Муниципальное
автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Героя России С.Л. Яшкина»
Научно-исследовательская работа
Секция «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В МИРЕ ДОБРЫХ ДЕЛ
Выполнила: Мугинова Александра
ученица 2 «Б» класса
МАОУ СОШ №6
Научный руководитель: Лесникова Анджела Васильевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №6
г. Пермь, 2018
Оглавление
Введение |
3 |
Глава I |
|
1.1 Из истории волонтерства |
4 |
1.2 Волонтерство в Пермском крае |
6 |
1.3 Направления деятельности волонтеров |
7 |
Глава II |
|
2.1 Социологический опрос |
8 |
2.2 Эксперимент «Я – юный волонтер» |
12 |
Заключение |
14 |
Список используемых источников и литературы |
15 |
Приложение |
16 |
Введение
Актуальность: 06.12.2017 г. наш президент В.В. Путин лучшим добровольцам России вручил награды и предложил объявить 2018 год – «Годом добровольца и волонтера». Мне стало интересно узнать, кто такие волонтеры и за что им многие благодарны.
Цель: определить, могу ли я – младший школьник стать волонтером.
Задачи:
1) узнать об истории возникновения волонтерства,
2) определить сферы жизни, в которых дети – младшие школьники могут быть самостоятельными волонтерами,
3) провести исследование «Я – юный волонтер».
Гипотеза: предположим, что в любом возрасте можно стать волонтером.
Методы исследования:
1. Метод анализа литературы по теме работы;
2. Социологический опрос;
3. Метод эксперимента.
Значимая ценность работы состоит в том, чтобы рассказать школьникам, чем они могут быть полезны в современном обществе, развить доброту, милосердие и научить трудолюбию.
Глава 1.
1.1. Из истории волонтерства
Слово «волонтер» произошло от французского «volontaire», которое в свою очередь произошло от латинского «voluntarius» и в дословном переводе означает доброволец («добрая воля»), желающий. Поэтому волонтеров еще называют добровольцами: по сочетанию слов «добро» и «воля».
«Добровольчество» - это поддержка ближнего по доброй воле, без принуждения; это стремление человека быть добрым и делать добрым все вокруг.
Сначала волонтерами называли тех людей, которые добровольно шли служить в армию. Это было в 17 - 18 веках. (см. приложение 1, фото 1).
Впоследствии, в 20 веке, слово приобрело более широкое значение – волонтерами стали называть тех людей, которые добровольно оказывали помощь государству или другим людям.
На Руси волонтерство существовало всегда. Когда у кого-то случалась беда, помощь оказывалась «всем миром». Но наиболее активно волонтерство стало развиваться с крещением Руси (988 г.), когда добровольцы стали посещать храмы и монастыри с целью оказания помощи по их строительству и благоустройству.
Во времена правления Ярослава Мудрого за счет сборов и пожертвований населения открывались сиротские училища, в которых обучались талантливые дети, независимо от сословной принадлежности.
Ярким примером «добровольчества» является подвиг купца Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского во время нападения на Русь польских захватчиков. (см. приложение 1, фото 2). Они обратились к народу с призывом продать свое имущество, отдать последнее, что имеют, чтобы нанять войско. (см. приложение 1, фото 3).
И весь народ отозвался на эти добрые слова: богатые люди приносили Минину все свое имущество, а каждый бедняк отдавал последнюю копейку для спасения Родины.
На собранные деньги наняли войско и начальствовать над ним поставили князя Д. Пожарского, который еще не поправился от ран, полученных в войне с поляками.
Их назвали спасителями Отечества, и в наше время именно в память об этих событиях 4 ноября страна празднует День народного единства.
В 19 веке в нашей стране были открыты бесплатные народные школы, в которых учителями выступали волонтеры. Богатые люди - добровольцы, не только обучали грамоте простых людей, но и оказывали бесплатную медицинскую помощь.
В России добровольцами становились не только мужчины, но и женщины. Во время русско-турецкой войны монахини Свято-Никольской обители добровольно оказывали помощь раненым бойцам. По их примеру была образована организация «Красный Крест». В годы Великой Отечественной Войны женщин-добровольцев было еще больше.
Среди детей тоже были добровольцы. О детях-добровольцах рассказывается в книге А. Гайдара «Тимур и его команда» (вышла в 1940г.). Герои этой книги – обычные школьники, которые во время своих летних каникул помогали семьям военнослужащих и тем, кто нуждался в помощи. И делали они это бескорыстно.
По примеру героев книги миллионы школьников по всей стране стали участвовать в добрых делах в военное и послевоенное время. Так возникло «Тимуровское движение». «Тимуровцы» работали на заводах, на уборке урожая, собирали посылки на фронт, металлолом, помогали семьям погибших на войне, а также одиноким и престарелым людям.
Мои бабушка и дедушка тоже были «тимуровцами». Они рассказывали, что за каждым классом были закреплены ветераны и даже целые улицы. Они помогали носить воду, складывать дрова, мыть полы, убирать снег, а также собирали материалы о героях и ветеранах войны для книги памяти и школьного музея Славы. Кроме того, занимались уборкой классов, территории вокруг школы, закрепленных улиц и парков. (см. приложение 1, фото 4).
А ещё бабушка, когда училась в начальной школе, вместе со своими одноклассниками выступала с концертами в детском садике и на разных праздничных мероприятиях перед ветеранами войны и труда.
По инициативе международной организации - Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1985 году был учрежден Международный день добровольцев - 5 декабря, который в современное время празднуется в большинстве стран мира, в том числе и в России. Народное название данного праздника — День волонтеров.
1.2 Волонтерство в Пермском крае.
История волонтёрства в Пермском крае начинается в 90-е годы 20 века. В то время существовали общественная организация «Волонтёрская служба Прикамья», «Пермское молодёжно-студенческое объединение «Урал-сервис», Молодёжный «Мемориал». Эти организации оказывали помощь пенсионерам и инвалидам, принимали участие в выездных молодёжных трудовых работах и лагерях в Белогорском монастыре, в музее ГУЛАГа «Пермь-36».
Чтобы развивать добровольческую деятельность и поощрять добровольцев, в 2002 году был утверждён почётный знак «Волонтёр Прикамья». (см. приложение 2, фото 1).
23 апреля 2009 г. состоялась Первая Церемония посвящения в добровольцы. Волонтёрам г. Перми вручили первые личные трудовые книжки. (см. приложение 2, фото 2).
С 2011 года каждый год в нашем городе проводится Форум «Доброволец России». Также проводится подготовка спортивных волонтёров, волонтёров-медиков, проводится акция «Новые тимуровцы», действуют самостоятельные «тимуровские» и другие волонтерские организации.
Самыми известными волонтерскими организациями являются «Молодежный Мемориал», «Пермский Центр развития добровольчества», «Вектор дружбы», «Тимуровское движение.
В моей школе старшеклассники под руководством учителя истории тоже участвуют в волонтерском движении.
1.3. Направления деятельности волонтеров.
Направлений волонтерской деятельности много:
· Экологическое: участие в различных мероприятиях по охране природы и животных, изучение родной природы (с экскурсиями и экологическими походами).
· Социальное: оказание помощи нуждающимся (одиноким бабушкам и дедушкам, сиротам, неизлечимо-больным, инвалидам и т.п.)
· Культурное: помощь в организации культурных мероприятий, которые проводятся в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, различных центрах, парках и т.д., участие в работах по восстановлению памятников истории и культуры (храмов и т.д.)
• Поисковая работа, направленная на сохранение памяти о подвигах героев. Изучение истории и краеведения.
• Волонтерство Победы – благоустройство памятных мест и воинских захоронений, социальное сопровождение ветеранов, участие в организации различных акций и праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы.
• Событийное волонтерство: участие волонтеров в спортивных, образовательных, социокультурных мероприятиях.
• Школа безопасности – воспитание культуры безопасности среди детей младшего возраста и подростков.
Глава 2
2.1. Социологический опрос
Опрос я провела среди своих одноклассников и учащихся третьего класса нашей школы. Ребятам были предложены два вопроса:
1) Знаете ли вы кто такие волонтеры?
2) Кому вы помогаете и как?
Результаты опроса приведены в таблице 1 и в таблице 2.
Таблица 1
ОТВЕТЫ НА ВОПРОС № 1 |
СОШ № 6 |
ИТОГО |
||||
2 класс |
3 класс |
|||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел |
% |
|
1. ДА |
3 |
11,5 |
10 |
43,5 |
13 |
26,5 |
2. НЕТ |
11 |
42,3 |
4 |
17,4 |
15 |
30,6 |
3. СЛЫШАЛ (а), НО НЕ ЗНАЮ |
12 |
46,2 |
9 |
39,1 |
21 |
42,9 |
ИТОГО |
26 |
100 |
23 |
100 |
49 |
100 |
Опрос показал, что из 49 участников опроса 13 человек (26,5 %) знают, кто такие волонтеры, 15 опрошенных (30,6 %) - не знают, 21 (42,9 %) - слышали, но не знают кто они. (Рис. 1)
Рис. 1 Результаты опроса учащихся первого и второго классов СОШ № 6
Опрос одноклассников показал, что только 3 (11,5%) из 26 опрошенных ребят известно, кто такие волонтеры, 42,3% опрошенных одноклассников не известно, кто это такие, и 46,2% опрошенных ребят только слышали такое слово, но не знают что означает. (рис.2)
Результаты опроса учащихся моей школы говорят о том, что учащиеся третьего класса больше знают о волонтерах. (рис.3)
Рис. 3 Сравнительные результаты опроса учащихся первого и второго классов СОШ № 6
На второй вопрос – «Кому вы помогаете и как?» большинство ребят ответило, что помогают своим родителям в домашних делах, сестрам, братьям, бабушкам и дедушкам. Три школьника честно сказали, что никому не помогают и трое ребят помогают приютам для собак. Результаты опроса отражены в таблице 2. Таблица 2.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОС № 2 |
СОШ № 6 |
ИТОГО |
||||
2 класс |
3 класс |
|||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел |
% |
|
1. Помощь животным |
- |
- |
3 |
13 |
3 |
6,1 |
2. Не помогают |
2 |
7,7 |
1 |
4,4 |
3 |
6,1 |
3. Прочая помощь (по дому, друзьям, в школе) |
24 |
92,3 |
19 |
82,6 |
43 |
87,8 |
ИТОГО |
26 |
100 |
23 |
100 |
49 |
100 |
Я решила узнать, что знают о волонтерстве мои сверстники из воскресной школы, и провела интервью.
Интервью.
Вопрос: кто такие волонтеры?
Ответ: волонтеры – это люди, которые собираются группами и помогают. Например, при починке памятников или покраске памятников и не только. За больными присматривают, ходят в больницы.
Вопрос: могут ли дети быть волонтерами?
Ответ: могут.
Вопрос: чем дети могут быть полезны?
Ответ: могут помогать взрослым, больным.
Вопрос: Как ты думаешь, в какой сере жизни ты можешь быть волонтером?
Ответ: не знаю.
2.2. Эксперимент «Я – юный волонтер»
2.2.1. Социологический опрос показал, что многие из моих одноклассников не знают, кто такие волонтеры. Поэтому я решила рассказать им об этом в форме квест-игры «Простое дело» (см. приложение 3, фото 1). Название игры мне подсказал рассказ В. Осеевой «Простое дело» о добровольной помощи школьников.
Цель игры: приобретение опыта, накопление знаний в области волонтерства, «тимуровского движения». Показать ребятам, что очень важно быть отзывчивым, внимательным, добрым к окружающему миру и трудолюбивым.
Задачи игры:
1. Определить значение слов «волонтер», «доброволец», «тимуровское движение».
2. Познакомить с историческими примерами волонтерства.
3. Развить добрые чувства к окружающим людям, помочь понять, что все нуждаются в милосердии и доброжелательном отношении.
4. Развить любовь к Родине, уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям и культуре.
В ходе игры ребята разгадывали ребусы, складывали пазлы, решали задачу, из букв составляли слово, а в конце игры своими руками отремонтировали книгу. Ребятам игра понравилась. (см. приложение 4, фото 1).
2.2.2. По выходным дням я хожу в воскресную школу на дополнительные занятия. Там я не только учусь сама, но и каждое воскресенье помогаю проводить для малышей игровую развивающую программу с просмотром мультфильмов (см. приложение 5, фото 1).
Для этого мы из цветной бумаги готовим входные билетики, своими руками мастерим картинки для раскрашивания.
Каждый раз перед началом программы вместе с другими ребятами я помогаю учительнице подготовить классы:
- расставляю стулья для игрового кинотеатра. Чтобы было интереснее каждый ряд стульев имеет цвет входного билета. Так малыши сами определяют, на какой ряд им садиться,
- раскладываю на столы все необходимые для занятий предметы (игрушки, пазлы и т.п.),
- помогаю проводить подвижные игры под музыку,
- накрываю стол для чаепития,
- в конце занятия раздаю малышам картинки для раскрашивания дома,
- после занятия мы прибираем классы (расставляем все по местам).
Малышам эта программа очень нравится.
Еще мы с ребятами принимаем участие в благотворительных ярмарках, которые проводятся в воскресной школе. Для этого мы делаем поделки своими руками (см. приложение 4, фото 1).
В нашей воскресной школе есть традиция – выступать с концертами в Гематологическом центре г. Перми; дарить подарки пожилым людям, которые живут в доме престарелых.
Все это мы делаем по своему желанию, по доброй воле. Значит, мы - добровольцы! Мы – младшие школьники тоже можем делать полезные дела, приносить радость людям. Мы – юные волонтеры!
·
Заключение
Подводя итоги моего исследования, можно сказать:
• История возникновения волонтерства насчитывает сотни лет.
• Волонтерство основано на доброй воле человека и желании сделать добрым все вокруг.
· Моя гипотеза о том, что не только взрослые могут быть волонтерами, подтвердилась. Младшие школьники тоже могут делать добрые дела:
- отремонтировать порванные книги из школьной библиотеки,
- организовать поздравление учителей своей школы с Днем Учителя,
- изготовить кормушки и скворечники для птиц,
- собрать макулатуру,
- провести уборку территории вокруг школы, своего дома,
- изготовить открытки и подарки для тяжелобольных детей и детей-сирот,
- собрать крупы, ненужные теплые вещи для подстилок в приют для собак.
• Добровольческая работа очень увлекательная, ответственная и полезная; развивает трудолюбие, творческие способности, расширяет кругозор.
• Необходимо проводить разъяснения в школах о важности волонтерства, «тимуровского движения», проводить акции «добрых дел» и широко рассказывать об этом окружающим.
Оказывается, нет ничего сложного в том, чтобы просто взять и помочь.
Твори добро своими руками!
Список используемых источников и литературы
1. Головин Н.Н. Моя первая Русская История. В рассказах для детей с иллюстрациями. – Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2015. – 128с.
2. Гайдар А.П. Тимур и его команда. – М.: Дет.лит., 1979. – 111с.
3. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурников Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1987. – 384с.
4. Осеева В.А. Волшебное слово. - ОАО «Издательство «Высшая школа», 2016. – 79с.
5. https://www.kreml.ru/
6. http://www.psu.ru/universitetskaya-zhizn/kluby-po-interesam/universitetskij-volonterskij-tsentr
7. Интернет источники
Приложение 1
Фото 1. Н.Д. Дмитриев-Оренбургский «Портрет русского солдата-добровольца» Освободительная война 1878 год.
Фото 2. Художник М.И. Скотти «Козьма Минин и Дмитрий Пожарский».
Приложение 1
Фото 3. М.Песков «Возвание Минина на площади Нижнего Новгрода»
Фото 4. Из семейного архива Мугиновой А.М. На работах по благоустройству парка им. А.М. Горького в г. Казань.
Приложение 2
Фото 1. Почётный знак «Волонтёр Прикамья».
Фото 2. Личная книжка волонтера.
Приложение 3
КВЕСТ-ИГРА «ПРОСТОЕ ДЕЛО»
(сценарий игры)
1. Ведущий: Ребята, сегодня вы превратитесь в настоящих искателей загадок, будете собирать подсказки, выполнять интересные задания, а в конце каждого, кто принимал участие ждет сюрприз.
Итак, чтобы узнать, где находится конверт с первым заданием, отгадайте загадку:
Есть у каждого своя, чистотой блестеть должна.
На уроке без нее не напишешь ничего. (ответ: «парта»).
Дети находят под одной из парт в классе конверт с первым заданием и решают три задания (ответ: «доброволец»).
2. Ведущий:
Чтоб второй конверт найти
К окну вам нужно подойти,
Меж цветочков посмотреть
И его там разглядеть.
На одном из подоконников за цветами дети должны найти конверт со вторым заданием (ответ: «Минин и Пожарский»).
3. Ведущий:
Третье задание в конверте,
Который находится в музыкальном инструменте.
За пианино дети должны найти конверт с третьим заданием – собрать разбросанные воздушные шары и составить из букв, которые написаны на шарах загаданное слово (ответ: «волонтер»).
4. Ведущий:
Вы на доску посмотрите
И следующий конверт найдите.
С доски дети снимают конверт с четвертым заданием и вложенными в него пазлами: нужно собрать пазлы и прочитать кто такие «тимуровцы», когда появились, чем занимались.
5. Ведущий:
А теперь попробуйте сделать доброе дело как «тимуровцы».
Конверт с заданием в яйце,
яйцо найдете в сундучке,
Приложение 3
сундук в пакете на полу,
найдете вы его в углу.
Дети должны найти конверт с 5-м заданием – решить задачу, найти все, что нужно для работы(ножницы, скотч/бумагу и клей, порванные книги) и принять участие в акции «Полечи книгу!»
6. Ведущий:
Подошел игры конец!
Кто трудился – молодец!
А теперь вам всем сюрприз –
Очень вкусный сладкий приз! (Ведущий раздает детям сладкий приз)
Фото 1. Задание 1. Фото 2. Задание 2.
|
|
Фото 3. Задание 3. Фото 4. Задание 4
|
|
Приложение 3
Фото 5. Задание 5.
|
|
Фото 6. Дети решают ребусы
Приложение 3
Фото 6. Дети составили слово
Фото 7. Подготовка кабинетов к игровым занятиям с малышами.
|
|
Приложение 3
Фото 7. Подготовка кабинетов к игровым занятиям с малышами.
|
|
Приложение 4
Фото 1. Поделки детей воскресной школы к благотворительной ярмарке.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.