Исследовательская работа "Игрушки моего народа"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Игрушки моего народа"

Оценка 4.8
Домашнее обучение +4
docx
Междисциплинарный 6
Все классы
05.02.2020
Исследовательская работа "Игрушки моего народа"
Как мы с сыном изучили материал по народным игрушкам и изготовили свистульки своими руками.
Игрушки моего народа.docx

МБОУ «Васильдольская ООШ»

 

 

Исследовательская работа

НАРОДНАЯ ИГРУШКА

 

Автор:

Фатьянов Александр,  

Воспитанник дошкольной группы

 

Руководитель: Фатьянова Юлия Юрьевна

                                                                                      

 

 

 

 

 

1.Введение

Мы с мамой часто занимаемся  изготовлением разных поделок. Недавно мы делали народные игрушки- свистульки из глины. Мама мне рассказала, что в давние времена, времена прабабушек, дети игрались именно самодельными игрушками- куклами из материала, свистульками из глины, деревянными конями. Выбранная тема, показалась мне интересной потому, что игрушка обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

Практическая значимость исследования  состоит в том, чтобы рассказать моим друзьям из детского сада про старинную игрушку и  привить чувство гордости и уважения к своим истокам.

Сфера исследования:  народные традиции.

Область исследования:  традиционные народные игрушки.

Цель проекта:  пробудить интерес к традиционной культуре через знакомство с народной игрушкой.

Задачи проекта:

- изучение истории возникновения традиционной народной игрушки;

- изучение особенностей изготовления традиционных игрушек;

- знакомство с видами народных игрушек;

- воспитание чувства патриотизма, уважения к народным традициям;

Предшествующая работа:

- поисковая работа по изучению истории возникновения, и видов традиционных народных игрушек;

- изучение традиций изготовления народных игрушек;

- подбор материала для изготовления игрушек;

- разработка презентации проекта;

 

 

 

 

2. История возникновения традиционной народной игрушки.

    Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза». Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла «Десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись. Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит и безвредной. Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова.

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов было большое многообразие кукол. 

 Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, и фантазия.

Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, — готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества. Для  изготовления игрушки использовались различные материалы.

Например, древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки  фигурки-свистульки.  Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

 Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

Ярким представителем глиняной игрушки является Дымковская игрушка. Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языче­ские корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники сви­стели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и переки­дывались расписными глиняными шариками.

Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

ДЫМКОВО

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость - изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах.

В. Феофанов

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепи­ли их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстия­ми свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конь­ка...Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки...На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно. Это краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, жел­тые, оранжевые, синие и даже золотые! Один цвет словно соперни­чает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, по­хожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

В настоящее время в центре города Вятки работают художест­венные мастерские Дымковской игрушки.

Удивительно красивы и разнообразны глиняные иг­рушки из деревни Филимоново Тульской области: ко­ни, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть - образуют весе­лый, яркий хоровод. И каждая фигурка к тому же свистит.

Ученые считают, что происхождение глиняных игрушек связа­но с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и жи­вотных.

Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после об­жига становится светлой. Желтый, красный, зе­леный - основные цвета, используемые в росписи. Они, в сочетании со свет­лым тоном обожженной глины, создают неподра­жаемый «наряд» Филимоновской игрушки. В наши дни в деревне Филимонове игрушки де­лают талантливые масте­рицы, сохраняющие древ­ние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные кафтаны, по­крывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появ­ляются свой характер, своя поступь, свой голос. Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произ­ведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.

 

 

3. Способы изготовления глиняной игрушки.

Для производства дымковских игрушек ис­пользуется местная красная глина, тщательно перемешанная с мел­ким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осу­ществляли мелом, разведенным на молоке).

В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фи­гурки получаются вытянутыми, высокими. Это особенно заметно при лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи.

Рассмотрим методы лепки:

1. Вытяжка.  Основной кусок пластилина фор­муют идентично очерта­ниям будущей игрушки. Затем начинают вытяги­вать части тела - шею, ру­ки, ноги - до требуемой длины. После этого их вы­гибают нужным образом, украшают игрушку накладными деталями.

2. Лепка из пластаРаскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей об­работке.

А теперь внимательно рас­смотрим декор игрушек. Необычайно ярка Филимоновская игрушка-свистулька в своих пестрых декоративных «одеждах» - узорах, нанесен­ных прямо на поверхность обожженной глины. Сплошную окраску дополняют чередую­щиеся радужные полосы.

Перед тем как украсить дымковскую игрушкумастери­цы белили фигурки мелом, разведенным на молоке.

Основ­ные элементы геометрического орнамента дымковской игруш­ки (круги, овалы, клетки, по­лоски, точки), на то, как они выстраиваются в узор, на яр­кость красок. В росписи ис­пользуют желтый и синий, ма­линово-красный и зеленый, бе­лый в фоне и черный цвета.

Яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: го­лубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и со­ставляют палитру игрушек.

Каждая мастерица, пользу­ясь традиционным для данного промысла набором декоратив­ных элементов и цветов, всегда привносит элемент творчества в это яркое, веселое искусство.

 Глиняные игрушки имеют обобщённую форму.

 В росписи игрушек присутствуют солярные знаки, которые несут глубокий символический смысл.

В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Они были участниками древних обрядов.

Им приписывали особую силу: оберегать людей от всякого зла.

Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

4. Итоги социологического опроса среди сверстников

Большинство ребят проявляют неподдельный интерес к истории народной игрушки, стремятся пополнить свои знания в данной области. Все ребята моей группы приняли участие в изготовлении народной игрушки. Хотим создать в нашем детском саду уголок старины.

 

5. Практическая часть

 

 

 6.Заключение. Меняются времена и эпохи, соответственно меняются и детские игрушки. Старая добрая игрушка кажется современным детям смешной и непонятной. Та важная информация, которая была заложена в любой народной игрушке, сегодня не востребована в детской среде. Функция народной игрушки, бытовавшей в старину, не может соответствовать современным требованиям общества. Однако, современность лишь тогда обретает полный смысл и силу, когда она не оторвана от своих исторических корней. Возрождение народной игрушки может способствовать сохранению этой преемственности. Речь не идёт о возрождении игрушки на уровне игровом и повсеместном, но на уровне познавательном это необходимо. Те истины наших предков, которые несла в себе игрушка, осознанные современным человеком, помогут новому поколению лучше понять и осмыслить свою традиционную культуру, и почувствовать себя её неотъемлемой частью.

Мы считаем, что все задачи, поставленные в ходе проекта, были выполнены. Народная игрушка была изготовлена согласно заданным требованиям. Ее достоинством является то, что она сделана самостоятельно и полностью своими руками. Игрушка выполнена из экологически чистых материалов и затраты на нее минимальны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Дайн народная игрушка. - Москва, Просвещение, 1981

2.  Прекрасное  своими руками. - Москва, Детская литература, 1987

3.  Самые красивые и знаменитые куклы мира. - Москва, Аванта +, 2003

4.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. Автор – составитель - Москва,

letopisi. ru/index. php/ История_тряпичной_куклы.

Ресурсыинтернет :

www. krupenichka. ru

http://www. oxanafa. ru/narkykla/

slovarozhegova. ru

http://www. rukukla. ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «Васильдольская ООШ»

МБОУ «Васильдольская ООШ»

Введение Мы с мамой часто занимаемся изготовлением разных поделок

Введение Мы с мамой часто занимаемся изготовлением разных поделок

История возникновения традиционной народной игрушки

История возникновения традиционной народной игрушки

Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось

Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось

Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни

Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни

Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи

Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи

В ней удаль и размах. Синейте охра с суриком

В ней удаль и размах. Синейте охра с суриком

Филимоновской игрушки. В наши дни в деревне

Филимоновской игрушки. В наши дни в деревне

Лепка из пласта . Раскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей об­работке

Лепка из пласта . Раскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей об­работке

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа

Мы считаем, что все задачи, поставленные в ходе проекта, были выполнены

Мы считаем, что все задачи, поставленные в ходе проекта, были выполнены

Ресурсыинтернет : www. krupenichka

Ресурсыинтернет : www. krupenichka
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020