Исследовательская коллективная игра «Экспериментальная лаборатория»
Оценка 4.8

Исследовательская коллективная игра «Экспериментальная лаборатория»

Оценка 4.8
docx
03.02.2021
Исследовательская коллективная игра «Экспериментальная лаборатория»
Публикация № ПОУ 008695 (1).docx

Исследовательская коллективная игра

«Экспериментальная лаборатория»

   Данная разработка мероприятия будет полезна для учителей начальных классов при проведении внеклассных занятий. исследовательских уроков.  

Цель: развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка; совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей;  познакомить с понятием эксперимент, его структурой; научить проводить эксперимент самостоятельно;  расширять кругозор учащихся путём введения новых понятий.

Метапредметные:

Личностные: формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью; позитивную самооценку; стремление к успешности в исследовательской деятельности;

Регулятивные: учить  принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

формулировать цель учебной задачи и с помощью учителя дифференцировать известное и неизвестное в процессе наблюдений,

- определять этапы эксперимента, формулировать итоговый результат.

Познавательные:

уметь анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения, устанавливать пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, планировать ход проведения эксперимента.

Коммуникативные:

формировать умение уважать мнение собеседников; 

задавать вопросы и отвечать на них; 

входить в коммуникативную игровую ситуацию;

учить проявлять интерес к общению и групповой работе.

Технологии:

-проблемно-диалогическая технология;

-технология  личностно-ориентированного обучения;

-информационно-компьютерная технология;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, магниты, металлический предметы, стакан с водой, мандарин, яйцо, соль.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.

-Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наше занятие необычным и запоминающимся

                                   Звучит песня «Почемучки…».

- Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыто знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

Мы теперь непросто дети,

Мы – исследователи.

И узнаем всё на свете

Досконально о предмете.

Что? Когда? И как растёт?

Сколько раз в году цветёт?

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает?

Разгадаем мы секрет

И на всё найдём ответ! ( читают дети)

 

II. Актуализация знаний.

- А кто такой исследователь?  (ответы детей)

 -Что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).

- Сегодня мы продолжаем быть исследователями и отправляемся на экскурсию в экспериментальные лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами.

- Чем занимаются в лаборатории?

(Проводят опыты, эксперименты.)

Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент!

- Что же такое эксперимент? (Ответы детей)

Вот какое определение прописано в словаре: «Метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности»

- С какой целью проводится эксперимент, для чего?

- Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д. 

- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперименты самостоятельно.

Чтобы не заблудиться и не запутаться в наших лабораториях, двигаться мы будем по определённому маршруту, который показан в ваших путевых листах.

III. Практическая работа.

1-ая лаборатория- Наблюдательная.

Проверим вашу наблюдательность.

Выполнение упражнений.

1.      Найдите ошибки художника.

2.      Какая буква повторяется много раз? Сколько раз повторяется эта буква?

3.      Найди спрятавшиеся предметы

4.      Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

2-ая лаборатория- Плавательная «Научи яйцо плавать»



Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

фокусы

фокусы

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

фокусы

фокусы

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

 

Определение плавучести предметов.

Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?

Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах. Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет). А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Почему же мандарин без кожуры утонул?

Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом. А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)

Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)

 

3-я лаборатория- Магнитная

Посмотрите! Я научилась двигать предметы!

* На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола).

- Почему стакан двигается?

* Потому что в стакане и в руке магнит. Правильно, в руке магнит.

Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила. 

- Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? Металлические.

- Магнит притягивает все металлические предметы? (Да. Нет.)

- Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.  

- Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент?

Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.

На столах лежат предметы: гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, завёртка для форточек.  

- Лаборанты, отложите в тарелку предметы, притянутые магнитом.

Магнит притянул чайную ложку, гаечный ключ, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, хозяйственное кольцо, колокольчик, столовую ложку.

- Каков результат эксперимента?

ВЫВОД: не все металлические предметы притягиваются магнитом.

- Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?»

Возможно,  они изготовлены из разных металлов. Магнит притягивает железо и сталь, не притягивает цинк, медь, алюминий.

4-ая лаборатория – Выборная

Внимание, на экран. ( слайд с изображением телефона, машины, барабана, самовара).

 - Нам предстоит выяснить, какие из этих предметов приносят пользу, а  какие не во всех случаях полезны.

И так, ребята, перед нами стоит проблема. Давайте попытаемся её решить.

Я раздам вам карточки с изображением  этих предметов. У меня есть вот такие 2 симпатичных солнышка, одно – весело улыбается, а другое грустит . Внимательно посмотрите на картинку, определите, что изображено на картинке, вредно это или нет и положите  её к определенному солнышку. (Ребята выполняют задание)

Затем рассматривают содержимое двух коробок.

 - Интересно  самовар и в этой, и в другой коробке?  Ребята, а почему, так получилось?(Обговаривается каждый предмет с точки зрения пользы и опасности)

Что мы сделали, чтобы справиться с заданием? (подумали)

Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой. (на доске – глаза, ухо, голова)

Это мысленный эксперимент – смотрю, слушаю, думаю. (слова на доску)

 

5-ая лаборатория- Творческая

 

- Попробуйте  нарисовать на листочках свой предмет, который может быть полезным, но в то же время может принести вред. ( Дети рисуют предмет, в это время звучит музыка).

 Вызываются к доске 5 человек . Обсуждение нарисованных предметов.

- Так что мы можем сказать о предметах, которые нам предложили для исследования?  (все предметы приносят пользу, все они человеку необходимы, но со всеми нужно обращаться, соблюдая правила).

V. Итог занятия. Рефлексия.

- Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальным лабораториям.

- Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии? Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?

- В конце путевого листа вы видите три смайлика, выберите ту эмоцию, которая сопровождала вас в течение всего занятия.

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете мы были сегодня командой?

Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!

 


 

Исследовательская коллективная игра «Экспериментальная лаборатория»

Исследовательская коллективная игра «Экспериментальная лаборатория»

Разгадаем мы секрет И на всё найдём ответ! ( читают дети)

Разгадаем мы секрет И на всё найдём ответ! ( читают дети)

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли

Магнит притягивает все металлические предметы? (Да

Магнит притягивает все металлические предметы? (Да
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2021