Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство
Оценка 4.6

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
7 кл—8 кл
10.01.2019
Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство
А.С. Пушкин – великий русский писатель. С его произведениями мы знакомимся в раннем детстве, они же сопровождают нас всю жизнь. И ненароком задумываешься, а есть ли что-то скрытое от нас в биографии и творчестве Пушкина? Ответ очевиден. Личность Пушкина, его короткая, но прекрасная жизнь, полная драматических событий, борьбы и вдохновенного творческого труда, его непревзойденные литературные творения всегда приковывали внимание художников разных эпох, служили и продолжают служить для них неисчерпаемым источником вдохновения.
Гагкаева Е_ Пушкин и изобразительное искусство.docx
Управление по Вопросам Образования, Физической Культуры и Спорта Администрации Правобережного района РСО­Алания Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 им.Героя России Заура Джибилова г.Беслана» Правобережного района Республики Северная Осетия­Алания Всероссийский конкурс исследовательских и  проектных работ  «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..» (Ф.И. Тютчев), посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство. Тема: «Чудеса немого искусства» Автор работы: Гагкаева Елизавета 8 «А» класс Руководитель работы: Марзоева Анна Николаевна Учитель русского языка и литературы г. Беслан, 2018 год Содержание  Введение. Глава 1. Пушкин и изобразительное искусство 1.1. 1.2. 1.3. Портреты и скульптуры Графические работы А.С. Пушкина Картины по произведениям А.С.Пушкина Заключение  Список использованной литературы Введение А.С. Пушкин – великий русский писатель. С его произведениями мы знакомимся   в   раннем   детстве,   они   же   сопровождают   нас   всю   жизнь.   И ненароком задумываешься, а есть ли что­то скрытое от нас в биографии и творчестве Пушкина? Ответ очевиден.  Личность Пушкина, его короткая, но прекрасная жизнь, полная драматических событий, борьбы и вдохновенного творческого   труда,   его   непревзойденные   литературные   творения   всегда приковывали   внимание   художников   разных   эпох,   служили   и   продолжают служить для них неисчерпаемым источником вдохновения. В   числе   немногих   интересных   иллюстраций   к   Пушкину   следует   в первую   очередь   выделить   иллюстрации   Бенуа   к   «Медному   всаднику»   и   к «Пиковой   даме»,   Шухаева   к   «Пиковой   даме»   и   Добужинского   к «Станционному смотрителю». В этих иллюстрациях, являвшихся, несомненно, весьма крупными событиями в деле иллюстрирования Пушкина, помимо их художественного   мастерства,   сделаны   впервые   попытки   своеобразного осмысления   Пушкина,   воспроизведение   его   образов   в   плане   определенной идейной концепции. В особенности не даются иллюстраторам образы, портреты пушкинских героев.   У   нас   нет   ни   одного   сколько­нибудь   убедительного   изображения Онегина, Татьяны, Гринева или Дубровского. Кипренский, Тропинин, Уткин – это те художники, которые запечатлели Пушкина в пору наивысшей славы. В пушкиноведении   установилось   не   то,   чтобы   пренебре  жение,   но   довольно „неразборчивое" отношение к судьбе Пушкина в изобразительном искусстве. В связи с этим в своей работе я ставлю следующие цели:  выяснить, к каким произведениям великого писателя есть картины;   узнать о портретах Пушкина;  выявить особенности пушкинской графики.  Глава 1. Пушкин и изобразительное искусство 1.1. Портреты и скульптуры В   первой   половине XIX века   существовала   неразрывная   связь   между различными   родами   искусства.   В   литературно­критических   журналах размещались   статьи   о   литературе,   живописи   и   музыке.   Искусствовед   А.Б. Стерлигов заметил: «Начиная с Пушкина, во всей структуре художественной культуры   вперёд   выходит   литература.   Главные   открытия   в   искусстве человековедения   отныне   делаются   писателями,   а   портретная   живопись следует за ними»1. Действительно, в это время в произведениях писателей­ классиков героями становятся художники, поднимется тема изобразительного искусства, в особенности портрета.  Портретное   мастерство   А.С.   Пушкина   ярче   других   критиков   отметил И.А.Гончаров:   «Пушкин,  как   великий   мастер,  этими   двумя   ударами   своей кисти, да ещё и несколькими штрихами, дал нам вечные образцы, по которым мы и учимся бессознательно писать как живописцы – по античным статуям»2. Связи литературы и изобразительного искусства становятся центральными в работах представителей культурно­исторической и психологической школ в литературоведении. Самое   первое   изображение   поэта   –   миниатюрная   работа   неизвестного художника.   Портрет,   изображающий   Пушкина   ребенком   трех,   трех   с половиной лет, хранился у потомков знаменитого московского врача Матвея Яковлевича Мудрого, лечившего Пушкиных, когда они были в Москве.  Этот 1 Стерлигов А.Б. Портрет в русской живописи XVII – первой половины XIX века.// Портрет в русской живописи XVII – первой  половины XIX века [альбом]. М., 1985. С.40. 2 Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда. Собр. соч.: В 8 т. М., 1952—1955. Т.8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные  письма. С. 70. портрет, сделанный крепостным художником, по семейному преданию, был подарен   матерью   поэта   Н.О.   Пушкиной   единственной   дочери   Мудрова   –  Великопольской Софье.  Однако первым изображением Пушкина, которое увидели его читатели­ современники,   был   не   "Пушкин­ребёнок"   ,   а   гравюра,   выполненная   Е.   И. Гейтманом для фронтисписа в первом издании поэмы «Кавказский пленник». На   гравюре   мы   видим   кудрявого   мечтательного   юношу   (12­13   лет   ?), устремившего вдаль отрешенно задумчивый взор Оба   самых знаменитых портрета Пушкина написаны в 1827 году. Один портрет написал Орест Адамович Кипренский. Другой ­ Василий Андреевич Тропинин. Те, кому посчастливилось видеть живого Пушкина, находили, что оба   портрета   получились   очень   удачными.  Но   Александр   Сергеевич   на портретах получился разный.  Тропинин был по происхождению крепостным живописцем, что сказалось в его взглядах на ценность человека, на свободу как   достояние   личности.   Поэтому   выбором   одежды   в   портрете   Тропинин подчеркнул   демократизм   поэта,   свободу   и   раскованность.   Кипренский   же ,создавая   портрет   Пушкина,   подчеркнул   в   нём   поэтическое   начало.   Поэт вдохновенен, величав. Портрет   написан с редкостным мастерством. И это было отмечено самим Пушкиным. Живой,   подлинный   Пушкин   не   показан   еще   по­настоящему   в   изо бразительном   искусстве.   Н.   И,   Шестопалов   пытался   изобразить   встречу Пушкина   с   Кюхель  бекером,   изобразил   Пушкина   с   няней,   Пушкина   в Остафьеве—дуэль Пушкина с Дантесом, группу комсомольцев у памятника Пушкину  в Остафьеве  и  пр. Типичный   представитель  „передвижнической* линии в живописи, Шестопалов старается возможно подробнее рассказать о событиях, не очень заботясь о самой сущ юсти образа, об отражении стиля эпохи, о пушкинской „стихии". В нашей скульптурной „пушкиниане" нужно особо выделить две головы Пушкина,   исполненные   В.   Н.   Домогацким,   и'  фигуру   Пушкина,   сделанную недавно В. В. Козловым. 1.2. Графические работы А.С. Пушкина С   1924   года   было   положено   начало   специальному   изучению графических работ Пушкина. В 1983 году вышла книга Л.Ф. Керцелли «Мир Пушкина  в  его рисунках: 1820­е  годы»3. Эта  работа посвящена атрибуции графических работ Пушкина в черновиках 1828 – 1830 годов. В   1997   году   вышла   книга   Л.А.   Краваль   «Рисунки   Пушкина   как графический   дневник».   Исследовательница   рассматривает   графику   поэта конца 1820­х годов. Работы Л.А. Краваль интересны тем, что атрибутируются пушкинские   изображения   святых:   святой   благоверной   княгини   Анны Кашинской,   святой   равноапостольной   княгини   Ольги,   преподобного Серафима Саровского. В современном литературоведении авторитетными трудами о графике поэта являются статьи и книги С.В. Денисенко и С.А. Фомичёва. Интересна одна из последних книг этих ученых – «Пушкин рисует. Графика Пушкина» Изучение графики поэта связано с именем художника Н.В. Зарецкого (1876­ 1959),   жившего   в   Праге.   В   1933   году   он   подготовил   выставку   «Рисунки русских писателей». Здесь был представлен и отдельный раздел, посвященный графике   Пушкина.   В   Колумбийском   университете   хранится   каталог   этой выставки, включающий 248 рисунков. В 1937 году Н.В. Зарецкий составил набор открыток «12 рисунков Пушкина». В аннотации к набору художник представил   характеристику   графического   наследия   поэта.   Интересны сведения об этих открытках, приведенные С.В. Денисенко в книге «Пушкин рисует. Графика Пушкина». Исследователь указал, что экземпляр набора был подарен Н.В. Зарецким А.М.Ремизову 18 апреля 1937 года. Сам А.М. Ремизов 3 Керцелли Л.Ф. Мир Пушкина в его рисунках: 1820­е годы. М., 1983. изучал рисунки   литераторов,   участвовал   в   организации   выставки   Н.В. Зарецкого. Интересна заметка писателя ­ «Рисунки писателей», включенная в сборник   «Петербургский   буерак.   Шурум­бурум.   Воспоминания».   А.М. Ремизов   объяснил   психологию   рисующего   писателя:   «Говоря   о   рисунках писателей,   следует   всегда   помнить,   что   эти   рисунки   бывают   двух   типов: рисунки   рукописей   и   те,   в   которых   писатель   выступает   как   художник. Рисунки   рукописей   неотделимы   от   письма:   эти   рисунки   –   продолжение строчек и являют очертания невыразимых мыслей»4. В   1996   году   появился   первый   каталог   рисунков   «А.С.Пушкин:   являющийся   18­м   томом   к   репринтному   переизданию Рисунки», академического Полного собрания сочинений поэта. Труд включает около 400 рисунков, но большей частью в него вошли уже известные широкому кругу рисунки.   Размещены   изображения   четко:   по   разделам   (портреты, автопортреты, пейзажи, зарисовки животных, оружия и т.п.) и с соблюдением хронологического принципа5. А.М.   Эфрос,   Т.Г.   Цявловская,   М.Д.   Беляев,   Л.Ф.   Керцелли,   Л.А. Краваль,   С.В.Денисенко,   С.А.   Фомичев   –   это   далеко   не   все   пушкинисты, изучающие   графическое   наследие   поэта.   Их   работы   посвящены   атрибуции отдельных рисунков Пушкина, результатами которых следует пользоваться, помня об их предположительном характере. Графика Пушкина является неотъемлемой частью всего наследия поэта. Она органически вплетена в сферу поэтических исканий, духовных интересов, показывает всю широту, необъятность его таланта. Но было бы неправильно изучать и оценивать мастерство Пушкина­портретиста, исходя только из его графических   зарисовок   в   черновиках.   В   лирике   поэта   просматривается портретное начало. Пушкиным создана целая галерея образов. Герои живут на страницах   его   произведений.   Читатель   видит   их   в   развитии.   Благодаря 4 Ремизов А.М. Встречи. Париж, 1981. С.271. 5 Денисенко С.В., Фомичев С.А. «Пушкин рисует. Графика Пушкина». СПб., 2001. мастерству   Пушкина   изображать   окружающее,   каждый   может   ощутить дыхание и взгляд героя, окунуться в его внутренний мир. 1.3. Картины по произведениям А.С.Пушкина Иллюстрирование произведений Пушкина, отображение образов, данных в его художественных произведениях, — большое и почетное, но вместе с тем и очень трудное дело. В плане иллюстрирования произведений Пушкина наши издательства   недостаточно   осознали   и   взвесили   всю   важность   и   значение графической   интерпретации   пушкинских   образов.  Странным   и   непонятным представляется ограничение работы художника пятью иллюстрациями. Для «Евгения   Онегина»   и   «Пиковой   дамы»   пять   иллюстраций   —   чрезвычайно мало.  В   числе   немногих   интересных   иллюстраций   к   Пушкину   следует   в первую   очередь   выделить   иллюстрации   Бенуа   к   «Медному   всаднику»   и   к «Пиковой   даме»,   Шухаева   к   «Пиковой   даме»   и   Добужинского   к «Станционному смотрителю». В этих иллюстрациях, являвшихся, несомненно, весьма крупными событиями в деле иллюстрирования Пушкина, помимо их художественного   мастерства,   сделаны   впервые   попытки   своеобразного осмысления   Пушкина,   воспроизведение   его   образов   в   плане   определенной идейной   концепции.   Художник   Тырса   дал   ряд   прекрасных   иллюстраций   к «Пиковой   даме»,   очень   образных,   с   большим   мастерством   и   вкусом использовав цвет. 6 В особенности не даются иллюстраторам образы, портреты пушкинских героев.   У   нас   нет   ни   одного   сколько­нибудь   убедительного   изображения Онегина, Татьяны, Гринева или Дубровского. Вообще, по­видимому, передача образов основных героев произведения  одна из самых трудных и сложных задач,   так   как   художнику   здесь   приходится   реализовать   в   конкретном зрительном образе одновременно и внешние черты героя, рассеянные по всему 6 Башкеева В.В. От живописного портрета к литературному. Русская поэзия и проза конца XVIII – первой трети XIX века. Улан-Удэ, 1999. произведению, и передать его внутренний облик, восприятие которого бывает часто особенно спорным и субъективным. Может именно в этом разгадка того обстоятельства, что образы Пушкина до сих пор не нашли своего достойного отображения в живописи и графике. Мне кажется, что это объясняется не случайными причинами, а некоторыми внутренними свойствами пушкинских произведений. Особенно удачными показались мне иллюстрация художника Пахомова   к   «Дубровскому»   своей   реалистичностью   и   выразительностью   и вместе с тем большим мастерством и точностью рисунка. Пахомов дал ряд живых динамических рисунков. Художник не шел по линии старых слащавых романтических иллюстраций и кинокартины, а пытался по­новому читать и трактовать   текст.   Его   рисунки   отображают   ряд   моментов   крестьянского бунта.   Они   образны   и   сделаны   в   его   прекрасной   карандашной   манере. Интересны   и   рисунки   Кибрика   к   «Сказкам   Пушкина»,   хотя   может   быть, несколько излишне скупые в своем сюжетном и живописном разрешении.  Его работа   была   особенно   трудна,   иллюстрации   к   сказкам   —   это   самый засоренный участок в иллюстрациях к Пушкину. Все художники шли по линии стилизации   в   сусальном   боярском   стиле.   Кибрик   искал   новую   форму   для иллюстрирования   сказки.   Его   листы   в   одно   и   то   же   время   и   реальны   и сказочны,   его   образы   близки   и   понятны.   Работы   Самохвалова   к   поэмам Пушкина, как все его иллюстрацион  ные работы, отличаются своеобразной оригинальной трактовкой образов и композиции. Жаль, что ему приходилось делать   только   по   одному   листу   к   каждой   поэме.   Это   сильно   суживает   и затрудняет возможности художника. Тем паче, что содержание произведений совершенно разное. Не все листы к Пушкину ему одинаково удались, но есть ряд прекрас ных листов: «Граф Нулин», ­ «Медный всадник» и др. Из   молодых   иллюстраторов   следует   отметить   рисунки   Якобсон   к «Станционному смотрителю». Они образны и сделаны в приятной  перовой технике. Заключение    Таким образом, изучая и систематизируя материал к своей работе, я пришла к следующему выводу: Во­первых,   существует   тесная   взаимосвязь   между   словесными   и живописными портретами А.С.Пушкина, они взаимно дополняют и обогащают друг друга. Во­вторых,   я   узнала,   что   существует   множество   прижизненных портретов поэта. К сожалению, рамки работы   не позволили рассказать обо всех портретах, но полученные сведения о них, безусловно, расширили мой кругозор. В­третьих,   существует   множество   графических   работ   Пушкина,   они помогают глубже раскрыть поэта, понять его душевные переживания в разные периоды его жизни. И   наконец,   я   выяснила,   что   существует   очень   мало   иллюстраций   к произведениям писателя.  На мой взгляд, это говорит о том, что художники не могут раскрыть полностью те образы, которые создал писатель.  Но следует отметить,   что   Пушкин   интересен   и   художникам,   и   искусствоведам,   и критикам, и, конечно же, нам, читателям. Список использованной литературы 1. А .С .Пушкин в воспоминаниях современников. В 2­х томах. Под общ. ред. В .В .Григоренко и др. Том 1.  М., "Худож. лит. " , 1974. 2. Авенариус, В. П. Отроческие годы Пушкина: биографическая повесть. Издание 6­е. СПб.,[1909]. 266 с. [из фондов Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина]. 3.   Стерлигов   А.Б.   Портрет   в   русской   живописи XVII –   первой половины XIX века.//   Портрет   в   русской   живописи XVII –   первой половины XIX века [альбом]. М., 1985. С.40. 4. Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда. Собр. соч.: В 8 т. М., 1952— 1955. Т.8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. С. 70. 5.  Пушкин и современная культура. М., 1996. 6. Анненков   П.В.   Материалы   для   биографии   Александра   Сергеевича Пушкина. М., 1984. С.317. 7.  Керцелли Л.Ф. Мир Пушкина в его рисунках: 1820­е годы. М., 1983. 8.   Денисенко С.В., Фомичев С.А. «Пушкин рисует. Графика Пушкина». СПб., 2001. 9.  Ремизов А.М. Встречи. Париж, 1981. С.271. 10.Башкеева   В.В.   От   живописного   портрета   к   литературному.   Русская поэзия и проза конца XVIII – первой трети XIX века. Улан­Удэ, 1999.

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа А.С. Пушкин и изобразительное искусство

Исследовательская работа  А.С. Пушкин и изобразительное искусство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2019