Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 6»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Образ Бабы Яги в сказках разных народов
(исследовательская работа)
Автор: Лебедев Владислав,
обучающийся 2б класса
Руководитель: Н.Ю. Давыдова
учитель начальных классов
Содержание
стр
1. Введение……………………………………….………………… ...3
2. Цель, задачи, гипотеза………………………………………….. .4
3. Баба Яга в русских сказках, кто она?...........................................5 – 6 4. Образ Бабы Яги в нашем представлении……………………….7 – 9 5. Музей Бабы Яги ………………………………………………….9 6. Исследовательская часть
6.1. Анкетирование…………………………………………………10
6.2. Результаты анкетирования …………………………………….10 – 12
6.3.Анализ сказок …………………………………………………...13 – 16
6.4.Сравнительная таблица………………………………………….17
7. Заключение ………………………………………………………….18 – 19
8. Словарь терминов ………………………………………………….20
9. Использованные информационные источники ………………….21
10. Приложение …………………………………………………………22 – 33
Введение
«Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание» Л.Н. Толстой.
«Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама с собой » А.С. Пушкин.
Я очень люблю читать. Читать, значит, стать умнее, узнать что-то новое и важное. Читаю разные книги, но больше всего мне нравятся сказки. Народные сказки - хранилище забытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Они и добрые, и веселые, и поучительные. Среди героев сказок мне всегда была интересна Баба-Яга. Кто она? Мне захотелось больше узнать о ней.
Баба-Яга, как персонаж, существует во многих русских народных сказках. Всем она знакома с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали детям перед сном сказки. Баба-Яга – один из древнейших персонажей, пришедших в сказки из славянских мифов. А существует ли Баба-Яга или похожие на нее персонажи в сказках других народов? Это мне и захотелось узнать.
Актуальность исследования:
Сказки – прекрасное творение искусства. В детском саду, да и в школе мы с удовольствием слушаем и смотрим сказки о всевозможных чудесах и превращениях, где так великолепно звучит русский язык. Но все чаще среди одноклассников можно услышать имена и названия «заморских» монстров и пришельцев: черепашки Ниндзя, Скуби-Ду, Гарри Поттер, приведение Каспер… А не забудем ли мы имена русских сказочных персонажей? Пройдет какое-то время и вместе со сказками исчезнут и сказочные персонажи. Таким образом, мы можем потерять пусть небольшую, но от этого не менее значимую часть нашей общей культуры.
Изучая и сохраняя сказки, которые достались нам от наших предков, мы тем самым могли бы внести свой посильный вклад в сохранение культуры нашей Родины.
Цель, задачи, гипотеза
Цель моей работы:
Исследовать какова роль Бабы-Яги в русских народных сказках и схожих персонажей в сказках других народов, сопоставить образ русской Бабы-Яги с образами похожих героев в сказках других народов.
Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:
1. В процессе прочтения сказок и дополнительной справочной литературы
изучить образ Бабы-Яги.
2. С помощью анкетирования выяснить, какой представляют Бабу-Ягу дети и взрослые, узнать их мнение: существует ли Баба Яга в сказках других народов.
3. Найти и проанализировать русские сказки и сказки других народов, где встречается образ Бабы Яги и похожих персонажей.
4. Составить сравнительную таблицу образов Бабы Яги.
5. На основе исследования создать творческий проект: Лэпбук.
6. Сделать выводы.
Для достижения поставленных задач я составил план работы:
· сбор и классификация литературы с участием Бабы Яги;
· опрос взрослых и детей по теме исследования;
· чтение статей в энциклопедиях о Бабе Яге; чтение статей в толковых словарях; чтение русских народных и сказок других народов; просмотр фильмов и мультфильмов с участием Бабы Яги;
· анализ прочитанных произведений; составление таблиц.
Объект исследования: образ Бабы-Яги и похожих на нее персонажей в волшебных сказках.
Предмет исследования: русские народные сказки и сказки других народов.
Практическая значимость исследования: в связи с падением интереса детей к чтению привлечь внимание к фольклору и показать необходимость внимательного прочтения сказок.
Гипотеза: предположим, что в сказках других народов существуют персонажи, похожие на русскую Бабу-Ягу.
Методы исследования:
поиск информации, чтение и анализ художественной и научной литературы, опрос, размышления, обобщение, сравнение и описание, анализ.
Баба Яга в русских сказках, кто она?
Сказка всегда основывается на мифе.
Изначально такой персонаж как Баба Яга появился в славянской мифологии. Достоверного перевода имени «Баба Яга» не существует, так как очень много вариантов.
БАБА – женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина.
ЯГА (Яга, Яга-баба, Ягая баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягиха, Ягишна Буря-Яга, Яза) - в славянских языках само слово «яга» связано с понятием опасности, мучений и ужаса, злобы.
Одна из версий перевода имени «Баба Яга» – лесная старуха, большуха над ведьмами.
Баба Яга – первоначально положительный персонаж древней русской мифологии и фольклора, хранительница обычаев и традиций. Лесная старуха волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Обитает в дремучем лесу. Избушка Бабы Яги находится в чаще леса или на опушке на курьих ножках, стоящая к лесу передом, а к миру задом. «Курьей ножкой» когда-то называли перекресток или развилку дорог, такое место считалось «нечистым» опасным. Баба Яга ведет уединенный образ жизни. В избушке Бабы Яги есть печь, которая может быть губительна для непрошенных гостей. Забор вокруг избушки – из человеческих костей, а на заборе черепа висят. В глубине леса она собирает коренья, травы, сушит их и делает различные настойки, отвары и зелья.
Баба Яга – известная личность, но как попала Баба Яга в русские сказки и откуда пошло ее имя исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Существует несколько версий.
На языке коми слово яг означает бор, сосновый лес. Баба Яга можно читать как женщина из леса или лесная женщина. И в переводе с польского языка ее имя означает «лесная женщина». По другой версии, прототип Бабы Яги – знахарка, которая лечила людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от сел, в лесу. Сторонники еще одной версии видят в Бабе Яге Великую мать – богиню. «Баба» - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина. Есть и другие версии, согласно которым Баба Яга пришла в русские сказки из Индии(«баба яга» переводится как наставник йоги). В тюркских языках имя «Баба Яга» соответствует сочетанию слов «бабай Ага», что в переводе означает «старый дед», предок. Связывают слово «яга» и с глаголом «ягать», который обозначает кричать, шуметь, ругаться. Тогда Баба Яга это шумливая, сварливая баба. В некоторых славянских языках «ягая» означает человек с больной ногой.
Из толкового словаря И.Ожегова я узнал, что слово «баба яга» означает замужнюю женщину или бабушку.
В толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой говорится, что «Яга» - это шуба мехом наружу.
А из иллюстрированного словаря Даля следует, что «яга, гавая, ягая» - это род ведьмы, злой дух, безобразная старуха.
«Баба-яга – положительный персонаж древней русской мифологии». В.А.Иванов.
«Баба-Яга в словаре Д.Н. Ушакова: 1/Мифическое существо, злая старуха-колдунья, передвигается в ступе и заметает след помелом(в русских народных сказках); 2/перенос.разг. Недобрая, сварливая женщина».
Образ Бабы Яги в нашем представлении
Образ Бабы Яги исследовали и продолжают исследовать такие ученые, как: П.А.Лавровский, А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, В.Я.Пропп и др.
Образ Бабы Яги до сих пор вызывает интерес не только ученых.
К ней обращаются и писатели, и сценаристы, и мультипликаторы.
Каждый создает свой образ, подчас далекий от первоначального, но, тем не менее, он легко узнаваем.
Интересно, что думают о Бабе Яге мои одноклассники?
Им было предложено ответить на вопрос: Кто такая Баба Яга?
С этим же вопросом я обратился и к взрослым.
Баба-Яга по мнению детей: Страшная бабка, злодейка, ведьма, колдунья, которая живет очень много лет (от 56 до 2000). В сказку (или в мультфильм) попала из-за своего характера и внешности и чтобы сказка была интересной, а может быть, ей хотели попугать детей. И именно только такого героя в сказках и не хватало. Появилась в сказке с помощью сказочника, а, может, следила за Иваном-царевичем. Прилетела на метле, ступе или гусях, или телепартировалась откуда-то. Была когда-то просто доброй старушкой, которую потом заколдовали (сглазили), и она стала злой людоедкой.
Баба-Яга по мнению взрослых:
Это отрицательная героиня русских сказок. Пожилая женщина со скверным (непростым) характером живет в лесу в избушке на курьих ножках. Это женщина без возраста: ей может быть и 75, и 300, а может быть и несколько тысяч лет.
Бабка-отшельник, жила когда-то в лесу, помогала людям в качестве знахарки и экстрасенса. Народ придумал ее в сказках как олицетворение зла, как олицетворение врагов Руси. Это собирательный образ.
Используя прочитанные произведения, я тоже решил составить образ Бабы Яги.
Баба-Яга - старая, беззубая женщина. Она седая, лохматая, в бородавках, с длинным носом-крючком, с горбом и костяной ногой. У нее плохой характер, она грубая, неряшливая, жадная, подозрительная. Строга. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Лень не переносит, накажет. Живет одна, вдали от людей, в избушке на курьих ножках.
О появлении гостя в избе Баба-Яга узнает при помощи своего носа.
Она говорит: «Фу-фу, здесь русским духом пахнет…» (Сказка «Василиса Прекрасная»). Ее костяная нога может быть признаком того, что сама Баба-Яга наполовину мертвец. «Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба-Яга, костяная нога». (Сказка о Василисе Премудрой); «…сидит баба-яга – костяная нога, старая, беззубая»( сказка «Заколдованная королевна»).; «…старая-престарая бабушка на печке лежит, носом посвистывает, зубами пощелкивает, ушами мух отгоняет» (сказка «Семь сирот и Баба Яга»)
Баба-Яга умеет колдовать, летать в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой.
В.Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону».
Образ «избушки на курьих ножках» - единое целое с образом самой Бабы Яги. « Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами, вместо дверей у ворот – ноги человеческие, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с открытыми зубами…»(сказка «Василиса Прекрасная»); «Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается…»(сказка «Царевна-лягушка»); «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» (сказка «Марья Моревна»); «… избушка на курьих ножках, на бараньих рожках» (сказка «Баба Яга»). Во многих русских сказках местом жительства Бабы-Яги считается берег реки Смородины, а река эта в славянской мифологии является границей между миром живых и мертвых.
Баба-Яга имеет в своем хозяйстве волшебные вещи: ковер-самолет, гусли-самогуды, меч-кладенец, сапоги-скороходы, метлу, клубок волшебных ниток.
Бабе Яге служат змеи, лягушки, черные коты, вороны, гуси-лебеди, кони, быки, всадники. У нее в разных сказках водятся волшебная игла, волшебный клубок, молодильные яблоки, живая вода, огненный щит, серебряное блюдечко, золотое яичко.
Она знает язык животных и растений. В сказке «Семь сирот и Баба Яга произносит: «Постелись, тростник, дорожкой-мостиком, переправь меня на ту сторону».
В друзьях у нее Леший, Соловей-разбойник, Черти, Кощей бессмертный.
Музей Бабы-Яги
Проводя исследование, я обращался и к сети Интернет и узнал, что родиной Бабы-Яги в 2004 году объявлено село Кукобой в Ярославской области, день рождения у Бабы-Яги – 26 июня.
В 2004 г. Село Кукобой Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы Яги, там же решили открыть музей Бабы Яги. На 10-15 километров вокруг села - непроходимые леса, если уж и жила на свете Баба Яга, то непременно здесь. Так родилась идея назвать Кукобой родиной сказочной ведьмы и развивать деревню как туристический объект. Однако Русская православная церковь выступила с резкой критикой этого начинания. Местные священнослужители обвинили сказочную старушку в сатанизме.
Противостояние русской православной церкви и музейных работников длилось несколько месяцев. Организаторы проекта решили перенести избушку в самую чащу леса - подальше от глаз верующих и поближе к сказке.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
1. Анкетирование
С помощью анкетирования я решил выяснить, каким представляют образ Бабы Яги в русских народных сказках мои одноклассники, и как они думают: существует ли похожий образ в сказках других народов.
Анкета прилагается. (Приложение 1)
2. Результаты анкетирования В опросе приняли участие 28 одноклассников.
После проведенного опроса были получены следующие результаты:
· Дети считают, что Баба Яга, обычно, злая сварливая старуха
(16 человек - не считают Бабу-Ягу ведьмой, колдуньей; все знают, что живет она в
лесу в избушке на курьих ножках)
· Большинство считает, что живёт она в лесу в избушке
· Роль её в сказках, по мнению детей, в основном отрицательная
(22 человека убеждены, что Баба-Яга отрицательный персонаж, но шестеро полагают, что она положительный персонаж )
· 21 человек видят Бабу Ягу похитительницей и пожирательницей
· Большинство одноклассников предполагают, что похожий образ
Бабы Яги существует в сказках других народов
Ответы ребят помогли дальнейшему исследованию.
Я решил узнать, какие похожие образы Бабы Яги существуют в сказках других народов и сопоставить эти образы.
3. Анализ сказок других народов
Сначала я самостоятельно прочитал русские сказки, чтобы понять каким персонажем является Баба Яга.
Свою исследовательскую работу я провел
на основе следующих русских народных сказок:
1. «Семь сирот и Баба Яга»
2. «Василиса Прекрасная»
3. Сказка о Василисе Премудрой
4. «Царевна-лягушка»
5. «Заколдованная королевна»
6. «Мария Моревна»
7. «Баба Яга»
8. «Финист –Ясный сокол»
9. «Баба-Яга и Заморышек»
10. «Гуси – лебеди»
11. «Сказка о молодильных яблоках
и живой воде» (Приложение 2)
Баба Яга персонаж противоречивый, неоднозначный и многогранный.
В русских сказках она может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях. Ее образы в разных сказках не всегда соответствуют друг другу.
Баба Яга – старая горбатая колдунья с длинным носом и седыми растрепанными волосами, с костяной ногой. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она не ходит пешком, а разъезжает (летает) в каменной, железной, огненной ступе, погоняя ее пестом или клюкою, заметая следы метлой (помелом), поэтому метла всегда развернута рукоятью вперед, веником назад. Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках», одна, за исключением зверей.
Баба Яга может быть дарительницей: одаривать героя подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной: интересуется, сыт ли герой, устал ли с дороги («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).
Баба Яга может быть похитительницей людей, детей, которых пытается изжарить и съесть; в сказке «Гуси-Лебеди» помощники Бабы Яги гуси-лебеди похищают мальчика.
Баба Яга может быть воительницей (народная сказка «Баба Яга и Заморышек», Баба Яга с огненным щитом борется с героями).
Кроме образов Бабы Яги, описанных в литературе мы выделили еще несколько.
Баба Яга – повелительница. В большинстве русских сказок она повелевает стихиями, животными, природой.
Баба Яга – хранительница. Она хранит мудрые советы, жизненную силу, обряды, обычаи, волшебные ремесла (русская народная сказка «Баба Яга и Заморышек»). Также она может быть волшебной помощницей.
В сказках русская Баба Яга может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях.
Также я прочитал сказки разных народов:
1. «Молодой охотник и мяскей»
2. «Убыр – эбей»
3. «Падчерица»
4. «Портной, медведь, черт и Вирява»
5. «Дочка с веретенце»
6. «Сказание о чудесной мельнице и злой колдунье»
7. «Гензель и Гретель»
8. «Околдованная сиротка»
9. «Аленка»
10. «Горная ведьма»
10. «Ведьма с горы Тефукуяма»
11. «Пастушок – Малый Росток» (Приложение 2)
Проанализировал прочитанное, сравнивал образы, познакомился с трактовкой имени, образа, видов Бабы-Яги в дополнительной литературе и определил, что в сказках других народов тоже существуют герои по образу похожие на нашу Бабу Ягу.
Так как я живу в Башкортостане, мне стало интересно увидеть образ бабы Яги в башкирских сказках.
В башкирской мифологии много женщин-злодеек: царица горных духов, убырлы-карсык (старуха-обжора), мать дэвов, мяскей(похожая на Бабу-Ягу), убыр-эбей(людоедка).
Так, в сказке «Убыр-эбей» описывается убыр( женщина-вампир, людоедка). Она старуха, живет в пещере, в горах, прядет шерсть, летает в ступе, погоняя помелом.
А в башкирской сказке «Молодой охотник и Мяскей» рассказывается о «злой-презлой старухе», которая живет в лесу в избушке, дает испытания охотнику, хочет его съесть. (Приложение 3)
В татарской сказке «Падчерица» также один из главных персонажей ведьма-убыр. Живет в избушке в лесу. Имеет волшебные предметы – зеленый сундучок с золотом, серебром, жемчугом и черный сундучок со змеями. Судя по поступкам, она добрая. Она, как и Баба-Яга обладает волшебной силой, испытывает своих гостей, одаривает по заслугам.
В мордовской мифологии тоже существует персонаж, сходный с нашей Бабой-Ягой, зовут ее Вирява. Из сказки «Портной, медведь, черт и Вирява» я узнал, что живет она в дремучем лесу, в избушке. Она летает в ступе. «Пест у ней – кнут, ухват-дуга, сковородка – колокольчик». Кочергой она путь расчищает, помелом след заметает. Старуха жадная. У нее есть красивая дочка.
В сказках народов коми описывается ведьма Йома. Это лесная старуха. Так, в сказке «Дочка с веретенце» эта ведьма хотела погубить девушку, съесть ее, утащила ее из дома, заставляла много работать. Сходна с русской Бабой-Ягой – летала в ступе, погоняла ступу толкачем, велела проходить испытания. У нее были слуги – птицы черные, медведицы лохматые.
А в карельском «Сказании о чудесной мельнице и злой колдунье» рассказывается о старухе Лоухи – хозяйке Севера, у которой страшный вид – «редкозубая старуха», есть слуги – воины. Она смогла превратиться в птицу. Колдунья злая, накликала на людей болезни, голод (украла мельницу).
(Приложение 4)
В цыганской сказке «Околдованная сиротка» прочитал про старую колдунью, похожую на Бабу-Ягу. Она живет на поляне в избушке на курьих ножках, в лесу. Как и русская Баба-Яга, она использует колдовскую силу, готовит зелье, у нее есть волшебные помощники: тройка вороных чудо-коней. Колдунья может быть и злой, и доброй. Она приютила у себя в избушке бедную сиротку, сделала из этой некрасивой девушки красавицу.
В немецкой мифологии существует Нехе (в переводе с немецкого «Ведьма»). В сказке братьев Гримм «Гензель и Гретель» живет старая-престарая старуха с костылем в чаще леса. Но вот домик у нее иной: «Изба из хлеба построена и печеньем покрыта, да окошки-то у нее были из чистого сахара». В доме том есть печь, как и русской Бабы-Яги. В сущности она злая ведьма, так как хотела детей съесть.
Из белорусской сказки «Аленка» я узнал о горбатой старухе, костлявой, с длинным носом. Ее хатка (изба) стоит в чаще леса. Очень похожа внешне на Бабу-Ягу из русских сказок. Зовут ведьму Барабаха. Обманом хочет расправиться с героями. Злая старуха перебила собаке ногу. Ведьму сожгли за ее плохие дела.
В японской мифологии есть Ямауба –«Горная старуха». «Яма» - гора, «Уба» - старуха. У нее, как и у нашей Бабы-Яги седые длинные нечесанные волосы, большой рот до ушей, но в верхней части головы есть второй рот. Живет в хижине на высокой горе. Она нападает на путников, похищает их и поедает детей. В сказке «Горная ведьма» говорится о том, что она не тонула, могла быстро погасить огонь, стать ростом с гору, Очень злая. Но есть и положительный образ этой старухи, например, в сказке «Ведьма с горы Тефукуяма». В этой сказке она могла повелевать ветром, жила на вершине горы с сыном, была одинокой, злой, угрожала съесть жителей деревни, внешне была «страшной-престрашной, злющей-презлющей». Но в итоге подобрела, подарила нескончаемый кусок парчи на одежду людям, «стала людей от бед и напастей всяких защищать. Перестали люди в той деревне болеть. Сказывают даже, что дети там никогда не кашляли».
(Приложение 5)
В итальянской сказке «Пастушок – Малый Росток» описывается старуха-колдунья. У нее, как и нашей Бабы-Яги есть помощники- триста всадников. Она сторожит в своем доме хрустальную клетку с поющими яблоками, «…коли глаза у старухи закрыты, сна у колдуньи – ни в одном глазу, а коли открыты – спит она». Страшновато о ней читать...
Прочитав сказки разных народов, изучив материалы об образах и мифических существах, похожих на русскую Бабу Ягу, я смог найти сходства и различия между этими персонажами. (Приложение 6,7)
4. Сравнительная таблица
Результаты проведённого исследования мы представили в виде сводной таблицы. (Приложение 8)
Вывод: Образ Бабы Яги присутствует в сказках других народов. Этот персонаж похож на русскую Бабу Ягу, но может иметь другое имя. В основном это старуха с некрасивыми чертами лица, имеющая определенные особенности, которая живёт уединённо, жилище расположено в труднодоступных местах, вдали от людей.
У русской Бабы Яги много атрибутов, помощников, волшебных предметов, есть средство передвижения. В сказках других народов не всегда присутствуют помощники и волшебные предметы, нет средства передвижения кроме немецких сказок. В немецких и французских сказках жилище в виде съедобных домиков является приманкой для героев.
Наиболее близки к образу Бабы Яги героини армянских, белорусских, татарских, мордовских сказок. Скорее всего это связано с близостью традиций, культуры, истории.
Похожие сказки о Бабе Яге мы находим во многих странах. Так, в Финляндии – это старуха Лоухи, хозяйка сказочной страны. Близка Яге ведьма Ямауба (Ямамба) из японской мифологии. В английских сказках часто встречается фигура Людоеда. Образ Бабы Яги встречается и у тюрков, ей соответствует Шамус-баба, у литовцев – Лаума.
Изучая сказки народов мира, можно отметить, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями.
Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказки – это волшебство! Читая их, мы окунаемся в мир таинственный, необъяснимый, неизведанный. Через сюжеты и образы в сказках отражаются основные культурные ценности народа. Анализировать сказки очень интересно и поучительно. Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Сказки учат не бояться трудностей. Сказка учит любить родных. Главное, чему учит сказка – добро всегда возвращается добром.
Во время работы пришлось познакомиться с образом Бабы Яги настолько близко, что почти «побывал в гостях в тридевятом царстве», «узнал в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям». Все это позволило лучше понять и принять неоднозначный объект изучения – Бабу Ягу.
В ходе исследования я нашёл ответы на многие вопросы.
· Я прочитал много русских народных сказок и сказок народов мира.
Узнал значение непонятных мне слов. Познакомился с многообразием
образа Бабы Яги.
· Провёл опрос среди учащихся по теме исследования. С помощью анкетирования выяснил, какой представляют Бабу Ягу дети и взрослые.
· Изучил некоторые сказки народов мира, сделал вывод, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями.
· В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы. Составлена сравнительная таблица. Анализируя сказку, мы начинаем задумываться, что это не только увлекательная история, но и своеобразный привет из прошлого, рассказ о том, как жили и во что верили наши предки. Я понял, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать новые открытия.
· На основе исследования, изучения образа Бабы Яги в русских сказках и её аналогов в сказках народов мира получилось создать творческий проект - интерактивную папку - Лэпбук. (Прилагается)
Ее можно использовать на уроках литературного чтения для работы с детьми. Лэпбук помогает лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме. А также, с помощью одноклассников организовал выставку поделок и рисунков, посвящённую Бабе Яге.
В заключение можно сказать, что поставленные в данной работе цели и задачи выполнены.
Моя гипотеза подтвердилась – образ, вроде Бабы-Яги, присутствует в сказках других народов мира.
Верно говорят, что сказки сближают разные народы и помогают нам лучше понимать друг друга, учат добру и справедливости, учат не бояться трудностей.
Я надеюсь, что мое исследование будет интересно ученикам, оно сможет привлечь их к народному творчеству, пригодиться на уроках литературного чтения, при проведении внеклассных мероприятий, викторин.
«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».
СПАСИБО!
за оказание помощи в исследовательской работе:
Бабушке Балачевцевой Татьяне Борисовне.
Маме Балачевцевой Ольге Владимировне.
Классному руководителю Давыдовой Наталье Юрьевне.
Работникам центральной детской библиотеки.
Моим одноклассникам.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
· БАБА – Яга - популярный персонаж русских народных сказок.
· Как правило злая старуха-колдунья.
· Яга – язвить, причинять боль, мучить.
· «Курьи ножки» - это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть, окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».
· Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.
· Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.
· Пест- короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.
· Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
· Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
· Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестром зёрна, кору, листья .
· «Курьи ножки
· Баба Яга –
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.
2. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007.
3. В.И. Даль. Иллюстрированный толковый словарь живого русского языка – Олма Медиа Групп. 20015.
4. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М. Просвещение, 1999 г.
5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Терра, 1996.
6. Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М., Планета детства, 1999.
7. Большая книга русских народных сказок. М., Планета детства, 2003.
8. Любимые русские сказки. М., Дрофа – Плюс, 2004.
9. Устное народное творчество//Русская литература: Энциклопедия для детей – М., 1998.
10. Русские народные сказки. «Омега», 2005 г.
11. Сказки народов Европы. Москва, 1994 г.
12. Сказки народов мира /сост. Л.В.Ханбеков. – Минск, 1985.
13. Иванов В.В. Славянская мифология. Энциклопедический словарь.
14. Усачев А. Про Бабу-Ягу. М.:»Астрель», 2003.
15. Сказки народов мира. Т.4.М.: Дет. лит., 1988.л
16. Сказки народов мира. Т. 1.М.: Дет. лит., 1987.
17. Сказки народов СССР. Т.1. М.: Правда, 1986.
18. Библиотека мировой литературы для детей. Т.1. М.: Дет. лит., 1979.
Электронные ресурсы:
1. httb: //www zankovcom/ lit – met 3. htm – статьи по изучению народных сказок
2. http://sf.perm.ru/kd dop baba.shtml – тематические статьи
3. http://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/vedm
4. http://www.e-reading.club
5. http://ru-skazki.ru
6. http://hobbitaniya.ru/
7. https://ru.wikipedia.org
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.