Содержание
1. Введение 2
2. Основная часть 3
3. История детских домов 4
4. Положение ребенка в детском доме 5
5. Пути решения 8
6. Используемая литература 9
7. Приложение 10
Введение
Детство – самое счастливое время для многих из нас, мы всегда с очень теплыми чувствами вспоминаем детство. Однако далеко не все люди могут похвастаться такими радостными воспоминаниями о детском возрасте.
Одной из наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот, состояние детских домов и школ-интернатов, ситуация, сложившаяся в последнее время в усыновлении детей иностранными гражданами. О том, как возникли первые детские дома в России, каково состояние воспитательного и учебного процессов в этих учебных учреждениях, почему растет количество детей –сирот в нашей стране, мы решили провести собственное исследование.
Актуальность темы заключается в том, что количество детей-сирот в России растет, и только 10% выпускников детских домов и школ-интернатов адаптируются в жизни.
Задачи:
1. Изучить материал об истории возникновения детских учреждений в России.
2. Отобразить общую ситуацию с сиротством в России статистически, представить динамику.
3. Выявить причины роста количества детей-сирот в современном обществе.
Гипотеза: растущее число детей-сирот в стране – показатель социальной нестабильности и безнравственности, но большое количество приютов, детских домов и интернатов – признак государственной заботы об этих несчастных детях. Но, применяя зарубежный опыт работы с сиротами в нашей стране, надо делать это осмотрительно, учитывая российские традиции и менталитет.
Объектом данной работы является определение круга причин роста количества детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положение системы воспитания и образования в детских домах, школах-интернатах в настоящее время.
Предметом – исследование положения системы воспитания и образования в детских домах, школах-интернатах в настоящее время, причин увеличения детей-сирот в России.
В нашей исследовательской работе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический (анализ литературы, СМИ).
2. Обобщающий (оформление результатов исследования, выработка рекомендаций в пути решения проблемы).
Основная часть
В нашей стране насчитывается очень большое количество детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Это связано с большим количеством факторов – высокая смертность, алкоголизм, безответственное отношение к своим родительским обязанностям.
А где же располагаются дети, если не у себя дома? Конечно же для этих целей существуют детские дома, дома ребенка, детские приюты, школы – интернаты.
Детский дом – это государственно-общественная форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В нем живут и учатся дети от 4 до 18 лет.
По закону, ребёнок-сирота – это тот ребёнок, который по какой-либо причине лишился отца или матери, если у ребёнка нет обоих родителей, то его называют «круглым» сиротой.
Кого же называют ребёнком – сиротой?
К сожалению, такое понятие, как ребёнок-сирота знакомо всем и с каждым годом ситуация практически не меняется – даже в наше, мирное и вполне благополучное время количество детей-сирот не уменьшается.
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные учреждения, в частности детские дома.
Казалось бы, сиротами дети в большинстве случаев становятся после смерти родителей. Но, к большому сожалению, большинство случаев такого статуса у детей – это лишение родителей родительских прав. Горе - родители, оставляющие своего ребёнка на произвол судьбы, часто социально неблагополучны, среди них много алкоголиков, наркоманов, преступников.
Любое общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме.
Одной из наиболее привычных форм устройства стало общественно-государственное устройство детей в детском доме. Основные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Как детям живётся в детском доме, что они чувствуют, о чём думают? В своей работе я попытаюсь ответить на эти вопросы.
История детских домов.
В Российском государстве испокон веков сострадали нищим, обездоленным детям, оставшимся без крова и без родителей.
Со времён Киевской Руси православная церковь стала работать с сиротами, предоставляя им кров, питание, одежду и обучение.
Особое место в истории становления детских домов занимают созданные Екатериной II воспитательные дома.
В 19 веке большинство родителей вынуждены были покидать своих детей, потому что находились на заработках. В 1837 году был открыт первый приют именно для таких детей, покинутых своими родителями.
В 1842 году был создан опекунский совет. Его главная функция заключалась в том, чтобы присматривать за детьми, остающимися одними в дневное время.
В 1935 году была ликвидирована детская беспризорность, чему способствовала активная борьба с ней не только государства, но и общества в целом. Но новые катаклизмы, связанные с Великой Отечественной войной вновь обострили положение беспризорников.
Следующая веха в истории становления детских домов - 1991 год. Изменение политического и экономического строя общества сделало бродяжничество детей невероятно огромным. Детские дома были заполнены полностью. А матери отказывались от детей прямо в родильных домах.
И все-таки детские дома в России ещё долгое время будут нужны. Благодаря детскому дому дети не скитаются по улицам, имеют кров, питание, одежду, уход, получают образование, занимаются различными видами деятельности, имеют шанс обрести новых родителей.
Положение ребёнка в детском доме.
Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу.
Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц, из приемников-распределителей системы МВД.
Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.
Ещё одна форма устройства детей-сирот - это круглосуточные школы-интернаты. В них принимаются:
дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено.
Когда ребенок попадает в детский дом, органы опеки и попечительства стараются вернуть детей в семью или найти им опекуна из родственников.
Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом. Ребенка могут взять опекуны, приемные родители, а потом «вернуть» обратно.
На вопрос «Как дети попадают в детские дома?» Многие отвечают, что их бросают родители, родители пьют и их лишают родительских прав, родители умирают, или вовсе отказываются от них.
Детям в детских домах не хватает тепла родительского дома, любви родных людей.
В школах проходят акции – помощи детям из детских домов, из Дома Малютки.
Жизнь ребенка без родителей очень отличается от жизни сверстников, родители которых заботятся о них. У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома, чувства и поддержки семьи. Как помочь таким детям?
Мы живём в 21 веке, в веке новых технологий и возможностей, так почему в наше время много социальных сирот, много детей, находящихся в детских домах, детей, которые своё детство, отрочество проводят в домах ребёнка? Почему молодой человек, воспитанник детского дома, так трудно адаптируется в обществе? Что нужно сделать для того, чтобы человек, вышедший из детского дома, не потерял себя? Как сделать так, чтобы в графе «Прописка» не стоял «Детский дом»?
Пути решения.
Правительство РФ разработало федеральную целевую программу "Россия без сирот".
Её цели и задачи определяются исходя из наличия нерешённых в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.
В Концепции модернизации российского образования прописано: одно из главных требований к российскому образованию - социальная защита детей. Благодаря выполнению задач, прописанных в концепции, в России возникли образовательные учреждения для детей, которые остались без попечения родителей. Эти институты эффективно помогают социализации ребят.
Например, в детском доме, где главная цель воспитательной работы - подготовить мальчиков и девочек к самостоятельной жизни в будущем, для них создают особую среду, которая помогает успешно развивать ребенка как личность, учитывая его возраст, а также индивидуальные возможности и задатки. Воспитывается любовь к труду, чтобы дети смогли реализоваться после, получения профессии, приобрели навыки коммуникации, научились содержать свой дом в чистоте и порядке. Кроме того, ребятам прививают качества, необходимые для успешной семейной жизни - доброжелательность, терпеливость, чистоплотность, аккуратность и т.д.
Помимо этого, ребята становятся настоящими законопослушными гражданами своей страны, которые приносят пользу обществу, городу, знают законы, умеют учиться, следить за своим здоровьем - словом, готовы к самостоятельной жизни и способны реализовать себя как личность.
Используемая литература:
1. Журнал Детский дом № 48 (3’2013), «Россия без сирот» стр. 14, «Каждому ребёнку семью» стр. 15.
2. Интернет-ресурсы.
http://www.rg.ru/2013/02/08/astahov.html
http://letidor.ru/article/yuliya_yudina_my_khotim_dat_de_33701/
3. Информационно – правовой портал ГАРАНТ. РУ
4. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".
5. Федеральная целевая программа «Россия без сирот» на 2013 - 2020 годы. Подпрограмма «Семейные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Приложение 1
Количество детей сирот в России
2017 год |
54,5 тыс. детей сирот |
В России на конец 2017 года:
детских домов |
1850 |
домов ребёнка |
252 |
школ-интернатов для детей-сирот |
330 |
социальных приютов |
615 |
реабилитационных центров для детей и подростков |
705 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.