Министерство образования Российской Федерации
Управление образования администрации
Кудымкарского района
МАОУ « Ошибская средняя общеобразовательная школа »
Утверждаю
Директор школы: Четина Т.В.
История моей семьи
Автор: Лесников Максим
МАОУ «Ошибская средняя
общеобразовательная
школа» 4 класс
Руководитель: Брагина С.А.
учитель начальных классов
2011
Содержание
Введение. 2
Основная часть.
1.1. Генеалогическое дерево семьи.
1.2. Предки по материнской линии
1.3. Предки по отцовской линии.
1.4. Моя семья.
Заключение. Литература.
Приложения.
Введение.
Род.
Народ.
Родина. –
слова – то главные.
Так гласит народная мудрость. От любви к маме и папе распространяется наша любовь на близких людей и далее на народ, на Родину свою. Наша Родина – Россия, самая большая страна в мире.
Едва ли найдется такой человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над происхождением своего имени и своей фамилии, историей своего рода. Впервые человек сталкивается с подобными вопросами еще в детском саду, в школе, когда его наряду с другими спрашивают о его родителях, родственниках.
В древности знатные семьи занимались генеалогией, чтобы показать, что их род знатнее других. Поэтому мы знаем так много о царях, дворянах. Но родословная есть не только у великих и преуспевающих людей. В каждой семье есть захватывающие страницы любви, жизненные трагедии, героизм. Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане жизни, человек должен ощущать свои корни.
Каждый человек обязан знать свои семейные традиции, родовые предания, бережно относиться к семейным реликвиям, изучать свои корни. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Но в наше нелегкое время упростились родственные отношения - утрачивается то, что питало и укрепляло семейные узы. Порой мы не знаем не только своих корней, но даже ближайших родственников.
Самые близкие мне люди - моя семья, мои родные. Я всегда помню об этом. Я хочу помогать родным, беречь тепло родительского очага. В моем роду тоже много интересных, увлекательных страниц жизни. Кто я? Какими были мои родители, а кто мои прабабушка и прадедушка? В своей исследовательской работе я попытался ответить вопросы.
В основу исследования моей родословной вошли воспоминания родителей, родственников.
Каждое дерево питается подпочвенными водами родной земли. Они невидимы, эти соки. Порою, кажется, что их вовсе нет. Просто растет себе дерево и растет. Зеленеет, покачиваясь на ветру, его широкая крона. Но попробуйте подрубить корни. Дерево зачахнет, погибнет. Так и человек. Народ в целом. Люди должны знать свое прошлое, свои корни, свои истоки. Родословное дерево должно быть известно каждому из нас. Корни нашего дерева уходят в народ. Народ – наша сила и опора. Без этого знания невозможно сохранить наше искусство, культуру.
Моя гипотеза такова: каждый человек может узнать свою родословную.
Цель: изучение и составление генеалогического древа своего рода, изучить страницы жизни семьи; узнать некоторые исторические факты о прапрадедах и прапрабабушках.
Задачи:
1. Встреча старейшими представителями своего рода;
2. Изучение материалов архива;
3. Изучение литературы по теме.
4. Найти фотографии моих родных; документы о прапрадедушке и прапрабабушках;
5. Сделать вывод;
6. Оформить исследование в электронном виде (презентация) и в виде альбома.
Актуальность. Мы, сегодняшнее поколение, плохо знаем своих предков, а испокон веков нашим предкам было принято знать свои родственные связи до 9-го колена. Именно поэтому я и занялся составлением своего генеалогического дерева.
Практическое значение. Составлять генеалогическое дерево.
Методы:
· изучение исторической литературы по теме;
· поисковый;
· анализ документов;
· личные беседы с родственниками;
· переписка с родственниками. .
В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родные, которые жили до нас, вперёд нас, перед, перед нами. Мы их потомки, мы жители потом, после них. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушки и бабушки, о предках.
Это традиции нам тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять, но них память.
В этом году я поставил перед собой цель: изучить историю своей семьи. Оказывается, это так интересно и увлекательно. Изучив фотографии, документы, расспросив своих родных, я открыл для себя новые страницы жизни моих предков.
I. История развития генеалогии
Родословие – это русский синоним греческого слова «генеалогия», которое обозначает «учение о роде» и представляет собой запись представителей того или иного рода по поколениям. Л.М. Савелов, крупнейший генеалог дореволюционной России, считал, что «Генеалогия есть 1) построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц; 2) история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной»[1].
В исторической литературе существуют обе эти тенденции в определении предмета генеалогии – от предельно узкой, ограничивающей ее функции только достоверным доказательством факта родства, и до расширенного толкования, которое наряду с реконструкцией собственно родословных, включает исследования исторических биографий, истории семейств и их имущественного положения, социального статуса, места в системе государства, вклада в общественную и культурную жизнь.
Составлением родословных люди занимаются на протяжении многих столетий. Впервые о происхождении и родстве многочисленных народов, населяющих Землю, мы узнаем из Библии. Перед первыми генеалогами стояла лишь одна задача - перечислить всех отцов от предка до того лица, для которого выводилось родословие. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма, когда в обществе появляется собственность и обсуждаются права ее наследования. Расслоение общества приводит к появлению замкнутых сословий, каждое из которых имеет свои особые права, обязанности и привилегии. В Англии и Франции в XVI веке даже появляются государственные чиновники, отвечающие за правильность составления родословий.[2]
В России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса. В 40-е годы XVI века появляются первые Родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшем назначениями на военную службу. При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно здесь официально утверждалось происхождение семей, и составлялись генеалогические документы.
Таким образом, в обществе начинают составлять родословные в ответ на ту или иную историческую потребность, в частности, несколько веков назад родословные стали составлять с целью разделения людей на имущих и неимущих. Сегодня главным мотивом является не только обывательский интерес к прошлому своих предков, но и сохранение национальной самобытности. Великий историк Василий Осипович Ключевский по этому поводу заметил: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем жили, как и к чему должны стремиться».
Значительно углубил философские основы генеалогии известный православный священник Павел Александрович Флоренский, который в своей монографии 1924 г. «Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях» писал: «Род есть единый организм, и имеет целостный образ. Он начинается во времени и кончается. У него есть свои расцветы и упадки. Каждое время его жизни ценно по-своему; однако род стремится к некоторому определенному, особенно полному выражению своей идеи, пред ним стоит заданная ему историческая задача, которую он призван решить…
Жизненная задача всякого – познать строение и форму своего рода, его задачу, не индивидуальную свою, поставленную себе, а свою – как члена рода как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым самопознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае – за предмет пустого тщеславия, а в лучшем – за законный, исторически заработанный повод к гордости…».[3]
Таким образом, несмотря на многочисленные трактовки понятия генеалогия и разнообразные подходы в его осмыслении, сам процесс изучения прошлого своей семьи содержит в себе мощный нравственно-этический потенциал, столь необходимый при формировании личности.
Глава ΙΙ. Методика генеалогического исследования
В самом начале сбора генеалогической информации наиболее удобной формой являются первичные анкеты, которые заполняют все члены семьи. При наличии повторных браков на отдельном листе делается приложение. Дата, место и причина изменения фамилии (с какой на какую), наличие усыновленных или переданных на усыновление детей и наступившие в связи с этим изменения фамилии и отчества, а также другие сведения, имеющие существенное значение для составления родословного древа, указываются в приложениях.
В каждой семье хранятся свидетельства жизни прошлых поколений вашего рода:
1) Письменные документы семьи (свидетельства о рождении, свидетельства об окончании школы, дипломы об окончании учебных заведений, свидетельства о браке родителей, различные справки, вырезки из газет, почетные грамоты, удостоверения о наградах и присвоении званий и т.д.). Нужно сделать копии с этих документов и расположить их в хронологическом порядке в именных папках, заведенных на близких родственников.
2) Документы семьи, зафиксированные объективом (копии групповых или сюжетных фотографий можно вложить также в папки, а копии портретных снимков вклеить в анкетные листы).
3) Устные источники - семейные легенды или тайны. Важно их точно зафиксировать на диктофон или рукописно, при этом обязательно указать степень родства по отношению к сборщику информации: фамилию, имя, отчество; дату и другие сведения, имеющие отношение к тематике интервью.
Для сохранения генеалогической информации в процессе работы удобно использовать родословную картотеку, когда на каждого члена рода на основе анкетной информации заводится карточка с номером. Нумерация производится в соответствии со старшинством. При внесении в картотеку новых имен, чтобы не перенумеровывать все карточки, а их будет насчитываться несколько сот, можно ввести буквенную индексацию. Чтобы исследование было по-настоящему научным, при каждом сведении в карточке должен быть указан источник, из которого оно почерпнуто, что дает возможность всегда его проверить.
Род - это совокупность лиц, происходящих от одного предка. В европейской, в том числе и русской традиции, принадлежность к роду определяется через мужских его представителей.
Внутри родов выделяются линии или ветви. Оба названия практически равнозначны и различаются только своим происхождением: понятие «ветвь» восходит к генеалогическому древу, а понятие «линия» - к генеалогической таблице, которая представляет собой череду родителей, детей, их предков и потомков, где о каждом приводятся основные сведения.
Слово «линия» имеет смысл, связанный со смешанными родословными: «мужская линия» или «женская линия» показывают, через кого в данном случае прослеживается родство.
Рассматривая генеалогию со стороны ее внешних форм, Л.М. Савелов выделяет два главных вида родословий: восходящее и нисходящее.
В родословии восходящем главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения. С него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням ил коленами, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д. Это первоначальный вид родословия, когда у исследователя нет еще достаточного количества необходимых материалов, когда он постепенно идет от известного к неизвестному.
Родословное древо – имеет действительно форму дерева со стволом, ветвями, листьями и плодами. Этот обычай, принятый когда-то в Западной Европе, сегодня активно применяется в качестве мотивации для начинающих или юных родоведов.
В Западной Европе имели обыкновение раскрашивать свои родословные дерева: мужчин, имеющих потомство, писали на желтом фоне, не имеющих детей – на красном, замужних женщин – на лиловом, девушек - на синем. Всех живых рисовали на зеленом фоне, мужчин - на более темном, женщин – на более светлом. Мужские имена писали в прямоугольниках или ромбах, женские – на кружках или овалах. Но это была только европейская традиции, и ее в России применяли довольно редко.
Мы с мамой начали опрашивать своих многочисленных родственников, и у
нас получилось генеалогическое древо. Приложение 1. По нему выделили
основных родственников, которых разместили на отдельном дереве.
Генеалогическое дерево семьи
Дерево мудрости, дерево жизни,
Мы его ветки, мы его мысли.
Мы – молодые на ветках листочки,
В летопись впишем новые строчки.
Ствол его крепость, то прадеды, деды,
Знавшие вкус и беды, и победы.
Крепкие ветки – родители наши,
Нам подарившие нежности чашу.
Корни же дерево скрыты, не видны –
Это немножко, наверно, обидно.
Если о них ничего мы не знаем,
Значит, себя не совсем понимаем.
Корни ведь дерево это вскормили,
Соком земли всех сполна напоили,
Мудрость великую нам передали –
Жизнь продолжать, несмотря на печали! ( Г. А. Лаврова)
Глава IΙΙ.
II. Предки по материнской линии.
Меня всегда интересовал история моей страны, моей семьи и моего рода. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю родины в отрыве от истории родного края. История моего рода, сохранившаяся в воспоминаниях моих предков, - часть истории России.
Главным консультантом моей работы была моя бабушка, Роза Кирилловна, которая живет в деревне Конаново, в Кудымкарском районе Ошибском поселении.
Описание своей родословной, я начну с материнской линии. Большую часть сведений я получил от родителей, родственников по маминой и отцовской линии.
Прапрапрабабушка Гусельникова Акулина Трофимовна и прапрапрадедушка Гусельников Андрей Егорович были зажиточными крестьянами. Известно, что в период коллективизации вступили в колхоз.
Прапрабабушка Климова Парасковья Фиогентовна из крестьянской семьи, очень трудолюбивая, хрупкая и сильная женщина.
Прапрадедушка Климов Михаил Романович из крестьянской семьи. Был известным мастером и большим шторм, дожил почти до 100 лет. Человек он был любознательный, общительный.
Прабабушка Плотникова Анна Михайловна (1908г. -1984г.) Великая труженица для всех была примером, заядлая рыбачка. В годы Великой Отечественной войны, когда все мужики ушли на фронт, она стала работать кузнецом.
Прадедушка Плотников Кирилл Андреевич (1902 -1968г.г.) был грамотным, умным человеком, работал в райфинотделе, органах НКВД. Когда началась Великая Отечественная война, он ушёл на фронт. Был командиром зенитной установки, участвовал в Курской дуге, освобождал Польшу, дошёл до Берлина. Имел много орденов и медалей. К сожалению, прожил мало, старые раны, белорусские болота дали о себе знать.
Прабабушка Гусельникова Екатерина Андреевна (1915 – 2004г.г.) работала в совхозе «Ошибский» разнорабочей. В годы войны с обозом ездила до станции Менделеево - Перми. Была неграмотной, но нала много сказок, стихотворений и загадок. Я очень любил слушать её.
Моя бабушка Тупицына Роза Кирилловна 1932года рождения, закончила Кудымкарское педагогическое училище. Почти 30 лет она проработала учителем начальных классов. За свой труд она награждена медалями и почётными грамотами. Её фотография занесена в книгу Почёта Коми округа. Бабушка также является труженикам тыла. Сейчас она на заслуженном отдыхе, принимает активное участие в художественной самодеятельности, очень любит выращивать цветы и овощи.
Дедушка Тупицын Виктор Павлович (1938 -1999г.г.) Он был механизатором, затем долгое время работал бригадиром тракторного отделения в совхозе «Ошибский». Дедушка был отличным руководителем. Его труд так же отмечен многими наградами. Моего деда очень уважали и любили. Вместе с бабушкой они воспитали четырёх дочерей.
ГлаваΙΙΙ.
Предки по отцовской линии
Прадедушка, фамилию которого носит семья, был Лесников Илья Васильевич. Известно, что прадед был колхозным бригадиром. В 1942 г. Был осуждён как враг народа. Во время этого заболел и умер, в дальнейшем он был реабилитирован. Прабабушка, Лесникова Мария Егоровна, ей пришлось одной поднять пятерых детей.
Дедушка Лесников Лука Ильич (1932 -1985г.г.) рано остался без отца. С малых лет приходилось работать, чтобы не умереть с голода. После школы работал конюхом, потом выучился на тракториста. Был одним из лучших трактористов. Из – за болезни рано умер.
Прадедушка Пономарёв Трофим Егорович и прабабушка Пономарёва Секлетинья Дмитриевна были зажиточными крестьянами. В годы коллективизации были репрессированы и сосланы в Сибирь. По дороге они и ещё трое маленьких детей умерил. Дома остались четверо старших детей, которые остались, среди них была бабушка, Лесникова Мария Трофимовна.
Осиротела рано, бабушке пришлось испытать и голод, и холод, и унижения. Но она всё выстояла. Она ветеран труда и тыла. Вместе с дедещкой воспитали пятеро детей.
Глава IV.
Моя семья.
Мою маму зовут Левченко Светлана Викторовна, а папа Лесников Михаил Лукич.
Мои родители когда - то учились в одной школе. Потом разъехались, судьбы их раскидала по сторонам по стране. Только спустя годы они встретились вновь и полюбили друг друга. 1 апреля 1999году мои родители поженились. Мама работала поваром в совхозной столовой, а папа – механизатором. Через год родился я. Мама работает воспитателем в детском саду, а папа, как дедушка, тракторным бригадиром в колхозе «Урал». Мама очень интересный человек, много путешествовала, любит интересно рассказывать, помогает мне в учёбе и интересуется. Мама большая мастерица, она хорошо готовит, летом делает различные заготовки на зиму, удивительно красиво вышивает и вяжет. Помогает мне в учёбе. Она самая лучшая мама на свете! Я стараюсь помогать ей по дому. У моих родителей очень, много друзей. Мама и папа, уважаемые люди в деревне. У папы очень трудная работа, свободного времени совсем мало, но когда он не на работе, то мы стараемся проводить время вместе – ходим на рыбалку, ездим на природу. С папой мы большие друзья, для меня он авторитет.
У меня есть две сводные сестры Аня и Катя. Сейчас они живут и работают в городе Перми.
Это исследование мы сделали вместе с мамой. Мама была оператором моей работы, а я редактором.
Я учусь в четвёртом классе в «Ошибской средней школе». Занимаюсь в кружках. В школе у меня много друзей. Очень люблю рисовать, сочинять стихи и сказки.
Вывод.
Таким образом, в результате проделанной работы, я смог графически изобразить родословную всего своего рода и считаю свою работу важной и необходимой не только для себя, но и для своих потомков. Потому что родословное позволяет хранить память о предках, что само по себе достойно внимания и тем самым позволяет нам осознать ответственность перед прошлым поколением.
Составляя генеалогическое древо своего рода, я пришёл к выводу, что в настоящее время родословные коми - пермяков менее насыщены и показывают резкое сокращение численности в семьях, т.к. число детей резко упало в среднем до 2-х напротив 6-8 детей.
Также я заметил отсутствие диагональных связей (показатель родственных браков) в своем роду, как одного из важных источников опасного «генетического груза», характерных для изолированных народов или народов малочисленных, к которым мы относимся.
Коми – пермяки считали, что до 4-го колена не должно быть кровных браков. Это плохо отразится на генах. Пока я составил свое родословное дерево. Надеюсь продолжить свою работу в дальнейшем.
Изучив фотографии,
документы, расспросив своих родных, я открыл для себя новые страницы жизни моих
предков. В истории моей семьи ещё много белых пятен, особенно по отцовской
линии. В дальнейшем я хотел бы продолжить изучение своих корней.
Составление родословной служит ещё большому сплочению членов семьи. Изучение истории
своей семьи вызывает желание стать носителем лучших качество своих предков. Вот оказывается как много у каждого
из нас родных. Мы не одни в этом мире. Составление родословной для всей нашей
семьи было увлекательно и весьма полезное для нас занятие.
V. Заключение.
Вот какую историю мне удалось собрать. Но на этом я решил не останавливаться, а обязательно узнать, кем были мои прапрадедуы и прапрабабушки. Ведь это очень интересно. Семья – это наша сила, опора и, главное, любовь.
Родители и я с сестренками – верхняя часть этого чудесного родословного древа. В дальнейшем нам предстоит стать родоначальниками новых ветвей, и хотелось бы, чтобы наши внуки гордились историей своего рода.
При исследовании родственных связей мы поняли, что вся жизнь наших предков была связана с землей: они жили на ней, выращивали хлеб, занимались животноводством. Отличались добропорядочностью и трудолюбием.
К истории нашего рода подходят слова: «Землю красит солнце, а человека – труд». Проникшись гордостью за своих предков, мы придумали герб, на котором изображены колосья. Они тянутся к солнцу, благодаря труду людей, которые ухаживают за ними.
Девиз:
Свое исследование я завершаю словами венгерского писателя Шандор Ласло Бенчик: «На заре или в конце жизни, но человек неизменно задумывается о
своих корнях, истоках».
Список использованной литературы.
1.Аксенов, А.И. Генеалогия // Вопросы истории. 1972. № 10.
2.Аксенов, А.И. Генеалогия и российское купечество // Отечественная история. 1998. № 6.
3.Аксенов, А.И. Л.М. Савелов и русская генеалогическая мысль // Культурное наследие Российской эмиграции. 1917 – 1940. Кн. 1. М., 1994.
4. Архив с фотографиями своей семьи
5. Василевская В.С. Моя родословная: Пособие для начальной школы. М., 1999. 48с.
6. Информаторами: Тупицына Роза Кирилловна
Левченко Светлана Викторовна
7. Моя родословная. Учебное пособие для начальной школы. Автор – составитель В.С. Василевская. М.: Вита-Пресс, 1999
8.Некрасов Ю.М. Художественная культура русского и коми – пермяцкого народов.
9. Онучин, А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. - Пермь: Изд. Ассоциации генеалогов-любителей, 1992.
10. Папушин, А. Род, или как самому составить родословное древо // Семья, 1991. № 21.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.