МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»
Исследовательская работа по теме:
«Игры солнечного луча»
Исследователь:
Сафрайдер Елизавета, 6 лет группа «Пчелка»
Руководители:
Шабанова Анастасия Владимировна
Сафрайдер Екатерина Валерьевна
с. Новоегорьевское, 2020 г.
Содержание
I. Введение.…………………………………………………………… 3
II. Основная часть… ………………………………………………….4
1. Теоретическая часть …………………………………...4
2. Практическая часть ……………………………………5 III. Заключение………………………………………………….….6
Список использованной литературы……………………….…7
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………8
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………9
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………10
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………11
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………12
Рассматривая детскую энциклопедию вместе с моей мамой Екатериной, мы дошли до страницы, на которой рассказывалось о пустынях. Мама рассказала одну историю. По раскаленным Солнцем безжизненным пескам пустыни, страдая от нестерпимой жары и жажды, медленно движется караван верблюдов. И люди и животные давно устали. Вода закончилась. И вдруг вдали, на горизонте, среди песков блеснула полоска воды. Нет, это не узкая полоска, а целое озеро, сверкающее на Солнце. Озеро кажется как бы парящим в воздухе. Такие кажущиеся “озера” жители Африки называют “морями дьявола”. Мама пояснила, что иногда в пустыне люди могут увидеть то, чего на самом деле нет в этом месте. Почему так происходит? Мама, объяснила, что это происходит из-за преломления солнечных лучей. Возникает мираж!
Меня заинтересовало это загадочное явление – мираж. Ведь это просто волшебство – видеть то, чего нет. Сказочно, не правда ли? Мираж – это маленькое чудо. Кстати, не только дети так думают. Оказывается, что миражи люди видели еще в глубокой древности. И объясняли их обыкновенным вмешательством богов или духов.
Мне стало очень интересно, а можно ли увидеть «мираж» не только в пустыне? Этому посвящена моя исследовательская работа.
Цель работы: исследовать световое явление преломления света, как одну из причин появления миражей.
Как я буду это изучать? Задачи:
1. Попрошу помощи взрослых, чтобы они помогли мне найти информацию о миражах и экспериментах, которые помогут понять при каких условиях, как появляются миражи.
2. Проведу опыты, объясняющие данный процесс.
3. Сделаю вывод. Методы:
1. Анализ литературы.
2. Планирование экспериментов и наблюдений.
3. Обобщение и выводы о справедливости гипотезы.
Гипотеза: когда лучи света проходят через разные среды (например, воздух и воду, воду и стекло и т.д.), то они отклоняются от своего пути и искажают изображение.
Объект исследования - оптические иллюзии.
Предмет исследования - причины возникновения оптических иллюзий.
Древние верили в чудеса. Изучив книги и энциклопедии, а также информацию из Интернета, я узнала, что слово «мираж» имеет два значения: “отражение” и “обманчивое видение”. Мираж – это изображение реально существующего на Земле предмета, часто увеличенное и сильно искаженное. Существует много различных и интересных фактов о миражах (Приложение
1).
Таблица 1. Разновидности явления мираж
Виды |
Где встречается |
Нижний мираж |
Дороги, пустыни |
Верхний мираж |
Холодные полярные регионы |
Боковой мираж |
Отражение от нагретой боковой поверхности, стены |
Фата-моргана |
Сложный повторяющийся мираж |
Объемный мираж |
В горах |
Фантом-мираж |
Исчезнувшие суда — Летучий Голландец |
Как появляются миражи?
Миражи возникают тогда, когда образуются так называемые «атмосферные зеркала». Это происходит, когда один из верхних воздушных слоёв начинает отражать световые лучи.
Это, например, может произойти утром, в то время, как нижние атмосферные слои ещё не нагрелись, а потому сильно охлаждены из-за соприкосновения с землёй. В это же время слои, которые находятся над ними – более тёплые, поэтому один из верхних слоёв начинает отзеркаливать от себя всё, что расположено на Земле.
Часто можно увидеть даже те предметы, что расположены на огромном расстоянии от зрителя – города, архипелаги, леса, горы, поезда, морские судна. Например, известен случай, когда путник однажды заметил на морском побережье парящий в воздухе город, причём – вверх тормашками. Но самое интересное случилось потом, когда через несколько километров он увидел град, копию которого он ранее созерцал.
На основании того, что я узнала о миражах, подумала, а можно ли объяснить происхождение этого загадочного явления с помощью опытов в домашних условиях. Вместе с мамой мы подобрали несколько экспериментов для проверки нашей гипотезы.
Но для начала мне хотелось посмотреть, а правда луч света может «ломаться» и изменять свою форму и направление. Мы провели опыт «преломление солнечного луча».
Опыт 1. «Преломление солнечного луча» (Приложение 2)
Вместо солнечного луча можно использовать лазерную указку (лазерный луч нам очень хорошо видно). В воде растворяем соль, и выливаем эту соленую воду в глубокую емкость. Далее аккуратно добавляем воду без соли в ту же емкость. Как оказалось, соленая вода, и вода без соли практически не смешиваются. Направляем «луч света» в область, где находится обычная вода. Луч света проходит прямо. Направляем «луч света» в область, где находится соленая вода. Наблюдаем искривление луча.
Вывод: луч света, попадая из одной среды в другую среду может «преломляться»
Опыт 2. (Приложение 3)
Берём прозрачную банку, небольшой мяч или яйцо, с помощью условной мерки (полоска бумаги) отмечаем их ширину. Опускаем мяч (яйцо) в пустую банку, сравниваем с отметкой на бумаге – она осталась такой же. Доливаем в банку воду и снова проверяем ширину. Видимый размер мячика и яйца значительно увеличился! Они "выросли" где-то на четвертинку. И все благодаря тому, что мы смотрим на него через воду. Да и без измерений видно, что шарики в банке стали выглядеть гораздо больше.
Виновато во всем преломление света. Лучи света обычно попадают к нам в глаз по воздуху. Без всяких отклонений. Поэтому мы видим предметы такими, какие они есть. Но если лучик проходит через разные среды (например, воздух и воду, воду и стекло), то он отклоняется от своего пути. Вывод: мы видим предмет чуть-чуть больше, чем он есть на самом деле.
Опыт 3. (Приложение 4)
Палочка сломалась? Я опустила в стакан с водой трубочку и посмотрела, что с ней случилось. Трубочка кажется сломанной. Лучи света от той части трубочки, которая находится под водой, отклоняются.
Вывод: когда лучи света проходят из одной прозрачной среды в другую прозрачную среду, то они меняют свое направление.
Опыт 4. (Приложение 4)
На дне пустого таз мы написали слово «Пчелка» - это название моей группы в детском саду. Эту запись нам видно. Когда отходишь от таза назад, надписи – не видно. Потому что лучи встречают преграду – стенки таза. Наливаем в таз воду, слово стало видно, оно словно плавает на поверхности воды. Такой же опыт я повторила с мячом, который лежал на дне тарелки.
Почему это происходит?
Наливая воду, мы отклоняем свет: луч света, отражённый от надписи, проходя через воду, меняет своё направление и достигает наш глаз.
По результатам проведённых опытов можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась: когда лучи света проходят через разные среды (например, воздух и воду, воду и стекло и т.д.), то они отклоняются от своего пути и искажают изображение. Эти опыты доказывают, что миражи в природе тоже являются проявлениями преломления солнечного луча.
Во время выполнения исследовательской работы я узнала много нового и очень интересного о таинственном мире природы. Выполнив эту работу, я убедилась, как много удивительного и полезного для практической деятельности может заключаться в явлении преломлении света.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гальперштейн Л. Забавная физика: Научно-популярная книга / Оформл. серии О.Кондаковой. - М.: Дет. лит., 1993. - 255 с. 2. Гурьянов И. Книга экспериментов. Просто о сложном. / пер. с итальянского И. Гурьянова М.:Эксмо, 2013 – 128 с.
3. Ращикулина Е.Н., Степанова Н.А. Опытно-экспериментальная деятельность в развитии естественно-научных понятий старших дошкольников и младших школьников. Н // Успехи современного
естествознания. – 2004. – № 6 – С. 30-35
4. Галилео. Эксперимент. Искривление луча света https://yandex.ru/efir?from=efir&from_block=ya_organic_results&stream_id
=4c86a47c0f17e60cbb31b53e66552342
5. https://ggn64.ru/mir/interesnye-fakty-o-mirazhah.html
6. http://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/mirazh-vozniknovenie/
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%B
6
Интересные факты о миражах:
1. Мираж — оптическое явление. Миражи возникают, когда свет отражается от слоёв воздуха различной степени плотности и разных температур.
2. Фата-моргана — не синоним слова «мираж», а лишь одна из его разновидностей.
3. Миражи бывают как над жаркой поверхностью, так и над холодной, но первые наблюдаются чаще.
4. В результате возникшего в холодную погоду миража наблюдатель может увидеть расположенные за горизонтом объекты.
5. Легенды о летучих кораблях в эпоху парусных судов обязаны своим происхождением именно миражам (см. любопытные факты о морях).
6. Существуют также очень редкие объёмные миражи, когда человек может увидеть самого себя, причём вблизи. Такие миражи могут возникнуть, если воздух будет насыщен водными парами.
7. Древние египтяне верили, что миражи — это призраки предметов и мест, некогда существовавших в реальности, но уже исчезнувших.
8. Самые яркие и чёткие миражи зафиксированы в США, штат Аляска.
9. Самые сложные миражи, наиболее редко встречающийся — движущаяся фата-моргана.
10. А вот обычные миражи над разогретыми солнцем асфальтовыми дорогами наблюдать может каждый.
11. В Северной Африке, в пустыне Эрг-эр-Рави, миражи сгубили немало путешественников, «показывая» им оазисы, визуально расположенные в нескольких километрах, в то время как реальное до них расстояние превышает полтысячи километров.
12. Существуют задокументированные свидетельства, подтверждающие, что целые группы людей наблюдали огромные сложные миражи в виде целых городов в небесах.
13. В России миражи часто возникают над озером Байкал.
14. В японском городке Уоцу, расположенном на побережье, также периодически наблюдаются миражи, из-за которых прибрежные дома как бы парят над водами залива.
15. Мираж можно воспроизвести искусственно.
Опыт 1 «Преломление солнечного луча»
Опыт 2
Рис. 1. Рис. 2. «Измерение мяча с помощью условной мерки»
Рис. 3. «Размер мяча в пустой банке Рис. 4. «Мяч в банке с водой» соответсвует отметке на условной мерке»
Рис. 5. «Размер мяча после Рис. 6, 7. «Повтор опыта с яйцом» добавления воды в банку»
Опыт 3 «Трубочка сломалась?»
Опыт 4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.