Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»
Оценка 4.7

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература
7 кл
03.03.2018
Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»
Презентация к исследовательской работе "Белый олень людям счастье приносит"
белый олень людям счастье приносит.docx
Управление образования Администрации Таймырского Долгано­Ненецкого муниципального района ТМК ОУДО «Детско­юношеский центр туризма и творчества «Юниор» Конкурс исследовательских краеведческих работ  «Есть Таймыр единственный» Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит» (образы оленя и оленевода в творчестве писателей и поэтов народов Севера)                                                    Чуприн Бронислав Владимирович, 29.10.2004 с. п. Хатанга, ул. Таймырская, 42 Таймырское муниципальное казенное  образовательное учреждение                                                                                             «Хатангская средняя                                                          общеобразовательная   школа – интернат»  7 «Б» класс Чунанчар Надежда Ивановна, Таймырское муниципальное казенное  образовательное учреждение                                                                                           «Хатангская средняя                    общеобразовательная школа – интернат»  учитель русского языка и литературы конт. тел. 8 (39 176) 2­10­68 [email protected]                                                      Хатанга  2018 Исследовательская краеведческая работа «…Белый олень людям счастье приносит» Номинация: «Литературное краеведение» Аннотация.         Работа   «…Белый   олень   людям   счастье   приносит»   посвящена культуре и жизни оленеводов Севера. Она о радости и о труде, о крепкой дружбе и любви северян к своему суровому и прекрасному краю. В работе при помощи текстов показан труд и жизнь оленеводов. Рассказывается о жизни северной семьи, кочующей по тундре.  Цель исследования: доказать, что образ оленевода и оленя, созданный поэтами   и   писателями   ­   это   живое   воплощение   отношений   человека   и природы   в   условиях   сурового   Севера,   что   только   при   сохранении домашнего оленя можно говорить о сохранении самобытного народа.  Методы   проведённых   исследований: литературы, анализ произведений поэтов Севера. изучение   современной Основные результаты литературного исследования: писатели и поэты на   примере   героев   своих   произведений   учат   любить   родину,   ценить прошлое, приумножать своим трудом богатство родного края.            Работа состоит из трёх глав. В каждой из них отражена одна из сторон жизни оленеводов. Сообща, как мозаика, они составляют рассказ о тундре, её жителях, о её прошлом, настоящем и будущем.   Эта мозаика позволяет почувствовать красоту и богатство северной природы, трудолюбие и талант, мужество и благородство северного народа.      Содержание. Введение                                                                                                   стр. 1 Глава 1. «…Белый олень людям счастье приносит»                            стр. 3 Глава 2. «У оленевода есть сын»                                                            стр. 6 Глава 3. «…Ты запомни, сынок, материнский наказ»                          стр. 13   Заключение                                                                                               стр. 15 Список использованной литературы                                                      стр. 16 Приложение Введение.          Моё раннее детство прошло в попигайской тундре. Обязанностей в тундре   много   и   у   взрослых,   и   у   детей.   Едва   солнышко   прикасалось   к горизонту,   мы   заготавливали   сушняк   на   растопку.   Пока   светило   не опустилось в свой долгий путь по небу, много работы необходимо было выполнить: наносить воды, помочь матерям бельё постирать, в стаде оленей с отцами покараулить. Дети между делом с любимыми оленятами играли. А ещё слушали неторопливые рассказы взрослых о том, «как раньше жили». В жизни   оленеводов   происходили   захватывающие   истории,   которые передавались из поколения в поколение в виде сказок, преданий.           Хорошо в стойбище летом! О школе можно забыть до самой осени. Впереди   так   много   интересного.   Я   люблю   свою   родную   землю,   оленей. Родители   рано   познакомили   меня   с   трудом   оленевода.   Я   знаком   с основными   навыками   и   знаниями   древнейшего   традиционного   занятия своего народа.           В школе мы читаем и слушаем стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, И.А. Бунина. Мы любим творения этих великих поэтов, но они писали про дворян, а вот про оленеводов писали немногие поэты и писатели.   И   нам,   конечно   же,   стихи,   рассказы,   повести   о   них   кажутся самыми прекрасными.             Моя работа называется «Белый олень людям счастье приносит…». Почему   я   выбрал   эту   тему?   Двадцать   первый   век   поставил   оленеводов перед фактом сокращения стад домашнего оленя. Для долган олень – это жизнь. Без него нет и не может быть жизни. Сейчас говорят, что северное чудо – домашний олень – обречён природой и человеком на вымирание. Конечно,   есть   такие   причины.   Это   и   сокращение   пастбищ,   и   нехватка оленеводов,   и   быстрое   размножение   диких   северных   оленей,   которые уводят домашних. Причин много, как отростков на ветвистых рогах оленя. Что потеряет человечество, если пропадёт, исчезнет с земли маленькое  1 чудо природы – домашний олень? Возможно, ничего. Мясо можно завести  с «материка», одежду тоже можно купить в магазине. Но там, где исчезает олень – исчезают люди со своей культурой, обычаями, языком. Вековой уклад отступает. Некому будет рассказывать легенды, сказки о домашнем олене.   И здесь не последнее слово отводится писателям и поэтам, которые воспевают труд оленевода, поют гимн жизни в тундре, тем самым стараясь доказать, что только при сохранении домашнего оленя можно говорить о сохранении   самобытного   народа.   Образ   оленевода   и   оленя,   созданный поэтами   и   писателями   ­   это   живое   воплощение   отношений   человека   и природы в условиях сурового Севера.  В своей работе я хочу рассказать при помощи литературных текстов, кто такой оленевод, чем он живёт, какие у него мечты и планы на будущее.    В  работе  я  в основном  использовал   произведения   малых  народов Севера. Ведь у каждого народа есть свой небосклон поэзии – с солнцем и луной, звёздами и кометами, метеоритами и звёздной пылью… Писатель на примере героев своих произведений учит любить родину, ценить прошлое, приумножать своим трудом богатство родного края. 2 Глава 1.  «…Белый олень людям счастье приносит».         У долган самый любимый цвет – белый. Всё прекрасное, почитаемое –  белое. Белые ночи – это ты, мой Таймыр!  Белые сопки – это лик твой, Таймыр!  Белое солнце – это сон твой, Таймыр!  Сколько тайн ты хранишь, мой Таймыр? 1       Белый цвет у долган ­ это цвет жизни. А белого не так мало и не так много вокруг. Белый снег – это божественный снег. Сам Бог присылает его с неба. Снег для того, чтобы лучше скользили полозья нарт, чтобы легче было оленям тянуть поклажу. Снег для того, чтобы прикрыть уставшую землю и дать ей передохнуть до весны. Снег для того, чтобы охотник мог выследить   зверя   и   накормить   добычей   свою   семью,   соседей.   На   смену белому снегу приходит белая ночь. Наступает время царствования белого солнца. Солнце приносит белый день, чтобы люди могли увидеть друг друга и полюбоваться деревьями, травами, водами, землёй и небом.              Когда   угасает   белая   ночь   и   приходит   прохлада,   в   балке,   чуме поселяется   огонь,   освещающий   белым   светом   людей,   чтобы   они   не растворились   в   чёрной   осенней   мгле.   Потом   вступает   в   свои   права белоснежная   зима.   А   её   сменяет   ласковая   весна   с   серебристо   ­   белым настом,   матово­белой   коркой   льда   и   талыми   водами.   И   земля   начинает принимать пополнение. Оленухи приносят оленят. Изредка белых.       Рождение белого оленя всегда было радостным событием. Таких оленей, если в стаде достаточно было ездовых, в нарту не запрягали. Они жили, украшая жизнь.  Бывало, белые олени проживали долгую жизнь. Иногда из шкур   белых   оленей   шили   белые   одежды,   и   они   оберегали   от   невзгод человека, который ходил в таком одеянии. Обычно это были  _________________ 1А н т о н о в а  А. Разговор с Землёй. – СПб., 2001. – С. 71 3 князья, богатыри, шаманы, старцы и просто мудрые люди.      Бесконечная смена времён года породила образы чёрного и белого оленя – зимы и лета. Белый олень – летнее небо с сияющим на нём солнцем. Чёрный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые ранние холода.      Белый   олень   не   принадлежит   одному   человеку.   Он   является     олицетворением духовной мощи народа. С белым оленем связаны светлые мечты и надежды любого народа Севера.  Прекрасные стихи белым оленям посвятил Матвей Чарду, долганский  самодеятельный поэт.  Чудеса и легенды манят,  Тундра полнится слухом:  белых двух оленят  принесла златорогая оленуха.  Есть у белых телят печать –  Серебристые звёзды во лбу.  Если сможешь их повстречать –  Угадаешь свою судьбу.                                         Оленята белые                                                        Ночью в тундре до зари                                                            в снах резвились – бегали,                                           счастьем одарив.10   Первый среди оленей, самый стройный, самый крупный, самый умный –  белый олень. Сама природа отметила его ослепительно­белой мастью.  Мчится по тундре оленья упряжка –  Тройка оленей, лишь комья летят.  Белый олень будто вышел из сказки –  Два колокольчика звонко звенят. Словно посланец из дальних миров,  Гордо рога, как корону, он носит.  Как говорится в преданьях отцов:  Белый олень людям счастье приносит.10(1)  Но белый олень не только символ красоты, любви, доброты. Белый олень – это символ жизни. Оленеводу вместе с любовью к волшебному оленю  10 Ч а р д у М. Еду я по тундре. Стихи. – Дудинка, 1992. – стр.42 10(1) Там же – стр.17 4 приходит   вечная   любовь   к   обыкновенному   оленю.   Пастуху,   бесконечно любящему оленя, надо уметь делать всё, что умели делать пастухи и сто, и двести лет назад.  И волшебный олень из сказки, и обыкновенный олень из земной жизни как бы мчат тебя в одной упряжке. Звёздное небо им путь освещает,  Светлую дарит улыбку луна.  Тихую песню каюр напевает,  Может, мерещится парню весна.10(2) ___________ 10 (2) ) Ч а р д у М. Еду я по тундре. Стихи. – Дудинка, 1992 – стр.17 5 Глава 2.  У оленевода есть сын.    Обучение искусству оленеводства начиналось задолго до рождения ребёнка.   У   оленевода   должны   быть   сыновья.   О   воспитании   ребёнка тундровики   задумывались   задолго   до   его   рождения.  Молодую   женщину, которая   готовилась   стать   матерью,   особо   оберегали   от   всех   невзгод.   В незатейливых рассказах старики давали понять, каким вырастит сын, если мать долго и много спит, ленится. В воспитании человека участвовали все: и стар, и млад, весь род, сельская община.    Пришли новые времена, и многое изменилось в жизни кочующих с оленем.   Сегодня   дети   оленеводов   не   рождаются   в   одиноком   чуме.   В посёлках   есть  больницы.   Но   в   старые   времена   для   матери   и новорождённого строилось отдельное жилище. До наших дней сохранилась примета: если в день рождения младенца кто­то пришёл с добычей, ребёнок будет удачлив. По обычаю долган добычу дарят малышу и его матери.    Многие поэтические страницы в литературе любого народа Севера связаны   с   рождением   ребёнка.   В   любви   к   своему   ребёнку   рождалась колыбельная   песня.  Когда   малыш   спал   или   бодрствовал,   мать   пела   ему вслух   или   про   себя   колыбельную   песню.   Мать   учила   своего   ребёнка великому мужеству жить, искусству оленеводства.  Баю­бай, Ванюша,  Бэлу­лээ, Ванюша.  Одеяло из мехов  Легче летних облаков.  Ночь, как день, ­ прозрачней тени.  Где­то хоркают олени.  Утуй, утуй, Ванюша,  Усни, усни, Ванюша.  Тундра мохом проросла,  И оленям нет числа.  Над речными берегами  6 Бродят дикими стадами  С наклонёнными рогами.3           Бывало так, что сразу же собирались в путь и кочевали за оленями на новое   место.   Такова   была   суровая   необходимость.   Аргиши   по   тундре начинались в люльке на нарте, потом ребёнка привязывали к седлу. К семи годам он уже самостоятельно управлял упряжкой оленей. В ребёнке видели помощника   и   наследника   традиций.   Отец   видел   его   рядом   с   собой   у оленьего стада, в схватке с пургой и жизнью.  Глянешь в даль, то разглядишь:  Там идёт перекочёвка.  К зимним пастбищам степенно  Продвигается аргиш.5                  «Сына надо сразу приучать к аргишу, пусть его баюкает перебор оленьих копыт в быстром беге, звон бубенцов, крутизна перевалов да шум тайги.   С   детства   должен   привыкать   к   тому,   из   чего   жизнь   будет складываться», ­ рассуждал молодой отец, будущий герой замечательных книг Г. Федосеева, великий эвенкийский проводник Улукиткан.9 У долган мальчиков ласково называли кусээ – хозяин, девочек – кычай – хозяйка. Вместе с материнским молоком маленький тундровик пил оленье молоко, густое и солнечное, как воздух в тундре летом. У него  с пелёнок воспитывали терпение, выносливость и следили, чтобы ребёнок рос здоровым, крепким.  Я вырастала из тундровых трав.  Крепла, оленье пила молоко.  Не отбирала у оленят.  Сами они делились всегда.  Великодушные братья мои.  _______________________ 3А к с ё н о в а  О., Н е н я н г  Л., Н е м т у ш к и н  А. Аромат земли. Сборник стихов. –  Красноярск, 2001. – С.25 5 Л а п ц у й  Л. Эдейка. – Свердловск, 1978. – С.10  9 Ф е д о с е е в  Г. Последний костёр. – М., 1994. – С.369 7 За это ласково «сосунок»   Называли люди меня.2(1)           В тундре у оленеводов прежде не было сирот. Если случалось, что ребёнок оставался без родителей, малыша сразу же забирали родственники и воспитывали вместе со своими детьми, какой бы большой ни была семья. Тундровики   и   сегодня   стараются   не   отдавать   детей   в   приюты,   детские дома. Детей берут под опеку родственники.  Прошляпила смерть. И чужая семья  его приютила в тот день, как своя.  Он грубого слова в семье не слыхал.  Он матерью  мачеху называл. Отец же приёмный,  что мальчика спас,  дал новое имя ему.2 (2)          Первой крышей над головой маленького оленевода был чум, крытый выделанными оленьими шкурами. Первыми игрушками становились   «бабки»   из   оленьих   ног.   Первый   друг,   которого   встречал   маленький северянин, выползая из чума, тоже стоял на четырёх ногах. Это были олень и собака. И эти друзья сопровождали оленевода всю жизнь.  Оленёнок – хвост торчком,  Сам с коричневым бочком,  Вдоль весенних скользких троп Топ­топ­топ –  Так бежит.  Только маму потеряв,  Горько плачет:  «Ав­ав­ав!..» Как наш маленький сынок,  Оленёнок­сосунок, ­  Так дрожит.8 2(1) А к с е н о в а О. Талые воды: Стихи и поэма. – М., 1989. – С.24 2(2) Там же. – С. 63 8 Л а м у т с к и й  П. Оленёнок.//Стихи поэтов Севера. – М., 1977. – С.100 8               У  будущего   оленевода   был  друг,  который  никогда   не  подводил. Мальчик   разговаривал   с   оленем,   как   с   человеком.   Дети   и   олени   росли вместе. Вместе играли, вместе постигали азы жизни.  Оленёнок, оленёнок,  Мой пушистый колобок,  Хорошо играть с тобою И поглаживать твой бок…6        Дети в тундре заняты каждый своим делом: одни заготавливают дрова,  другие – лёд, кто­то из девочек шьёт, кто­то обрабатывает шкуры для  одежды, нюки – покрышки чума. Нас, детей, по тальник отправляли,  Обвязавшись ремнём от седла,  Мы бежали туда без оглядки,  Где побольше растёт тальника.  Не жалея набухших ладоней,  Только б ловкость свою показать,  Набирали охапки поболе.1              Ребёнка до совершеннолетия старались оберегать всевозможными средствами. Но и ребёнка учили бережно относиться к природе. С детства внушалось – можно лишь любоваться и наслаждаться красотой природы.               Игрушки детей напоминали орудие труда взрослых. Только лук и стрелы,  маут   отличались  от   настоящих  своими  размерами.  Самодельные куклы для девочек делали из оленьих бабок, завёрнутых в кусочки шкурок и тканей.               Оленей мастерили из разломанных спичечных коробков, из щепок, лучинок, которые загибали посредине под прямым углом и в приподнятой части   расщепляли   в   виде   ветвистых   рогов.   Молодые   оленеводы соревновались   в   изготовлении   детских   игрушек.   Игрушки   позволяли ребёнку жить интересной полной жизнью. С ними он не был одинок в ___________________ 1А н т о н о в а  А. Разговор с Землёй. – Спб., 2001. – С. 71 6В э л л а Ю. Песня ненецкого мальчика.//На семи ветрах. Рассказы, стихи, сказки  писателей народов Крайнего Севера. – М., 1984. – С.141 9 непонятном ему мире взрослых, строил из них свой маленький мир, своё царство, где он такой же мастер, как и взрослые. Он оленевод!         Игры детей тесно связаны с оленеводством и охотой. Дети набрасывали маут на головки нарт, на лежащие рога оленя, на воткнутую в землю палку, друг   на   друга,  с  помощью   лука  упражнялись   в  стрельбе.  Так   с  детства приобреталась   та   удивительная   ловкость,   меткость,   которая   потом потребуется во взрослой жизни.  Вкруг Эдейки диким стадом  Пляшут, скачут мальчуганы.  Два больших ветвистых рога  Каждый держит над собой,  Каждый хоркает задорно,  Как олень, готовый к бою. Добывать оленей диких  Тундра учит нас веками.5       Круглый год: и летом, и весной, и осенью, и зимой – рядом с детьми в тундре находятся олени Олень мой! Вместе мы росли В краю, где ягель стужей выжжен. И род мой древний вряд ли б выжил,  Когда б олени не спасли  Его от голода и бед.7         Чтобы стать помощником отцу, нужно многому научиться. Первыми учителями мальчика становятся родители: отец и мать. Главные жизненные уроки мальчик усваивает от отца, который научил его охотиться на волков, ставить капканы на песцов, охранять стадо оленей.          Детский возраст у тундровиков кончается очень рано. 8­9­летние дети считаются уже взрослыми, имеют своих ездовых оленей. Дряхлым старцем притворился,  Тронул волосы седые:  У меня, мол глаз незоркий,  Ослабел мой острый слух… _________________  5 Л а п ц у й  Л. Эдейка. – Свердловск, 1978. – С.9  7О ё г и р  Н. Олень.//Сполохи. – М., 1987. – С.198 10 Вот ведь как отец слукавил, Чтобы руки молодые  Взяли взрослую винтовку  Из его искусных рук.         – Не страшна нам волчья стая,  Если ты со мною рядом. –  Подбодрил отец сынишку.5    К пятнадцати годам каждый сын оленевода знал все обычаи предков и умел ими пользоваться.  С детства запомни обычай мужчин.  Он до тебя установлен веками.   Первой удачей  со стариками  беспрекословно делись,  не жалей  первой удачи,  добычи своей. Гостю отдай,  Не жалея, вторую.  Истину с детства  запомни простую:  сколько отдашь  старикам и друзьям,  столько добудешь  охотою сам.2 (1) Большую силу в воспитании детей имели взгляд, жест. Но никогда на ребёнка не повышали голос, не кричали. Провинившимся давали обидные прозвища. Например, Арбаай – лохматая, Купаача – плохой, Кулкас – как бы пузырится от зла,  Мёккуён  – упрямый, Утукчай – сонливый. Ребёнок, получивший такую позорную кличку, всеми силами старался избавиться от неё.   Задевая   самолюбие   ребёнка,   родители   добивались   желаемых результатов4. Об этом писала и Огдо Аксёнова:  У лодыря сердце стынет, а язык, как пламя, трепещет. 2(1) А к с е н о в а О. Талые воды: Стихи и поэма. – М., 1989. – С.14 4 Б е т т у  Е.С. Имена долган. – Красноярск, 2010. – С.22 5 Л а п ц у й  Л. Эдейка. – Свердловск, 1978. – С.11  11  Добычливая охота: спать да потягиваться.  Ну и подхалим, скользкий, как налим.  У сквернослова изо рта слова прыгают, как лягушки.2(2)           Дети  вырастали, взрослели, уезжали  из  тундры  в  школу.  Начинали учиться вдали от родителей, осваивали грамоту, знакомились с большим миром   на   уроках,   смотрели   телевизор,   осваивали   компьютер.   А   олени оставались в тундре. Но ещё они оставались в душе, в памяти каждого маленького   человека.     И   где   бы   не   жили   северные   дети,   они   мечтали вернуться к родным оленям. Родители рано познакомили ребят с трудовой романтикой своих будней. Оленьим стадам нужны знающие, любящие своё дело пастухи. Дети оленеводов мечтают стать оленеводами.  Золотые олени гуляют внизу!                                         Золотую искру                                                                              Высекают копыта!                                         До сих пор я в душе эти искры несу –                                       Разве может быть                                      Детство забыто. 7 2(2) А к с е н о в а О. Талые воды: Стихи и поэма. – М., 1989  – С. 48 7 К р и в о ш а п к и н  А. Золотые олени и материнский наказ.// Сполохи. – М., 1987. – С. 256  12 Глава 3. «…Ты запомни, сынок, материнский наказ»                    К своим родителям тундровые дети относились и относятся с большим   почтением.   Это   воспитывалось   с   малых   лет.   Плач   матери, бабушки или дедушки приравнивался к чрезвычайному происшествию. В этом случае млад и стар оказывали посильную помощь плачущему и впредь следили, чтобы в этой семье было ладно.                     Взрослые всегда стремились быть примером для детей. Большой дружной   семьей,   обычно   вечером,   в   балок   собирались   все.   Взрослые рассказывали, что каждый сделал за день. Как прошла охота, что добыли, сколько   отремонтировали   сетей,   снастей,   саней,   сколько   приготовлено верёвок, лямок для аргиша. Строили планы на завтрашний день. Взрослые давали поручения детям, отмечали вклад каждого. Все стремились, чтобы детей окружали добрые дела, чтобы каждый из ребят был занят полезной работой.                     У маленьких детей была очень тесная связь с родителями. От родителей дети усваивали главные жизненные уроки.           С рождением ребёнка у мамы появляется новое состояние души – мудрая зрелость. Любовь и материнство делают женщину мудрой. В любви к своему ребёнку рождалась колыбельная песня. В колыбельной всегда был заложен тайный смысл – пожелание. Колыбельная – это великая любовь матери к сыну, дочери. Каждая женщина­северянка была великая мастерица шить одежду. Через   детскую   одежду   мама   выражала   свои   чувства,   свою   любовь   к ребёнку. Одежда – это песня. Гимн любимым детям. Ненецкий поэт Леонид Лапцуй, обращаясь к воспоминаниям своего детства, пишет: Скован наш Эдейка Сладкою дремотой Возле золотого света и тепла. А в руках у мамы 13 Движется работа, В узловатых пальцах Ножик да игла. Мальчик улыбается.  До чего красивая мама у него!  Зашивает мама в новенькую малицу Золотую нежность сердца своего.5               Мама   учила   ребёнка   всем   премудростям   жизни.   Именно   мама воспитывала маленького оленевода на принципах добра.  Перед самой разлукой Мне мама сказала: Будет трудно вначале,  Но легче потом.  Вот учах тебе мой,  Чтоб душа не скучала. Ты учись хорошо и прославь наш алас. Жадность, хитрость – гони,  Добрым будь человеком.  Ты запомни, сынок, материнский наказ.7        Если мать готовила к жизни девочку и сына, то отец готовил к жизни сына. Сын для него – будущий хозяин стада. Вырастет – песца добудет, рыбу в чум привезёт, мясом дикого оленя кормить станет. Сын – будущий помощник отца. Отец – первый учитель. С ним не страшно, когда в «гости» придёт медведь или в стаде оленей появятся волки. В тундре нет магазинов, как   в   городе.   Отец   всегда   позаботится   о   свежей   дичи,   наловит   рыбы   в речке. Отец научит сына, как найти птицу, как прокормить семью дарами тундры.       Долгими зимними вечерами рассказывают мамы, бабушки, папы и  дедушки своим  детям и внукам  длинные  сказки, вспоминают  о своём детстве, об обычаях и традициях народа. И дети всю жизнь помнят эти уроки. 5 Л а п ц у й  Л. Эдейка. – Свердловск, 1978. – С.12  7 К р и в о ш а п к и н  А. Золотые олени и материнский наказ.// Сполохи. – М., 1987. – С. 256 14 Заключение.  Попытаюсь подвести некоторые итоги своей работы.  В   этом   мире   есть   такие   ценности,   как   любовь   к   своим   родным   и близким, любовь к природе, оленям – всему тому, что окружает в детстве. А ещё есть земля, которая называется дорогим для всех словом Родина. Земля, на которой слагают и читают стихи об Олене и Оленеводах, никогда не зачахнет. Для оленевода счастье – это олени. Это и стремительный бег в оленьих   гонках,   это   и  зов  серебряного   колокольчика   на   шее   оленя,  это удаль оленевода, когда пастух захлёстывает маут на короне рогов оленя.    Считают, что подрастающее поколение не хочет жить в тундре и заниматься оленеводством. Но это не так. Оленеводство, домашний олень, жизнь в тундре с оленями на Севере есть и будет всегда. Появятся новые стихи, песни, сказки, где главным героем будет домашний Олень, Оленевод и Сын Оленевода. Не случайно эти слова я пишу с большой буквы. Почётно быть   Оленеводом!   Я   могу   с   уверенностью   сказать,   что   буду   достойно продолжать дело моих предков. И мы ещё не раз испытаем необыкновенную радость – чтение свежей, чистой книги в потоке пёстрой поэтической литературы.  Нельзя оленей  Не любить,  Они –  Моя судьба,  За ними век готов  Ходить,  Чтоб только никогда Не наступил бы  Тусклый год  И не пришёл тот день,  Когда по тундре  Не пройдёт,  Не пробежит олень.7 7 К р и в о ш а п к и н  А. Олень.// Сполохи. – М., 1987. – С. 268  15 Список использованной литературы.  1. Антонова  А. Разговор с Землёй. – СПб., – Петровская академия наук и искусств, 2001.  2. Аксенова О. Талые воды: Стихи и поэма. – М.: Сов. Россия, 1989. 3. Аксёнова  О., Ненянг  Л., Немтушкин  А. Аромат земли. Сборник  стихов. – Красноярск, 2001. 4. Бетту  Е.С. Имена долган. – Красноярск: Издательский дом «Новый  Енисей», 2010. 5. Лапцуй  Л. Эдейка. – Свердловск: Книжное издательство, 1978. 6. На семи ветрах: Рассказы, стихи, сказки писателей народов Крайнего  Севера и Дальнего Востока. / Сост. И.Е. Буркова. – М.: Дет. лит., 1984.  7. Сполохи. Сборник стихотворений и поэм поэтов народностей Севера и  Дальнего Востока. / Сост. В.М. Санги. – М.: Современник,  1987.  8. Стихи поэтов Севера. – М.: Детская литература, 1977. 9. Федосеев  Г. Последний костёр. – М.: Вече, 1994. 10.Чарду М. Еду я по тундре. Стихи. – Дудинка: Дудинский городской  отдел культуры,  1992. 16 Приложение. Аскольд Бажанов Кто сказал… Кто сказал, что северных оленей Скоро будет незачем пасти! Дай, мол, срок, их техника заменит –  На неё лишь сесть и завести… И кати по тундре без боязни,  Прямиком по солнцу, без дорог. На стальной машине не увязнешь,  Проезжай хоть вдоль, хоть поперёк. Мни берёзок слабенькие плечи,  Ели, сосны походя круши,  Мох и ягель вспахивай беспечно,  В светлых речках травы полощи.  И замрёт природа, увядая, Коль красу её не пощадить. Будет тундра вечно молодая,  Если в ней олени будут жить!

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»

Исследовательская краеведческая работа на тему: «… Белый олень людям счастье приносит»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018