Использование учебноисследовательской деятельности на уроках и
внеурочное время
Подготовила
учитель русского языка и литературы МКОУ Шуваевская СОШ
Машинистова Ирина Николаевна
Государственные стандарты общего образования нового поколения
предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание,
цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить
учащегося знаниями, – на другую – формировать у него общеучебные
умения и навыки как основу учебной деятельности.
Выпускник современной школы должен обладать практико
ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в
социум и адаптации в нём.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале
инновационных педагогических средств и методов особое место занимает
исследовательская творческая деятельность.
Специфика исследовательской работы в школе заключается в
систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли
учителя.
Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им
значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий
порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в
конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки
новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Одним из распространенных приемов на уроке является Метод 6 шляп, он
помогает
Белая шляпа в этом режиме мы беспристрастны, свободны от эмоций и
сосредоточены на информации: только факты, цифры, события, имена
Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества,
увидеть положительную сторону ситуации, явления Черная шляпа это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и
риски, негативные стороны события и говорит, почему чтото может не
получиться (на этапе целеполагания)
Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и
предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства
существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.(рефлексия)
Зеленая шляпа это режим творчества, генерации идей, креативности,
нестандартных подходов и альтернативных точек зрения
Синяя шляпа это режим наблюдения за самим процессом мышления и
управления им (формулировка целей, поиски смысла, подведение итогов и т.
п.).
Как это работает на уроке? Например, на 1вом уроке по поэме А.Н.Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо» при изучении «Пролога» работа ведется по
группам
Группа «географов» демонстрирует созданную карту и обосновывает
созданное чтением текста поэмы (синяя шляпа)
«Психологи» восстанавливают портрет мужиковгероев поэмы (зеленая
шляпа)
Группа «литературоведов» говорит, какие сказочные образы введены в
«Пролог» (желтая шляпа)
«Языковеды» находят примеры жанровостилевых средств, характерных для
фольклора, а «Историки» находят конкретные исторические реалии (белая
шляпа)
Урок можно построить. Как урокисследование или включить
исследовательскую деятельность только на одном из этапов урока. Примером
может служить самостоятельная исследовательская работа с текстом в
группах по рассказу Чехова А.П. «Толстый и Тонкий» (сопоставить речь
Толстого(1гр) и Тонкого(гр) в 1 и 2 частях диалога)
В 6 классе с целью формирования умения проводить анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных, несущественных);
синтезировать целое из частей, в том числе самостоятельное достраивать,
восполнять недостающие компоненты;
выбирать основания и критерии для сравнения объектов;
подводить под понятия, выводить следствия; устанавливать причинноследственные связи;
строить логическую цепь рассуждений проводится долгосрочная
исследовательская работа «Жизнь слова» Задачей проекта является
составление энциклопедии слова, то есть собрать как можно больше
материала о жизни слова в языке: значениях и функционировании.
Свои исследования ученики могут проводить как индивидуально, так и в
группах и оформлять в виде презентаций, которые потом работают на уроке в
качестве дидактического материала, а также как тренировочные тесты.
Серьезная исследовательская работа трудоемка, поэтому пока только
отдельные учащиеся создают исследовательские проекты, чтобы представить
их на научнопрактических конференциях. Так на районной научно
практической конференции представляли работы трое моих учеников.
Жменяк Диана(призер), Мякенький Сергей и Аксенов Дмитрий
Что же касается результативности учебноисследовательской и проектной
деятельности учащихся на моих уроках, то она заключается в следующем:
рост познавательного интереса к предмету; формирование мировоззрения,
расширение кругозора; развитие умений и навыков аналитического мышления;
дальнейшее вовлечение во внеклассную деятельность, в исследовательскую
работу; воспитание толерантности и компетентности у учащихся.
Трудоемкость учебноисследовательской и проектной деятельности
заключается в сборе материала, их обработке, систематизация и анализ
источников. Что же касается применения данной технологии на уроках, то
это: ответы на опережающие проблемные вопросы по группам, анализ
документов, подготовка сообщения, к семинару, подготовка к коллоквиуму,
составление презентаций.
Такие уроки помогают вырабатывать умение самостоятельно оценивать
неоднозначные явления; размышлять над различными точками зрения;
сравнивать аргументы; подбирать факты для доказательства собственной
позиции. Формируют не только сознание детей на основе культурно
исторических и духовных ценностей, но и развивать у ребенка активную
жизненную позицию, способствуют формированию мировоззрения,
активизируют их познавательный процесс и воспитывают толерантную и
компетентную личность, через работу в группе.
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.