Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Республиканский конкурс «Я - исследователь»
Секция: Физика и физические явления в природе
ЗВУК И ВНИМАНИЕ
Работу выполнила
Смирнова Таисия Олеговна,
обучающаяся 2-А класса
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Заветненская СШ им. Крымских партизан»
Советского района
Научный руководитель:
Смирнова Инна Владимировна,
учитель начальных классов
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Заветненская С Ш им. Крымских партизан»
Советского района
с. Заветное− 2019
Содержание
1. ВВЕДЕНИЕ…………………......................................................................... 3
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Звук и шум…………………………………….…………………………. 4
2.2. Инфразвук, музыка ……………………………………………………....5
2.3. Вредные и полезные звуки……………………………………………….7
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Анкетирование ……………………………………………………………9
3.2. Эксперимент………………………………………………………….........8
3.3. Рекомендации по снижению негативного влияния звуков на организм………………………………………………………………..8
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..……...………………………….11
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………...……………………...….………... 12
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Название моей работы – «Звук и внимание». В ней исследуется влияние различных звуков на внимание ребенка.
Я считаю, что тема является актуальной потому, что о влиянии звуков на человека можно говорить бесконечно... У людей различные звуки могут вызывать разные чувства и эмоции. Вся наша жизнь основана на звуке. При резком звуке мы вздрагиваем, при тихом прислушиваемся, при спокойном – засыпаем. Полная тишина нас пугает. Главное то, что звуки могут как помогать, так и мешать концентрации внимания.
Гипотеза: Звуковые колебания влияют на внимание.
Целью работы является изучение влияния звука на концентрацию внимания детей.
Задачи:
- изучить понятие звук и основные его характеристики;
- установить влияние звука на внимание.
Объект исследования – различные виды звука
Предметом исследования является внимание ребенка.
При выполнении работы использовались следующие общенаучные методы:
-экспериментальный,
- наблюдения,
- анкетирование.
В ходе работы будет определена степень влияния звука на организм человека. На основании чего, даны рекомендации по снижению негативного влияния звуков на организм.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных.
Упругие волны с частотой меньше 16 Гц называют инфразвуком, а волны, частота которых превышает 20000 Гц,- ультразвуком[2]
В воздухе при температуре 00С и нормальном атмосферном давлении звук распространяется со скоростью 330 м/с, в морской воде – около 1500 м/с, в некоторых металлах скорость звука достигает 7000 м/с[3]
Шум – беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Первоначально слово шум относилось исключительно к звуковым колебаниям, однако в современной науке оно было распространено и на другие виды колебаний (радио- электричество)[4]
С физиологической точки зрения шум – это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук.
Уровень шума чаще всего измеряют в децибелах.
Разговор: 40-45
Офис: 50-60
Улица: 70-80
Фабрика (тяжелая промышленность): 70-110
Цепная пила: 100
Старт реактивного самолёта: 120[4]
Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Шум от пролетающего реактивного самолета, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнезде. Транспортный или производственный шум действует угнетающе на человека – утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться. Как только такой шум смолкает, человек испытывает чувство облегчения и покоя.
Уровень шума в 20-30 децибел (дБ) практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь.
Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон. Систематическое недосыпание и бессонница ведут к тяжелым нервным расстройствам. Поэтому защите сна от всякого рода раздражителей должно уделяться большое внимание.
Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает устойчивость ясного видения и рефлекторной деятельности. Шум способствует увеличению числа всевозможных заболеваний еще и потому, что он угнетающе действует на психику, способствует значительному расходованию нервной энергии, вызывает душевное не довольствие и протест.
За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает все большую остроту[5]
2.2. Инфразвук – звуковые волны, имеющие частоту ниже воспринимаемой человеческим ухом. Поскольку обычно человеческое ухо способно слышать звуки в диапазоне частот 16-20 000 Гц, за верхнюю границу частотного диапазона инфразвука обычно принимают 16 Гц[6]
Инфразвуки оказывают особое влияние на психическую сферу человека: ухудшаются настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения[7]
Музыка – искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени[8]
Наш организм живо откликается на вибрационную частоту музыки, потому как тоже является своеобразным музыкальным инструментом: каждая клеточка, каждый орган, каждая система имеют свои вибрации.
Известный русский хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Русский психолог Д.Азаров однажды признался: «Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства рок-музыкантов. Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю».
Множество музыкальных произведений современности созданы из «звуков-убийц»[9]
Однако, не вся музыка такова. Еще в XVIII веке немецкий поэт Новалис называл любую болезнь музыкальной проблемой, которая требует музыкального лечения.
Наибольшим терапевтическим эффектом, по мнению ученых и медиков, обладает классическая музыка, которая нормализует сердечный ритм и повышает в крови уровень иммуноглобулина[10]
Для решения многих психологических проблем и лечения определенных органов, настраивания организм на исцеление, используется звукотерапия – прослушивание игры на определенных музыкальных инструментах:
Скрипка способствует самопознанию, развивает сострадание, лечит душевные раны.
Флейта снимает озлобленность и раздражительность, помогает излечиться от несчастной любви, очищает бронхи и всю дыхательную систему.
Арфа и струнные нормализует кровяное давление и работу сердца, помогает при истерии.
Пианино благотворно воздействует на почки и мочевой пузырь, щитовидную железу.
Звуки балалайки прекрасно исцеляют пищеварительную систему.
Аккордеон и баян активизируют работу органов брюшной полости.
Орган помогает привести в порядок мысли, гармонизирует потоки энергии в позвоночнике.
Кларнет улучшает кровообращение и избавляет от уныния.
Труба исцеляет радикулит, а цимбала – печень.
Барабан стимулирует кровеносную систему, восстанавливает нормальный ритм сердца.
Гитара, контрабас и виолончель лечат почки, благоприятно воздействуют на сердце и тонкую кишку[11]
2.3. Вредные и полезные звуки
Итак, условно все звуки можно разделить на вредные и полезные.
К вредным звукам, с точки зрения психологии, изучения мозговой деятельности человека, слухового аппарата и влияния различных звуков на человека, могут быть отнесены следующие звуки:
- Современная коммерческая музыка – хип-хоп, рок, хард рок, электронная и поп-музыка – пишется на низких частотах, что, согласно исследованиям, оказывает воздействие схожее с грохотом землетрясения, обрушением здания или сходом снежной лавины. Человек подсознательно ощущает угрозу, кроме того, может почувствовать упадок сил и депрессию. Длительное воздействие низких частот вызывает изменение функционирования желез, ответственных за гормональный фон, изменяется уровень инсулина в крови, а также снижается или исчезает полностью способность к самоконтролю.
- Бранная и нецензурная речь, тексты песен с негативным посылом, оказывают на человека сильнейшее влияние. Человек, постоянно слышащий вокруг мат, крики, негативные речи, просто зачахнет, если не задумается о том, чтобы защитить себя.
К полезным звукам можно отнести:
- Звуки природы: журчание ручья, пение птиц, звуки волн и дождя, песни дельфинов. Эти звуки позволяют отключиться от городской суеты и направить свой внутренний взор к собственным истокам – живой природе. Результат: снятие стресса, состояние покоя и релаксации, снижение артериального давления, улучшение самочувствия в целом, улучшение настроения.
- Классическую музыку. Она пишется на высоких частотах, которые благоприятно воздействуют на сознание и организм человека. Произведения Моцарта активизируют процессы головного мозга, дают энергетическую подзарядку. Слушая Баха и Вивальди, вы обретете состояние гармонии, равновесия, и очень поможете своему сердцу: произведения этих композиторов имеют идеальный музыкальный ритм (60 ударов в минуту), который соответствует нормальному, здоровому биению сердца. Людям с сердечными заболеваниями рекомендуется также слушать Моцарта.
- Народную и религиозную музыку, мантры, церковные песнопения, индийскую классическую музыку, вальс – именно эти стили музыки гармонизируют работу чакр человека, выравнивают его энергетическое поле. Написанные Бахом и Генделем произведения в стиле «барокко» улучшают память, помогают в изучении иностранных языков[11]
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Анкетирование
Среди учащихся школы (1-11 классы) мной было проведено анкетирование по самостоятельно разработанной анкете (Приложение 1). Проанкетировано 168 человек. Анализ полученных данных (Приложение 2) показал, что большая часть учащихся (81%) никогда не задумывались о влиянии звука на их организм, однако, они склонны верить во влияние различных звуков не только на психологическое, но и на физическое состояние организма (73%). 67% опрошенных ребят подтверждают появление эмоционального подъема или спада настроения в результате прослушивания той или иной музыкальной композиции. 23% - хотело бы принять участие в более подробном исследовании данной темы.
3.2. Эксперимент, доказывающий влияние звука на концентрацию внимания
В эксперименте, на добровольной основе, приняли участие 16 человек из моего класса, это 10 мальчиков и 6 девочек. При помощи нашего классного руководителя во внеурочное время.
Уровень успеваемости исследуемой группы:
- обучаются на 4 и 5 – 9 человек;
- обучаются на 3 и 4 – 7человек.
Проводимый эксперимент состоял из двух этапов. На обоих этапах учащиеся записывали один и тот же текст под диктовку. На первом этапе, мы выполняли данное задание под звуки классической музыки (Симфония № 40 Вольфганг Амадей Моцарт), на втором – под звук электродрели.
Несмотря на то, что при повторном написании, текст был уже знаком, под отвлекающий звук, привел к наличию большего (чем в первом случае) количества ошибок в тексте (Приложение 3).
Анализ работы я изобразила в виде таблицы (Приложение 4).
3.3. Рекомендации по снижению негативного влияния звуков на организм:
- слушать спокойную, приятную музыку, лучше что-нибудь из классических произведений;
- чаще бывать на природе: слушать пение птиц, шелест листьев, журчание реки.
- в городе применение специальных шумозащитных приспособлений (например, шумонепронецаемые окна).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование подтвердило, что звуковые колебания действительно могут влиять на внимание ребенка. Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтверждена полностью (как теоретическим, так и практическим путем).
Задачи, поставленные в начале, решены в полном объеме. Цель достигнута.
По результатам исследования я пришла к следующим выводам:
- необходимо (в силу возможностей) корректировать свое звуковое сопровождение;
- отказаться от прослушивания современной музыки - рок, электронная и поп-музыка;
- для повышения мозговой активности, выполнять домашние задания под тихие звуки классической музыки.
В дальнейшем я планирую продолжить изучение влияния внешних факторов на здоровье человека, потому что данные исследования интересны и полезны не только мне, но и большинству учащихся нашей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. И. П. Голямина Звук / Физическая энциклопедия / под общ. ред. А. М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1988-1999.
2. Сухова Т.С., Строганов В.И. / Природоведение. 5 класс. Учебник. – М.: Вентана-Граф, 2011.
3. Какова природа звука? / http://interferencija.ru/nauka-akustika/kakova-priroda-zvuka.html
4. Шум / http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F3%EC
5. Природопользование: Учебник. Под редакцией проф. Э.А. Арустамова. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000.
6. Сокол Г. И. «Особенности акустических процессов в инфразвуковом диапазоне частот». – Днепропетровск: Проминь, 2000.
7. Человек и звуки / http://www.herpes.ru/lor/Chelovek-i-zvuki.htm
8. Музыка / http://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка
9. Влияние музыки на организм человека / http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65625a3ad68a5c43b88521306d27_0.html
10. Музыка лечит душу и тело / http://sna-kantata.ru/vozdeystvie-muzyiki-na-organizm-cheloveka/
11. Влияние звуков на человека: его здоровье и сознание http://improve-me.ru/3297
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета для проведения анкетирования
1. Задумывались ли вы о влиянии звука на ваш организм? (Да/Нет)
2. Считаете ли вы, что влияние различных звуков на организм человека возможно? (Да/Нет)
3. Замечали ли вы появление эмоционального подъема или, напротив, спада настроения в результате прослушивания той или иной музыкальной композиции? (Часто/Редко/Никогда)
4. Вызывали ли у вас когда-нибудь посторонние звуки (в том числе шумы) чувство раздражения? (Часто/Редко/Никогда)
5. Если бы была возможность, согласились бы вы принять участие в исследовании влияния звука на организм человека? (Конечно/Может быть/Нет)
Приложение 2
Результаты анкетирования
1. Задумывались ли вы о влиянии звука на ваш организм? (Да/Нет)
2. Считаете ли вы, что влияние различных звуков на организм человека возможно? (Да/Нет)
3. Замечали ли вы появление эмоционального подъема или, напротив, спада настроения в результате прослушивания той или иной музыкальной композиции? (Часто/Редко/Никогда)
4. Вызывали ли у вас когда-нибудь посторонние звуки (в том числе шумы) чувство раздражения? (Часто/Редко/Никогда)
5. Если бы была возможность, согласились бы вы принять участие в исследовании влияния звука на организм человека? (Конечно/Может быть/Нет)
Приложение 3
Опытный образец работы, обучающейся 2 класса, выполненный под диктовку
Под звуки классической музыки
Под звук электродрели
Приложение 4
|
На «5» |
На «4» |
На «3» |
На «2» |
Симфония № 40 Вольфганг Амадей Моцарт |
6 чел |
5 чел |
5 чел |
_____ |
звук электродрели. |
_____ |
4 чел |
9 чел |
3 чел |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.