Мотивирование учащихся
Посещение научно-исследовательских институтов, предприятий, научных учреждений;
Встречи с интересными людьми (учеными – исследователями, студентами БГУ и т.д.)
Посещение выставок, связанных с проблематикой научных работ.
Создание банка мотивированных к проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Формирование исследовательских умений и навыков учащихся-исследователей
Проведение спецкурса по основам проектирования и организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в рамках спецкурса
Проведение мини-исследований в рамках предметной области.
Проведение обучающих проектно-исследовательских конференций («Шаг в будущее»)
Мониторинг исследовательской компетентности
Определение контингента учащихся.
Проведение диагностики уровня сформированности исследовательской культуры педагога и учащихся.
разработка методических рекомендаций для принятия управленческих решений.
основные принципы проектно- исследовательской деятельности:
Принцип естественности заключается в том, что тема исследования, за которую берется школьник, должна быть интересной, реальной и выполнимой, когда ученик может почувствовать себя первооткрывателем.
Не менее важным принципом реализации индивидуальных проектно-исследовательских программ школьника является принцип осмысленности выполняемой учеником исследовательской работы. Осмысливание проблемы происходит в самостоятельной деятельности.
основные принципы проектно- исследовательской деятельности:
Принцип наглядности - это достаточно широкое понятие и выходит за рамки созерцательной стороны восприятия предметов, явлений и позволяет ученику экспериментировать с предметами, узнать свойства веществ и явлений не только с помощью органов осязания, но и с помощью других анализаторов.
Принцип культуросообразности — это воспитание в ученике культуры научной организации труда, научного исследования. Творческий подход придает исследованию неповторимый и оригинальный характер.
Саморефлексия дает ученику возможность осознатьсобственное отношения к окружающей действительности, определиться с выбором профессиональной деятельность и своим местом в жизни.
задачи технологии учебно-исследовательских проектов:
Помочь учащимся овладеть основами методологии проектной исследовательской деятельности.
Обучить структуре построения и правилам оформления учебного исследования.
Сформировать мотивацию активного участия в проектно-исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений.
умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации учебного проекта:
Умение формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность.
Умение составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы.
Умение выделять предмет и объект учебного исследования.
Умение определять цель и задачи учебного исследования.
Умение формулировать гипотезу учебного исследования.
Умение работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список литературы по проблеме.
Умение выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности сообразно задачам исследования.
Умение оформлять теоретические и экспериментальные материалы исследования.
Умение владеть специальной терминологией, определенной тематикой спецкурса.
Первый уровень организации исследовательской деятельности
На первом этапе исследовательская деятельность понимается как форма учебной работы. Здесь формируются основы исследовательской деятельности. В работу включены все ученики. Основной задачей организации исследовательской деятельности является
формирование умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического и обществоведческого материала.
Ведущие виды деятельности: изучение документов и исторической литературы; анализ научной информации. Прежде всего, учитель рекомендует детям список литературы, необходимой для изучения исторического и обществоведческого материала.
Выбранные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков:
- библиографирование литературы по теме исследования;
- умение цитировать, ссылаться на авторов изученных исторических источников;
-использование технических средств, для переработки информации.
второй уровень организации исследовательской деятельности
Внеурочная деятельность Основные задачи организации исследовательской деятельности на втором уровне:
1.формирование умений и навыков, необходимых для ведения научно- исследовательской деятельности;
2.выявление учащихся, склонных к научной деятельности.
Ведущие виды деятельности: планирование исследования, проведение исследования, оформление и защита результатов исследования.
Перечисленные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков: постановка целей и задач исследования, разработка критериев их достижения;
разработка и формулирование гипотезы исследования; планирование хода исследования;
оценка практической эффективности исследования.
Исследовательская деятельность на этом этапе реализуется, главным образом, в рамках элективных курсов
Третий уровень. Научно-исследовательская деятельность
На высшем уровне реализуются следующие задачи:
1.Совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы;
2.Подготовка выявленных учащихся для систематичной научно- исследовательской работы.
Ведущие виды деятельности: проведение исследования, защита результатов исследования.
Формируемые умения и навыки:
обоснование выводов;
защита перед аудиторией своих выводов;
убедительное отстаивание своих идей;
анализ выполненной работы.
Результат работы: участие в районных и краевых конкурсах и конференциях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.