Исследовательская работа "Песни советского времени"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Песни советского времени"

Оценка 4.7
docx
25.10.2022
Исследовательская работа "Песни советского времени"
песни советского времени (Автосохраненный).docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

п. МИХАЙЛОВКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема проекта:

 

«Советское песенное творчество

 послевоенного времени»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 – 2022 учебный год

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава I. Песни послевоенного времени……………………………………………………...4

Глава II.  Произведения о возвращении фронтовиков……………………………………………………………  ………………….…6

Глава III. Молодёжные песни о борьбе за мир………………………………………………7

Глава IV.  Гимнические произведения…………………………………………………….....8

Глава VI.  Реалии современности в песенном творчестве…………………………….........9

Глава VII. Лирические мотивы в песенном творчестве послевоенных лет………………10

Заключение…………………………………………………………………………………....11

Вывод………………………………………………………………………………………….13

Список используемой литературы…………………………………………………………..14

Приложение……………………………………………………………………………….15- 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

Актуальность темы:

            Историю советской музыки открывает песня. Этому демократичному из музыкальных жанров принадлежат первые звучащие страницы новой эпохи. Летописец больших и малых событий, трудовых будней, радостей, испытаний, пройденных страной за годы ее существования, — таким предстает путь советской песни.

Среди других видов музыкального искусства песня заметно выделяется быстротой и активностью отклика на события боль­шого политического и общественного масштаба. Изучая историю песни, можно изучать историю нашей страны.

           Цель исследования: изучить историю рождения песни в послевоенное время в связи с историческими событиями той эпохи.

             Задачи исследования:

1. Найти и изучить теоретический материал по теме исследования;

2.Сформировть представления об основных этапах рождения песни;

3.Воспитывать нравственные качества личности, привитие любви и трепетного отношения к Родине на примере песен советского времени.

               Гипотеза исследования: Советскую песню можно рассматривать, как исторический и культурный источник музыкальной культуры, который может восприниматься в качестве документа эпохи.


 

ГЛАВА I

Песни послевоенного времени

           Значительно осложнилось общее положение на музыкальной арене после Великой Отечественной Войны. Окончание второй мировой войны ознаменовало новый период в истории человечества, вызвало необратимые изменения в развитии его духовной культуры. В полной мере сказанное относится к судьбе нашей страны, которая перенесла самые тяжкие испытания и столкнулась с проблемами поистине неизмеримой сложности. Речь идет не только об огромных разрушениях, которым подверглись области и регионы, пережившие фашистскую оккупацию, — необходимо было восстановить культурную жизнь, обеспечить деятелям искусства возможность для плодотворной работы, воссоздать государственные и общественные учреждения, открывающие доступ миллионам людей к художественным ценностям. Иными словами, речь шла не только о возрождении прежнего, но и о строительстве нового, в том числе и новой культуры, отражавшей реалии послевоенного мира.  Не сразу была осознана вся мера сложности задач, вставших перед деятелями литературы и искусства. В первые послевоенные годы еще давала о себе знать инерция той мировоззренческой установки, которая сложилась в годы войны и отразилась как в тогда созданных произведениях, так и в замыслах, рожденных в годы войны и осуществленных во время, последовавшее за Днем Победы. Незабываемое ощущение радости и подъема, которое родилось под воздействием долгожданной и наконец вернувшейся мирной жизни, охватило народы нашей страны, оно сменило ностальгию по довоенному времени, окрашенному в годы испытаний в радужные тона. Таким же светлым представлялось будущее и тем людям, которые включались в новую жизнь, приступали к строительству "нового дома", в котором отныне им предстояло жить.

              В послевоенные годы в центре внимания композиторов и поэтов оказываются темы, раскрывающие мысли, чувства и на­строения людей, вернувшихся к мирному труду. В те же годы широко развернулось международное движение за мир и в авангарде борьбы против новой военной угрозы встали песни, родившиеся у нас в стране.

         Свое развитие песня продолжает, обогатившись опытом во­енных лет. По-новому зазвучали мирные темы, освоенные в 30-е годы. Облик песенного героя становится более теплым и сер­дечным, как это было в лирике Великой Отечественной войны. Все более заметную роль играет процесс сближения массовой и эстрадной песни, ростки которого наметились в те же военные годы. Новый период открывает мощная волна песен, связанных с окончанием войны

После войны в песенное творчество вернулись темы, характерные для 30-х годов – тематики созидательного мирного труда, защиты от военной угрозы, воспоминания о сложностях войны нашли свое отражение в песне.

Можно выделить такие основные темы послевоенного песенного творчества:

·         Возвращение с войны;

·         борьба за мир;

·         гимны и марши;

·         новые реалии;

·         лирические песни.

 


 

ГЛАВА II

Произведения о возвращении фронтовиков

       Зачастую в песнях, посвящённых этой тематике, звучат не только героико-патриотические, но и лирические мотивы: «Вернулся я на Родину», «Ехал я из Берлина», «Ходили мы походами». Стали популярны песни о женщинах, которые ждали и дождались своих любимых с войны: «Ласковая песня», «Где ж ты, мой сад», «Днём и ночью», «Здравствуй, здравствуй». В некоторых песенных произведениях послевоенного времени отчётливо заметно влияние джазовой музыки.

        В песнях этих лет переданы также и скорбь по погибшим, воспоминания о друзьях-фронтовиках, грусть от осознания разрушений на Родине. В музыке часто использовались маршево-танцевальные ритмы. Наиболее популярными стали такие сочинения, как «Враги сожгли родную хату», «Летят перелётные птицы», «Грустные ивы», «Солнце скрылось за горою», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Дороги». Песни-воспоминания очень разные, но все они передают осознание начала нового этапа в жизни страны и память о пережитом.


 

 

ГЛАВА III

Молодёжные песни о борьбе за мир

          В послевоенные годы молодёжь всего мира объединилась в борьбе за мир. Идеи нового общественно-политического движения нашли живой отклик в советских людях. «Гимн демократической молодежи мира» (композитор А. Новиков, слова Л. Ошанина), прозвучавший на фестивале сторонников мира, мгновенно был подхвачен и зазвучал на многих языках. Он стал международной песней, призывающей к миру и объединению против «чёрных сил, роющих миру. «После «Гимна демократической молодёжи мира» появились и другие торжественные песни о борьбе за мир: «Гимн международного союза студентов», «Дай руку, товарищ далёкий», «Мы за мир», «В защиту мира», «Песня мира». Также эта тематика нашла своё отображение и в лирических произведениях. Ярким примером такого сочинения является известная песня «Летите, голуби» (музыка Дунаевского, слова М. Матусовского).

 


 

Глава IV. Гимнические произведения

             Количество гимнических песен в пе­сенном творчестве послевоенных лет весьма велик. Яркие об­разцы этого жанра представляют песни борьбы за мир. Однако ведущей в области гимнов остается тра­диция песен-славлений, посвященных широкоохватным обще­ственным темам. К ним принадлежат песни о коммунисти­ческой партии, такие, как «Партия — наш рулевой» (Мурадели — Михалков), «Мы — коммунисты» (Туликов — П. Градов).   Эти песни - гимны прославляли советский народ как строителя обновлённой мирной жизни, партию как рулевого и Ленина как вдохновителя. Наиболее известные гимнические произведения этих лет – «Россия», «Родина моя», «Родина слышит», «Ленин всегда с тобой», «Песня о Ленине».


 

 

Глава VI.  Реалии современности в песенном творчестве

  Молодёжь, студенческие объединения стали движущей силой развития страны после войны. Это дало толчок развитию студенческой песни – призывной и лирической: «Студенческая», «Студенческая-попутная», «Студенческая застольная», «Песня московских студентов», «Едут новоселы», «Едем мы, друзья». Если первые произведения такого рода воспевали Москву («Здравствуй, столица», «Здравствуй, Москва», «Ленинские горы»), то позже появились сочинения о других городах: «Киевский вальс», «Севастопольский вальс», «Вечерняя песня». Воспевается в них и природа родного края: «Подмосковные вечера», «Россия – Родина моя».

 


 

 Глава VII. Лирические мотивы в песенном творчестве послевоенных лет

          Тема любви всегда актуальна. В послевоенный период любовные песни слагались под влиянием песен о возвращении, поэтому они часто несли печать светлой грусти, упоения в момент долгожданной встречи: «На лодке», «Что так сердце растревожено», «Услышь меня, хорошая». Развивается лирика, условно названная сельской: «Лучше нету того цвету», «Уральская рябинушка», «Сирень-черёмуха», «Ой, цветет калина», «Пшеница золотая», «Если б гармошка умела», «Ходит по полю девчонка», «Провожают гармониста», «Одинокая гармонь». Многие из них сегодня считаются народными, хотя у каждой из этих песен есть авторы стихов и музыки. Легкие танцевальные ритмы слышны в лирических песнях, предназначенных для эстрады: «Песенка про пять минут», «На катке», «Я сказал тебе не все слова», «Три года ты мне снилась»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Заключение:

 

            Чрезвычайно интенсивным был процесс рождения советской песенной культуры. Много лет спустя об этом точно и ёмко сказала в одном из своих выступлений композитор

 А. Пахмутова: «Жизнь стремительно диктовала новые идеи, новые образы, а ждать было некогда — приходилось брать на во­оружение и перевооружать все элементы музыкального быта, все слои крестьянского, городского и солдатского фольклора, все разновидности романса, эстрадных куплетов, частушек. Не по­боюсь сказать, что простая песня обнаружила такую сложность и разнообразие интонационных истоков, что в этом отношении ей трудно найти аналог в истории искусств».

Массовое песенное движение первых лет советской власти входило в новое русло по мере присоединения к нему профессиональных композиторов. Впервые песенный жанр, предназна­ченный для широкого бытования во всех слоях общества, стано­вится полноправной областью композиторской деятельности.

        Для песни не существует границ. Жизнью доказано, что право подтвердить эту истину выпадает песням, рожденным в опоре на самобытную культуру их родины. Из-под пера совет­ских композиторов вышло немало сочинений, ставших достоя­нием общечеловеческой песенной культуры. Вот лишь некото­рые из мелодий, которые известны всему миру. «Песня о встречном» Шостаковича — в годы второй мировой войны ее напев лег в основу «Гимна объединенных наций». Широко известна за рубежом песня «Полюшко-поле» Л. Книппера, которую выдающийся американский дирижер Л. Стоковский назвал «лучшей песней столетия». Гимном итальянских партизан в го­ды войны стала знаменитая «Катюша» М. Блантера. Не счесть языков, на которых звучал «Гимн демократической молодежи мира»  А. Новикова. Во Франции поют песню «Время ландышей» на мелодию «Подмосковных вечеров» В. Соловьева-Седого.

Легкая для восприятия, демократичная и общительная — песня обладает собственными специфическими законами. Для ее сочинения необходим яркий мелодический дар, способность чутко вслушиваться в песенный быт, знание традиций жанра и его современных веяний. Классик советского музыкознания Б. Асафьев призывал к пониманию песни как «...области напря­женнейшей работы мысли и пламенного чувства, где преломля­ются и „перемалываются” традиции сквозь множество диктуе­мых жизнью музыкальных навыков».

Советская песня предстает как богатый мир образов и тем, чутко восприимчивый к запросам времени. Она известна в облике массовой, бытовой, эстрадной, во множестве жанровых разновидностей, активно взаимодействующих друг с другом. Проследим этапы ее развития, а с ними — наиболее известные образцы песенного жанра.


 

 

Вывод:

Есть такая старая поговорка: «Песня сама себя окажет». Точнее не выразить. По-разному складываются песенные судь­бы. Принято говорить, что их вершит само Время. Вре­мя — это жизнь и люди. Песни живут среди людей. Приходят к нам из нашей жизни. Из наших надежд, тревог, мечтаний.

Это мы передаем их новым поколениям, а они рассказывают о нас. Какими были, какими хотим быть, какие есть. Меняются вре­мена, сменяют друг друга песни. Лучшие из них обретают дол­гую и счастливую судьбу.

 

 

 

 

 


 

Список используемой литературы и интернет-ресурсы

1. Военно-энциклопедический словарь / Воениздат, 1983 год

2. Данилевич Л. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны, 1948 год

3. Завадская Н. Любимые песни военных лет, 1987 год

4. http://www.rg.ru/2013/10/12/alexandrovtsy-site.html

5. http://ria.ru/spravka/20131012/969098067.html

6. http://www.otvoyna.ru/pesni.htm

7. http://maxpark.com/community/2962/content/1838653

8. http://www.taday.ru/text/1113546.html


 

Приложение 1

«Гимн демократической молодежи мира»

А. Новиков - Л. Ошанин

Дети разных народов,

Мы мечтою о мире живем.

В эти грозные годы

Мы за счастье бороться идем.

В разных землях и странах,

На морях-океанах

Каждый кто молод,

Дайте нам руки,

В наши ряды, друзья!

 

Припев:

Песню дружбы запевает молодежь,

Молодежь, молодежь.

Эту песню не задушишь, не убьешь!

Не убьешь! Не убьешь!

Нам, молодым,

Вторит песней той

Весь шар земной!

Эту песню не задушишь, не убьешь!

Не убьешь! Не убьешь!

 

Помним грохот металла

И друзей боевых имена.

Кровью праведной, алой

Наша дружба навек скреплена.

Всех, кто честен душою,

Мы зовем за собою.

Счастье народов,

Светлое завтра

В наших руках, друзья!

 

   Молодыми сердцами

Повторяем мы клятвы слова.

Поднимаем мы знамя

За священные наши права

Снова черные силы

Роют миру могилы, -

Каждый, кто честен,

Встань с нами вместе

Против огня войны!

 http://onesong.ru/1/A-Novikov---L-Oshanin/tekst-pesni-Gimn-demokraticheskoy-molodeji-mira


 

Приложение 2

«Где же вы теперь друзья – однополчане»

Слова: А. Фатьянов, музыка: В. Соловьев-Седой, 1947 г.
Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои.
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?
Я хожу в хороший час заката
У сосновых новеньких ворот;
Может, к нам сюда знакомого солдата
Ветерок попутный занесёт.
Может, к нам сюда знакомого солдата
Ветерок попутный занесёт.

Мы бы с ним припомнили, как жили,
Как теряли трудным вёрстам счёт.
За победу мы б по полной осушили,
За друзей добавили б ещё.
Если ты случайно неженатый,
Ты, дружок, нисколько не тужи,
Здесь у нас в районе, песнями богатом,
Девушки уж больно хороши.
Здесь у нас в районе, песнями богатом,
Девушки уж больно хороши.

Мы тебе колхозом дом построим,
Чтобы было видно по всему:
Здесь живёт семья советского героя,
Грудью защитившего страну.
Майскими, короткими ночами,
Отгремев, закончились бои.
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?


 

Приложение 3

«И вновь продолжается бой»

Николай Добронравов и Александра Пахмутова   

Неба утреннего стяг,
В жизни важен первый шаг.
Слышишь, реют над страною
Ветры яростных атак.

И сердцу тревожно в груди,
И Ленин такой молодой,
И юный Октябрь впереди.
И Ленин такой молодой,
И юный Октябрь впереди.

Весть летит во все концы,
Вы поверьте нам, отцы,
Будут новые победы,
Встанут новые бойцы.

И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди,
И Ленин такой молодой,
И юный Октябрь впереди.
И Ленин такой молодой,
И юный Октябрь впереди.

С неба милостей не жди,
Жизнь для правды не щади.
Нам, ребята, в этой жизни
Только с правдой по пути.

И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди,
И Ленин такой молодой,
И юный Октябрь впереди.
И Ленин такой молодой,
И юный Октябрь впереди.

В мире зной и снегопад,
Мир и беден и богат.
С нами юность всей планеты,
Наш всемирный стройотряд.



 

Приложение 4

А.Сафронов

 

Расцвела сирень-черемуха в саду
На мое несчастье, на мою беду.
Я в саду хожу, хожу
Да на цветы гляжу, гляжу,
Но никак в цветах, в цветах
Я милой не найду,
Я милой не найду,
Ой, не найду.

Чтобы мне ее скорее отыскать,
Видно, все цветы придется оборвать.
Ой, не прячь, сирень, сирень,
Да милой, милой в ясный день,
Не мешай мою любовь,
Любовь ты целовать,
Любовь ты целовать,
Ой, целовать.

Только я к цветку притронулся рукой,
Слышу голос я любимый, дорогой:
— Ты сирень оставь, оставь,
Да пусть она цветет в цвету,
Лучше мы в саду, в саду
Да скроемся с тобой,
Да скроемся с тобой,
Вдвоем с тобой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Исследовательская работа "Песни советского времени"

Исследовательская работа "Песни советского времени"

Введение Актуальность темы:

Введение Актуальность темы:

ГЛАВА I Песни послевоенного времени

ГЛАВА I Песни послевоенного времени

После войны в песенное творчество вернулись темы, характерные для 30-х годов – тематики созидательного мирного труда, защиты от военной угрозы, воспоминания о сложностях войны нашли…

После войны в песенное творчество вернулись темы, характерные для 30-х годов – тематики созидательного мирного труда, защиты от военной угрозы, воспоминания о сложностях войны нашли…

ГЛАВА II Произведения о возвращении фронтовиков

ГЛАВА II Произведения о возвращении фронтовиков

ГЛАВА III Молодёжные песни о борьбе за мир

ГЛАВА III Молодёжные песни о борьбе за мир

Глава IV . Гимнические произведения

Глава IV . Гимнические произведения

Глава VI . Реалии современности в песенном творчестве

Глава VI . Реалии современности в песенном творчестве

Глава VII . Лирические мотивы в песенном творчестве послевоенных лет

Глава VII . Лирические мотивы в песенном творчестве послевоенных лет

Заключение:

Заключение:

Проследим этапы ее развития, а с ними — наиболее известные образцы песенного жанра

Проследим этапы ее развития, а с ними — наиболее известные образцы песенного жанра

Вывод: Есть такая старая поговорка: «Песня сама себя окажет»

Вывод: Есть такая старая поговорка: «Песня сама себя окажет»

Список используемой литературы и интернет-ресурсы 1

Список используемой литературы и интернет-ресурсы 1

Приложение 1 «Гимн демократической молодежи мира»

Приложение 1 «Гимн демократической молодежи мира»

Кровью праведной, алой Наша дружба навек скреплена

Кровью праведной, алой Наша дружба навек скреплена

Приложение 2 «Где же вы теперь друзья – однополчане»

Приложение 2 «Где же вы теперь друзья – однополчане»

Приложение 3 «И вновь продолжается бой»

Приложение 3 «И вновь продолжается бой»

Приложение 4 А.Сафронов Расцвела сирень-черемуха в саду

Приложение 4 А.Сафронов Расцвела сирень-черемуха в саду

Исследовательская работа "Песни советского времени"

Исследовательская работа "Песни советского времени"

Исследовательская работа "Песни советского времени"

Исследовательская работа "Песни советского времени"

Исследовательская работа "Песни советского времени"

Исследовательская работа "Песни советского времени"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2022