Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Оценка 5

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
17.01.2017
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Презентация к выступлению
Использование учебно.docx
Использование учебно­исследовательской деятельности на уроках и внеурочное время Подготовила  учитель русского языка и литературы МКОУ Шуваевская СОШ Машинистова Ирина Николаевна Государственные  стандарты  общего образования нового поколения  предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание,  цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить  учащегося знаниями, – на другую – формировать у него общеучебные  умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико­ ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в  социум и адаптации в нём.  Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале  инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.  Специфика исследовательской работы в школе заключается в  систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли  учителя.  Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им  значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах  Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий  порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в  конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки  новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Одним из распространенных приемов на уроке является Метод 6 шляп, он   помогает  Белая шляпа­ в этом режиме мы беспристрастны, свободны от эмоций и  сосредоточены на информации: только факты, цифры, события, имена Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества,  увидеть положительную сторону ситуации, явления Черная шляпа ­ это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и  риски, негативные стороны события и говорит, почему что­то может не  получиться (на этапе целеполагания) Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и  предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства  существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.(рефлексия) Зеленая шляпа ­ это режим творчества, генерации идей, креативности,  нестандартных подходов и альтернативных точек зрения  Синяя шляпа­ это режим наблюдения за самим процессом мышления и  управления им (формулировка целей, поиски смысла, подведение итогов и т.  п.). Как это работает на уроке? Например, на 1вом уроке по поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» при изучении «Пролога» работа ведется по  группам Группа «географов» демонстрирует созданную карту и обосновывает  созданное чтением текста поэмы (синяя шляпа) «Психологи» восстанавливают портрет мужиков­героев поэмы (зеленая  шляпа) Группа   «литературоведов» говорит, какие  сказочные образы введены в  «Пролог» (желтая шляпа) «Языковеды» находят примеры жанрово­стилевых средств, характерных для  фольклора, а «Историки» находят конкретные исторические реалии  (белая  шляпа) Урок можно построить. Как урок­исследование  или включить  исследовательскую деятельность только на одном из этапов урока. Примером  может служить самостоятельная исследовательская  работа с текстом в  группах по рассказу Чехова А.П. «Толстый и Тонкий» (сопоставить речь   Толстого(1гр) и Тонкого(гр) в 1 и 2 частях диалога)  В 6 классе с целью формирования умения  проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтезировать  целое из частей, в том числе самостоятельное достраивать,  восполнять недостающие компоненты; выбирать основания и критерии для сравнения объектов; подводить под понятия, выводить следствия; устанавливать причинно­следственные связи; строить логическую цепь рассуждений проводится долгосрочная  исследовательская работа «Жизнь слова» Задачей проекта является  составление энциклопедии слова, то есть собрать как можно больше  материала о жизни слова в языке: значениях и функционировании.  Свои исследования ученики могут проводить как индивидуально, так и в  группах и оформлять в виде презентаций, которые потом работают на уроке в  качестве дидактического материала, а также как тренировочные тесты. Серьезная исследовательская работа трудоемка, поэтому пока только  отдельные учащиеся создают исследовательские проекты, чтобы представить  их на научно­практических конференциях. Так на районной научно­ практической конференции представляли работы трое моих учеников.  Жменяк Диана(призер), Мякенький Сергей и Аксенов Дмитрий Что же касается результативности учебно­исследовательской и проектной  деятельности учащихся на моих уроках, то она заключается в следующем:  рост познавательного интереса к предмету; формирование мировоззрения,  расширение кругозора; развитие умений и навыков аналитического мышления; дальнейшее вовлечение во внеклассную деятельность, в исследовательскую  работу; воспитание толерантности и компетентности у учащихся.  Трудоемкость учебно­исследовательской и проектной деятельности  заключается в сборе материала, их обработке, систематизация и анализ  источников. Что же касается применения данной технологии на уроках, то  это: ответы на опережающие проблемные вопросы по группам, анализ  документов, подготовка сообщения, к семинару, подготовка к коллоквиуму,  составление презентаций.  Такие уроки помогают вырабатывать умение самостоятельно оценивать  неоднозначные явления; размышлять над различными точками зрения;  сравнивать аргументы; подбирать факты для доказательства собственной  позиции. Формируют не только сознание детей на основе культурно­ исторических и духовных ценностей, но и развивать у ребенка активную  жизненную позицию, способствуют формированию мировоззрения,  активизируют их познавательный процесс и воспитывают толерантную и  компетентную личность, через работу в группе.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017