Исследовательская деятельность как способ
реализации личности каждого ребенка.
«Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт. Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость – радость познания».
В.А.Сухомлинский
Эти слова созвучны моему пониманию учительского труда, тем более что «открытие мира» - главная задача учителя начальных классов.
В период коренных социально-экономических преобразований в стране школа призвана воспитывать хорошо подготовленных, предприимчивых и деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе и адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда. Решение этой задачи может быть найдено во внедрении в практику таких форм и методов обучения, которые способствовали бы развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной активности, его творческому развитию. Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком
Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, поведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений. Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную деятельность, продумывать и организовывать условия её осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации учащегося. Впоследствии приобретенный опыт он переносит на свои поступки в обыденной жизни.
Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа -один из важнейших путей в решении данной проблемы. Ведь этот метод, как попытка моделирования жизни. Исследовательский метод никак не противоречит моим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в исследовании задач.
Для достижения положительных результатов в образовательном процессе я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей.
Задачи:1 .Обучение проведению учебных исследований младших школьников.
2.Развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; коммуникативных умений.
3.Формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.
4.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Свою работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса, и была спланирована дальнейшая работа. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят, чтобы о них знали хотя бы в нашей школе.
Главное – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Затем систематически направлять и корректировать исследовательскую деятельность учащихся.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, начиная с уроков окружающего мира. Например, по темам: «Имя в жизни человека», «Моя родословная», «Что означает моё имя», и др. Почти все работы носят сначала коллективный характер, тематика определяется в основном мною, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучало детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и в группе. Следует добиваться того, чтобы в группе всячески поддерживалась инициатива любого участника. В процессе коллективной работы над исследованием формируются такие качества личности, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности, чувствовать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.
Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
Многолетний опыт преподавания в начальной школе наглядно доказывает, что большим подспорьем учителю в организации творческой учебно-исследовательской работы младших школьников могут стать нестандартные формы проведения урочной и внеурочной деятельности.
Исследовательскую работу я стараюсь связать с жизненным опытом детей, опираться на их личные наблюдения. На уроках русского языка были проведены следующие исследования:
1 )Имена собственные на вывесках г. Балашова
Дети провели исследовательскую работу, а затем на уроке кратко и точно (с опорой на орфографическое правило) защитили свои работы (парикмахерские «Людмила »,«Лилия» , «Александрия», магазин Татьяна)
2)Орфограммы на фантиках от конфет или на вывесках Балашова
Исследовательская работа по данной теме начиналась с нахождения хотя бы одной орфограммы на фантике, а затем искали фантики с двумя орфограммами и в заключении кто найдет фантик с наибольшим количеством орфограмм (Аленка - имя собственное, Белочка - орфограмма «чк-чн», Лесная лакомка -безударная гласная в корне слова, Тузик- орфограмма парный согласный, «Коровка» парная согласная непроверяемая безударная гласная, «Молочная сказка- орфограмма «чк-чн»),
3)Слова-антонимы в названиях художественных произведений
Война и мир |
Л.Н.Толстой |
Отцы и дети |
И.С.Тургенев |
Живые и мертвые |
К.Симонов |
Толстый и тонкий |
А.П.Чехов |
Что такое хорошо и что такое плохо |
В. Маяковский |
Преступление и наказание |
Ф.М.Достоевский |
Принц и нищий |
Марк Твен |
По математике «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Геометрические узоры на посуде» и др.
Интересные темы можно рассмотреть в качестве исследований и на других уроках.
Свою работу по проектно-исследовательской деятельности я провожу по следующим этапам: подготовительный , основной, заключительный .
На первом этапе необходимо определиться с темой предстоящей работы. Желание что – либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, прежде всего следует выявить его склонности. Суметь, услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая задача. Необходимо определить правила выбора темы исследования:
- тема должна быть интересна ребенку, увлекать его;
- должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
- должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
- должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы.
После того как тема была определена, необходимо распланировать последовательность предстоящей работы.
Определить источники информации, способы сбора и анализа информации, определить способ представления результата своей работы .
От учителя потребуется особый такт, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Рекомендовать источники информации (Интернет, справочники, художественная литература, учебники и т.д.)
Особое внимание в начальной школе требует этап презентации проделанной работы.
«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль А.Я. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что - либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным, Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать. Ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проектов должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.
В ходе выступления ребята раскрывают цели своих работ, рассказывают какие материалы они использовали, какими источниками информации пользовались, какое оборудование использовали, кто помогал, делали выводы и представляли направления для дальнейших исследований.
План выступления, например, может быть таким:
Весьма важный вопрос - оценка выполненных работ, которая должна носить стимулирующий характер. Качество творческих работ оценивает жюри. В его состав могут входить родители, учителя. Каждому члену жюри выдаются оценочные листы, в которых фиксируются результаты выступления участников.
Время представления проекта, как показал наш опыт, целесообразно ограничить 5 -7 минутами, Также необходимо ограничить и время вопросов и ответов.
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал умные, интересные вопросы.
Мы опробовали два варианта оценивания детских исследовательских работ. Первый – простое ранжирование, по итогам которого присуждались дипломы первой, второй, третьей степени. Впоследствии мы пришли к выводу, что в этой работе лучше проводить подведение итогов не по принципу ранжирования, а отмечать работы по номинациям.
Мы стараемся сделать так, чтобы каждая работа «победила» в «какой-либо» номинации.
Работы оцениваются в следующих номинациях:
Выполнение и защита творческого проекта способствует выработке следующих знаний и умений:
· планировать свою работу;
· предвидеть результаты;
· использовать различные источники информации;
· самостоятельно отбирать и накапливать материал;
· анализировать, сопоставлять факты;
· аргументировать мнение;
· самостоятельно принимать решение;
· устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);
адекватно оценивать себя и друг друга.
Исходя из природной любознательности младших школьников, не стоит забывать, что сохранение исследовательского поведения учащихся является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в современном мире. В заключение можно отметить, что работы, выполненные учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации.
Многие учащиеся класса с удовольствием участвуют и часто побеждают в различных школьных, муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах.
Я считаю если ученик, сумеет провести исследование, справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться. Важно не сужать мировоззрение учеников, а развивать в них способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.
Мы всегда должны помнить, что дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
А. Дистервег
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.