Областной исследовательский краеведческий конкурс
"Война в истории моей семьи"
Название конкурсной работы
«Главное - остаться Человеком…».
Содержание.
№ |
Темы |
страницы |
1 |
Актуальность. |
2-3стр. |
2 |
Цель и задачи исследования |
3 стр. |
3 |
Основная (исследовательская) часть |
4-11 стр. |
4 |
Заключение |
12 стр. |
5 |
Список использованной литературы |
12 стр. |
6 |
Приложения Фотографии и архивные материалы |
13-14 стр. |
Актуальность.
“Ты думаешь, на войне главное - это убить врага, совершить подвиг? – Нет. Главное на войне – пережить адский голод, смерть людей, знакомых и незнакомых, ужас страха, и при этом остаться человеком». Эти слова были сказаны моим дедом, Моревым Василием Ивановичем, моему тогда девятилетнему отцу, Мореву Сергею. Эти слова и сейчас звучат в его душе, так же, как и другие фразы, хорошо запечалились также поступки, мимолетные жесты, которые смог запомнить осиротевший ребенок. Эти воспоминания свято берегутся в нашей семье. Мы с моим отцом знаем точно: дед, пройдя всю войну с первого до последнего дня, с честью выполнил долг простого русского солдата и остался, прежде всего, Человеком.
Мой отец вспоминает, что, когда в семье дед ругался, глаза его все равно светились добротой, поэтому возникало чувство уважения, а не боязнь.
Каждое утро Василий Иванович выходил кормить голубей. На мальчишеские вопросы он отвечал, что эти птицы в войну спасли Ленинград, поэтому люди обязаны это помнить. Да и отношение к хлебу было у него священным: не пропадала ни одна крошка.
Странным казалось поведение деда в день 9 мая, в день Великой победы. Он не выходил на улицу. Наливал граненый стакан водки, сверху клал кусок черного хлеба и, молча, сидел за столом, положив рабочие мозолистые руки на колени. Никто в этот день не смел его беспокоить. В этот день он переживал заново все, что было связано с войной. Именно переживал, потому, что забыть такое было нельзя.
В связи с переездами семьи, ранним сиротством моего отца, фотографий осталось немного. Но одна хранится свято: на ней молодой русский парень в военной гимнастерке с медалями. Сделана она после войны, примерно в 1947 году. Мне захотелось узнать историю этих наград, проследить боевой путь красноармейца Морева Василия Ивановича.
2.Цель моей работы:
-проследить военную биографию моего деда, Морева Василия Ивановича, узнать историю его боевых наград.
Для этого нужно было решить несколько задач:
1. получить информацию у моего отца, Морева С.В., у родной сестры деда Лониной (Моревой)Галины Ивановны (она одна из детей осталась в живых) и у других его родственников.
2. изучить исторические материалы, связанные с событиями войны: блокадой Ленинграда и Курляндским котлом.
3. найти информацию о красноармейце Мореве Василии Ивановиче на сайте «Подвиг народа. ру» в интернете.
Методы работы:
-наблюдение
-анализ
-изучение
-интервьюирование
-исследование
-обобщение
3. Основная (исследовательская) часть
Мой дед, Морев Василий Иванович, был призван в действующую армию 16 июня 1941 года в автобататальон. Он прошел всю войну, вернее проехал на своей старенькой полуторке без единой аварии, служа шофером 2 батальона 52 Отдельного Автомобильного полка (информация с сайта «Подвиг народа .ру») , не был ни разу ранен (так берегла его судьба), но вернулся домой не как все, в мае, а гораздо позже.
Для него война не закончилась 9 мая: долгие месяцы служил в Германии на зачистке территории от прятавшихся фашистов. Закончил войну в Кёнигсберге (после 1946 года Калининград), но и после этого не смог поехать домой. Судьба послала на народную стройку в Сталинград, где нужны были рабочие руки водителя. Вот такой долгий военный путь простого красноармейца без званий и регалий. Но это ли не подвиг? Попробую разобраться подробнее.
О детских и юношеских годах деда воспоминаний немного. Родился он в 1920 году в Спасском районе Горьковской области в деревне Грязново. Семья была большая: десять детей; дед был второй, поэтому забота о младших сестрах и еще одном брате легла на его плечи. Отец семейства, мой прадед, Морев Иван Петрович , был человеком жесткого нрава, домашние его побаивались, хотя дома он находился редко, так как работал вольнонаемным работником на пароходах, поэтому с семьей бывал лишь зимами, привозил заработок. А вот когда уезжал, семье часто приходилось голодать, потому что заканчивались деньги, и детям даже приходилось просить милостыню.
Старший сын Василий смог выучиться на шофера и получить права. Этой профессии он будет верен всю жизнь, колесил по стране всю войну, потом работа на строительстве Сталинграда, потом на строительстве нынешней Нижегородской ГЭС, дальше до 1972 года в автоколонне г. Городца, последние два года испытателем тягачей на ЗЗГТ. В 1974 году израненное войной и тяжелым трудом сердце деда остановилось навсегда. Ему тогда было 54 года, и мой отец в 9 лет остался без мужской опоры.
16 июня Морев Василий призывается в ряды действующей армии, а 22 июня начинается война, ему тогда исполнилось 20 лет.
«Что такое война, я понял не сразу, - вспоминает отец слова деда, - ну вроде бы стреляют где-то, перевозим какие-то важные государственные архивные документы. Война для меня началась, когда увидел страшную картину: раздавленную немецкими танками колонну беженцев…» Дальше молчит, говорить не может. Прошло много лет, а это страшное зрелище месива частей человеческих тел, одежды, вещей и грязи не забыть.
Первая медаль на груди красноармейца Морева «За оборону Ленинграда». Документов о награждении нет ни на сайте «Подвиг народа», ни в Городецком военкомате ( мы пытались получить там информацию), но все без толку. Но в наградном листе второй медали есть отметка о предыдущих наградах «Медаль за оборону Ленинграда».
Блокада Ленинграда... Самые страшные и героические страницы военной истории. 900дней и ночей: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года мужественно сражались, выживали ленинградцы, отрезанные фашистскими войсками кольцом блокады.
К началу блокады в городе имелось недостаточное для длительной осады количество продуктов и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставался маршрут через Ладожское озеро, находившийся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовали военно-морские силы противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате этого начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.
После прорыва блокады в январе 1943 года, осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до января 1944 года. В январе — феврале 1944 года советские войска провели Ленинградско-Новгородскую операцию, в результате которой противник был отброшен на 220—280 километров от южных рубежей города. 27 января отмечается День полного освобождения Ленинграда от нацистской блокады.
Сообщение с большой землей поддерживалось только по Ладожскому озеру, которое, замерзнув, стало «дорогой жизни». Именно здесь и воевал мой дед, перевозил из осажденного города больных, раненых и детей и доставлял туда хлеб. Насколько это было страшно и опасно я могу судить по книгам и фильмам, например «Блокада Ленинграда». Трудно представить двадцатилетнего парня, который увертывался от взрывов, вез из города и в город самый важный груз.
Эти воспоминания были для него очень тяжелыми, поэтому говорил о них мало. Всегда восхищался мужеством ленинградцев, которые смогли пережить адский голод.
А что это такое голод, дед испытал на себе. Военным в осажденном городе продуктового пайка не давали, а иногда по разным причинам приходилось возвращаться на большую землю через несколько дней. Так и переживал эти голодные дни с ленинградцами, а потом, теряя от голода сознание, садился за руль и выполнял святой солдатский долг – перевозил из города еле живых детей и стариков.
Вторая медаль моего деда – «Медаль за отвагу»- была получена 20.09.1944 года. Этот подвиг дед совершил во время участия в Курляндском котле.
Этот котел сложился осенью 1944 года, когда западная часть Латвии оставалась под оккупацией германских войск, но они оставались зажаты между двумя советскими фронтами по линии «Тукумс – Лиепая» с 9 октября 1944 года по 10 мая 1945 года.
Полгода советские части штурмовали окруженную группировку немецких солдат на территории современной Прибалтики. Сразу два фронта, 1-й и 2-й Прибалтийские штурмовали немецкие позиции с октября 44-го года, и чем же в итоге закончилась эта военная эпопея?
Еще летом 1944 года, командующий 1-м Прибалтийским фронтом Баграмян старался заблокировать части группировки «Север». Однако, та попытка не удалась, и лишь осень 44-го года советские войска все же смогли отрезать группировку от основных немецких сил. Немецкие войска включали в себя не только 16-ю и 18-ю армии, но и части 3-й танковой армии, а также достаточное количество противотанковых и штурмовых САУ.
Конечно, два советских фронта старались захватить сходу город Ригу, и даже предприняли мощную атаку 13 октября, силами 4-х армий, но немцы сдали город только через два дня, организованно отступив. По сути своей, блокированная группа не пребывала в котле, ибо могла вести сообщение с другими частями благодаря портам, которые контролировала. Однако, в истории закрепилось именно это наименование.
Маршалы Говоров и Баграмян, командующие фронтами разработали план уничтожения окруженной группировки в 30 дивизий. Впрочем, ставка не выделила советским полководцам значительные танковые части, которые были нужны в боях на территории Польши. И все же, 16 октября 44-го советские части, при поддержке противотанковых САУ, а также средних танков Т-34 перешли в атаку на немецкие позиции. Особенно сильный удар пришелся на части 12-й танковой дивизии, которая отражала атаки 1-й ударной армии, которая во время боев смогла достичь наибольшее успеха. И все же, советские войска за два дня боев не смогли прорвать позиции немецких солдат, и к 18 октября были вынуждены остановить наступление.
В течение десяти дней происходила подготовка нового наступления, подтягивалась тяжелая артиллерия, большое количество танков. Но и вторая попытка с 27 по 31 октября никаких реальных результатов не дала. Причем, дело не смогла исправить даже танковая армия, которая включала в себя 29-й и 10-й танковые корпуса. Немцы очень удачно использовали свои противотанковые возможности, а также получали снабжение по морю.
Самая крупная наступательная операция проводилась с 20 февраля по 28 февраля 45-го года. До этого части 51-й и 6-й гвардейской армии проводили подготовку боем, в результате которой был занят необходимый плацдарм для последующей атаки. Так что, 20 февраля советская артиллерия из всех орудий палила по немецким позициям, которые представляли из себя не только окопы и ДОТы, но и врытые в землю танки.
17 марта, советские фронта двинулись в последний штурм немецких позиции. И вот тогда победа была близка как никогда, однако немцы не только смогли в итоге отразить удар, но и своими танковыми частями окружить сразу несколько советских дивизий.
Немцы выдержали удар, но 10 мая 1945 года им пришлось все сдаться, на фоне полного краха Третьего Рейха. Из 400 тысяч бойцов в котле осталось 250 тысяч, а советские войска лишь течение трех последних попыток потеряли около 200 тысяч бойцов, и несколько сотен танков. Причем, немецкий генерал Вальтер Крюгер продолжал сопротивление до 22 мая, но в итоге старый эсэсовец был разбит вместе с остатками своих людей, впрочем, в плен решил не сдаваться.
Мой дед на своей полуторке был всегда в центре событий: подвоз снарядов и боеприпасов, передача важных сведений, подвоз медикаментов и продовольствия, перевозка раненых. Его грузовик нужен был каждую минуту. Красноармеец Морев всегда успевал выполнить любое задание без нареканий, да и автомобиль никогда своего хозяина не подводил
Вот информация из Наградного листа с сайта «Подвиг народа .ру»
«Красноармеец Морев на оперативных перевозках показал себя водителем высокого класса, совершая рейсы быстро и хорошо ориентируясь в любое время суток. При боевых действиях 288 СДД при Красногорское, Балтинава проявил мужество, перевозя разведку дивизии. В сентябре 1944 года сделал на своей автомашине по оперативным перевозкам 1475 километров, сохраняя автомашину в постоянной боевой готовности.
Достоин Правительственной награды медали «За Отвагу»
20.09.1944 год
Дед рассказал моему отцу одну очень интересную историю, связанную с этими событиями. В то время он на своей полуторке подвозил боеприпасы нашим войскам. Однажды ему пришлось взять с собой молодого, по его словам, (хотя самому было тогда 24 года, но пройдя всю войну, он сделался взрослым вопреки возрасту) корреспондента военной газеты, который снимал на камеру и записывал все происходящее. Произошло это около небольшой реки: на одной стороне которой были наши, на другой – фашисты.
Удивительно, но по общей договоренности на определенные часы было заключено «водное перемирие» для того, чтобы набрать воды, необходимой для дальнейшей жизни тех и других войск. Стрельба во время перемирия была запрещена.
Дед вместе с корреспондентом спустились к реке и увидели на другом берегу немецкий легковой автомобиль, из которого вышел высокопоставленный офицер и его ефрейтор. Дальше все произошло в считанные секунды. Офицер стал вытаскивать оружие, а ефрейтор пытался ему объяснить, что стрелять нельзя – перемирие. Но офицер нажал на курок. Красноармеец Морев, закрыв собой репортера, сделал встречный выстрел. Немец промахнулся, а вот пуля с другой стороны реки стала для него смертельной. Рассказывая это, дед очень сокрушался и винил себя, что вынужден был убить человека во время перемирия. Осознать это ему было тяжело, пройдя всю войну, он не смог принять смерть, убийство, несмотря на то, что спас жизнь себе и товарищу. Если бы ни его смелость и отвага, то и корреспондент военной газеты, и сам, погибли бы. Остались бы навечно в чужой земле, и это в самом конце войны…
И все же война для него больше связана не с героизмом, а с насилием и жестокостью против человека.
И последняя «Медаль за победу в Великой Отечественной войне» была им получена в конце войны. Она вручалась всем, кто прошел это тяжелое испытание и остался жив.
Как я уже говорил раньше, после войны моего деда ждало восстановление разрушенного Сталинграда. Домой он вернулся примерно в 50-е годы, а там опять стройка – строительство Горьковской ГЭС. Там он познакомился со своей будущей женой, моей бабушкой, Татьяной Яковлевной. В 1964 году они поженились, а в 1965 году появился на свет их сын и мой отец, Сергей Васильевич.
4. Заключение.
В 1974 году деда не стало, за 9 лет жизни с ним мой отец получил столько доброты, житейской мудрости, что хватило на целую жизнь. Сейчас всем этим он делится со мной. Я считаю своим долгом сохранить эти воспоминания о родном человеке, чтобы передать их потом своим детям. Военная и трудовая судьба моего деда – это часть общей судьбы нашей великой страны, нашего многострадального русского народа, который достойно пережил эти страшные испытания и сохранил в себе Доброту, Правду и Человечность.
5.Список литературы.
1.Берггольц, О. Ф. Ленинградская поэма Ленинград Художественная литература, 1976.
2.Будогоская, Л. А. Повесть о рыжей девочке. Москва Советская Россия, 1987.
3.Лукницкий П. Н. Сквозь всю блокаду. Воениздат1975
2.Интернет-ресурсы:
1.http://podvignaroda.ru
2.https://ru.wikipedia.org
6. Приложение.
Фотографии и архивные документы.
|
Фотография из личного архива семьи Моревых. Морев Василий Иванович. Приблизительно 1947 год. |
|
Из наградного листа. Информация с сайта «Подвиг народа. ру» |
|
Медаль «За отвагу» Информация с сайта «Подвиг народа. ру» |
|
Медаль «За оборону Ленинграда» Фото из интернета |
|
Медаль «За победу над Германией» Фото из интернета |
|
Курляндский котел. Танковая битва. Фото из интернета |
|
Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Фото из интернета |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.