Исследовательская работа "Как научиться играть в шахматы"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Как научиться играть в шахматы"

Оценка 4.8
pdf
21.01.2023
Исследовательская работа "Как научиться играть в шахматы"
Исследовательская работа как научиться играть в шахматы.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа по теме: «Как научиться играть в шахматы»

 

 

 

          Исследователь:

          Дьяков Лев, 7 лет

     Руководитель: Шабанова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Новоегорьевское, 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                             ВВЕДЕНИЕ                                                                                  3

 

                             ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ                                                                    3

I.      ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ       3

 

1.1.   История шахмат     3

1.2.   Парад шахматных фигур          4

 

II.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ         5

 

2.1 . Кружок «Шахматы»        5

2.2 . «Первые шаги» на шахматной доске 5

 

                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                            5

                             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                        6

                             ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                         7

                             ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                         8

                             ПРИЛОЖЕНИЕ 3                                                                         9

                             ПРИЛОЖЕНИЕ 4                                                                         10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

У меня много увлечений: я люблю рисовать, конструировать из ЛЕГО, играть в компьютерные игры. В детском саду и дома мы часто играем в шашки. Не так давно я узнал о такой игре, как шахматы. Эта игра очень заинтересовала меня. Играть в шахматы я не умел. Мне захотелось научиться играть в эту игру. О своем желании научиться играть в шахматы я рассказал дома и в детском саду. Анастасия Владимировна предложила выяснить, умеют ли ребята из нашей и других групп играть в шахматы. Как оказалось, многие ребята слышали о такой игре, но играть не умеют. 

Гипотеза: Я предположил, что каждый человек способен научиться играть в шахматы, но для этого нужно знать правила игры. 

Так была выбрана тема моей работы «Как научиться играть в шахматы». 

Цель работы: освоить игру шахматы на уровне «новичок»

С чего же начать? Для достижения поставленной цели я определил такие задачи: познакомиться с этой древней игрой: собрать информацию об истории шахмат;

              провести анкетирование «Что вы знаете о шахматах» среди ребят и их родителей моего детского сада;

              выяснить, есть ли шахматный кружок в нашем селе;

              познакомиться с шахматными фигурами;

              изучить правила игры;

              заинтересовать ребят играть в шахматы; Объект исследования: шахматы.

Предмет исследования: процесс освоения правил шахматной игры.

Методы исследования: изучение информационных источников, анкетирование,  наблюдение,  моделирование, описание, фотографирование.

Мне стало интересно узнать, что известно ребятам и их родителям моего детского сада о шахматах. Я провел анкетирование 36 человек (24 воспитанника и 12 родителей, Приложение 1).

Результаты анкетирования: 

1.     С игрой «Шахматы» знакомы: 34 человека. 

2.     О родине шахмат не знает никто.

3.     Умеют играть в шахматы 6 человек.

4.     Из 22 детей, не умеющих играть в шахматы, 18 хотят научиться играть.

5.     Узнать информацию о шахматах захотели 28 человек из 36 опрошенных. Следовательно, выбранная мною тема актуальна. 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

                                                                                                      1.1.    История шахмат

Шахматы родились в одной прекрасной стране с названием Индия 2000 лет назад. Их изобретателем стал известный в то время индийский математик Сисса. Тогда игра называлась чатуранга, в нее одновременно могли играть четыре человека. Они располагались парами, друг против друга. Шахматная доска с фигурами выглядела не так, как сейчас. Фигуры расставлялись на доске подобно кресту и передвигались по броску костей. Было четыре армии: черные, зеленые, желтые и красные. 

Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» — это Король, а «Мат» — это конец. Вместе получается «Конец Королю».

Индийский Шах-Падишах очень полюбил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.

Со временем шахматы разъехались по всему свету, и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. Долго-долго путешествовали шахматы в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и большие пустыни. Поэтому в нашу страну дорогим гостям шахматам пришлось плыть на кораблях через моря-океаны.

Раньше фигуры для шахмат делали из кости – моржовой и слоновой, из керамики и дерева, стали, серебра и золота, из янтаря и разных камней. Сейчас чаще всего шахматы делают из пластмассы и дерева - такие шахматы не очень дорого стоят и доступны всем. 

Одним из самых известных чемпионов мира по шахматам стал Гарри Каспаров, Россия (1963). Его имя – синоним игры шахматы. Он стал самым молодым бесспорным чемпионом мира в 1985 году в возрасте 22 лет. Титул принадлежал ему вплоть до 1993 года.

1.2. Парад шахматных фигур

Изучая информацию в книгах и в сети ИНТЕРНЕТ, мне удалось многое выяснить. Шахматы – это настольная логическая игра для 2 человек, со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников (Приложение 2. Рис.). Изначально они придуманы и изобретены, как имитация военных действий на доске. В этой игре вы будете руководить одним из войск: белым войском, либо черным войском. И как в любой войне у каждого войска есть свой генерал или предводитель. В шахматах он называется король. Целью всей игры является взять вражеского короля в плен. 

Играют фигурами и пешками, по 16 штук на игрока. Ближе к каждому игроку стоят кони, слоны, ладьи, король и ферзь. Второй ряд занимают пешки.

Перед началом партии каждый из игроков имеет 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня, 2 слона, 1 ферзя и 1 короля.

Игроки делают ходы поочередно. Начинают белые. Право играть белыми определяет жребий.

Основное правило шахмат: «тронул – ходи». Ход считается сделанным, когда рука игрока опустила фигуру. Сначала обдумал – потом принял решение и только потом сделал ход! 

Шах – ситуация, когда король находится под ударом фигуры соперника. Чтобы отбить шах, надо отойти королем на другое поле, перекрыться другой своей фигурой или взять фигуру, которая угрожает королю.

Мат — ситуация, когда король не может уйти из-под шаха.

Партия считается выигранной если: один из игроков дал мат королю соперника; один из игроков признал поражение; у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы; техническая победа.

Ничья в шахматах - пат – ситуация, когда все фигуры игрока лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом. 

Время фиксируется на специальных шахматных часах. Игрок  нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.   

 

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Кружок «Шахматы»

Я выяснил, что с сентября 2019 года в МОУ «Егорьевская СОШ» начал работу кружок «Шахматы». Кружок открыт для учащихся 5-9 классов, но некоторые занятия посещают и учащиеся начальной школы. Руководит кружком родитель Бабкунов Алексей Леонидович. Вместе с моим папой мы отправились на встречу с руководителем кружка. Алексей Леонидович рассказал мне о шахматных фигурах и правилах, а так преподал мне несколько полезных уроков. Между нами состоялась  шахматная партия, увы, не в мою пользу (Приложение 3).

 

2.2.  «Первые шаги» на шахматной доске

Правила игры в шахматы не так сложны, как может показаться сначала.

В ходе практической работы я с помощью родителей изготовил макет шахматной доски (Приложение), и каждый день я знакомил ребят с новой шахматной фигурой, рассказывал о ее расположении на доске, как ходит фигура и как наносит удар по противнику. Учил делать шахматные ходы каждого индивидуально. Игрой в шахматы заинтересовались не только ребята, но и их родители (Приложение 4). Мама Матвея Коротаева, рассказала, что в детстве тоже посещала шахматный кружок. А для того, чтобы ребята смогли быстрее запомнить правила игры, мы с Анастасией Владимировной оформили специальный альбом. В котором размещены не только правила, но и игры, которые помогают быстрее запомнить эти правила. Теперь каждый желающий воспитанник детского сада сможет легко познакомиться с правилами этой игры. И получить первоначальные знания игры в шахматы на уровне новичка.

 

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Считаю, что поставленной цели я достиг. Мне удалось заинтересовать ребят игрой в шахматы, научить играть на уровне новичка. Ребята каждый день играют со мной в шахматы, хотя пока и проигрывают. Но они научились достойно принимать поражение, учитывать свои ошибки. Гипотеза подтвердилась – каждый желающий может научиться играть в шахматы; шахматы – полезная игра. 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Костров В.В. «Шахматный учебник для детей и родителей. В 2-х частях» - М: Русский шахматный дом, 2015 г., 128 с.

2.Карпов А.Е. Серия «Цветной шахматный учебник Анатолия Карпова. Первая ступень», - М: Русский шахматный дом, 2017 г., 136 с.

3. Я познаю мир. Шахматы: детская энциклопедия / авт. текста И. М. Линдер. - М.: Астрель: АСТ, 2002 г., 297 с.

4.Интернетисточники:  https://www.peoples.ru/sport/chees_player/karpov/  

5.Фотографии  из личного архива.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

 

 

Анкета «Что вы знаете о шахматах?»

1

Слышали ли вы об игре «Шахматы»?

 

2

В какой стране зародилась эта игра?

 

3

Умеете ли вы играть в шахматы?

 

4

Хотели бы вы научиться играть в шахматы?

 

5

Хотели бы вы узнать больше о шахматах?

 

 

                                                                                                             

         ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Парад шахматных фигур»

Пешка — самая маленькая шахматная фигура – маленький человечек в круглом шлеме. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта шахматная фигура так называется. Шахматные пешки ходят только вперёд. Их смело бросают в бой на врага и особо не жалеют. Но части пешек доверяют особую почётную роль – охрану Его Королевского Величества. Она ходит по вертикали на одно поле вперёд, на два с начального поля. А сейчас я расскажу, как пешка может сбивать фигуры. Она бьет противника так же на одну клетку вперед, но по диагонали. Это единственная шахматная фигура, которая ходит по одному правилу, а удар наносит по-другому. Пешка располагается во 2 и 7 ряду в каждой клеточке, всего по 8 единиц.

Конь  — эта фигура и внешне похожа на коня, и вы его не перепутаете. А вот ходит конь по особенному: только буквой «Г» (2 клетки по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали). А еще конь это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры. Конь располагается рядом с ладьей.

Слон  — фигура на слона совсем и не похожа. Правда, давным-давно шахматный слон был слоном. Но в нашей холодной стране ведь слоны не везде водятся, да и, если упадёт шахматный слон со стола, то хобот и хвост могут отвалиться, больно хрупкая фигура. Поэтому со временем на шахматной доске и появилась фигура, похожая на человечка, который и управлял этим могучим животным. Слон может ходить по диагонали в любую сторону на любое количество клеток. Слон не может перепрыгивать через другие фигуры. Если слон стоит на светлой клетке, то двигается по диагоналям по светлым клеткам, если же слон стоит на темной клетке, то двигается по диагоналям по темным клеткам. Слоны располагаются рядом с конем.

Ладья  — своим видом напоминает башню или крепость. ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали, в любую сторону на любое количество клеток. Ладья не может перепрыгивать через другие фигуры. Место ладьи в углах шахматной доски.

 Ферзь или королева — на голове носит небольшую круглую шапочку (корону). Название пришло из Индии, где главного военачальника именовали визирем или ферязью. Эта фигура может перемещаться по шахматному полю практически в любую сторону по вертикали, горизонтали или диагонали на любое количество клеток. Ферзь не может перепрыгивать через другие фигуры. Ферзь – это самая сильная фигура, можно сказать, что она совмещает в одном лице ладью и слона. Место ферзя посередине и рядом со слонами, в зависимости от его цвета. Соответственно:  светлый ферзь стоит на светлом поле, а темный ферзь на – темном. 

Король  — самая главная фигура на шахматной доске.

Его Величество, он в

партии самый высокий и самый заметный, еще бы нет. На шахматной доске его

фигура похожа на человечка с короной на голове в виде пики или креста. А вот ручек и ножек у него не хватает! Но вы, наверняка, удивитесь, когда узнаете, что главная фигура самая беспомощная. Король может передвигаться на любое соседнее поле по горизонтали, вертикали и диагонали, но всего на одну клетку. Место короля рядом с ферзем.  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Шахматная партия с руководителем кружка «Шахматы» Бабкуновым Алексеем

Леонидовичем

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 

Обучение ребят игре шахматы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Новоегорьевское, 2020 СОДЕРЖАНИЕ

Новоегорьевское, 2020 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ У меня много увлечений: я люблю рисовать, конструировать из

ВВЕДЕНИЕ У меня много увлечений: я люблю рисовать, конструировать из

Методы исследования: изучение информационных источников, анкетирование, наблюдение, моделирование, описание, фотографирование

Методы исследования: изучение информационных источников, анкетирование, наблюдение, моделирование, описание, фотографирование

Одним из самых известных чемпионов мира по шахматам стал

Одним из самых известных чемпионов мира по шахматам стал

Руководит кружком родитель Бабкунов

Руководит кружком родитель Бабкунов

Фотографии из личного архива

Фотографии из личного архива

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Парад шахматных фигур»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Парад шахматных фигур»

Место ферзя посередине и рядом со слонами, в зависимости от его цвета

Место ферзя посередине и рядом со слонами, в зависимости от его цвета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2023