Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
МОАУ «СОШ № 72 с углубленным изучением математики»
г.Оренбург
Исследовательская работа
Роль художественных средств выразительности в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Всё счастье, вся красота и добро
на земле зависят от нашего
любовного
внимания к каждому.
М. М. Пришвин.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Основная часть.
1.Теоретический материал.
2. Метафорический смысл сказки-были.
3. Роль образов - названий в произведении.
4. Звуковые образы .
5. Герои — представители мира природы.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Каждое утро, проснувшись, я подхожу к окну и гляжу сквозь него. Я вижу пирамидальные тополя, голубей, слетающихся на вынесенные соседкой крошки, воробьев, отчаянно отвоевывающих свой корм, людей, спешащих по своим делам, белые клубящиеся облака. Смотря на эту привычную картину, на эти привычные вещи, я постепенно понимаю, что мой дом не ограничен стенами, что все, что я вижу, и даже то, что могу представить, – тоже является моим домом.
Я думаю, что природа – неотъемлемая часть
нашей жизни. Природа влияет на нашу жизнь и настроение. Она вдохновляет, радует
и иногда подает нам знаки. Поэтому, чтобы природа была нашим другом, нужно ее
любить и беречь. Ведь людей много, а природа – одна на всех!
Творческие люди черпают вдохновение, глядя
на простые, и в то же время, идеальные картины природы. Писатели и поэты
практически всегда обращаются к проблеме человека и природы, поскольку
чувствуют связь с ней. Природа является неизменной частью почти каждого
прозаического творения.Одна из особенностей
изображения природы в повествовании М.Пришвина – её одухотворение.
Актуальность: известно, что М.М. Пришвин, будучи биологом, географом, метеорологом , в каждом своем произведении открывает нам мир природы с новой, неизвестной нам стороны.И мы,шестиклассники, читая повесть «Кладовую солнца», хотим открыть для себя богатство и красоту мира природы. Мы предполагаем, что одухотворенность мира природы в творчестве писателя раскрывается с помощью таких средств выразительности, как сравнение, олицетворение и метафора.
Гипотеза: Если мы изучим язык произведений М. М. Пришвина, то сможем понять, что секрет необычности, красоты, выразительности языка писателя заключается в том, что «слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд над лесным краем», как считал К. Г.Паустовский.
Цель: исследовать стиль М. М. Пришвина, выделить различные средства выразительности, которые помогают автору показать красоту и необычность явлений природы.
Задачи: провести исследование языка сказки-были «Кладовая солнца»;изучить особенности использования различных средств выразительности.
Объект исследования : сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Предмет исследования: художественные средства выразительности.
Методы,использованные в ходе исследования:изучение теоретической литературы, касающейся особенностей языка произведений М. М. Пришвина и особенностей средств выразительности;наблюдение над языком сказки-были «Кладовая солнца»;анализ лексики произведения.
Основная часть.
1. Теоретический материал.
Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. Рассмотрим такие тропы, как сравнение, олицетворение, метафора.. При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.
Рассмотрим названные виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.
СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.
МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства. Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение.Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
2. Метафорический смысл сказки-были.
"Кладовая солнца" - это произведение, жанр которого сам М.Пришвин определил как сказка-быль. Почему же так назвал Пришвин своё произведение? Кладовая – это место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности. Солнце является источником, средоточием чего-либо ценного, высокого, жизненно необходимого. Одной из таких удивительных кладовых солнца становится болото, с которым у людей не всегда устанавливались правильные отношения. Хранящиеся здесь несметные богатства достаются в наследство человеку.
3.Роль образов - названий в произведении.
Так что же это за ценности, которые скрывает Блудово болото? В тексте читаем:«… болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Вот интересное описание Блудова болота: «И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях — оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами». Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. «Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга… деревья так стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа». Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Природа - действующее лицо в произведениях Пришвина.Автор использует в этом эпизоде прием олицетворения.
Легко угадывается сопоставление Насти и Митраши с елью и сосной. Герои произведения – сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Настя и Митраша, как эти деревья, ссорятся и мирятся. Деревья ветвями ранят друг друга, а дети – словами. Так всегда в жизни: обижаем чаще всего самого близкого человека.Сосна и ель будто предупреждают Настю и Митрашу о том, что может произойти, если дети разойдутся..Но, поглощенные своими целями, брат и сестра не услышали этого и пошли каждый своим путем. И случилась беда.
Еще одно метафорическое название в произведении- это Спепая елань –часть Блудова болота, самая опасная и гибельная, потому что незаметна, скрыта. Видит только зрячий, кому дано больше, чем зрение физическое, кто наделён зрением духовным. Слепую елань можно считать символом духовной слепоты, и затягивает она в свою трясину слепых и самонадеянных.
А ещё у Пришвина есть Звонкая Борина и Высокая грива. С чем их можно соотнести? «Звонкий» и «высокий» напоминают нам о чём-то юном, сильном, радостном и связываются с молодостью, когда всё исполнено радости, надежд и открытий. Звонкая борина у Пришвина — словно тоже живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким, на суходоле отзывалась всему»
А Сухая речка? Что это значит? Вроде речка есть, а воды нет. Вспомните выражение «река жизни». Когда эта река полноводна, бурлива? Когда человек полон сил, энергии. Но чем старше он становится, тем меньше сил, убывает вода, мелеет река жизни: приходит старость. Сухая речка соотносится со старостью.
Особое место в повествовании – у палестинки.Палестина считается святой землёй, куда люди много столетий подряд совершают паломничество, потому что там прошёл свой земной путь Иисус Христос. Синонимами слова «Палестина» являются выражения «земля Господня», «Святая земля», «Земля обетова'нная». И в русском лесу есть палестинка, словно частичка святой земли, и прикосновение к ней целебно и спасительно.
Таким образом, все названия будто важные этапы человеческой жизни с её взлётами и падениями, исканиями и заблуждениями, расцветом и увяданием.
4. Звуковые образы.
Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих их животных.Именно деревья скрипом своим разбудили у Травки тоску по человеку и заставили её пойти в лес, что в конечном счете и спасло Митрашу.
Пришвин стремится увидеть в природе что-то родственное человеку, он воспринимал человека как часть природы. Поэтому с помощью поэтической догадки можно узнать мысли животных и птиц. Причем им, как и образам людей, присуща четкая индивидуализация.Может быть, именно поэтому почти всем птицам М.М.Пришвин дает имя собственное: Тетерев, Дикий Селезень, Выпь, дикая утка Кряква, птичка Снегирь, кулик Кроншнен, Белая Куропатка, Косач-токовик.
Писатель замечает, что слова, как мы, птицы сказать не могут, и поэтому им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать. Для передачи их речи художник вводит ассонансы и аллитерации. В пришвинском лесу бормочут, чуфыкают, шваркают, крякают,тетекают.Вороны,сороки говорят своим языком, перекликаются на своем языке чибисы, кулики. Когда солнце нижним золотым краем коснулось земли, запел свою красивую песенку маленький певчий дрозд-белобровик, несмело затоковал на деревьях Косач-токовик, приветливо закричали журавли, но не как утром, а как-то иначе, будто звали ко сну, говоря:«Мы вас всех скоро разбудим, разбудим, разбудим».
5.Герои — представители мира природы.
Это «думающая» и «говорящая» природа: ель, сосна, волк, лось, тетерев, собака Травка. Все они сыграли важную роль и в повествовании, и в судьбе Насти и Митраши.
Вот история о нелегкой жизни грозы леса — волка по прозванию Серый, вот — хитрая лисица, вот — трусливый русак, вот — старушки- елки, не пропускающие Митрашу сквозь свои ветви-руки, вот опять птицы, своим пением подбадривающие и подсказывающие мальчику дорогу. А вот еще ягоды — тоненькая, стройная кровяно-красная брусника, черника, красно-рубиновая костяника, которые умело собирает Настя. А вот добрый лось, который привык к людям: у людей «все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно». «
Прежняя золотая курочка попала под власть чувства жадности. Лось её за человека не считает. Сам лось довольствуется осиновой корочкой и лепестками болотного трилистника.И только увидев змею,Настя вспомнила о Митраше.На этой палестинке оживает «...большой черный пень,который собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и все кругом охлаждается. Но пень, чёрный и большой, еще сохраняет тепло. На него выползли из болот и припали к теплу шесть маленьких ящериц; четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие черные мухи прилетели ночевать. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону». Вот сколько жизней согрел один старый пень! И это тоже кладовая солнечного тепла, дающая приют живому населению леса.
«Представитель» природы – собака – здесь выступает в качестве зеркала человека, отражающего самые добрые, лучшие, по мнению Пришвина, качества последнего. «…До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака…услыхав его, выла от тоски по человеку…»;«…этот плач не могла выносить Травка…деревья животному напоминали о его собственном горе»;«…собака сразу поняла человека»;«Перед Травкой встала трудная задача»;«Травка…сразу поняла…» и спасла Митрашу.
Есть здесь и противоположный Травке персонаж – волк Серый Помещик. Он так же наделен человеческими чертами, так же Пришвин дает и ему оценку:
«…волк выл от неизбежной злобы» (к человеку);«Серый… порезал коров и овец…до того обнаглел…»;«И волк, услыхав эту ненавистную ему собачью «молитву» о человеке, пошел туда на махах…»;«Серый сразу понял…»;
«Какой это жалобный вой! Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, - это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того,кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить». Но «своей чистой душой» животное понимает главное — есть люди добрые, любящие природу, а есть злые, чуждые природе. И открытая Антипычем правда вековой суровой борьбы за любовь свойственна также всей природе.
Вся эта «думающая» и «говорящая» природа: ель, сосна, волк, лось, тетерев,
собака Травка сыграли важную роль и в повествовании, и в судьбе главных героев
- Насти и Митраши. У камня болотная тропа расходилась вилкой: одна, плотная
тропа, шла направо, другая, слабенькая, — прямо. Митраша выбрал трудный путь —
решил идти по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Ребята поссорились, и
вдруг рванул ветер, сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали,
как будто сама природа предостерегала детей. Но Митраша не послушал
благоразумной Насти, «…оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в
Слепую елань». А Настя так увлеклась сбором клюквы на палестинке, что нескоро
вспомнила о брате. И быть бы беде, но, как это часто бывает в сказках, на
помощь снова пришла природа. Как и любая сказка, «Кладовая солнца»
заканчивается счастливо. С той поры незаметно для всех дети стали меняться в
лучшую сторону: Митраша «непременно стал бы героем Отечественной войны» , а
Настенька, когда из детдома обратились к сельским жителям за посильной помощью
эвакуированным из Ленинграда детям, отдала всю собранную клюкву, ведь эта ягода
обладает незаменимыми целебными свойствами. Но автор дает нам понять, что
перемены в детях произошли не случайно. Испытание, которое пережили ребята,
научило их относиться друг к другу еще внимательнее. Они поняли, что самое
главное в жизни — любовь и забота о своих близких.
Заключение.
Читая книгу, мы узнаем много полезного и интересного. Например, о том, что представляют собой большие торфяные болота, почему на болоте надо держаться твердой тропы. Нам открываются целебные свойства клюквы, повадки зайца и лисицы, волка и тетерева. И еще раз понимаем, насколько велико значение леса, насколько сильна и важна связь между природой и человеком.
Прочитав произведение, убеждаешься, что не только торф является кладом. Кладом поистине являются люди, обладающие душевным богатством, которые живут в районе города Переяславль-Залесского и окружают своей добротой детей-сирот Митрашу и Настю. Клад – это и сами дети: Настя – «золотая курочка» и Митраша – «мужичок в мешочке». Залежи торфа - кладовая солнца, жизнь многих поколений - кладовая душевного тепла.
Кладовая солнца - это вся природа и человек, ее мудрый хозяин. Кладовая солнца - это и кладовая души самого писателя с ее любовью к природе, людям, окружающему миру. Соединяя реальную жизнь людей и изображенную в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать ее, любить и охранять.
Люди-исполины, люди великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
Но должно быть сердце, сердце человечье.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.