонаправленный   путь,   который   можно   разбить   на   несколько   этапов:   1. превращение   потребности   в   стойкий   интерес   к   той   или   иной   деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;2. сравнение и оценка своих возможностей,   способностей   с   требованиями   той   деятельности,   в   которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей; 3. формирование мотива   поведения,   направленного   на   поиск   деятельности,   способной удовлетворить   возникшую   потребность.4.   установление   контактов   и   связей   с тренером   и   спортсменами   в   процессе   деятельности;  5.   возникновение 6формальных, взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности; 6.   возникновение   симпатий,   предпочтений,   дружбы,   общих   интересов   и увлечений   на   основе   формальных   взаимоотношений;  7.   формирование неформальных отношений.  Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения   между   спортсменами     или взаимоотношения в системе «спортсмен­спортсмен», и отношения спортсменов (горизонтальный   уровень), с тренером (вертикальный уровень), или взаимоотношения в системе «тренер­ спортсмен». Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный. Формальная структура отношений в команде   создается   и   процессе   учебно­тренировочной   и   соревновательной деятельности   благодаря   приказам,   распоряжениям,   указаниям   вышестоящих   регламентирующим   процесс организаций   и   требованиям   тренера, взаимодействия   и   взаимоотношении   членов   команды   в   этой   деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера и   вышестоящих   организаций.   Однако   чтобы   успешно   функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать определенные «допуски» в своей структуре, «степень свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и   спонтанно   возникающие потребностях.   Эти   нерегламентированные, взаимоотношения, нормы поведения и действия получили в психологии название неформальных   отношений   .  Одной   из   главных   особенностей   формальной организации (впрочем; как и неформальной) является то, что она способствует объединению индивидов в группу, создает основу для личного контакта. В то же время она регулирует частоту этих контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации по отношению к развитию неформальной организации. Подобные «карантинные» меры не всегда удаются, так как порой неформальная структура связей почти 7полностью   совпадает   с   формальной   или   даже   перекрывает   ее,   становится ведущей. В таких случаях наблюдается «размывание» формальной структуры, характеризующееся   нарушением   субординации   в   системе   «тренер   — спортсмен»,   дисциплины,   снижением   критической   оценки   поведения,   личной ответственности за свои действия. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, корпорации. Если же члены группы строят все свои связи и отношения   только   на   основе   инструкций   и   предписаний,   с   учетом   ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными.   Отсутствие   эмоциональных   связей   приводит   к   незнанию   и непониманию   многих   личностных   и   профессиональных   качеств   друг   друга, ухудшению отношений и, в конечном счете, к конфликту. Два типа структур — формальная   и   неформальная   —   всегда   сосуществуют,   образуя   сложное соотношение между собой.  Формальные отношения в системах «спортсмен — спортсмен»   и   «спортсмен—тренер»   заранее   «запрограммированы»   и обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта, в общем­то, известен.   Значительно   труднее   предугадать,   как   в   этих   системах   будут складываться   отношения   в   неформальной   сфере,   так   как   развитие   их происходит   спонтанно,   на   основе   нерегулируемых   симпатий   и   антипатий, предпочтений,  совместных  интересов,   и  увлечений.  Для  некоторых  тренеров, особенно   начинающих,   неформальные   отношения   нередко   представляют значительные   трудности,   обусловленные   самим   характером   деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель,   лицо,   определяющее   и   планирующее   стратегию   действий коллектива;   с  другой  —  он  равноправный   член   данного  коллектива.   Тренер, должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить   субординацию,   своевременно   пресечь   по   отношению   к   себе 8проявление панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ   человека   недоступного,   без   чувств   и   эмоций,   «застегнутого   на   все пуговицы». Доброжелательность и участие в судьбе спортсмена, умение понять своего   ученика   и   оказать   ему   помощь   словом   или   делом,   справедливость   и последовательность   в   требованиях   —   вот   тот   далеко   не   полный   перечень личностных   качеств   тренера,   которые   формируют   у   спортсменов   чувство уважения   к   нему.  Установление   правильных   взаимоотношений   в   системе «тренер — спортсмен» — дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств как самого тренера, так и его учеников.   Кроме   этого,   взаимоотношения   подвержены   влиянию   объективных факторов   (возраст,   пол,   уровень   спортивного   мастерства,   время   занятий   у данного   тренера)   и   субъективных   (уровень   культурного   и  интеллектуального развития   тренера   и   спортсменов,   стиль   руководства,   психологическая совместимость   и   идентичность   системы   ценностей   и   мировоззрения   и   т.д.). Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль о том,   что   все   ее   члены   равны   между   собой.   Действительно,   для   таких рассуждений   есть   основания:   члены   группы   или   команды   зачастую   бывают приблизительно   одного   и   того   же   возраста,   уровня   профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того   же   тренера,   несут   одинаковую   ответственность   за   выполнение поставленной задачи и т. д.  И все­таки, несмотря на это, равенства в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Этого равенства и не   может   быть,   так   как   все   члены   группы   выполняют   хотя   и   однородную деятельность, но по­разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных   качеств,   ситуации   и   т.д.   В   результате   деятельности   происходят самооценка   и   взаимооценка   поступков   и   успешности   действий,   позволяющие 9каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе,   место   в   группе,   мысленно   построить   свою   иерархическую   структуру команды, определить статус каждого ее члена .  1.2. Психологические основы общения в спортеОбщение в последнее время является предметом специального изучения в различных сферах научного знания: философии, социологии, психологии, педагогической психолингвистики, психотерапии и т.д. Не составляет исключение и психология спорта. С точки зрения философии, общение — это способ внутренней организации и эволюции общества; это процесс, при помощи которого возможно осуществлять развитие общества,   так   как   развитие   предполагает   постоянное   динамическое взаимодействие общества и личности.Социально­психологическое и психолого­ педагогическое понимание общения имеет более узкое определение. Общение — это   процесс   непосредственно   или   опосредованно   наблюдаемого контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние (воздействие) на   поведение,   состояние,   установки,   уровень   активности   и   деятельности непосредственного   партнера   (партнеров).  Итак,   общение   —   это   процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с   помощью   набора   речевых   и   неречевых   средств.   В   ходе   этого   процесса устанавливаются,   сохраняются   и   изменяются   отношения   между   участниками совместной   деятельности,   поэтому   межличностное   общение   —   одна   из важнейших форм взаимовлияний людей.  В спортивной деятельности общение занимает не последнее место. Непосредственное   межличностное   общение   можно   характеризовать   как внешнее   и   внутреннее.   Внешнее   межличностное   общение   —   это   реально наблюдаемое коммуникативное поведение партнеров, выражающееся, главным образом, в форме речевых и неречевых обращений. Анализ внешней стороны общения   позволяет   получить   представление   о   том,   как   происходит контактирование:   кто   с   кем   и   как   общается,   все   ли   участники   включены   в 10межличностные   связи,   какого   рода   информация   преобладает   в   обращениях (деловая, эмоциональная и т.п.). Внутреннюю сторону общения составляют: ­ особенности   субъективного   восприятия   партнерами   ситуации   общения;   ­ эмоциональные   переживания   в   связи   с   реальными   (или   ожидаемыми) контактами; ­ мотивы и цели контактирования; ­ психологический эффект от общения (изменения в установках, отношениях, состояниях партнеров).  Важно отметить,   что   общение   в   спорте   представляет   собой   относительно самостоятельный   компонент   спортивной   деятельности.   Оно   не   тождественно взаимодействию и предметно­ориентированным действиям. Общение в спорте ориентировано   субъектно   (обязательно   направлено   на   другого   человека)   и подчинено задачам взаимодействия. Оно осуществляется с помощью речевых и неречевых   средств.   Основными   функциями   общения   в   спорте   являются:1) функция   социально­психологического   отражения   (общение   возникает   как результат   и   как   форма   объективированного,   сознательного   отражения партнерами   особенностей   протекания   взаимодействия);   2)   регулятивная функция   (в   процессе   общения   осуществляется   непосредственное   или опосредованное   воздействие   (влияние)   партнеров   друг   на   друга   с   целью изменения или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей   восприятия,   системы   ценностей,   установок   и   сложившихся взаимоотношений);   3)   познавательная   функция   (вследствие   систематических контактов   партнеры   приобретают   самые   разные   знания   о   самих   себе,   о партнерах,   о   способах   деятельности   и   т.д.);   4)   экспрессивная   функция (различные   формы   речевого   и  неречевого   общения   выражают   эмоциональные состояния   и   переживания,   часто   вопреки   логике   и   требованиям   условий деятельности);   5)   функция   социального   контроля   (способы   решения двигательных   задач,   определенные   формы   поведения,   эмоционального реагирования   и   отношений   имеют   достаточно   выраженный   нормативный характер;   их   регламентация   с   помощью   групповых   и   социальных   норм 11обеспечивает   необходимую   целостность   и   организованность   групповой деятельности); 6) функция социализации (наиболее важная в работе тренера). В совместной   деятельности   и   общении   спортсмены   осваивают   не   только коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива, соответственно   относиться   к   членам   группы,   организовывать   оптимальное общение с партнерами при выполнении совместной деятельности. В спортивной деятельности средства общения имеют свои особенности, главным образом, если речь идет о средствах, используемых в соревнованиях. Направленность общения представляет   собой   один   из   важнейших   параметров   характеристики   По   направленности   общение   можно межличностных   контактов. классифицировать следующим образом: 1) социально­ориентированное общение (обращения   к   партнерам,   ко   всей   команде   в   целом);2)   личностно­ ориентированное   общение   (обращения   к   отдельным   партнерам,   членам команды); 3) подтекстовая ориентация (обращение к конкретному партнеру или к группе спортсменов адресовано, на самом деле, совершенно другому человеку или другим партнерам). Например, тренер может сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать  на всю команду в целом или на какого­либо одного   спортсмена   (члена   команды)   Важно   выделить   понятие  содержание общения,  так   как   анализ   содержания   внутригруппового   общения   может позволить тренеру лучше организовать совместную деятельность спортсменов, разобраться в причинах рассогласования их взаимодействия или межличностных конфликтов. Существуют специально разработанные схемы анализа общения в спортивной   деятельности.   К   ним   относятся:   ­   подробная   запись   того,   что говорят   спортсмены   при   решении   определенных   двигательных   задач,   с последующим анализом записи; ­ запись по специальной форме информации о том,   насколько   часто   партнеры   обмениваются   обращениями   определенного содержания   с   последующей   обработкой   материалов   наблюдения.   Наиболее 12распространенным   на   современном   этапе   развития   спорта   примером специальной   формы   записи   общения   спортсменов   во   время   выполнения   ими спортивной   деятельности   является   исследование   профилей   общения. Составление   профиля   общения   делит   обращение   спортсменов   на   категории: ориентирующая,   стимулирующая,   оценочно­экспрессивная   (положительная)   и оценочно­экспрессивная   (отрицательная).   Для   ориентирующей   категории характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров. Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение   партнеров   к   организации   внимания,   контроля   за   изменениями внешней ситуации. Так, например, в волейболе игровые ситуации чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. Это создает необходимость часто использовать   сообщения,   внешней стимуляции.   Оценочно­экспрессивная   категория   связана   с   обращениями,   носящие   характер   напоминания, выражающими отношения спортсменов к собственным действиям и действиям партнеров.   когда   Оценочные   обращения,   как   правило,   возникают, заканчивается   игровая   ситуация   (выигрыш   или   проигрыш   очка   и   т.д.). Исследования ведущих специалистов в области организации общения в спорте позволяют сделать вывод о том, что профили общения в разных видах спорта имеют свои типические особенности.  1.3 Восприятие и понимание друг друга в спортивном общении  Возросшие требования к психологической подготовке спортсменов позволяют рассматривать   руководство   как   важнейший   фактор   в   достижении   успеха совместной   деятельности.   Руководство   в   команде   осуществляет   тренер, который выполняет различные функции. По данным Ю.А. Коломейцева (1984), можно   выделить   административную,   экспертную,   стратегическую   и   другие функции   тренера,   среди   которых   немаловажной   является   и   функция 13воспитания. Задачей тренера является формирование таких качеств у членов команды, которые, обеспечивают активную, дружную неэффективную работу, кроме того, и положительный настрой на предстоящие соревнования в большей мере обеспечивается тренером. Таким образом, тренер оказывает существенное влияние практически на все факторы, определяющие в той или иной степени социально   ­   психологический   климат   спортивной   команды.   Умение   тренера построить   правильные   деловые   и   личные   отношения   со   своими   хороший   рабочий   контакт   облегчают   решение воспитанниками, воспитательных задач — формирование гармоничной личности спортсменов, раскрытие их потенциальных возможностей, а также создается благоприятные условия   для   управления   командой.             Эффективность   работы   тренера   в известной   мере   определяется   и   проявляется   в   результатах,   достигнутых руководимой   им   командой.   Но   успех   совместной   деятельности   зависит   не только   от   усилий   руководителя,   но   и   от   таких   социально­психологических явлений, как лидерство, особенности социальной перцепции, статусно­ролевых характеристик, от индивидуально­психологических свойств игроков, целей и задач, которые перед собой ставят тренер и спортсмены и др. Воздействие тренера опосредуются этими социально­психологическими явлениями, и при анализе его деятельности необходимо учитывать их влияние. Действия, усилия и   стремления   тренера   определенным   образом   фиксируются   в   сознании   его воспитанников,   формируя   соответственное   отношение   и   оценку   его профессиональных, личностных качеств и особенностей поведения. От того, как воспринимается и оценивается тренер спортсменами, во многом зависит удовлетворенность   или   неудовлетворенность   той   или   иной   стороны отношений .    1.4. Организация взаимоотношений в команде 14Как же структурно утроены межличностные взаимоотношения в спортивных командах? Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль о том,   что   все   ее   члены   равны   между   собой.   Действительно   для   таких рассуждений   есть   основания:   члены   группы   или   команды   зачастую   бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня спортивного мастерства, занимаются   у   одного   и   того   же   тренера,   имеют   одинаковый   стаж   занятий спортом,   несут   одинаковую   ответственность   за   выполнение   поставленной задачи и т.д. И все­таки, несмотря на это, равенства в статусе или в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Этого равенства   и   не   может   быть,   так   как   все   члены   группы   выполняют   хотя   и однородную спортивную деятельность, но по­разному. Каждый член группы имеет   свою   сферу   влияния   на   других   членов   команды   в   зависимости   от отношения к ней, способностей, ситуаций, личных качеств и т.д. В результате соревновательной   деятельности   происходит   самооценка   и   взаимооценка поступков   и   успешности   действий,   позволяющие   каждому   сравнить   себя   с другими членами, отвести каждому спортсмену, в том числе и себе, место в группе,   мысленно   построить   свою   иерархическую   структуру   команды, определить статус каждого ее члена и свое отношение к тренеру команды. Ряд исследований, проведенных в спортивных командах, позволил установить, что   в   них   есть   лица,   пользующиеся   значительно   большими   симпатиями, авторитетом и уважением у своих товарищей, нежели кто­либо другой. Это так называемые лидеры команды. Вместе   с   тем   в   командах,   как   правило,   есть   спортсмены,   которые   не пользуются   никаким   авторитетом.   Более   того,   к   ним   относятся   зачастую 15негативно, стараясь избегать продолжительных контактов, общаются с ними вынужденно, к их мнению и суждениям не прислушиваются. Это аутсайдеры группы. Кроме этих двух полярных категорий есть спортсмены, занимающие как   бы   среднее,   промежуточное   положение.   Они   не     имеют   популярности лидеров, но их не игнорируют как аутсайдеров. Как отмечает Ю.А. Коломейцев, все взаимоотношения в команде формируются с   учетом   статуса,   который   имеет   каждый   ее   член.   Они   характеризуются прочностью  только  там,  где   участвующие  в  общении  лица  имеют  примерно одинаковый статус. В командах, где проводились исследования, и аутсайдеры и   лидеры   в   выборе   партнеров   не   только   для   совместных   тренировок   и официальных   соревнований,   но   и   для   проведения   свободного   времени ориентировались, как правило, на тех, кто имел примерно такой же статус, что они сами /Ю.A.Коломейцев, 1984, с.26­27/. Но между лидерами и аутсайдерами если   и   были   какие­либо   связи,   то   весьма   слабые,   и   вынужденные.   Такой характер   межличностных  контактов  объясняется  прежде  всего   стремлением представителей каждой подгруппы поддерживать связи с себе подобными. Как   показали   исследования,   совместное   выполнение   тренировочных упражнений   спортсменам   разной   квалификации   отрицательно   влияет   на   их психическое состояние. Для лидеров это связано с потерей удовольствия и радости от успешно выполненных элементов, снижением интереса, технических приемов,   эмоционального   настроя   и   желания   тренироваться   со   слабым спарринг­партнером. Свой выбор партнеров в формальной сфере общения они объясняют   те,   что   со   спортсменами   низких   разрядов   неинтересно тренироваться.   Так   как   в   их   действиях   много   технического   брака,   они выполняют задания с меньшей скоростью и т.д. /И.В.Волков, 1969, 1970/. Аутсайдеры   свое   нежелание   выполнять   соревновательные   и   тренировочные упражнения с лидерами группы объясняют тем, что последние сковывают их 16движения,   действуют   отрицательно   на   психику,   а   своими   саркастическими замечаниями   и   выражением   неудовольствия   нередко   вносят   нервозность   и суетливость.   Поэтому   на   соревнованиях,   в   которых   принимают   участия   и лидеры, и аутсайдеры, мысли аутсайдеров концентрируются не на предстоящих технических действиях и результате, а на сравнении шансов на успех, оценке   близких   людей   и   т.д. своих   возможностей,   реакции   зрителей, /Ю.АЮКоломейцев, 1984/ В связи с этим, для проведения учебно­тренировочных занятий  на высоком уровне, с наибольшей пользой для спортсменов любой квалификации, тренеру необходимо  формировать   команду  с  учетом  тех  взаимоотношений,  которые могут   возникнуть   из­за   разного   уровня   спортивного   мастерства   ее   членов. Вместе   с   тем,   если   сформировать   тренировочные   подгруппы   из   разных   по мастерству   спортсменов,   то   лидеры   получат,   во­первых,   возможность совершенствовать   свои   спортивно0профессиональные   качества,   а  во­вторых, максимально удовлетворение от занятий. Аутсайдеры же, хотя и попадут в условия хорошего психологического климата, не будут иметь возможностей для быстрого роста спортивного мастерства, но получат рост своего статуса в группе. Поэтому   тренеры   применяют   спарринги   аутсайдеров   со   спортсменами, стоящими несколько выше по мастерству, с теми, кто относится к середине иерархической структуры группы. Тренировка с таким партнером, по данным Р.Л.   Кричевского,   побуждает   желание   превзойти   его.   Навыки,   опыт, приобретаемые   спортсменов   в   подобных   спаррингах,   позволяют   считать   их одним   из   эффективнейших   методов   технической   и   физической   подготовки отстающих спортсменов. Такая расстановка членов команды верна не только с методической   точки   зрения,   но   и   с   психолого­педагогической/Р.Л. Кричевского, 1976/. 17В   интересной   ситуации   оказываются   спортсмены,   занимающее   среднее положение   в   иерархии   группы.   В   одних   случаях   они   пользуются расположением и предпочтением лидеров, в других­аутсайдеров. Каждая их подгрупп   считает   этих   спортсменов   членами   своего   “круга”.   И.П.   Волков называет эти “круги” группировками или “групповыми ядрами”, имея в виду их определяющее влияние на формирование “психологического климата” /ПК/ спортивной команды /И.П.Волков, 1968, 1970/. Отмечено, что если группировка в структуре команды конфликтуют между собой, то команда обречена на неудачи в соревнованиях, в особенности при выступлениях на “чужом поле” /Д.Я. Богданова, 1977; Т.Т Джамгаров, В.И. Румянцева, 1984/. Описанный тип взаимоотношений характеризует такую спортивную группу, в которой есть спортсмены, резко отличающиеся друг от друга по квалификации. Но   в   спорте   высших   достижений   команды,   как   правило,   укомплектованы спортсменами   с   относительно   одинаковым   уровнем   мастерства.   И   тем   не менее,   в   этих   командах   существует   иерархическая   структура,   поскольку лидеры и аутсайдеры могут появляться и в связи с другими, более значимыми для   них   в   этот   момент   факторами,   составляющими   их   систему   ценностей, отношений   и   ориентации.   Сходство   и   различие   по   этим   ценностям обуславливают   тот   или   иной   характер   взаимоотношений   и   их   влияние   на формирование и проявление ПК команды. По нашим наблюдениям отношения, складывающиеся в спортивных командах, не  бывают   незыблемыми, т.е. раз  и  навсегда  устоявшимися. Они  постоянно находятся в динамике, непрерывно меняются. Изменения эти происходят или в ответ   на   какие­то   внутренние   события,   или   под   воздействием,   факторов субъективного   порядка   (изменения   личных   качеств,   мотивации,   поведения, целей   и   т.д.),   но   определенная   их   устойчивость   сохраняется   благодаря 18принятой   иерархии   межличностных   влияний   и   сложившемуся   в   команде психологическому климату. Иногда происходящее идет всем на пользу, а иногда, наоборот, эффективность деятельности отдельных членов или даже всей команды падает. О избежание непредсказуемости   в   развитии   данного   процесса   тренеру   необходимо руководить   отношениями   в   команде,  направлять   их   в  нужное   для   команды русло. Тренер должен постоянно следить за динамикой отношений, улавливать повышение   конфликтности,   психологической   напряженности   и   принимать соответствующие   меры.   требующая   кроме психологических и педагогических знаний большого профессионального опыта,   Работа   эта   трудная, такта,  искренности и заинтересованности /Д.Я. Богданова, 1995/. В исследованиях Г.Д.Горбунова /1986/ получены, данные, свидетельствующие в пользу психологической поддержки спортсмена со стороны команды и тренера для роста его спортивных достижений на ответственных соревнованиях /Г.Д. Горбунов, 1986/. Таким образом, рост спортивного мастерства, влияя на формирование статуса спортсмена, в свою очередь, зависит от изменения статуса. Неблагоприятный эмоциональный фон, на котором проходит подготовка спортсмена, занимающее низкое   положение   в   группе,   психологический   дискомфорт   отрицательно влияют на его настроение, эмоциональную устойчивость, создают нервозность, что в конечном счете сказываются на продуктивности тренировочных занятий. В итоге ухудшаются результаты, снижается уровень спортивного мастерства. Следовательно,   изменение   психологического   климата   в   группе,   проведение психолого­педагогической работы в направление психологической поддержки аутсайдеров   группы   должны   способствовать   более   полному   раскрытию спортивного таланта всех членов группы. 19Изучение   межличностных   отношений   и   психологического   климата   в спортивных командах имеет свою собственную психологическую специфику, что должно найти отражение в своеобразии изучаемых феноменов. В отличии от   учебы   или   труда   в   спорте   процесс   соревнований   как   вид   деятельности обладает выраженным конфликтным содержанием. Хотя правила соревнований в большинстве случаев регламентируют процесс взаимодействия по существу спортивная   соревновательная   деятельность­   это   процесс   межгрупповой конфликтной деятельности. Психологические   особенности   соревновательной   деятельности   в   спорте,   в частности спортивных играх, анализировались многими авторами (А.Ц.Пуни, О.В.Черникова,   В.М.Крогиус   и   др.).   Цель   соревнования­   достижение превосходства   и   победы   над   соперником.   Уже   сравнительно   давно   видные специалисты в области психологии и  спорта рассматривают соревнование как борьбу чувств, ума, физического и технического совершенства спортсменов и команд, как борьбу групп, управляемых и направляемых указаниями тренера ­ руководителя команды. При этом следует отметить, что в командных видах   к   которым   относится   волейбол, спорта,   нагрузка   на   социально­ психологические   процессы   в   командах   особенно   велика,   в   то   время   как   в единоборствах   основная   психологическая   нагрузка   падает   на   личность спортсмена и тренера. В командных видах спорта, в частности в волейболе, соревнования требуют максимально   коллективной   мобилизации   игроков,   высокой   согласованности, сработанности   и   совместимости   в   совместных   действиях.   Ошибка   одного может   стоить   проигрыша   всей   команде.   Поэтому   высока   цена   процессов межличностных   отношений   и   понимания   членов   команды,   а   также межгруппового восприятия соперниками друг друга. 20Существенной психологической особенностью соревновательной деятельности в спортивных играх является высокая личная и групповая заинтересованность спортсменов   в   выигрыше,   зависимость   каждого   от   успеха   взаимодействия других партнеров. Ценится тот игрок, который обладает не только лучшими ростовыми   качествами   и   лучшей   технической   подготовкой,   но   и   наиболее агрессивный   и  результативный,  тот,  кто   выигрывает   единоборства,  тот,  кто способен   на   обоснованный   риск   и   не  боится   соперника,  не  боится   травмы, играет рискованно и с полной отдачей.  1.5. Понятие о вертикальном и горизонтальном психологическом климате команды Не нужно доказывать, что нарушение взаимоотношений в команде в системе “тренер­спортсмен”   чревато   снижением   успешности   соревновательной деятельности не только данного спортсмена, который конфликтует с тренеров, но и проигрышем всей команды в том случае, если этот спортсмен к тому же и лидер команды. Специфические   характеристики   межличностного   восприятия   и   оценивания спортсменами друг друга в системах “спортсмен­команда­тренер” оказываются вторичными по отношению к психологическому климату, что хорошо показано в ряде работ Н.Н. Обозова, Н.Ф Федотовой, А.А. Бодалева, Р.А. Максимовой, в лабораторных   экспериментах   К.   Левина.   Межличностная   коммуникация   не является самодовлеющим процессом в малой группе, она часть целого­ всей группы. Поэтому взаимное оценивание зависит от состояния психологического климата команды. В организованной  малой группе, какой и является трудовой коллектив  или спортивно­игровая   команда,   сформировавшийся   психологический   климат   целостной   характеристикой проявляется,   как   указывалось   выше, 21взаимоотношений   в   группе,   репрезентирующей   относительно   устойчивую систему   ценностных   отношений   участников   группе   как   социальному организму. Это переживается субъектом как отношение: “Я” – “МЫ” – “ОНИ”. Такой   подход   позволяет   рассматривать   спортивную   команду   в   терминах групповой динамики, понимать ее как процесс межличностной коммуникации и взаимного оценивания друг друга в системах “спортсмен­спортсмен”. Функции оценок состоят в организации, регуляции и в котроле совместной спортивной деятельности,   содержание   которой,   согласно   концепции   А.В.   Петровского, опосредствует   все   процессы   межличностного   характера,   в   том   числе социальную   перцепцию   и   взаимоотношения   участников   группы   /А.В. Петровский, 1979/. Психологический   климат   в   конечном   счете   мотивирует   и   определяет поведение членов команды на соревнованиях. Изменения   межличностного   восприятия   влияют   на   состояние психологического климата команды и на взаимоотношения спортсменов ­ вот то, что нам хотелось бы доказать в своем дипломе. По нашему мнению, состояние психологического климата спортивной команды в   его   основных   функционально­динамических   проявлениях   инвариантно состоянию спортивной группы в целом и прежде всего инвариантно состоянию межличностных взаимоотношений  участников. Это положение согласуется  с пониманием природы и функций психологического климата в исследованиях А.Л Свенцицкого, И.П. Волкова, Ю.Л. Ханина, О.М. Михалко, Е.С. Кузьмина, А.Ю. Шалыто, Л.М. Руйбите, С.Н. Шиленкова и др. Структуры внутригрупповых взаимоотношений, как известно, подразделяется на   вертикальные   и   горизонтальные,   официальные   и   неофициальные,   что позволяет   расчленить   состояние   “климата”   в   соответствии   с   отмеченной 22структурной организацией взаимоотношений на две категории – вертикальный климат и горизонтальный  климат спортивной команды. “Вертикальный климат”, характеризуется состоянием взаимоотношений членов   В   спортивной группы   с   руководителем   (тренером,   учителем). психодиагностике   для   изучения   вертикального   климата   в   командах используется   методика   Ю.Л.   Ханина,   получившая   название   шкалы   “тренер­ спортсмен”. Наряду с вертикальным климатов в любой группе, а тем более в коллективе, будет   проявляться   и   “горизонтальный   климат”,   характеризующий взаимоотношения   между   членами   группы.   Для   изучения   состояния горизонтального климата с успехом применяют методы опросов, социометрию, методику измерения “психологической атмосферы” команды. Можно   предполагать,   что   в   сплоченных   и   высокоэффективных   спортивных командах   вертикальный   и   горизонтальный   климат   будут   положительно усиливать   друг   друга,   в   то   время   как   в   командах   более   низкого   уровня развития – взаимно ослаблять, либо подавлять друг друга. Примером может служить жесткий авторитарный стиль руководства, директивно навязывающий подчиненным   неэффективные   шаблоны   поведения   –   спортсмены   выражают свою   неудовлетворенность   этим   стилем   тем,   что   формируют   в   команде замкнутые   группировки,   противостоят   авторитарному   давлению   со   стороны своего   тренера.   В   такой   ситуации   вертикальный   климат   будет   негативным, хотя горизонтальный климат позитивным, но их взаимное влияние, вероятно, будет   характеризоваться   нейтрализующими   тенденциями,   порождающими пассивность   участников   группы   и   нежелание   добросовестно   выполнять указания и задания тренера / С.Н Шиленков, 1996/. 23Влияние отмеченных переменных – вертикального и горизонтального климата – на   процессы   межличностного   и   общения   участников   спортивной   команды, следует   изучать   в   соответствии   с   отмеченными   двумя   контурами внутригрупповых   взаимоотношений   членов   группы   –   вертикальными   и горизонтальными взаимоотношениями в группах. Можно   полагать,   что   состояние   вертикального   климата   будет   важнейшей детерминантной особенностей процессов во взаимоотношениях руководителя (тренера) и подчиненных (спортсменов), а состояние горизонтального климата найдет   отражение,   прежде   всего   в   характеристиках   межличностного восприятия   друг   друга   и   понимания   меду   подчиненными,   то   есть   между спортсменами в команде.                  Измерение психологической структуры  и межличностных отношений ­   дело   чрезвычайно   сложное,  так   как   нет   единой   точки   зрения   на   природу групповых   явлений,   определяющих   состояние   психологического   климата   в команде.   В   спортивной   деятельности   ценными   будут   лишь   те   показатели климата,   которые   являются   факторами   успеха   в   соревновательной деятельности. Как измерить вертикальные отношения? Можно опросить всех членов команды о степени их удовлетворенности  взаимоотношениями  со своим тренером. Но этот прием отразит лишь один компонент отношения – эмоциональный, оставив не   измеренными   когнитивный   (гностический)   и   поведенческий   (волевой) компоненты   отношений.   Поэтому   стоит   задача   использования   методики ,которая бы измеряла все три компоненты отношений. Из известных в литературе методик этому требованию отвечает шкала “тренер­ спортсмен”   (ТС­1),   разработанная   Ю.Л.Ханиным   и   А.В.Стамбуловым   / Ю.Л.Ханин,  А.В.Стамбулов,   1997/   Мы   применили   данную   методику   и  целью 24получения   обоснованной   информации   о   состоянии   взаимоотношений спортсменов с тренером. Другим   методом   оценки   психологического   климата   в   спортивных   командах явилась методика Ф.Фидлера для измерения “психологической атмосферы” в команде.   Данная   методика   применялась   в   качестве   дополнительной   для характеристики  горизонтального климата в командах. Основным же методом изучения состояния горизонтального климата (система “спортсмен­спортсмен”) явилась   социометрия,   проведенная   в   двух   вариантах:   как   социометрический тест и как тест социальной перцепции. Метод социометрии уже более полувека  используется многими зарубежными (Д.Морено,   Е.Дженингс,   Ж.Кляйн,   Г.Криссуэлл   и   др.)   и   советскими психологами   (И.П.Волков,   Я.Л.Коломинский,   Е.С.Кузьмин   и   др.)   Он   как известно   применялся   для   изучения   структуры   групп   и   коллективов, взаимоотношений в них, способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, коммуникативных свойств личности, восприятия собственного положения в группе. Не   касаясь   достоинств   и   недостатков   этого   метода,   которые   изложены   во многих работах, можно сказать, что социометрия кроме определения отношений членов группы друг к другу, предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают   индивиды   в   процессе   межличностного   общения   и   взаимодействия, содержит   и   оценочный   момент.   В   ситуации   социометрического   выбора актуализируется созданные в прошлом опыте общения оценочные образы членов группы. 25Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 2.1 Цель и задачи исследования Цель   работы  ­   изучение   особенностей   структуры   взаимоотношений   в спортивных коллективах у спортсменов и разработка психолого­педагогических   усовершенствованию   межличностных   отношений   и рекомендаций   по   формированию психологического климата. Задачи исследования: 261. Проанализировать   научно­методическую   литературу   по   проблеме исследования; 2. Изучить специфику межличностных отношений в спортивной команде; 3. Разработать   психолого­педагогические   рекомендации   по   направленному формированию   межличностных   отношений   и   усовершенствованию психологического климата в команде.  2.2 Организация исследования 1 этап август2014­сентябрь2014 г. Изучение   научно­методической   литературы   по   проблеме   исследования психологической структуры команды. 2 этап  октябрь2014­январь2014 г. На 2 этапе было проведено анкетирование на женской волейбольной команде “РГУФКСМиТ”с целью выявления специфики межличностных отношений. Все данные были занесены в протокол. Нами были разработаны и внедрены психолого­педагогические рекомендации по направленному усовершенствованию психологического климата в команде   формированию   межличностных   отношений   и В   исследовании   применялись   бланковые   методики   изучения   состояния взаимоотношений в команде – социометрия, шкала ”тренер­спортсмен” (Ю.Л. Ханин,   А.В   Стамбулов);   методика   оценки   групповой   психологической атмосферы   в   команде   (Ф.Фидлер).   Ниже   даем   краткое   описание   методов   и исследовательских методик. Методика социометрии 27В данной работе использованы коммуникативные социометрические критерии для отражения реальных или воображаемых отношений в команде, выяснения общей социально­психологической характеристики группы, и положения всех членов команды в системе социально психологических координат. Применялись также   гностические   или   перцептивные   критерии   для   изучения   того,   как воспринимают   или   понимают   члены   команды   свои   взаимоотношения,   как осознает и переживает свою собственную социально­психологическую ситуацию, сложившуюся в команде. К коммуникативным критериям относились следующие вопросы: 1. По выбору лидера группы: “Кого бы Вы желали видеть в роли капитана команды?” 2. Кого бы не желали? 3. По выбору партнера для спортивной0игровой деятельности: “ С кем бы Вы предпочли работать на тренировке?” 4. С кем бы не предпочли? 5. По выбору близкого друга: “С кем бы Вы хотели жить в одном номере на сборах?” 6. С кем бы не хотели? Испытуемым предлагалось сделать положительные и отрицательные выборы с неограниченным количеством выбора – непараметрическая социометрия. Методика измерения отношений в системе “тренер­спортсмен” (Тест­шкала “ТС­1” Ханина – Стамбулова) Как   отмечает   Ю.Л.   Ханин   шкала   “Тренер­спортсмен”   предназначена   для оперативной   количественной   и   качественной   оценки   характера   отношений 28спортсменов   к   своему   тренеру   (Ю.Л.   Ханин,   А.В.   Стамбулов,   1977).   Она состоит из 24 вопросов­утверждений, с каждым их которых спортсмен может согласиться (ответ “да”) или не согласиться (ответ “нет”).  С   помощью   набора   этих   вопросов   можно   достаточно   полно   оценивать   три параметра в отношениях спортсменов к тренеру (по 8 вопросов каждый) и дать характеристику вертикального психологического климата в команде. 1. Гностический   –   компетентность   тренера   как   специалиста,   уровень   его профессионального мастерства в восприятии и понимании спортсменов. 2. Эмоциональный – насколько тренер отвечает потребности спортсмена в неформальных,   теплых   отношениях,   внимании,   поддержке,   оценке   его личности   (это   особо   значимый   компонент   отношения   для   диагностики вертикального психологического климата). 3. Поведенческий   –   оцениваются   особенности   внешнего   поведения   и общения   тренера   со   спортсменами,   готовность   тренера   реагировать определенным образом на поведение спортсмена. Каждый   вопрос   по   шкале,   совпадающий   с   ключом,   оценивается   в   1   балл. Обработка результатов опроса включает подсчет с помощью ключа показателей по каждому компоненту и общего показателя. Общий итоговый показатель по шкале может располагаться в диапазоне от 0 до 24 баллом (от 0 до 8 баллов по каждому   компоненты).  Чем   выше   итоговый   показатель   по   шкале   по   любому компоненту,   там   благоприятнее   складываются   контакты   между   тренеров   и спортсменом, что характеризует более благоприятные показатели вертикального психологического климата в команде. Шкала   была   отпечатаны   на   бланке   для   ответов,   который   предъявлялся спортсменам   в   период   их   опроса   до   тренировки   после   дачи   стандартной инструкции. (Приложение 1) 29При обработки сырых данных подсчитывается число баллов. По гностическому компоненту баллы засчитываются, если “ДА” соответствует вопросам 1,4,7,10,19,22 и “НЕТ” – 13,16 (сумма 8); По эмоциональному – “ДА” 3,11,14,23, “НЕТ” 2,5,17,20 (сумма 8); По поведенческому – “ДА” 3,6,12,18 “НЕТ” 9,15,21,24 (сумма8). Общий   показатель   отношений   определяется   суммой   баллов   по   трем компонентам (максимально возможная общая сумма 24 балла). Методика “психологическая атмосфера в команде” (ПА) Данная   методика   сконструирована   американский   психологом   Ф.Фидлером   и модифицирована   Ю.Л.   Ханиным,   кратно   излагаем   ее   содержание.   Техника оценки   психологической   атмосферы   состоит   в   том,   что   каждый   спортсмен оценивает на специальном бланке свою степень согласия с набором суждений, содержание   которых   выражено   в   списке   полярный   качеств.   Оценка производится в 8­болльной шкале. Всего предлагается 10 пунктов шкалы, каждый из которых оценивается слева направо в зависимости от того, к какой характеристике ближе помещается знак “X”.   Итоговый   показатель   по   шкале   находится   в   диапазоне   от   10   (самая благоприятная   атмосфера)   до   80   (самая   неблагоприятная   атмосфера). (Приложение2) По   существу   методика   измеряет   отношения   к   групповым   нормам,   так   как каждый   пункт   шкалы   является   характеристикой   групповых   норм   общения   и взаимоотношений.   Таким   образом,   данная   методика   измеряет   скорее горизонтальный психологический климат в системе “спортсмен­команда” 3 этап февраль2014­март2014 30Обработка результатов  исследования 2.4 Методы исследования 2.4  Методы исследования:   Для   решения   поставленных   задач   использовались   следующие   методы исследования: \ 1. анализ научно­методической литературы;  2. анализ документальных материалов;  3. опрос (анкетирование); 4. педагогическое наблюдение;  5. тестирование личностных и коллективных качеств;  6. педагогический эксперимент;   1.  Анализ   научно­методической   литературы.  Литература   изучалась   с целью всестороннего ознакомления с состоянием вопроса в теории и практике и выявления возможности совершенствования процесса управления общением в спортивном   коллективе.   Нами   были   рассмотрены   психологические   основы   выявлены общения,   проблема   успешности   спортивной   деятельности, особенности   взаимоотношений   в   системе   «тренер­спортсмен»,   «спортсмен­ спортсмен»   2.  Анализ   документальных   материалов  представлял   собой   анализ протоколов   игр   проходимых   в   рамках   первенства   города   по   волейболу   и Спартакиады   ВУЗов,   на   основании   которых   мы   судили   о   результативности выступлений  юношеской  волейбольной команды кафедры ТиМ волейбола  , а 31также индивидуальных дневников спортсменов. В этих документах нами были обнаружены   и   изучены   многие   объективные   данные,   которые   помогли установить   ряд   характеристик,   выявить   причинно­следственные   связи   и некоторые зависимости. 3. Метод опроса (анкетирование). Анкетирование проводилось нами с целью сбора   дополнительной   информации,   выяснения   субъективного   отношения респондентов   по   рассматриваемой   нами   проблеме.   По   содержанию   вопросы анкеты   были   прямыми,   т.   е.   предусматривали   получение   от   респондента информации,   непосредственно   отвечающей   задачам   исследования.   По   форме представления   ответов   вопросы   анкеты   носили   открытый   характер. Анкетирование   студентов­волейболистов   проводилось   с   целью   определения структуры   взаимоотношений   в   группе   для   выявления   количественной   меры предпочтения или неприятия тех или иных членов группы.   4.   Педагогическое   наблюдение  проводилось   во   время   соревнований   по, волейболу с целью изучения некоторых вопросов нашего научного исследования для   получения   фактического   материала   и   статистических   данных.   Не включенное   наблюдение   проводилось   без   вмешательства   исследователя   в процесс   соревнований  и  состояло   в  фиксации   непосредственно  наблюдаемых явлений. Нами также изучались видеозаписи некоторых матчей. Педагогическое наблюдение   за   поведением   игроков   проводилось   также   в   процессе тренировочных занятий по волейболу. Всё внимание было направленно на анализ ситуаций и условий требующих принятия коллективного решения и организации игровой деятельности во время отсутствия тренера.  32Глава 3 Результаты исследования В многочисленных работах по психологии малых групп доказано, что социально психологические   явления   воздействуют   на   процесс   и  результат   деятельности группы. Известно,   что   благоприятный   социально­психологический   климат   является непременным   условием   повышения   производительности   труда   и удовлетворенности   своей   работой   (Е.С.   Кузьмин,   И.П.   Волков,   А.Д. Свенцицкий, Н.Ю Хрящева и др.). В сфере воспитания психологический климат коллектива создает условия для успешного   протекания   учебного   и   воспитательного   процесса   (Р.Х.   Шакуров, 1982).   Влияние   таких   социально­психологических   процессов   и   явлений,   как межличностные   отношения   и   психологический   климат,   лидерство   и руководство,   сплоченность   и   совместимость,   на   успешность   спортивной деятельности также отмечается рядом авторов (Е.П. Ильин, Ю.А. Коломейцев, В.И. Румянцева, и др.).  В нашем исследовании для выявления формальных и неформальных отношений было проведено тестирование с методикой “социометрия”, которая подробно описана во второй главе. Данные тестирования приведены ниже. В социометрии принято выделять 5 подгрупп в исследуемом коллективе:  Звезды –  участники,  набравшие   наибольшее   количество   положительных выборов;  Предпочитаемые – участники, близкие к звездам, но получившие меньшее количество положительных выборов; 33 Принятые – участники, получившие как минимум 1 положительные выбор;  Игнорируемые   –   участники,   сделавшие   выборы,   но   не   получившие   ни отрицательного, ни положительного выбора  Изгои   (маргиналы)   –   участники,   получившие   от   группы   только отрицательные выборы.   Диаграмма   1   – данные по социометрии   в неформальной сфере общения, до эксперимента Как   мы   видим из   диаграммы 1в неформальной сфере общения: ­ изгои   (маргиналы)   –   участники,   получившие   от   группы   только отрицательные выборы, составили 33%; ­ звезды   –   участники,   набравшие   наибольшее   количество   положительных выборов, составили 25%; ­ принятые – участники, получившие как минимум 1 положительный выбор, составили 42%; ­ игнорируемые   –   участники,   сделавшие   выборы,   но   не   получившие   ни отрицательного, ни положительного выбора, составили 0%; 34­ предпочитаемые   –   участники,   близкие   к   звездам,   но   получившие   чуть меньшее количество положительных выборов, составили 0%   Диаграмма   2   –   данные   по   социометрии   в   формальной   (профессиональной) сфере общения, до эксперимента Как   мы   видим   из   диаграммы   2   в   формальной   (профессиональной)   сфере общения: ­ изгои   (маргиналы)   –   участники,   получившие   от   группы   только отрицательные выборы, составили 8%; ­ звезды   –   участники,   набравшие   наибольшее   количество   положительных выборов, составили 8%; ­ принятые – участники, получившие как минимум 1 положительный выбор, составили 67%; 35­ игнорируемые   –   участники,   сделавшие   выборы,   но   не   получившие   ни отрицательного, ни положительного выбора, составили 0%; ­ предпочитаемые – участники, близкие к звездам, но получившие меньшее количество положительных выборов, составили 17% Данные по социометрии в сфере лидерства, до эксперимента   Диаграмма 3 – данные посоциометрии в сфере лидерства, до эксперимента Как мы видим из диграммы 3в сфере лидерства: ­ изгои   (маргиналы)   –   участники,   получившие   от   группы   только отрицательные выборы, составили 41%; ­ звезды   –   участники,   набравшие   наибольшее   количество   положительных выборов, составили 17%; ­ принятые – участники, получившие как минимум 1 положительный выбор, составили 25%; 36­ игнорируемые   –   участники,   сделавшие   выборы,   но   не   получившие   ни отрицательного, ни положительного выбора, составили 17%; ­ предпочитаемые – участники, близкие к звездам, но получившие меньшее количество положительных выборов, составили 0%; После   полученных   результатов   исследования,   нами   были  разработаны психолого­педагогические   рекомендации   по   направленному   формированию межличностных отношений и усовершенствованию психологического климата в команде. Данные   рекомендации   внедрялись   в   тренировочный   процесс   на   протяжении трех   месяцев,   после   чего   было   проведено   аналогичное   тестирование, результаты которого представлены ниже.   Диаграмма 4 – данные по социометрии в неформальной сфере общения, после эксперимента 37Как мы видим из диаграммы 4 в неформальной сфере общения: ­ изгои (маргиналы) –0%; ­ звезды –25%; ­ принятые –50%; ­ игнорируемые –0%; ­ предпочитаемые –25%; Диаграмма  6  –   данные   по   социометрии   в   формальной   сфере   общения, после эксперимента   Как мы видим из диаграммы 5 в формальной сфере общения: ­ изгои (маргиналы) –0%; 38­ звезды – 25%; ­ принятые –42%; ­ игнорируемые 0%; ­ предпочитаемые 33%; Диаграмма   6   –   данные   по   социометрии   в   сфере   лидерства,   после эксперимента   Как мы видим из диграммы 3в сфере лидерства: ­ изгои (маргиналы) –0%; ­ звезды 25%; ­ принятые –58%; ­ игнорируемые –0%; 39­ предпочитаемые ­ 17%; После окончания тестирования мы сравнили данные до и после эксперимента, результаты представлены в таблицах 1,2,3 Таблица   1   –   Данные   социометрии   в   неформальной   сфере   до   и   после эксперимента   Неформальная сфера           до после сдвиг Изгои 33% Звезды 25% Принятые 42% Предпочитаемые 0% Игнорируемые 0% 0% 25% 50% 25% 0% 33% 0% 8% 25% 0% Таблица 2 – Данные социометрии в формальной сфере до и после эксперимента   до   8% Формальная сфера Изгои 8%   Звезды Принятые   67% Предпочитаемые 17%     Игнорируемые 0% после 0% 25% 42% 33% 0% сдвиг 8% 17% 25% 16% 0% 40Таблица 3 – Данные социометрии в сфере лидерства   Лидер         до   41% Изгои 17% Звезды Принятые 25% Предпочитаемые 0% 17% Игнорируемые после 0% 25% 58% 17% 0% сдвиг 41% 8% 33% 17% 17% Из представленных выше таблиц мы видим, что по всем сферам общения в спортивной команде произошел положительный сдвиг, что подтверждает нашу гипотезу. Так же нами были проведены такие методики как: Шкала “Тренер­спортсмен” и “Шкала психологической атмосферы”. Данные так же обрабатывались до и после эксперимента. По   “Шкале   психологической   атмосферы”   к   команде   максимальный   балл составлял ­ 70, а минимальный ­ 10. Если результат методики находится от 10 до 30 баллов, то констатируется низкий   уровень   благоприятности   психологической   атмосферы;   от   30   до   50 баллов ­ средний уровень; от 50 до 70 баллов ­ высокий уровень. 41Диаграмма 7 – данные по методике “Психологическая атмосфера” до и после экспееримента Таблица 4 – данные по методике “Психологическая атмосфера” до и после эксперимента До После   Атмосфера эксперимента 60,16 эксперимента 63,58 t­критерий Вилкоксона p0,05 Данные   до   и   после   достоверно   различаются,   что   мы   можем   наблюдать   в приведенной выше диаграмме. Атмосфера воспринимается спортсменами, как более благоприятная, нежели вначале сезона. 42Подтверждение тому, что психологическая атмосфера влияет на результат, мы наглядно видим в результате выступлений команды в московских студенческих играх по волейболу. Диаграмма 8 – результаты сыгранных игр в сезоне. В   первом   круге   сезона   всего   было   сыграно   9   игр,   6   из   которых   были   с положительным   результатом   и   3   с   отрицательным,   после   внедренных   нами рекомендаций, как видно на диаграмме 8, игры с положительным результатом достигли отметки – 8, а с отрицательным – 1. Шкала “Тренер­спортсмен” выделяет 3 параметра оценки тренера:  1. Эмоциональный ­ определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену, как личность; 2. Поведенческий ­ показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена; 3. Гностический   ­   выявляет   уровень   компетентности   тренера,   как специалиста с точки зрения спортсмена. 43Диаграмма 9 – данные по шкале ‘Тренер­спортсмен’ до и после эксперимента Таблица 5 – данные по шкале “Тренр­спорстмен” до и после эксперимента До эксперимента   Гностическая 5,33 Эмоциональная 6,16 Поведенческая  5,75 Итоговая 17,25 После эксперимента 6 7 6,58 19,66 t­критерий Вилкоксона нет p0,05 p0,05 p0,05  В данных тестированиях мы так же видим положительные сдвиги.  44Тренер   после   внедренных   нами   рекомендаций   воспринимается,   как   более компетентный специалист по 2 из 3 признаков. Межличностные отношения в спортивной команде занимают важное место среди других   социально­психологических   факторов   успешной   спортивной деятельности,   так   как,   основная   их   функция   заключается   в   обеспечении сплоченности,   тонуса   и   психологического   комфорта   у   спортсменов   на тренировках   и   уверенности   в   соревнованиях.   Значение   этого   социально­ психологического   феномена   для   достижения   более   высоких   спортивных результатов команд в соревнованиях акцентируется не только специалистами психологии спорта, но и опытными тренерами. Оптимальный психологический климат в спортивной команде способствует не только   плодотворному   протеканию   тренировочного   процесса,   более   полному осуществлению   замыслов   тренера   и   раскрытию   функциональных   резервов спортсменов, что в конечном итоге влияет на спортивный результат. Он также является   благоприятной   почвой   для   воспитания   личности   спортсмена   и формирования спортивного коллектива. 45Выводы 1. Анализ   научно­методической   литературы   показал,  большое   значение   в формировании   психологического   климата   команды   имеет   система межличностных отношений, которые складываются между спортсменами в процессе   их   деятельности   и   общения.  Считается,   что   положительный эмоциональный   климат,   сплоченность   коллектива,   с   одной   стороны,   и эффективность его работы — с другой, находятся в прямой зависимости. В спортивной практике примеры этому встречаются часто. Спад в игре той или   иной   команды   нередко   связан   со   снижением   сплоченности   игроков команды. 2. После проведенных методик: “Социометрия”, “Шкала тренер­спортсмен”, “Психологическая   атмосфера”   нами     была   выявлена   специфика межличностных   отношений   в   формальной,   неформальной   и   лидерской сферах в женской студенческой команде “РГУФКСМиТ” В формальной сфере общения  мы получили следующие результаты: звезды составили 25%, 42% ­ принятые, предпочитаемых­17%, игнорируемых в команде не оказалось, и  33 %  были отнесены к группе изгоев. В неформальной сфере общения: звезды составили 8%,67 % ­ принятые, предпочитаемых – 17%,  игнорируемых в команде не оказалось, и 8% были отнесены к группе изгоев. В сфере лидерства:  звезды составили 17%, 25% ­ принятые, предпочитаемых – 17%, игнорируемые составили – 17%, и  41% были отнесены к группе изгоев. 46Так же был определен психологический  климат команды, в среднем он составил 60,16 баллов, где минимальный балл составлял­10, максимальный балл­70. 3. Рекомендации были разработаны в формальной и неформальной сферах и внедрены в 3­х месячный период с января 2015г – март 2015г. 4. После   внедренных   нами   рекомендаций   были   проведены   повторные исследования,   которое   позволило   нам   увидеть   сдвиг   в   положительную сторону во всех сфера общения.  В неформальной сфере: Звезды   составили   так   же   25%,   принятые   увеличились   до   50%, предпочитаемые составили 25%, игнорируемые и изгои исчезли. В формальной сфере:  Звезды увеличились до 25%, принятые составили 42%, предпочитаемые так же увеличились до 33%, игнорируемых и изгоев не обнаружено. В сфере лидерства: Звезды   увеличились   до   25%,   принятые   так   же   увеличились   до   58%, предпочитаемых стало 17%, изгоев и игнорируемых не выявлено Психологическая   атмосфера   в   команде   воспринимается   спортсменами, как более благоприятная, нежели вначале сезона.  5. В   соревновательной   деятельности   так   же   наблюдается   существенный прирост, что подтверждает нашу гипотезу. 47Рекомендации 1.Провести экскурсию во время зимних сборов команды. Ответственные: звезда1, звезда2 Цель: позволит проявить лидерские качества капитану, а звезде 2 раскрыться как   неформальному   лидеру   команды   и   выбрать   тот   маршрут   экскурсии, который понравится большинству спортсменок; Провести конкурс на лучший домашний ужин (или аналогичный творческий конкурс) 2 команды по 4 человека.   Ответственные: 1 команда: звезда1, изгой1, изгой2 и изгой3 2 команда: звезда2, принятая1,принятая2, изгой4. Цель:  Во­первых,   это   поможет   наладить   контакт   между   самыми выбираемыми спортсменками команды и самыми отвергнутыми. Во­вторых, нестандартный   творческих   подход,   возможно,   раскроет   изгоев   с   новых сторон, что поможет им влиться в коллектив. В­третьих, конкурсная природа данного   мероприятия   заставит   не   только   команды   соревноваться   между собой, но и остальных участников команды и тренера активно учувствовать в жизни команды. 482.Самостоятельно расселить спортсменок по номерам. Звезда1­изгой1, Звезда2­принятая1,Звезда3­изгой2 и т.д. Цель: поселив звезду и не отвергнутого этой звездой изгоя в одном номере, мы можем надеяться не только на нормальные отношения между живущими, но и возможно улучшение отношений между друзьями, звездами и изгоями. 3.Самостоятельно   разбить   на   пары   в   тренировочном   процессе: Звезда1­изгой1 Цель:  во­первых,   подтянуть   изгоя1   в   уровне   подготовленности,   во­ вторых,   показать   команде   её   определённую   значимость   как   игрока команды, что должно привести к смену её статуса на принятую. 4.Провести   турнир   по   другому   виду   спорта:   футбол,   баскетбол, гандбол и т.д. Ответственные: звезда1, звезда2, звезда3 Всего 3 команды по 4 человека, где звезды1, звезда2, звезда3– капитаны. Разбитие на команды проходит по результатам социометрии. Цели:  сплотить   состав,   заставив   спортсменок   сыграть   в   совершенно отличных   от   привычных   связках,   в   непривычных   амплуа   и   вообще   в другом виде спорта. Новый вид спорта может проявить ранее не замечаемые у изгоев качества и повысить статус уже признанных игроков. Во­вторых,   соревновательная   природа   турнира   позволит   отслеживать тренеру, как быстро капитаны найдут общий язык внутри состава, какими способами будут решать тактические и технические задачи.  494.Тактический разбор соперников.      Исполнители: Звезда1, звезда2, звезда3 Цель:  Тренер   просит   каждую   «звезду»   написать   примерный   разбор будущего соперника и разработать тактику команды на матч с ним, что позволит развить свое видение не только соперника, но и внимательное отношение к собственным партнерам по команде.  Очень   важно   лучшие   тактические   находки   внедрять,   причем   возможно стоит   доверить   внедрение   этих   находок   самим   авторам,   при   чутком контроле тренера. Доверие команды к своим лидерам при таком подходе будет увеличиваться.    50Список использованной литературы: 1. Богданов   В.А.,   Семёнов   В.Е.   Социальная   психология.   –   Л.: «Издательство ЛГУ», 1980. – 216 с. 2. Водопьянова   Н.Е.,   Серебрякова   А.Б.,   Старченкова   Е.С.   Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности. ­ Вестник СПбГУ.,1997. – 247 с. 3. Выдрин   В.М.   Методические   проблемы   теории   физической культуры //Теория и практика физической культуры, 2005. ­ С. 10­12. ­ № 6 4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М: «ФиС», 1986 – 207 с. 5. Горбунов   Г.Я.   Практический   психолог   в   команде/   Лекция СП6ГАФК,1995,25с.  Государев  Н.А. Так становятся чемпионами/М.,ФИО,1989,190с. 6. 7. Гогунов   Е.Н.   Психология   физического   воспитания   и   спорта:   Учеб. пособие   для   студ.   высш.пед.   учеб.   заведений   /   Е.Н.   Гогунов,   Б.И. Мартьянов. – 2­е изд., дораб. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 154­166. 8. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 1995. ­ С. 12­24. 519. Джамгаров Т.Т. , Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта. –М., 1979 – 256 с. 10. Джамгаров Т.Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. – М., 1983. – С. 25­32 11.Журавлёв А.А. Психология коллективной деятельности. – Ленинград: Издательство ленинградский университет, 1990 – 184с. 12.Загайнов Р.М. Психология в команде. – М.: «ФиС», 1984. – 144 с. 13.Зимняя   И.А.   Педагогическая   психология.   –   Ростов   н/Д:   «Феникс», 1997. – 476 с. 14.  Иванов   И.П.   Энциклопедия   коллективно   творческих   дел.   –   М.: «Педагогика», 1989. – 206 с. 15.Ильин   Е.П.   Психология   физического   воспитания.   –   СПб.: Издательство РГПУ Им. Герцена, 2005. – 486 с. 16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с. 17.Ильин   Е.П.   Психофизиология   физического   воспитания.   –   М.: Просвещение, 1983. – 223 с. 18.Келлер   В.С.   Деятельность   спортсмена   в   вариативных   конфликтных ситуациях. – М.: ФиС, 1991. – 184 с. 19.  Коломейцев   Ю.А.   Взаимодействие   в   спортивной   команде.   –   М: «АКАДЕМИЯ»,1984. – 315 с. 20.Коломейцев Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности. /Диссертация кандидата психол. наук, М., МГУ, 1973, с. 128­137 21.Коломейцев   Ю.А.   Социально   психологический   анализ   деятельности тренера спортивной группы. / Теория и практикафизической культуры, 1976, №6,с.13­15 22. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношений в спортивной команде./М.,ФИС, 1984, 128с. 5223.Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. ­ М.: Высш. школа, 1983. – С. 122­151. 24.  Кочетков Л.П. Управление футбольной командой. – М.: «Астрель», 2006. – 243 с. 25.Кретти Дж. Б. Психология в современном спорте. – М.: «ФиС», 1988. – 321 с. 26.  Кузьмин   Е.С.   Основы   социальной   психологии.   –   Л.,   Изд. Ленинградского ун­та, 1967. – 173 с. 27.Лубышева   Л.И.   Концепция   формирования   физической   культуры человека. ­ М.: ГЦОЛИФК, 2006. ­ 120 с. 28.Макаренко   А.С.   Коллектив   и   воспитание   личности.   –   М., «Педагогика», 1972. – 334 с. 29.Мартенс Р. Социальная психология и спорт. – М. : «ФиС», 1979. – 176 с. 30.  Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин­тов физ. культ. ­ М.: ФиС, 2006. ­ 128 с 31.Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с. 32. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. – М: «Аспект – Пресс», 1995. – 317 с. 33. Мельникова В.М. Психология. – М.: «ФиС», 2005. – 367 с. 34.Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М: «Педагогика», 1996. – 253 с. 35.Найдиффер   Р.М.   Психология   соревнующегося   спортсмена.   –   М.: «ФиС», 1979. – 224 с. 36.Николаев   Ю.М.   Теория   физической   культуры:   функциональный, ценностный,   деятельностный,   результативный   аспекты.   СПб.,   2007. ­156 c. 5337.Немов   Р.С.Социально   –   психологический   анализ   эффективной деятельности коллектива. – М.: «Педагогика», 1984. – 201 с. 38.Обозов   Н.Н.   Межличностные   отношения.   –   Л.:   Издательство   ЛГУ, 1979. – 151 с. 39.Попов А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. – 3­е изд. – М.: Московский психолого­социальный институт: Флинта, 2010. – 152 с. 40.Психология   спорта   высших   достижений:   Учеб.   пособие   для   ин­тов физ. культ. / под ред. А.В. Родионова. – М.: Физкультура и спорт, 1979 – 144 с. 41.Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. – М. ; «ФиС», 1959. – 309 с. 42.Родионов А.В. Влияние психологических факторов на результат. – М.: «Академия», 1983. – 179 с. Исполнитель выпускной  квалификационной работы:                            __________  (Курочкина Н.А.) Научный руководитель:                                __________ (Григорьев В.А.) Заведующий кафедрой:  Доцент, к.п.н.                                                 __________  (Булыкина Л.В.) Дата защиты                                                   «____»____________2015г. 54Оценка за работу                                             _____________________ Председатель Государственной  Аттестационной комиссии                               _____________________ 55