Исследовательская работа
Оценка 5

Исследовательская работа

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература +1
6 кл—10 кл
09.04.2019
Исследовательская работа
Цель работы - выявить особенности использования личных имён, фамилий, отчеств, прозвищ героев рассказов: помещиков и крестьян, увидеть их различие, обусловленное социальным положением, рассмотреть конкретные примеры из текста, сопоставив весь перечень используемых имён, отчеств с точки зрения фонетического, словообразовательного и лексического анализа слов.
исследов работа имена у тургенева.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 1 р. п. Чаадаевка Научно­практическая конференция «Старт в науку» Секция: литература Исследование антропонимики в рассказах  И. С. Тургенева «Записки охотника»                                                                                                                                                   Выполнила:  ученица 10 класса                                                                             Черкашина Екатерина Руководитель:  Маракаева О. В. 2018 год Содержание I. Введение.........................................................................................стр. 2 ­ 4 II.  Основная часть.............................................................................стр. 4 ­ 12 1. Имена в художественной литературе..........................................стр. 5 2. Антропонимия в  "Записках охотника» И. С. Тургенева...........стр. 5 ­ 6 3. Женские имена в рассказах...........................................................стр. 6  4. Мужские имена в рассказах........................................... ..............стр. 6 ­ 8 5.  Особенности крестьянских и дворянских личных имен...........стр. 8 ­ 9 6. Употребление отчеств в XIX веке................................................стр. 9 ­ 10 7. Функции фамилий и прозвищ в рассказах...................................стр. 10 ­12 8. Отражение в имени социальной структуры общества................стр. 12 III.  Заключение.................................................................................. стр. 13 ­ 14       IV. Список литературы...................................................................... стр. 15 V. Приложение................................................................................... стр. 16 2 Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.                                              Дейл Карнеги I. Введение.      Имена и фамилии... Сколько их существует  ? Какую роль они играют в жизни человека   и   как   появились?   Несут   ли   смысловую   нагрузку   в   художественном произведении?   Именно   эти   вопросы   нас   заинтересовали,     и   мы   решили   найти ответы на них в творчестве Тургенева.   "Записки охотника" ­ удивительное по своему содержанию произведение И. С. Тургенева.       При   создании   образов   писатель   умел   находить   такие   слова, посредством которых как бы сами по себе раскрывались неуловимые и невидимые черты   характера.   Сущность   же   образа   передавалась   самым   главным   словом, связанным   с   образом,   ­   именем,   фамилией,   заключенных   в   глубинный художественный   контекст.   Вот   почему     имена     героев     Тургенева   невозможно «прочитать»  сразу,  с  ходу.  Для   осмысления   имени   необходимо   установить   его внутреннюю связь с образом, а самого образа – с контекстом, в котором подаются иные   образы,   и   контекстом   всего   произведения.   Тургенев   ,   мастер   утонченно точного   слова,   щедр   на   «говорящие»   фамилии,   в   том   числе   и   на   совершенно прозрачные имена и фамилии­прозвища, которые «в сущности, клички, которые мы нечаянно застаем в тот самый миг, когда они превращаются в фамилии»  В творчестве писателя имена приобретают статус категорий познания личности: «говорящие» имена сгущают восприятие, причем не искажают жизненную правду, поддерживая   иллюзию   действительности.   Многие   имена   являются   неким «заглавием»  внутреннего   мира   персонажей,  что   в  сочетании   со   спецификой   их характера определяет сущность героев.       Объектом  нашего   исследования     послужил   сборник   рассказов   "Записки охотника" И.С. Тургенева. Прочтение этого произведения заставляет задуматься над многими проблемами, несмотря на то, что  написан он в середине XIX века. К рассмотрению     многих   сторон     художественного   своеобразия     тургеневского сборника обращались многие исследователи в разное время. Мы решили коснуться в   своей   научно­исследовательской   работе   проблемы   возникновения   и использования личных имён, фамилий, отчеств и прозвищ в рассказах «Записки охотника».    Тема: Исследование антропонимики в рассказах  И. С. Тургенева «Записки охотника». 3 Актуальность выбранной темы обусловлена и малой изученностью вопроса, и дискуссионностью. Известно, антропонимика ­   наука, изучающая имена   людей, всегда   привлекала   большое   внимание   к   себе.   Тем   более   интерес   возникает   по поводу   того,   какие   имена,   фамилии,   отчества   существовали   в  XIX  веке,   чем обусловлен был их выбор, и существовали ли социальные причины в их выборе для людей,   принадлежавших   к     различным   сословиям.     "Записки   охотника",   как никакое иное произведение, нам это доступно демонстрируют.      Цель   исследования:  выявить   особенности   использования   личных   имён,   фамилий, отчеств, прозвищ героев рассказов: помещиков и крестьян, увидеть их различие,   обусловленное   социальным   положением,   рассмотреть   конкретные примеры из текста, сопоставив весь перечень используемых имён, отчеств с точки зрения фонетического, словообразовательного и лексического анализа слов.      Гипотеза, которую мы выдвинули, предполагает то, что цикл рассказов «Записки охотника»   имеет   уникальное   значение   в   русской   литературе,   потому   что   даёт большую возможность изучения личных имён, фамилий и прозвищ в России в XIX веке.   Мы   посчитали,   что   между   именами   героев:   крестьян   и   помещиков существует   яркий   контраст.   Многие   имена,   фамилии,   прозвища   являются «говорящими» и помогают раскрыть характер героев. Перед началом исследования  мы поставили перед собой такие задачи:    ­ провести анализ текста художественного произведения с целью нахождения личных имён, фамилий, отчеств, прозвищ героев;     ­   подробно   рассмотреть   и   сопоставить   женские   и   мужские   имена   дворян   и крестьян; ­ обратить внимание на своеобразие фамилий героев; ­ показать на конкретных примерах, как прозвища раскрывают характеры героев; ­ установить, как личное имя отражает социальную структуру общества.   В   ходе   работы   был   проведён   подбор,   анализ   и   систематизация   источников литературы по данной теме. Методы   исследования:  обобщение,   понимание,   литературоведческий   анализ, искусствоведческий анализ. Приёмы   работы:   работа   с литературоведческими   справочниками,   знакомство   с   научными   статьями   и книгами известных лингвистов по ономастике, поиск информации в Интернете.   исследование   текста   произведения, 4 Этапы исследования: ­ Чтение и анализ рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника».   ­     Поиск   в   тексте   личных   имён,   фамилий,   отчеств   и   прозвищ   героев   и изучение их фонетических, лексических и словообразовательных особенностей.    ­   Работа   с   дополнительными   источниками   литературы,   с   целью   изучения происхождения и употребления имён. ­ Систематизация и обобщение материала. Новизна   работы  заключается,   во­первых,   в   том,   что   при   изучении   рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева не уделяется достачно внимания   изучению проблемы   использования   личных   имён   героев   в   тексте.   Во­вторых,   история возникновения   и   происхождения   русских   имён,   фамилий,   отчеств   и   прозвищ весьма   интересна.   В­третьих,   имена,   появившиеся   в   19   веке,   продолжают   своё существование в современном мире, такие, как Татьяна. Павел, Виктор и другие, и не имеют в своём выборе никакого социального барьера.  Данное исследование имеет практическую значимость. Проделанная   работа   может   быть   интересна   учителям­словесникам,   учащимся, людям,   увлекающимся   творчеством   И.   С.   Тургенева,   работникам   ЗАГСов, молодым родителям, выбирающим имя для своих детей, и всем тем, кто желает узнать о происхождении имён, фамилий, отчеств и прозвищ. Отчётом   о   проделанной   работе   стало   выступление   на   уроке­семинаре   по литературе   на   тему:   «Загадки   художественного   текста»,   подготовка   к опубликованию статьи на тему исследования в газете «Городищеский вестник».                                       5 II. Основная часть. 1. Имена в художественной литературе. Среди многочисленных источников изучения русских личных имен, отчеств и   фамилий   заметное   место   занимает   художественная   литература,  которая,  при всей   ее   зависимости   от   индивидуальности   писателя,   объективно   отражает закономерности,   характерные   для   антропонимии   русского   народа.   Писатель­ реалист   не   может   быть   равнодушен   к   использованию   личных   имен   в   своем произведении,   так   как   этот ценный языковой материал позволяет  нарисовать ясную картину социальных отношений. Однако   до   сих   пор   личные   имена   героев   русской   художественной   лите­ ратуры   в   этом   плане   не   вызывали   должного   интереса   у   исследователей отечественной  антропонимии. Больше  внимания  уделялось  поискам  прототипов того   или   иного   персонажа   произведения     или     же     изучались     имена       из художественных произведений тех авторов, у которых наиболее ярко выразилось индивидуальное имятворчество как хорошее средство сатиры (произведения Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова­Щедрина, А. П. Чехова). Между тем русские личные имена и фамилии очень чутко отражали многие социальные   противоречия   русского   общества  XIX  в.,   и   на   примерах   «борьбы» личных имен, отчеств и фамилий разных сословий можно в некоторой степени проследить   столкновение   общественных   взглядов   и   вкусов   определенного 6 периода. 2. Антропонимия в  "Записках охотника» И. С. Тургенева. «Записки охотника» И. С. Тургенева, появившиеся на рубеже сороковых и пятидесятых   годов,   служат   хорошей   иллюстрацией   русской   антропонимии середины  XIX  в.   В   этом   замечательном   реалистическом   полотне   отразились картины народной жизни России в эпоху крепостничества. Личные имена, которые использует   писатель,   подчеркивают   социальные   противоречия,   отделявшие глубокой пропастью помещиков­крепостников от крестьян. Различие   этих   двух   сословий   царской   России   способствовало   отделению личных   имен,   которые   употреблялись   только   среди   дворян,   от   личных   имен, используемых   крепостными   крестьянами.   Формально   церковники   предлагали   в равной   мере   одинаковые   имена   для   всех,   но   фактически   каждое   сословие пользовалось только «своими» личными именами. 3. Женские имена в рассказах. Особенно резко отличается именник у женщин. Если среди имен дворянок XVIII в. еще встречались личные имена Аграфена, Аксинья и другие, то в ХIХ в. подобное нарекание помещицы было уже оскорбительным и могло указывать на унижающее ее «неблагородство».  У   дворянок   появились   новые   имена:  Клеопатра,   Митродора  ,   которые никогда не употреблялись среди женщин­крестьянок. И. С. Тургенев очень последователен в присвоении личного имени своим героиням. В «Записках охотника» встречаются личные имена дворянок: Александра,   Алена,   Василиса,   Вера,   Елена,  Катерина,   Клеопатра, Марья, Ольга, Софья, Татьяна.  Личные имена крестьянок: Авдотья,   Агафья,   Аграфена,   Аксинья,   Акулина,   Арина,   Лукерья, Маланья,   Матрена,  Меликитриса,   Наталка,   Параша,   Татьяна,   Улита, 7 Ульяна, Федосья, Феклиста. Интересно отметить, что имя Татьяна было в XVIII в. распространенным в крестьянской среде, но благодаря героине пушкинского романа «Евгений Онегин» перешло в XIX веке в разряд «благородных» имен.              По   крайней   мере   в   «Записках   охотника»   имя   встречается   в   основном   у помещиц:  Татьяна   Васильевна,   Татьяна   Борисовна   Богданова,   Татьяна Ильинична Овсяникова. 4. Мужские имена в рассказах. Такое же социальное различие наблюдается и среди мужских личных имен. Личные имена помещиков: Александр, Алексей, Анастасей, Андрей, Антон, Ардалион, Аркадий, Афанасий,   Борис,  Валериан,   Василий,   Виктор,   Вячеслав,   Еремей, Каллиопин,   Кирила,   Мардарий,   Михайло,  Никифор,   Николай,   Павел, Пантелей, Петр, Сергей, Степан, Тихон, Федор. Личные имена крестьян: Авдюшка, Аким, Андрей, Анпадист, Антип,  Антропка, Архип, Вавила, Ваня, Василий, Влас, Гаврила, Герасим, Ермил, Ермолай, Ерофей, Ефим, Ивашка,   Иегудиил,   Ильюша,   Карп,   Касьян,   Кузьма,   Куприян,   Максим, Мартын,   Митрофан,   Мишка,   Назар,   Павел,   Перфишка,   Петрушка, Поликарп, Савелий, Сидор, Софрон, Тришка, Федор, Филофей, Филька, Фома, Юшка, Яшка. За   исключением   небольшого   количества   наиболее   распространенных   в России того периода личных имен (Андрей, Василий, Павел  ) именник крестьян­ мужчин резко отличался от личных  имен дворян. Личных имен в крестьянской среде использовалось больше по количеству, чем у дворян. Это также объяснимо социальным неравенством двух сословий В XIX в. дворяне имели фамилии, а личные имена служили лишь для выделения лица 8 внутри   рода,   семьи.   У   крестьян   и   в   ХIХ   веке,   до   отмены   крепостного   права, фамилий фактически не было, и личное имя, наряду с прозвищем, было основным элементом  выделения  лица   в  обществе. И.   С.   Тургенев   часто   подчеркивает   социальный   характер   личных   имен. Трагедия лекаря Трифона Ивановича («Уездный лекарь») состояла в том, что он не имел «дворянского»  имени: ­   Вздумалось   ей   [Александре   Андреевне,   дворянке.   ­  С.   3.],  ­ рассказывает он, ­ спросить меня, как мое имя, то есть не фамилия, а 1имя. Надо же несчастье  такое, что меня Трифоном  зовут. Да­с, да­с; Трифоном, Трифоном Иванычем. В доме­то меня все доктором звали. Я, делать нечего, говорю: «Трифон, сударыня». Она прищурилась, покачала головой и прошептала что­то по­французски, ­ ох, да недоброе что­то, ­ и засмеялась потом, нехорошо тоже. Личное имя Трифон в глазах дворянки было плебейским, мужиковатым. Не удивительно, что писатель в конце рассказа не забыл добавить, что лекарь женился на купеческой дочери и что «зовут ее Акулиной; Трифону­то под стать». Интересно   отметить,   что   дворовые   люди,   лакеи,   которые   были   ближе   к помещикам, имели личные имена, распространенные среди дворян. Это как бы противопоставляло их крестьянам. Надменный камердинер в рассказе «Свидание» имеет имя Виктор. В рассказе «Сучок» крепостному крестьянину барыня, взяв его в лакеи, тут же изменила крестьянское имя  Кузьма  на более, с ее точки зрения, благородное имя Антон. 5. Особенности крестьянских и дворянских личных имен. Система крестьянских и дворянских личных имен была довольно устойчи­ вой.   Однако   если   личные   имена   дворян   могли   свободнее   обновляться   и пополняться за счет имен зарубежных или позаимствованных из литературы, то крестьянский именник отличался строгой замкнутостью. Новое личное имя очень 1 [Александре Андреевне, дворянке. ­ С. 3.] 9 медленно приживалось в крестьянском быту. И. С. Тургенев не забыл подчеркнуть, что   крестьяне   не   принимают   имена,   резко   выделяющиеся   своими   фонетико­ морфологическими   особенностями,   даже   если   их   рекомендует   церковь.   А.   С. Пушкин в примечании к роману «Евгений Онегин» писал, что «сладко­звучнейшие греческие   имена,   каковы   например:   Агафон,   Филат,   Федора,   Фекла   и   прочие, употребляются у нас только между п р о с т о л ю д и н а м  и». Но это не означает, что   все   греческие   имена   могли   свободно   прижиться   в   крестьянской   среде. Необычные   по   фонетическому   облику   имена   мужика  Анпадиста,  кучера Иегудиила встречались и в крестьянском обществе очень редко. В середине XIX в. греческие имена Филофей, Финоген и другие5 уже вызывали у крестьян усмешку и различные ассоциации, часто обидные для носителя такого имени. И. С. Тургенев в рассказе «Стучит!» описывает отношение крестьян к по­ добным именам: Принялись   мы   торговаться;   Филофей   сперва   упорствовал,   потом стал   сдаваться,   но   туго.   Вошедший   на   минутку   Ермолай   начал   меня уверять, что «этот дурак (вишь, полюбилось слово! ­ заметил вполголоса Филофей), этот дурак совсем счету деньгам не знает»... ­ Эх ты, Филофей, прямой Филофей! ­ выкликнул, наконец, Ермолай и, уходя, всердцах хлопнул дверью. Филофей ничего ему не возразил, как бы сознавая, что называться Филофеем   точно   не   совсем   ловко   и   что   за   такое   имя   даже   упрекать можно   человека,   хотя   собственно   виноват   тут   поп,   которого   при крещении не ублаготворили как следует. 6. Употребление отчеств в XIX веке.   В XIX веке в русском обществе отчества стали употребляться более широ­ ко. Русское отчество выполняло две функции. Первая, основная,— это выражение уважения к собеседнику и, наоборот, при отсутствии отчества в обращении — указание на социальную зависимость собеседника. 10 Например, если помещик в рассказе «Бурмистр» обращается к своему под­ чиненному только по имени  Софрон,  то крестьяне, которых бурмистр Софрон фактически закабалил, называют его только Софрон Яковлич. В большинстве случаев у И. С. Тургенева форма отчества образована только при помощи суффикса ­ич, присоединяемого к основе личного имени, а не ­ович, ­евич, как это имеет место в наше время: Александр   Михайлыч,   Александр   Владимирыч,   Александр   Силыч, Алексей Романыч, Анастасей Иваныч, Антон Парфенич, Аркадий Павлыч. Часто   крестьяне   даже   в   официальной   форме   употребляли   только   полу­ отчество   (типа  Иван   Иванов   сын).  В   таком   наименовании   также   отчетливо проявляется социальная дифференциация. В рассказе «Контора» кассир Павел в зависимости от своего отношения к собеседнику по­разному строит форму отчества: ­   Что,   Николай  Еремеев  в   конторе?   ­   раздался   в   сенях   громкий голос,   и   человек   высокого   роста,   видимо   рассерженный,   с   лицом неправильным, но выразительным и смелым, довольно опрятно одетый, шагнул через порог. Здесь   Павел   еще   не   видит   собеседника.   Но   вот   появляется   сам   главный конторщик, и к нему тот же Павел обращается следующим образом: ­ Здравствуйте, Николай Еремеич, ­ значительно проговорил Павел, медленно подвигаясь к нему навстречу, ­ здравствуйте. После ссоры взволнованный Павел меняет форму отчества: ­  Слушай,   Николай  Еремеев,  ­   заговорил  Павел   с   отчаянием,   ­   в последний раз тебя прошу... С первой функцией отчеств тесно связана вторая ­ выражение возрастных различий. Так как фамилий у крепостных еще не было, а отчество в полной форме не прижилось, то основным именованием лица у крестьян было имя. Но если по 11 имени   можно   было   называть   детей,   подростков,   молодых   людей,   то   называть только по имени стариков и старух считалось у крестьян непочтительным. Подоб­ ную грубость могли допустить только крепостники. Крестьяне   же   к   пожилым   людям   обращались   часто   только   по   отчеству. Таким образом, функцию личного имени у стариков крепостной деревни часто выполняли   отчества.   Окружающие   даже   забывали   имя   старика,   обращаясь   к пожилым людям только по отчеству. Таковы в рассказах И. С. Тургенева дедушка Трофимыч, старик Дорофеич, отставной солдат Федосеич,  сторож Миняич и др. 7. Функции фамилий и прозвищ в рассказах. Интересны   функции   фамилий   и   прозвищ   в   рассказах   И.   С.   Тургенева. Писатель   обычно   не   придумывает   замысловатых   фамилий   своим   героям.   Он черпает   их   из   богатого   арсенала   реально   существовавших   русских   фамилий   и прозвищ.   Но   это   не   означает,   что   автор   рассказов   был   безразличен   к   выбору фамилии героя. И. С. Тургенев очень часто показывает связь между характеристикой образа и его фамилией. Порой эта связь очень прозрачна. Описывая, например, помещика Александра Силыча Зверкова, писатель подчеркивает: Наружность самого господина Зверкова мало располагала в его пользу: из широкого, почти четвероугольного лица выглядывали мышиные глазки, торчал нос, большой и острый, с открытыми ноздрями. Помещик, который любит много говорить о своей любви к народу, о пат­ риотизме, но в то же время поддерживающий крепостные порядки, имеет фамилию Любозвонов.  Сравним   также:   дворянин  Лупихин,  князь  Козельский,  помещики Кантагрюхин,   Колтун­Бабур,   Хряк­Хруперский,   Чернобай,  купцы  Алилуев, Ситников, Кандачковы и др. Описывая   быт   провинциальных   и   мелкопоместных   помещиков,   И.С.   Тур­ генев   часто   присваивает   героям   фамилии,   которые   по   значению   производящей 12 основы связаны с различными реалиями сельского быта: Фунтиков, Карасиков, Пеночкин, Переходов,  Хлопаков, Овсяников, Стегунов, Кузовкин, Комов и др. Это   объясняется   не   только   определенной   направленностью   «Записок охотника», но и тем, что многие фамилии дворян произошли от прозвищ, которые активно использовались в русском обществе. Крестьяне вместо фамилий употребляли прозвища, которые были как бы вторичными именами. Прозвище по своей общественной ценности было важнее в крестьянском обществе, чем личное имя. О человеке лучше знали, если называлось его прозвище, а не личное имя. «Меня зовут Фомой,— уточнял герой рассказа «Бирюк», ­ а по прозвищу Бирюк». Или: «...а зовут меня Касьяном, а по прозвищу Блоха». Прозвище отличалось индивидуальностью и часто очень метко характери­ зовало лицо. Только в редких случаях терялась связь между значением прозвища и характеризуемым   лицом.   В   рассказе   «Певцы»   писатель   замечает,   что   хотя прозвище Моргач не объясняется тем, что герой часто моргает, но оно очень шло к крестьянину. Прозвище   в   рассказах   Тургенева   дает   самую   общую,   но   верную характеристику   лица.   Лесник   Бирюк   и   по   натуре   своей   человек   одинокий   и угрюмый, Касьяна прозвали Блохой за его чрезмерную подвижность, крепостной Сучок по прихоти своих господ испытывает все тяготы лакейской жизни. И. С. Тургенев в рассказе «Певцы» подробно останавливается на характе­ ристике прозвищ у крестьян. Обалдуй:  Настоящее имя этого человека было Евграф Иванов; но никто во всем околотке не звал его иначе как Обалдуем, и он сам величал себя тем же прозвищем: так хорошо оно к нему пристало. И действитель­ но,   оно   как   нельзя   лучше   шло   к   его   незначительным,   вечно встревоженным чертам. Это был загулявший, холостой дворовый человек, 13 от которого собственные господа давным­давно отступились... Яков­Турок:  Яков,   прозванный   Турком,   потому   что   действительно происходил от пленной турчанки... Прошло немного времени и фамилии стали нормой у крестьян. В основу многих из них легли прозвища. 8. Отражение в имени социальной структуры общества. Таким  образом,  употребление   личных имен в произведениях И. С. Тур­ генева свидетельствует о глубоком проникновении художника­реалиста в  социальную природу общества. Представляя собой органическую черту того или  иного образа, личное имя в то же время всегда имеет определенный социальный  отпечаток, отражает социальную структуру общества. В этом смысле обращение к  личным именам в произведениях И. С. Тургенева помогает проследить историю  русских имен, отчеств и фамилий, то есть дает большой материал для русской  антропонимики.         III. Заключение.         Таким образом, исследуя особенности использования личных имён,        фамилий, отчеств, прозвищ героев рассказов И. С. Тургенева   "Записки   охотника",   мы   пришли   к   выводу,   что   писатель   удивляет   нас обилием   личных   имён   и   фамилий.   На   примере   этого   художественного 14 произведения   можно   увидеть   закономерности,   характерные   для   употребления имён   русского   народа,     и   отражение   реализма   И.   С.   Тургенева   в   отборе антропонимов.  Мы заметили, что русские личные имена и фамилии ярко отражали многие   противоречия   русского   общества  XIX  века.   Читая   рассказы,   можно проследить   столкновение   общественных   взглядов   и   вкусов   этого   периода   в употреблении личных имён. Различия существовали в использовании и женских, и мужских имён, как дворян, так и людей простого происхождения.  При   создании   образов   писатель   умел   находить   такие   слова,   посредством которых   как   бы   сами   по   себе   раскрывались   неуловимые   и   невидимые   черты характера. Сущность же образа передавалась самым главным словом, связанным с образом,   ­   именем,   фамилией,   заключенных   в   глубинный   художественный контекст.   И. С. Тургеневу  удаётся показать и связь между характеристикой образа и фамилией.     Прозвище   отличалось   индивидуальностью   и   тоже   часто характеризовало   лицо.     Отметив,   что   наиболее   распространёнными   именами   в России того периода были имена: Дмитрий, Илья, Кирилл, Михаил , Андрей, среди мужских,     и   Наталья.   Елена,   Анна,   Вера,   Мария,   среди   женских,   можем утверждать, что и сейчас это часто встречающиеся имена. Удивило, что раньше имена   Арина, Аксинья, Ульяна,  Павел. Фёдор, Яков,  Максим, Архип, Михаил, носили крестьяне, а в наше время эти имена с удовольствием берут родители для своих   детей.     Имена   Алёна,   Александра,   Елена,   Катерина,   Марья,   Ольга   и 15 Алексей, Антон, Вячеслав, Николай, Павел, Сергей могли носить только дворяне. Сейчас   подобной   проблемы   не   существует,   и   мы   в   праве   выбрать   любое   имя, независимо   от   социального   положения   и   происхождения   этого   имени.   По­ прежнему   существуют   в   нашей   речи   и   прозвища,   но   они   уже   не   носят   того характера, как раньше. Хотя их использование следует свести к минимуму, так как они зачастую просто обижают человека. В заключении хочется подчеркнуть, что изучение личных имён в рассказах И. С.  Тургенева "Записки охотника"служит ценным языковым материалом для многих  областей науки, а тем более для русского языка и литературы.                                                                                                                                      IV. Список использованной литературы. 1. Тургенев И. С. « Записки охотника». Издательство «Детская литература»,  16 1980. 2. Исаев М.И. Язык имён. М. Наука, 1981. 3. Ономастика и грамматика. Сб. / Отв. ред. Л. П. Калакуцкая. М., Наука, 1981. 4. Введенская Л. А. Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным.  М., Просвещение, 1981. 5. Суперанская А. В. Как вас зовут? Где вы живёте? М., 1964 6. Бурцева В.В. Новый орфографический словарь­справочник русского языка – более 107000с., 6­е издание, Изд­во «Русский язык­Медиа», М., 2007 г. 7. Саяхова Л.Г. Тематический словарь русского языка – около 25000с. Изд­во «Дрофа», М., 2008 г.  8. Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. М., Изд­во «Русский язык­Медиа», 2007 г. 9. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. Около 40000с. Изд­во «Русский язык­ Медиа», М., 2004 г. 10.Тихонов   А.Н.   Комплексный   словарь   русского   языка,   3­е  издание,  Изд­во «Русский язык­Медиа», М., 2007 г. 11.Ушаков   Д.Н.   Большой   толковый   словарь   современного   русского   языка  – 180000с. и словосочетаний. Изд­во «Альта­Принт», М., 2007 г. 12.Лукин В. А. Имя собственное — ключ к истолкованию текста Рус. яз. в шк. 1996. № 1. 13.Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1998. 17 Приложение 18 Приложение  1                                                       Женские   имена Имена дворянок Александра,   Алена,   Василиса, Имена крестьянок Авдотья,   Агафья,   Аграфена,   Аксинья,   Елена, Вера, Клеопатра,  Катерина,   Ольга,   Марья, Софья, Татьяна. Акулина,   Арина,   Лукерья,   Маланья, Матрена, Меликитриса, Наталка, Параша, Татьяна,   Улита,   Ульяна,   Федосья, Феклиста.          Приложение  2                                                                  Мужские  имена Личные имена помещиков Александр, Алексей,  Анастасей, Андрей, Антон, Ардалион, Аркадий,  Афанасий, Борис,  Валериан, Василий,  Виктор, Вячеслав, Еремей, Каллиопин, Кирила,  Мардарий, Михайло,  Никифор, Николай, Павел, Пантелей, Петр, Сергей,  Степан, Тихон, Федор. Личные имена крестьян Авдюшка, Аким, Андрей,  Анпадист, Антип, Антропка,  Архип, Вавила, Ваня,  Василий, Влас, Гаврила,  Герасим, Ермил, Ермолай,  Ерофей, Ефим, Ивашка,  Иегудиил, Ильюша, Карп,  Касьян, Кузьма, Куприян,  Максим, Мартын, Митрофан,  Мишка, Назар, Павел,  Перфишка, Петрушка,  Поликарп, Савелий, Сидор,  Софрон, Тришка, Федор,  Филофей, Филька, Фома,  Юшка, Яшка.   Приложение  3                                                Новые имена, появившиеся в 19 веке Имена крестьянок     Имена дворянок Клеопатра, Митродора Аграфена, Аксинья Приложение  4                                          Форма отчества Мужские отчества Женские отчества 19 Татьяна Васильевна, Татьяна  Борисовна Богданова, Татьяна  Ильинична Овсяникова. Александр Михайлыч,  Александр Владимирыч,  Александр Силыч, Алексей  Романыч, Анастасей Иваныч,  Антон Парфенич, Аркадий  Павлыч Приложение  5                            Фамилии  князь Фамилии дворян   дворянин Помещик  Любозвонов, Лупихин,  Козельский, помещики  Кантагрюхин,   Колтун­ Бабур,   Хряк­Хруперский,   Чернобай, купцы   Ситников, Кандачковы  Алилуев, Фамилии помещиков Фунтиков,   Карасиков,   Пеночкин, Переходов,  Хлопаков, Овсяников, Стегунов, Кузовкин, Комов Приложение  6            Наиболее   распространённые   имена   в   России   того   периода   и часто встречающиеся сейчас: Мужские Дмитрий, Илья, Кирилл,  Михаил , Андрей, Евгений. Женские Наталья, Елена, Анна, Вера,  Мария 20 Приложение 7 Диагностика  самых распространенных мужских имен в рассказах 15 10 5 0 Александр Сергей Евгений Приложение 8 Диагностика  самых распространенных женских имен в рассказах 6 5 4 3 2 1 0 Татьяна Елена Наталья 21 Приложение 9 Результаты анкетирования одноклассников В честь родственников Имя просто понравилось родителям 5% 4% 1% 1% Не знают причину выбора 36% " " 30% Редкое имя 24% В честь известного человека, святого В честь первой любви 22

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2019