ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ
ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Развитие государственности Донецкой Народной Республики,
духовное возрождение, качественное обновление жизненных устоев и
морали, новая парадигма и нормативная база образовательно-
воспитательного пространства школы требуют инновационных подходов в
вопросе формирования гражданской идентичности подрастающего
поколения.
Работы А. Г. Асмолова, Т. В .Водолажской, А. М. Коидакова, Н. С.
Попова, М. А. Юшина позволяют рассматривать гражданственность как
интегративное качество личности, свойство ее поведения, проявляющиеся
в готовности и способности принимать участие в делах общества и
государства, сознательном пользовании правами, свободами и выполнении
своих обязанностей. Следовательно, педагогический процесс в данном
направлении должен предусматривать триединство формата – усвоение
знаний, проявление убеждений и собственной позиции на социально-
значимых началах и в рамках деятельностного подхода.
Учебный характер, возможность самостоятельного поиска решения
проблемной задачи, развитие коммуникационной культуры и творческого
потенциала, опыт командного взаимодействия – перечень некоторых, но
наиболее существенных компетенций, формируемых в процессе
исследовательской деятельности. Мотивационный, содержательный и
операционный компоненты технологии помогают успешному
становлению и развитию личностных характеристик, и в частности
гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.
Так описала проблему своего исследования «Николай Вениаминович
Хапланов – историк и краевед города Макеевки» выпускница нашей
школы Сильченко Анастасия: «Есть понятия, слова и имена, перед
которыми бессилен один из самых неумолимых законов времени и памяти
– закон забвения. Личность соизмеряет с масштабом таких понятий смысл
своего существования на Земле, слова рождают жажду подвига и дела, а
из таких имен складывается подлинная история человечества.
Их список в нашем городе по праву может открывать Николай
Вениаминович Хапланов – Почётный Гражданин города Макеевки
(Донбасс), поселка Старобешево и Старобешевского района, автор 23 книг
поэзии, прозы, публицистики, лауреат национальных и международных
литературных премий. Но «... чтобы молодые поколения макеевчан не
оставались «Иванами, не помнящими родства», главным делом своей
жизни считавший создание трилогии «Макеевка. История города (1690-
1989)». Уходит бесследно тот, кто оставляет свое дело без последователей.
А Поэт и Гражданин Хапланов оставил его нам, будущему Макеевки.
Посвятив городу труд, творчество, талант – жизнь, он навечно внес
свое имя в число самых ярких и достойных летописцев и краеведов
родной земли. Это стало темой исследования. В предыдущей моей работе
рассматривался вопрос о роли личности в истории, но неординарность и
сила духа человека и журналиста Хапланова, его творческое наследие
заставили рассматривать тему и трактовать ее в ином аспекте, с другой
позиции». [3, с.37-38]
Цель исследования: 1) установить, как гражданская позиция и
личные качества, история и люди влияют на деятельность творческой
личности; 2) популяризировать трилогию «Макеевка. История города
(1690-1989)» Николая и Елизаветы Хаплановых.
«Интервью дочери, свидетельства друзей, коллег по перу, издателей,
творчество и высказывания самого Николая Вениаминовича
свидетельствуют о неуемной силе его любви к родному городу, чувстве
высокого патриотизма. Желание простым, но достойным словом зажечь,
прежде всего, в сердцах земляков искру великого огня почитания малой
родины, преклонения перед ней и ее людьми является для Хапланова
своеобразным кредо жизни, поисковой деятельности и творчества.
Отношение к Родине и матери – главные параметры в науке созидания
настоящего человека и истинного патриота.
Именно эта позиция и ее созвучность событиям, происходящим в
настоящее время на нашей земле, и является весомым аргументом в
вопросе об актуальности темы исследования и определила его задачи». [3,
с. 38]
И надо признать, что автором они успешно решены: работа
опубликована в международном научном журнале «Юный ученый»
(eLIBRARY.RU), популяризирующем исследовательскую деятельность
школьников, и имеет ряд наград конкурсов различных уровней.
Большой интерес в школе, педагогическом сообществе города и
Республики вызвали исследовательские работы:
· Шевчук М. (Республиканский конкурс образовательных
видеороликов и Урокам гражданственности в сфере
государственной молодежной политики ДНР «Компас», диплом I
степени);
· Мазура А. (Городской открытый фестиваль интеллектуальных
идей студенческой и учащейся молодежи города «Город моей
мечты», диплом I степени, номинация «Личность в истории
Донбасса»);
· Коллективная работа на городской конкурс «Макеевка – моя
малая Родина», диплом I степени.
Как видим, развитие социально-критического мышления, опыта
гражданского поведения и создание условий для успешной социализации
личности в поликультурном и поликонфессиональном обществе, в
государстве новой формации – важнейшие задачи стратегии педагога по
формированию гражданской идентичности школьников в рамках
исследовательской деятельности. Образовательно-воспитательный
потенциал технологии имеет не только практико-ориентированную
направленность, но и несет эмоционально-психологическую нагрузку.
Очевидно, что бездуховность, нигилизм, общественная пассивность
и безразличие становятся своеобразной визитной карточкой поколения
начала тысячелетия.
Поэтому перед учителем в свете успешной реализации
Государственных образовательных стандартов ОО ДНР второго
поколения, актуализации идей патриотизма и гражданственности
Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи
Донецкой Народной республики остро стоит вопрос инновационной
деятельности. Исследовательский метод на этом поприще может
рассматриваться как продуктивное средство формирования ценностного
самоопределения, появления у старших школьников мотивации к духовно-
нравственному росту и воспитанию гражданской зрелости.
Список литературы
1. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в
новых общественных условиях// Вопросы психологии. – 2008. – №2. – С.83-93.
2. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой
Народной республики, утверждена совместным приказом Министерства молодежи,
спорта и туризма № 94 от 22.06.2015г. [Электронный ресурс]. – URL:
http://static.klasnaocinka.com.ua/uploads/editor/3890/337348/sitepage_104/files/koncepci
ya_patrioticheskogo_vospitaniya_detey_i_uchascheysya_molodezhi_doneckoy_narodnoy
_respubliki.pdf (дата обращения 15.09.2018)
3. Сильченко А.А. Николай Вениаминович Хапланов – историк и краевед города
Макеевки / А.А. Сильченко // Юный ученый. – 2018. – № 3 (17). – С. 37-40.
4. Филонов Г. Н. Деятельностная сущность воспитания / Г.Н. Филонов // Педагогика.
– 2008. – № 2. – С. 13-19.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.