Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Змеиногорский детский сад «Радуга»
Змеиногорского района Алтайского края
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Предметное направление: естественнонаучная
Тема: «Загадочный грибок»
г. Змеиногорск, 2024г
Содержание
Введение
1.Основная часть…………………………………………………….... 4
2.Практическая часть…………………………………………………. 6
2.1. Опыты……………………………………………………………... 6
Вывод………………………………………………………………….1
Заключение Вред или польза?……………………………………… 1
Список литературы…………………………………………………….
6.Приложение………………………………………………………….. 1
Введение
«Природа – единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания».
Иоган Вольфганг Гете
Плесень – один из видов грибка, появилась на Земле в числе самых первых живых организмов и, несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок… Ее величество Плесень! Как много еще тайн хранит этот простейший живой организм?!
Актуальность:
Проблема плесневых грибов становится актуальной после того, как тот или иной человек столкнётся с плесенью сам, а не из любопытства решит что-то про неё узнать. Относясь к плесени пренебрежительно и порой несерьезно, мы даже не подозреваем, насколько опасной она может быть.
Почему я выбрала эту тему
Все лето прошлого года дети нашей группы играли на другом участке, и песочница на нашем участке не открывалась. А когда мы перешли на свой
участок и попросили воспитателя открыть песочницу, она открыла ее и снова закрыла, сказала, что играть пока нельзя, здесь грибок. Услышав слово грибок, я
представляла опята, лисички и другие грибы, но ни это белое пятно, которое может быть опасным. Я спросила, а что за грибок? Тогда воспитатель предложила провести исследовательскую работу и получить ответ на свой вопрос. Так родилась тема моей работы.
Цель: узнать, что такое грибок, причины его появления и чем он опасен?
Задачи:
-Изучить, что такое грибок; причины его появления;
- провести опыты, доказывающие условия образования грибка;
-узнать, чем опасен грибок;
-поделиться результатами исследования с ребятами группы.
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что грибок развивается не всегда, а при определенных условиях.
Предмет исследования: сдоба, хлеб, мандарины.
Объект исследования: плесень.
Методы исследования:
-Сбор и изучение познавательной информации по теме исследовательской работы;
-просмотр документального фильма «Плесень»;
-подбор иллюстративного материала;
-опыты;
-наблюдение;
-выводы.
Основная часть
Ход исследования:
Чтобы получить ответы на свои вопросы мы с мамой читали энциклопедии, смотрели документальный фильм про плесень.
И вот что я узнала.
Плесень – это грибок. У него есть споры. Споры – это клеточки, они очень маленькие, поэтому мы их не видим. Споры плесени летают в воздухе, потом падают на какой-то предмет и, если там тепло и влажно они начинают расти. Спора вытягивается в тонкую ниточку. Таких ниточек появляется очень много. Они переплетаются, и получается пушистый клубок. Его можно увидеть. Это и есть плесень.
Плесень может появиться почти на любой поверхности, включая дерево, бетон, кирпич, камень, краску, бумагу, кожу, штукатурку, резину, окрашенные поверхности, ковровые покрытия, книги, в цветочных горшках, пищевых продуктах и других предметах.
Плесень имеет самую разнообразную окраску: белую, розовая, черную, голубую, зеленую, серую, желтую.
Однажды сестра взяла в школу булочку завернула ее в целлофан и положила в портфель. И забыла про нее. Булочка пролежала у нее несколько дней в портфеле. Мама решила навести порядок в портфеле и нашла булочку, которая была покрыта плесенью.
Затем папа купил хлеб и уже дома мы обнаружили на нем плесень.
Увидев это, я решила провести опыты и убедиться, что плесень появляется там, где тепло и влага.
Помогала мне мама. Мы приготовили необходимый материал для опытов и приступили к исследованиям.
Практическая часть:
Опыт № 1 Темно и сыро
Материал и оборудование:
1.Сдоба.
2.Целлофановый пакет.
Цель: узнать, появится ли плесень в темном, теплом, влажном месте.
Порядок действий. Мы взяли сдобу и разрезали на 2 одинаковых кусочка. Один кусочек сдобы положили в целлофан, закрыли крышкой и убрали в темное,
теплое место. Второй кусочек сдобы оставили на тарелке и стали наблюдать. Плесень появилась на сдобе, которая лежала в целлофане в темном месте, а в тарелке кусочек высох (Приложение 1).
Вывод: плесень появилась в темном, теплом, влажном месте (в целлофане образовалась влага, которую выделял продукт, и не было доступа воздуха).
Опыт № 2 Свет и влага
Материал и оборудование:
1.Хлеб.
2. Целлофановый пакет.
Цель: узнать, может ли появиться плесень на свету во влажной среде.
Мы взяли два одинаковых кусочка хлеба. Один кусочек положили в пакет, хорошо завернули и оставили его на столе. Другой кусочек оставили на столе в тарелке. На хлебе, который был в целлофане, появилась плесень, а кусочек на тарелке высох (Приложение 2).
Вывод: Этот опыт показал, что плесень может появиться не только там где темно и влажно, но и где светло, тепло и влажно.
Фото
Провести тритий опыт я решила после того, как воспитатель принесла в группу новогодний подарок, который не забрали родители ребенка и он пролежал в холодильнике месяц. Мы подумали, что лежавшие там мандарины заплесневели. Мы удивились, когда раскрыли картонную коробку и обнаружили, что они не заплесневели, а только чуть подсохли.
Опыт №3 Новогодний подарок
Материал и оборудование:
1. Мандарины.
2. Холодильник.
3. Целлофановый пакет.
Цель: узнать, как холод влияет на скорость образования плесени.
Порядок действий. Мы взяли 2 мандарина: один убрали в холодильник, завернув его в пакет, второй мандарин мы завернули в пакет и оставили на столе и стали наблюдать. Плесень появилась на мандарине, который лежал на столе, а в холодильнике мандарин долго не портился (Приложение 3) .
Вывод: холод сдерживает появление плесени.
Выводы.
В результате своей исследовательской работы я узнала, что грибок — это плесень, которая может быть всюду. Плесень бывает разной, но причины ее появления одинаковые. Проведя опыты, я подтвердила, что для появления плесени нужны определенные условия: влажность, тепло и плохой доступ воздуха.
Теперь я поняла, почему появился грибок в песочнице. В конце лета часто шли дожди, было тепло, а песочница была постоянно закрыта, был плохой доступ воздуха, что и привело к образованию грибка.
Практическая значимость.
Материалы нашей исследовательской работы можно использовать для познавательного развития детей и для опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Ведь, проводя опыты, можно узнать много нового и интересного, познакомиться с некоторыми законами природы.
Заключение
Плесень – вред и польза?
В результате проведенного мною исследования, я узнала, что есть плесень полезная, которая используется при изготовлении продуктов питания и лекарств и есть опасная, которая может вызывать различные заболевания, попав к нам в организм через вдыхаемый воздух, через проглоченную пищу, а также через поверхность кожи. Она может испортить любой предмет.
Нельзя принимать в пищу повреждённые плесенью продукты, они могут вызвать болезни.
Спасибо за внимание!
Использованная литература:
Детская энциклопедия «Микромир» М: РОСМЭН, 2023г
О.В. Дыбина, Н.П. Романова «Неизведанное рядом»
В.В. Щетинина Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Творческий Центр “Сфера” Москва 2002
Касаткина Ю.Н. Энциклопедия «Я познаю мир». Ботаника / Ю.Н. Касаткина. – М.: АСТ Астрель, 2009.
Интернет-ресурсы:
Все о плесени – СОФТ ПРОЕКТОР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teflex.ru/all-about-mold
https://plesneveet.ru/pleseni/plesen-chto-takoe-kakoj-byvaet-i-pochemu-poyavlyaetsya/
Плесень. Документальный фильм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=1lgAzVOEnUM
Приложение 1
Результаты эксперимента за развитием плесени.
Приложение 2
Приложение 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.