Исследовательская работа
Оценка 5

Исследовательская работа

Оценка 5
docx
09.12.2022
Исследовательская работа
мари[1].docx

 

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Ленинкент гимназия 35

 

 

  

 

Исследовательская работа

«Влияние темперамента на выбор профессии»

 

 

 

 

Выполнили: ученица 11 класса

Шапиева Марьям

 Руководитель:

Абдуллаева Айшат Юсуповна

 

 

 

 

 

Структура работы

Введение

Глава I. Темперамент и свойства нервной системы.

1.1.          Определение темперамента.

1.2.          Типы темперамента.

Глава II. Темперамент и профессиональная деятельность.

2.1. Профессиональная деятельность человека.

2.2. Темперамент и профессия.

 

Глава III. Исследование. Теоретический и статистический анализ.

 

3.1. Исследование влияния темперамента на успешность в профессиональной деятельности.

3.2 Анализ данных исследования влияния темперамента на успешность в профессиональной деятельности.

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность

    Проблема, о которой пойдёт речь, интересует человечество уже более 25 столетий. Это проблема правильного выбора профессионального будущего каждого человека, а также факторов влияющих на тот или иной выбор:  интересы, способности, востребованности профессии на рынке труда. Но самое главное – каждая профессия предъявляет свои требования к специалисту. Где-то есть спрос на креативные, энергичные умы, другим же требуются  неторопливые, склонные к глубокому анализу сотрудники. Все эти  так называемые капитальные черты или устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности - есть темперамент. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.  

    Старшеклассники мало задумываются о плюсах и минусах своего темперамента. И как результат, после получения диплома, попадают в невыгодные для них условия. Условия, когда большая и лучшая часть дня, которую человек проводит на работе, превращается в муку, а оставшееся время уходит на восстановление сил. Именно поэтому я считаю, что тема моей исследовательской работы является актуальной не только для выпускников нашей школы, а также для всех тех подростков, которые стоят перед выбором своей будущей профессии. Ведь правильно выбранная профессия – это залог успеха на всю жизнь.

В связи с этим, целью моего  исследования стало: выявить влияние темперамента на успешность в профессиональной деятельности.

Выдвинута гипотеза: так как темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека, которое формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязана успешность в будущей профессиональной деятельности. То есть, человеку с определенным типом темперамента следует выбирать определенную профессиональную категорию.

Определены:

- объект исследования: темперамент личности.

- предмет исследования - взаимосвязь темперамента, с успешностью в      

  профессиональной деятельности.

Поставлены следующие задачи:

1)    подобрать методики для исследования;

2)    выявить тип темперамента и профессиональную направленность учащихся;

3)    провести исследование и выявить влияние темперамента на успешность в профессиональной деятельности;

4)     сделать анализ проведенного исследования.

Для достижения поставленной цели применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:

 1) Опросник на определение профессиональной направленности учащихся  Е.А.Климова;

2) Методика изучения типа темперамента Г. Айзенка.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование позволит расширить знания об особенностях темперамента и его значении в профессиональной деятельности человека.

Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы педагогами и психологами при работе с детьми старшего школьного возраста; могут служить опорой при составлении комплекса психологических игр и упражнений по профориентации.

Надежность и достоверность исследования обеспечивается опорой на методологические принципы психологической науки, применением методик, адекватных цели и объекту исследования, количественным анализом экспериментального материала.

Структура работы включает в себя введение, 6 параграфов, объединенных тремя главами, заключение, список литературы, приложения.

 

Глава I. Темперамент и свойства

нервной системы.

1.1 Определение темперамента

В пятом веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей.

 «Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», - писал великий русский физиолог Иван Павлов, развивший идеи Гиппократа.

   Капитальные черты или устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности - есть темперамент. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.

  Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью. Точно также как четыре времени года, непохожие друг на друга, но приходящие каждое в свое время, напоминает всему человечеству о том, как важно в нашей жизни разнообразие, которое вдохновляет, заставляет думать и размышлять, творить и созидать.

    Огонь — холерик – лето                      Земля — флегматик - зима

 

Воздух — сангвиник – весна              Вода — меланхолик - осень

В свою очередь каждая стихия связанна с определенными знаками

зодиака:

Огонь: Овен, Лев, Стрелец

ЗемляТелец, Дева, Козерог

Воздух: Близнецы, Весы, Водолей

Вода: Рак, Скорпион, Рыбы.       

 

 

Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.

 

temperament1

 

 

Рисунок 2.

 

 Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностей). Темперамент проявляется уже в раннем детстве, он относительно устойчив и слабо поддается воспитанию.

1.2 Типы темперамента.

ajzenkСогласно теории Г.Айзенка, элементы личности могут быть расположены в иерархическом порядке. Автор полагает, что у каждого человека есть определенные суперчерты, или типы, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт.

Автор выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсия и  нейротизм-стабильность. Эти два измерения личности ортогональны, т.е. они статистически не зависят друг от друга. Соответственно людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне двух типов.

clip_imavghge001

Таким образом, с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду, что описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи.

    Рассмотрим подробнее каждый крайний случай или тип темперамента.

Холерический темперамент

Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холериков выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увеличением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением - сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.

alt

Флегматический темперамент

Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Флегматика трудно вывести из себя. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но флегматику следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.

alt

Сангвинический темперамент

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.

alt

Меланхолический темперамент

Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают малознакомых и новых людей, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов чувство скрытого протеста. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Меланхоликам свойственна глубина и постоянство, острая восприимчивость к внешним воздействиям.

Таким образом, можно предположить, что темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности.

alt

 

temperament_Ayzenk1

Рисунок 3.

 

7

 

Рисунок 4.

 

Глава II. Темперамент и профессиональная

деятельность.

2.1 Профессиональная деятельность человека.

 Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен – по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т.д.).

 Психологическая классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее, если бы уже была разработана определенная типология профессий. Но пока нет строго единого подхода к классификации профессий, основной недостаток многих из них состоял в том, что они исходили из особой роли. Преобладания какого-то одного психического процесса в данном виде деятельности. Были предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно,  односторонний подход.

Были также попытки дать классификацию по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической промышленности, сельскому хозяйству.

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н.Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

- щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);

- тщетные науки (алхимия, астрология);

- вредительские науки (колдовство).

 В настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в «Информационно-поисковой системе. Профессиография», разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руковадством Е.А.Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.

2.2 Темперамент и профессия.

Темперамент, мало поддающийся изменениям в течение жизни, необходимо учитывать при определении профессионального будущего. Так как игнорирование особенностей темперамента при выборе профессии может привести к потере интереса в работе, к сильным перегрузкам и переутомлениям, и даже к ослаблению здоровья.

Каким же образом темперамент влияет на успешность профессиональной деятельности?
  Вам уже знакомы биографии Петра I, Наполеона Бонапарта, М. И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы и государственные деятели и имели различные типы темпераментов. Однако каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах.  Но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.

 Вспомним: И. А. Крылова,  Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина,  М. Ю. Лермонтова. Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их различных типов темперамента.

 Александр Суворов был холериком. От природы он имел слабое здоровье  и в детстве приводил в ужас родителей, обливаясь поздней осенью на улице холодной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух. Став великим полководцем, он ни в чем не уступал своим солдатам, разделяя с ними все тяготы походной жизни и удивляя своей энергией и целеустремленностью. Полной противоположностью Суворову был флегматик Кутузов. Вероятно, его темперамент оказал влияние на выбор стратегии в войне с Наполеоном. Флегматики миролюбивы, но до тех пор, пока не затронуты их интересы. Флегматизм не помешал полководцу Кутузову одержать победу над Наполеоном.

Известный полководец, Наполеон, был сангвиником. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов.

Почему среди меланхоликов нет прославленных полководцев?

Высокая чувствительность в сочетании с потребностью в одиночестве рождает не полководцев, а творцов. Большинство поэтов, художников, музыкантов - меланхолики. Их произведения – память об их чувствах и переживаниях. Силой своего таланта они заставляют других переживать свое счастье и свое страдание. Шопен – типичный меланхолик: его сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке. Не случайно его перу принадлежит знаменитый «Похоронный марш»…

Меланхолическими чертами отличались Надсон (об этом говорит весь тембр его творчества) и, очевидно, Левитан (вспомним его ранимость).

К слабому типу высшей нервной деятельности, относился Н.В.Гоголь,  в частности, сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ», угнетенность, мнительность, развивавшиеся у него в последние годы жизни, - следствие психоастенического навязчивого состояния. Внешне же это проявлялось во взрыве религиозности. Воистину прав был И.П.Павлов заметив: «Религия нужна слабым».  Однако не бывает правил без исключений. Холерический темперамент не помешал Пушкину стать великим поэтом. Известны живость характера нашего великого поэта, его оптимистичность, необычайная широта восприятия, интерес к самым разнообразным сторонам жизни. Нельзя не процитировать слова Стендаля: «Холерик - темперамент выдающихся людей».

Знаменитый французский писатель А. Дюма был сангвиником. Помните его «Три мушкетера»? Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян как раз и представляют четыре темперамента. Они дополняют друг друга, как четыре стихии или четыре времени года, и поэтому непобедимы.

В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.

Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека во многом  зависит  от его темперамента, а также  от его способностей, знаний, навыков и направленности личности. Таблица 1. temp1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Исследование. Теоретический и

статистический анализ.

3.1 Исследование влияния темперамента на

успешность в профессиональной деятельности.

Описание методик.

В работе использованы две методики соответственно цели исследования:

1) Опросник на определение профессиональной направленности учащихся Е.А.Климова;

2) Методика изучения типа темперамента Г. Айзенка.

Описание «Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО)       Методика Е.А.Климова

     Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

    Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

     Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии.    

     Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

           Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Лист ответов

I

«Человек-природа»

II

 «Человек-техника»

III

«Человек-человек»

IV

 «Человек-знаковые системы»

V

«Человек - художественный образ»

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

 11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

 

 

 

Текст опросника

. Ухаживать за животными.
. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
. Следить за состоянием, развитием растений.

. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.
10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

Описание  5 профессиональных  категорий:

«Человек –природа»

Здесь главный, ведущий предмет труда – живая природа. К этому типу относятся профессии: лаборант, животновод, зоотехник, агроном и т.д.

Среди профессий типа «человек-природа» можно выделить профессии , предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Особенность биологических объектов  труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют и гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о животных организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.

«Человек – техника»

В этой категории профессий главный,  ведущий предмет труда – технические объекты (машины, механизмы и т.п.)  это профессии: машинист, инженер, столяр, токарь, слесарь, электросварщик, радиомеханик по обслуживанию и ремонту радио- и телевизионной аппаратуры, водитель автомобиля, пилот, и т.п.

Труд работников здесь направлен не только на технику, но и на ведущий предмет профессионального внимания – область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:

- профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

- профессии по обработке и использованию неметаллургических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;

- профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов;

- профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

- профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
     - профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценке технических объектов от работника требуются точность, определенность действий, поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

 

«Человек – человек»

Здесь главный предмет труда люди. Среди этого типа профессий можно выделить: воспитателя, учителя, продавца, парикмахера, работника справочного бюро, врача и т.п.

Главное содержание труда в профессиональной категории «человек- человек» сводится к взаимодействию между людьми. Важной частью этого взаимодействия являются взаимоотношения.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми;

потребность в общении;

способность понимать намерения, помыслы, настроения людей;

умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей;

умение находить общий язык с разными людьми.

 

«Человек – знаковые системы»

В этой профессиональной категории главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды.

 Профессии категории «человек – знаковые системы» включают: телеграфист, контролер- кассир, программист, бухгалтер, инженер и т.п.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира  и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

 

«Человек – художественный образ»

В этой профессиональной категории ведущий предмет труда – художественный образ, способы его построения. Здесь можно выделить профессии: модельер, композитор, редактор художественной литературы, артист театра или эстрады и др.

Одна из особенностей профессий типа «человек-художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдения. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

Описание методики изучения типа темперамента Г. Айзенка.

На первом этапе исследования испытуемым предлагался опросник профессиональной ориентации Климова.

На втором этапе исследования учащиеся работали с методикой определения темперамента Г.Айзенка. В работе был применен метод пассивного контроля.

 

Опросник Айзенка по определению темперамента

 Инструкция: Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание умственных способностей.

Вопросы

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты9

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли вы человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?

47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди ваших знакомых те, которые явно вам не нравятся?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Обработка результатов

Экстраверсия — находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.

Невротизм — находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Ложь — находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Если набранное количество баллов 0—3 — норма человеческой лжи, ответам можно доверять.

Если 4—5, то сомнительно.

Если 6—9, то ответы недостоверны.

Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.

clip_imavghge001

3.2. Анализ данных исследования влияния темперамента на успешность в профессиональной деятельности.

Теоретический и статистический анализ.

  Выборка экспериментальной группы 14 человек – это учащиеся 11 класса МОУ ССОШ  п. Ленинкент

Результаты методики представлены в диаграмме 1.

Учащихся с холерически Айзенка м типом темперамента – 50%,

с сангвиническим типом темперамента – 15 %,

с меланхолическим типом темперамента – 25 %,

с флегматическим типом темперамента – 10 %.

Результаты диагностики профессиональной ориентации Климова представлены  в диаграмма 2.

Профессиональную категорию «Человек – человек» предпочли – 20 % учащихся,

профессиональную  категорию «Человек – природа» предпочли – 10 % учащихся,

профессиональную категорию «Человек – техника» предпочли – 30 % учащихся,

профессиональную категорию «Человек – знаковые системы» - 20 % учащихся,

профессиональную категорию «Человек – художественный образ» - 20 % учащихся.

 Глубокое изучение каждой профессиональной категории, каждого типа темперамента и анализ изученных исторических данных позволил нам сопоставить результаты методики Е.А. Климова с результатами методики изучения типов темперамента Г.Айзенка. Данные мы вывели в таблицу 2. Посмотрев на которую можно легко увидеть, что каждому типу темперамента подходит определенная профессиональная категория.

Учащимся с холерическим типом темперамента хорошо подходит:

1.             профессиональная категория «Человек – техника», так как холерики быстры, подвижны, увлеченно берутся за дело, работают с подъемом, преодолевая любые трудности, а это именно те профессиональные качества,  которые нужны летчикам – испытателям, водителям автомобилей, машинистам, слесарям, радиомеханикам и другим специальностям данной категории.

2.             профессиональная категория «Человек – человек», так как потребность в общении у холериков повышена, им очень хорошо подходят профессии связанные с общением – это сфера обслуживания, юриспруденция, политика, административная сфера. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.

Совместимость холерического темперамента с профессиональной категорией «Человек – художественный образ» составляет 50 %, так как очень редко люди данного темперамента проявляют интерес к творчеству и искусству, хотя бывают исключения (А.С.Пушкин).

 А вот выбор таких профессиональных категорий как «Человек – природа» и «Человек – знаковые системы», для учащихся с холерическим типом темперамента абсолютно не желателен, так как холерик – личность неуравновешенная, несдержанная, даже необузданная. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные, не выносят одиночества. Поэтому профессиональные требования таких профессий как лаборант, животновод, программист, бухгалтер, телеграфист и др. категорически не совпадают с личностными профессиональными качествами холерика.

 Учащиеся с сангвиническим типом темперамента могут свободно отдавать предпочтение любой профессиональной категории. Так как их тип темперамента им это позволяет. Сангвиники быстро сходятся с людьми, жизнерадостны, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, легко контролируют свои эмоции, быстро осваиваются в новой обстановке, любят общение. Поэтому сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии. Они могут быть отличными: лаборантами, агрономами, машинистами, инженерами, учителями, парикмахерами, бухгалтерами, композиторами, модельерами, артистами театра или эстрады и т.д.

 Учащимся с флегматическим типом темперамента хорошо подходят такие профессиональные категории как «Человек – техника» и «Человек – знаковые – системы», так как флегматики медлительны и уравновешенны, они как правило, доводят начатое дело до конца. Флегматика трудно вывести из себя. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, а это именно те профессиональные качества, которые так необходимы при выборе таких профессий как столяр, токарь, электросварщик, программист, инженер и др.

 Такие профессиональные категории как «Человек – природа» и «Человек- художественный образ» подходят флегматикам лишь на 50 % ,так как для таких профессий как  артист, модельер, зоотехник, агроном и т.п. им следует развивать недостающие качества: большую подвижность, активность, креативность, общительность и т.п.

 Профессиональная категория «Человек – человек», практически не совместима с флегматическим типом темперамента, так как флегматики любят работать в тишине, тяжело переживают смену обстановки, малообщительны, не любят шумных компаний.

Учащимся с меланхолическим типам темперамента хорошо подходят такие профессиональные категории как «Человек – техника» и «Человек – художественный образ». Так как , они  лучше работают в спокойной, малолюдной, привычной для них обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов чувство скрытого протеста. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким типом темперамента чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Именно поэтому, такая профессиональная категория как «Человек- техника», которая требует от работника точности, определенности действий, полностью подходит меланхоликам. В мире техники имеются широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом от человека требуется высокая исполнительская дисциплина, чем особенно отличаются  меланхолики.

Также, людям меланхолического типа темперамента, подходят  профессии категории  «человек - художественный образ»  которые состоят в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдения.  Муза для поэтов приходит в одиночестве.

А вот такие профессиональные категории как «Человек – человек», «Человек – природа», «Человек – знаковые системы» не подходят людям данного типа темперамента. Так как для  таких профессий необходимы такие качества как энергичность, общительность, повышенная активность, желание быть на виду чего как раз и не хватает меланхоликам.

По результатам нашего исследования у 70 % учащихся  - 100% - я совместимость типа темперамента с профессиональной категорией, у 10% учащихся  - 50%-я совместимость темперамента с выбранной категорией профессий, а вот у 20 % учащихся совместимость типа темперамента с профессиональной категорией составляет - 0%, т.е. отсутствует. Таблица 6. Таблица 7.

У 70% учащихся – это большая часть класса, 100% совместимость типа темперамента с выбранной категорией профессий, это говорит о том, что эти учащиеся серьезно подошли к своему профессиональному выбору, серьезно готовятся к поступлению в выбранное учебное заведение.

Тем учащимся, у которых совместимость составляет 50%, необходимо еще подумать о своем профессиональном выборе, а так же работать над своими личными качествами, развивать свои  способности.

Учащиеся,  у которых, совместимость отсутствует, следует более серьезно подойти к этому выбору, так как правильно выбранная  будущая профессия это залог успеха на всю будущую жизнь.

Заключение.

Из сказанного можно сделать вывод, что на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие требованиям профессиональной деятельности.

Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше — для других. Меланхолики — это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхолазы. Холерики — великолепные летчики-испытатели (именно поэтому, кстати, в работе приемных комиссий в летных училищах обязательно принимает участие и врач-психолог), но они плохие счетные работники. Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как правило, неважные поэты. Сангвиники — хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.
 В процессе нашего исследования мы убедились в том, что два меланхолика — отличные партнеры в работе. Зато соединение холерика с меланхоликом — ситуация довольно неприятная (прежде всего для меланхолика). Холерик — человек несдержанный, он может и накричать. А чем это может кончиться для меланхолика, прекрасно показано хотя бы в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника». Два холерика яростны в работе, как (да простится мне такое сравнение) пара норовистых лошадей. Их нужно твердо держать в узде, иначе вряд ли когда-нибудь удастся завершить работу. Флегматики по причине своего несокрушимого спокойствия хорошо срабатываются со всеми. А вот сангвиники не могут ужиться с меланхоликами и холериками. Холерики кипят, меланхолики расстраиваются – сангвиники непроницаемо оптимистичны, вызывая у одних отчаяние и гнев, у других: сухарь-человек, ничем его не прошибешь...

Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Однако пусть не отчаиваются те, кому как будто достался неподходящий темперамент для выбранной профессии. Любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений,  глубоко затрагивающих наши интересы,- холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком.

 В.Вундт.

 

Выбирайте будущую профессию с умом и любовью к себе,

тогда и рабочее время будет проходить интересно и с пользой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1)        Введение в психологию / Под общ. Ред.  Проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1997.

2)        Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – П86  М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

3)        Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

4)        Методические материалы по курсу: «Возрастная психология» . Часть первая. Авторы: Л.М. Дубовый, И.Е. Кузьмина. Пенза, 1989.

5)        Русалов В.М.  Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М.: Рос. Акад. Наук, Инст-т психологии,1990.

6)        Малкина-Пых И.Г.  Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. _ М.: Изд-во Эксмо, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п

Структура работы Введение Глава

Структура работы Введение Глава

Введение Актуальность

Введение Актуальность

Поставлены следующие задачи: 1) подобрать методики для исследования; 2) выявить тип темперамента и профессиональную направленность учащихся; 3) провести исследование и выявить влияние темперамента на успешность…

Поставлены следующие задачи: 1) подобрать методики для исследования; 2) выявить тип темперамента и профессиональную направленность учащихся; 3) провести исследование и выявить влияние темперамента на успешность…

Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», - писал великий русский физиолог

Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», - писал великий русский физиолог

Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности

Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности

Рисунок 2. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не…

Рисунок 2. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не…

Согласно теории Г.Айзенка , элементы личности могут быть расположены в иерархическом порядке

Согласно теории Г.Айзенка , элементы личности могут быть расположены в иерархическом порядке

Флегматический темперамент Флегматики медлительны и уравновешенны

Флегматический темперамент Флегматики медлительны и уравновешенны

Меланхолический темперамент Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью

Меланхолический темперамент Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью

Рисунок 3.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 4.

Глава II. Темперамент и профессиональная деятельность

Глава II. Темперамент и профессиональная деятельность

Е.А.Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи

Е.А.Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи

Шопен – типичный меланхолик : его сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке

Шопен – типичный меланхолик : его сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке

1 .

1 .

Глава III. Исследование. Теоретический и статистический анализ

Глава III. Исследование. Теоретический и статистический анализ

I «Человек-природа» II «Человек-техника»

I «Человек-природа» II «Человек-техника»

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

При обработке, преобразовании, перемещении или оценке технических объектов от работника требуются точность, определенность действий, поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники…

При обработке, преобразовании, перемещении или оценке технических объектов от работника требуются точность, определенность действий, поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники…

Профессии категории «человек – знаковые системы» включают: телеграфист, контролер- кассир, программист, бухгалтер, инженер и т

Профессии категории «человек – знаковые системы» включают: телеграфист, контролер- кассир, программист, бухгалтер, инженер и т

Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений? 5

Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений? 5

Бывают ли у вас приступы дрожи? 36

Бывают ли у вас приступы дрожи? 36

Анализ данных исследования влияния темперамента на успешность в профессиональной деятельности

Анализ данных исследования влияния темперамента на успешность в профессиональной деятельности

Человек – художественный образ» - 20 % учащихся

Человек – художественный образ» - 20 % учащихся

Поэтому сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии

Поэтому сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии

Также, людям меланхолического типа темперамента, подходят профессии категории «человек - художественный образ » которые состоят в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от…

Также, людям меланхолического типа темперамента, подходят профессии категории «человек - художественный образ » которые состоят в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от…

В процессе нашего исследования мы убедились в том, что два меланхолика — отличные партнеры в работе

В процессе нашего исследования мы убедились в том, что два меланхолика — отличные партнеры в работе

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Список литературы. 1)

Список литературы. 1)

Русалов В.М. Опросник структуры темперамента

Русалов В.М. Опросник структуры темперамента

Исследовательская работа

Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2022