Исследовательская работа а тему "Историческая правда в стихотворении М.Лермонтов "Бородино"
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
7 кл
26.02.2019
Исследовательская работа на тему "Историческая правда в стихотворении М.Лермонтов "Бородино" подготовлена учеником 7 класса для выступления на XV научно-практической конференции школьников имени Л.Н.Толстого в городе Казани в честь 180-летия выхода книги М.Ю.Лермонтова "Стихотворение "Бородино", где четко дается анализ идейно-художественного своеобразия стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Историческая правда в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Деушевская основная общеобразовательная школа»
Апастовского района Республики Татарстан
XV научнопрактическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого
Исследовательская работа на тему:
«Историческая правда в стихотворении М. Ю. Лермонтова
«Бородино»
Работу выполнил ученик 7 класса
Нуруллин Ирек Замилович
Руковрдитель
учитель русского языка и литературы
Хусаинова Дилбар Рафхатовна Март 2017год
В нынешнем году исполняется 180 лет с момента публикации стихотворения Михаила
Юрьевича Лермонтова "Бородино".
Эту маленькую поэму любой знает наизусть едва ли не с пелен. И, думается, именно
со знакомства с Лермонтовским шедевром душа ребенка получает первые
представления о том, что стоит за коротким, но безмерно емким словом «Родина».
Не потому ли, что само название подмосковного сельца хранит ее – Родину в себе?
Лермонтов написал "Бородино" так, что и его учить не надо само ложиться в память,
в сердце, чтобы не забыться уже никогда, настолько оно даже не понятно, но внятно,
что кажется, любой мог бы написать так и никак иначе. Как это удалось 23летнему
корнету? Тайна сия велика есть. И имя ей дар...
Цель моего исследования:
анализ идейнохудожественного своеобразия стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Задачи исследования:
Показать связь стихотворения с уездным народным творчеством.
Прослушать отражение исторической правды в изображении Бородинского сражения
в стихотворении «Бородино»
Не удивительно, что стихотворение "Бородино" с момента его опубликования стало
необыкновенно популярным. Все хорошо знают, что это произведение Лермонтова –
первое стихотворение, появившееся в печати под его именем и положившее начало
литературной известности поэта. А появилось оно в 1837 году в пушкинском
"Современнике". Характерно, что именно в этом стихотворении Лермонтов
использовал классическую впоследствии композицию стихотворного сказа: начало
монолога ветерана Отечественной войны организовано как ответ на вопросреплику
заинтересованного слушателя:
Скажика, дядя, ведь не даром Москва, спалена пожаром, Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия про день Бородина!
Поэтомуто так естественно и непринужденно выглядят здесь экспрессивные жесты
рассказчика, прямо угадываемые за его восклицательными предложениями:
"Богатыри не вы!; "Есть разгуляться где на воле!"; "Постойка брат, мусью!"; "Вам не
видать таких сражений!.." Но главноехудожественное воссоздание непосредственного
речевого общения непременно драматизирует "ситуацию рассказывания".
Рассказывание о событии разыгрывается автором мы не "читаем" монолог солдата, а
"присутствуем" при его зарождении и реализации, рассказ старого артиллериста
обращен и к нам, читателям. Более того: вспоминая о минувших событиях, участник
войны как бы опять оказывается в прошлом заново воскрешает в памяти
подробности битвы! А вместе с рассказчиком и читатель оказывается в гуще событий
далекого 1812 года. Очевидно, что подобный эффект сиюминутости происходящего
достигается использованием сказовой формы.
Разумеется всякое подлинно художественное произведение неповторимо. Вместе с
тем "Бородино" Лермонтова вбирает в себя и творческий опыт поэта, и
художественные открытия современной ему поэзии, рождается в ряду востребованных
эпохой форм. При этом именно "Бородино" и оказывается, в свою очередь,
вершинным проявлением творческих устремлений целой плеяды русских поэтов и
писателей. Повидимому, этим и объясняется необычайная популярность, и
непреходящее значение истории в целом. По мнению И. Андроникова," впервые в
русской поэзии рассказывает о великом событии и дает ему историческую оценку
солдат, рядовой участник сражения...Бородинская битва описана "изнутри",
изображена самая гуща боя. Лермонтов описывает сражение очень конкретно и точно:
солдат в стихотворении артиллерист, место сражения курганская батарея
Раевского. Язык рассказчика полон метких изречений и простонародных словечек.
Обратим внимание на такой факт, как участие в битве конницы? В стихотворении Лермонтова упоминается исключительно вражеская конница
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами
Если принять во внимание то обстоятельство, что рассказчик во время битвы
находился скорее всего на батарее генерала Н.Н.Раевского, на которую французы
предприняли кавалерийскую атаку, данную деталь можно трактовать как стремление
Лермонтова не отступать от исторической правды. Автор "Бородино", сам кавалерист,
великолепный наездник. Лермонтов не только изучал военную историю в школе
гвардейских под прапорщиков и кавалерийских юнкеров, но и имел возможность
услышать о величайшем сражении от очевидцев и непосредственных ее участников.
Приглядимся к внешнему виду неприятеля. С одной стороны, пестрые значки (уланы
разновидность легкой кавалерии были вооружены пиками, увенчанными флюгерами
цветными флажками, которые служили для различая полков) и конские хвосты
(плюмаж из конского волоса на драгунской каске служил защитой от сабельных
ударов)вполне конкретные приметы вооружения и мундиров разных видов кавалерии.
Однако в контексте "Бородино" в них легко обнаружить нечто общее, а именно
признак смешения, пестроты, явленный через внешние признаки: пестрые значки;
драгуны/драгуны с конскими хвостами и опосредованно: в уланских полках Великой
армии служили в основном поляки, драгуны же предназначались для действия в
конном, так и в пешем строю (так сказать, конная пехота). Стремясь донести до
слушателей непосредственные впечатления, полученные на поле Бородина, "дядя"
в числе прочих подробностей упоминает следующую :
Рука бойцов колоть устала.
На первый взгляд, ни одно слово здесь не вызывает потребности обратиться к
толковому словарю, в том числе и боец. Давайте проведем нехитрый эксперимент:
заменим его на синонимичное (будто бы) солдатоно подходит идеально: ритмика
стиха не нарушается и даже может показаться более адекватным как с точки зрения
смысла. Ведь при Бородине сражались регулярные войска, состоящие из солдат
дубина народной войны еще не начала гвоздить неприятеля, партизанское движение
только набирало силу. Так и с другой точки зрения : рука солдат колоть усталаэто повтор звука [Т] придает стиху дополнительное напряжение...
Заглянем в словарь В. И. Даля:
Боец искусный в бою, особенно в одиночном; задорный драчун, охочий до бою,
драки; боевая, стойкая особа, боец шпажный, сабельный, кулачный боец.
Более того в следующей строфе читаем:"
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Рассказчик намеренно подчеркивает: бойэто именно рукопашная, а стало быть ,
и боец не столько солдат, сколько участник такой вот схватки поединка. Кстати,
стоит здесь вспомнить о том, что слово богатырь, которым называет рассказчик людей
своего времени, помимо прочих значений: человек рослый, дородный, дюжий, видный;
необычный силач, имеет и такое: смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.
Конечно "дядя" в первую очередь имеет в виду богатырство духовное, однако это не
отменяет и приведенного нами значения слова .
Слово, пишет наш современник выдающийся пушкинист В. С. Непомнящий,
это и звук, и смысл. Слова обозначают предметы жизни, но родилось слово для того,
чтобы связывать человека с человеком, со всеми людьми, а всех людей со Смыслом
жизни. Идея к народному слову, Пушкин "нашел" народные идеалы. То же,
безусловно, относится и стихотворению М. Лермонтова "Бородино". Не потому ли так
легко и на всю жизнь! запоминается его поэма, не потому ли находит оно отклик в
сердце русского человека, несмотря на сто восемьдесят лет, отделяющих нас от года
ее создания?!
Исследовательская работа а тему "Историческая правда в стихотворении М.Лермонтов "Бородино"
Исследовательская работа а тему "Историческая правда в стихотворении М.Лермонтов "Бородино"
Исследовательская работа а тему "Историческая правда в стихотворении М.Лермонтов "Бородино"
Исследовательская работа а тему "Историческая правда в стихотворении М.Лермонтов "Бородино"
Исследовательская работа а тему "Историческая правда в стихотворении М.Лермонтов "Бородино"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.