исследовательская работа "Память в сердце храним" (прабабушкам и прадедушкам посвящается)

исследовательская работа "Память в сердце храним" (прабабушкам и прадедушкам посвящается)

Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
1 кл—11 кл
09.02.2020
История страны неразрывно связана с судьбами людей, с чьими-то прожитыми жизнями. Мы учим историю своего Отечества в школе, на уроках, и порой не замечаем, что она, словно солнце в капельках дождя, отражается в истории наших семей, в биографиях близких и родных людей. Она продолжает жить в каждом из нас. Мы в семейных альбомах нашли немногочисленные документы: фотографии послевоенных лет, удостоверения о награждении, награды и ордена наших прадедушек и прабабушек, но мы совсем не знали, за что удостоены наши прабабушки и прадедушки этими наградами. Мы очень мало знаем об этом трудном и героическом периоде в жизни нашей страны и нашей семьи. Мы стали интересоваться историей наших предков, где они родились, выросли, откуда наши корни. На наш взгляд, семья – это важнейший институт общества, основа и опора государства.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Память в сердце бережно храним.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Краснослободска

Среднеахтубинского муниципального района

Волгоградской области

 

 

 

Исследовательская работа

 

«Память в сердце бережно храним»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили учащиеся МОУ СОШ №4:

Журавлева Виктория, Комиссаров Кирилл,

Коровина Людмила, Лагутина Елена,

Ундаков Никита, Филина Снежана,

Шипилин Кирилл

Руководители:

Глаголева Н. А., учитель истории,

Зайцева С. А., учитель русского языка и литературы,

Лабутова Л.В., классный руководитель

 

 

Краснослободск, 2018 год.

Оглавление

Введение….…………………………………………………………………2

1. Теоретическая часть………..………………………………..………….3-7

2. Исследовательская часть……………………………………………….8-14

Заключение…………………………………………………………………15

3. Приложения………………………………………………………………16-35

 Список используемых информационных ресурсов…..………………… 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа «Память в сердце храним»

(прадедушкам и прабабушкам посвящается)

Авторы: Журавлева Виктория, Комиссаров Кирилл, Коровина Людмила, Лагутина Елена,  Ундаков Никита, Филина Снежана, Шипилин Кирилл – учащиеся 9А класса МОУ СОШ №4 г. Краснослободска

 

   Руководители: Глаголева Н. А., учитель истории и обществознания,          Зайцева С. А., учитель русского языка и литературы,

Лабутова Л.В., учитель математики (классный руководитель)

 

Аннотация

Исследовательская работа называется «Память в сердце храним»

Авторы рассказывают в своей работе о своих прадедушках и прабабушках- участниках Великой Отечественной войны. Эти рассказы посвящены 75-летию разгрома немецких войск под Сталинградом.

 

Цель работы: исследовать и изучить данные об  участниках  Великой Отечественной войны – наших земляках.      

 

Данная цель достигается решением следующих задач:

1.     Изучение сохранившихся документов и фотографий в семейных архивах.

2.     Сбор сведений, и выяснение боевого пути участников Великой отечественной войны.

3.     Изучение материалов в средствах массовой печати.

 

Значимость исследовательской работы заключается в том, что в результате исследования учащиеся получили практический продукт –рукописную книгу об участниках Великой Отечественной войне, которая будет служить  памятью для правнуков. Работа может быть полезна как для классных руководителей при подготовке тематических классных часов, и педагогам – предметникам при проведении уроков истории и литературы.

 

 

 

Введение

Бились отважно и стойко с врагами

                                                       Вы за  Отчизну свою.

                                                       Вечная слава и память

                                                       Живущим и павшим в жестоком бою.

 

      История страны  неразрывно связана с судьбами людей, с чьими-то прожитыми жизнями. Мы учим историю своего Отечества в школе, на уроках, и порой не замечаем, что она, словно солнце в капельках дождя, отражается в истории наших семей, в биографиях близких и родных людей. Она продолжает жить в каждом из нас. Великая Отечественная война ворвалась в тихий мир семьи, меняла его до неузнаваемости, часто калеча судьбы людей и разрушая родственные связи. И все меньше рядом с нами людей, на долю которых выпало трудное счастье солдата – освободителя.  Сегодня даже многие  люди старшего поколения, к счастью, не помнят её ужасов или не знают, что такое  война  или смерть от осколков снарядов, бомб и пуль…В 2018 году исполняется 75 лет со дня разгрома немецко-фашистских воск под Сталинградом. При подготовке к классным часам, посвященным Дню Победы,  дню разгрома немцев под Сталинградом, мы в семейных альбомах нашли немногочисленные документы: фотографии послевоенных лет, удостоверения о награждении, награды и ордена наших прадедушек и прабабушек, но мы  совсем не знали, за что удостоены наши прабабушки и прадедушки  этими  наградами.  Мы  очень мало знаем об этом трудном и героическом периоде в жизни нашей страны и нашей семьи. Мы  стали  интересоваться  историей наших предков, где они родились, выросли, откуда наши корни. На наш  взгляд, семья – это важнейший институт общества, основа и опора государства. Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Мы  не выбираем родителей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека  родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.

   Родина подобна огромному  дереву, на котором не счесть листьев.  И все наши добрые дела прибавляют ему силы. Но всякое дерево имеет корни,  связывающие его с землей. Они питают дерево. Корни – это наша история, то, чем мы жили вчера. Это наши деды и прадеды, чьи дела помогают нам жить. Народ, не имеющий своих глубинных корней – бедный народ.

   Очень полезно и интересно познакомиться с историей своей семьи, проследить судьбу близких родственников. Семейная история поможет ощутить прошлое предшествующих  поколений как часть своего прошлого. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества.

Ещё великий русский историк В.О. Ключевской писал: «Изучая дедов, узнаешь внуков, то есть узнаем себя». Именно стремление к самопознанию и заставило нас обратиться к своим «истокам».

И в знак  глубокой благодарности тем, кто на фронте  и в тылу ковал победу, в знак памяти тех, кто отдал свою жизнь за наши с вами сегодняшние покой и благополучие. Именно о них, ветеранах войны, о наших прадедах у учащихся нашего класса  возникла идея о создании проекта  «Память в сердце бережно храним»

     Проведённое нами социологическое исследование было направлено на определение актуальности  сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Оно показало, что никто из старшеклассников на вопрос: «Интересуют ли Вас события Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.  участие в ней ваших родственников?» не дал отрицательного ответа. 87% опрошенных ответили утвердительно, 13% школьников затруднялись ответить на поставленный вопрос.   Это свидетельствует об эффективности школьной работы по патриотическому воспитанию.

          На вопрос: «Из каких источников вы получили знания о событиях Великой отечественной войны, связанных с вашими родственниками?» 46% опрошенных ответили – домашние семейные архивы, родственники. 

    84% опрошенных затруднились ответить на вопрос: «Знаете,  ли вы в каких военных операциях принимали участие ваши родственники? Какие награды у них есть?».

Анализируя  данные исследования,  мы пришли к заключению, что учащиеся мало информированы  о родственниках,  которые  защищали нашу Родину в годы войны,  кто  своим  ратным подвигом отстоял мир и дал возможность жить новым поколениям.

Таким образом,  налицо проблема -  недостаток информированности школьников  о  родственниках - ветеранах Великой Отечественной войны.

Актуальность  выбранной темы  обусловлена необходимостью расширить знания о наших родословных, наших прадедушках и прабабушках, которые принимали участие в разгроме немецко-фашистских войск.

Гипотеза.

Если  мы будем помнить о наших героических родственниках-защитниках Отечества, мы будем знать не только историю своего рода, но и знать историю своей страны.

Цель исследования.

Найти и проанализировать информацию о подвигах своих прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной Войны.

В своём исследовании мы  поставили следующие  задачи:
1. Собрать сведения о прадедах - участниках Великой Отечественной войны.
2. Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами; поработать с семейными архивами.
3. Проанализировать материал Интернет – ресурсов, дающие сведения о наших  родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
4. Создать рукописную книгу о наших прадедушках и прабабушках.
5.Размеситить собранный материал на сайте общественной организации «Спасибо деду за Победу»
 Методы исследования:

1.     Изучение семейных архивов, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов в биографиях с историей страны;

2.     Изучение материалов на сайтах: podvignaroda.ru, obd-memorial.ru

     3.  Систематизация и обобщение информации;

     4.  Обработка полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская часть.

 «Письмо прабабушке Валентине Яковлевне от правнучки Снежаны»

 

Я, учащаяся 9А класса, Филина Снежана обращаюсь к своей прабабушке.

«Здравствуй, моя дорогая и любимая прабабушка Валентина Яковлевна!

      Обратиться к тебе с письмом я решила потому, что в 2018 году исполнилось 75 лет со дня Великой победы советских войск под Сталинградом. Этот праздник в нашем городе, Волгограде, отмечался очень ярко и торжественно: прошел военный парад на площади Павших борцов, в разных уголках нашей области были организованы митинги, на набережной Волги мы видели авиашоу, множество людей пришли к Мамаеву кургану, чтобы почтить память погибших воинов, а вечером все жители города могли посмотреть праздничный салют. О событиях Великой Отечественной войны мы помним, дорожим этими воспоминаниями и с уважением относимся  к тем людям, которые защищали свою родную землю от врага и дали нам возможность жить под мирным небом. Я горжусь тем, что и в нашей семье были участники этой войны, защищавшие Сталинград!  Это  ты и мой прадедушка.

   Мне о вас с прадедушкой Василием Анисимовичем известно совсем немного. Знаю,  что ты родилась в 1914 году, прадедушка – в 1911 году. Всю свою жизнь вместе со своими детьми вы плавали на барже №2073. Вы выполняли важную и ответственную работу – перевозили народно-хозяйственные и военные товары: уголь, камыш, оружие, пищу и воду, тем самым спасая жизнь многим голодным людям во время войны, а также помогая солдатам одолеть злого и жестокого немецкого врага. Ваша дочка Галина мне рассказывала, что как-то раз во время защиты Сталинграда в вашу баржу попала бомба, и вам еле-еле удалось выбраться из неё живыми и невредимыми. Наверное, вам было очень страшно. Но через несколько недель после случившегося вы снова вышли в рейс. Надо обладать огромным мужеством, силой воли, решительностью,  чтобы преодолеть страх и снова вернуться к своей работе. По рассказам вашей старшей дочери Людмилы я узнала, что во время Великой Отечественной войны вы перевозили грузы от Астрахани до Горького, а после войны восстанавливали город Сталинград. Вы были тружениками тыла.

А ваша средняя дочь Наталья передала мне твои слова о том, почему прадедушку не взяли на войну. «Прадеда не взяли на войну из-за брони», - так ты рассказывала своим детям, когда они просили рассказать об этом времени. Я думаю, что прадедушка немало сделал для победы, трудясь на барже. Ведь каждый человек  тогда, где бы он ни был,  на фронте или в тылу, думал о том, как помочь своей Родине и служил ей, не жалея своих сил. Спасибо вам за это.

   Ваша семья была большая. У вас с прадедушкой было восемь детей: четверо сыновей и четыре дочки. На барже вы были настоящей командой: дед был шкипером, а ты – матросом. Ещё я знаю, что ваша большая семья проживала на хуторе Бобры. Прадед построил для вас небольшой, но очень уютный домик. После 40 лет работы на барже вы ушли на пенсию, но продолжали заботиться о своих детях и внуках. В нашей семье хранится много ваших орденов и медалей в память о вас (Приложение №1.).»  Обязательно сохраню свои воспоминания, чтобы передать их своим детям и внукам. И пусть для них это время будет далёким прошлым, но ведь история нашей семьи – это частичка истории нашей страны, нашей Родины. Об этом нельзя забывать.

  

 Я, учащийся 9А класса, Ундаков Никита, нашел в семейных архивах моих родственников, много информации о моих прадедушках и прабабушке.

«Степные орлы»

С начала войны на территории СССР стало формироваться партизанское движение. Участники отрядов добывали важные для действия советских войск сведения, совершали диверсии. Моя прабабушка, Гаевская Маргарита Константиновна входила в состав нескольких партизанских отрядов. О ней даже написано в книге Кандаурова И.М. «Стойкость» (издана в 1983 году) (Приложение №2). Родилась М. Гаевская в 1922 г. в Борисоглебске Воронежской области. После окончания средней школы в 1939 году поступила в автодорожный институт, но оставила его в связи с началом войны. Работала трактористкой в Николаевской МТС. Но работа в тылу не удовлетворяла деятельную натуру комсомолки,  и Маргарита обратилась в обком ВЛКСМ с просьбой направить ее на фронт. По распоряжению Центрального штаба партизанского движения на Сталинградском фронте зачислена бойцом, а затем помощником комиссара партизанского отряда «Степные орлы» и разведовательно – диверсионной группы «За Отчизну». В 1944 году назначена комиссаром партизанского отряда и направлена с десантной группой для осуществления партизанских операций на территории Украины, Молдавии. Участвовала в партизанской войне в Польше и Чехословакии. Награждена: орденом «Отечественной войны 2 степени», орденом «Красной звезды» и другими наградами (Приложение №3). После войны работала в социальных и воспитательных учреждениях Николаевского и Клетского районах Волгоградской области. Трижды избиралась председателем Верхне- Бузинского сельсовета Клетского района.     

«Портрет карандашом»                              

Мой прадед – Филимонов Алексей Ефимович родился 23 февраля 1924 года в хуторе 2-я Березовка Бударинского  (Новоаннинского) района Сталинградской области. До призыва в армию закончил сельскохозяйственный техникум и работал агрономом в Глазуновской МТС (машинно-тракторная станция). В августе 1942 года пошел добровольцем и воевал в 3 танковой армии, 12 танковом корпусе, 97 танковой бригаде радистом-пулеметчиком в звании старший сержант. На прославленном танке Т-34  дошел до Харькова. В марте 1943 года под г. Харьковым был пленён. Находился в концлагере. Об этом времени вспоминать не любил, очень тяжело было. Говорит, что был голод и издевательства со стороны фашистов. Также рассказывал, что над заключенными ставили медицинские опыты. Тот, кто выжил, говорили, что это чудо. Товарищ, который был с ним в плену, нарисовал его портрет карандашом (Приложение № 4). Этот карандашный рисунок на клочке бумаге, очень дорогое для нас воспоминание о том двадцатилетнем юноше, которому, как и многим досталась тяжелая судьбина. Через два месяца плена, нескольким военнопленным удалось совершить побег. Прибившись к одной из военных частей, с октября 1944 года в составе 21 стрелковой дивизии в качестве старшины роты, прадед служил до Победного 1945 года .

После  войны, Алексей Ефимович закончил Волгоградский сельскохозяйственный институт и много лет работал в органах управления агропромыщленным комплексом нашей области. От агронома дошел до директора научно-исследовательского института.

Награжден  тремя орденами и шестью медалями (Приложение №5).

«От Сталинграда до Берлина»

Мой прадед – Ткаченко Владимир Петрович родился 26 декабря 1923 года в Сталинградской области. В 19 лет ушел на войну. За три года прошел нелёгкий путь от Сталинграда до Берлина, в составе Юго-Западного фронта. При взятии г. Берлин был ранен у Бранденбугских ворот, за 200 метров от Рейхстага. Войну Владимир Петрович закончил в звании лейтенанта – командира пулемётной роты. За боевые заслуги мой прадедушка награжден орденом «Красной звезды», медалями «За взятие Берлина» и прочими наградами (Приложение №6).

После войны закончил высшую партийную школу,  работал директором совхоза в Клетском районе, до этого успев поучаствовать в освоении целины, получив награды: орден «Красного знамени»,  медаль «За освоение целины» (Приложение №4).

«Сын полка»

Я, Коровина Людмила, собрала материал о своем прадедушке - Певзнер Афанасии Яковлевиче (Приложение №7).  Мой прадедушка родился 27 декабря 1927 года на Брянщине, на границе с Белоруссией. На 22 июня 1941 года ему было 14 лет. На оккупированной территории Брянщины население сразу включилось в вооруженную борьбу против гитлеровцев. Свыше 60 тысяч человек сражались с врагом в партизанских отрядах и подполье. Партизанские отряды отвлекали значительные силы вражеских войск, препятствовали подвозу немецких подкреплений к фронту. И мой прадедушка вместе с сестрой (ей было 15 лет) тоже был партизаном. Младшая сестра и родители погибли. В 1943 году мой прадедушка был ранен, взрывом ему оторвало пятки. После длительного лечения в госпитале, он снова вернулся к партизанам. Победу встретил на Родине, в Брянских лесах. Из его семьи в живых остался только он и его старшая сестра. Я очень горжусь тем, что у меня был такой прадедушка! Сколько  нужно было иметь мужества и бесстрашия! Для меня это пример подвига.

«Служба под Смоленском»

Я, Журавлева Виктория,  родилась, когда мой прадедушка уже умер. О нем мне много рассказывала бабушка, его дочь. Филиппов Михаил Семенович, деревенский паренек, пошел добровольно на фронт. Ему еще не было 18 лет. Воевал он под Смоленском. Был танкистом. На его счету около десяти подорванных танков, взятые в плен немцы. В одном из боев прадед был ранен в ногу. В госпитале ему было сделано шесть операций по ампутации ноги, так как началась гангрена. Прадед был награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, медалью «За боевые заслуги» и другими наградами. После войны он получил высшее образование, трудился в сельском хозяйстве Среднеахтубинского района. За добросовестный труд был награжден медалью «За трудовую доблесть». Михаил Семенович вырастил троих детей, дал им высшее образование. Память о моем прадедушке навсегда останется в моем сердце (Приложение №8).

«Личная благодарность генерала»

Я, Комиссаров Кирилл, работая с семейными архивами, нашел фотографии моего прадеда Крюкова Степана Михайловича. Мой прадед был призван в ряды срочной службы весной 1941 года. А в июне началась Великая отечественная война, и его дивизию посадили в эшелон и отправили на фронт. При подъезде к линии фронта, их поезд разбомбили.  Оставшихся в живых немцы взяли в плен. Нашего прадеда отправили в концлагерь, в Польшу. В концлагере прадед остался жив чудом. Однажды, немцы, построив пленных спросили: «Кто в мирное время был плотником?» - наш прадед сделал шаг вперёд, хотя не был плотником. Ещё несколько человек вышло вперёд. Остальных немцы  на глазах Степана Михайловича расстреляли.

Только в1944 году советские войска освободили пленных в Польше. Наш прадед дошел до Берлина. 9 мая 1945 года встретил в Берлине. С  1944 до 1946 года служил в рядах советской армии и был сапёром. С 18 декабря  1945 года по 15 мая 1946 года служил в личной охране генерал – майора Добровольского А.Е. За свою честную работу получил личную благодарность от Добровольского А.Е. (Приложение № 9)

«За отвагу»

Я, Шипилин Кирилл, хочу поделиться воспоминаниями о своём прадеде Городнове Алексее Григорьевиче. Война! Какое страшное слово. Как много она скрывает за собой. Ведь лишь она приносит с собой горе, слёзы, смерть. Война – это ужас в глазах людей, который нельзя объяснить словами. Со дня окончания войны прошло более 70-ти лет, но память о произошедших событиях живёт в каждой семье. Мой прадед родился 29 июля 1912 года и жил в селе Старицы. В 1941 году в возрасте 29 лет, он пошел на фронт и попал в Севастополь. Был  он моряком, там же попал в плен. Но об этом прадед никогда не говорил, тяжело было вспоминать об этих днях. Из лагеря военнопленных он бежал, вернулся к своим и его отправили в танковые войска. Через некоторое время ему доверили возить генерала. На службе в личной охране генерала, прадед дошел до Берлина. Домой вернулся в 1946 году с наградами на груди: медалями «За взятие Берлина», «За отвагу», «За боевые действия» и другими наградами.

Я горжусь своим прадедом. Если бы не он и другие солдаты, то нас могло бы и не быть на свете. С каждым годом ветеранов становится всё меньше. Они – наша гордость! Мы в свою очередь должны помнить о том подвиге, который они совершили во имя жизни!

«Подвиг связиста»

 Мой прадед, Лагутин Сергей Демьянович, родился в 1925 году. До войны жил в Котельниковском районе Сталинградской области. В январе 1943 года в возрасте 18 лет был призван на фронт. В составе 156 гвардии артиллерийского полка 77 гвардейской стрелковой дивизии  в звании гвардии ефрейтора прошел всю войну. Победу встретил в Берлине. В ночь на 14 января 1945 года под сильным минометно-артиллерийским обстрелом противника прадед исправил 14 порывов связи между  наблюдательным пунктом командира батареи и командирами огневых точек, что обеспечило беспрерывность работы связи во время наступления наших войск в районе Нове и Лагун. За этот подвиг Сергей Демьянович награжден медалью «За отвагу». С марта 1945 года в боях за расширение плацдарма в районе Клессин мой прадед  вместе с командиром батареи находился в боевых порядках пехоты, своим наблюдением помог батарее вести прицельный огонь по огневым точкам врага. Когда противник перешел в контратаку и потеснил наши стрелковые части, прадед с командиром батареи ободрили стрелков и повернули их обратно и увлекли за собой навстречу врагу, чем помог отразить вражескую контратаку и удержать занятый рубеж. Противник неоднократно принимал попытки контратаковать наши части, но солдаты не отступили. В одном из боев, мой прадед был ранен, но с поля боя ушел только после того, как была отбита очередная контратака противника.

Прадед удостоен правительственной награды ордена «Отечественная война» первой степени. У него было много наград, но, к сожалению,  они не сохранились. О боевых подвигах моего прадеда свидетельствуют благодарствен-ные письма от командования (Приложение № 10).

 

 

Послесловие.

Вся жизнь наших семей связана с городом Краснослободском, тем местом, где родилось и выросло уже не одно поколение. Недаром пословица гласит:

« Где родился – там и пригодился». В малом городе жизнь каждого человека на виду. Значит, надо жить и трудиться так, чтобы близкие люди тобой могли гордиться. Чтобы им не было стыдно за дела и поступки.

Считаем, что наша родословная – героическая. Прадеды с оружием в руках защищали народ и страну от фашизма, трудились во имя ее блага, своим примером воспитывают молодое поколение. Усилиями многих, в том числе забытых незаслуженно,  остановилось кровопролитие, налажена мирная жизнь…

Наши семьи одни из миллионов семей страны. Их история слагает историю нашей страны. И мы гордимся, что в героическое прошлое нашего народа вписана родословная наших семей. Мы пришли к выводу, насколько совместная работа сближает родных людей.

         Войну хочется забыть! Трудно человеку жить с таким грузом воспоминаний… Но забывать её нельзя! Память жива в нас. Она соединяет прошлое и будущее. Память поколений – залог мира на Земле.

Я прадедушкой очень горжусь,   


Мне пример его в жизни подмога.
  


Но из сердца не выкинуть грусть,
  


Трудной стала его дорога.
  

  


У меня все еще впереди,
  


И свой путь выбирать мне надо.
  


Но хочу я его пройти,
  


Как по жизни прошел мой прадед.
  

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

          

Прабабушка Филиной Снежаны - Валентина Яковлевна (фото сделано в послевоенное время).

Награды прабабушки.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Страницы из книги Кандаурова «Стойкость»

 

 


Награды Филимонова Алексея Ефимовича

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Награды Гаевской Маргариты Константиновны

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Портрет карандашом.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        

Данные о Ткаченко Николае Петровиче

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Певзнер Афанасий Яковлевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Филиппов Михаил Семёнович в послевоенное время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Крюков Степан Михайлович

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

Лагутин Сергей Демьянович с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список используемых ресурсов:

1.     Podvignaroda.ru

2.     Pamyat-naroda.ru

3.     Кандауров «Стойкость», Нижневолжское издательство, 1984 год.


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)