Исследовательская деятельность в формировании гражданской идентичности старших школьников
Оценка 5

Исследовательская деятельность в формировании гражданской идентичности старших школьников

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитание
Взрослым
15.11.2021
Исследовательская деятельность в формировании гражданской идентичности старших школьников
Исследовательская деятельность в формировании гражданской идентичности старших школьников.docx

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ

ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

         Развитие государственности Донецкой Народной Республики,

духовное возрождение, качественное обновление жизненных устоев и

морали, новая парадигма и нормативная база образовательно-

воспитательного пространства школы требуют инновационных подходов в

вопросе формирования гражданской идентичности подрастающего

поколения.

         Работы А. Г. Асмолова, Т. В .Водолажской, А. М. Коидакова, Н. С.

Попова, М. А. Юшина позволяют рассматривать гражданственность как

интегративное качество личности, свойство ее поведения, проявляющиеся

в готовности и способности принимать участие в делах общества и

государства, сознательном пользовании правами, свободами и выполнении

своих обязанностей. Следовательно, педагогический процесс в данном

направлении должен предусматривать триединство формата – усвоение

знаний, проявление убеждений и собственной позиции на социально-

значимых началах и в рамках деятельностного подхода.

Учебный характер, возможность самостоятельного поиска решения

проблемной задачи, развитие коммуникационной культуры и творческого

потенциала, опыт командного взаимодействия – перечень некоторых, но

наиболее существенных компетенций, формируемых в процессе

исследовательской деятельности. Мотивационный, содержательный и

операционный компоненты технологии помогают успешному

становлению и развитию личностных характеристик, и в частности

гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.

Так описала проблему своего исследования «Николай Вениаминович

Хапланов – историк и краевед города Макеевки» выпускница нашей

школы Сильченко Анастасия: «Есть понятия, слова и имена, перед

которыми бессилен один из самых неумолимых законов времени и памяти

– закон забвения. Личность соизмеряет с масштабом таких понятий смысл

своего существования на Земле, слова рождают жажду подвига и дела, а

из таких имен складывается подлинная история человечества.

Их список в нашем городе по праву может открывать Николай

Вениаминович Хапланов – Почётный Гражданин города Макеевки

(Донбасс), поселка Старобешево и Старобешевского района, автор 23 книг

поэзии, прозы, публицистики, лауреат национальных и международных

литературных премий. Но «... чтобы молодые поколения макеевчан не

оставались «Иванами, не помнящими родства», главным делом своей

жизни считавший создание трилогии «Макеевка. История города (1690-

1989)». Уходит бесследно тот, кто оставляет свое дело без последователей.

А Поэт и Гражданин Хапланов оставил его нам, будущему Макеевки.

Посвятив городу труд, творчество, талант – жизнь, он навечно внес

свое имя в число самых ярких и достойных летописцев и краеведов

родной земли. Это стало темой исследования. В предыдущей моей работе

рассматривался вопрос о роли личности в истории, но неординарность и

сила духа человека и журналиста Хапланова, его творческое наследие

заставили рассматривать тему и трактовать ее в ином аспекте, с другой

позиции». [3, с.37-38]

Цель исследования: 1) установить, как гражданская позиция и

личные качества, история и люди влияют на деятельность творческой

личности; 2) популяризировать трилогию «Макеевка. История города

(1690-1989)» Николая и Елизаветы Хаплановых.

«Интервью дочери, свидетельства друзей, коллег по перу, издателей,

творчество и высказывания самого Николая Вениаминовича

свидетельствуют о неуемной силе его любви к родному городу, чувстве

высокого патриотизма. Желание простым, но достойным словом зажечь,

прежде всего, в сердцах земляков искру великого огня почитания малой

родины, преклонения перед ней и ее людьми является для Хапланова

своеобразным кредо жизни, поисковой деятельности и творчества.

Отношение к Родине и матери – главные параметры в науке созидания

настоящего человека и истинного патриота.

Именно эта позиция и ее созвучность событиям, происходящим в

настоящее время на нашей земле, и является весомым аргументом в

вопросе об актуальности темы исследования и определила его задачи». [3,

с. 38]

И надо признать, что автором они успешно решены: работа

опубликована в международном научном журнале «Юный ученый»

(eLIBRARY.RU), популяризирующем исследовательскую деятельность

школьников, и имеет ряд наград конкурсов различных уровней.

Большой интерес в школе, педагогическом сообществе города и

Республики вызвали исследовательские работы:

· Шевчук М. (Республиканский конкурс образовательных

видеороликов и Урокам гражданственности в сфере

государственной молодежной политики ДНР «Компас», диплом I

степени);

· Мазура А. (Городской открытый фестиваль интеллектуальных

идей студенческой и учащейся молодежи города «Город моей

мечты», диплом I степени, номинация «Личность в истории

Донбасса»);

· Коллективная работа на городской конкурс «Макеевка – моя

малая Родина», диплом I степени.

Как видим, развитие социально-критического мышления, опыта

гражданского поведения и создание условий для успешной социализации

личности в поликультурном и поликонфессиональном обществе, в

государстве новой формации – важнейшие задачи стратегии педагога по

формированию гражданской идентичности школьников в рамках

исследовательской деятельности. Образовательно-воспитательный

потенциал технологии имеет не только практико-ориентированную

направленность, но и несет эмоционально-психологическую нагрузку.

Очевидно, что бездуховность, нигилизм, общественная пассивность

и безразличие становятся своеобразной визитной карточкой поколения

начала тысячелетия.

Поэтому перед учителем в свете успешной реализации

Государственных образовательных стандартов ОО ДНР второго

поколения, актуализации идей патриотизма и гражданственности

Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи

Донецкой Народной республики остро стоит вопрос инновационной

деятельности. Исследовательский метод на этом поприще может

рассматриваться как продуктивное средство формирования ценностного

самоопределения, появления у старших школьников мотивации к духовно-

нравственному росту и воспитанию гражданской зрелости.

Список литературы

1. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в

новых общественных условиях// Вопросы психологии. – 2008. – №2. – С.83-93.

2. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой

Народной республики, утверждена совместным приказом Министерства молодежи,

спорта и туризма № 94 от 22.06.2015г. [Электронный ресурс]. – URL:

http://static.klasnaocinka.com.ua/uploads/editor/3890/337348/sitepage_104/files/koncepci

ya_patrioticheskogo_vospitaniya_detey_i_uchascheysya_molodezhi_doneckoy_narodnoy

_respubliki.pdf (дата обращения 15.09.2018)

3. Сильченко А.А. Николай Вениаминович Хапланов – историк и краевед города

Макеевки / А.А. Сильченко // Юный ученый. – 2018. – № 3 (17). – С. 37-40.

4. Филонов Г. Н. Деятельностная сущность воспитания / Г.Н. Филонов // Педагогика.

– 2008. – № 2. – С. 13-19.


 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Уходит бесследно тот, кто оставляет свое дело без последователей

Уходит бесследно тот, кто оставляет свое дело без последователей

Образовательно-воспитательный потенциал технологии имеет не только практико-ориентированную направленность, но и несет эмоционально-психологическую нагрузку

Образовательно-воспитательный потенциал технологии имеет не только практико-ориентированную направленность, но и несет эмоционально-психологическую нагрузку
Скачать файл