Исследовательская коллективная игра «Экспериментальная лаборатория»

  • docx
  • 03.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Публикация № ПОУ 008695 (1).docx

Исследовательская коллективная игра

«Экспериментальная лаборатория»

   Данная разработка мероприятия будет полезна для учителей начальных классов при проведении внеклассных занятий. исследовательских уроков.  

Цель: развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка; совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей;  познакомить с понятием эксперимент, его структурой; научить проводить эксперимент самостоятельно;  расширять кругозор учащихся путём введения новых понятий.

Метапредметные:

Личностные: формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью; позитивную самооценку; стремление к успешности в исследовательской деятельности;

Регулятивные: учить  принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

формулировать цель учебной задачи и с помощью учителя дифференцировать известное и неизвестное в процессе наблюдений,

- определять этапы эксперимента, формулировать итоговый результат.

Познавательные:

уметь анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения, устанавливать пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, планировать ход проведения эксперимента.

Коммуникативные:

формировать умение уважать мнение собеседников; 

задавать вопросы и отвечать на них; 

входить в коммуникативную игровую ситуацию;

учить проявлять интерес к общению и групповой работе.

Технологии:

-проблемно-диалогическая технология;

-технология  личностно-ориентированного обучения;

-информационно-компьютерная технология;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, магниты, металлический предметы, стакан с водой, мандарин, яйцо, соль.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.

-Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наше занятие необычным и запоминающимся

                                   Звучит песня «Почемучки…».

- Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыто знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

Мы теперь непросто дети,

Мы – исследователи.

И узнаем всё на свете

Досконально о предмете.

Что? Когда? И как растёт?

Сколько раз в году цветёт?

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает?

Разгадаем мы секрет

И на всё найдём ответ! ( читают дети)

 

II. Актуализация знаний.

- А кто такой исследователь?  (ответы детей)

 -Что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).

- Сегодня мы продолжаем быть исследователями и отправляемся на экскурсию в экспериментальные лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами.

- Чем занимаются в лаборатории?

(Проводят опыты, эксперименты.)

Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент!

- Что же такое эксперимент? (Ответы детей)

Вот какое определение прописано в словаре: «Метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности»

- С какой целью проводится эксперимент, для чего?

- Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д. 

- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперименты самостоятельно.

Чтобы не заблудиться и не запутаться в наших лабораториях, двигаться мы будем по определённому маршруту, который показан в ваших путевых листах.

III. Практическая работа.

1-ая лаборатория- Наблюдательная.

Проверим вашу наблюдательность.

Выполнение упражнений.

1.      Найдите ошибки художника.

2.      Какая буква повторяется много раз? Сколько раз повторяется эта буква?

3.      Найди спрятавшиеся предметы

4.      Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

2-ая лаборатория- Плавательная «Научи яйцо плавать»



Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

фокусы

фокусы

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

фокусы

фокусы

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

 

Определение плавучести предметов.

Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?

Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах. Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет). А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Почему же мандарин без кожуры утонул?

Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом. А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)

Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)

 

3-я лаборатория- Магнитная

Посмотрите! Я научилась двигать предметы!

* На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола).

- Почему стакан двигается?

* Потому что в стакане и в руке магнит. Правильно, в руке магнит.

Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила. 

- Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? Металлические.

- Магнит притягивает все металлические предметы? (Да. Нет.)

- Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.  

- Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент?

Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.

На столах лежат предметы: гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, завёртка для форточек.  

- Лаборанты, отложите в тарелку предметы, притянутые магнитом.

Магнит притянул чайную ложку, гаечный ключ, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, хозяйственное кольцо, колокольчик, столовую ложку.

- Каков результат эксперимента?

ВЫВОД: не все металлические предметы притягиваются магнитом.

- Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?»

Возможно,  они изготовлены из разных металлов. Магнит притягивает железо и сталь, не притягивает цинк, медь, алюминий.

4-ая лаборатория – Выборная

Внимание, на экран. ( слайд с изображением телефона, машины, барабана, самовара).

 - Нам предстоит выяснить, какие из этих предметов приносят пользу, а  какие не во всех случаях полезны.

И так, ребята, перед нами стоит проблема. Давайте попытаемся её решить.

Я раздам вам карточки с изображением  этих предметов. У меня есть вот такие 2 симпатичных солнышка, одно – весело улыбается, а другое грустит . Внимательно посмотрите на картинку, определите, что изображено на картинке, вредно это или нет и положите  её к определенному солнышку. (Ребята выполняют задание)

Затем рассматривают содержимое двух коробок.

 - Интересно  самовар и в этой, и в другой коробке?  Ребята, а почему, так получилось?(Обговаривается каждый предмет с точки зрения пользы и опасности)

Что мы сделали, чтобы справиться с заданием? (подумали)

Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой. (на доске – глаза, ухо, голова)

Это мысленный эксперимент – смотрю, слушаю, думаю. (слова на доску)

 

5-ая лаборатория- Творческая

 

- Попробуйте  нарисовать на листочках свой предмет, который может быть полезным, но в то же время может принести вред. ( Дети рисуют предмет, в это время звучит музыка).

 Вызываются к доске 5 человек . Обсуждение нарисованных предметов.

- Так что мы можем сказать о предметах, которые нам предложили для исследования?  (все предметы приносят пользу, все они человеку необходимы, но со всеми нужно обращаться, соблюдая правила).

V. Итог занятия. Рефлексия.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальным лабораториям.

- Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии? Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?

- В конце путевого листа вы видите три смайлика, выберите ту эмоцию, которая сопровождала вас в течение всего занятия.

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете мы были сегодня командой?

Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!