Исследовательская работа "Легенды на камне: писаницы Среднего Урала"

  • docx
  • 16.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Легенды на камне писаницы окрестностей г. Екатеринбурга.docx

Министерство образования и молодёжной политики

Свердловской области

Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области

«Губернаторский лицей»

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательский проект на тему:

«Легенды на камне: писаницы в окрестностях г. Екатеринбурга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Сентюрова М., Носов А.

обучающиеся 5 класса им Н. Е. Жуковского

 

Научный руководитель:

Шашмурина Алёна Витальевна

учитель истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2024

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПИСАНИЦЫ: НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. 5

1.1.   Писаницы – что это и когда возникли?. 5

1.2.   Писаницы Урала, их особенности. 7

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ ПИСАНИЦ ОКРЕСТОСТЕЙ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА.. 10

2.1. Посещение музея истории и археологии Урала. 10

2.2.Поиск писаниц окрестностей г. Екатеринбурга, составление виртуальной карты. 11

2.3. Описание наскальных рисунков окрестностей города Екатеринбурга. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

ПРИЛОЖЕНИЯ. 20

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уральские писаницы — это уникальные памятники древнего искусства, которые представляют собой изображения, нанесенные на каменные поверхности. Они являются не только свидетельством культурного и исторического наследия, но и важным объектом для изучения древних цивилизаций, их верований, обычаев и взаимодействия с окружающей природой. Окрестности города Екатеринбурга, расположенного на стыке Европы и Азии, богаты такими артефактами, которые хранят в себе множество тайн и легенд.

Писаницы являются важной частью культурного наследия Урала и отражают богатую историю и мифологию коренных народов региона. Однако, несмотря на их значимость, многие из этих артефактов находятся под угрозой исчезновения из-за природных факторов, а также разрушительной человеческой деятельности.

Целью исследовательского проекта является поиск и изучение уральских писаниц, расположенных в окрестностях Екатеринбурга для составления интерактивной карты обнаруженных объектов.

Задачи исследования:

1.     Изучить литературные источники о писаницах Урала.

2.     Собрать данные о местонахождении и состоянии сохранившихся писаниц в окрестностях г. Екатеринбурга.

3.     Разработать интерактивную карту с местоположением писаниц и краткой информацией о каждой из них.

В ходе исследования будет проведен анализ существующих литературных источников, полевых исследований, музейных выставок г. Екатеринбурга.

Объект исследования: наскальная живопись Уральского региона

Предмет исследования: писаницы, расположенные в окрестностях г. Екатеринбурга

Мы надеемся, что результаты нашего проекта не только обогатят знания о писаницах, расположенных в окрестностях г. Екатеринбурга, но и помогут сохранить это бесценное наследие для будущих поколений.


 

ГЛАВА 1. ПИСАНИЦЫ: НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

1.1.          Писаницы – что это и когда возникли?

 

В наши дни в различных регионах Земли можно увидеть древние рисунки, оставленные далекими предками современного человека на скалах и в глубинах пещер. Этот вид искусства, зародившись в глубокой древности, у отдельных народов сохранился до сих пор. Изображения наносились на камень людьми различных эпох и рас.

Первобытное искусство охватывает все континенты и сопровождает человека на протяжении тысячелетий. Обращение древних людей к этому новому виду деятельности стало одним из величайших событий в истории. Искусство тех эпох отражало первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествовал скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

Наскальные рисунки дают возможность с удивительной полнотой раскрыть многие детали из жизни древних обитателей, осветить те ее стороны, о которых не могут рассказать нам вещественные источники.

Изображения позволяют заглянуть в далекие исторические эпохи, увидеть самые сокровенные и интимные стороны жизни древних людей. Они позволяет понять мировоззрение, эстетические представления первобытного человека, его взгляды на окружающий мир, вселенную и на самого себя. Наскальные росписи относятся к разным эпохам от палеолита до средневековья и могут выполнять самые разные функции — идеологические, образовательные, мемориальные, социальные, познавательные, магико-религиозные, эстетические.

Все они в художественной форме отражают хозяйственную и духовную жизнь людей и имеют большое значение как исторический источник.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а разбросаны по всей нашей планете. Их находят в Европе, Америке, Австралии, Южной Африке, среди песков Сахары, в Сибири и на Урале, на Кавказе и в странах Центральной Азии. Традиция наскальных изображений развивалась в разных частях земного шара совершенно независимо и обособленно, на каждой территории существуют многочисленные особенности в способе нанесения и стиле рисунка.

Памятники наскального искусства, в своем большинстве, относятся к далеким временам, когда человек был нераздельно связан с природой. Мировоззрение первобытного охотника во многом отличается от нашего, поэтому понять смысл древних рисунков зачастую очень сложно, а уж дать им однозначное объяснение тем более невозможно.

Наскальные и пещерные росписи и гравировки наносились на протяжении многих тысячелетий, потому сегодня можно встретить сотни и тысячи изображений, которые сплошь покрывают скалы. Нередко древние фигуры перекрыты более поздними.

Древнее наскальное искусство включает: петроглифы — выбитые или процарапанные изображения на каменной основе и пиктографы — рисунки, нанесенные природными красителями (по-другому – писаницы).

В своём исследовании посвятим внимание именно пиктографам или же писаницам.

Изображения, выполненные краской, встречаются на вертикальных скальных плоскостях или стенах и сводах пещер. Эти рисунки можно разделить на два вида по способу нанесения — выполненные «краской на жидкой основе» и нанесенные «сухим способом», например, при помощи мела, угля или куска марганца, подобно карандашу. При создании наскальной живописи человек использовал естественные красители и окиси металлов.

Наиболее распространены были краски, изготовленные путем смешения природных пигментов, например, красных охр различных оттенков или угля с водой, кровью, жиром животных либо яйцами. Рисунок наносился пальцами руки или, возможно, кисточками из костей с пучками волос или травы на конце, а порой выдувался через трубчатую кость цветным порошком на влажную стену.

В качестве иллюстраций для данной работы используются рисунки, сделанные исследователями разных времен и стран, материалы, размещенные в сети Интернет.

 

1.2.          Писаницы Урала, их особенности

 

На территории Урала находится большая группа памятников древнего наскального искусства — уральские писаницы. Это рисунки, созданные на отвесных скалах красной краской различных оттенков.

Традиция создания росписей на каменных полотнах появилась более 5 000 лет назад. Ныне известно не менее сотни писаниц. Зафиксированы они на значительном пространстве от Северного до Южного Урала. Исследователи единодушны в вопросе датировки уральских писаниц. Они были созданы в период от позднего неолита – энеолита до эпохи бронзы, т.е. в конце III – начале II тыс. до н.э.

В фундаментальном труде «Культовые памятники горно-лесного Урала» в разделе «Уральские писаницы», составленном известнейшим археологом, специалистом по писаницам, В.Н. Широковым[1], представлена сводка уральских писаниц с короткими их характеристиками и местонахождением.

Там же приведена и карта расположения уральских писаниц. Из нее видно, что они размещаются в основном на реках в двух районах: на восточном склоне Среднего Урала (реки Тура, Тагил, Нейва, Реж, Исеть) и на западном склоне Южного Урала (реки Ай и Юрюзань).

При создании наскальной живописи древний человек использовал краски, изготовленные путём смешения природных пигментов - охр от светло-жёлтого до багряно-красного и коричневого тонов с водой, яйцами, кровью, либо жиром животных. Для того, чтобы усилить яркость рисунка, выбирались более светлые участки скальной поверхности.

Само изображение, скорее всего, наносилось пальцами, об этом свидетельствует ширина линий около 1-2 сантиметров. Влага, стекавшая по скалам в течение тысячелетий, создала тонкий известковый налёт, благодаря которому древние изображения сохранились до наших времён.

Среди наскальных изображений Урала нет большого разнообразия сюжетов и персонажей. Можно выделить несколько групп изобразительных мотивов[2].

1. Геометрические фигуры: сетки, зигзаги, волны, многоугольники, линии, круги.

2. Животные, в своем большинстве, подставлены фигурами копытных. Для Среднего и Северного Урала характерны изображения лося и оленя, жители Южного Урала предпочитали изображать косулю. Это полностью совпадает с территориями, где данные виды травоядных преобладают и сегодня. На скалах встречаются изображения и самого могучего обитателя уральского леса — медведя, а также фигуры различных мелких животных.

3. Мир птиц на уральских писаницах в основном населяют, водоплавающие виды пернатых — утки, гуси и лебеди. Самыми многочисленными здесь являются изображения уток, их отличают массивное туловище и короткая шея. Птицы с длинной шеей, могут быть распознаны как гуси или лебеди. Часто пернатые изображаются группами, по несколько штук.

4. Широко представлены изображения человекоподобных или антропоморфных существ. Чаще всего лицевая часть этих фигур обращена к зрителю и выполнена при помощи нескольких пересекающихся линий. Руки и ноги этих персонажей часто согнуты, «человечек» находится в постоянном движении, «пляске». Его голову художник передавал округлой или украшал двурогим головным убором. Возможно, таким образом, изображались шаманы.

Более того, на уральских скалах можно увидеть людей, головы которых одеты в многолучевые шапки.. Несколькими короткими линиями изображали оружие, детали одежды или ребра человека. Известны несколько человеческих фигур, выполненных контуром, их внутреннее пространство, как правило, не закрашивалось полностью, а оставалось пустым или отмеченным несколькими пятнами или штрихами. Памятники наскального искусства нашего края относятся к далеким временам: позднему мезолиту, неолиту, бронзовому веку. Видение мира человеком тех эпох, возможно, совершенно иное, чем наше. Поэтому понять смысл первобытных рисунков зачастую очень сложно, а уж дать им однозначную оценку тем более не возможно[3].


 

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ ПИСАНИЦ ОКРЕСТОСТЕЙ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

2.1. Посещение музея истории и археологии Урала.

 

Главной целью нашего исследования является поиск и обобщение информации о писаницах, которые расположены в окрестностях г. Екатеринбурга для дальнейшего составления карты.

Главный критерий поиска – доступность для жителей города, поэтому мы определили радиус поиска – 20 км от центра города.

Для того, чтобы найти писаницы, мы решили посетить Музей истории и археологии Урала г. Екатеринбурга, расположенный по адресу проспект Ленина, 69, корп. 10 [Приложение 1]. На сегодняшний день в стенах музея представлено 7 постоянных экспозиций.

В музее истории и археологии размещена постоянная экспозиция «Древняя история народов Урала», которая охватывает период от появления человека на Урале 14 тысяч лет назад до XV века [Приложение 2]. Экспозиция «Древняя история народов Урала» позволяет совершить «путешествие» на тысячи лет назад, когда в эпоху раннего Палеолита (период наступления и отступления ледников) началось проникновение человека на Урал. В зале представлены уникальные экспонаты, например, навершие жезла в виде головы белки – единственное изображением данного грызуна, найденное на территории Северной Евразии. В соседнем зале размещена экспозиция «Шигирская кладовая», главный экспонат которой известен на весь мир. Шигирский идол является самой большой и самой древней деревянной скульптурой известной человечеству. В зале размещаются также идолы, ритуальные жезлы, осколки керамики. Здесь же обустроена «пещера», в которой жили люди в каменном веке: сложен очаг, а на стены нанесены рисунки [Приложение 3].

Благодаря изучению экспозиции, мы смогли увидеть то, как был организован быт первобытных людей, увидеть реконструкции писаниц, а также собрать теоретический материал по теме исследования.

Благодаря экспозиции, которая расположена в потолочной области [Приложение 4], мы смогли придумать и нарисовать свой логотип для нанесения на нашу интерактивную карту, логотип будет показывать местоположение объектов наскальной живописи. (Рисунок 1)

Рис. 1. Логотип исследования

 

2.2. Поиск писаниц окрестностей г. Екатеринбурга, составление виртуальной карты.

 

После изучения информации, представленной в музее, мы принялись изучать литературные источники. За основу изучения мы взяли труд уральских археологов В.Н. Широкова и С.Е. Чаиркина «Наскальные изображения Северного и Среднего Урала»[4], в котором собрана информация про все известные в настоящее время писаницы Северного и Среднего Урала.

Однако цель нашего исследования – собрать информацию только о тех памятниках, которые расположены в окрестностях города Екатеринбурга, а именно, в радиусе 20 км.

Проанализировав текст и имеющиеся карты, мы составили следующий список писаниц, которые расположены в окрестностях г. Екатеринбурга, в радиусе 20 км.:

1. Писаница на Еловом мысе.

2. Писаница у оз. Мелкое.

3. Макушинская писаница.

4. Палкинская писаница.

5. Северская писаница.

Проанализировав источники, мы составили описание писаниц и изложили его в параграфе 3, а также составили виртуальную карту писаниц окрестностей г. Екатеринбурга на базе Яндекс карт. (Рисунок 2). Виртуальная карта станет основой для составления макета-карты с описанием каждой писаницы и её рисунков.

Рис. 2. Виртуальная карта писаниц окрестностей г. Екатеринбурга


 

2.3. Описание наскальных рисунков окрестностей города Екатеринбурга

 

Писаница на Еловом мысе

Еловый мыс зарос смешанным лесом. Растут здесь и ели, по которым он получил название. Главный интерес на Еловом мысу представляют скалы. Их здесь около десятка, по обе стороны от тропы. Гранитные скалы невысоки, но живописны. Своих названий скалы не имеют. 

Наиболее интересна последняя, самая удаленная от дороги скала. Она возвышается на восточной окраине мыса. Высота скалы примерно 7 м. Необычность скалы в большом двухметровом каменном козырьке, который нависает над болотом. Его можно увидеть только если обогнуть скалу слева. 

В древности под этим скальным навесом были нанесены наскальные рисунки. На писанице Елового мыса изображены три утки и ромб. (Рисунок 3) Несмотря на то, что Еловый мыс изучался ещё с XIX века, писаницу открыли только в 1979 году. Её обнаружили В.Т. Петрин и В.Н. Широков. По мнению учёных, рисунки были нанесены в 3 тысячелетии до нашей эры, то есть им около 5 тысяч лет[5].

Наскальные рисунки на Еловом мысу

Рис. 3. Писаница на Еловом мысе.

Писаница у оз. Мелкое

Скала с древними рисунками находится приблизительно в 5 км к северо-западу от д. Палкино. На высоте от 1 м и выше над землей видны четыре соразмерные фигуры, выполненные в два яруса. Изображения очень бледные, сейчас едва заметны. В верхней части нанесены фигура водоплавающей птицы и знак в виде ромба с опущенным на его верхний угол отрезком; в нижней части – две водоплавающие птицы. Сохранность изображений плохая. (Рисунок 4). Рисунки обнаружены в 1979 г. В.Т. Петриным и А.Ф. Шориным.

 

Рис. 4. Писаница у оз. Мелкое 1.

 

В 2022 г. С. Федотовым открыт еще один рисунок птицы в 4 м от предыдущих. Образ птицы здесь иной: туловище контурное с двумя горизонтальными линиями внутри него, шея и голова линейные. Нижнюю линию туловища пересекают два маленьких отрезка, воспроизводящие лапки. (Рисунок 5)

Рис. 5. Писаница у оз. Мелкое 2

 

Макушинская писаница

Расположена на территории муниципального образования «город Екатеринбург» Свердловской области, на правом берегу р. Исети, в 350 м к югу от автодороги и водовода, в 400 м к северо-западу от древнего поселения Макуша III. На южной стороне гранитных каменных палаток высотой до 10 м видны фрагменты неопределённых изобразительных мотивов. (Рисунок 6)

Рис. 6. Макушинская писаница

Палкинская писаница

Расположена на территории на левобережье р. Исети, в 2 км к северо-востоку от пос. Палкино. Скала высотой до 3,5 м и протяженностью 40 м — одна из трёх на обширном острове среди пойменных болот и лугов р. Исети. В восточной части скалы близ небольшой ниши на высоте 2,1 м сохранился рисунок на плоскости, обращенной на юго-юго-восток. Фигура представляет собой ромб, на верхний угол которого опущен вертикальный отрезок. (Рисунок 7)

Рис. 7. Палкинская писаница

 

Северская писаница

Находится приблизительно в 4 км к северо-востоку от пос. Северка. Каменные палатки с древними изображениями находятся на безымянной горе, высотой около 40- 50 м к северо-востоку от горы Медвежка, на правобережье р. Исети, в 2-3 км от её современного русла. Каменные палатки частично разрушены. Вероятно, здесь в XVIII-XIX вв. выламывали блоки камня для дальнейшего использования в строительстве г. Екатеринбурга. Древние рисунки бледного коричневато-красного цвета сохранились, в основном, на трёх горизонтальных блоках, обращённых к западу. Наложений рисунков не отмечено. Среди фигур имеются: сетчатый мотив с заключенным в него копытным, около 9 изображений водоплавающих птиц, 4 или 5 антропоморфных существ, фрагмент розетки, V-образный знак, прямые и изогнутые отрезки, неопределённые изобразительные мотивы. Фрагменты краски отмечены ещё на двух вышележащих блоках. (Рисунок 8)

Рис. 8. Северская писаница

 

Таким образом, мы смогли составить список писаниц, которые расположились в окрестностях г. Екатеринбурга.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из проделанной нами работы, можно отметить, что проведенное исследование позволило глубже понять культурное и историческое значение писаниц как уникальных памятников уральского региона.

Мы успешно достигли поставленных целей и задач, что подтверждается созданием интерактивной карты, которая станет ценным инструментом для исследователей, туристов и всех интересующихся наследием нашего края.

Изучение литературных источников о писаницах Урала дало нам возможность осветить разнообразие и богатство символики, заложенной в этих древних изображениях.

Собранные данные о местонахождении и состоянии сохранившихся писаниц в окрестностях Екатеринбурга не только выявили их текущее состояние, но и подчеркнули необходимость дальнейшей охраны и сохранения этого культурного наследия.

Разработка интерактивной карты, включающей информацию о каждой из найденных писаниц, станет важным шагом к популяризации уральских писаниц и их истории. Мы надеемся, что этот проект вдохновит других исследователей на дальнейшее изучение данного феномена и привлечет внимание широкой аудитории к уникальному наследию Урала.

Таким образом, наш проект не только способствовал углублению знаний о писаницах, но и стал вкладом в сохранение и популяризацию культурного наследия региона, что особенно актуально в условиях современного мира, где важно помнить и уважать свои корни.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Дубровский Д., Грачев В. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. Екатеринбург, 2010. – 216 с.

2.     Культовые памятники горно-лесного Урала : монография / ответственные редакторы : В. Д. Викторова, Н. В. Федорова, В. Н. Широков. - Екатеринбург, 2004. – 428 с.

3.     Рыжников Н.А. Археологические памятники окрестностей Екатеринбурга. - Екатеринбург, 2012. – 76 с.

4.     Самая большая и древняя картинная галерея в мире : [для среднего школьного возраста] / Елена Долговесова ; иллюстрации Виктории Стеблевой. - Москва : Абраказябра, 2022. – 78 с.

5.     Широков В.Н., Чаиркин С.Е. Наскальные изображения Северного и Среднего Урала. — Екатеринбург: 2011. – 182 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Музей истории и археологии Урала. Бюст О. Е. Клеру

blob:https://web.telegram.org/10960b32-4ed6-492c-9739-58dc45e87511

Приложение 2

Выставка «Древняя история народов Урала»

Приложение 3

Писаницы

Приложение 4

Рисунки писаниц

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Культовые памятники горно-лесного Урала : монография / ответственные редакторы : В. Д. Викторова, Н. В. Федорова, В. Н. Широков. - Екатеринбург, 2004

[2] Дубровский Д., Грачев В. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. Екатеринбург, 2010

[3] Дубровский Д., Грачев В. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. Екатеринбург, 2010

[4] В.Н. Широков, С.Е. Чаиркин. Наскальные изображения Северного и Среднего Урала. Екатеринбург: 2011.

[5] Рыжников Н.А. Археологические памятники окрестностей Екатеринбурга. - Екатеринбург, 2012