Исследовательская работа "Образ бабы Яги в сказках разных народов"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Образ бабы Яги в сказках разных народов"

Оценка 4.7
docx
20.11.2022
Исследовательская работа "Образ бабы Яги в сказках разных народов"
Образ бабы Яги в сказках разных народов.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 6»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

Безимени-7Образ Бабы Яги в сказках разных народов

(исследовательская работа)

 

 

 

 

 

                                                            Автор: Лебедев Владислав,

                                                      обучающийся 2б класса

Руководитель: Н.Ю. Давыдова

                                                             учитель начальных классов

 

 

 

 

 

Содержание

                                                                                                             стр

1.   Введение……………………………………….………………… ...3

2.   Цель, задачи, гипотеза………………………………………….. .4

3.   Баба Яга в русских сказках, кто она?...........................................5 – 6                               4.   Образ Бабы Яги в нашем представлении……………………….7 – 9                            5.   Музей Бабы Яги ………………………………………………….9                               6.   Исследовательская часть                                                                                                                

       6.1. Анкетирование…………………………………………………10

       6.2. Результаты анкетирования …………………………………….10 – 12

       6.3.Анализ сказок …………………………………………………...13 – 16

       6.4.Сравнительная таблица………………………………………….17

7.   Заключение ………………………………………………………….18 – 19

8.   Словарь терминов   ………………………………………………….20

9.   Использованные информационные источники ………………….21

10. Приложение …………………………………………………………22 – 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/70/608/70608642_baba_yaga_11.jpg

«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена                                                 на вымирание»                           Л.Н. Толстой.

                                              

 

 

 «Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама с собой »                                     А.С. Пушкин.                                                                                                  

 

         Я очень люблю читать. Читать,  значит, стать умнее, узнать что-то  новое и важное. Читаю разные книги, но больше всего мне нравятся сказки. Народные сказки - хранилище забытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Они и добрые, и веселые, и поучительные. Среди героев сказок мне всегда была интересна Баба-Яга. Кто она? Мне захотелось больше узнать о ней.

Баба-Яга, как персонаж, существует во многих русских народных сказках. Всем  она знакома с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали детям перед сном сказки. Баба-Яга – один из древнейших персонажей, пришедших в сказки из славянских мифов. А существует ли Баба-Яга или похожие на нее персонажи в сказках других народов? Это мне и захотелось узнать.

Актуальность исследования:

Сказки – прекрасное творение искусства. В детском саду, да и в школе мы с удовольствием слушаем и смотрим сказки о всевозможных чудесах и превращениях, где так великолепно звучит русский язык. Но все чаще среди одноклассников можно услышать имена и названия «заморских» монстров и пришельцев: черепашки Ниндзя, Скуби-Ду, Гарри  Поттер, приведение Каспер… А не забудем ли мы имена русских сказочных персонажей? Пройдет какое-то время и вместе со сказками исчезнут и сказочные персонажи. Таким образом, мы можем потерять пусть небольшую, но от этого не менее значимую часть нашей общей культуры.

          Изучая и сохраняя сказки, которые достались нам от наших предков, мы тем самым могли бы внести свой посильный вклад в сохранение культуры нашей Родины.

Цель, задачи, гипотеза

Цель моей работы:

Исследовать какова роль Бабы-Яги в русских народных сказках и схожих персонажей в сказках других народов, сопоставить образ русской Бабы-Яги с образами похожих героев в сказках других народов.

Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:

1. В процессе прочтения сказок и дополнительной справочной литературы        

    изучить образ Бабы-Яги.

2.     С помощью анкетирования выяснить, какой представляют Бабу-Ягу дети и взрослые, узнать их мнение: существует ли Баба Яга в сказках других народов.

3.     Найти и проанализировать русские сказки и сказки других народов, где встречается образ Бабы Яги и похожих персонажей.

4.     Составить сравнительную таблицу образов Бабы Яги.

5.     На основе исследования создать творческий проект: Лэпбук.

6.     Сделать выводы.

Для достижения поставленных задач я составил план работы:

·        сбор и классификация литературы с участием Бабы Яги;

·        опрос взрослых и детей по теме исследования;

·        чтение статей в энциклопедиях о Бабе Яге; чтение статей в толковых словарях; чтение русских народных и сказок других народов; просмотр фильмов и мультфильмов с участием Бабы Яги;

·        анализ прочитанных произведений; составление таблиц.

Объект исследования: образ Бабы-Яги  и похожих на нее персонажей в волшебных сказках.

Предмет исследования: русские народные сказки и сказки других народов.

Практическая значимость исследования: в связи с падением интереса детей к чтению привлечь внимание к фольклору и показать необходимость внимательного прочтения сказок.

Гипотеза: предположим, что  в сказках других народов существуют персонажи, похожие на русскую Бабу-Ягу.

Методы исследования:  

поиск информации, чтение и анализ художественной и научной литературы, опрос, размышления, обобщение, сравнение и описание, анализ.

 

http://www.fresher.ru/images4/baba-yaga-rodnya-so-vsego-mira/7.jpgБаба Яга в русских сказках, кто она?

Сказка всегда основывается на мифе.

Изначально такой персонаж как Баба Яга появился в славянской мифологии. Достоверного перевода имени «Баба Яга» не существует, так как очень много вариантов.

БАБА – женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина.

ЯГА (Яга, Яга-баба, Ягая баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягиха, Ягишна Буря-Яга, Яза) - в славянских языках само слово «яга» связано с понятием опасности, мучений и ужаса, злобы.

Одна из версий перевода имени «Баба Яга» – лесная старуха, большуха над ведьмами.

Баба Яга – первоначально положительный персонаж древней русской мифологии и фольклора, хранительница обычаев и традиций. Лесная старуха волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Обитает в дремучем лесу. Избушка Бабы Яги находится в чаще леса или на опушке на курьих ножках, стоящая к лесу передом, а к миру задом. «Курьей ножкой» когда-то называли перекресток или развилку дорог, такое место считалось «нечистым» опасным. Баба Яга ведет уединенный образ жизни. В избушке Бабы Яги есть печь, которая может быть губительна для непрошенных гостей. Забор вокруг избушки – из человеческих костей, а на заборе черепа висят. В глубине леса она собирает коренья, травы, сушит их и делает различные настойки, отвары и зелья.

Баба Яга – известная личность, но как попала Баба Яга в русские сказки и откуда пошло ее имя исследователи до сих пор не пришли к общему мнению.  Существует несколько версий.

На языке коми слово яг означает бор, сосновый лес. Баба Яга можно читать как женщина из леса или лесная женщина. И в переводе с польского языка ее имя означает «лесная женщина». По другой версии, прототип Бабы Яги – знахарка, которая лечила людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от сел, в лесу. Сторонники еще одной версии видят в Бабе Яге Великую мать – богиню. «Баба» - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина. Есть и другие версии, согласно которым Баба Яга пришла в русские сказки из Индии(«баба яга» переводится как наставник йоги). В тюркских языках имя «Баба Яга» соответствует сочетанию слов «бабай Ага», что в переводе означает «старый дед», предок. Связывают слово «яга» и с глаголом «ягать», который обозначает кричать, шуметь, ругаться. Тогда Баба Яга это шумливая, сварливая баба. В некоторых славянских языках «ягая» означает человек с больной ногой.

Из толкового словаря И.Ожегова я узнал, что слово «баба яга» означает замужнюю женщину или бабушку.

В толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой говорится, что «Яга» - это шуба мехом наружу.

А из иллюстрированного словаря Даля следует, что «яга, гавая, ягая» - это род ведьмы, злой дух, безобразная старуха.

«Баба-яга – положительный персонаж древней русской мифологии». В.А.Иванов.

«Баба-Яга в словаре Д.Н. Ушакова: 1/Мифическое существо, злая старуха-колдунья, передвигается в ступе и заметает след помелом(в русских народных сказках); 2/перенос.разг. Недобрая, сварливая женщина».

 

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/67/620/67620963_11331650.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Образ Бабы Яги в нашем представлении

Образ Бабы Яги исследовали  и продолжают исследовать такие ученые, как:  П.А.Лавровский, А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, В.Я.Пропп и др.

    

        Образ Бабы Яги до сих пор вызывает интерес не только ученых.

К ней обращаются и писатели, и сценаристы, и мультипликаторы.

Каждый создает свой образ, подчас далекий от первоначального, но, тем не менее, он легко узнаваем.

Интересно, что думают о  Бабе Яге мои одноклассники?

Им было предложено ответить на вопрос:  Кто такая Баба Яга?  

С этим же вопросом я обратился и к взрослым.

Баба-Яга по мнению детей: Страшная бабка, злодейка, ведьма, колдунья, которая живет очень много лет (от 56 до 2000). В сказку (или в мультфильм) попала  из-за своего характера и внешности и чтобы сказка была интересной, а может быть, ей хотели попугать детей. И именно только такого героя в сказках и не хватало. Появилась в сказке  с помощью сказочника, а, может, следила за Иваном-царевичем.  Прилетела на метле, ступе или гусях, или телепартировалась откуда-то. Была когда-то просто доброй старушкой, которую потом заколдовали (сглазили), и она стала злой людоедкой.

Баба-Яга по мнению взрослых:

Это отрицательная героиня  русских сказок. Пожилая женщина со скверным (непростым) характером живет в лесу в избушке на курьих ножках. Это женщина без возраста: ей может быть и 75, и 300, а может быть и несколько тысяч лет.

Бабка-отшельник, жила когда-то в лесу, помогала людям в качестве знахарки и экстрасенса. Народ придумал ее в сказках как олицетворение зла, как олицетворение врагов Руси. Это собирательный образ.

http://okayno.club/wp-content/uploads/2017/04/9040babe9d9ffa6d270268cc7d316619a033adaa_original-768x750.jpg      Используя прочитанные произведения, я тоже решил составить образ Бабы Яги.

Баба-Яга - старая, беззубая женщина. Она седая, лохматая, в бородавках, с длинным носом-крючком, с горбом и костяной ногой. У нее плохой характер, она грубая, неряшливая, жадная, подозрительная. Строга. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Лень не переносит, накажет. Живет одна, вдали от людей, в избушке на курьих ножках.

 О появлении гостя в избе Баба-Яга узнает при помощи своего носа.

Она говорит: «Фу-фу, здесь русским духом пахнет…»  (Сказка «Василиса Прекрасная»). Ее костяная нога может быть признаком того, что сама Баба-Яга наполовину мертвец. «Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба-Яга, костяная нога». (Сказка о Василисе Премудрой); «…сидит баба-яга – костяная нога, старая, беззубая»( сказка «Заколдованная королевна»).; «…старая-престарая бабушка на печке лежит, носом посвистывает, зубами пощелкивает, ушами мух отгоняет» (сказка «Семь сирот и Баба Яга»)

Баба-Яга умеет колдовать, летать в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой.

В.Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону».

Образ «избушки на курьих ножках» - единое целое с образом самой Бабы Яги. « Забор вокруг избы из  человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами,  вместо дверей у ворот – ноги человеческие, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с открытыми зубами…»(сказка «Василиса Прекрасная»); «Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается…»(сказка «Царевна-лягушка»); «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» (сказка «Марья Моревна»); «… избушка на курьих ножках, на бараньих рожках» (сказка «Баба Яга»).  Во многих русских сказках местом жительства Бабы-Яги считается берег реки Смородины, а река эта в славянской мифологии является границей между миром живых и мертвых.

Баба-Яга имеет в своем хозяйстве волшебные вещи: ковер-самолет, гусли-самогуды, меч-кладенец, сапоги-скороходы, метлу, клубок волшебных ниток.

Бабе Яге служат змеи, лягушки, черные коты, вороны, гуси-лебеди, кони, быки, всадники. У нее в разных сказках водятся волшебная игла, волшебный клубок, молодильные яблоки, живая вода, огненный щит, серебряное блюдечко, золотое яичко.

Она знает язык животных и растений. В сказке «Семь сирот и Баба Яга произносит: «Постелись, тростник, дорожкой-мостиком, переправь меня на ту сторону».

В друзьях у нее Леший, Соловей-разбойник, Черти, Кощей бессмертный.

 

Музей Бабы-Яги

Проводя исследование, я обращался и к сети Интернет и узнал, что родиной Бабы-Яги в 2004 году объявлено  село Кукобой в Ярославской области, день рождения у Бабы-Яги – 26 июня.

https://magput.ru/pics/large/89528.jpgВ 2004 г. Село Кукобой Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы Яги, там же решили открыть музей Бабы Яги. На 10-15 километров вокруг села - непроходимые леса, если уж и жила на свете Баба Яга, то непременно здесь. Так родилась идея назвать Кукобой родиной сказочной ведьмы и развивать деревню как туристический объект. Однако Русская православная церковь выступила с резкой критикой этого начинания. Местные священнослужители обвинили сказочную старушку в сатанизме.

http://rusmystery.ru/wp-content/uploads/2013/03/gde-rodina-baby-yagi.jpg

 

 

Противостояние русской православной церкви и музейных работников длилось  несколько месяцев. Организаторы проекта решили перенести избушку в самую чащу леса - подальше от глаз верующих и поближе к сказке.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

1. Анкетирование

С помощью анкетирования я решил выяснить, каким представляют образ Бабы Яги в русских народных сказках мои одноклассники, и как они думают: существует ли похожий образ в сказках других народов.

Анкета прилагается.                                                                 (Приложение 1)

 


   

 

 

 

 

 

 

 2. Результаты анкетирования                                                                                                                     В опросе приняли участие 28 одноклассников.

После проведенного опроса были получены следующие результаты:

 

·        Дети считают, что Баба Яга, обычно,  злая сварливая старуха

(16 человек - не считают Бабу-Ягу ведьмой, колдуньей; все знают, что живет она в

лесу в избушке на курьих ножках)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


·        Большинство считает, что живёт она в лесу в избушке

 

 

 

 

 

 

 


·        Роль её в сказках, по мнению детей, в основном отрицательная

(22 человека убеждены, что Баба-Яга отрицательный персонаж, но шестеро полагают, что она положительный персонаж )

 

 

 

 

 

 


·        21 человек видят Бабу Ягу похитительницей и пожирательницей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


·        Большинство одноклассников предполагают, что похожий образ

Бабы Яги существует в сказках других народов

 

 

 

 

 

 

Ответы ребят помогли дальнейшему исследованию.

 Я решил узнать, какие похожие образы Бабы Яги существуют в сказках других народов и сопоставить эти образы.

 

http://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_auto_1497308124_1_1.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Анализ сказок других народов

     Сначала я самостоятельно прочитал русские сказки, чтобы понять каким персонажем является Баба Яга.

Свою исследовательскую работу я провел

на основе следующих русских народных сказок:

1.     «Семь сирот и Баба Яга»

2.     «Василиса Прекрасная»

3.     Сказка о Василисе Премудрой

4.     «Царевна-лягушка»

5.     «Заколдованная королевна»

6.     «Мария Моревна»

7.     «Баба Яга»

8.     «Финист –Ясный сокол»

9.     «Баба-Яга и Заморышек»

    10.  «Гуси – лебеди»

    11. «Сказка о молодильных яблоках                                                                               

                                                            и живой воде»          (Приложение 2)                                                                            

Баба Яга персонаж противоречивый, неоднозначный и многогранный.

В русских сказках она может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях. Ее образы в разных сказках не всегда соответствуют друг другу.

Баба Яга – старая горбатая колдунья с длинным носом и седыми растрепанными волосами, с костяной ногой. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она не ходит пешком, а разъезжает (летает) в каменной, железной, огненной ступе, погоняя ее пестом или клюкою, заметая следы метлой (помелом), поэтому метла всегда развернута рукоятью вперед, веником назад. Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках», одна, за исключением зверей.

Баба Яга может быть дарительницей: одаривать героя подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной: интересуется, сыт ли герой, устал ли с дороги («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).

Баба Яга может быть похитительницей людей, детей, которых пытается изжарить и съесть; в сказке «Гуси-Лебеди» помощники Бабы Яги гуси-лебеди похищают мальчика.

Баба Яга может быть воительницей (народная сказка «Баба Яга и Заморышек», Баба Яга с огненным щитом борется с героями).

Кроме образов Бабы Яги, описанных в литературе мы выделили еще несколько.

Баба Яга – повелительница. В большинстве русских сказок она повелевает стихиями, животными, природой.

Баба Яга – хранительница. Она хранит мудрые советы, жизненную силу, обряды, обычаи, волшебные ремесла (русская народная сказка «Баба Яга и Заморышек»). Также она может быть волшебной помощницей.

 

12.tifВ сказках русская Баба Яга может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях.

 

Также я прочитал сказки разных народов:

1. «Молодой охотник и мяскей»

2. «Убыр – эбей»

3. «Падчерица»

4. «Портной, медведь, черт и Вирява»

5. «Дочка с веретенце»

6. «Сказание о чудесной мельнице и злой колдунье»

7. «Гензель и Гретель»

8. «Околдованная сиротка»

Надпись: Убырлы Карсык9. «Аленка»

10. «Горная ведьма»

10. «Ведьма с горы Тефукуяма»

11. «Пастушок – Малый Росток»                                               (Приложение 2)                                             

https://project.1september.ru/works/600352-w70@3x.jpeg     Проанализировал прочитанное, сравнивал образы, познакомился с трактовкой имени, образа, видов Бабы-Яги в дополнительной литературе и  определил, что в сказках других народов тоже существуют герои по образу похожие на нашу Бабу Ягу.

 Так как я живу в Башкортостане, мне стало интересно увидеть образ бабы Яги в башкирских сказках.

Надпись: Убыр-эбейВ башкирской мифологии  много женщин-злодеек: царица горных духов, убырлы-карсык (старуха-обжора), мать дэвов, мяскей(похожая на Бабу-Ягу), убыр-эбей(людоедка).

Так, в сказке «Убыр-эбей» описывается убыр( женщина-вампир, людоедка). Она старуха, живет в пещере, в горах, прядет шерсть, летает в ступе, погоняя помелом.

А в башкирской сказке «Молодой охотник и Мяскей» рассказывается о «злой-презлой старухе», которая живет в лесу в избушке, дает испытания охотнику, хочет его съесть.                                                    (Приложение 3)                                                                                            

9.tifВ татарской сказке «Падчерица» также один из главных персонажей ведьма-убыр. Живет в избушке  в лесу. Имеет волшебные предметы – зеленый сундучок с золотом, серебром, жемчугом и черный сундучок со змеями. Судя по поступкам, она добрая. Она, как и Баба-Яга обладает волшебной силой, испытывает своих гостей, одаривает по заслугам.

Надпись: ВиряваВ мордовской мифологии тоже существует персонаж, сходный с нашей Бабой-Ягой, зовут ее Вирява. Из сказки «Портной, медведь, черт и Вирява» я узнал, что живет она в дремучем лесу, в избушке. Она летает в ступе. «Пест у ней – кнут, ухват-дуга, сковородка – колокольчик». Кочергой она путь расчищает, помелом след заметает. Старуха жадная. У нее есть красивая дочка.

В сказках народов коми описывается ведьма Йома. Это лесная старуха. Так, в сказке «Дочка с веретенце» эта ведьма хотела погубить девушку, съесть ее, утащила ее из дома, заставляла много работать. Сходна с русской Бабой-Ягой – летала в ступе, погоняла ступу толкачем, велела проходить испытания. У нее были слуги – птицы черные, медведицы лохматые.

А в карельском «Сказании о чудесной мельнице и злой колдунье» рассказывается о старухе Лоухи – хозяйке Севера, у которой страшный вид – «редкозубая старуха», есть слуги – воины. Она смогла превратиться в птицу. Колдунья злая, накликала на людей болезни, голод (украла мельницу).

(Приложение 4)

В цыганской сказке «Околдованная сиротка»  прочитал про старую колдунью, похожую на Бабу-Ягу. Она живет на поляне в избушке на курьих ножках, в лесу. Как и русская Баба-Яга, она использует колдовскую силу, готовит зелье, у нее есть волшебные помощники: тройка вороных чудо-коней. Колдунья может быть и  злой, и доброй. Она приютила у себя в избушке бедную сиротку, сделала из этой некрасивой девушки красавицу.

В немецкой мифологии существует  Нехе (в переводе с немецкого «Ведьма»).  В сказке братьев Гримм «Гензель и Гретель» живет старая-престарая старуха с костылем в чаще леса. Но вот домик у нее иной: «Изба из хлеба построена и печеньем покрыта, да окошки-то у нее были из чистого сахара». В доме том есть печь, как и русской Бабы-Яги.  В сущности она злая ведьма, так как хотела детей съесть.                                     

Надпись: Барабаха11.tifИз белорусской сказки «Аленка» я узнал о горбатой старухе, костлявой, с длинным носом. Ее хатка (изба) стоит в чаще леса. Очень похожа внешне на Бабу-Ягу из русских сказок. Зовут ведьму Барабаха. Обманом хочет расправиться с героями. Злая старуха  перебила собаке ногу. Ведьму сожгли за ее плохие дела.

В японской мифологии  есть  Ямауба –«Горная старуха». «Яма» - гора, «Уба» - старуха.  У нее, как и у нашей Бабы-Яги седые  длинные нечесанные волосы, большой рот до ушей, но в верхней части головы есть второй рот.  Живет в хижине на высокой горе. Она нападает на путников, похищает их и поедает детей. В сказке «Горная ведьма» говорится о том, что она не тонула, могла быстро погасить огонь, стать ростом с гору, Очень злая. Но есть и положительный образ этой старухи, например, в сказке «Ведьма с горы Тефукуяма». В этой сказке она могла повелевать ветром, жила на вершине горы с сыном, была одинокой, злой, угрожала съесть жителей деревни, внешне была «страшной-престрашной, злющей-презлющей». Но в итоге подобрела, подарила нескончаемый кусок парчи на одежду людям,  «стала людей от бед и напастей всяких защищать. Перестали люди в той деревне болеть. Сказывают даже, что дети там никогда не кашляли».

(Приложение 5)

 

В итальянской сказке «Пастушок – Малый Росток» описывается старуха-колдунья. У нее, как и нашей Бабы-Яги есть помощники- триста всадников. Она сторожит в своем доме хрустальную клетку с поющими яблоками,  «…коли глаза у старухи закрыты, сна у колдуньи – ни в одном глазу, а коли открыты – спит она». Страшновато о ней читать... 

Прочитав сказки разных народов, изучив материалы об образах и мифических существах, похожих на русскую Бабу Ягу,  я смог  найти сходства и различия между этими персонажами.               (Приложение 6,7)

 

4. Сравнительная таблица

Результаты проведённого исследования мы представили в виде сводной таблицы.                                                                   (Приложение 8)

 

Вывод:    Образ Бабы Яги присутствует в сказках других народов. Этот персонаж похож на русскую Бабу Ягу, но может иметь другое имя. В основном это старуха с некрасивыми чертами лица, имеющая определенные особенности, которая живёт уединённо, жилище расположено в труднодоступных местах, вдали от людей.

У русской Бабы Яги много атрибутов, помощников, волшебных предметов, есть средство передвижения. В сказках других народов не всегда присутствуют помощники и волшебные предметы, нет средства передвижения кроме немецких сказок. В немецких и французских сказках жилище в виде съедобных домиков является приманкой для героев.

Наиболее близки к образу Бабы Яги героини армянских, белорусских, татарских, мордовских сказок. Скорее всего это связано с близостью традиций, культуры, истории.

                   Похожие сказки о Бабе Яге мы находим во многих странах. Так, в Финляндии – это старуха Лоухи,  хозяйка сказочной страны. Близка Яге ведьма Ямауба (Ямамба) из японской мифологии. В английских сказках часто встречается фигура Людоеда. Образ Бабы Яги встречается и у тюрков, ей соответствует Шамус-баба, у литовцев – Лаума.

Изучая сказки народов мира, можно отметить, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями.

 

Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга.

https://www.litres.ru/static/bookimages/26/18/68/26186877.bin.dir/h/i_019.png
 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                      Сказки – это волшебство! Читая их, мы окунаемся в мир таинственный, необъяснимый, неизведанный. Через сюжеты и образы в сказках отражаются основные культурные ценности народа. Анализировать сказки очень интересно и поучительно. Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Сказки учат не бояться трудностей. Сказка учит любить родных. Главное, чему учит сказка – добро всегда возвращается добром.

                Во время работы пришлось познакомиться с образом Бабы Яги настолько близко, что почти «побывал  в гостях в тридевятом царстве», «узнал  в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». Все это позволило лучше понять и принять неоднозначный объект изучения – Бабу Ягу.

 

 

 

 

 

 

 

 

                   В ходе исследования я нашёл ответы на многие вопросы.

·        Я прочитал  много русских народных сказок и сказок народов мира.

          Узнал значение непонятных мне слов. Познакомился с многообразием                                        

         образа Бабы Яги.

·        Провёл опрос среди учащихся по теме исследования. С помощью анкетирования выяснил, какой представляют Бабу Ягу дети и взрослые.

·         Изучил некоторые сказки народов мира, сделал вывод, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями.

·        В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы. Составлена сравнительная таблица. Анализируя сказку, мы начинаем задумываться, что это не только увлекательная история, но и своеобразный привет из прошлого, рассказ о том, как жили и во что верили наши предки. Я понял, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать новые открытия.

·        На основе исследования, изучения образа Бабы Яги в русских сказках  и её аналогов в сказках народов мира получилось создать творческий проект - интерактивную папку - Лэпбук.  (Прилагается)

Ее можно использовать на уроках литературного чтения для работы с детьми. Лэпбук помогает лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме. А также, с помощью одноклассников организовал выставку поделок и рисунков, посвящённую Бабе Яге.                                                                                                    

        В заключение можно сказать, что поставленные в данной работе цели и задачи выполнены.

        Моя гипотеза подтвердилась – образ, вроде Бабы-Яги, присутствует в сказках других народов мира.

         Верно говорят, что сказки сближают разные народы и помогают нам лучше понимать друг друга, учат  добру и справедливости, учат не бояться трудностей.

         Я надеюсь, что мое исследование будет интересно ученикам, оно сможет привлечь их к народному творчеству, пригодиться на уроках литературного чтения, при проведении внеклассных мероприятий, викторин.

 

 «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

 

 

 

СПАСИБО!

за оказание помощи в исследовательской работе:

 

Бабушке Балачевцевой Татьяне Борисовне.

Маме  Балачевцевой Ольге Владимировне.

Классному руководителю Давыдовой Наталье Юрьевне.

Работникам центральной детской библиотеки.

Моим одноклассникам.

 

 

 

 

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

·        БАБА – Яга - популярный персонаж русских народных сказок.

·                                                                      Как правило злая старуха-колдунья.

·        Яга – язвить, причинять боль, мучить.

·        «Курьи ножки» - это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть, окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».

·        Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.

·        Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.

·        Пест- короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.

·        Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.

·        Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

·        Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестром зёрна, кору, листья .

·        «Курьи ножки

 

                                            

 

·        Баба Яга –

 

 

 

 

СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.

2.     С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007.

3.     В.И. Даль. Иллюстрированный толковый словарь живого русского языка – Олма Медиа Групп. 20015.

4.     Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М. Просвещение, 1999 г.

5.     Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Терра, 1996.

6.     Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М., Планета детства, 1999.

7.     Большая книга русских народных сказок. М., Планета детства, 2003.

8.     Любимые русские сказки. М., Дрофа – Плюс, 2004.

9.     Устное народное творчество//Русская литература: Энциклопедия для детей – М., 1998.

10. Русские народные сказки. «Омега», 2005 г.

11. Сказки народов Европы. Москва, 1994 г.

12. Сказки народов мира /сост. Л.В.Ханбеков. – Минск, 1985.

13. Иванов В.В. Славянская мифология. Энциклопедический словарь.

14. Усачев А. Про Бабу-Ягу. М.:»Астрель», 2003.

15. Сказки народов мира. Т.4.М.: Дет.  лит., 1988.л

16. Сказки народов мира. Т. 1.М.: Дет.  лит., 1987.

17. Сказки народов СССР. Т.1. М.: Правда, 1986.

18. Библиотека мировой литературы для детей. Т.1. М.: Дет.  лит., 1979.

Электронные ресурсы:

1.     httb: //www zankovcom/ litmet 3. htm – статьи по изучению народных сказок

2.     http://sf.perm.ru/kd  dop baba.shtml – тематические статьи

3.     http://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/vedm

4.     http://www.e-reading.club

5.     http://ru-skazki.ru

6.     http://hobbitaniya.ru/

7.     https://ru.wikipedia.org

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 6» городского округа город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 6» городского округа город

Содержание стр 1

Содержание стр 1

Введение «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание»

Введение «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание»

Цель, задачи, гипотеза Цель моей работы:

Цель, задачи, гипотеза Цель моей работы:

Баба Яга в русских сказках, кто она?

Баба Яга в русских сказках, кто она?

Бабе Яге Великую мать – богиню

Бабе Яге Великую мать – богиню

Образ Бабы Яги в нашем представлении

Образ Бабы Яги в нашем представлении

Используя прочитанные произведения, я тоже решил составить образ

Используя прочитанные произведения, я тоже решил составить образ

Баба-Яга имеет в своем хозяйстве волшебные вещи: ковер-самолет, гусли-самогуды, меч-кладенец, сапоги-скороходы, метлу, клубок волшебных ниток

Баба-Яга имеет в своем хозяйстве волшебные вещи: ковер-самолет, гусли-самогуды, меч-кладенец, сапоги-скороходы, метлу, клубок волшебных ниток

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 1.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 1.

Большинство считает, что живёт она в лесу в избушке ·

Большинство считает, что живёт она в лесу в избушке ·

Большинство одноклассников предполагают, что похожий образ

Большинство одноклассников предполагают, что похожий образ

Анализ сказок других народов

Анализ сказок других народов

Баба Яга может быть воительницей (народная сказка «Баба

Баба Яга может быть воительницей (народная сказка «Баба

Так, в сказке «Убыр-эбей» описывается убыр( женщина-вампир, людоедка)

Так, в сказке «Убыр-эбей» описывается убыр( женщина-вампир, людоедка)

В немецкой мифологии существует

В немецкой мифологии существует

Сравнительная таблица Результаты проведённого исследования мы представили в виде сводной таблицы

Сравнительная таблица Результаты проведённого исследования мы представили в виде сводной таблицы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе исследования, изучения образа

На основе исследования, изучения образа

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ·

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ·

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2022