Исследовательская работа "Тайны антропонимики"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Тайны антропонимики"

Оценка 4.7
docx
30.07.2020
Исследовательская работа "Тайны антропонимики"
Исследовательская работа.docx

Конкурс исследовательских работ учащихся

«ШАГ В НАУКУ. СЕВЕРСКИЙ ТРАМПЛИН – 2017»

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление: русский язык

 

Тема: «Тайны антропонимики»

 

Абакарова Арина

МОУ СОШ №8 с.Грушевского

5 класс

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Научный руководитель:

                                                                         Петренко А.А., учитель

                                                                                   русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Грушевское, 2016/2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение                                                                                                                3

 

ГЛАВА I. Имена собственные в науке                                                            

1.1.          История происхождения имен                                                   6

1.2.          Заимствование имен из других культур                                    9

 

ГЛАВА II. Исследование имен пятиклассников

2.1. Моё имя: значение, история происхождения                             10

2.2. Аналитическая справка                                                                 11

2.3. Мотивация выбора имен нынешних пятиклассников               12

2.4. Значение и происхождение имен пятиклассников                     13

 

Заключение                                                                                                            21

 

Библиографический список                                                                                 22

 

Приложение 1                                                                                                        23

Приложение 2                                                                                                        24

Приложение 3                                                                                                        25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Имена, имена, имена-

В нашей речи звучат не случайно:

Как загадочна эта страна-

Так и имя – загадка и тайна.

А.Бобров «Имена».

Меня давно волновали вопросы:

сколько собственных наименований на земле?

Как и кем они даются?

Что значит каждое наименование?

Однажды я столкнулась с таким термином как ономастика.  Это наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. В ономастическое пространство современных жителей России входят: имена людей – антропонимы (Иван, Марья); географические названия -топонимы (гора Эльбрус, город Москва), в том числе названия водных объектов – гидронимы (река Волга, озеро Байкал); клички животных – зоонимы; собственные имена отдельных растений – фитонимы (Дерево плача); названия зон и частей вселенной – космонимы (созвездие Козерога); названия небесных тел – астронимы (планета Марс); названия точек и отрезков времени – хрононимы (Петровская эпоха).

Больше всего меня заинтересовала АНТРОПОНИМИКА – раздел науки, изучающий имена, отчества, фамилии и псевдонимы людей. [4]

Имя … Казалось бы, всего лишь несколько слогов, привычных созвучий, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба личности.

Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имен не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, каково происхождение имен, историю имени, толкование своего имени, наверное, интересно любому человеку, поэтому эта тема актуальна во все времена. Ведь разнообразие как женских, так и мужских имен огромно. Какие-то имена имеют старинные корни, в этом случае происхождение имени связано с древней историей, а какие-то имена образовались совсем недавно и насчитывают всего десятилетия. Но какое бы ни было имя, оно имеет свое толкование, имеет свое происхождение и свое значение. Я решила провести небольшой анализ имен ребят 5-х классов и выяснить, какие имена были самыми популярными, модными в 2004-2005 году (дата рождения), какие имена можно отнести к «редким», знают ли ребята значения своих имен, чем руководствовались родители, когда выбирали имя для своего чада.

 

 

Гипотеза: 

Ø    Имена обучающихся 5-х классов в большинстве своем разные, так как классные коллективы наши многонациональны.

Ø    Большинство родителей дали имена своим детям по причине личного предпочтения и вкуса.

Ø    Обучающиеся параллели 5-х классов не все знают историю происхождения своих имен. Таким образом, проведя исследование, мы ликвидируем этот пробел и узнаем, откуда пришли наши имена и что они означают.

Проблема: Существует тысячи имён: старых и новых, популярных и редких. К сожалению, наши познания своего имени очень скудные. Анкетирование показало, что обучающиеся параллели 5-х классов не все знают историю происхождения своих имен. Надо ликвидировать этот пробел и узнать, откуда пришли наши имена и что они означают.

Цель исследования: выяснить значение, происхождение  и частотность употребления имен собственных учащихся параллели 5-х  классов; донести собранные сведения до одноклассников.

Задачи:

§     познакомиться с литературой  по данной теме;

§     выяснить значение и происхождения  имен собственных учащихся 5-х  классов;

§     выявить наиболее популярные и редкие имена собственные среди мальчиков и девочек;

§     проанализировать анкетные данные опроса родителей о выборе имени для их ребёнка.

 

Предмет исследования:  Имена учащихся 5а, 5б классов МОУ СОШ № 8 с.Грушевского.

Объект исследования: Значение, происхождение и частотность употребления имен в параллели 5 классов.

 

Методы исследования:

§     работа с литературой;

§     поиск информации в сети Интернет;

§     анкетирование родителей.

Практическая значимость проекта заключается в том, что полученные результаты можно будет использовать на уроках русского языка и истории для формирования осознания общности всех национальностей и народностей людей на Земле, для понимания исторических событий и их влияние на общество, семью и каждого отдельно взятого человека.

Об именах написано много самостоятельных работ и статей в различных периодических изданиях. Особенно много внимания уделяется этимологии русских имен славянского происхождения и собственно русских имен.

Сведения о происхождении имен можно найти в антропонимических словарях. В 1966 г. вышел «Словарь русских личных имен» Н.А. Петровского, содержащий около 2600 имен. Дается указание на происхождение имени,  приводятся формы отчества, производные уменьшительные и ласкательные формы.  Книга «"Собственные имена в русском языке". Словарь ударений» содержит около 35 000 собственных имен, из которых 2000 новые. Из словаря исключено около 1000 слов, потерявших актуальность и вышедших из употребления. В них я  и искала значения имен пятиклассников нашей школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В НАУКЕ

 

 

 

1.1.          История происхождения имен

 

Познать имя – следовательно, познать историю страны, города, стать образованнее. Это трудная, серьёзная, но интересная работа.

У русских имён довольно сложная история, в которой можно выделить три основных этапа: дохристианский, когда использовались самобытные имена; период после введения на Руси христианства и новый этап, начавшийся после революции 1917 года.

Уже хорошо известно, что даже в первобытном обществе у людей были имена.

В качестве имён применялись разные слова из быта.

Людей называли:

- по внешнему виду: Горбач, Беззуб, Толстун;

- по свойствам характера: Плакса, Хвастун;

- по роду занятий: Гончар, Кузнец;

- по названию разных предметов: Алмаз, Камень, Башмак;

- по названию животных, растений, птиц: Ворона, Жук, Селезень.

Учёные указывают десятки источников, откуда наши предки черпали свои имена.

Например, в древнем Новгороде, как показывают памятники письменности, была обнаружена занятная семья Линёвых, видимо, родоначальником их был Линь. Старый Линь был человеком с юмором: своих сыновей он окрестил «по-рыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв,  Окунь Линёв, Судак Линёв.

В 988 году произошло крещение Киевской Руси князем Владимиром. С введением христианства появились новые имена. Это были имена святых, их введение укрепляло влияние церкви. Но так как имена были иноязычными, то с большим  трудом принимались русскими людьми.

В это время можно было встретить людей с двойными именами: одно домашнее, мирское, другое – официальное, христианское, что подтверждают летописи того времени.

Представился (умер) князь Михайло, зовомый Святополк.

Не все знают, что  с точки зрения церкви не было Владимира Мономаха, «в святом крещении» Мономах был наречён Фёдором, а имя Мономах ему было дано по деду. Имена в древней Руси имели классовый характер: для людей княжеского рода были такие имена: Владимир, Ольга, Игорь, Всеволод, Борис, Глеб;

Для простых людей: Иван, Игнат, Авдотья, Акулина, Фёкла, Фома, Фока.

Шли годы, и сегодня многие иноязычные имена  воспринимаются как исконно-русские: Александр, Андрей, Анастасия, Елена, Ирина, Виктор, Максим, Юлия, Мария, Елизавета…

 

Александр – защитник,

Дмитрий – посвящённый Деметре, богине плодородия,

Татьяна – повелительница,

Алексей – заступник,

Алёна (Елена, Леночка) – светлая. [5]

 

После революции 1917 года большую популярность приобретают новые имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Такие имена, интересные по звучанию и образованию, как: Индустрия, Агитром, Серп, Молот, Октябрина, Мэлор (по начальным буквам Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция), но они «просуществовали» недолго, так как были неудобны в обращении.

Протест против такого использования имён выразил С.Я. Маршак в своём стихотворении «В защиту детей».


Если только ты умён,

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имён,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала

Сокращённо Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой отец искал

Имя похитрее,

И назвал он, наконец,

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой.

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинён газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придётся вековать

Злополучным детям.

                  (С.Я.Маршак)


Однако в это время, после революции, появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак. [3]

Что касается современного этапа, я могу сказать, основываясь на статье отдела ЗАГС, помещенной в февральском выпуске газеты «Александровская жизнь», в 2016 году александровцы давали новорожденным преимущественно привычные и не режущие слух имена. Среди мужских имен лидером уже не один год является имя Артем, среди женских – София. Отдельные отцы и мамы будто состязались в изобретательности, нарекая своих сыновей: Принц, Грант, а дочерей – Латвина, Царица, Флора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.          Заимствования имен из других культур.

 

 

 

Наличие контактов между культурами разных народов тоже отражается на создании имен. Процессы заимствования, адаптации шли на протяжении столетий и дали столь причудливые результаты, что порой в них можно разобраться лишь на основе глубоких научных исследований - если удается вообще дать однозначный ответ. Славянский народ как раз может послужить примером подобного влияния. Самые популярные, любимые имена оказываются в подавляющем большинстве случаев "чужеземцами", имеющими греческие, латинские, еврейские, скандинавские корни. Например, из еврейского языка в наш обиход вошли имена Иван и Мария, ставшие своеобразными именами-символами русского народа.

Заимствованные иноязычные имена являются отражением каких-либо исторических периодов, тенденций, событий. Например, обширные группы греческого и еврейского происхождения пришли к нам вместе с христианством, тем самым оттесняя исконно славянские имена. Первые века христианства (X-XIII вв.) славянские имена употреблялись на Руси в быту, крестильные же имена использовались лишь в церкви. Однако с XIV века основным именем становится христианское, причём люди продолжали иметь прозвища, уже не традиционные, а обычно связанные с той или иной чертой человека и определяемые живым языком (Волк, Палка, Большой и т.п.). От них наряду с крестильными именами (Иванов, Петров) позже стали образовываться русские фамилии (Волков, Палкин, Большов и т.п.). Из славянских имён сохранились в употреблении лишь те, которые носили канонизированные святые - тем самым эти имена стали даваться в крещении (Владимир, Всеволод, Борис и др.).

Также многие имена, к которым привык русский человек, заимствованы из скандинавского языка. Все это связано с тем, что Скандинавы были давними северными соседями славян. Скандинавы и воевали с Русью, и служили дружинниками у русских князей, и торговали с ней, и шли торговать через Русь в другие страны, что отразилось в известном выражении "путь из варяг в греки". Скандинавского происхождения собственные имена Аскольд (золотой голос, владеющий копьем), Глеб (угодный богу, любимец богов), Олег (священный), Игорь (воинственный), Ольга (священная, великая), Рюрик (славный король). Заимствование происходило через непосредственное общение (устным путем) славян со скандинавскими купцами и великокняжескими дружинниками - скандинавами, служившими у русских князей. Приметы заимствованных скандинавских слов стерлись. [7]

 

 

 

Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ИМЕН ПЯТИКЛАССНИКОВ

 

 

 

2.1. Моё имя: значение, история происхождения

 

 

 

Свою работу я начала с исследования своего собственного имени.

Наверное, каждый ребёнок, когда он начинает себя осознавать как личность, задумываются над тем, почему ему дали при рождении такое имя. Я не являюсь исключением.

Имя Арина имеет несколько версий происхождения. По самой распространенной версии, имя Арина – это устаревшая форма обращения к Ирине. Имя  Арина пришло к нам из Греции. Этим именем называла своих дочерей древнегреческая знать. В переводе с греческого языка означает «мир», «покой». Также в греческой мифологии есть богиня мирной жизни – Эйрена, имя которой и стало исходным для имен Арина и Ирина. [2]

Арина – черты характера

Арину с детства отличает самостоятельность. Она сама решит, ходить ей в музыкальную студию или лучше записаться в хореографическую, сама научится вязать и вышивать. Эту самостоятельность, как и остальные черты характеpa, девочка унаследовала от матери, а вот привлекательную внешность, пластичность - от отца.
Женщины с таким именем несколько замкнуты (особенно "зимние") и себе на уме. Кажутся простушками, что, однако, далеко не соответствует действительности. Обладают удивительной интуицией, могут мгновенно схватить подоплеку любого дела, но реакция у них немного замедленная.
В личных делах Арины нерешительны, даже боязливы, и это не позволяет им выражать свои чувства в сердечных делах. Из них получаются хорошие хозяйки и преданные жены - преданные, но ревнивые.
Они никогда ни на кого не надеются - только на свое трудолюбие, упорство и хозяйскую сметку. Никогда не действуют наобум, предварительно все не разузнав.
С удовольствием принимают гостей, но сами наносить визиты не любят, предпочитая уютную семейную атмосферу. Обожают сладкое. [9]

Известные люди с именем Арина

Арина Родионовна Яковлева – крепостная семьи Ганнибалов, няня А.С.Пушкина. Арина Аяновна Шарапова – популярная телеведущая телекомпании «Останкино». Арина Валерьевна Мартынова – российская фигуристка; чемпионка России среди юниоров и др.

 

2.2. Аналитическая справка

 

 

 

В  параллели 5-х классов нашей школы обучается 26  человек, из них  7 мальчиков  и 19 девочек.

Они имеют следующие имена:

 

Девочки

           Мальчики

Александра

Александр

Алёна

Артём

Анастасия

Кемран

Арина 2

Ислам

Валентина

Игорь

Дарья 2

Никита

Екатерина

Тимур

Елена

 

Елизавета

 

Заира

 

Кристина

 

Ксения

 

Раиса

 

Саният

 

Снежана

 

Шарипат

 

Юлия

 

Рассмотрев частотность употребления имен учащихся параллели  5-тых классов (2016-2017 учебный год), я вижу, что наиболее популярными среди девочек являются имена Арина (2 человека) и Дарья (2 человека). Остальные имена  использовались по одному разу

Имена мальчиков ни разу не повторяются.

Имена обучающихся 5-х классов в большинстве своем разные, так как классные коллективы наши многонациональны.

У каждой нации есть свой список имен, которыми на протяжении многих веков родители нарекают своих детей. Ребенок, названный именем своего народа, взрослея и осознавая окружающий мир, будет невольно причислять себя к истории и национальным особенностям своей нации.

 

 

 

 

 

 

2.3. Мотивация выбора имен нынешних пятиклассников

 

 

 

Чтобы выяснить, почему каждому человеку родители дают именно такое имя, а не какое-то другое, и нравятся ли ребятам их имена, я провела анкетирование среди одноклассников и их родителей.  [Приложение 1]

 -  Знали ли родители значение имени, когда нарекали им сына или дочь?

 - А может быть, малыша назвали в честь кого-нибудь?

Эти вопросы я  задала ученикам пятых классов. Всего в  данном исследовании приняли участие 19 человека  (73 %). 48 % опрошенных родителей  осознанно выбирали имя для своего ребенка, хорошо знали, что оно обозначает, какое имеет происхождение. А вот мотивация выбора была разной [Приложение 2]:

 - имя понравилось - 72 %;

 - следуя народным традициям –7 %;

 - сочетается с отчеством – 3 %

 - ни как у всех – 11 %

 - смотрели на значение (какой будет характер) – 5 %

- в честь святых – 2%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Значение и происхождение имен пятиклассников

 

 

 

Любое имя обладает неким социальным образом и даже характером. Обучаясь в школе и знакомясь с историей всего мира и своей страны, читая произведения литературы, мы всегда обращаем внимание на своих тезок. Какие они люди? Чем прославились? Какие поступки для них характерны?

Обращая особое внимание на желанные для себя черты, такие как: смелость, отвага, мудрость, человек получает неоценимую поддержку – он верит, что и он может быть таким, ведь тот или иной Великий человек не зря носил свое имя.

Наши пятиклассники, в основном, знают «тайну» своего имени (67 %). Остальные хотели бы узнать о его происхождении и значении.

Об именах написано много самостоятельных работ и статей в различных периодических изданиях. Особенно много внимания уделяется этимологии русских имен славянского происхождения и собственно русских имен.

Сведения о происхождении имен можно найти в антропонимических словарях. В 1966 г. вышел «Словарь русских личных имен» Н.А. Петровского, содержащий около 2600 имен. Дается указание на происхождение имени,  приводятся формы отчества, производные уменьшительные и ласкательные формы.  Книга «"Собственные имена в русском языке". Словарь ударений» содержит около 35 000 собственных имен, из которых 2000 новые. Из словаря исключено около 1000 слов, потерявших актуальность и вышедших из употребления. В них я  и искала значения имен пятиклассников нашей школы.

 

Имена одноклассников

Происхождение имён

Значение имени

Алекса́ндра

греческое

«защитница человечества», «надежда», «благородная», «храбрая»

Бойкая. Беспокойна и неутомима. Всегда рядом. Обычно характер схож с мужским. Жизненный путь: "сорванец" - "деловая женщина". В обществе и семье столь активна, что на нежность, увы, не всегда достает сил.

Александр

греческое

«защитник»

Обычно решителен. Умен и остроумен. Тонко чувствует. Общителен, но нуждается в снисходительности, ибо часто вспыльчив, дерзок, действует резко, без плавного перехода. Тот, кто с мечом к нему приходит - гибнет. В любви - азартен.

Алёна

1.славянское

 

 

2.греческое

«алая», «огненная», «солнечная», «избранная». Народная форма, от Елена

 

 

«светоч», «факел», «сияющая», «солнечная».

Характер Алены открытый и жизнерадостный. Она хорошо и прилежно учится в школе, со всей ответственностью относится и к работе. Алена сильная, требовательная к себе, однако более лояльная и мягкая к людям. Загадочная и бесстрашная – ее логика и оптимизм может покорить всех.

Анастаси́я 

греческое

«воскресение»;

«возвращённая к жизни»

Обычно натуры сложные, противоречивые. Горды, строги и настойчивы. Лукавы и привлекательны. Изменчивы и неуловимы. Годы идут: вчерашний "гадкий утенок" становится и остается соблазнительной женщиной.

Арина

греческое

«мир» народная форма, от Ирина

Арину с детства отличает самостоятельность. Она сама решит, ходить ей в музыкальную студию или лучше записаться в хореографическую, сама научится вязать и вышивать. Эту самостоятельность, как и остальные черты характеpa, девочка унаследовала от матери, а вот привлекательную внешность, пластичность - от отца.

Артем

греческое

«безупречное здоровье»

С раннего возраста Артем проявляет независимость и уверенность в себе. Он общителен и легко вступает в контакт с людьми разных взглядов, увлечений, убеждений. Ему присущи лидерские качества, которые на протяжении всей жизни позволяют выделять и подчинять себе негласно других людей, а также достигать поставленных целей и задач. Он очень общителен и всегда является «душой» компании.

Валентина

латинское

«сильная» «здоровая»,

Кормилица. откровенна. Непосредственна. Верна. Приветлива. Чувственна. Мечтает о вечной любви. В общественной жизни – все время в поиске нового.

Дарья

персидское

«владеющая», «обладающая», «побеждающая».

С темпераментом холерическим, с сильными быстро возникающими чувствами, но не опрометчивы. В труде, творчестве могут далеко пойти. Возбуждают интерес. Артистичны. Жгучие, сгореть в их "пламени" - одно удовольствие. И тем не менее домоседки иногда - тихоленивы.

Екатерина

греческое

«чистый» «непорочный»

"Народная дворянка". Ее природная решительность - от талантливости, разумной бережливости и расточительной щедрости. В то же время Катя - женщина хорошего настроения: и родная, и земная.

Елена

греческое

«избранная» «светлая»

Взбудораживающая, одухотворяющая. Притягивающая, привораживающая. Сказочная, радость создающая. С большим внутренним обаянием. С личным взглядом на мир. Многие ради нее готовы на все. Детские пеленки и посуда - не на первом плане.

Елизавета

древнееврейское

«Бог мой – клятва», «почитающая Бога»

Преданная. Снисходительная. О вкусах не спорит. Подвержена стрессам, хотя держится хорошо. Полагается на интуицию и нередко бывает обманута. Деликатна и женственна, сентиментальна. Любит любовь в любви.

Заира

арабское

 

«пришедшая повидаться», «гостья»

С самого раннего детства Заира борется за справедливость. Она готова заступиться за младших и за слабых. Очень старательна, основательно и серьезно относится к своим делам независимо от их сложности. Заира обязательна, всегда доводит начатое дело до конца.

Ислам

арабское

«преданность»

С раннего детства Ислам стремится стать настоящим лидером и заводилой, доставляя немало хлопот взрослым. В разных случаях, разумеется, характер Ислама может проявляться по-разному, но смелость в его поступках обычно гораздо заметнее, чем взвешенность принятого решения. Ислам эффективно использует свои сильные стороны, даже не вполне осознавая их

Игорь

славянское

«хранитель Бога-громовержца» «воинственный»

Разносторонний, порывистый, однако не дает увлечь себя. В постоянном стремлении к цели, однако может слишком далеко зайти. Власть проявляет последовательно, к славе прохладен, однако обидчив. Нежный многолюб, однако страсть не застилает ему очей.

Кемран

персидское, татарское

«мощный, мужественный» «счастливый»

Имя Кемран наделяет своего владельца показателем характера, которому подходит определение «вещь в себе». Такой человек не отличается особой общительностью даже в детстве. Знания интересуют его лишь как отражение собственного внутреннего мира.

В 9 случаях из 10 обладатель имени Кемран становится «классным специалистом» в какой-нибудь одной области. Но и тогда его мастерство – логическое завершение внутреннего поиска. И – основа самоудовлетворения.

Кристина

греческое

 

«христианка»

В детстве Кристинка – смышленая и очень талантливая девочка. Ее отличает аккуратное отношение ко всем вещам и игрушкам. В школе выделяется фотографической памятью, хорошо учится, а также посещает всевозможные кружки. Взрослая представительница этого имени обладает глубоким внутренним миром и потребностью в самовыражении. По своей энергетике она – сильная, светлая и добрая девушка. Ей присущ твердый характер, зачастую приравниваемый к мужскому типу.

Ксения

греческое

«гостеприимная» «странница» «чужестранка»

Привлекательны. Коммуникабельны. Конфузливы. Обычно с неустойчивым темпераментом, непоседы. Тем не менее добросовестны, могут делать любую работу. Щедры к людям. В личной жизни обычно требовательны, ревнивы.

Никита

греческое

«победитель»

Одарены, первые среди равных. С цепкой памятью. Практичны, но нетерпеливы. Обычно с высочайшей работоспособностью. Легкодоступны, следуют сермяжной правде. С семьей бывают затруднения, неудачи.

Раиса

греческое

«чужая, гостья».

Ровные в общения с близкими людьми. Усидчивы, практичны, скрупулезны в работе. Житейские, без комплексов. По лезвию бритвы не ходят, но пройти могут. Нейтрализуют возникающие конфликты. В семье хорошие хозяйки. В любви - рассеивающие печаль.

Саният

арабское

«высокая» «величественная»

Девушка довольно скрытная, но в некоторой степени очень напористая, что не мешает ей оставаться простой и естественной. Эта девушка умеет владеть своими эмоциями, что пугает некоторых людей. Она ненавидит безрассудство, глупость, бездарность и несерьезность. Она стремится ко всему, что является чистым и естественным, у неё чрезвычайно высокие стандарты, это настоящая идеалистка. Саният постоянно развивается и совершенствуется.

Снежа́на

славянское

«снежная», «Снегурочка».

Зимнее и холодное имя, которое наделяет свою обладательницу необычной чувствительностью, импульсивностью, ответственностью. Все интересы и цели Снежаны направленны на реализацию внутренней справедливости. Эта женщина умеет преодолевать трудности и препятствия, которые встречаются на ее пути.

Тимур

тюркское

«железо»

Добр, уравновешен и покладист. В нем нет злобы, вряд ли он первый полезет в драку. Тимур предпочитает занятия спортом, делает успехи в учебе. В этом ему помогает хорошая память и развитое воображение. Большое внимание Тимур уделяет мелочам. Он очень рассудителен и упрям. Этот мужчина наделен аналитическим складом ума, имеет цельный характер и безупречную репутацию.

Шарипат

арабское, татарское

священная, знатная, святая

Шарипат готова на жертвы ради других людей, даже отказаться от своего собственного счастья ради другого человека. Они красивы, благородны и знают себе цену. Умеют дружить и сочувствовать. Очень любят детей

Юлия

латинское,

греческое

«кудрявая, пушистая».

Подвижная, заметная, идущая вверх по лестнице. В чем-то неприкаянная. Дитя любви, с детства окружена поклонением и с достоинством принимает его. Талантливая богема, с изюминкой, пытается достичь всеобщего признания, однако старшим уступает место. Коза-егоза с изящными острыми рожками. Манит, и... уходит.

Таким образом, [Приложение 3] на параллели пятых классов  первое место заняли греческие имена (11 раз), второе - арабские  имена (4 раза), третье место славянские  имена и латинские ( по 3 раза), четвертое – персидские (2 раза) пятое - поделили древнееврейские и тюркские имена, упомянутые по одному разу.[2, 8, 9]

Почему же большинство имён, которыми названы дети, греческого происхождения? В эпоху Христианства появились так называемые крестильные имена, которые соответствовали именам святых. Такие имена чаще всего имеют греческое происхождение. Ведь Христианство пришло к нам из Греции.

Имя человеку чаще давали священнослужители - такой порядок действовал до 1905 года, затем эти строгие правила несколько ослабли, и только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь.

Так же хотелось бы отметить, что большинство мужских и женских имён, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, нам настолько привычны и хорошо знакомы, что мы воспринимаем их как русские имена, особенно не задумываясь об их происхождении. На самом же деле исконно русских из них в современном обществе остались буквально единицы. Действительно русские имена, имеющие славянские корни, оказались со временем вытесненными именами греческого, римского, еврейского, скандинавского происхождения. Процесс этот шёл веками и на сегодняшний день большинство имён, заимствованных когда-то давно у других народов, считаются русскими, хотя на самом деле они имеют иностранные корни.

Сравнивая с современным этапом, можно сказать, что в последнее время все больше родителей предпочитают старославянские или древнерусские имена: Мирослав, Тихон, Всеволод, Пелагея, Евдокия, Ульяна и другие. («Александровская жизнь»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Имена,  имена...  Уже в детстве мы понимаем, что у каждого человека есть свое имя, которое выбрали для него родители.

Изучив литературу по данному вопросу, я думаю, давая имя человеку, надо помнить, что с ним он будет жить среди людей, а потому оно должно быть звучным, лёгким в произношении, удобным в обращении, изящным по своей форме. При этом нельзя забывать, что имя человека будет стоять с отчеством и фамилией.

Наши предки относились к имени не так, как мы с вами: они верили, что имя, данное человеку, не просто прилеплено к нему случайной прихотью родителей, оно характеризует человека, срастается с ним. Слово расценивалось как заклинание, обладающее таинственной силой.

Имя человека было могучим талисманом, добрым или злым, сильным или слабым, смелым или трусливым.

Имена людей – это часть истории народов. В них отражены быт, верования, чаяния народа, его исторические контакты.  Именем могло быть любое слово.  А так как любое слово имеет своё историческое значение,  то и имена несли в себе определённую смысловую нагрузку.

Мы живем и иногда сравниваем свою жизнь с жизнью владельцев таких же имен. Мы замечаем, что у нас есть много общего, как положительного, так и отрицательного. И мы начинаем верить, что правы были наши предки, когда говорили, что в именах заключается личность и душа человека, а знание тайны имени позволяет влиять на судьбу. Ведь имя – это код, формула счастья и здоровья.

Новизна проекта заключается в том, что как уже было отмечено, многие не знают происхождения и значения своих имен. Через весь проект проходит мысль о неразрывной связи истории развития общества и истории имянаречения. Я попыталась внести ясность в историю происхождения и значения небольшой группы имен, носителями которых являются ученики 5-х классов МОУ СОШ №8 с.Грушевского. Созданный словарь имен поможет ученикам больше узнать об истории происхождения своего имени.

Практическая значимость проекта заключается в том, что полученные результаты можно будет использовать на уроках русского языка и истории для формирования осознания общности всех национальностей и народностей людей на Земле, для понимания исторических событий и их влияние на общество, семью и каждого отдельно взятого человека.

Выполнив все задачи исследования, можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась: Имена обучающихся 5-х классов в большинстве своем разные, так как классные коллективы наши многонациональны. Большинство родителей дали имена своим детям по причине личного предпочтения и вкуса.

Библиографический список

 

 

 

1.                 Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 4-е изд., РАН, Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999. – 456 с.

2.                 Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. - М.: Просвещение, 2000.

© Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2002.

3.                 Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – М.: Просвещение, 1975. – 382 с.

4.                 Русская ономастика и ономастика России. Словарь под ред. О.Н.Трубачева. – М.: Политиздат, 1994. – 484 с.

5.                 Словарь древнерусских личных собственных имен М. Н. Тупикова. – СПб.: 1903

6.                 Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 1998.

7.                 Энциклопедия Кругосвет// Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. www.krugosvet.ru

8.                 © 2007 Значение и тайна имени   http://www.infoname.org    

9.                 http://kakzovut.ru/names/tamerlan.html

 

 











 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Вопросы анкеты для учащихся и родителей:

 

1.  Знаете ли вы значение своего имени? (Вопрос ученику)

Ø Да

Ø Нет

 

2. От чего зависел выбор имени вашего ребенка? (Вопрос родителям)

Ø - имя понравилось

Ø - в честь родственников (бабушки, дедушки)

Ø - сочетается с отчеством

Ø - ни как у всех

Ø - смотрели на значение (какой будет характер)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Мотивация выбора имени родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Происхождение имен нынешних пятиклассников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конкурс исследовательских работ учащихся «ШАГ

Конкурс исследовательских работ учащихся «ШАГ

Оглавление Введение 3

Оглавление Введение 3

ВВЕДЕНИЕ Имена, имена, имена-

ВВЕДЕНИЕ Имена, имена, имена-

Гипотеза: Ø Имена обучающихся 5-х классов в большинстве своем разные, так как классные коллективы наши многонациональны

Гипотеза: Ø Имена обучающихся 5-х классов в большинстве своем разные, так как классные коллективы наши многонациональны

Сведения о происхождении имен можно найти в антропонимических словарях

Сведения о происхождении имен можно найти в антропонимических словарях

ГЛАВА I . ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В

ГЛАВА I . ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В

Для простых людей: Иван, Игнат,

Для простых людей: Иван, Игнат,

Стали звать Индейкой. А один оригинал,

Стали звать Индейкой. А один оригинал,

Заимствования имен из других культур

Заимствования имен из других культур

Глава II . ИССЛЕДОВАНИЕ ИМЕН ПЯТИКЛАССНИКОВ 2

Глава II . ИССЛЕДОВАНИЕ ИМЕН ПЯТИКЛАССНИКОВ 2

Аналитическая справка В параллели 5-х классов нашей школы обучается 26 человек, из них 7 мальчиков и 19 девочек

Аналитическая справка В параллели 5-х классов нашей школы обучается 26 человек, из них 7 мальчиков и 19 девочек

Мотивация выбора имен нынешних пятиклассников

Мотивация выбора имен нынешних пятиклассников

Значение и происхождение имен пятиклассников

Значение и происхождение имен пятиклассников

Общителен, но нуждается в снисходительности, ибо часто вспыльчив, дерзок, действует резко, без плавного перехода

Общителен, но нуждается в снисходительности, ибо часто вспыльчив, дерзок, действует резко, без плавного перехода

Артем греческое «безупречное здоровье»

Артем греческое «безупречное здоровье»

Притягивающая, привораживающая

Притягивающая, привораживающая

Власть проявляет последовательно, к славе прохладен, однако обидчив

Власть проявляет последовательно, к славе прохладен, однако обидчив

Тем не менее добросовестны, могут делать любую работу

Тем не менее добросовестны, могут делать любую работу

Снежа́на славянское «снежная», «Снегурочка»

Снежа́на славянское «снежная», «Снегурочка»

Почему же большинство имён, которыми названы дети, греческого происхождения?

Почему же большинство имён, которыми названы дети, греческого происхождения?

Заключение Имена, имена

Заключение Имена, имена

Библиографический список 1

Библиографический список 1

Приложение 1 Вопросы анкеты для учащихся и родителей: 1

Приложение 1 Вопросы анкеты для учащихся и родителей: 1

Приложение 2 Мотивация выбора имени родителями

Приложение 2 Мотивация выбора имени родителями

Приложение 3 Происхождение имен нынешних пятиклассников

Приложение 3 Происхождение имен нынешних пятиклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2020