Начиная работу по исследованию, мы ставили себе задачу отыскать точки соприкосновения таких предметов как биология, английский и казахский языки. Опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. Такой же небольшой опыт сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей был и у нас. Но этот опыт был кратковременным, а нам предстояло провести серию уроков в рамках целой темы, с целью исследования с какими трудностями столкнуться учителя и дети.
Данная совместная работа потребовала от учителя ежедневной скрупулезной работы по многим направлениям: поиск эффективных для интегрирования тем, планирование уроков, отбор лексико-грамматического материала, методов и приемов, стратегий и техник критического мышления, нахождение способов устранения барьеров в обучении, оценивание результатов деятельности и многое другое.
Наибольшую трудность в интегрированном обучении представляет оценивание работы каждого учащегося на уроке. Мы столкнулись с тем, что необходимо практически к каждому предмету разрабатывать критерии оценивания совместно с учителем-предметником.
Интегрированные уроки как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал учащихся, к тому же такие уроки дают замечательную возможность выйти на новый уровень взаимоотношений учителя с учеником.
Исследование в действии.docx
Тугарина Г.И., учитель английского языка
Анализ исследования в действии по теме
«Как командное преподавание расширяет уровень знаний учащихся по
предмету биология и способствует развитию языковых навыков через
языковое погружение»
В связи с тем, что современная система образования в Казахстане
готовиться сделать переход на обучение на 3 языках, было принято решение
выбрать тему для исследования в действии «Как командное преподавание
расширяет уровень знаний учащихся по предмету биология и
способствует развитию языковых навыков через языковое погружение». К
тому же нам хотелось апробировать совершено новый подход для нашей
школы – «командное преподавание».
Как начиналась работа:
Работа началась с поиска партнеров, которые станут
единомышленниками в исследовании. И такими партнерами стали учителя
биологии и английского языка, которые прошли уровневые курсы в г. Алмате.
Мы, как профессионалы своего дела, после прохождения базовых уровневых
курсов, решили в команде решать задачи, которые способствуют развитию
общей академической подготовки учащихся по нашим предметам. В данный
эксперимент был также вовлечен учитель казахского языка для полного
языкового погружения. В рамках данного эксперимента одновременно
проводились Lesson Study и менторинг учителей естественно
математического цикла, которым в дальнейшем предстоит проводить такие
интегрированные уроки.
Следующим нашим шагом было определение класса (11 А класс), с которым
мы будем работать, тем уроков, постановка целей и определение задач.
Для реализации поставленных целей была выбрана модель командного
обучения под названием «Предварительный просмотр и обзор», когда
учащиеся начинают изучать предмет на трех языках. Почему мы
остановились именно на этой модели командного преподавания? Вопервых,
такая модель обычно используется, если школа хочет поддержать учащихся и
учителей при переходе на обучение на 2 и 3 языках.
Во вторых, такая модель служит в качестве подмостков. Такие
подмостки используются для того, чтобы помочь убедиться в том, что
учащиеся, изучая предметный материал на английском или других языках,
также развивают сопутствующие предметные навыки.
Перед каждым уроком биологии, предварительно учителя английского
и казахского языков знакомились с содержание материала, находили и
просматривали видеоматериал на английском и казахском языках, который
потом презентовался учащимся. Предварительно на уроках английского и
1 Тугарина Г.И., учитель английского языка
казахского языков учащимся предлагалось вспомнить, что они уже знают по
теме урока, обсуждались и повторялись основные термины на этих языках,
для того чтобы снять трудности учащимся в освоении материала.
Большинство учащихся справлялись с заданиями и достигали цели без
малейшего затруднения, конечно же, были и слабые учащиеся, которые не
смогли ориентироваться по тексту, не знали перевода некоторых слов и т.д.
Таких детей рассаживали в группы, где им оказывалась поддержка, как со
стороны детей, так и учителей.
План исследования:
В плане исследования первой задачей было определение темы
исследования, постановка цели и задач, планирование, подбор приемов и
методик, текстов и видеоматериалов , анализ результатов после каждого
проведенного урока, виды рефлексии.
Следующее это выбор оптимального времени для проведения уроков.
Далее сбор материалов, работ учащихся, анализ ИВД , проведение мастер
класса на методической неделе.
В ходе исследования мы задавали себе вопрос: Не слишком ли большая
нагрузка для ученика? Получается, что от ученика будет требоваться не
только знание предмета, но и еще углубленно изучать параллельно три языка.
Мы решили применить уровневое обучение, которое позволяет учителю
поддержать ученика в стремлении к знаниям, развивает у него интерес к
образовательному процессу. Таким образом, у ребенка не возникает
нервозности по поводу того, что он чтото не успеет и не поймет, нет боязни
перед предметом или учителем.
Цель данного исследования – развитие языковых навыков учащихся через
языковое погружение.
Задачи:
1 Формирование естественнонаучного мировоззрения, полиязычной личности;
2 Создание условий для повышения интереса к предметам биологии,
казахскому и английскому языкам;
3 Формирование у учащихся практической способности использовать языковые
навыки как средства общения, познания через диалоговое обучение;
Ожидаемые результаты:
сформирован академический язык;
формирование коммуникативных навыков через предметное изучение;
языковые навыки и навыки владения языками;
обработка информации.
Первый урок начался с создания коллаборативной среды, а также с
повторения теоретического материала по изученной теме «Микроэволюция»,
для этого был использован прием КМ «Жокей и лошадь». Каждый ученик
получил информацию на карточке (у одних это был вопрос у других
2 Тугарина Г.И., учитель английского языка
правильный ответ, необходимо было каждому «жокею» найти свою
«лошадь»).
Найдя пару, нужно было определить тему и
объединиться в группы по 4 человека. Данное
задание было направлено на отработку и проверку
основ терминов и понятий по пройденной теме.
После просмотра видео и отвечая на вопросы,
задаваемые на английском языке Тугариной Г.И., и через кумулятивную
беседу в группе учащиеся вышли на тему урока. На этапе осмысления,
используя прием КМ «Диаграмму Венна» учащиеся смогли выявить сходства
и отличительные особенности двух понятий «микроэволюция» и
«макроэволюция», а также поставить цели на урок. Далее для раскрытия
понятия «макроэволюция» учащиеся, работая в группах, должны были
выявить доказательства, свидетельствующие о реальности
макроэволюционных процессов, подтвердив их фактами.
Три доказательства (палеонтологические, сравнительноанатомические и
эмбриологические) учащиеся обрабатывали в группах через кумулятивную
беседу на русском языке. После смены состава групп информацию по
биогеографическим доказательствам учащиеся обрабатывали на 3х языках,
которую необходимо было представить всем составом группы на том языке,
на котором получила группа информацию. Четвертая группа – экспертов
должна была составить вопросы на языке выступающей группы, задать их и
оценить правильность ответа.
Данное задание способствовало формированию у учащихся практических
навыков средств общения, изучения биологических терминов и понятий на
других языках, владения языковым материалом для создания и распознавания
информации. При проведении первичного закрепления в виде тестового
задания состоящего из 5 вопросов набрали 45 баллов – 10 учащихся, 3 балла
– 4 учащихся, 12 балла 5 учащихся. Рефлексия «Мясорубка. Чемодан.
Корзина» показала, что 10 учащихся информацию, которую они получили на
уроке, готовы забрать с собой, 9 учащихся оставили свои стикеры на
«мясорубке», показав тем самым, что им еще необходимо еще додумать,
доработать информацию урока, и в «корзину» не попало ни одного стикера.
Для наблюдения в период исследования в действии были выбраны трое
учащихся из класса:
Ученик А – имеет сильный вызов и сильные навыки, но не с явно
выраженными лидерскими качествами, спокойная, с хорошей мотивацией к
учебной деятельности;
Ученик В – имеет сильный вызов, явно выраженные лидерские навыки, но
торопится с выводами, не прислушивается к членам группы, что обычно
уводит в «другую» сторону;
3 Тугарина Г.И., учитель английского языка
Ученик С – имеет слабый вызов и слабые навыки испытывает
беспокойство, неуверенность на уроках (занимает позицию наблюдателя,
обычно соглашается с мнением других).
Почему? Потому что мы хотели на практике сконцентрировать внимание
именно на данной группе учащихся и показать, что используя разные методы и
приёмы обучения, в контексте выбранного фокуса, как можно вовлечь в
процесс обучения учеников с разными интеллектуальными способностями,
разным уровнем сформированности знаний и умений, повысить их
самооценку.
Анализируя проведенный урок, были выявлены «минусы»: команды со
стороны учителя довались не всегда четкими, т.е. не был сделан акцент на
общее внимание, следовательно, учащиеся не сразу могли приступить
одновременно к их выполнению и приходилось повторять еще раз. Ученик А
попадала в группы с учащимися у которых были явно выраженные лидерские
способности, соответсвенно она не могла раскрыть полностью свои
способности и возможности. Ученик С также не смог раскрыться, так как
попадал также в группы с явно выраденными лидерами. Ученик В смог
реализовать себя полностью, так как на уроке были использован в основном
формы кумулятивной беседы (выслушивались мнения всех).
Второй урок был спланирован совместно и с учетом данных
рекомендаций и основной акцент был поставлен создание условий для
исследовательской беседы. На этапе вызова был использован прием КМ
«До… и осле…». Учащимся были предложены карточки с перечнем
биологических понятий (дивергенция, конвергенция, параллелизм) задача
заключалась в продолжении фразы на начало урока:
Я думаю дивергенция это…
Я думаю конвергенция это…
Я думаю параллелизм это…
Большая часть учащихся затруднялась продолжить фразу, т.к. встретились с
совершенно новыми понятиями, отсюда были и поставлены цели урока.
На этапе осмысления учащиеся разделились на три группы
соответсвенно, первая группа, работала над раскрытием понятия
«конвергенция», изучая материал на английском языке с учителем
английского языка, вторая группа работала с понятием «параллелизм» на
казахском языке с учителем казахского языка. и третья группа с понятием
«дивергенция» на русском языке с учителем биология.
Одной из задач ИВД было создание условий для повышения интереса к
предмету, а также формирование у учащихся практической способности к
восприятию, пониманию, первичной обработке информации на другом языке.
Информацию учащиеся должны были не только получить и обработать, но
объединившись в группы донести до других ее членов. На этапе первичного
закрепления изученного материала учащиеся, работая в малых группах по 3
4 Тугарина Г.И., учитель английского языка
человека, на практике должны были выявить и определить основные
закономерности эволюции.
В ходе исследовательской беседы учащиеся должны были прийти к
единому решению проблемных вопросов. Используя прием КМ «Джигсо»
учащиеся проверили и оценили работы противоположных групп, оставив свои
комментарии на работах оппонентов. После проверки заданий из 6 групп на
все вопросы ответила 1 группа, в другой группе выявлена 1 ошибка и в 4х
группах по 3 ошибки.
При возврате к приему «До… и после…» все учащиеся смогли раскрыть
понятия конвергенция, дивергенция и параллелизм, но допущенные ошибки
при выполнении практических заданий говорят о неосвоенности материала на
практике, следовательно, необходимо на следующем уроке сделать
коррекционную работу.
Анализируя урок сделаны следующие выводы: ученик А и С
преднамеренно попали в одну группу, где в силу своих способностей смогли
комфортно работать, высказывать свои мнения и быть услышанными членами
группы, благодаря организации исследовательской беседы, но допустили 3
ошибки при выполнении работы. Ученик В (делает акцент не на обдуманность
и правильность ответов, а на скорость) попал в группу, где опять же проявив
свои лидерские качества и не дал возможности высказаться другим,
вследствие чего группа допустила 3 неверных ответа, хотя члены его группы
имели сильный вызов и сильные навыки.
Третий урок совместно разработанный урок, после создания
коллаборативной среды, начался с использования приема КМ «Мудрые совы»
с целью коррекции материала прошлого урока, с ним работала одна из
четырех «сов», трое других «сов» должны были довести информацию
подготовленную в виде домашнего задания до учащихся.
Получив информацию от «мудрых сов» ученикам было предложено
ответить на вопросы дискуссионной карты. По количеству ответов «да» и
«нет» были сформированы две команды, но используя прием КМ «Углы» в
третью команду вошли «сомневающиеся» учащиеся, которые не смогли
определиться с той или иной позицией в данных вопросах. Главным акцентом
данного урока стал тип бесед – дебаты. Командам было дано время на
подготовку аргументов в пользу своих вопросов, где из 11 предложенных 2
вопроса были на казахском языке, 2 на английском, причем и аргументировать
при защите необходимо было на языке постановки вопроса.
Форма беседы – дебаты является высоким уровнем организации
обучения, т.к. речь, да еще и использование на уроках биологии полиязычия,
оказывает наибольшее влияние на обучение учащихся. Именно благодаря
диалогу ученики из пассивных слушателей переходят в активных
действующих лиц на уроке. Они говорят, обсуждают, аргументируют
посредством диалогового обучения. Совместная беседа позволяет ученикам
5 Тугарина Г.И., учитель английского языка
выражать свое понимание темы, помогает осознавать, что могут быть разные
идеи и понимание вопросов, помогает учителю понять, на какой стадии
находятся ученики в процессе своего обучения.
Проведенная рефлексия «Сэндвич» в конце урока, позволила выявить,
что понравилось учащимся в проведенной серии последовательных уроков,
так именно дебаты отметили все из 18 присутствующих на уроке, при ответе
на «слой позитива» отметили, что хотелось бы больше точек зрения
рассматривать на уроках, также получен большой объем информации,
возможность высказывать свое мнение, формирование практических навыков
говорения на уроке биологии на других языках.
Результаты исследования:
Конечно надо отметить, что после первого проведенного урока нам
показалось, что мы неверно определили ученика В, т.к. на первом же уроке
он проявил себя лидером, активно участвовал во всех обсуждениях. Однако
в последующих уроках, при выполнении заданий связанных с английским
языком, он уже стал испытывать трудности и прислушиваться к тем ученикам,
которые лучше владели языками.
Мы также не учли критерии оценивания работ учащихся, так как
основной задачей на уроке было внедрение языка в предмет, а не оценивание
развитие языковых навыков на уроке, хотя при выполнении заданий,
учителя языковеды отмечали успехи и сложности учащихся по
определенным темам, при высказывании своего мнения на дебатах.
На заключительном этапе серии последовательных уроков было
проведено анонимное анкетирование учащихся, с целью выявления
сложностей возникших при проведении интегрированных уроков и
дальнейшего их разрешения.
Учащимся было предложено высказать свое мнение по поводу организации
уроков в командном преподавании.
Интегрированные уроки
Преимущества совместного преподавания
развитие языковых способностей 53%(9)
интересно, увлекательно41% (7)
владение темой на 3х языках35% (6)
получение знаний по предмету29% (5)
активная работа 18%(3)
слушать рассуждения и комментарии других
11% (2)
было легче изучать материал11% (2)
Сложности совместного
преподавания
нет сложностей35% (6)
новые термины, слова29% (5)
не хватает языковых знаний для
выражения своих мыслей23% (4)
спор, разные точки зрения5% (1)
казахский язык 5% (1)
6 Тугарина Г.И., учитель английского языка
По результатам проведенных уроков учащиеся отмечают сложность в
изучении предмета биологии на 3х языках, но в тоже время ученики
понимают, что это необходимо им для дальнейшего развития. Можно
констатировать, что учащиеся мотивированы к изучению предмета биология
на иностранном языке, особый интерес проявляют к развитию языковых
способностей (английский, казахский). Учащиеся 11 класса умеют читать
тексты, у них развиты навыки аудирования, понимают информацию по
предмету биология на английском и казахском языках, могут использовать
необходимую терминологию на занятиях. Прием «Дебаты», который
проводился, на заключительном занятии показал, что у учащихся развиты
коммуникативные навыки через предметное изучение. Они умеют дать
аргументированный ответ, вести полемику на заданную тему.
Ученик А. – несмотря на то, что у него возникали трудности с английским
языком, он не чувствовал себя дискомфортно, а наоборот отметил, что
работа в группе помогла ему лучше запомнить терминологию на
английском и казахском языках.
Ученик В очень комфортно себя чувствовал на протяжении всех уроков,
отметил что занятия были интересными и полезными.
Ученик С отметила свои положительные успехи, как по английскому, так и
по казахскому языку, пополнение словарного запаса в своей речи и это
добавило ей уверенности в себе.
Следует обратить внимание на работу в группе, не все учащиеся могут
быстро распределить роли и соблюдать правила работы в них.
Данное исследование помогло нам учителям переосмыслить структуру
урока, подачу материала, подругому организовывать контроль и оценивание.
К тому же и учащимся была, дана возможность самостоятельно определить
свой уровень предметных знаний и языковых умений.
7
Исследование в действии по теме
Исследование в действии по теме
Исследование в действии по теме
Исследование в действии по теме
Исследование в действии по теме
Исследование в действии по теме
Исследование в действии по теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.