Исследовательсая работа по пословицам

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 19.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пословицы и поговорки представляют собой народную мудрость. Народная мудрость - это опыт, накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете свойственны определенные манеры поведения, особенности общения, речи, ума. И у каждого народа есть своя сокровищница мудрости. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости.Актуальность данной работы заключается в том, что использование в речи пословиц и поговорок с личными именами является показателем уровня образованности человека. Школьная программа предполагает знакомство с этой тематической группой уже с начальной школы, но не предусматривает глубокого изучения их, хотя в олимпиадных и конкурсных работах встречаются задания на проверку знаний пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена.
Иконка файла материала Исследовательская работа по пословицам.docx
XVIII муниципальный конкурс учено­исследовательских  и проектных  работ учащихся                                                                       Лингвистика: Русский язык Исследовательская работа «Имена собственные в пословицах и поговорках» 1Елово ­ 2017                        Содержание    Введение………………………………………………………………………..3­4 1. Пословицы и поговорки 1.1. Пословица и поговорка как жанр устного народного………………5­6 творчества 1.2. История создания пословиц и поговорок……………………………7­8 Пословицы и поговорки, в которых используются имена………...9­10 2. Практическая часть 2.1.           собственные 2.2. 2.3. Анкетирование учащихся Брюховской школы…………………….10­11 «Словарь» пословиц и поговорок с именами собственными……...12­13          Заключение……………………………………………………………………...14          Список  литературы……………………………………………………………15     Приложение……………………………………………………………………..16­20 2Введение                                                                                        А что за роскошь, что за смысл,    какой толк в каждой поговорке   нашей!   Что   за золото!                                                                                                                   А.С. Пушкин Вся наша жизнь состоит из определенных жизненных проектов. И еще в школе мы должны уметь их реализовывать. Часто на уроках русского языка и литературы мы встречаемся с пословицами и поговорками. Наше   внимание   привлекли   пословицы   и   поговорки,   в   которых   встречаются имена   собственные.   Мы   хотим   представить   исследовательскую   работу   на   тему «Имена собственные в пословицах и поговорках». Пословицы   и   поговорки   представляют   собой   народную   мудрость. Народная мудрость ­   это   опыт,   накопленный   сотнями   лет   развития   человечества.   Каждому народу   на   планете   свойственны   определенные   манеры   поведения,   особенности общения,   речи,   ума.   И   у   каждого   народа   есть   своя   сокровищница   мудрости. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости. В пословицах выражено горе и радость, печаль и гнев, ненависть и любовь, юмор и ирония. Они помогают понять историю нашего народа, обобщают различные явления. Поэтому   пословицы   и   поговорки   приобретают   особое   значение.   Они   усиливают выразительность   речи,   придают   остроту,   углубляют   содержание,   помогают   найти путь к сердцу слушателя, завоевать их уважение и расположение.  Актуальность  данной   работы   заключается   в   том,   что   использование   в   речи пословиц   и   поговорок   с   личными   именами   является   показателем   уровня образованности   человека.   Школьная   программа   предполагает   знакомство   с   этой тематической группой уже с начальной школы, но не предусматривает глубокого изучения их, хотя в олимпиадных и конкурсных работах встречаются задания на проверку   знаний   пословиц   и   поговорок,   включающих   в   свою   структуру   личные имена. Цель исследования – определить значение имен собственных в малых жанрах устного   народного   творчества   (послoвицах   и   поговорках)   и   выявить   частоту   их употребления в речи на примере учащихся Брюховской школы. Задачи исследования: 3­ отобрать и проанализировать теоретический материал по теме; ­ проанализировать пословицы и поговорки, включающие в свой состав имена собственные; ­   путем   анкетирования   выяснить   частотность   употребления   пословиц   и поговорок, содержащих имена собственные в устной речи учащихся Брюховской школы; ­ выпустить буклет «Имена собственные в пословицах и поговорках»; ­ составить «Словарь пословиц и поговорок с именами собственными». Предмет исследования – пословицы и поговорки, имеющие в составе  имена собственные. Объект   исследования   ­ пословицы   и   поговорки,   как   малые   жанры   устного народного творчества. Гипотеза   исследования заключается  в   том,   что   пословицы   и   поговорки   с именами собственными используются школьниками все реже, и если учеников чаще знакомить с происхождением и значением пословиц и поговорок, содержащих имена собственные,   то,   во­первых,   обогатится   словарный   запас,   во­вторых,   возрастет интерес к устному народному творчеству. В процессе работы нами были использованы следующие методы:   Теоретический;  Аналитический;  Эмпирический (опрос учащихся Брюховской школы). Наша работа включала в себя следующие этапы: 1. Выбор темы, определение её актуальности. 2. Постановка целей. 3. Изучение литературы по теме. 4. Отбор материала. 5. Структуризация материала, создание текстового документа. 6. Практическая часть проекта.  7. Проведение исследовательской работы. 8. Создание презентации. 9. Подведение итогов работы. 41. Пословицы и поговорки 1. 1. Пословица и поговорка как жанр устного народного творчества Пословицы   и   поговорки   ­   распространённый   и   очень   важный   жанр   устного народного   творчества.   Их   часто   называют   золотыми   зёрнами,   маленькими жемчужинами мысли, сокровищем народной мудрости и философии.  Пословицами и поговорками принято называть краткие устойчивые народные изречения,   обобщающие   социально   ­   исторический   опыт   народа     и   вошедшие   в разговорную речь. Они возникают из наблюдений, из того, что уже подтверждено и проверено жизнью. Происхождение пословиц и поговорок неразрывно связано с историей народа, его   языком,   нравом,   бытовым   укладом   жизни.   Они   складывались   веками   и характеризуют пережитые народом эпохи.                Источником пословиц и поговорок были жизненные наблюдения и трудовой опыт, многие пословицы были порождены различными историческими событиями, некоторые вошли в народ из произведений русской литературы, из устного народного творчества,   из   памятников   русского   права,   из   метких   слов,   произнесённых общественными   деятелями,   философами. Незначительная часть пословиц вошла в народ из церковных книг.   полководцами,   публицистами, Пословицы   и   поговорки   не   сочинялись   кем­то   намеренно,   а   возникали естественным   путём,   были   вызваны   наблюдением   над   семейной   и   общественной жизнью, трудом и бытом народа. Много   пословиц   и   поговорок   связано   с   историческими   событиями.   Они запечатлели некоторые факты истории. Реальные   люди   довольно   редко   попадают   в   пословицы   и   поговорки.   Даже   в историю,   пожалуй,   попасть   легче,   чем   в   замкнутый   мир   народной   фразеологии, жемчужины которой выращиваются в таинственных глубинах национального языка без прямой связи с конкретными носителями имён. Обычно личное имя в пословице – это условный, обобщённый знак, нечто вроде местоимения,   хотя   и   с   меньшей   долей   отвлечения   от   представления   о   живом 5человеке.  Но   нет   правил   без   исключений.  Редкая   удача   выпала   на   долю   героини известной поговорки «Маланьина свадьба». Её принято толковать как «чрезмерно обильное   угощение».   Оказывается,   что   Маланья   была     невесткой   известного войскового   атамана   Данилы   Ефремова   и   женой   его   сына   и   преемника   Степана. Степан   Ефремов   женился   на   красавице   Маланье   Карповне,   которая     до   брака торговала   в   Черкасске   бубликами     и   была   весьма   популярной   среди   местных бражников.   Основное   значение   фразеологизма   –   чрезмерно   обильное   угощение, своеобразная   Демьянова   уха –  от  неслыханно  богатой  свадьбы,  которую   сыграли жадные, но необычайно тщеславные люди. Немаловажную страницу истории имён собственных в пословицах, поговорках представляют   народные   обычаи,   приуроченные   к   сельской   жизни.   Лишённые научных   знаний     люди   опирались   в   своей   повседневной   практике   на   вековечные наблюдения, которые используются и современной наукой. И так как жизнь народа раскрывается в пословицах, поговорках, то и вся   сельскохозяйственная мудрость изложена в них идеально. Причём опорным словом почти каждой пословицы этого цикла   являлось  имя  собственное  как   обозначение  определённой  даты, именуемой днём   определённого   святого.   Согласно   народному   календарю,   каждый   святой получал сельскохозяйственную специальность,   которую иконописцы воплощали в какой­то  мере на иконах. Слепо веря, что такой­то святой жил, крестьяне дополняли миф   фантазией   и   награждали   его   тайнами   волшебства,   которые   будто   бы   могли помочь  или навредить  крестьянину, бессильному в борьбе с природой. Народная   фантазия   и   поэтическое   представление     присовокупили   к   имени святого дополнительное прозвище, в котором сосредоточена сельскохозяйственная идея. Например, день Григория ­  летоуказателя (десятое января) должен дать точное предсказание на будущее лето: жаркое оно будет или холодное. Пословицы   и   поговорки   имеют   ясно   выраженную   дидактическую направленность. Они обращены в первую очередь к младшим поколениям и прямо или   косвенно     поучают,   дают   полезные   советы,   предостерегают   от   дурных   или необдуманных   поступков.   К   месту   употреблённая   пословица   действует   иногда сильнее, чем пространное увещевание. И это объясняется не только её верностью жизни, мудростью, тем, что она выражает устоявшееся коллективное мнение. Сила воздействия   метких   народных   изречений   определяется   также   тем,   что   они   дают яркую   эмоциональную   оценку   человеческим   качествам,   поступкам,   самым разнообразным   сторонам   действительности.   «В   них   есть   всё:   издёвка,   насмешка, попрёк,   словом   –   всё   шевелящее   и   задирающее   за   живое»   ­   писал   Н.В.   Гоголь1. 1 Николай Васильевич Гоголь (20 марта (1 апреля) 1809 года – 1852) ­  русский прозаик, драматург, поэт,  критик, публицист.  6Заключения о жизни в пословицах   высказываются   в конкретной образной форме. При   этом   образы   оказываются   настолько   ёмкими   и   выразительными,   что   дают простор   для   самого   широкого   истолкования   пословицы,   для   употребления   её   в переносном смысле. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом многочисленных   поколений,   пословицы   и   сегодня   служат   борьбе   за   то,   чтобы честность, правдивость, чуткость, любовь к труду и другие прекрасные человеческие качества становились нормой жизни каждого члена общества. Этим и определяется их большая роль в нравственно­эстетическом воспитании.         Из всего сказанного можно сделать вывод, что собственные имена, перешедшие в нарицательные, связаны  с обрядами, обычаями русского народа. 1.2. История создания пословиц и поговорок Появление пословиц относится к глубокой древности. Они выражают в сжатой художественной   форме   совокупность   знаний,   наблюдений,   примет   народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, жизненный общественный опыт и несут его следующим поколениям. Источники появления пословиц достаточно разнообразны. Главные из них – это жизненные наблюдения народа, социальный и исторический опыт людей. Некоторые пословицы и поговорки, преобладающие в народе, восходят к книжным источникам. Борьба против захватчиков, горячая любовь к своей стране и ненависть ее врагов, сопротивления, мужество и героизм русского народа ­ все это нашло свое место в коротких, но мудрых высказываниях. Трудовые   люди,   которые   создают   все   богатства   страны   и   защищают   ее   от захватчиков,   в   течение   веков   изнывали   под   тяжелым   игом   эксплуатации   и порабощения. Виновников своей нелегкой жизни, многострадальный народ увидел в боярах, чиновниках, священнослужителях, землевладельцах, а затем в капиталистах. Довольно много было создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная судьба крестьянина, против господина, который пытался выжать из народа все соки. Мы подобрали несколько таких пословиц: Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест. Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку. Мужицкими мозолями бары сыто живут. Особенно много пословиц, резко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корысть и эгоизм. Попу да вору все впору. Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма.  Бедняку некуда и некому было пожаловаться. Чиновники стояли на страже тех же крепостников. 7Где сила, там и закон. В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, поэтому, дела всегда решались в пользу чиновников. Где суд там и ложь. Классовая борьба, явная или неявная, не заканчивалась, и подходящее слово было острым оружием в этой борьбе. Но со временем взгляды и представления людей начали меняться. И, создавая новое, народ не выбрасывал все то лучшее, что накоплено в течение веков нашими предками. Но любовь к труду, умение и способности, мужество, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не проявлялись в полную силу, лишь   в   наше   время   получили   все   возможности   для   более   полного   раскрытия.   И пословицы, говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками. Жизнь   не   ограничивается   созданием   новых   и   сохранением   старых   пословиц. Толкование   многих   пословиц   переосмысляется,   переделывается   согласно   новым условиям.   Жизнь   отдельных   пословиц   можно   проследить   на   протяжении   многих веков. В   настоящее   время   многие   пословицы   переделаны   на   новый   лад.   Была пословица: «Не   топор   тешет,   а   плотник»; теперь   говорят: «Не   трактор   пашет,   а тракторист». Раньше всегда говорили: «Один в поле не воин». У наших солдат она зазвучала по­новому: «Если по­русски скроен, и один в поле воин». Русские   писатели   широко   используют   неисчерпаемые   запасы   народной мудрости. Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают  его. Многие   хорошие   выражения   из   литературных   произведений   становятся пословицами и поговорками. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», «На пустое брюхо – всякая ноша кажется тяжела», «Большому кораблю – большое плаванье», Кукиш с маслом», «Деньги в кулаке, да кулак­то весь в огне», «Держи ухо востро», «Мотать   на   ус»   – вот   несколько   изречений   из   комедии   Н.В. Гоголя «Ревизор», имеющихся в языке  в качестве  пословиц. «Любви все возрасты покорны»; «Мы все глядим в Наполеоны»; «Что пройдет, то будет мило»; «А счастье было   так   возможно»   ­   все   эти   строки   из   произведений   Александра   Сергеевича Пушкина часто можно услышать в разговорной речи. И.А. Крылов2, опирался в своем творчестве на живой разговорный язык и часто вводил   народные   пословицы   и   поговорки   в   свои   басни,   он   создал   немало пословичных выражений: «А Васька слушает, да ест»; «А воз и ныне там»; «А слона­ то я и не приметил»; «Услужливый дурак опаснее врага»; «Кукушка хвалит петуха за 2 Иван Андреевич Крылов ­ (2 [13] февраля 1769, Москва  — 9 [21] ноября 1844, Санкт­ Петербург) — русский публицист, поэт,баснописец, издатель сатирико­просветительских журналов. Более  всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников.  8то,   что хвалит   он   кукушку»;   «Чем   кумушек   считать,   не   лучше   ль   на   себя, кума оборотиться?». Поговорка ­ это фраза или словосочетание, образное выражение, сохранившее свое   равновесие.   Поговорки   применяются   для   придания   яркой   художественной окраски фактам, вещам и ситуациям. Пословица   —   это   полное   предложение,   а   поговорка   —   лишь   фраза   или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок. Пословица   содержит   нравоучение,   мораль,   наставление.   Поговорка   — красноречивое выражение, которое можно легко заменить. Можно   прийти   к   выводу,   что   пословицы   и   поговорки   –   универсальны, применимы во многих жизненных ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста дошли они и до нашего 21 века, и прекрасно вписываются в повседневную жизнь современных   людей.   До   сих   пор   эта   тема   остается   интересной   и   не   до   конца раскрытой. С появлением новых жизненных ценностей, новых явлений появляются, и еще  будут  появляться  пословицы  и  поговорки, характеризующие  свое  значение  в истории человека. 2. Практическая часть 2.1. Пословицы и поговорки, в которых используются имена собственные Мы   заинтересовались   пословицами   и   поговорками,   в   которых   используются имена собственные, так как народная мудрость в аналогичных выражениях связана с человеком и его именем. Собственные   личные   имена   в   устном   народном   творчестве   и   перечень   имен персонажей   практически   не   исследованы,   хотя   многое   говорит   о   бесспорной важности описания собственных имён в сказках, былинах, пословицах и поговорках. Расшифровка   значений   пословиц   и   поговорок,   содержащих   имя   собственное, безусловно,  вносит   дополнительную   информацию   о   значении   этих  имен.  А   также пословицы и поговорки могут дать общественную оценку прошлому и настоящему, и самооценку поведения людей в разных жизненных ситуациях. Личное   имя   имело   некоторый   смысл,   свойство,   качество,   поскольку   в   нем нестандартно показывались особенности характера, внешности, поведение. Наше исследование показало, что список имен, используемых в пословицах и поговорках,   ограничен.   В   пословицах   и   поговорках   русского   народа   наибольшую группу составляют имена лиц, с которыми были связаны необычные истории. Не   все   имена   употребляются   с   одинаковой   частотой.   Частота   употребления мужских и женских личных имен различна. Состав мужских личных имен больше, чем состав женских. Например: Наш Демид не туда глядит. Фоку приставляй сбоку, а Демид прямо глядит. Мелет Емеля в свою неделю. 9На безмирье и Фома дворянин. Едет Емеля — ждать его неделю. Доброму Савве добрая и слава. Наиболее   употребляемыми   мужскими   именами   оказались   следующие:   Иван, Демид, Федул, Мирон, Фока, Фома, Емеля, Ерема, Савва, Макар. Наиболее   популярными   и   любимыми   женскими   именами   русского   народа, отмеченными в пословицах, являются: Варвара, Мария, Акулина, Федора, Анастасия. Например: Хороша Маша, да не наша. Дуй, Дунька, подувай, Акулька, считай разы. Настя­Настенька, шубейка красненька: сама черноброва, опушка боброва. Тетка Варвара — широкие карманы. Велика Федора, да дура. Пословицы   и   поговорки   с   именами   собственными   отличаются   разнообразием темы,  краткостью   и   ясностью   выраженных   мыслей   и  предельной   сжатостью.   Они охватывают в основном те части реальности, которые непосредственно связаны с человеком, с его видением, оценкой реальности, с характеристикой психологических особенностей личности ­ познавательных процессов, эмоционально­волевой стороны деятельности, индивидуальных свойств личности. При этом выделяются такие группы, характеризующие а) социальное происхождение человека: Князю ­ княгиня, боярину ­ Марина, а всякому ­ своя Катерина; б) социальное положение человека и его оценка: В худе городе и Фома дворянин; У меня лакеи все были Мокеи; а ныне к Мокею самому пришлось в лакеи; в) семейное положение и родственные отношения: Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка; Достают невесту собою, а ино и Фомою; г) черты характера, преимущественно отрицательные: До Дмитра девка хитра; а после Дмитра ещё хитрее; д)   умственные   способности,   внешние,   физические   качества   и   состояния человека: Всяк Аксён про себя умён (смышлён); У Тараса на плеши разыгралися три вши; Один Сысой, да и тот косой; Дунька не последняя дурка. Мы отобрали пятьдесят пословиц с именами собственными и проанализировали их. Из них в тринадцати пословицах употребляется имя Иван.       Это доказывает, что имя Иван являлось самым популярным  и распространенным  на Руси. Другие 10мужские  имена:  Фома   ­ 7 раз, Савва  ­ 3 раза,  Емеля  ­ 2  раза,  Фока ­ 2 раз. В пословицах употребляется женское имя ­ Мария (4 раза). Таким   образом,   мы   можем   сделать   вывод,   что   в   пословицах   отражаются наиболее распространенные имена Иван и Марья. С именем Иван, без имени — болван. Все Иванычи Ивановы детки  Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном. Иванов, как грибов поганых. Всякий черт Иван Иванович. Иван был в Орде, а Марья вести сказывает. Иван Марье обычный друг. Миленок Ивашка в белой рубашке. 2.2. Анкетирование учащихся  «Пословица недаром молвится», ­ гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные   явления  окружающей   нас  действительности,  помогают   понять   историю нашего   народа.   Поэтому   в   текстах   пословицы   и   поговорки   приобретают   особое значение.   Они   не   только   усиливают   выразительность   речи,   придают   остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Владение ярким языком ­ признак высокой культуры, эрудированности,  широты кругозора, начитанности.  Как мы уже говорили, пословицы и поговорки отражают характер человека, его умственные   и   физические   способности,   вносят   дополнительную   информацию   в значение   имени.  Поэтическое   творчество,   представленное   пословицами   и поговорками,   правдиво   отражает  самобытный,   богатый   ум   русского   народа,   его опыт, взгляды на жизнь, на природу, на общество. В устном языковом творчестве народ   запечатлел   свои   обычаи   и   нравы,   чаяния   и   надежды,   высокие   моральные качества, национальную историю и культуру. С целью выяснить знают ли ученики пословицы и поговорки, включающие в себя имена собственные, мы провели анкетирование учащихся 5­9 классов   Брюховской школы.           11Было   отобрано   20   пословиц   и   поговорок,   которые   встречаются   в   школьной программе.   Нами   целенаправленно   были   отобраны   те   пословицы,   частотность употребления которых низка. На вопросы анкеты ответили 23 ученика. На первый вопрос «Знаете ли вы пословицы и поговорки, включающие в свой состав имена собственные?» положительно ответило 19 учащихся (82%). Второй вопрос звучал следующим образом: «Знакомы ли вы с предложенными пословицами и поговорками?». На данный вопрос ответили «да» лишь 12 учащихся (52%). На   третий   вопрос   «Понятно   ли   вам   значение   этих   пословиц   и   поговорок?» положительно ответили лишь 9 учеников (39%).  Самыми популярными оказались следующие: Портит Иванушку белая рубашка. С именем Иван,  без имени – болван.  Варвара­краса, длинная коса. В праздник Груша, а в будни – клуша. Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку. У нашего Андрюшки ни полушки. Ростом с Ивана, а умом с болвана. Фома не купит ума. Ему про Ерему, а он про Фому. Сложилась не самая лучшая ситуация. Народная мудрость в наше время теряет свою   актуальность,   отдаляется   от   понимания   и   используется   нами   все   реже. Пословицы с именами собственными не распространены в наше время, их значения понятны не всем. 2.3 «Словарь» пословиц и поговорок с именами собственными Мы   часто   используем   пословицы   и   поговорки   в   своей   речи,   даже   не задумываясь, как само собой разумеющееся. Пословицы – это действительно кладезь народной мудрости. В них можно найти абсолютно все: житейские и педагогические советы, пожелания, поучения. Это  как  заповеди  народа,  регламентирующие  жизнь каждого простого человека.  Проанализировав   пословицы   с   именами,   отобранные   в   качестве   материала исследования,   мы   составили   «Словарь   пословиц   и   поговорок   с   именами собственными». А  Акулина Федосевна до чужих ребят милосерда. 12Б  Был я когда­то Пахомычем, а ныне и Иванычем не зовут. В Ванька, встань­ка; Семка, пойдем­ка; да ступай и ты, Исай! Ваша­то Катерина да нашей Орине двоюродная Прасковья. Велика Федора, да дура. Велика Федора, да дура, а Иван мал, да удал. Все Иванычи Ивановы детки. Г Горькому Кузеньке горькая и долюшка. Д  Доброму Савве добрая и слава. Дуй, Дунька, подувай, Акулька, считай разы. Дядя Мосей любит рыбку без костей. Е Едет Емеля — ждать его неделю. Ехал к Фоме, а заехал к куме. Ж  Живет собою, не спрашиваясь с Фомою. И Иван был в Орде, а Марья вести сказывает. Иван Марье обычный друг. И по рылу знать, что Сезоном звать. К  Кабы не кабы, так бы Ивана Великого в бутылку спрятал. Князю княгиня (мила), крестьянину Марина, а всякому своя Катерина. Коли рожь убрана к Ильину, кончай посев к Фролу; а поспеет позже, кончай к  Семену. Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном. М  Мелет Емеля в свою неделю. Миленок Ивашка в белой рубашке. Н  На бедного Макара и шишки валятся. На безмирье и Фома дворянин. Наварила, напекла Акулина про Петра. Настя­Настенька, шубейка красненька: сама черноброва, опушка боброва.  Наш Демид не туда глядит. 13Не идет Федора за Егора: а Федора идет, да Егор­то не берет. Нет воров супротив Романов, нет пьяниц супротив Иванов. Никола святоша: все наизусть. Ни туда, ни сюда Фетинья. О  Один про Фому, другой про Ерёму. Один у Мирона сын, да и тот Мироныч. П  По Савве и слава. Пошла Настя по напастям. С  С именем Иван, без имени — болван. Т  Тетка Варвара — широкие карманы. У  У Мирона детки Миронычи, у Ивана — Иванычи. Ф  Фадя­то дядя, а Кондрат мне брат. Федул губы надул. Фетинья — белые белилы; Афимья — алые румяна. Фоку приставляй сбоку, а Демид прямо глядит. Фома неверующий. Фома не купит ума, своего продаст. Фома музыку разумеет, а Ерема плясать умеет.  Фофан с толокном, а Сидор с волокном. Х Хоть Кузьмишна, да не корыстна; и Ивановна, да нам надобна. Хороша Маша, да не наша. Худая слава, что без кафтана Савва. Из   составленного   нами   «словаря»,   можно   сделать   следующие   выводы: большинство   пословиц,   содержащих   имена   собственные,   порицают   человеческие пороки   и   недостатки,   наиболее   рьяно   обличаются   глупость   и   упрямство, неблагодарность и невежество. Заключение Проанализировав тематическую группу пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена, мы получили результаты в соответствии с пословицей «Что   посеешь,   то   и   пожнешь».   Из   всего   сказанного   можно   сделать   следующие выводы: 141) Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других. 2)   Личные   имена   в   пословицах   важны,   так   как   они   конкретизируют определенное   качество,   помогают   сравнивать   разных   людей   и   указывают достоинства и недостатки человека. 3) Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда   подсказка,   иногда   прямое   указание   на   правильное   решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа. 4) Самыми распространенными именами в пословицах и поговорках являются имена Иван, Фома, Ерёма, Макар и Марья, которые имеют общее значение и создают образ глупого, ленивого человека, простака и шута. 5) После   проведенного   нами   анкетирования,   у   учащихся   возрос   интерес   к пословицам,   поговоркам.   Ученики   нашей   школы   стали   интересоваться значением своего имени и, конечно, им стало интересно, связаны ли с их именем какие­то пословицы и поговорки. 6) Таким образом, выдвинутая  нами гипотеза подтвердилась. Ученики нашей школы действительно использовали пословицы и поговорки редко. Список литературы 1 Буслаев   Ф.,   Русские   пословицы   и   поговорки.   Архив   историко­юридических сведений, изд. Н. Калачевым, М., 2000.  2 Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Дрофа, 2007. 3 Даль В. И. Толковый словарь русского языка. М.: ЭКСМО, 2004 г. 4 Жигулев   А.   Русские   пословицы   и   поговорки.   Сборник.   М.:   Художественная литература, 1988 г. 5 Мокиенко В.М. В глубь поговорки. М.: Просвещение, 1995.  156 Парфенова   Н.Н.   Личные   имена   в   малых   фольклорных   жанрах   в   аспекте лингвокультурологии. М.: Просвещение, 1995. 7 Словарь русских народных говоров/ Гл. ред. Филин Ф.П. – 3­е изд. Л.: Наука, 1998 8 Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Л.: Детская литература, 1972.   Интернет­ресурсы http://flaminguru.ru/posl172.htm http://ru.wikipedia.org http://pribautka.ru/ http://www.uznayslovo.ru/ http://www.wisdoms.ru/poslovizi i pogovorki/ru/11.html Приложение 1 Классификация пословиц и поговорок,  включающих в свою структуру личные имена Имя Происхождение Значение имени Пословицы и 16и значение имени в русских пословицах 3 1 Аксинья 2 Акулина   Аксинья – от  Ксения – от  греч.  гостеприимная. Акулина – от  лат. орлиная. 3 Анастасия Анастасия  – от  греч.  воскрешенная. 4 Варвара Варвара – от  греч. дикарка,  чужестранка, из  чужих земель. В русских  говорах: чванная,  спесивая. В русских  говорах известна  как Акуля,  Акулька  (Окулька):  неряха, неумытая, неумелая,  рассеянная,  неопрятная  женщина. В русских  говорах:   неумелая,  беззащитная,  нежная. В русских  говорах:  нерешительная,  любопытная,  завистливая,  нечистая на руку. 5 Демид Демид – от греч.  Бог обдумывает. В русских  говорах: добрый,  хороший. поговорки, включающие данное имя Какова Аксинья, такова  и ботвинья (свёкла). Со всем Максим, и  шапка с ним (и Аксинья с ним). Дуй, Дунька, подувай,  Акулька, считай разы. Наварила, напекла  Акулина для Петра. Жаль Акулину  посылать по малину. Акулина Федосевна до  чужих ребят милосерда. Пошла Настя по  напастям. Настя­Настенька,  шубейка красненька:  сама черноброва, опушка боброва. Тетка Варвара —  широкие карманы. Варвара­краса, длинная  коса.  Любопытной Варваре на  базаре нос оторвали. Не спрашивают Варвару  на расправу. Проворна Варвара на  чужие карманы. Тетка Варвара – широкие карманы. Варвара мне тетка,  а правда – сестра. Наш Демид не туда  глядит.  Добрый Демид на худых  не глядит.  3 Словарь русских народных говоров/ Гл. ред. Филин Ф.П. – 3­е изд. – Л.: Наука, 1998. – 1047с. 176 Евдокия Евдокия – от  греч.  благоволение. 7 Егор Егор – от греч.  земледелец. 8 Емельян  Емельян – от  греч. льстивый.  9 Иван Иван – от др.­ евр. Божья  благодать. Наш Демид прямо  глядит.  Два Демида, да оба не  видят.  Дуй, Дунька, подувай,  Акулька, считай разы. Наша Дунька не  брезгунька, жрёт и мёд. Не идет Федора за Егора, а Федора идет, да Егор­ то не берет. На всякого Егорку есть  поговорка.  Не всякая поговорка для  нашего Егорки.  Мелет Емеля в свою  неделю. Ври (мели), Емеля, ­ твоя неделя!  Брось, Емеля, не твоя  неделя. Едет Емеля – жди его  неделю. Иванов, что грибов  поганых. С именем Иван, без  имени – болван. Нашему Ивану нигде нет  талану.  Был у меня муж Иван–   не приведи бог и вам. Ростом с Ивана, а умом с болвана. Я говорю про Ивана, а ты про болвана. Добрый Иван – и людям,  и нам; худой Иван – ни  людям, ни нам.  Ванька, встань­ка;  Сёмка, пойдем­ка; да  ступай и ты, Исай! В русских  говорах известны  имена Дуня,  Дуняша, Дунька:  простоватая,  глуповатая. В русских  говорах:  проходимец,  человек  сомнительного  поведения.  Егорить –  обманывать. В русских  говорах: болтун. В русских  говорах: хитрый,  добрый, ловкий, а также дурак  (сказочный  персонаж),  глупый,  неуклюжий,  неотесанный,  ленивый.  18Когда у Ивашки белая  рубашка, тогда у Ивашки и праздник. Милёнок Ивашка – белая рубашка. Крестил поп Иваном, да  прозвали люди болваном. Пока не знали – Иваном  звали, а узнали –  болваном нарекли.  На бедного Макара и  шишки валятся. Грядет Макар к вечерне  от собак в кабак.  Где Макар побывал, семь лет рыба не ловится. Не рука Макару калачи  есть.  Не рука Макару коров  доить. Иван был в Орде, а  Марья вести сказывает. Иван Марье обычный  друг. Не у всякого жена –  Марья. Хороша Маша, да не  наша. Марья­Марина – очи  голубины. Что Машка напряла, то  мышка скрала. Один у Мирона сын, да и  тот Мироныч. Мирошка, тоненьки  ножки, живет  понемножку. Наш Мирошка ест и без  ложки. Наш Мирошка  подбирает и крошки. У всякого Мирона свои  приёмы. 10 Макар Макар – от греч.  блаженный,  счастливый. 11 Марья Марья – от др.­ евр. любимая,  желанная, госпожа. В русских  говорах  несчастный,  обиженный  человек, простак,  глупец.  В русских  говорах:  справедливая,  искренняя и  благожелательная в суждениях,  готовая постоять  за других,  терпеливая.  12 Мирон Мирон – от греч. благовонное  масло. В русских  говорах бедный,  несчастный  человек. 1913 Савва Савва  – от арам. старец, дед. В русских  говорах: проныра, ловкач. 14 Фёдор Фёдор – от греч.  Божий дар. В русских  говорах: смелый,  настырный. 15 Федора Федора – от  греч. Божий дар. В русских  говорах: смелая,  настырная. 16 Федул Федул – от греч.  божий раб,  слуга. В русских  говорах:  несчастливец. 17 Фетинья Фетинья  – от  греч. свет. В русских  говорах:  непроворная  женщина,  болтунья,  сплгретница. 20 Худая слава, что без  кафтана Савва.  Каков Савва, такова ему  и слава.  Доброму Савве добрая и  слава. Возьми у Савки в лавке! Возьми у Савочки на  прилавочке! Тот же Савка, да на иных санках. Не идёт Федора за Егора, а за Фёдора идёт. У всякого Федорки свои  отговорки. Поп Федьку не обманет,  а Федька  попу правды не скажет. Велика Федора, да дура. У всякой Федорки свои  отговорки. Не идёт Федора за Егора, а за Фёдора идёт. Велика Федора, да под  угол подпора. Федул, чего губы надул? Федул всех надул,  а Денис на суку повис. – Федул, что губы надул? – Да кафтан прожег.  –  Зачинить можно.  –  Да иглы нет.  –  А велика дыра?  – Да один ворот остался. Ни туда, ни сюда  Фетинья. Фетинья — белые  белилы; Афимья — алые  румяна. Дальше Фени – греха  мене. Толкуй, Фетинья  Савишна, про ботвинью  давешнюю.18 Фока Фока – от греч.  тюлень. В русских  говорах: дурачок,  простофиля. 19 Фома  и  Ерёма Фома – от др.­ евр. близнец  и  Ерёма – от др.­ евр. Бог  возвысит.  В русских  говорах эти два  имени широко  известны в  народе. Они  употребляются с  иронией в  значениях:  простофиля, шут.   Фетинья стара, да  Федоту мила. Фоку приставляй сбоку,  а Демид прямо глядит. Взяло Фоку сзади и  сбоку.  Денис, ступай на низ; а  ты Фока, гляди сбоку. Фоку да Якова и сорока  знает. На безмирье и Фома  дворянин. Фома неверующий. Фома музыку разумеет, а Ерема плясать умеет. Один про Фому, другой  про Ерёму. Фома не купит ума,  своего продаст. Ерема в воду, Фома ко  дну: оба упрямы, со дна  не бывали.  Фома на гудке играть, а  Ерема глазами мигать.  Приложение 2 Вопросы анкетирования 1. Знаете   ли   вы   пословицы   и   поговорки,   включающие   в   свой   состав   имена собственные? 2. Знакомы ли вы с предложенными пословицами и поговорками? 3. Понятно ли вам значение этих пословиц и поговорок?   21

Посмотрите также