Существует еще один важный факт, свидетельствующий о том, что гольф является массовым видом спорта. Это связано с тем, что в гольфе не существует возрастных ограничений. В гольф можно играть, начиная с раннего детства и заканчивая глубокой старостью. Примером сказанному является Тайгер Вудс - американский профессионал, который сделал свой первый удар, когда ему было всего 10 месяцев. Также нужно сказать о ветеранском профессиональном туре "SeniorTour", в котором принимают участие пожилые гольфисты в возрасте от 50 лет.
«Исследование соотношения различных технических действий у
гольфистов разной квалификации в соревновательной деятельности».2
СОДЕРЖАНИЕ
513
ВВЕДЕНИЕ
Вопреки распространенному убеждению, гольф уже давно не является
элитарным видом спорта, доступным лишь узкому слою богатых людей. В
течение XX века он пережил несколько "бумов", последний из которых
начался в 70х годах и продолжается до сих пор.
Сегодня гольф очень популярен во всем мире. На всех пяти
континентах играют в гольф. В качестве примера можно отметить, что лишь
один американский штат Флорида насчитывает свыше одной тысячи гольф
полей. Также гольф особо популярен в Индии, Англии, Японии, Корее,
Германии, Австралии. Наряду с этим гольф можно назвать и массовым видом
спорта. Изначально, особенно в XVIIIXIXB.B.,строились только элитные
гольф клубы, рассчитанные лишь на определенную категорию людей. Ведь
вступление в члены гольф клуба стоило больших денег, и покупка
многочисленного дорогостоящего оборудования в виде специальной сумки,
набора клюшек, мячей, экипировки для гольфа также были доступны далеко
не каждому. Однако в начале XX века началось строительство публичных
гольф клубов, что сделало гольф более доступным видом спорта.
Существует еще один важный факт, свидетельствующий о том, что
гольф является массовым видом спорта. Это связано с тем, что в гольфе не
существует возрастных ограничений. В гольф можно играть, начиная с
раннего детства и заканчивая глубокой старостью. Примером сказанному
является Тайгер Вудс американский профессионал, который сделал свой
первый удар, когда ему было всего 10 месяцев. Также нужно сказать о
ветеранском профессиональном туре "SeniorTour", в котором принимают
участие пожилые гольфисты в возрасте от 50 лет.
Гольф пришел в нашу страну в 1987 году вместе с началом
строительства первого гольф клуба с полем на девять лунок в Москве.4
Первооткрывателем гольфа в Москве стал Свен Тумба в прошлом
знаменитый шведский хоккеист, а ныне ярый поклонник гольфа; именно он
предложил и спроектировал первое гольф поле в Москве и в России, что сразу
же привлекло большое внимание и живой интерес к этому экзотическому виду
спорта в то время.
К 2011 году насчитывается 9 гольф клубов официально
аккредитованных ассоциацией гольфа России: Гольф клуб «PineCreek», Гольф
и Поло Клуб «Целеево», Клуб «ГольфКазан», Гольф клуб «ПИРогово»,
Гольф клуб «Тайгер», Гольф & Кантри клуб «ДОН», Старооскольский гольф
клуб, Гольф клуб «Пестово», Гольф клуб «Дюны». Также не стоит забывать о
«Московском городском гольф клубе», небольшом 9ти луночном поле, и
гольф клубе «ЛеМеридиенМоскоу Кантри Клаб», которые воспитали много
российских гольфистов, например, Марию Верченову единственную
представительницу России в Европейском профессиональном женском гольф
туре, а также выпускницу нашего ВУЗа. Все больше открывается и строится
публичных гольфплощадок, где любой может попробовать свои силы в этом
непростом виде спорта. Поле в Крылатском и в Лужниках дают возможность
поиграть за доступные цены всем жителям Москвы. Существует также много
предложений и готовых проектов, находящихся в рассмотрении. Гольф
получил довольно широкое развитие и в других регионах страны.
Активное строительство гольф полей, прочное налаживание связей с
крупными зарубежными гольф державами, привлечение иностранных
специалистов, спонсорская поддержка, создание сборных команд России,
защищающих цвета российского флага на международных турнирах, создание
детской спортивной гольф школы, появление квалифицированных российских
специалистов и тренеров все это свидетельствует о достаточновысоком
темпе развития гольфа в России.
В то же время практически отсутствует методическая литература о
гольфе на русском языке. Тренеры работают, используя разрозненные5
материалы, не объединенные в систему, пользуются не всегда качественными
переводами. Все это тормозит развитие гольфа как массового спорта в России
и препятствует подготовке гольфистов высокого класса.
Более того, изза многолетней самоизоляции гольфа в нем оказались
невостребованными научные достижения, с успехом применяющиеся в других
видах спорта.
Так, нам не удалось найти в изученной литературе описания
полноценной методики оценки важности каждого игрового действия в
соревновательной деятельности гольфиста, что является крайне важным для
полноценного планирования тренировочного процесса.
Устранению этого пробела и посвящена настоящая работа.
Актуальность исследования:
В
настоящее время актуализируется
задача подготовки
высококвалифицированного резерва для профессионального гольфа.
Тенденции развития современного спорта предопределяют многолетний
планомерный процесс достижения высшего мастерства,
диктуют
необходимость совершенствования системы его поэтапного формирования.
Это в полной мере относится и к гольфу. Подготовка юных спортсменов
должна базироваться на стройной преемственной методике тренировки,
обеспечивающей эффективное становление спортивного мастерства,
интенсивный рост функциональных возможностей и должную их реализацию.
Это, в свою очередь, обусловливает необходимость поиска новых путей
рационализации и повышения эффективности учебнотренировочного
процесса.6
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Историческая справка
1.1.
Гольф древний вид спорта. Хотя археологи не дают точной даты
рождения этого вида спорта, нам известно, что история развития гольфа
насчитывает уже 6 веков, и местом рождения является Шотландия.
Шотландцы по праву гордятся тем, что подарили миру такой интересный вид
спорта. Они бережно собирают любую информацию, связанную с историей
гольфа в виде гравюр, документов, писем, фотографий, сохранившихся до
наших дней. Все это собрано в музее гольфа и представлено на всеобщее
обозрение, где каждый желающий может проследить за историей
последовательного развития и становления гольфа от его первых шагов до
нашего времени. История говорит о том, что первооткрывателями гольфа
можно считать обычных шотландских пастухов, которые пасли овец на
бескрайних лугах, богатых зеленой травой. Используя свои посохи, длинные
палки с загнутыми с одной стороны концами, пастухи загоняли небольшие
камни округлой формы в углубления в земле. Много времени потребовалось,
чтобы забава превратилась в серьезный вид спорта, чтобы из лужаек сделать
гольф поле, чтобы посохи стали клюшками для гольфа, а углубления в земле
приняли форму стандартных лунок. Итак, гольф стал постепенно приобретать
свой нынешний облик.
Таким образом, гольф имеет многолетние глубокие традиции, в том
числе и в методике подготовки игроков различного уровня.
Однако при подборе литературы пришлось столкнуться с
определенными трудностями. Выяснилось, что литературы по гольфу в нашей
стране очень мало, не говоря уже о научных изданиях. Это связано в первую
очередь с тем, что вид спорта в России еще очень молодой. Поэтому
пришлось обратиться за помощью к нашим коллегам за рубежом, которые
67
любезно представили необходимую литературу с информацией о достижениях
в области гольфа. После тщательного изучения зарубежной научной
литературы, выяснилось, что существует много недоработок и пробелов в
методике обучения гольфу. В литературе описываются достаточно
примитивные пути развития в методике обучения. В связи с тем, что гольф на
протяжении 6 веков своего существования развивался практически в полной
изоляции от других видов спорта, не применяя к себе научные открытия в
методике обучения, которые уже давно используются в практике другими
видами спорта, можно говорить о самобытности этого вида спорта в данной
области. Этот факт, безусловно, является большим минусом в правильности
построения тренировочного процесса. Об этом свидетельствует и практика
работы большинства тренеров по гольфу, которые при обучении как
начинающих гольфистов, так и игроков высокой квалификации практически
до сих пор пользуются одними и теми же принципами.
Нет в литературе ничего конкретного и о методике анализа различных
технических действий. Отсутствие наработанной методики вынуждает делать
анализ приблизительно "на глазок". Литература показывает, что значительно
большая часть времени в тренировочном процессе уделяется внимание
длинной игре, соответственно короткой игре мало. В то же время
современная наука позволяет произвести точную оценку соотношения
различных технических действий. Об этом свидетельствуют существующие
наработанные методики в других видах спорта (волейбол, теннис, баскетбол).
Создание такой методики в гольфе, безусловно, помогло бы не только оценить
величину этих соотношений, но и проследить точную динамику их изменения
с учетом индивидуальных особенностей каждого гольфиста и с ростом
спортивного мастерства. А, следовательно, приблизительный анализ содержит
много неточностей и искажений при построении тренировочного процесса,
т.к. не учитывает квалификацию игрока, индивидуальные особенности
спортсмена, выявление слабых мест каждого гольфиста, а также разные
78
игровые условия, т.е. специфику игровой практики на разных гольф
полях.Каждое гольф поле имеет свой неповторимый дизайн, который
отличается от полей других клубов типом, спецификой, а, следовательно, и
уровнем сложности. Доскональное изучение игроком своего поля позволяет
ему, помимо правильного построения тренировочного процесса с
целенаправленным воздействием на различные технические действия, но и
выбрать единственно правильную тактику ведения игры. Безусловно, это дает
большое преимущество своего поля, позволяет показать высокий результат, а,
следовательно, и занять высокое место в соревнованиях.
Отсутствие стандартных игровых условий является существенным
отличием гольфа от других игровых видов спорта.
1.2 Биомеханический анализ базового технического действия в
гольфе
Гольф представляет собой спортивную игру, которая характеризуется
сложнокоординационными техническими действиями.
Полный удар (т.е. удар с полной амплитудой движения) можно назвать
базовым ударом, а остальные виды ударов являются его модификациями.
Деление на виды ударов осуществляется на основе анализа базового удара с
фазным делением.
В базовом ударе обязательно присутствие 7 основных фаз /7, 8, 11, 19,
21, 22/. Отсутствие одной или нескольких фаз позволяет нам относить удар к
категории нестандартных /10/. В гольфе таких нестандартных ударов,
основанных на базовом ударе, помимо самого основного технического
действия, насчитывается не менее 6, которые используются гольфистами в
игровой практике в зависимости от конкретной игровой ситуации /8/.
Базовый удар в гольфе используется при ударах на расстояния полета
игрового мяча, максимальное для данной клюшки при использовании данным
игроком. Выполняется этот удар с ровной поверхности в условиях отсутствия
89
препятствий для полета игрового мяча и выполнения самого технического
действия с полной амплитудой движения/11/
Базовый удар в гольфе разделяется на 7 основных фаз:
1 фаза. Начало любого движения из основной стойки (рис. 1а.). Конец
фазы (рис. 1 b.).
Рис. 1a. Разгон
Рис. 1 b.
Клюшка параллельна земле. Глаза смотрят на мяч. Полный
разворот, кистей. Колени сохраняют свое согнутое положение. Угол
наклона туловища не изменяется. При смещении корпус не
заваливается вправо. Стопы от земли не отрываются.
2 фаза. Начало окончание 1 фазы. Завершение полное скручивание
тела (рис. 2.).
910
Рис. 2. Полное скручивание
Глаза смотрят на мяч. Скручивание тела вокруг оси, проходящей
рядом и параллельно позвоночному столбу. К концу фазы большая
часть веса тела перенесена на правую ногу. Колени согнуты.
3 фаза. Забрасывание клюшки. Завершение изменение направления
движения головки клюшки (рис. 3.).
Рис. 3. Завершение замаха
Глаза смотрят на мяч. Если рука была согнута, то она стремится к
разгибанию. Если левая пятка была оторвана от земли, то она стремится
вернуться в первоначальное положение. Отсутствие вертикального смещения
оси.
4 фаза. Тяга (разгон вниз). Кисти рук достигают проекции бедра
(окончание фазы) (рис. 4.).
1011
Рис. 4. Разгон вниз
Глаза смотрят на мяч. Кистисохраняют угол. Левая рука тянет
клюшку вниз. Ось вращения не меняет положение относительно вертикали.
Левая рука в локте не сгибается. Разворот бедра вокруг оси. В течение 4
йфазы заканчивается 1я часть обратного переноса. ~ л. 55% , п. 45% л. 65%,
п.35%. Идет раскручивание туловища. Внутренняя сторона правой стопы в
контакте с землей. Кисти сохраняют свое положение.
5 фаза. Бросок. Контакт с мячом (рис. 5.).
Рис. 5. Контакт с мячом
6 фаза. Перекат кистей (рис. 6.).
1112
Рис. 6. Перекат кистей
7 фаза. Завершение (рис. 7.).
Полный доворот туловища. Плечи и бедра игрока "смотрят" в
направлении полета мяча. Клюшка заканчивает движение заспиной гольфиста.
Рис. 7. Завершение
1213
1.3. Характеристика соревновательных действий
В игровой практике гольфисты используют целый набор различных
клюшек. Кроме того, в качестве индивидуального снаряжения, игроки берут с
собой ряд запасных мячей на случай потери игрового мяча, полотенце для
удаления грязи с поверхности клюшек и игрового мяча, набор подставок для
мяча, ти или тишки, которые, согласно правилам /23/, разрешено применять
только для выполнения первых ударов с места старта на каждой из лунок, а
также ветровка и зонт на случай дождя. Все эти принадлежности находятся в
специальной сумке для гольфа, бэге, которую носит с собой игрок или его
помощник по игровым полям (caddy) /13/.
Все многообразие используемых клюшек делится на 3 основных вида /
14/. К первому виду относится одна единственная клюшка, которая имеет
название паттер, она используется для завершающего закатывания мяча в
лунку. При выполнении удара этой клюшкой отсутствует фаза полета мяча,
следовательно, паттер относится к единственному разряду клюшек, который
имеет прямой угол (90°) ударной поверхности. Патт называют "игрой в игре".
И не случайно, ведь при выполнении этого удара включаются очень тонкие
мышечные ощущения. Техника выполнения при ударе паттером существенно
отличается от техники базового удара так же, как стойка и хват. Амплитуда
движения при патте гораздо меньше, она включает в себя всего 4 основные
фазы, в отличие от базового удара, который имеет 7 основных фаз /7, 8, 20/.
Ко второму виду относятся айроны («железки»), которые включают в
используя
себя самый большой арсенал
/15/.
Следовательно,
соответствующую клюшку из этого арсенала, можно выполнить любой из 5
видов ударов в зависимости от игровой ситуации, выполняющихся айронами.
Из сказанного следует, что «железки» являются практически универсальным
видом. Все клюшки этого вида различаются между собой длиной шафта и
имеют разные углы ударной поверхности для создания разной траектории и14
дальности полета мяча. Для простоты определения большинство айронов
пронумерованы, начиная с первого номера и заканчивая 9 номером. №1
используется для преодоления максимального расстояния ~ 200 метров, она
имеет самый длинный шафт (стержень) и самый маленький угол ударной
поверхности по сравнению с остальными клюшками этого вида. По мере
увеличения номера клюшки снабжены, более коротким шафтом и имеют более
открытую форму головки. Кроме этих девяти клюшек к этому виду также
относятся вейджи. PW(ведж для питча) и SW(песчаный ведж), а так же
просто вейджи, обозначенные градусом головки клюшки (60°, 58°, 56°... ).
Если PW и SW поставить в один ряд с уже рассмотренными клюшками,
имеющими каждая свой порядковый номер с 1 по 9, то номера PW И SW
соответствовали бы 10 и 11. Однако эти две железные клюшки не нумеруются,
а имеют каждая свое название, соответствующее одноименному виду
выполняемого удара /17, 18 /.
К третьему и последнему виду клюшек, входящему в набор гольфиста,
относятся так называемые вуды (деревянные клюшки). Они называются так
потому, что изначально именно из дерева делались головки клюшек этого
вида. Эти головки клюшек отличаются от остальных не только используемым
материалом, но и более громоздкой вытянутой овальной формой для того,
чтобы создавать максимальный разгон клюшки при ударе. Как правило, вуды
используются для максимального преодоления расстояния. Самой дальней
клюшкой не только в своем виде, но и среди всех выпускаемых клюшек
является вуд "единица'’ или, как ее еще называют, драйвер. Она имеет самую
массивную головку и самый оптимально длинный шафт. Угол ударной
поверхности колеблется в пределах от 11° до 9°. Рекорд дальности удара
драйвером переваливает за 300 метров. Другие вуды так же, как и айроны,
отличаются между собой углом ударной поверхности и длиной шафта.
Арсенал представленных вудов достаточно большой. Они различаются по
номерам с 1 по 9. Чаще всего в игровой практике спортсмены используют15
вуды с 1 по 5 номера. Остальные же клюшки, имеющие более высокий номер,
могут использоваться с учетом индивидуальных особенностей игрока взамен
железных, имеющих соответствующий номер.
Рассмотренные 3 основные вида определяют наименьшее число клюшек,
которые могут быть задействованы на игровых полях. Полный же набор,
установленный международными правилами /23/, состоит из 14 клюшек.
Наиболее часто применяющийся стандартный набор для игры в гольф,
состоящий из 14 клюшек, выглядит так: 3 вуда, как правило, это драйвер, 3ий
номер и 5ый номер, 10 железных клюшек со 2 по 9, а также PW И SW, и один
паттер. На первый взгляд может показаться, что такой набор используемых
клюшек в игровой практике слишком большой, но с ростом квалификации
гольфисты и тем более профессионалы ощущают дефицит в клюшках, даже
используя полный набор.
В первую очередь это связано с тем, что все игровые поля имеют
достаточно большую протяженность: самые короткие с расстоянием от места
старта до лунки 100 м, самые длинные могут превышать 500 м. Кроме того,
каждое из них, входящее в число 18, а именно столько лунок нужно пройти
каждому игроку при участии в какомлибо турнире, буквально напичкано
различного рода искусственными и естественными препятствиями. Причем
эти препятствия сознательно строятся на тех участках поля, куда
предположительно может попасть мяч после выполненного удара. Поэтому
перед каждым ударом гольфист точно должен знать, каким номером клюшки
он будет бить в зависимости от расстояния до лунки, каким видом удара он
будет пользоваться в данной игровой ситуации и куда он должен целиться,
чтобы избежать попадания в "ловушки для мячей" / 15 /.
Так, например, известный американский профессионал Гарри Плеер,
жертвуя одним из номеров айронов, предпочитает использовать в игровой
практике не один, а два паттера разной конфигурации. Одну клюшку он
применяет при коротких расстояниях от мяча до лунки, вторую при16
длинных /20/. Также многие известные игроки в гольф взамен одного из вудов
берут в набор 1й номер железной клюшки. Многие игроки считают, что
нужно иметь с собой одну клюшку, как правило айрон, под "неудобную" руку,
чтобы выходить из сложных игровых ситуаций, которые затрудняют или
полностью исключают возможность произвести удар с удобной стороны.
Всего в гольфе насчитывается 7 разновидностей ударов, которые
применяются в игровой практике гольфистами в разных игровых ситуациях/8,
11,21, 22/.
К первому виду удара, имеющему название драйв, можно отнести все
удары, выполняемые вудами с полной амплитудой движения. Как правило,
это клюшки с номерами 1,3 и 5, т.к. они чаще всего используются в игровой
практике. Причем, если вуды, имеющие более высокий номер, чем первый,
обычно используют для удара по мячу с травы, то при выполнении удара
драйвером игроки пользуются специальным приспособлением в виде
подставки для мяча, с помощью которой гораздо легче "снимать" мяч,
выполняя удар, чем с травы, максимально используя все возможности этой
клюшки. Поэтому драйвером играют обычно при выполнении первых ударов с
места старта на каждой из лунок, имеющих протяженность не менее 200 м с
согласно
открытыми пространствами,
международным правилам /23/, разрешено применять только при первом
подставку для мяча,
т.к.
ударе для того, чтобы не портить травяную поверхность земли.
Выполнение драйва клюшками, имеющими номера 3, 5 и т.д.,
выполняется из основной стойки, которая включает в себя постановку ног на
ширине плеч, слегка согнутые ноги в коленных суставах, туловище слегка
наклоняется вперед. При этом спина и шея прямые, руки свободно висят
внизу, не сгибаясь в локтевых суставах перпендикулярно относительно земли,
т.е. не прижимаясь к туловищу и не вытягиваясь вперед, руки производят
классический захват клюшки / 6 /. Удар выполняется с полной амплитудой
движения, которое состоит из полного замаха, т.е. клюшка достигает17
горизонтального положения (клюшка параллельна земле), при этом игрок
выполняет полное скручивание плеч и бедер вокруг своей воображаемой оси,
левая рука сохраняет свое исходное положение; затем начинается активный
разворот туловища, клюшка двигается по траектории замаха и после касания
мяча продолжает двигаться по инерции, описывая окружность. Выполнение
удара заканчивается полным разворотом туловища (плечи и бедра смотрят в
сторону полета мяча). Движение клюшки заканчивается за спиной игрока.
Правая пятка ноги в процессе выполнения удара отрывается от земли и
разворачивается для того, чтобы выполнить полный разворот туловища и к
завершающей фазе удара совершить полный перенос веса тела с правой ноги
на левую.
Выполнение этого технического действия при драйве из основной
стойки является базовым ударом, который лежит в основе выполнения
остальных видов удара, кроме патта. Также нужно отметить, что при
выполнении драйва клюшка должна касаться мяча уже при взлете, когда
головка клюшки уже проходит самую низкую свою точку и начинает
подниматься вверх, чтобы задать мячу хорошую траекторию полета. Поэтому
непосредственно перед выполнением драйва игровой мяч должен находиться
ближе к левой ноге, т.к. самая нижняя точка головки клюшки при ударе по
мячу находится примерно на одинаковом расстоянии между правой и левой
ногами, а затем начинает набирать высоту. В этот момент происходит
скользящее касание головки клюшки с поверхностью травы, т.е. клюшка не
должна врываться в землю, чтобы не происходило торможение скорости ее
разгона.
Удар первым номером или драйвером, как правило, отличается от
ударов, выполняющихся остальными номерами клюшек этого вида, а также от
всех остальных видов удара. Вопервых наиболее агрессивным выполнением
самого удара, вовторых перед ударом мяч устанавливается почти напротив
левой ноги, чтобы задать оптимальную траекторию полета мячу, ведь драйвер18
имеет очень маленький угол ударной поверхности, поэтому без подставки для
мяча драйвер применяют очень редко. Втретьих во время удара, как
правило, контакт головки клюшки с поверхностью травы отсутствует
полностью и, вчетвертых, игроками часто используется закрытая стойка при
ударе драйвером / 8 /, а также вес тела гольфиста может слегка переноситься
на правую ногу.
Второй вид удара включает в себя игру всеми номерами айронов.
Согласно английской терминологии, железо переводится как айрон(iron).
Поэтому этот вид удара имеет название "полный айрон". "Полный айрон"
выполняется из основной стойки, а само техическое действие удара основано
на базовом ударе, включающем в себя все 7 основных фаз /1/. Т.к. арсенал
железных клюшек достаточно велик и разнообразен и всегда используется при
игре на полях практически в полном составе, то полный набор, который
состоит из 11 клюшек, обычно делят на "длинные", "средние" и "короткие" /
12/. К"длинным" айронам относятся 4 клюшки, имеющие номера с 1го по 4
ый. В связи с тем, что каждому номеру клюшки соответствует своя дальность
полета мяча с определенной траекторией полета, которая задается разными
углами ударной поверхности, то диапазон дальности "длинных" айронов при
ударе лежит в пределах от 160 метров, а именно на такую дистанцию можно
послать мяч, используя 4ый номер железной клюшки, до 200 м эта
дальность полета мяча соответствует хорошему удару гольфиста высокой
квалификации, используя 1й номер клюшки. Итак, можно сказать, что
"длинные" айроны относятся к числу тех клюшек, при использовании которых
мяч преодолевает от максимальных до значительных дистанций, которые
только можно выполнить железными клюшками. Основной задачей при
использовании "длинных" айронов, как правило, является сокращение
больших расстояний поля мячом за один удар с относительной точностью, то
есть мяч должен остаться в пределах игрового поля с целью максимального
приближения мяча к лунке. Для наибольшего эффекта при выполнении этого19
непосредственно перед
вида удара существует несколько особенностей:
ударом "длинной" клюшкой мяч устанавливается ближе к левой ноге игрока,
такое положение мяча свойственно всем ударам на большие расстояния
независимо от того, каким видом клюшек гольфист пользуется, либо
"длинным" айроном, либо вудом, т.к. углы ударных поверхностей головок
этих клюшек достаточно малы. Задавая невысокую траекторию полета мяча,
также отличием будет являться наиболее агрессивный разворот туловища во
время выполнения удара по мячу. Эта особенность присуща как "длинным"
айронам, так и вудам / 22 /. Также надо отметить, что очень важно при таком
ударе сочетать агрессивный разворот туловища для того, чтобы создать
большую скорость вращения и передать эту энергию мячу, с расслабленными
руками и достаточно большой подвижностью в лучезапястном суставе. Т.е.
должно быть оптимальное сочетание мощности разворота туловища и
хлесткости рук, именно такое сочетание и обеспечивает нужную дальность
полета мяча, используя все возможности "длинных" клюшек. На этот счет в
гольфе существует такое понятие как умение "вложиться" в удар, которое
вырабатывается за счет долгих и регулярных тренировок. Поэтому
использование "длинных" айронов в игровой практике могут позволить себе
достаточно тренированные гольфисты среднего и высокого уровня игры,
которые обладают достаточно высокой техникой выполнения ударов, т.е.
такой уровень игроков, у которых хорошо развито умение "вкладываться" в
удар. 1й и 2й номер железных клюшек представляют собой наибольшую
сложность, т.к. при использовании этих номеров слишком высока вероятность
ошибки при ударе и поэтому эти айроны практически не применяются
гольфистами, вплоть до профессионального уровня.
К числу "средних" клюшек, входящих в арсенал айронов, выполняющих
удар на "среднее" расстояние, относятся 3 клюшки, имеющие номера 5 айрон,
6 айрон и 7 айрон. Диапазон дальности полета мяча "средних" клюшек
находится в пределах от 125 м эта дальность полета мяча соответствует20
седьмому номеру айронов, до 150 м эта длина полета мяча соответствует
пятому номеру железных клюшек. (Нужно пояснить, что когда идет речь о
дальности полета мяча, то имеется в виду не только то расстояние, которое
мяч преодолевает, находясь в воздухе после произведенного удара игроком, а
также и расстояние, которое мяч прокатывается, продолжая двигаться по
инерции после своего приземления по земле.Таким образом, если, например,
шестому номеру соответствует дальность полета мяча, равная 140 м, то под
этим понимается полное расстояние, которое преодолел мяч от места
выполнения удара данной клюшкой до места полной остановки мяча).
Основными задачами при использовании железных клюшек,
выполняющих удар на средние расстояния, будет являться преодоление
мячом нужного расстояния, которое определяется точными знаниями
расстояния от мяча до лунки, которое выясняется игроком при помощи
маркеров дальности, установленных на каждой лунке гольфполя, и
правильным выбором нужного номера клюшки, которая соответствует этому
расстоянию; вместе с этим, удар должен быть произведен более прицельно.
Хорошим ударом при использовании игроками "средних" айронов будет
являться удар, выполненный на нужное расстояние в пределах лужайки, на
которой размещается лунка, в которой находится флаг. Флаг очень важная
деталь в гольфе, он помогает гольфистам определять местоположение лунки
на лужайке для того, чтобы произвести более прицельный удар. Лужайка в
гольфе, согласно английской терминологии, имеет название грин (green). Грин
представляет собой площадку относительно небольших размеров, которая
имеет овальную форму с густо засеянной коротко постриженной травой более
высокого сорта, чем трава, которой засеивается основная часть игрового
гольфполя.
Хорошим ударом при использовании "средних" айронов считается тот,
после выполнения которого мяч останавливается в пределах грина. Если мяч
после удара не останавливается на грине, есть большая вероятность того, что21
игровой мяч может попасть в искусственное препятствие, представляющее
собой специально вырытые ямы, наполненные песком, которые, согласно
терминологии гольфа, имеют название банкер(bunker), выбить мяч из которых
представляет собой достаточно большую сложность для гольфиста любого
уровня игры. Техника выполнения удара при использовании "средних"
айронов, основанная на базовом ударе, производится за счет активного
разворота туловища игрока. Очень важно при этом хорошо провести руки с
клюшкой вперед после непосредственного контакта с мячом, задавая
правильное направление мячу. Это возможно только благодаря сочетанию
активного разворота бедер и плеч игрока с "легкими" расслабленными руками
и достаточной подвижностью в лучезапястном суставе для обеспечения
хлесткости удара. Непосредственно перед выполнением удара с дальностью
полета мяча на расстояние от 125 м до 150 м мяч должен занимать положение,
которое находится в пределах от нейтрального, т.е. на одинаковом
расстоянии от правой и левой ноги игрока, занявшего основную стойку, из
которой выполняется удар по мячу, до той точки, которая находится на
одинаковом расстоянии от левой ноги игрока до нейтрального положения.
Такое положение мяча, располагающееся в данных пределах, дает
возможность игроку наилучшим образом снимать мяч с поверхности травы,
т.е. обеспечивает наилучший контакт головки клюшки с игровым мячом во
время удара.
В арсенал "коротких" айронов включено 4 клюшки, которые в
зависимости от своих особенностей могут выполнить удар, который
производится гольфистами на основе базового удара на расстояния, не
превышающие предел в 120 м. Минимальное расстояние полета мяча для
удара "короткими" клюшками, которое может выполнить гольфист с полной
амплитудой движения, используя самую "короткую" клюшку, входящую в
число 4х и имеющую название SW, соответствует 80 м. "Короткие" клюшки
имеют следующие номера и названия: 8 айрон, 9 айрон, PW и SW. Основной22
задачей при использовании этих айронов будет являться прицельное
выполнение удара, при этом посланный игроком мяч должен остаться в
пределах лужайки с флагом (грин).
При этом мяч должен избежать всех препятствий в виде водной
преграды, либо деревьев, преграждающих путь, либо специальных ям,
наполненных песком (банкер), и остановиться как можно ближе к лунке. Для
того чтобы достичь такого высокого результата при ударе на "короткие"
расстояния, гольфист должен хорошо подготовиться к удару, т.е. сделать
имитацию движения предстоящего удара и правильно прицелиться. Техника
выполнения при использовании "коротких" айронов на расстояние от мяча до
лунки в пределах от 120 м до 80 м будет отличаться от ударов на "средние" и
тем более на "длинные" расстояния, используя при этом соответствующие
номера клюшек менее активным разворотом туловища в более спокойном
ритме, что позволяет игроку выполнить наиболее контролируемый удар. Все
эти особенности помогут игроку произвести техническое действие, не
провоцируя появление ошибки, что может оказать влияние на дальность и на
направление полета мяча при ударе. Т.е. можно сказать, что, используя
клюшки для удара на "короткие" расстояния, рекомендуется игрокам делать
акцент на высокую точность выполнения удара, т.к. это напрямую связано с
качеством этого удара.
Непосредственно перед ударом на "короткие" расстояния
рекомендуется устанавливать игровой мяч в более нейтральном, т.е. в том
месте, где примерно располагается самая нижняя точка прохождения головки
клюшки, используемой при данном ударе. Это место несложно визуально
определить, когда игрок перед ударом делает имитацию предстоящего удара
без мяча, то местоположение самой нижней точки прохождения головки
клюшки при воспроизведении базового технического действия, после
прохождения которой, клюшка начинает двигаться вверх, описывая
окружность, будет сопровождаться характерным звуком. Звук получается в23
результате скользящего касания головки клюшки, находящейся в движении, о
поверхность травы. Такой незначительный контакт клюшки с травой
необходим при имитации и именно в том месте, где предположительно
должен находиться мяч, т.е. в нейтральном положении между правой и левой
ногой игрока, находящегося в основной стойке, т.к. при непосредственном
ударе по мячу эти две особенности позволят игроку хорошо "снять" мяч с
поверхности земли, задавая игровому мячу нужную траекторию полета,
которая соответствует номеру той клюшки, с помощью которой
осуществляется данный удар.
К следующему, третьему, виду ударов относится так называемая
"короткая" игра. Игроки достаточно часто пользуются этим видом ударов в
игровой практике, когда по разным причинам, выполняя предыдущий удар,
используя при этом, как правило, одну из клюшек, которой можно послать
мяч на большие или значительные расстояния, при этом мяч либо не добирает
нужной дальности полета до лунки, либо он сворачивает с намеченного курса,
т.е. по любой причине мяч не достигает грина с лункой, но в то же время не
попадает в яму с песком, на этот случай существует другой вид удара, о
котором пойдет речь позже.
Короткая игра включает в себя 4 разных удара, которые различаются по
технике исполнения и выбору клюшки в зависимости от того, на каком
расстоянии от грина лежит мяч в пределах игрового поля. Также нужно
отметить, что из 4х различных ударов, из которых состоит короткая игра,
выделяют 2 основных удара /8/. Согласно английской терминологии гольфа,
они имеют название чипинг и питчинг. 2 остальных удара, имеющие названия в
гольфе "бамп энд ран" и "свеча", лежат в основе чипинга и пичинга.
Чип это короткий удар, выполняется, когда мяч лежит на достаточно
небольшом расстоянии до начала грина, на котором располагается лунка. В
зависимости от удаленности игрового мяча от начала грина чипинг
различается на низкий и высокий удар. Чипинг выполняется вейджами или24
айронами, номера которых выбираются игроком в зависимости от конкретной
игровой ситуации. Если игровой мяч лежит достаточно близко к грину, а
лунка расположена ближе к середине или концу грина, данная игровая
ситуация должна сочетать в себе короткое расстояние от мяча до начала
грина со сравнительно большим расстоянием от начала грина до лунки, то в
этом случае гольфист может применить низкий чип, который определяется
номерами используемых при этом айронов. Низкий чип выполняется
айронами, которые имеют небольшие углы ударных поверхностей, начиная с 7
номера и вплоть до 1 номера. При этом мячу задается низкая траектория с
короткой фазой полета, которая нужна только для того, чтобы посланный к
лунке мяч преодолел расстояние от его прежнего положения до начала грина
по воздуху, после чего мяч преодолевает основное расстояние до цели,
продолжая катиться по поверхности грина. Очень важно при выполнении
чипа, чтобы игровой мяч сделал свое первое касание с землей именно в
пределах грина, а не на игровом поле. Грин имеет более ровную поверхность с
коротко постриженной травой, чем игровое поле (fairway), поэтому после
касания игрового мяча с поверхностью грина он хорошо катится с заданной
скоростью, не меняя своего направления, т.е. грин оказывает наименьшее
воздействие на движущийся к лунке мяч.
Высокий чип применяется, когда игровой мяч занимает более удаленное
положение от начала грина. В этом случае гольфисты используют клюшки с
большими углами ударных поверхностей, т.е. SW, PW или другие вейджи.
При выполнении такого чипа мячу задается более высокая траектория полета,
при этом он преодолевает более значительное расстояние по воздуху и так же,
как и в первом случае, посланный игроком мяч должен сделать свое первое
касание в пределах грина с более короткой фазой прокатывания.
Удар "бамп энд ран" в точности копирует технику выполнения удара,
используемого при низком и высоком чипе. Разница заключается лишь в том,
что игровой мяч занимает более удаленное положение от начала грина, чем25
при высоком чипе, а возможность выполнения навесного удара, который при
солидных расстояниях от игрового мяча до начала грина в короткой игре
наиболее эффективен, отсутствует в сложившейся игровой ситуации.
Например, когда мяч останавливается после выполненного предыдущего
удара под деревом. Главным отличием "чипа" от "бамп энд ран" заключается в
том, что амплитуда замаха будет больше, она регулируется игроком в
зависимости от расстояния до лунки. Непосредственно после выполнения
удара мяч сначала прыгает по фэрвею, сокращая нужное расстояние в
заданном направлении, а затем выкатывается на грин, стараясь остановиться
как можно ближе к лунке.
Удары "пич" и "свеча" используются в тех случаях, если расстояние от
игрового мяча составляет менее 60 м. Следовательно, при этом нельзя
применять удар с полной амплитудой движения. В этом случае в гольфе
существует понятие "мерить удар" за счет уменьшения амплитуды движения.
Наряду с этим мячу задается высокая траектория полета применяя айроны,
которые имеют самые большие углы ударных поверхностей, потому что очень
часто в игровой практике встречаются такие ситуации, в которых нужно не
только точно промерить удар до лунки, но чтобы при этом игровой мяч
обошел по воздуху различного рода препятствия, преграждающие ему путь.
Удары из песка применяются гольфистами в случае попадания игрового
мяча в банкер. В гольфе различают 2 вида банкеров: фэрвейбанкер и грин
банкер. Фэрвейбанкеры располагаются на достаточно больших расстояниях
от грина. В этой игровой ситуации основная задача для гольфиста выбить
мяч из песка и при этом сократить необходимое расстояние до грина с
лункой. Удар выполняется на основе базового свинга, при этом мяч должен
чисто "сниматься" клюшкой, не врываясь в песок, так как при этом теряется
скорость разгона клюшки, оказывая влияние на полет мяча. Гринбанкер
имеет такое название, потому что он или они располагаются в
непосредственной близости от грина, усложняя выполнение прицельного26
удара на грин. Если мяч попадает в гринбанкер, то главной задачей для
игрока будет являться выбить мяч из банкера, при этом чтобы он остановился
как можно ближе к лунке. Для выполнения удара из гринбанкера
применяется специальная железная клюшка, имеющая название SW или вейдж
/8/.
Во время выполнения удара из песка SW должен врываться в песок в
нескольких сантиметрах от игрового мяча, при этом на поверхности песка под
мячом образуется "взрыв", который выбрасывает его в заданном направлении.
Такой способ игры из гринбанкера является достаточно сложным, но
наиболее эффективным.
Патт единственный удар, при котором отсутствует фаза полета мяча.
Выполняется при положении мяча на грин, либо в непосредственной близости
от него. Патт делят на длинный, средний и короткий в зависимости от
расстояния до лунки /20/. При этом сила удара регулируется игроком за счет
изменения амплитуды движения. Техника выполнения патта представляет
собой маятникообразное движение, которое осуществляется за счет плеч.
Руки гольфиста, которые держат клюшку при этом, выполняют пассивное
движение с плечами, сохраняя свое исходное положение. Касание головки
клюшки с мячом должно происходить на расстоянии нескольких сантиметров
от поверхности грина, чтобы избегать касания головки клюшки но земле. Для
того чтобы попасть в лунку на грине, нужно выполнить в точности две вещи:
рассчитать силу удара и правильно прицелиться. Поэтому перед ударом
игроку нужно точно знать, есть ли на пути мяча какие либо наклоны, для того
чтобы выполнить относительно этого прицел, сделать имитацию удара,
которая предположительно соответствует данному расстоянию до лунки.
Короткий патт определяется расстоянием до лунки не более 1,2 м. В этой
игровой ситуации главная задача для игрока – точно поразить лунку за один
удар. Средний патт определяется расстоянием до лунки – не более 3,5 м., при
этом мяч, если и не попадает в лунку при ударе, должен остановится в27
непосредственной близости от нее. Длинному патту соответствует любое
расстояние до лунки более 3,5 м в пределах грина. В данном случае основной
задачей будет являться приближение мяча к лунке, чтобы следующем ударом
наверняка поразить лунку.
Удары из нестандартных положений выполняются из положений, сильно
затрудненных или полностью исключающих выполнение движения свинга или
занятия положения, соответствующего основной стойке. Такой вид удара
применяется в случае, если игровой мяч находится на весу, или в конкретной
игровой ситуации можно использовать только правостороннюю стойку, либо
стойку спиной вперед, а также удары изпод низких веток. Из этого следует,
что удары из нестандартных положений только частично содержат элемент
базового свинга. Если на поле возникает такая сложная ситуация, которая
возможно только в результате ошибки предыдущего удара, то главной задачей
при этом для гольфиста будет являться улучшить свою игровую ситуацию,
для того, чтобы продолжить нормальный ход игры.
Удары из нестандартной стойки включают в себя различные удары,
выполняемые с неровной поверхности игрового поля. В игровой практике
гольфисты могут столкнуться с любым из 4 видов наклонов: наклоны в
сторону (наблюдаются как левые, так и правые) и наклоны вперед и назад, то
есть игровой мяч может находиться как ниже уровня ног спортсмена, так и
наоборот. При выполнении такого вида удара очень важно для игрока, что
бы он занял игровую стойку перпендикулярно тому участку поля, на котором
остановился мяч/9/. Это помогает игроку производить удары из
нестандартной стойки более эффективно.28
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью нашего исследования является проведение анализа соотношения
различных технических действий в процессе игровой практики у спортсменов
различной квалификации.
Задачи исследования:
Разработать классификацию ударов в гольфе (Таблица 2)
Разработать методику количественного анализа (оценки) соотношения
различных технических действий у гольфистов разной квалификации.
Собрать статистический материал по разработанной методике во время
соревновательной деятельности у спортсменов различной квалификации.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие основные
группы методов исследования:
Изучение и анализ литературных источников.
В процессе работы нами было изучено и проработано 23
литературных источника, изучение литературных источников
позволило нам ознакомиться с состоянием литературы по данному
вопросу. Однако нам не удалось обнаружить в имеющихся изданиях
детального анализа соревновательных действий в гольфе.
Следовательно, не обнаружено надежных данных о соотношении
различных технических действий в процессе игровой практики. В то
же время наличие такой информации представляется очень важным,
так как от него непосредственно будет зависеть рациональное
построение тренировочного процесса. Поэтому выбранную нами тему
для исследования мы считаем актуальной и современной.
Педагогические методы.
Изучение и анализ научнометодической литературы, педагогические29
наблюдения, анализ документов планирования, оценка соревновательной
деятельности, педагогические тестирование и эксперимент.
Педагогические наблюдения. Наблюдения за гольфистами различных
квалификаций проводились непосредственно во время тренировочной и
игровой практики. Это позволило нам получить первичную поверхностную
информацию об испытуемых. Наблюдая за деятельностью испытуемых на
тренировках, мы пытались также выяснить, на чем основываются гольфисты
различных квалификаций, чтобы их тренировочный процесс был наиболее
рациональным.
Анкетирование. Анкетирование это метод получения информации
путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных
вопросов анкеты.
Нами была разработана специальная анкета, в которой предлагалось
гольфистам различной квалификации во время соревновательной
деятельности расписывать общий результат, то есть количество ударов,
затраченное конкретным игроком на каждой из лунок по их видам и заносить
эту информацию в конкретные столбцы анкеты в цифры. Анкета рассчитана
на один раунд игры, то есть на 18 лунок. После того, как анкета полностью
заполняется по завершению игры по ней можно определить, какие виды
ударов, и в каком количестве конкретный игрок использовал на любой из
лунок, входящих в число 18.
Методы математической статистики,
Достоверность полученных результатов обеспечена методологической
базой исследования, адекватностью используемых методов задачам,
достаточным объемом экспериментальных материалов, репрезентативностью
выборок испытуемых и корректностью статистической обработки
эмпирических данных.
Организация исследований.30
Экспериментальные исследования осуществлены в три основных этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась научнометодическая
литература по гольфу, проводилось комплексное изучение структуры
функциональной подготовленности гольфистовюниоров и игроков из сборной
России.
На втором этапе были обоснованы и разработаны экспериментальные
технологии целевой подготовки юных гольфистов, целенаправленная психо
функциональная подготовка. Был организован и проведен ряд педагогических
экспериментов с целью выяснения эффективности разработанных технологий.
На третьем этапе критически проанализированы результаты
педагогических наблюдений, материалов собственных экспериментальных
исследований, обобщены данные научнометодической литературы, а также
сведения из директивных и рабочих документов планирования учебно
тренировочного процесса в гольфе, обоснована и разработана технология
целевой подготовки юных гольфистов, сформулированы ведущая концепция и
основные положения работы.
Анкета, которую заполняли гольфисты приведена в Таблице 1.31
Таблица 1. Анкета.
IRON
Короткая
игра
Песок
Патт
E
L
r
a
p
p
c
/
h
T
L
U
S
E
R
D
O
O
W
й
ы
н
н
и
л
д
й
и
н
д
е
р
с
й
и
к
т
о
р
о
к
п
и
Ч
ч
т
и
П
й
о
г
у
р
Д
б
\
й
е
в
р
е
ф
б
\
н
и
р
г
й
ы
н
н
и
л
д
й
и
н
д
е
р
с
й
и
к
т
о
р
о
к
е
ы
н
т
р
а
д
н
а
т
с
е
Н
я
и
н
е
ж
о
л
о
п
я
а
н
т
р
а
д
н
а
т
с
е
Н
а
к
й
о
т
с32
Первый столбец анкеты показывает нумерацию лунок в той
последовательности, в которой они расположены на поле, т.е. гольфист в
игровой практике должен сыграть 18 лунок в установленной
последовательности. Второй столбец анкеты показывает установленные
теоретические нормативы ударов на каждой из лунок. Каждая из лунок в
зависимости от своей протяженности (имеется в виду общее расстояние от
места старта до лунки) может иметь норматив, который согласно
терминологии гольфа обозначается как PAR(пар), от 3 ударов на коротких
лунках до 5 ударов на длинных лунках. Нужно отметить, нормативы очень
жесткие, но вполне реальные. Сумма нормативов всех 18 лунок должна
соответствовать числу 72. Это говорит о том, что данное поле для гольфа
стандартное. Следующий столбец в анкете отведен для того, чтобы показать
уровни сложности каждой из лунки. Согласно терминологии гольфа уровень
сложности имеет название гандикап (Н/СР), который выражается в цифрах.
Чем ниже цифры гандикапа на лунке, тем сложнее игрокам выполнить
установленный на этой лунке норматив (PAR). Обычно сложные лунки с
низким гандикапом имеют большое число различного рода препятствий.
Следующий столбец отведен для записи в него общего количества ударов,
затраченное игроком на каждой из лунок. И наконец, остальные семь столбцов
отведены под конкретные виды ударов. Сначала идет столбец, отведенный
для ударов вудами, имеющий название “WOOD”. Затем столбец для ударов в
полный замах айронами, он имеет название “IRON”. Внутри этого столбца
есть три разделения на "длинный", "средний", "короткий" удар в зависимости
от номера айрона, который применяется в данной игровой ситуации. Столбец
"короткая игра" также разделяется на три отдела: "чип", "пич", а также
"другие", к которым относятся удары "свеча" и "бамб энд ран". Т.к. эти удары
в игровой практике применяются достаточно редко, то их можно объединить
в один раздел. Столбец, имеющий название "песок" включает в себя игру из33
песочных препятствий, которая также разделена на "фэрвейбанкер", если
удар выполняется из банкера, который находится на достаточно большом
расстоянии от грина с лункой; и "гринбанкер", если удар выполняется из
банкера, расположенного в непосредственной близости от грина с лункой.
Столбец "патт" тоже подразделяется в анкете на "длинный", "средний",
"короткий" удар. Каждому подразделу этого вида ударов отведен отдельный
столбец в нашей анкете. Остальные два столбца анкеты имеют названия
"нестандартные положения" и "нестандартная стойка", которые также
используются игроками в соревновательной деятельности в зависимости от
конкретной игровой ситуации.
После окончания одного раунда игры, т.е. после прохождения 18 лунок
от испытуемого требуется подсчет общего количества ударов, которые он
затратил на 18 лунках. Это производится путем сложения полученных
результатов на каждой из лунок.
Метод математической статистики. По окончанию заполнения анкеты
полученные данные обрабатывались следующим образом: сначала путем
сложения всех полученных цифр по каждому виду удара на протяжении всех
18 лунок получали итоговые числа. Эти числа по каждому виду удара
складывались между собой, и суммарный показатель сопоставляли с общим
количеством ударов, которое было затрачено на прохождение одного раунда
игры. Если две эти суммы совпадали, то это говорило о точности заполнения
анкеты испытуемым.
Затем определялось процентное соотношение каждого технического
действия по итоговым показателям. Общее количество ударов, затраченное
конкретным игроком на преодоление 18 лунок, приводилось к 100%. После
этого определялось, какой процент от общего количества ударов в
соревновательной деятельности занимают технические действия по
отдельности по следующей формуле:
X=Z/Y*100%,34
где Z итоговое количество ударов конкретного технического действия;
Y общее количество ударов, затраченное на прохождение 18 лунок
конкретным игроком
X обозначает, какой процент от общего количества ударов,
приведенного к 100%, занимает данный вид удара
Таким образом, подсчитывается, какой процент составляет каждый вид
удара от итогового результата ударов.
Организация исследования. Исследование проводилось на гольфистах
тренирующихся в гольфклубе
различных игровых квалификаций,
«ЛеМеридиенМоскоу Кантри Клаб», который находится в Нахабино.
Всего в исследовании приняло участие 20 гольфистов.
Нужно пояснить, что в гольфе спортсменам только недавно стали
начисляться разряды. И до сих пор самый точный и популярный показатель
уровня игры гандикап, который выражается в цифрах. Чем ниже гандикап
игрока, тем выше его уровень игры. Самый высокий гандикап 36, который
дается начинающим игрокам. Самый низкий гандикап 0 и ниже, который
соответствует профессиональному уровню игры. Для простоты определения
все испытуемые с разными гандикапами были распределены на пять групп.
В первую группу вошли четыре гольфиста, имеющие гандикап от 36 до
24.
18.
Во вторую группу вошли также четыре гольфиста с гандикапом от 24 до
Третья группа состояла из трех игроков с гандикапом от 18 до 10.
В четвертую группу вошли пять игроков с гандикапом от 10 до 4.
В пятую группу вошли четыре игрока с гандикапом от 4 до 0.
Наше исследование проводилось на игровом поле в Нахабино. Все
данные по гольф полю находятся в игровой карточке (SCORECARD), для
занесения в нее результатов игры, которая представлена в Приложении 1.
Карточка поля (Приложение 1) содержит в себе следующие данные:35
первый столбец содержит нумерацию игровых лунок в определенной
последовательности, во втором столбце отражены нормативы игры (par),
установленный на каждый из лунок, входящих в состав 18; третий столбец
карточки демонстрирует уровни сложности на каждый из лунок (Н/СР),
выражающийся в цифрах. Следующие четыре столбца, каждый из которых
имеет название (BLACK, BLUE, WHITE, RED), что означает черный, голубой,
белый и красный. Гольфистам разной игровой квалификации соответствуют
свой цвет стартовых мест на каждой из лунок. Чем выше уровень игрока, тем
больше расстояние от конкретного места старта до лунки. У игроков
профессионального уровня общее расстояние от tee черного цвета до лунки
Цифры черного столбца демонстрируют общую
самые большие.
протяженность каждой из лунок, которые нужно преодолеть профессионалам
в соревновательной деятельности. Голубой цвет соответствует среднему
уровню гольфистов и, следовательно, расстояние до лунок меньше. Белый
цвет tee место старта начинающих гольфистов, и их расстояние на каждой
лунке соответственно менее значительно. Самая короткая протяженность
лунок при игре на полях у женщин, которым соответствуют красные места
стартов. Все дистанции в карточке поля указаны в метрах. Последний столбец
карточки отведен для того, чтобы игрок вел свой счет, указывая общее
количество ударов на каждой из лунок. По окончании игры подсчитываются
суммарные показатели ударов на протяжении 18 лунок.
Эксперимент проводился на протяжении одного игрового сезона,
который начинается в начале мая и заканчивается в октябре. Каждому из
игроков своей группы, участвовавшему в эксперименте предлагалось
заполнить специально разработанную анкету с детальным разбором общего
количества ударов, затраченных на прохождение 18 лунок по конкретным
видам технических действий на протяжении участия в пяти различных
соревнованиях, в которых он играл. В результате каждый исследуемый
должен был сдать несколько (как правило, не менее пяти) правильно36
заполненных анкет, которые содержали информацию об игре каждого раунда
конкретного гольфиста, относящегося к одной из групп.
Такое достаточно большое число испытуемых, каждый из которых
должен был заполнить и сдать несколько анкет, необходимо было для
эксперимента, для того, чтобы после обработки материалов анкет, получить
наиболее достоверную информацию каждой из групп и в соответствии с этим
дать игрокам различных игровых квалификаций более объективные
рекомендации.37
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Таблица 2. Классификация ударов в гольфе
N
ВИД
N
УДАРА
1Удар
«Айрон»
ВИД
ИЛИ
НОМЕР
1I4I
длинный
5I7I
средний
8ISWкороткий
НАЗНАЧЕНИЕ
ИГРОВАЯ
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И
УДАРА
СИТУАЦИЯ
ХАРАКТЕРНЫЕ
Стартовая
площадка «ти»
или «фэрвей»
Сокращение
больших и
значительных
расстояний поля, а
также удары на
конкретное
расстояние
РАЗЛИЧИЯ
Удар основан на базовом
свинге: основная стойка
гольфиста, исходное
положение мяча варьируется
в зависимости от номера
клюшки (чем длиннее
клюшка, тем левее исходное
положение мяча)
Удар основан на базовом
2«Драйв»
1W, 3W, 5W
Сокращение
Стартовая
максимальных,
значительных и
площадка «ти»
или «фэрвей»
свинге: широкая стойка,
исходное положение мяча
больших расстояний
поля
для 1W напротив пятки
левой стопы, ведение
клюшки по широкой
амплитуде, более активный
3«Питч»
Разновидное
тиведжэй: PW,
Выполнение
короткого
Вокруг грина
на коротком
и мощный мах
Удар основан на базовом
свинге: более узкая и
SW, LW
прицельного
навесного удара
расстоянии до
цели
возможно открытая стойка,
исходное положение мяча
посередине, не полный
крутой V образный замах,
величина замаха
определяется конкретным
расстоянием до цели, также
может выполняться без
добавления кистей при
замахе. Нет переката кистей38
1.выполнение
короткого
прицельного
навесного удара
Песчаные
ловушки
для мяча
«грин
1 .Удар основан на
«питчинге» для игры из
«гринбанкеров»: и.п. мяча
ближе к левой ноге,
2. выполнение удара
на приближение или
банкеры» и
«фэрвей
открытая стойка и головка
клюшки, которая не
на конкретное
расстояние до цели
банкеры»
4Удары из
«бункера»
SW, LW
для “грин
банкеров";
Любой
айрон,
возможно
“вуд” для
“фэрвей
банкоров"
заземляется, замах
выполняется параллельно
ногам, удар «сплеш».
2.Удар основан на базовом
«свинге» для игры из
«фервейбанкеров»:
основная стойка, клюшка до
удара не заземляется, и.п.
мяча по середине или ближе
к правой ноге.
Удар основан на «паттинге»:
совершенно иное
5Удар
«Патт»
«паттер»
Завершающее
закатывание мяча в
«грин», либо
воротник
лунку
«грина»
«френч»
техническое действие
выполняется по принципу
маятника, который образуют
плечевой пояс, правая и
левая руки и сама клюшка.
При ударе нет фазы полёта
мяча. Удар выполняется
только плечевым поясом,
остальные части тела не
подвижны.
6Удар «Чип» Айроны:911
Выполнение низкого
прицельного
Воротник
грина
Удар основан на «паттинге»
кроме: в исходном
короткого удара
«френч», или
«фэрвей»
положении вес тяжести
смещён на левую ногу,
стойка слегка открыта,
исходное положение мяча
по середине3940
В результате проведенных исследований получены следующие
7Удары из
нестандарт
ной стойки
Любой «айрон»
Либо удар на
или «вуд»
приближение,
либо
прицельный
удар
Игра с
наклонов
на поле:
вперёд,
назад,
вправо,
влево
8Удары из
нестандарт
ного
Как правило,
Улучшение
любой номер
подходящего
сложной
игровой
Сложные
игровые
ситуации,
Удар может быть основан на
«свинге», или на
«питчинге».или на
«паттинге» в зависимости от
игровой ситуации: в и.п.
стойку следует занимать
перпендикулярно той
наклонной поверхности, с
которой предстоит
выполнять удар.
Удары, содержащие
элементы техники всех выше
рассмотренных ударов,
положения
«айрона»
мяча
ситуации для
продолжения
нормального
хода игры
сильно
затрудняющие
которые в конкретной
игровой ситуации могут
или
исключающие
быть более удобны для
выполнения или единственно
Любой «айрон»
Выполнение
или«вуд»
обводящих
ударов для
преодоления
искусственных
или
естественных
применение
стандартных
Ситуация, в
возможные
Удар, основанный на
которой на
пути
базовом свинге с разницей в
стойке (открытая или
прямого
полета
закрытая4), хват (обычный,
сильный или слабый) и
мяча к цели
находится
исходном
положении мяча (смещается
вертикальных
препятствий на
дерево,
кустарник
ближе к левой или к правой
ноге, чтобы послать мяч с
поле, снижение
влияния ветра на
или
сооружение,
завышенной или с
заниженной траекторией
игру
сделанноечело
веком.
полета)
Ветреная
погода
9Специальные
удары с
разной
траекторией
полета мяча
(дро, фэйд,
слайс, хук,
панчудар с
заниженной
траекторией
полета
мяча, удар с
завышенной
траекторией
показатели:
В первой группе было исследовано четыре игрока, которые преодолели41
22 раунда игры и в итоге они, соответственно, заполнилии сдали двадцать две
анкеты, каждая из которых была рассчитана на один раунд игры. При этом
гольфисты выполнили 2376 ударов.
Вторая группа игроков, участвовавшая в исследовании, состояла также
из четырех гольфистов, которые, в свою очередь, также в общей сложности
провели 22 раунда и соответственно сдали двадцать две анкеты. При этом
было обработано общее количество ударов, составляющее число 2112.
Третья группа испытуемых состояла из трех спортсменов. Они провели
в общей сложности 16 раундов игры, затратив при этом в сумме 1392 удара.
Пять игроков составляли четвертую группу, которые заполняли анкеты
на протяжении 25 раундов игры. В общей сложности гольфисты этой
квалификационной группы затратили 2011 удар.
Пятая, последняя группа исследуемых включала в себя четырех
игроков, соответствующего уровня игры, которые в результате сыграли 18
раундов, в преодолении которых было использовано 1296 различных ударов.
Общее количество по каждой квалификационной группе было
расписано по конкретным видам ударов, которые представлены в Таблице 3.
Таблица 3.Соотношение различных технических действий в42
соревновательной деятельности у гольфистов различной квалификации.
Виды
технических
действий
драйв
hсp
3624
hсp
2418
462 уд.
396 уд.
айрон
дл.
ср.
кор.
короткая чип
игра
питч
др.
198 уд.
110 уд.
88 уд.
88 уд.
110 уд.
0 уд.
удары
из песка гр.б.
фер.б. 88 уд.
220 уд.
патт
дл.
ср,
кор.
нест. полож.
нест. стойка
242 уд.
286 уд.
352 уд.
132 уд.
198 уд.
176 уд.
110 уд.
88 уд.
88 уд.
44 уд.
44 уд.
88 уд.
110 уд.
176 уд.
308 уд.
374 уд.
110 уд.
154 уд.
hсp
1810
224 уд.
80 уд.
128 уд.
48 уд.
80 уд.
32 уд.
48 уд.
64 уд.
112 уд.
64 уд.
192 уд.
256 уд.
64 уд.
112 уд.
hсp
104
400 уд.
200 уд.
100 уд.
125 уд.
50 уд.
50 уд.
50 уд.
50 уд.
150 уд.
75 уд.
300 уд.
375 уд.
50 уд.
125 уд.
hсp
40
234 уд.
144 уд.
144 уд.
18 уд.
54 уд.
36 уд.
36 уд.
54 уд.
72 уд.
90 уд.
162 уд.
252 уд.
18 уд.
108 уд.
Для проведения анализа сравнительных значений по каждой ква
лификационной группе мы использовали такой показатель как долю
конкретного типа ударов от общего результата, выраженной в процентах.
Результаты представлены в Таблице 4.43
Таблица 4 Соотношение различных технических действий в
соревновательной деятельности у гольфистов различной квалификации (в
процентах)
Виды ударов
Распределение игроков по квалификационным группам
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
Драйв
19.4%
18.7%
16.1%
20.3%
17.8%
Айрон
Корот
кая игра
Удары
из песка
Патт
дл
ср.
кор.
Чип
Патт
Др.
фер.б.
гр.б
Дл.
ср.
кор.
Нест. полож.
Нест. стойка
8.3%
4.6%
3.7%
3.7%
4.6%
0
3.7%
9.3%
10.2%
12.1%
14.8%
16.6%
8.3%
13.0%
37.1%
5.6%
8.3%
8.3%
5.2%
4.2%
4.2%
2.1%
2.1%
4.2%
5.2%
8.3%
14.6%
17.7%
17.7%
8.4%
9.4%
40.6%
5.2%
7.3%
5.7%
9.2%
3.4%
5.7%
2.3%
3.5%
4.6%
8.1%
4.6%
13.8%
18.4%
18.3%
11.5%
12.7%
36.8%
10%
5%
6.4%
2.5%
2.5%
2.5%
11%
0
3.8%
15%
19%
21.6%
7.5%
11%
38%
4.6%
8.1%
2.5%
7.6%
11%
11%
1.4%
4.1%
2.7%
2.7%
4.1%
5.5%
6.8%
12.3%
19.2%
1%
23.4%
9.5%
9.6%
38.3%
1%
8.2%
Примечание. Сумма всех ударов может превышать 100%, т.к. в
отдельных случаях удар может попадать сразу в две категории (напр., удар,
производимый из песка и с нестандартной стойкой).
1 ГРУППА
Детальный анализ по каждой квалификационной группе показал нам,
что у начинающих игроков, первой группы самый значительный процент от
общего результата имеет патт. Это связано в первую очередь с тем, что на
начальном этапе тренированности большее время уделяется разучиванию
таких видов ударов, которые основаны на базовом свинге и используются для
сокращения больших и значительных расстояний поля. В связи с этим патту
уделяется недостаточное время тренировочного процесса и поэтому большее44
количество ударов игроки расходуют при игре на грине. Достаточно большую
долю патта составляет длинный патт, который занимает самый большой
процент среди всех квалификационных групп. Это объясняется тем, что
гольфисты первой квалификационной группы слабо владеют такими видами
ударов, которые применяются в конкретной игровой ситуации с целью
максимального приближения мяча к лунке. И если после выполнения
соответствующих технических действий мяч останавливается пределах грина,
то, как правило, на расстояниях, соответствующих длинному, или в крайнем
случае, среднему патту от лунки. Самую большую долю патта внутри своей
группы занимает короткий патт, т.к. при выполнении патта включаются очень
тонкие мышечные ощущения, которые у игроков первой квалификационной
группы развиты довольно слабо. Поэтому, прежде чем мяч оказывается у
лунки на расстоянии в пределах грина, соответствующих длинному и
среднему пату, практически всегда наблюдается сочетание этих ударов с
коротким паттом, т.к. точность попадания в лунку при этом за один удар у
гольфистов первой группы очень низкая.
Также приличный процент игры занимает драйв, т.к. этот вид удара для
первой группы игроков является наиболее эффективным для преодоления
больших расстояний поля. Затем, по величине занимаемого процента от общей
игры в первой группе идет полный айрон, который в то же время является
самым низким процентом среди всех квалификационных групп. Это связано с
тем, что на данном этапе игроки отдают большее предпочтение вудам для
сокращения больших расстояний поля, чем длинным айронам, которыми
играть новичкам достаточно сложно, используя их возможности. За счет этого
увеличивается доля драйва, которая составляет 19.4% от общего результата,
что является достаточно большой величиной среди всех квалификационных
групп.
Большой процент игры занимает игра из песка, который является самым
высоким среди всех квалификационных групп. Это объясняется тем, что на45
данном уровне игры гольфисты делают много неточных ударов в направлении
грина. Также этот процент возрастает в связи с тем, что без хорошей
технической подготовки даже просто выбить мяч из песка представляет собой
определенную сложность, поэтому игрокам первой группы иногда не хватает
одного удара в данной игровой ситуации.
Низкий процент короткой игры в первой группе гольфистов
определяется небольшой долей чипа 3.7% и нулевой долей таких достаточно
специфических ударов, как "бамп энд ран" и "свеча", которые не
применяются на данном этапе в связи со сложностью их выполнения. Также
здесь мы наблюдаем высокий процент выполнения ударов из нестандартных
являющийся самым высоким процентом среди всех
положений,
квалификационных групп, это связано с низкой точностью выполнения
различного типа ударов.
Удары из нестандартной стойки от общей игры занимают достаточно
высокий процент, т.к. гольф поля, на которых проводились исследования,
согласно задуманному дизайну, имеют сложный рельеф на всей
протяженности от места старта до грина.
2 ГРУППА
Сумма больших долей среднего и короткого патта во второй
квалификационной группе в основном определяет высокий процент патта,
который также является самым большим процентом от общих результатов
игры среди всех пяти групп. Это связано с тем, что попадание на грин
увеличивается за счет возрастания точности, выполняемых ударов в
направлении грина.
Применение драйва в этой квалификационной группе во время
соревновательной деятельности уменьшается, при этом увеличивается
процент полных айронов, это связано с тем, что гольфисты начинают отдавать
предпочтение, с ростом спортивного мастерства игре длинными айронами,
которые, в свою очередь, частично заменяют игру вудами. Из этого следует,46
что, на данном этапе, игра длинными айронами является более надежной.
Для второй группы игроков характерен самый низкий процент игры из
песка по сравнению с остальными квалификационными группами. Это говорит
о том, что, на данном уровне, спортсмены ведут определенную тактику игры,
которая помогает им избегать попадания мяча в банкеры.
В связи с ростом точности при выполнении ударов в направлении грина
полными айронами низкая доля короткой игры в данной квалификационной
группе, только доля чипа остается достаточно большой.
Также мы наблюдаем небольшое снижение процента из нестандартных
положений в связи с более точными ударами различных видов.
Наблюдается небольшое снижение доли ударов с нестандартной
стойкой.
3 ГРУППА
В третьей квалификационной группе мы наблюдаем повышение
процента короткой игры, который составляет самый большой процент от
общего результата среди всех групп. Это можно объяснить тем, что с ростом
мастерства у гольфистов увеличивается сила удара, которая напрямую
связана с дальностью полета мяча, что помогает игрокам хорошо
приближаться к грину.
Также наблюдается очень низкий процент использования игроками
драйва. Это самый маленький процент от общего результата среди всех
квалификационных групп. Это связано с тем, что на некоторых средних по
протяженности лунках при выполнении первых ударов с места старта
гольфисты начинают отдавать предпочтение длинным айронам, вместо вудов.
При этом происходит незначительный проигрыш расстояния полета мяча, но
удар становится более стабильным.
За счет снижения процента драйва увеличивается процент
использования полных айронов, основную долю которых составляет средний
айрон. Это связано с возрастанием силы удара гольфистов, за счет чего47
происходит увеличение дальности полета мяча. Поэтому часть доли длинного
айрона переходит к среднему айрону.
В связи с тем, что третья группа имеет большой процент короткой игры,
и при этом возрастает с ростом мастерства точность выполнения ударов этого
вида, уменьшается количество ударов, выполняемых паттером.
Продолжается тенденция уменьшения ударов из нестандартных,
положений, связанная с ростом мастерства спортсменов процент игры из
нестандартной стойки остается достаточно стабильным.
4 ГРУППА
У игроков, входящих в эту группу, наблюдается резкое увеличение
процента игры драйвом. Это связано с переходом игроков на специально
отведенное для них место старта на каждой из лунок. За счет этого
увеличивается общее расстояние от лунки до места старта. Поэтому игрокам
приходится использовать больше ударов драйвом. Наряду с этим, вырастает
точность выполнения ударов этими видами клюшек, преодолевая большие
расстояния поля.
Вместе с ростом процента драйва постепенно увеличивается процент и
полных айронов, в первую очередь за счет повышения доли длинных айронов,
точность выполнения которыми достаточно высока в данной
квалификационной группе.
В связи с высокой точностью выполнения ударов полными айронами
определяется очень низкий процент короткой игры. Т.к., попадая часто на
грин, игрок минует применение видов ударов, относящихся к короткой игре.
Процент, который составляет короткая игра в данной квалификационной
группе является самым низким процентом от общего результата среди всех
групп.
Количество ударов из песка постепенно снижается в связи с ростом
мастерства гольфистов.
Доля патта увеличивается по сравнению с ранее рассмотренной48
квалификационной группой, т.к. процент в освоении патта остается
невысоким с ростом мастерства гольфистов по сравнению с остальными
видами ударов.
Наблюдается продолжение постепенного уменьшения процента ударов
из нестандартных положений, который напрямую зависит от роста мастерства
спортсменов.
Процент ударов из нестандартной стойки остается попрежнему
достаточно высоким.
5 ГРУППА
Игроков этой группы определяет очень высокий процент выполнения
ударов полными айронами. Это самый большой процент от общего результата
среди всех квалификационных групп. Во многом он складывается из самых
больших долей, среди всех групп гольфистов, которые составляют
использование длинных и средних клюшек айронов. Большая доля айронов
связана с достаточно частым применением первого и второго номера
железных клюшек, которые, вплоть, до этой квалификационной группы,
вплотную приближена к профессиональному уровню игры, либо не
применялись вовсе, либо использовались так редко, что практически не
влияли на общий процент этого вида ударов. Большая доля используемых
айронов, которые выполняют удар на средние расстояния, объясняется тем,
что, по мере роста мастерства спортсменов, сила удара продолжает
увеличиваться. Поэтому часть доли, которая раньше относилась к длинным
айронам или даже драйву, увеличила долю средних айронов у игроков данной
квалификационной группы.
В результате изложенного в предыдущем абзаце, очевидно, уменьшение
процента драйва от общего результата игры, т.к. гольфисты отдают свое
предпочтение такому виду ударов, как полный айрон.
Невысокий процент игры из песка говорит о том, что при выполнении
различного рода ударов в направлении грина гольфисты с низкими49
гандикапами игры обладают высокой точностью, минуя при этом песочные
"ловушки для мяча".
Наряду с уменьшением процента игры из банкеров увеличивается
процент короткой игры, который, в основном, определяется увеличением
долей применения чипа. Это говорит о том, что игроки умеют хорошо
приближаться к грину при выполнении различного рода технических
действий.
Достаточно высокий процент игры в пределах грина, который
определяют сумма долей длинного, среднего и, в основном, короткого патта.
Высокую долю короткого патта можно объяснить тем, что игроки этой
квалификационной группы обладают достаточно прицельным ударом при
использовании практически любого вида удара, чтобы после выполнения
соответствующего технического действия игровой мяч остановился в
непосредственной близости от лунки. Но в то же время наблюдается
достаточно стабильно высокий процент патта от общего результата во всех
квалификационных группах. Это говорит о том, что даже у гольфистов с
низкими гандикапами игры прогресс этого вида ударов развивается
недостаточно хорошо по сравнению с другими видами ударов, которые
постоянно меняют свой процент соотношения в процессе перехода
гольфистов из одной квалификационной группы в другую с ростом
мастерства.
Игроков пятой группы определяет также самый низкий процент среди
всех квалификационных групп от общего результата игры удары из
нестандартных положений. Это может свидетельствовать лишь о том, что
гольфисты с ростом мастерства реже попадают в сложные игровые ситуации,
т.к. при выполнении различных видов ударов в соревновательной
деятельности допускают меньше технических и тактических ошибок.
Достаточно ровный процент используемых ударов из нестандартной
стойки во всех квалификационных группах говорит о том, что это в первую50
очередь зависит от особенностей конкретного игрового поля, а не от роста
спортивного мастерства игроков.51
ВЫВОДЫ
1.
В ходе проведения исследований была разработана
классификация ударов в гольфе (см.таблицу 2)
2.
Разработана методика количественного анализа соотношения
различных действий у гольфистов различной квалификации. Предлагаемая
анкета в сочетании с карточкой данного игрового поля (SCORECARD) может
быть использована для оценки соотношения различных технических действий
у конкретных игроков, относящихся к разным квалификационным группам и
анализа динамики этих показателей с ростом спортивного мастерства.
3.
Для различных квалификационных групп характерны различные
соотношения технических действий в соревновательной деятельности. Для
всех игровых групп наиболее значительным элементом остается такой вид
удара, как патт, в связи с чем, ему должно уделяться значительно большее
внимание при планировании тренировочного процесса, чем наблюдается на
практике. По мере роста квалификации игроков наблюдаются две устойчивые
тенденции: увеличение доли от общего результата игры ударов полными
айронами и уменьшение доли ударов из нестандартных положений.52
Список литературы
1. Бранчуков С. В., Федоров Е.Н., Николов А. Л., Спицин С.А.,
Федоров В. И. Азбука Гольфа: пособие для начинающих
гольфистов. С.Пб.: АДИАМ+ ДЕАН, 1997.
2. Донской Д. Д. Биомеханика физических упражнений: Учебное
пособие. М.: Физкультура и Спорт, 1958. 227 с.
3. Донской Д. Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М.:
Физкультура и Спорт, 1971. 287 с.
4. Донской Д. Д., Зациорский В.М. Биомеханика: Учебник для
институтов физической культуры. М.: Физкультура и Спорт,
1979. 264 с.
5. Жуков Е.К., Котельников Е.Г., Семенов Д. А. Биомеханика
физических упражнений. М.: Физкультура и Спорт, 1963. 259 с.
6. Рожков А. В. Ведущие факторы развития спорта высших до
стижений в игровых видах // Тенденции развития спорта высших
достижений: Сборник научных статей. М., 1993. С. 144160.
7. C.J. Dillman. How has Biomechanics Contributed to the
Understanding of the Golf Swing. Proceedings of the 1994 World
Scientific Congress of Golf. p. 3436. University of St. Andrews,
1995.
8. N. Faldo. The Winning Formula. Penguin, 1992
9. The European Tour Yearbook. Queen Anne Press, 1997.
10.DJ. Crews. Research Based Golf. From Laboratory to the Course. The
Monthly Newsletter of School of Sports, University of North
Carolina. v.II, 24 p. 3 1994.
11.M. McTeigue. Spine and Hip Motion AnalisysDuring the Golf Swing.
Proceedings of the 1994 World Scientific Congress of Golf. p. 119
123. University of St. Andrews, 1995.53
12.PGA Tour. The Official Media Guide of the PGA Tour. PGA Tour
Inc.
2013
13.D. Leadbetter. Golf My Way. p. 4850. 1993
14.G. Wiren. The PGA Manual of Golf. PGA Tour Inc. 2003.
15.M. Hebron. The Golfing Machine. UCLA. 1992
16.P. Kostis. An Inner Way to Better Golf. 1988
17.H. Penick. The Little Red Book. 1993
18.Hall. Faults and Fixes. Golf World, April 1996. p.5558.
19.Harmon. The Basics of a Basic Golf Swing. Golf Digest, May 1985.
p. 1217.
20.Harman. How Important is Your Putting for Your Game? Golf Digest,
October 2011. p. 1317.
21.Cochran. The Search for a Perfect Swing. University of St. Andrews.
2012.
22.P.A. McLaughlin. ThreeDimensional Kinematic Analysis of the Golf
Swing. Proceedings of the 1994 World Scientific Congress of Golf,
p.9497. University of St. Andrews, 1995.
23.The Rules of Golf. Approved by the Royal & Ancient Golf Club of St.
Andrews and the US Golf Association. 201054
ПРИЛОЖЕНИЕ
INCLUDEPICTURE
"../../../Мои
%20документы/Downloads/media/image9.jpeg"
INCLUDEPICTURE
%20документы/Downloads/media/image9.jpeg"
INCLUDEPICTURE
%20документы/Downloads/media/image9.jpeg"
INCLUDEPICTURE
%20документы/Downloads/media/image9.jpeg"
INCLUDEPICTURE
%20документы/Downloads/media/image9.jpeg"
INCLUDEPICTURE
\*
\*
\*
\*
\*
MERGEFORMAT
"../../../Мои
MERGEFORMAT
"../../../Мои
MERGEFORMAT
"../../../Мои
MERGEFORMAT
"../../../Мои
MERGEFORMAT
"../../../Мои
MERGEFORMAT
%20документы/Downloads/media/image9.jpeg"
INCLUDEPICTURE "G:\\Мои документы\\Downloads\\media\\image9.jpeg" \*
\*
MERGEFORMATINET55
Исполнитель56
выпускной квалификационной работы
студент 5 курса каф. ТиМ гольфа _____________ Гаврилов А.О.
Научный руководитель
Доцент каф. ТиМ гольфа, к.п.н. ___________________Яковлев Б.А.
Заведующий кафедрой ТиМ гольфа ___________________Яковлев Б.А.
Дата защиты ______________________
Оценка за защиту ______________________
Председатель Государственной
Аттестационной комиссии ____________________
Члены аттестационной комиссии
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________