Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
5 кл
02.04.2017
Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"
Народные сказки - хранилище забытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Каждая из них несет в себе общий смысл, который говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в жизни человеческого общества. И во многих русских народных сказках присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем она знакома с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали детям перед сном сказки. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем в этих сказках появляется Баба-Яга? Думаете, это глупый вопрос? А попробуйте дать на него ответ. Скажете, просто так? Неправильно! Ведь в сказках продумана каждая мелочь, и ни одна деталь не может быть там без уважительной причины.
Проект.docx
Оглавление Введение………………………………………………………..………..…4­5 1.Литературный обзор…………………………………………................6­9 2. Баба – Яга – удивительная героиня детских волшебных сказок…10­12 2.1.  Происхождение образа Бабы Яги 2.2     Волшебный образ Бабы Яги 2.3    Разнообразие  образов Бабы­Яги в детских волшебных сказках               а) Яга­воительница;               б) Яга­похитительница;               в) Яга­дарительница;               г) Яга­прародительница;   2.4  Результаты анкетирования……………………………………………….13 3. Заключение…………………………………………………………….……14 Вывод. Практическая часть.…………………………….………………...….15   Использованная литература……………………………………..…………..16 Приложение.  Газета «На неведомых дорожках…  »   1 Абстракт Народные сказки ­ хранилище забытой народом информации о событиях,  происходивших так давно, что помнится с трудом. Каждая из них несет в себе  общий смысл, который говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в  жизни человеческого общества.  И во многих русских народных сказках  присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем  она знакома с самого детства,  ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали детям перед сном сказки. Но  многие ли из вас задумывались над тем, зачем в этих сказках появляется Баба­ Яга? Думаете, это глупый вопрос? А попробуйте дать на него ответ. Скажете,  просто так? Неправильно! Ведь в сказках продумана каждая мелочь, и ни одна  деталь не может быть там без уважительной причины.  Цель моей работы: проследить эволюцию образа Бабы­Яги, определить ее роль в сказке, попытаться определить происхождение образа. Работая над темой, я поставила перед собой следующие задачи: ­ изучить различные версии происхождения образа Бабы Яги; ­ выявить характерные черты героини на примере народных и авторских  сказок; ­ проследить проникновение сказочного персонажа в другие жанры  фольклора и виды искусства. Гипотеза:  Если исследовать образ Бабы Яги, созданный в русских народных  сказках, в литературе и других видах искусства, то можно найти ответ на вопрос:  добро или зло несёт в себе этот образ. Методы исследования:  Наблюдение, интерпретация, анкетирование, обобщение.  Материал исследования:  Тексты сказок.  2 Введение  Баба Яга, пожалуй, самый древний, загадочный и любимый всеми  Одни исследователи считают Ягу обычной злой ведьмой, колдуньей. Другие сказочный персонаж.    величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей  подземный вход в потусторонний мир.  Третьи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов  и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли  забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда появилась  «избушка на курьих ножках». Но есть и другие мнения.  Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она ­ из  Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы Яги три пары волшебных рук  делают домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое индийское  божество Шива? Не случайно Баба Яга, как и индийские йоги – отшельники,  живет вдали от людей и ведет уединенный образ жизни. Кроме того, её ступа  очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются ­  ступы. И наконец, есть предположение, что Баба Яга – существо инопланетного  происхождения и прибыла на Землю из космоса. Во многих сказках и мифах   часто упоминается, что ступа у нее железная. Не исключено, что это не ступа, а  одна из ступеней многоступенчатого космического корабля! Бабу Ягу чаще всего можно увидеть на страницах русских народных сказок. Пешком она не ходит. Экипажем для ее передвижения служит ступа. В ступе  Баба Яга летает, пестом ее погоняет, след помелом заметает. Эта старая, злая и  мощная колдунья, представляющая собою недобрый потусторонний мир,  живет  тем не менее преимущественно на этом свете. Ее жилище — это избушка на  курьих ножках, стоящая к лесу передом, а к миру задом, что также служит  выражением недоброго характера Бабы Яги. Забор вокруг избушки — из  человеческих костей, а на заборе черепа висят. Ворота в заборе — рот с острыми  зубами.  В сказках обычно нет никаких портретов, но образ Бабы Яги описан  подробнее, чем образы остальных персонажей. Чаще всего она представлена от  3 природы одноногая или с костяной ногой, с большим кривым носом,  упирающимся в потолок, и зубами, лежащими на полке.  Однако, несмотря на весь ее страшный облик, все ее колдовское  могущество, несмотря на ее злые намерения, обещание и стремление посадить  пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протопленную печь  и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану­царевичу, и Ивану  — крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит,  и спать уложит, и даст  путеводный клубок. Ну чем не гостеприимная и заботливая бабушка? Какой же предстаёт перед нами Баба Яга в русских народных сказках? Что  несёт она в себе: зло или добро?  Положительный этот образ или отрицательный?  Большинство из нас с уверенностью скажут, что отрицательный. Но тогда  возникает вопрос: почему во многих сказках она так хорошо обращается с  Иваном­царевичем, когда он к ней приходит? Думаете, что она делает это,  преследуя какую­нибудь свою коварную цель? Ведь если бы она была на 100%  отрицательным персонажем, то, попадая к ней в дом, главный герой обязательно  бы почувствовал исходящее от неё зло и не стал бы так спокойно принимать её  гостеприимство. Ведь ни один нормальный человек не будет ночевать там, где в  любой момент может прерваться его жизнь.           Знакомство с Ягой обычно происходит в её доме или где­нибудь в лесу,  недалеко от самой избушки. Избушка Бабы Яги тоже не просто так расположена  на опушке леса, которая символизирует собой границу миров. Это значит, что  сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между  мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом.  Немаловажным является и тот факт, что именно от неё Иван­царевич обычно  получает волшебное оружие, которым потом побеждает Кощея и прочую нечисть.          Не стоит забывать и о том, что Василиса, во всех сказках представляющая  собой жизнь – это племянница бабы Яги. Вряд ли найдется человек, который  усомнится в том, что Василиса – положительный персонаж. Намного проще  поверить в то, что Яга на самом деле не такая злобная, как все о ней думают.         Меняются времена  ­  меняются нравы. В последние годы из народных сказок  Баба Яга перебралась и в литературные. Здесь характер её стал мягче: она уже  почти не делает гадостей и совсем не ест людей.  С особой симпатией  Яга  относится к детям. И больше она похожа на добрую деревенскую бабушку, чем на злую колдунью. Пример этому – авторская сказка Эдуарда Успенского «Вниз по  волшебной реке». Здесь известная как пожирательница  детей Баба Яга не только  приютила Митю, но и отправилась вместе с ним спасать царство. Чем не добрый и благородный поступок? В сказке Отфрида Пройслера «Маленькая Баба­Яга»  4 описывается ранее неизвестное прошлое Бабы­Яги. Там она предстаёт  нам  маленькой доброй ведьмочкой, которая упорно стремилась исполнить свою мечту – побывать на Вальпургиевой ночи, куда пускали только взрослых ведьм. Но   Главная ведьма дала Маленькой Бабе­Яге шанс побывать на Вальпургиевой ночи,  при условии, если она исправится и станет хорошей  ведьмой. Маленькая Баба­ Яга, решив не сдаваться, покоряет нас своим  упорством, добротой и желанием  помочь. Она совершает  добрые дела  с помощью своей смекалки.  Биография Бабы Яги Внешне Баба Яга ­ это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из­под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат ­ ноги, вместо запора ­ руки. Вместо замка ­ челюсть с острыми зубами. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом". Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной   или   огненной   ступе,   погоняет   пестом   или   клюкою,   помелом   след заметает. Во время поезда Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и   гнутся   вековые   деревья.   Она   похищает   и   поедает   детей,   которых   она забрасывает   в  печь   лопатой   и   зажаривает.   Грубая   старуха   проводит   большую часть   времени   сидя   на   печи,   прядет   кудель,   ткет   холсты.   Баба   Яга   любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает:   "фу­фу!   доселева   русского   духа   видом   не   видано,   слыхом   не слыхано, а ныне русской дух в очью проявляется!" или: "что это русским духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.   Живет   Баба   Яга   со   своими   дочерьми.   Иногда   Баба   бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу.   Часто   задание   состоит   в   охране   кобылиц   Бабы   Яги,   в   которых превращаются   ее   дочери.   В   награду   Яга   одаривает   волшебными   вещами: огнедышащий,   быстроногий   конь;   меч   ­   самосек;   гусли   ­   самогуды;   сапоги   ­ скороходы; ковер ­ самолет; клубок, указывающий дорогу. Происхождение образа. В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей   на   очень   высоких   пнях   с   выглядывающими   из­под   земли   корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие 5 в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба­Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба­Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим   сведениям   Баба­Яга   у   некоторых   славянских   племён   (у   русов   в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь. Мифологический архетип Бабы­Яги. Образ Бабы­Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную   охоту   для   представителей   тотема   в   доисторические   времена. Впоследствии   роль   тотемного   животного   занимает   существо,   которому подвластен   весь   лес   с   его   обитателями.   Женский   образ   Бабы­Яги   связан   с матриархальными   представлениями   об   устройстве   социального   мира.   Хозяйка леса, Баба­Яга, — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы­Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на   курьих   ножках.   Во   времена   принятия   христианского   вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались   лишь   божества   низшего   порядка,   т.   н.   хтонические   существа   (см. демонология,   народная   демонология),   к   которым   принадлежит   и   Баба­Яга. Двойственная   (амбивалентная)   природа   Бабы­Яги   в   фольклоре   связана,   во­ первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во­вторых, с образом злобного   существа,   сажающего   детей   на   лопату,   чтобы   зажарить.   Этот   образ Бабы­Яги   связан   с   функцией   жрицы,   проводящей   подростков   через   обряд инициации.            С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы­Яги,   немаловажным   аспектом   этого   образа   видится   принадлежность   её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области   мифологии   А.   Баркова   интересно   трактует   в   связи   с   этим происхождение   названия   курьих   ног,   на   которых   стоит   изба   знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны   леса,   то   есть   из   мира   смерти.  Название  „курьи   ножки“   скорее  всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили   „избу   смерти“   небольшой   сруб   с   прахом   покойника   внутри   (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба­Яга внутри   такой   избушки   представлялась   как   бы   живым   мертвецом   —   она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху 6 —   „русским   духом   пахнет“   (запах   живых   неприятен   мёртвым)».   «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы­Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для   этого   он   должен   приобщиться   к   миру   мёртвых.   Обычно   он   просит   Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе   Бабы­Яги,   человек   оказывается   принадлежащим   одновременно   к   обоим мирам,   наделяется   многими   волшебными   качествами,   подчиняет   себе   разных обитателей   мира   мёртвых,   одолевает   населяющих   его   страшных   чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём». (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»). Благодаря текстам   сказок   можно   реконструировать   и   обрядовый,   сакральный   смысл действий героя, попадающего к Бабе­Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы­ Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание   на   очень   важную   по   его   мнению   деталь.   После   узнавания   героя   по запаху   (Яга   слепа)   и   выяснения   его   нужд,   она   обязательно   топит   баню   и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное   живым,  чтобы   те   случайно   не   проникли   в   мир   мёртвых.  А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он­то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца­антагониста»  Развитие образа в современной литературе. Образ Бабы­Яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке». Баба­Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». В сериях   комиксов   «Хэллбой»   Майка   Миньолы   Баба­Яга   является   одним   из отрицательных персонажей. Она обитает в загробном мире у корней Мирового Древа   Иггдрасиль.   В   первом   томе   серии   («Пробуждение   дьявола»)   у   неё укрывается   побежденный  Распутин. В  новелле  «Баба­Яга» Хэллбой,  во  время схватки с Ягой, выбивает ей левый глаз. В отличие от большинства современных литературных   интерпретаций   образ   Бабы­Яги   у   Миньолы   не   несет   в   себе сатирической   нагрузки.   Также   образ   Бабы­Яги   встречается   у   современного автора русской литературы ­ Андрея Белянина в цикле произведений "Тайный сыск царя Гороха". Где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно ­ эксперта­криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха. Детство и юность Бабы­Яги в современной литературе впервые встречаются в повести "Лукоморье" А. Аливердиева (написанная в 1996 7 первая глава повести опубликована в журнале "Звездная дорога" в 2000). Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого "Ягодка", роман В. Качана "Юность Бабы­яги", роман М. Вишневецкой "Кащей и Ягда, или Небесные яблоки" и др. Баба­Яга появляется также в серии комиксов "Армия Тьмы", где представлена уродливой   старухой,   желающей   заполучить   книгу   мёртвых   ­   Некрономикон, чтобы вернуть себе молодость. Была обезглавлена одним из смертных грехов ­ Гневом. Баба­Яга на экране. Чаще других играл роль Бабы­Яги Георгий Милляр.  В фильмах «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» роль доброй Бабы­Яги исполнила Татьяна Пельтцер. В фильме «Огонь, вода и… медные трубы» роль дочери Бабы­Яги исполнила Вера Алтайская. В   фильме   «Новогодние   приключения   Маши   и   Вити»   роль   Бабы­Яги исполнила Валентина Кособуцкая. В   фильме   «В   тринадцатом   часу   ночи»   роль   Бабы­Яги   исполнил   Зиновий Гердт. В фильме «Остров ржавого генерала» робота­Бабу­Ягу сыграл Александр Леньков. В фильме «Лиловый шар» роль Бабы­Яги исполнила Светлана Харитонова.     8 2.Баба – Яга – удивительная героиня детских волшебных сказок    2.1.  Происхождение образа Бабы – Яги.             Кто же эта Баба – Яга? Баба – главная женщина во всех культурах.  Каменным бабам поклонялись многие народы. В толковом словаре русского  языка: « Баба – Яга. В русских сказках: злая старуха – колдунья». Достойное  место данный образ занимает в Мифологическом словаре: «Баба­Яга, Яга  Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна­ сказочный персонаж;» род ведьмы или злой  дух под личиною безобразной старухи.  Баба ­ Яга обычно изображается мерзкой,  злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь  маска, а не истинная суть.         2.2 . Волшебный образ Бабы – Яги.               Согласно сказкам,  Баба – Яга живет в лесу на курьих ножках, вокруг избы  – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо  засовов – нога, вместо запоров – руки. «Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг  тын, а на кольях лошадиные черепа». («Финист – ясный сокол»)  «Ехал по долам, по горам, по зелёным лугам и приехал в дремучий лес, в том  лесу стоит избушка, на курьих ножках, на бараньих рожках». ( «Иван  ­  Быкович») «Побежала – стоит избушка на Курьих ножках, стоит  ­ поворачивается.»   ( «Гуси – Лебеди») 9 В сказках Баба­Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной  чаще. Передвигается  Баба­Яга обычно также подобно ведьме или нечистому  духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая  следы помелом:  «Яга – баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее  железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет,  скот ревет.                                           Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря  или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой,  деревом, различными предметами, природными явлениями.           Слугами Бабы­Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек,  ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении  находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный кот Баюн,  наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем  напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти.         У неё необычная чаще всего – костяная нога.  «Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба –Яга костяная  нога.»(«Иван – Быкович») «Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба  – Яга, костяная нога, старая, беззубая.»  («Заколдованная Королева») «Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба – Яга костяная нога.» («Сказка о  Василисе Премудрой». Костяная нога упоминается почти всегда в единственном числе­образ  одноногой Яги.  Уже её одноногость является основанием, что она  входит в круг  божеств. Начало родословной от змеи. Она, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею.          2.3 .  Разнообразие образов Бабы­Яги в детских волшебных сказках. Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:   а)  Яга­воительница.   10 Яга – воительница сражается с героями и побеждает многих из них. Яга­ воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она из­бивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей. Ее  «рать­сила несметная» «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу,  давай всех ругать и колотить.» ( «Баба­Яга») б). Яга­похитительница.            Яга – похитительница – наиболее распространенный тип и характерен  северному образу Яги.  В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что  напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка»,  совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически  уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком.       в).Яга­дарительница.   Яга­дарительница, тип которой  можно подразделить на несколько образов:   Яга­советчица.      Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за  помощью, например, к своей старшей сестре.         « Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время.» ( «Василиса Премудрая»)  Яга­повелительница  сил природы и животного мира. Яга повелевает  утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем.    «Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит: ­ Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед  состряпай, бельё приготовь».  «Василиса Прекрасная»  Яга­охранительница (покровительница), следящая с помощью своих  волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя, и  дарительница. 11 «­  Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само  прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. ­  Спасибо тебе, бабушка! ­  Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу:   будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста – ясна  сокола повидать». («Финист – ясный сокол»)                                                г) .Яга­прародительница   Яга­прародительница  (мать ­ бабка для нескольких своих дочерей­ внучек ­ ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба Яга»).    Иногда функции Яги выполняют ее женские заместители­аналоги: Ягишна,  ведьма, старуха, колдунья, бабка, а иногда ­ мужские: Кощей, колдун,   леший,      2.4. Результаты анкетирования.              Среди учащихся 5, 10­11 классов я провела анкетирование. Учащимся  было предложено выбрать образ Бабы – Яги, с которым они  чаще встречались в  детских волшебных сказках.                 Данный опрос показал следующие результаты :                                      образы                   Бабы­Яги       5­е  классы  10 класс  11 класс 79 10 20           ­ а г Я ; а ц и н ь л е т и о в   21 % 32% 36 % ­ а г Я         а ц и н ь л е т и р а д _____                             5% 2 % ­ а г Я       а ц и н ь л е т и д о р а р п _____ ______  2 % ­ а г Я     а ц и н ь л е т и т и х о п 79 % 63% 60 % 12 Итого: 109 30 % 67% 2,3%  0,7 %   Вывод:   Этот опрос свидетельствует о том, что  учащиеся  встречаются в  сказках с образом Бабы ­ Яги – похитительницы.                                                        3.Заключение «Узнаю тайны – и был таков» ­ по принципу поэта хочется  действовать после  знакомства с героиней исследования, Бабой­Ягой. Если в начале работы стояла  цель изучить этот русский сказочный персонаж, то во время работы пришлось  познакомиться с ней настолько близко, что  почти «побывали в гостях в  тридевятом», «узнали в лицо»  ее родных и близких, с уважением и почтением  хочется относиться к их «семейным традициям». Истории о домовых, леших,  кикиморах и т.п. дали более полное  представление о быте человека, правилах его поведения, принципах. Наши предки поклонялись, боялись, существовали параллельно с духами  жилищ, леса, поля, воды. Выйдя из дома, пройдешь через ограду, а там и баня, и  сарай.… И сейчас, как несколько веков назад, По­прежнему,  у нас на Урале,  предпочитают строить жилища, где двор примыкает к дому; образуя единое  жилое пространство. Каждый знает, где в доме красный угол и божничка с иконами, а детишек пугают  домовым, что за печью прячется. Собирая материал, разговаривая с бабушками,  убедилась, что как и в старые времена многие верят в существование  потусторонних сил: знают, что делать, чтобы скотина велась; как от зависти  соседской закрыться; что в Крещенье гадать полагается, ведь нечистая головы  поднимает…. А в лесу, в поле, а еще и во время грозы человек, как и  во все  времена,  ощущает могущество и величие природы. Все чаще человек крестится  13 при упоминание нечистой силы, чтобы оградить себя от беды и несчастий.  Функции современных экстрасенсов и шаманов напоминают действия древних  ведьм и колдунов. Все это позволило лучше понять и принять объект изучения –  Бабу–Ягу. А имена известных литературоведов, ученых композиторов, которые в  свое время уделили ей столько внимания, спорили, доказывали, искали корни  происхождения, заставшие уважительно отнестись к нашей знакомой. Хотя по– прежнему к Бабе–Яге хочется относиться с детской наивностью. Еще многие  поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но  при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.         Вывод         Изучив происхождение, разнообразие образов Бабы – Яги, я пришла к  выводу:  Баба ­ Яга является многообразной героиней детских волшебных сказок. Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла  и коварна, но при этом смешная, забавная и добрая. Сказки еще раз напоминают,  что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает зло.  Так кто же она такая – Баба Яга? Даже прочитав десятки толстых томов и  проведя тщательный анализ её образа, в этом трудно разобраться, потому что  Баба Яга никогда не раскрывает всех своих тайн и остаётся вечной загадкой для  человека.   Практическая часть       Совместно с руководителем я выпустила  газету  « На неведомых  дорожках… »  на печатной основе. 14 Список  литературы 1.Афанасьев А.Н.  Сборник «Русские детские сказки» М., «Детская литература»,  1986  2.Пройслер О. «Маленькая Баба Яга» М., «Детская литература», 1997 3.Усачёв А. «Большая книга Бабы Яги» М., ОНИКС 21век, 2004  4.Успенский Э. «Вниз по волшебной реке» М., ОНИКС 21 век, 200  5. Бахтин В. «От былины до считалки» Ленинград. 1982­ с.67  6. Вакуров  В. Н. «Где горшок с кашей» Журнал «Русская Речь» №5 1987 с 129.   7.  Иван Ильин   «Слово, произнесенное на вечере русской сказки в Берлине 3 мая 1934 года»  8. Кобяков Д. «Слова и люди» Барнаул.1977  9.Князева М. «Жила была Курочка Ряба» 15 10. Кузнецов А. «Из времен незапамятных» 11. Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки» СПб., 1996. 13. Афанасьева А.Н., Народные русские сказки, В 3 т. Т. 1. М., 1985 г. 14.Иванов   В.В.,   Топоров   В.Н.   Баба   Яга   //   Славянская   мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. 15.Ожегов С. И., « Толковый словарь русского языка», М., Издательство         «Азбуковник», 2002 г., 944  16. http://ru.wikipedia.org/wiki/Баба­яга 17.http   ://   shkolazhizni    .  ru   /  archive  /  o  /  n  ­24018    18. http://www.bestpeopleofrussia.ru 16

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Исследовательская работа "БАБА-ЯГА – СКАЗКА, МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017