Исследовательская работа "Пословицы и поговорки в современном мире"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Пословицы и поговорки в современном мире"

Оценка 4.8
Документация
docx
русская литература
7 кл—11 кл
01.04.2022
Исследовательская работа "Пословицы и поговорки в современном мире"
материал для НПК младших школьников
НПК исследовательская работа.docx

X районная научно-практическая конференция младших школьников

«Первые шаги в науку»

 

 

 

 

 

 

 

СЕКЦИЯ: гуманитарных наук

НОМИНАЦИЯ: исследовательская работа

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: « Пословицы и поговорки в современном мире».

Ф.И.О. АВТОРА: --

КЛАСС: --

ШКОЛА: ---

Ф.И.О. НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ----

 

 

cover1__w820.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-----

2022 год

Оглавление

 

Введение                                                                                                      3-4

ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ                                                      5-7

1.1 Пословицы и поговорки… откуда они взялись???                            5

1.2 Пословицы и поговорки…Сходство и основные различия               6-7

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ                                                              8-9

2.1 Пословицы в современном мире                                                        8

2.2 Изучаем пословицы и поговорки                                                       9

2.3 Что мы теперь скажем?                                                                      9

Заключение                                                                                                10

Литература                                                                                                  11

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                         12

 


 


Введение

 

1 Выбор темы исследования

 

С самого раннего детства мы слышим коротенькие, складные выражения, похожие на стишки, например: «А где щи, тут и нас ищи», «Дружба дружбой, а служба службой», «Дитя не плачет – мать не разумеет». Очень часто, не понимая до конца их значения, повторяем за взрослыми. Придя в школу, на уроках чтения мы узнаем, что это пословицы и поговорки.

А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?

Чтобы ответить на все эти вопросы, я провела исследовательскую работу на тему: «Пословицы и поговорки в современном мире»

 

2 Цель исследования

 

Пополнить активный словарный запас учащихся 4 «А» класса пословицами, уточнить смысл и значение каждой из них, научиться применять их в речи.

 

3 Задачи исследования

 

- изучить теоретический материал о пословицах и поговорках;

- составить портрет пословицы, сопоставив её с поговоркой;

- научиться самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией;

- провести диагностику уровня знаний пословиц у детей 9-10 лет на базе 4 «А» класса;

- сделать выводы по теме исследования.

 

4 Объект исследования, предмет исследования и база исследования

 

Объект исследования – пословицы и поговорки.

Предмет исследования – пословицы и поговорки в речи современного человека.

База исследования – учащиеся моего класса.

 

5 Гипотеза исследования

 

Могу предположить, что пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека, их употребление делает нашу речь грамотной, насыщенной, выразительной.

 

6 Методы исследования

 

- сбор и обработка научной информации;

- опрос среди учащихся класса на предмет употребления пословиц;

- анализ полученных результатов.

 

7 Актуальность исследования

 

Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение смысла пословиц и поговорок развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.


 

ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

1.1 Пословицы и поговорки… откуда они взялись???

 

Пословицы и поговорки – особое явление в устном народном творчестве. Они определяют явления человеческой жизни, часто иносказательно. Краткие и немногословные, они наполнены удивительно богатым содержанием и очень точны по смыслу. Употребление пословиц и поговорок делает речь образнее, красивее, к тому же иногда одна пословица может заменить собою целое длинное выступление.

Важнейшим признаком пословицы считается мораль, поучение, которого поговорка лишена («Век живи – век – учись», «Любишь кататься – люби и саночки возить», «Худой мир лучше доброй ссоры»). Поговорки часто бывают ярче, выразительнее («Легок напомине», «Два сапога – пара», «Мал золотник, да дорог», «Держи карман шире»). И все же между пословицей и поговоркой нет четкой границы, в устной речи пословица может превращаться в поговорку, а поговорка в пословицу.

Большинство поговорок и пословиц родилось в устной речи, в разговорах. Но некоторые пришли из народных сказок и преданий («Битый небитого везет», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»), некоторые – из церковных книг – прежде всего из Библии («Богу богово, а кесарю кесарево», «Не мечите бисер перед свиньями»)

Большое количество пословиц и поговорок подарили нам писатели - авторы литературных произведений: некоторые особенно удачные выражения стали передаваться из уст в уста, так что мы даже не всегда помним, кто дал им жизнь («Жизнь – это краткий сон», «И скучно, и грустно, и некому руку подать», «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!») Такие пословицы и поговорки – у которых есть авторы – называют «крылатыми выражениями».

Пословицы и поговорки передавались от человека к человеку, из поколения в поколение. Некоторые из них забывались, на смену им приходили новые, другие благополучно пережили столетия и дошли до наших дней. В этих небольших изречениях заключена вековая народная мудрость.

 

1.2 Пословицы и поговорки…Сходство и основные различия

 

Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках. Однако нередко эти понятия путают между собой. Чем же они отличаются? Чтобы выяснить это, я решила сопоставить пословицы и поговорки между собой.

Пословица относится к малым формам фольклора, несущим в себе законченную мысль, народную мудрость, облачённую в краткую, но очень ёмкую фразу. Однако это не совсем так, потому что пословица – это не просто умная мысль одного человека, а собранный воедино и облачённый в лаконичный вывод опыт нескольких поколений.

Поговорка также являет собой пример малой формы народного творчества и отражает отдельные явления жизни. Это словосочетание несёт скорее эмоциональную нагрузку, нежели какой-либо глубокий житейский опыт.

Основное отличие пословиц от поговорок в том, что поговорка никогда не старается передать мысль, которая выражала бы непреложную истину.

Уже из этого можно понять, что пословицы и поговорки – абсолютно разные по смыслу и форме изречения, и всё же что-то их объединяет.

Стиль изложения – немаловажное отличие пословиц от поговорок. Чаще всего пословица наделена ритмом и рифмой. Смысл, заключённый в этом изречении, объединяет в себе жизненный опыт, представления о мире и о своём месте в мире, прописные истины и правила, которые не подвергаются сомнению. Зачастую ничто так не способно выразить суть происходящего, как пословица: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт».

Чаще всего пословица состоит из двух частей, таким образом выстраивая логически завершённую мысль. И это ещё одно очевидное отличие пословицы от поговорки. Примеры пословиц: «Каков поп, таков и приход», «Что посеешь, то и пожнёшь». А вот так выглядят поговорки: «Стерпится – слюбится», «Сыр-бор», «Проще пареной репы».

Часто бывает довольно сложно найти отличие пословицы от поговорки. Примеры налицо: «Хрен редьки не слаще». Выражение короткое, используется всегда очень эмоционально, может употребляться внутри предложения. И всё же содержит в себе главное отличие пословиц от поговорок – законченную и вполне самостоятельную мысль.

Поговорки обычно бывают слишком короткими, чтобы в них могла присутствовать рифма, но ритм в них всё же иногда присутствует. Особенно заметным это бывает тогда, когда поговоркой становится часть стихотворного текста или даже пословицы. Главная задача поговорки – усиление эмоционального эффекта от сказанного. Поговорки находят своё место внутри целого предложения и почти никогда не бывают самостоятельными.

Изучив материал о пословицах и поговорках, я пришла к следующим выводам:

1.                 Пословица и поговорка – малые формы фольклора, выраженные простым народным языком.

2.                 Пословица может быть использована как самостоятельная форма выражения основной мысли, поговорка служит лишь украшением или ёмким дополнением речи.

3.                 Смысл пословицы всегда остаётся неизменным и выражает неоспоримый факт. Смысл поговорки может меняться в зависимости от контекста.

4.                 Пословицы обладают чётким ритмом, а чаще всего и рифмой. Поговорки слишком малы, чтобы быть рифмованными.

5.                 Пословицы всегда относятся к формам народного творчества, авторская пословица называется афоризмом. Поговорки могут быть как народными, так и вышедшими из авторского произведения.

 

 

 


 

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

 

2.1 Пословицы в современном мире

 

Для того, чтобы выяснить употребляют ли в своей речи и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки я провела опрос среди своих одноклассников.

Было предложено три вопроса:

1. Знаете ли вы пословицы? Если ДА приведите пример.

2. Знаете ли вы поговорки? Если ДА приведите пример.

Из 23 человек правильно ответили только 20%. Остальные ребята либо вообще не дали ответа (39%), либо дали неверные ответы (41%).

Приложение . Диаграмма 1

 

На третий вопрос «От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки?» ребята ответили следующим образом:

Больше всего пословиц и поговорок употребляют в речи бабушки и дедушки (65%).

Мамы и папы – лишь иногда (25%).

Братья и сёстры употребляют иногда (10%).

Приложение. Диаграмма 2

 

Вместе с классным руководителем, Свиридовой Ольгой Анатольевной, я составила рейтинг любимых мудрых изречений по темам. Вот что у нас получилось.

Чаще всего взрослые, воспитывая детей, используют пословицы о труде – «Делу время – потехе час», «Сделал дело – гуляй смело», «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт».

Встречаются и такие наставления: «Кашу маслом не испортишь», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

От учителей мои одноклассники чаще всего слышат: «Поспешишь – людей насмешишь», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Встречают по одёжке, а провожают по уму». «Главное - старание!» - вот к чему призывают нас учителя. А ещё мы должны помнить: «Ученье – свет, а неученье - тьма»

Ребята в своей речи иногда используют поговорки: «Лежачего не бьют», «Надулся как индюк», «Чему быть, того не миновать».

Изучив результаты опроса я пришла к выводу, что наши бабушки и дедушки знают пословицы и поговорки, умеют их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли. А вот учащиеся моего класса не используют  или используют бездумно накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи, повторяя поступки и слова ближайшего своего окружения. А раз из повседневной речи родителей исчезли пословицы и поговорки, дети не имеют возможности закрепить тот материал, с которым «познакомились на уроке»

2.2 Изучаем пословицы и поговорки

 

Для того, чтобы повысить интерес к пословицам и поговоркам, в классе было организовано мероприятие, по изучению смысла различных пословиц и поговорок. Ольга Анатольевна, помогала искать информацию по непонятным пословицам, рассматривала ситуации, где пословицы и поговорки лучше всего применять. Конечно же, и родители не остались в стороне. Они помогали подбирать пословицы и поговорки, разъясняли смысл, чаще использовали пословицы и поговорки в своем общении.

«Беда вымучит, беда и выучит» - если справишься с бедой, станешь сильнее и умнее, будешь знать, как защитить себя от новых бед.

«Аппетит приходит во время еды» - получив желаемое или добившись чего – либо, человек стремится получить еще больше.

«Без муки нет и науки» - ничего не дается даром. Чтобы добиться чего – либо значительного, нужно много трудиться, не жалея сил.

«Без дела жить – только небо коптить» - каждый должен найти свое призвание, свое дело в жизни.

«Где мед, там и мухи» - если есть что – либо привлекательное, соблазнительное, заманчивое, всегда найдутся люди, готовые воспользоваться этим.

«Дареному коню в зубы не смотрят» - подарок не обсуждают, а принимают с благодарностью, даже если подарено то, что не нравится или уже есть.

«Дитя не плачет – мать не разумеет» -глупо рассчитывать на помощь, если о ней не просишь. Тому, кто не просит о помощи, вряд ли будут помогать.

«Для милого дружка и сережка из ушка» - для любимого, дорогого человека ничего на жалко – отдаешь самое лучшее. Говорится, когда из любви или симпатии человек щедр по отношению к другому, готом все для него сделать.

«Молод – просмеётся, зелен – дойдет» -говорится о том, что легкомысленность и неопытность молодых людей с годам сменится мудростью.

 

2.3 Что мы теперь скажем?

 

В конце своей работы я попросила учащихся своего класса заполнить анкету:

1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках? ( ДА, НЕТ)

2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире? (ДА, НЕТ)

 Приложение. Диаграмма 3

 

Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство одноклассников считает, что пословицы и поговорки нужны в современном мире. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы – это живость языка, ум, начитанность говорящего.


 

Заключение

 

Исследовательская работа многому меня научила. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки. Они учат нас многому - каким нужно быть в труде, дружбе, учёбе, как относиться к своим близким, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей, объединяют поколения, помогая им лучше понимать друг друга.

По тому, какие человек использует в своей речи пословицы и поговорки, мы можем судить о его воспитанности и культуре.

Результаты проведённой мной работы подтвердили выдвинутую гипотезу: пословицы и поговорки – это часть современного человека. Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться, а научившись – использовать.

И пусть некоторые утратили свой первоначальный смысл, пусть слова приобрели новые значения, но именно пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей.


 

Литература

 

1. Даль В.И., Пословицы русского народа. М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003

2. Ефимова И.В., Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений. М.: Эксмо, 2013

3. Кожевников А.Ю. Пословицы народов мира. – ОЛМА Медиа Групп, 2014 г

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю. Шведовой.

 

Сайты Интернета:

http://vseposlovici.ru

https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/224365/v-ch-m-otlichie-poslovits-ot-pogovorok

https://moleskines-shop.ru/o-lyudyah/poslovicy-pro-zhizn-so-smyslom.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Диаграмма 1

 

 

 

Диаграмма 2

 

 

Диаграмма 3

 


 

Скачано с www.znanio.ru

X районная научно-практическая конференция младших школьников «Первые шаги в науку»

X районная научно-практическая конференция младших школьников «Первые шаги в науку»

Оглавление Введение 3-4

Оглавление Введение 3-4

Введение 1 Выбор темы исследования

Введение 1 Выбор темы исследования

Методы исследования - сбор и обработка научной информации; - опрос среди учащихся класса на предмет употребления пословиц; - анализ полученных результатов

Методы исследования - сбор и обработка научной информации; - опрос среди учащихся класса на предмет употребления пословиц; - анализ полученных результатов

ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ 1

ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ 1

Однако это не совсем так, потому что пословица – это не просто умная мысль одного человека, а собранный воедино и облачённый в лаконичный вывод опыт…

Однако это не совсем так, потому что пословица – это не просто умная мысль одного человека, а собранный воедино и облачённый в лаконичный вывод опыт…

Пословицы всегда относятся к формам народного творчества, авторская пословица называется афоризмом

Пословицы всегда относятся к формам народного творчества, авторская пословица называется афоризмом

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ 2

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ 2

Изучаем пословицы и поговорки

Изучаем пословицы и поговорки

Заключение Исследовательская работа многому меня научила

Заключение Исследовательская работа многому меня научила

Литература 1. Даль В.И., Пословицы русского народа

Литература 1. Даль В.И., Пословицы русского народа

Приложение Диаграмма 1

Приложение Диаграмма 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2022