«ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН В
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОМ СЕМИБОРЬЕ»ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………..…………………………………………... 3 стр.
Глава I. Аналитический обзор научнометодической литературы……….. 5 стр.
1.1. Характеристика средств и методов скоростносиловой подготовки в
женском легкоатлетическом семиборье…………………………………….. 5 стр.
1.2. Структура тренировочных нагрузок прыжковой направленности в годичном
цикле подготовки…………………………………………………. 15 стр.
Глава II. Задачи, методы и организация исследования…………….......... 21 стр.
2.1 Задачи исследования…………………………………………………….. 21 стр.
2.2 Методы исследования………………………………………………….. 21 стр.
2.2.1. Анализ научнометодической литературы…………………….......... 21 стр.
2.2.2. Педагогическое наблюдение………………………………………… 21 стр.
2.2.3. Педагогические контрольные испытания………………………… 22 стр.
2.2.4. Методы математической статистики……………………………... 22 стр.
2.3. Организация исследования…………………………………………..... 22 стр.
Глава III. Соотношение средств прыжковой подготовки в годичном цикле у
семиборок различной квалификации…………………………………........ 24 стр.
Экспериментальное обоснование допустимых тренировочных
Глава
IV.
нагрузок прыжковой направленности для семиборок 1517 лет………. 28 стр.
Глава V. Обсуждение результатов исследования………………............... 32 стр.
Выводы……………………..………………………………………………… 34 стр.
Практические рекомендации……………………………………………….. 37 стр.
Список литературы………………………………………………………….. 38 стр.3ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Женское многоборье как вид легкой атлетики начинает
развитие в первой половине XX века. С тех пор в международной практике
использовалось 5 вариантов пятиборья и 2 варианта семиборья. Относительно
короткая история женских многоборий отмечена многочисленными
изменениями системы зачета, а также количества, порядка и выбора
легкоатлетических дисциплин, различавшихся по составу видов и очередности
их выполнения в соревнованиях.
Первые официальные международные соревнования по многоборью для
женщин были проведены в МонтеКарло на II женской Олимпиаде 1922 г. (еще
до включения в программу современных олимпийских игр соревнований женщин
по легкой атлетике). Программа многоборья включала пять видов. Однако в
период с 1922 по 1980 г. в разных странах проводилось пятиборье по разным
программам.
В настоящее время тенденции в увеличении видов многоборья существует.
В виду того, что в легкоатлетических видах существует разграничение по
направленности развития физических качеств, большинство видов входящих в
семиборье относятся к видам скоростносиловым, предполагается рассмотреть
организацию тренировочного процесса многоборок на базе прыжковых видов,
так как скоростносиловые качества входят в состав большинства дисциплин
семиборья.
Существует мнение, и предположения что женское семиборье, в конечном
счете, превратится в десятиборье. Согласно этой тенденции, исследование
системы прыжковой подготовки женщин в многоборье, является актуальным.
4Цель исследования. Разработка программы подготовки женщин в
семиборье на базе прыжковых дисциплин.
Гипотеза исследования. Предполагается, что изучение опыта подготовки
десятиборцев в сочетании отдельных видов программы по дням, прыжковой
подготовки и совершенствование системы занятий с учетом последовательности
выполнения отдельных видов программы,
будут способствовать
совершенствованию системы подготовки женщин в многоборье.
Объект исследования. Прыжковая подготовка многоборок, с учетом
видоизменения семиборья и возможным переход на десятиборье.
Предмет исследования. Методика применения прыжковых упражнений в
подготовке женщин семиборок.
5Глава I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.
Характеристика средств и методов скоростносиловой
подготовки в женском легкоатлетическом семиборье
Около трети успешности выступления в соревновательной деятельности
формируется за счет вклада очков в прыжковых видах. При этом следует
учитывать, что сама по себе прыжковая подготовка является лишь частью
общего тренировочного процесса.
Чемпионка Европы в семиборье, рекордсменка мира в этом виде
Е.Смирнова отмечает следующие моменты, от которых зависит успех в женском
многоборье:
грамотный профессиональный тренер;
спортсменка, способная к этому;
педагогически выверенный и правильно построенный учебно
тренировочный процесс, учитывающий индивидуальные и психологические
особенности спортсменки /19/.
Особенностью подготовки в семиборье является то, что у них постоянно
ощущается дефицит времени. Теоретически многоборки могут уделять каждому
виду в семь раз меньше времени, чем специализирующиеся в отдельных видах. В
одно занятие многоборки включают подготовку по 24 видам семиборья.
Многообразие методических средств в подготовке семиборок создает
внутренние противоречия, поэтому планирование тренировочного процесса
носит несколько компромиссный характер.
Специалисты рассматривают семиборье как единое упражнение, а не
сумму отдельных видов. Средства подготовки семиборок, объединенные одной
6тренировочной программой, оказывают воздействие друг на друга, которое
может носить как усиливающий, так и ослабляющий характер. Эффективность
процесса подготовки многоборок во многом зависит от оптимального сочетания
подобранных средств воздействия.
С другой стороны физическая подготовка многоборок должна быть
многогранной и разнохарактерной. Для решения этой задачи необходимо
обобщение средств и методов развития физических качеств или из многообразия
средств выбрать наиболее эффективные, отражающие специфику вида спорта /
14/.
Специальную физическую подготовленность спортсменов, и на этой
основе достижение ими высоких результатов, обуславливают сила, быстрота,
выносливость, гибкость, ловкость, различные уровни их развития и
определенные сочетания. Особую роль играет уровень развития силовых и
скоростносиловых качеств. Специальная силовая подготовка направляет
развитие силовых возможностей по спортивной специализации /15/. Особое
внимание уделяется выявлению характерных особенностей каждого вида и
подбору применяемых средств и методов тренировки в соответствии со
спецификой деятельности /12/.
Таблица 1
Влияние некоторых физических качеств на результаты в женском
легкоатлетическом семиборье (По Ю.Н. Примакову, 1970 /13/)
Виды
Быстро
та
«Взрыв
ная»
сила
100 м с/б
Прыжок в
высоту
Толкание
ядра
3
3
3
3
3
3
Оценка физических качеств
Скоростная
выносливость
Выносли
вость
Гиб
кость
Лов
кость
Коорди
нация
1
0
0
3
3
2
1
3
2
3
3
3
3
0
0
7Бег 200 м
Прыжок в
длину
Метание
копья
Бег 800м
3
3
3
2
2
3
3
0
3
1
0
2
1
0
0
3
1
2
3
0
0
2
2
0
1
2
2
1
Большинство видов, входящих в легкоатлетическое семиборье
скоростносиловые. Для этих видов типична предельная концентрация усилий,
стремление проявить силу во «взрывном» режиме в минимальное время /4/.
В метаниях и прыжках усилия максимально концентрируются в едином
действии, в спринтерском беге они циклически повторяются в течение всей
дистанции. Процесс спортивных достижений в этих видах спорта определяется
преимущественно уровнем скоростносиловой подготовленности, поэтому
специальная подготовка строится на основе совершенствования скоростно
силовых качеств /13/.
В качестве важнейших сторон в структуре физической подготовленности
легкоатлетоксемиборок можно выделить: силовой потенциал, скоростные
способности, выносливость, гибкость, специфическую координированность /14,
21/.
В.П. Калюта и В.П. Черкашин (1997), говоря о тренировке многоборцев
женщин, отмечают, что применительно к силовой подготовке для них имеет
смысл говорить о совершенствовании следующих видов силовых способностей:
максимальной силы, быстрой (скоростной) силы, взрывной силы и силовой
выносливости /21/ .
Эти силовые способности играют разную роль в обеспечении высоких
результатов в тех или иных видах многоборья. Так, в беге на 100 м с/б и 200 м
большое значение имеет сочетание максимальной силы, взрывной силы и
быстрой силы: в прыжках в длину и высоту, толкании ядра и метании копья
8взрывной и максимальной силы; в беге на 800 м силовой выносливости и
быстрой силы /21/.
Чемпионка Европы в семиборье Е.Смирнова, говоря о силовой подготовке
в семиборье, отмечает, что лишняя мышечная масса далеко не последний
фактор нестабильности в выступлениях. Силы необходимо иметь ровно столько,
сколько можешь использовать. Техника движений, если над ней много
работаешь, будет компенсировать недостаток силы за счет рационального ее
использования /19/.
Для того чтобы спортсменки могли без вреда для здоровья применять
упражнения с отягощениями, которые, собственно, составляют основу силовой
подготовки, нужна строгая последовательность и преемственность в средствах
на протяжении всего спортивного пути /14/.
Многочисленные исследования в видах легкой атлетики, входящих в
семиборье, показывают, что одним из наиболее эффективных средств
скоростносиловой подготовки являются легкоатлетические прыжки.
Применение различного вида прыжков в тренировке дает нагрузку, которая в
значительной степени соответствует характеру работы мышц не только в
прыжковых упражнениях, но и в беге и метаниях /1,4/.
В системе специальной силовой подготовки спортсменов высокого класса
все большее распространение получает так называемый «ударный» метод
развития «взрывной» силы, принципиальная идея которого заключается в том,
что для стимуляции скоростносилового проявления усилий используется не
отягощение, а кинетическая энергия падения тела спортсмена или
тренировочного снаряда. В процессе его торможения кинетическая энергия
поглощается мышцами и преобразуется в потенциал их напряжения, который
затем передается перемещаемому в противоположном направлении телу /2/
Конкретным средством развития скоростносиловых качеств на базе
«ударного» метода является активное отталкивание после прыжка в глубину,
9эффективность которого была подтверждена рядом экспериментов /2, 20, 22/.
По мнению Ю.В. Верхошанского (1985), развивать способность к
высокоинтенсивным взрывным усилиям нужно только после совершенствования
способности нервномышечного аппарата к быстрому развитию значительного
динамического усилия. Интенсивность тренировочных усилий за счет большой
мощности работы непременное условие повышения уровня физической
поэтому применение в тренировке
подготовленности спортсмена,
дополнительных средств, периодически повышающих мощность мышечных
усилий, имеет особое значение. С этой целью предполагается расширение круга
средств физической подготовки в соответствии со спецификой каждого вида.
При этом большое значение отводится упражнениям с отягощением /2/.
Работа с предельными весами совершенствует мобилизационные
способности организма спортсмена, приводит к повышению его специальной
работоспособности, выражающейся в умении развивать кратковременные
концентрированные усилия значительной мощности, способствует приросту
силы без значительного увеличения мышечной массы, что имеет немаловажное
значение для представителей скоростносиловых видов спорта /2/.
Тренировка с малыми отягощениями и большим числом повторений
практически не приводит к увеличению объема мышц, а совершенствует в
основном внутримышечную координацию /17/.
В видах спорта, где главными показателями являются абсолютные
показатели силы, необходимо, чтобы параллельно с совершенствованием
нервнокоординационных отношений, определяющих проявление мышечной
силы, происходил бы рост мышечной массы /5/.
Большинство исследователей подчеркивают первостепенное значение для
многоборца уровня развития силы мышц /10, 13, 16, 20, 23/. Еще в 1971 г.
Г.К.Коробков утверждал, что многоборцу в течение всего года необходимо
развивать именно силовые качества. При этом наряду с развитием максимальной
10силы, большое внимание нужно уделять развитию взрывной силы мышц /7/.
По мнению Ф.О.Куду (1988) развитие силовых качеств тех групп мышц, от
которых зависит правильное выполнение технических элементов, должно
совершенствоваться постоянно /10/. На необходимость укрепления как
вспомогательных, так и несущих основную нагрузку мышц указывает
В.В.Кузнецов /11/.
В.М.Зациорский подчеркивает, что спортсмену не следует бояться
увеличения массы мышц, несущих основную нагрузку в его виде спорта. При
функциональной гипертрофии мышц сила всегда вырастает более значительно,
чем собственный вес /5/.
Возможность воздействия на лимитирующие звенья значительно
повышается с большей скоростью восстановления в мелких мышечных группах.
Силовые упражнения общего воздействия требуют функционирования наиболее
мощных мышечных групп тела. Работоспособность в этих группах мышц
восстанавливается относительно медленно. Поэтому локальные силовые
упражнения можно выполнять значительно чаще /14/. Кроме того, с помощью
локальных силовых воздействий достигается больший тренировочный эффект /
14/.
В многочисленных исследованиях показано, что необходимый рост
специальной силы происходит лишь в том случае, если в тренировке
используются средства для развития тех мышечных групп, которые способствуют
наиболее эффективному выполнению основного упражнения /2, 15, 16/.
Для развития силовых и скоростносиловых качеств спортсменов в
различных видах легкой атлетики используют все многообразие средств
подготовки. Специфика же применения отдельных скоростносиловых
упражнений или их комплексов заключается в режиме, дозировке и времени их
использования /11 .
Методы развития специальной силы мышц целесообразно различать по
11тому специальному характеру силы, которую они развивают, поэтому выделяют
в основном группы методов, направленные на развитие абсолютной силы,
быстрой силы и реактивной способности мышц /2, 15/.
Отмечаются два основных метода развития силы:
метод повторных усилий;
метод кратковременных усилий.
При использовании метода повторных усилий исследователи предлагают
применять прогрессивно возрастающие сопротивления, ступенчатое изменение
убывающее
сопротивления,
сопротивление с возрастающим количеством повторений и др. Используемый
возрастающеубывающее сопротивление,
при этом вес может колебаться в пределах 60 90% от максимальных
отягощений, а количество повторений в одном подходе от 2 до 10 раз.
Метод кратковременных усилий заключается в преимущественном
использовании значительных отягощений (85100% от максимального) с
небольшим количеством повторений (от 1 до 3). Данный метод обеспечивает
развитие способности к концентрации нервномышечных усилий и дает больший,
чем метод повторных усилий, эффект в развитии силы, связанной с
необходимостью ее быстрого проявления. Современная рационализация
процесса силовой подготовки спортсменов заключается в использовании
сочетания методов повторных и максимальных усилий /6/. Необходимо помнить,
что с возрастом изменяется соотношение средств подготовки у многоборцев:
Таблица 2
Преимущественная направленность технической подготовки у юных
Виды семиборья
1. Бег 100 м с/б
1112
25
многоборок (в %) /21/
Возраст, лет
1314
24
12
1516
20
1718
202. Прыжки в
высоту с/р
3. Толкание ядра
4. Бег 200 м
5. Прыжок в
длину с/р
6. Метание копья
7. Бег 800 м
22
9
4
13
24
3
17
12
4
20
20
3
17
20
5
15
20
3
17
18
6
15
20
4
На этапе предварительной подготовки повышение силового потенциала у
будущих многоборок начинается с общеразвивающих упражнений, направленных
на развитие основных групп мышц. С этой целью используются и упражнения с
включением элементов разных видов легкой атлетики и других видов спорта.
Применяют исключительно игровой метод. На этапе начальной спортивной
специализации начинают применять комплексы упражнений с малыми
отягощениями. Число повторений и степень отягощения постепенно
увеличивается, но увеличение это не должно происходить беспрерывно, так как
даже временное превышение допустимых величин может не только привести к
снижению результатов, но и отрицательно повлиять на здоровье еще не
окрепшего организма. Необходимо тщательно следить за дозировкой
упражнений с отягощениями /21/.
Н.Г.Озолин /16/ отмечает, что тренировка, состоящая из упражнений,
требующих быстроты, силы и выносливости, лучше развивает каждое из этих
качеств, нежели тренировка каждого из них, производимая даже с увеличенной
нагрузкой.
О положительном влиянии развития одного качества на рост других
показателей неоднократно отмечают многие авторы, которые касаются проблем
взаимоотношения специфических форм проявления двигательных способностей
13к проявлению быстрой силы /2/. В частности, выявлено, что развитие силы и
быстроты положительно влияет друг на друга и, синтезируясь, обуславливают
развитие способности к проявлению быстрой силы.
Ю.В.Верхошанский (1985) называет негативным тип связи между
способностями, находящимися в таких отношениях между собой, когда
чрезмерное развитие одной мешает проявлению другой. Негативный тип связи
неоднократно отмечался для таких способностей, как абсолютная сила мышц и
быстрота движений, абсолютная сила и способность к проявлению взрывных
усилий при небольшом внешнем сопротивлении /2/.
Многочисленные исследования показывают, что чрезмерное развитие
выносливости приводит к угнетению скоростносиловых качеств /3, 7, 10, 20, 23,
24/.
В.М.Дьячков полагает, что создание тренажерных устройств и их
применение в тренировочном процессе позволяет более эффективно
использовать метод сопряженного воздействия, одновременно решая вопросы
воспитания физических качеств и совершенствования спортивной техники.
становится возможным использование необходимой
Помимо этого,
вариативности преодоления различных сопротивлений (отягощений), сохраняя
структуру основных фаз спортивного движения /4/.
Тренажеры открывают новые пути улучшения скоростносиловой
подготовленности спортсменов за счет широкого применения упражнений в
преодолевающем и уступающем режимах работы мышц /2/.
Экспериментально также доказано, что взаимосвязь между качественными
характеристиками двигательных способностей по мере роста спортивного
мастерства изменяется /2, 10/. Замечены определенные закономерности в
совершенствовании физических качеств с ростом спортивного мастерства: 1
14степень переноса физических качеств снижается;
2 механизм переноса в высшей степени специфичен /14/.
Таблица 3
Соотношение средств ОФП, СФП И ТП в круглогодичной тренировке
у легкоатлетов различной специализации /17/
Специализация
Подготовительный
Периоды подготовки
Соревновательный
Барьеристы
Прыгуны в
длину
Прыгуны в
высоту
Метатели
Многоборцы
ОФП
20
СФП
45
20
20
15
10
0
45
45
40
ТП
35
30
35
40
50
ОФП
15
СФП
35
15
15
10
10
45
35
50
30
ТП
50
40
50
40
60
Переходный
ОФП
60
СФП
30
65
60
50
50
30
30
30
30
ТП
10
5
10
20
20
Для высококвалифицированного спортсменамногоборца особенно
важным является выявление ведущего звена в комплексе основных
двигательных качеств и определение оптимального уровня их сочетания.
Отмечается также необходимость строить тренировочный процесс так,
чтобы на этапах подготовки, когда совершенствуется техника, не навязывались
элементы и движения, а была возможность для творчества, поскольку техника в
многоборье специфична. Методика тренировки и структура построения ее в
многоборье специфична /17, 19/.
Наиболее общие методические положения, заложенные в таблице 3
следующие:
возрастающее значение использования средств специальной физической
подготовленности, играющей ведущую роль в техническом совершенствовании и
росте спортивных достижений;
15неуклонное повышение интенсивности и сложности выполнения основных
упражнений, ориентированных на воспроизведение в тренировочных занятиях
режимов работы спортсмена, присущих соревновательной деятельности /17/.
Таблица 4
Преимущественная направленность развития физических качеств у юных
многоборок (в %) (По данным В.А. Кишикова, 1986 /13/)
Физические
качества
Быстрота
Сила
Скоростно
силовые
Общая
выносливость
Специальная
выносливость
Гибкость
11
25,2
14,4
38,2
6,1
16,1
12
38,0
33,6
24,7
2,5
1,2
Возраст, лет
14
39,7
31,8
13
19,4
29,5
19,1
13,6
11,9
6,5
11,7
13,8
3,0
15
7,7
26,1
28,2
16,5
18,1
3,4
16
5,7
39,4
3,1
25,7
20,9
5,2
Специальная физическая подготовка осуществляется путем выполнения
упражнений, сходных с соревновательными по координационной структуре и
характеру проявления нервномышечных усилий (величине, последовательности,
направлению, амплитуде и т.д.), а также путем выполнения самих
соревновательных упражнений или их частей. На практике соревновательные и
специальные упражнения почти всегда применяются как для развития
физических качеств, так и для совершенствования техники. В этом заключается
суть неразрывного единства технической и физической подготовки семиборок /
21/.
Начинать выступления на соревнованиях нужно с бега и прыжков, сочетая
эти виды с самого начала/10, 11, 19/.
Важно, чтобы полная программа эмоционально не утомляла спортсменку,
чтобы не пропадало ощущение соревнования, азарта, а значит и легкости.
16Сначала необходимо избавиться от ненужного напряжения мышц, которые не
участвуют в работе, затем вникнуть в последовательность отдельных элементов
техники и, наконец, выстроить все отдельные элементы техники в целостное
движение, стараясь полностью использовать природные данные (координацию,
гибкость) и стараясь выполнить движения расслаблено, свободно с широкой
амплитудой, нужной частотой /19/.
Не надо смешивать беговую работу с силовыми упражнениями и
метаниями. При работе над техникой метаний следует использовать
облегченные снаряды. Бег на отрезках хорошо смешивать с прыжковыми и
силовыми упражнениями /19, 21/.
1.2.
Структура
тренировочных
направленности в годичном цикле подготовки
нагрузок прыжковой
Помимо задач, связанных непосредственно с развитием определенных
физических способностей, в прыжковой подготовке многоборок решаются
задачи непосредственно технической подготовки: повышение скорости и
достижение стабильного разбега, сохранение контакта с дорожкой при снижении
внимания на подготовку к толчку, повышение активности действий при
отталкивании и уменьшение упора при постановке ноги, достижение равновесия
в полете и увеличение активности плечевого пояса, маховых движений,
совершенствование движений в полете /17/.
В прыжках высоту необходимо также совершенствоваться в переходе
через планку, а в прыжках в длину улучшать технику приземления /17/.
Большинство авторов,
исследующих подготовку семиборок (и
десятиборцев) отмечают, что прыжковая подготовка в многоборье может идти
по двум направлениям:
1.
В первом случае прыжковая подготовка ограничивается
выполнением соревновательных упражнений и их составных частей элементов,
17что позволяет больше внимания уделять технической подготовке спортсменок.
Нагрузка при выполнении этих упражнений регулируется числом повторения и
интенсивностью выполнения (длиной и скоростью разбега, наличием
усложняющих и облегчающих выполнение двигательных действий, факторов).
2.
Вторая группа авторов придерживается «классической» схему
построения прыжковой подготовки в годичном цикле, что подразумевает под
собой деление прыжковых упражнений на общепрыжковые (прыжки с места и с
разбега на одной и двух ногах, спрыгивания прыжки через препятствия,
подскоки и выпрыгивания с весом), так и специальнопрыжковые (варианты
целостного выполнения соревновательного упражнения и их элементов).
В то же время отмечается, что по мере роста уровня подготовленности в
многоборье число различных тренировочных упражнений (а их в многоборье до
300) снижается в сторону повышения специфичности упражнений. При этом,
однако, увеличивается интенсивность выполнения/13, 14/.
Неоднозначно также само деление скоростносиловых упражнений,
основную долю которых составляют прыжковые упражнения.
Установлено, что однократные и «короткие» прыжковые упражнения
(различные формы однократных отталкиваний двумя и одной ногами, а также
варианты тройного (или пятикратного) прыжка с места) преимущественно
влияют на развитие способности к стартовому ускорению и обеспечивают
увеличение длины бегового шага, частоты движений, абсолютной и взрывной
силы мышц. Многократные прыжковые упражнения (отталкивания одной ногой
или с ноги на ногу на отрезках от 30 до 100 м) в большей степени способствуют
повышению максимальной скорости бега и скоростной выносливости в этом
отношении, особенно эффективны прыжки с ноги на ногу с установкой на
быстрое продвижение вперед (с контролем времени), способствуя развитию
стартовой силы мышц /21/.
У прыгунов же, как средство развития прыгучести, прыжковые
18упражнения целесообразно применять только начинающим спортсменам. Для
квалифицированных прыгунов они имеют смысл лишь в начале
подготовительного периода. Основным же средством развития способности к
«взрывному» проявлению усилий, лежащему в основе прыгучести, должны стать
прыжки в глубину /4/.
По мнению одних авторов скоростносиловые упражнения делятся по
преимущественному характеру проявляемого качества на скоростные,
скоростносиловые и силовые. Другие же авторы предполагают деление
прыжковых упражнений на развивающие «быструю силу», «взрывные» качества,
силовую выносливость и т.п. Все это осложняет сравнение видов прыжковой
нагрузки, даваемой различными авторами.
Для развития быстрой силы В.П.Калюта и В.П.Черкашин предлагают
следующие виды прыжковых упражнений:
1.
Бег прыжками на прямых ногах;
2. Прыжки с ноги на ногу (количество отталкиваний 15 и более);
3. Бег прыжками по лестнице;
4. Прыжки на двух ногах, отталкиваясь только стопой;
5. Подскоки на передней части стопы со штангой на плечах;
При этом обязательным является:
выполнение упражнений с максимальной скоростью и частотой движений;
технически правильное выполнение упражнений;
не доводить выполнение упражнений до утомления;
основной метод развития быстрой силы повторный;
выполнение следующего упражнения только на фоне полного
восстановления.
Для развития взрывной силы предлагаются прыжковые упражнения,
19являющиеся наиболее эффективным средством:
1.
Прыжки в длину с места;
Прыжки вверх, отталкиваясь одной или двумя ногами с доставанием
2.
подвешенного предмета коленом, головой, рукой;
3.
4.
Прыжки на двух ногах с подтягиванием коленей к груди;
Двойные, тройные, пятерные прыжки в длину (отталкиваясь одновременно
двумя ногами);
5.
То же на одной ноге;
Выпрыгивания на одной ноге, стоящей но опоре, с выведением бедра
6.
маховой ноги впередвверх. Выполняется с использованием опоры в 3050 см от
поверхности земли;
7.
Выпрыгивания из полуприседа со штангой на плечах, с гирей;
8.
9.
Спрыгивания, запрыгивания на опору;
Прыжки на одной, двух ногах через барьеры высотой 4091 см;
10. Прыжки в глубину с высоты 11,5 м (2 серии по 610 раз);
11. Спрыгивания на опору на одну или две ноги (4080 см) с последующим
прыжком в длину или через барьер (24 серии по 610 раз).
Средства для увеличения скорости отталкивания в прыжках:
выполнение прыжков по ветру, в облегченных условиях, после разбега под
уклон;
выполнение прыжков по покрытию различной твердости, чередуя с
прыжками в стандартных условиях;
выполнение прыжков в стандартных условиях, чередуя с пробеганием
коротких отрезков в гору;
выполнение прыжков с отягощением на поясе, чередуемое с пробеганием
по разбегу с горы;
выполнение прыжков с отягощением на поясе, чередуемое с прыжками в
стандартных условиях;
20выполнение прыжков по наклонной вниз дорожке, чередуемое с прыжками
в стандартных условиях.
Развитие специальной выносливости в прыжках производится за счет:
увеличения времени занятия в рамках одной тренировки;
увеличения количества повторений за счет увеличения числа тренировок
или за счет сокращения интервалов отдыха при выполнении прыжковых
упражнений в одной тренировке;
увеличения интенсивности выполнения упражнений при сокращении паузы
отдыха между сериями и повторами;
включения имитационных упражнений во время отдыха между основными
попытками.
Е.Смирнова отмечает, что она в свою подготовку включала также
прыжкообразный бег. Хороши прыжковые упражнения: 710 кратные с ноги на
ногу, на одной ноге, на обеих ногах. В большом количестве около 10
повторений. Надо постоянно придумывать и усложнять упражнения. Которые
помогают овладеть техникой того или иного вида и развивать физические
качества. Работать над техникой прыжков в высоту начинали с прыжков с места
спиной вперед, отрабатывая чувство планки /19/.
Авторы указывают, что прыжковая работа, в зависимости от этапа
подготовки, может быть объемной, рассчитанной на приобретение определенных
навыков в отдельных видах (как правило, на общеподготовительном этапе) /21/.
В соревновательном периоде объем нагрузки уменьшается и повышается
качество подготовки. Добавляется работа психологическая. Включаются
контрольные тренировки и далее участие в соревнованиях /21/.
21Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
В работе были поставлены следующие задачи:
221.
Выявить динамику тренировочных нагрузок в прыжковой подготовке
семиборок.
2. Обосновать доступные объемы нагрузок в прыжковых видах программы.
Для семиборок 1517 лет.
3. Разработать модель ориентировочных объемов отдельных видов
программы и экспериментально обосновать.
2.2 Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1.
2.
3.
4.
Анализ научнометодической литературы.
Педагогические наблюдения.
Педагогический контроль.
Методы математической статистики.
2.2.1. Анализ научнометодической литературы
Изучение литературных источников проводилось с целью анализа
теоретических и методических вопросов, определяемых основной задачей
исследования поиском эффективной системы прыжковой подготовки
семиборок различного уровня подготовленности и начинающих
специализироваться в этом виде в частности.
2.2.2. Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение позволяет проанализировать фактическое
выполнение спортсменками параметров прыжковой нагрузки, а также ее
реализацию непосредственно в соревнованиях, что позволяет проанализировать
то, насколько выполнение прыжковой подготовки эффективно реализовывается
23в семиборье.
2.2.3. Педагогические контрольные испытания
В комплекс педагогических контрольных испытаний входили: бег на 30 м
с хода, прыжок в длину с места, пятерной прыжок на толчковой ноге с разбега и
с места, прыжок в высоту с места, стоя спиной к планке, прыжок в длину с 10
шагов разбега, бросок ядра 4 кг снизувперед.
2.2.4. Методы математической статистики
При анализе экспериментального материала применялись общепринятые в
практике педагогических исследований методы математической статистики:
определение средней арифметической по группам и достоверности
различий между показателями в группах (Ткритерий Стьюдента);
темпы прироста результатов контрольных упражнений.
2.3. Организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе
проводилось изучение данных научнометодической литературы по
исследуемому вопросу, изучение фактического материала на основании
педагогических наблюдений на соревнованиях и тренировках. В ходе этого
этапа уточнялись принципы построения прыжковой подготовки у семиборок
различных уровней подготовленности, допустимые объемы различных средств
прыжковой подготовки.
На втором этапе,
проводилось педагогическое наблюдение
непосредственно в исследуемых группах, работающих в манеже имени братьев
Знаменских (тренеры: В.И. Павлов и С.Т. Капелюшне). В ходе этого этапа
(весналето 2015 года) уточнялся набор и объемы средств прыжковой
подготовки, используемый каждой спортсменкой, анализировались итоги
24выступлений спортсменок на соревнованиях.
По итогам педагогических наблюдений были систематизированы объемы
средств прыжковой подготовки на следующий (20152016 г.г.) годичный цикл
для каждой спортсменки. При этом спортсменки, тренирующиеся в группах В.И.
Павлова и С.Т. Капелюшне (всего 16 человек) были разбиты на две группы: 8
спортсменок вошло в первую экспериментальную группу и 8 во вторую
экспериментальную группу. По возрасту и уровню подготовленности
спортсменки, входящие в обе группы достоверных различий не имели.
Тренировка спортсменок, входящих в первую экспериментальную группу,
в осеннем и весеннем подготовительных периодах 20152016 г.
строилась с использованием привычного набора и соотношения средств
прыжковой подготовки. Объем прыжковых средств был спланирован, исходя из
оценки динамики роста средств подготовки за предыдущий годичный цикл
(20142015 г.г.).
Тренировка спортсменок второй экспериментальной группы в
подготовительных периодах строилась с использованием прыжковой работы, по
объемам аналогичной той, которая выполняется в этом возрасте прыгуньями
сходной квалификации (данные А.А. Федякина (1990), Л. Мигды (1992), В.Б.
Попова (1974), И.Н. Мироненко (1986)).
Итоги эксперимента оценивались как по изменению среднегрупповых
показателей в каждом виде многоборья, так и по взаимосвязи этих изменений с
динамикой показателей в других видах, входящих в многоборье, а также по их
взаимосвязи с ростом спортивного результата.
25Глава III. СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В
ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ У СЕМИБОРОК РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Исследование соотношения средств прыжковой направленности у
семиборок различного уровня подготовленности проводилось на основании
изучения данных, взятых из литературных источников, а также на основании
результатов, полученных в ходе педагогического наблюдения.
Изучению тренировочных параметров прыжковой нагрузки у семиборок
посвящено очень мало исследований. Большинство научнометодических
изысканий в этом направлении посвящено исследованиям характера (объема,
интенсивности и структуры) тренировочной нагрузки у пятиборок, в то время
как доступных литературных данных, посвященных подготовке семиборок очень
мало.
Некоторое представление по этому вопросу несут работы Н.А.Немцевой
(1991), В.П.Калюты и В.П.Черкашина (2001), а также обобщения, сделанные
авторами учебных пособий по легкой атлетике В.Б.Поповым, Ф.П.Сусловым
(1986), В.Б.Зеленченком (2002).
Обобщая эти данные, можно сказать следующее:
1. Для семиборок младших разрядов (III и II спортивных разрядов)
характерно более равномерное распределение средств прыжковой
направленности по объему, интенсивности и номенклатуре. Во все этапы
годичного цикла включаются упражнения общепрыжковой направленности,
имеющие своей целью повысить уровень скоростносиловой подготовленности, а
также улучшить технику и мощность отталкивания на различной скорости.
Основную массу прыжковых упражнений общей направленности
составляют длинные (до 1012 отталкиваний) и короткие (36 отталкиваний)
многоскоки, выполняемые как на одной ноге, так и с ноги на ногу. Для
26повышения мощности отталкивания используются прыжки через небольшие
возвышения (барьеры, другие препятствия). Все это чередуется с выполнением
большого числа упражнений, включающих элементы прыжка в длину и высоту:
выталкивания с вылетом в положении «шага» или с доставанием предметов
головой, руками и бедром маховой ноги.
Из прыжковых упражнений технической направленности основной упор,
как правило, делается на многократное выполнение основных упражнений с
пониженной интенсивностью (с небольшого или среднего разбегов) или в
облегченных условиях (отталкивание с гимнастического мостика или с
возвышения).
В.Б.Попов, Ф.П.Суслов и Г.Н.Германов приводят следующие годовые
объемы прыжковых упражнений у семиборок 1517 лет:
Таблица 5
Годовые объемы упражнений прыжковой направленности у юных
семиборок по литературным данным /14/
№
1
2
3
Прыжковые упражнения
1415 лет
1617 лет
Прыжки в длину с полного разбега (раз)
Прыжки в высоту
Прыжковые упражнения (количество
отталкиваний)
90
300
3800
125
500
5500
При этом авторы указывают, что, как будущие многоборки используют
суммарный объем наиболее интенсивных средств подготовки из арсенала всех
групп легкоатлетического спорта, то начальные и конечные объемы значительно
ниже, чем у представителей отдельных видов, входящих в многоборье. На
этапах начальной подготовки следует стремиться к росту спортивных
результатов за счет совершенствования техники видов многоборья, а не за счет
повышения физических качеств, особенно силы.
27В.Д.Полищук с соавторами /17/ отмечают, что в подготовительном
периоде интенсивные прыжки в длину и высоту составляют 30% от всего объема
прыжков. В соревновательном периоде это соотношение изменяется.
Интенсивные прыжки в длину составляют 60% от объема прыжковой
подготовки.
Распределение средств общепрыжковой направленности (длинные,
короткие многоскоки, прыжки с препятствиями, спрыгивания, прыжки в длину и
в высоту с укороченных разбегов) в годичном цикле подготовки дано в таблице
6. Здесь указаны, наряду с данными литературных источников, параметры
прыжковой нагрузки у семиборок, тренирующихся в манеже им. братьев
Знаменских (тренеры В.И.Павлов и С.Т.Капелюшне).
Распределение средств прыжковой подготовки у семиборок 1517 лет
в недельном цикле
(по данным литературы /14/ и фактических измерений)
Таблица 6
№
Средства
прыжковой
подготовки
1 Многоскоки
(отталк.)
Прыжки с
2
3
4
5
препятсвитями
Спрыгивания
(отталк.)
Прыжки в
длину с
укороч.
Прыжки в
высоту с
укороч.
Разбега (раз)
Прыжки в
длину (раз)
Подготовит.
(зимний)
Соревнов.
(зимний)
Подготовит.
(летний)
Соревнов.
(летний)
Литер Факт. Литер. Факт. Литер. Факт. Литер. Факт.
120
140 102+36 3040 44+12 120
140
126+48 2030 34+17
6080 67+34 3040 37+22 6080 77+29 2030 27+13
3040 48+8 1015 12+6 4050 44+10 1015 13+5
1520 16+9 1015 14+4 2025
22+8
1015 12+4
1520
1520 18+7
4+3
1520 21+5
286
Прыжки в
высоту (раз)
1015
8+5
2025 17+8 1015
16+6
1520 17+6
Как видно, средние фактические объемы незначительно отличаются от
приведенных в литературе. При этом необходимо все же оговорить, что размах
вариации в объемах упражнений, в исследуемых группах достаточно высок, что
указывает на высокую индивидуализированность применения прыжковых
упражнений в подготовке юных семиборок.
Многочисленные авторы /14, 17, 20, 22/ отмечают, что с ростом
квалификации увеличивается доля упражнений, выполняемых с высокой
интенсивностью. При этом общий объем прыжковых упражнений может даже
несколько снижаться за счет уменьшения доли, или даже исключения некоторых
упражнений общепрыжковой направленности, таких, как многоскоки с места,
многократные прыжки, направленные на воспитание общей прыжковой
выносливости.
Это связано тем, что ростом квалификации увеличивается интенсивность
упражнений специальной направленности, необходимых для воспитания
необходимых специализарованных способностей для выполнения других
упражнений, входящих в состав семиборья. Это влияет, в свою очередь, на
общее повышение интенсивности подготовки.
Таким образом, обеспечивается стабильная специальная и общая
техническая подготовка. При этом дается /26/ схема, по которой
обеспечивается прыжковая подготовка многоборцев: мощность, выносливость
(общая и специфическая), техническая подготовленность, подвижность.
29Глава IV. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОСТУПНЫХ
ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ПРЫЖКОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ
СЕМИБОРОК 1517 лет
В ходе обзора специальной литературы и собеседований со специалистами
было определено, что на этапе начальной специализации в семиборье необходим
большой объем упражнений для повышения уровня развития физических
качеств в этом возрасте: силы, мощности отталкивания, быстроты, техники
отталкивания и гибкости.
На основе проведенных теоретических исследований, педагогических
наблюдений за подготовкой семиборок 1517 лет было выявлено, что среди
специалистов существует два основных направления на применение упражнений
прыжковой направленности у юных многоборок III разрядов, проходящих
подготовку на этапе начальной спортивной специализации.
Сторонники первого направления придерживаются мнения, что
подготовка семиборок уже в этом возрасте должна строиться по принципам
построения тренировки взрослых спортсменок, но со сниженной интенсивностью
и с меньшей специализацией прыжковых упражнений. При этом объем
упражнений, направленных на совершенствование непосредственно техники
прыжковых соревновательных упражнений на подготовительном этапе
составляет примерно 30 % от всей прыжковой нагрузки, а в соревновательном
30периоде около 60 %. Остальное место занимают прыжковые упражнения для
развития физических качеств и способностей, необходимых в других видах
многоборья.
Сторонники другого направления предлагают выполнять большой объем
прыжковых упражнений, направленных только на улучшение результатов
непосредственно в прыжковых видах многоборья прыжке в длину и в высоту.
Это мотивируется тем, что подготовка в этих видах сама по себе имеет
достаточно разносторонний характер, что может с успехом использоваться для
выступления в семиборье.
Что важнее: узкая специализация в многоборье или более узкая
специализация в прыжковых видах многоборья?
Первый путь ведет к некоторому снижению объемов прыжковой работы и
построение тренировки базируется на сочетании упражнений различной
направленности.
Второй путь ведет к повышению специализированной прыжковой
нагрузки, направленной именно на улучшение результатов в прыжковых видах.
Сторонники этого направления отмечают, что в возрасте 1517 лет силовые
способности, выносливость и особенности строения юных спортсменок не
достаточны для показа высоких результатов в метаниях и беге на 800 метров.
Поэтому основной упор в подготовке в этом возрасте строится на развитии
скоростных качеств и прыгучести.
Таблица 7
Спортивный результат, фактические результаты (в метрах) и «вес»
прыжковых видов семиборья (в %) в исследуемых группах
(начало эксперимента)
31Группы
Результат
в
7борье,
очки
Длина,
м
Высота,
м
Длина,
%
Высота,
%
«Вес»
Прыжков
%
I
экспериментальная
2787
4,92
1,53
14,11
15,05
29,16
II
экспериментальная
2819
5,02
1,55
14,05
14,96
29,01
Для проверки того, насколько повышение прыжковой нагрузки влияет на
изменение вклада различных видов в результат многоборья, а также на рост
спортивного результата в основном виде, нами был проведен педагогический
эксперимент.
В таблице 7 представлены результаты спортсменок, вошедших в
экспериментальную и контрольную группы, в прыжковых видах и их вклад в
результат в семиборье. Коэффициенты вариации значений изучаемых
показателей говорят об относительной однородности групп (по всем
показателям 3,07%