ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»
Оценка 5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
искусство
Детсад
20.01.2017
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»
занятия
театр.doc
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3 ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНО­ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  ДЕТСКОМ САДУ……………………………………………………..5 1.1 Изучение театрально­игровой деятельности в трудах  отечественных ученых­исследователей………………………………………..5 1.2 Игрушки, применяемые для настольного театра………………………….9 1.3 Условия  развития  театрализованных  игр.  Особенности  руководства в младшей группе…………………………………………………10 1.4 Формы театрализованной деятельности с помощью кукол,  применяемые в дошкольных учреждениях……………………………………16 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ  ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР  В МЛАДШЕЙ  ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………...24 2.1 Программа исследования …………………………………………………..24 2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………………..24 2.3 Формирующий эксперимент ……………..………………………………...28 2.4 Контрольный эксперимент………………………………………………….30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………....36 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….38 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность — важное условие   успешного   воспитания   и   обучения.   Вот   почему   необходимо стремиться   к   тому,   чтобы   сделать   жизнь   ребят   в   детском   саду   веселой, интересной, яркой и содержательной.  Одним из эффективных средств воспитательного воздействия на детей являются   развлечения.   Они   обогащают   жизнь   малышей   новыми впечатлениями,   вызывают   радостные   эмоции,   закрепляют   знания   ребят, развивают речь, творческую инициативу, художественный вкус и музыкальные способности,   содействуют   сплочению   детского   коллектива.   Особую   роль здесь   играет     театр.   Куклы­игрушки,   куклы­сувениры   и   куклы­артисты окружают человека с ранних лет до глубокой старости. Первые помогают ему узнавать и осваивать мир взрослых, вторые и особенно третьи — приобщаться к   искусству,   его   иносказательности,   яркой   образности.   В   жизни   человека куклы   играют   гораздо   большую   роль,   чем   кажется   на   первый   взгляд. Доставляя радость, развлечения, они обогащают человека нравственно. Мир стал бы гораздо скучнее, если б внезапно исчезли все куклы. Вероятно, люди во все времена чувствовали это. И, как бы сурово ни складывалась жизнь того или   иного   народа,   как   бы   далеко   ни   находилась   земля,   которая   кормила полудикое   еще   племя,  у   людей   никогда   не   переводились   куклы.   И   самую большую радость им доставляли куклы, которые могли двигаться и говорить, как живые существа,— куклы­артисты. Особенный интерес для дошкольников представляет развитие навыков театрально­игровой   деятельности.   Ребенок,   проявляя   самостоятельность   в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов,   приобщается   к   сложному   интеллектуальному   труду.   Это   и обусловило выбор темы данной работы. Цель работы: особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с настольным театром. В соответствии с этим можно сформулировать задачи исследования: 1. рассмотреть психолого­педагогические условия развития театрально­ игровой деятельности в детском саду; 2.исследовать содержание и организацию театрализованных настольных игр в младшей группе дошкольного возраста. 3 Объект исследования: настольный театр. Предмет: театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста с использованием настольного театра. Методы исследования:  ­изучение и анализ литературных источников; ­наблюдение; ­педагогический эксперимент. Практическая   значимость   исследования:  результаты   исследования могут быть использованы в практической работе педагога и семьи. Структура работы:  работа включает введение, 2 главы, заключение, список использованных источников, приложения. 4 ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНО­ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ 1.1.   Изучение   театрально­игровой   деятельности   в   трудах отечественных ученых­исследователей Театрально­игровая   деятельность   имеет   большое   значение   для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает многие психические функции. Авторы пособия «Театрализованные игры в детском саду» Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева,   Е.С.Петрова   отмечают,   что   театрализованная   деятельность позволяет   решить   многие  актуальные   проблемы   современной  педагогики   и психологии, связанные с: ­ художественным образованием и воспитанием детей; ­ формированием эстетического вкуса; ­ нравственным воспитанием; ­ развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения); ­ воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); ­   созданием   положительного   эмоционального   настроя,   снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру; ­   раскрытием   духовного   и   творческого   потенциала   ребенка, возможность адаптироваться ему в социальной среде [13,с.64].   Н.А.Реуцкая в пособии «Игра дошкольника» также пишет о том, что театрализованные   игры   рассматриваются   как   действенное   средство всестороннего   развития   личности,   воспитания   активности,   коллективизма, уверенности   в   своих   силах,   инициативы.   Театрально­игровая   деятельность обогащает   детей   новыми   впечатлениями,   знаниями   и   умениями,   развивает интерес   к   литературе   и   театру,   формирует   диалогическую   эмоционально­ насыщенную   речь,   активизирует   словарь,   способствует   нравственно­ эстетическому воспитанию каждого ребенка [5, с.56]. 5 Театрализованная игра, по словам О.Акуловой является эффективным средством   социализации   дошкольника   в   процессе   осмысления   им нравственного   подтекста   литературного   или   фольклорного   произведения   и участия   в   игре,   которая   имеет   коллективный   характер,   что   создает благоприятные   условия   для   развития   чувства   партнерства   и   освоения способов   позитивного   взаимодействия.   В   театрализованной   игре   также осуществляется   эмоциональное   развитие:   дети   знакомятся   с   чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Автор выделяет значение театрализованной игры и для речевого развития – совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи [1, с.24­25]. И.В.Штанько   отмечает,   что   особую   значимость   театрализованная деятельность   приобретает   накануне   поступления   ребенка   в   школу,   т.к. театрализованные   игры   являются   мощным   инструментом   развития коммуникативных  навыков,  познавательных   и психических  процессов,  учат управлять   своим   поведением,   вниманием,   восприятием.   Дети   учатся коллективно работать над замыслом будущего представления, обмениваться информацией,   планировать   различные   виды   художественно­творческой деятельности   (изготовление   декораций,   работа   над   ролью   и   т.п.)   и координировать   функции,   что   способствует   созданию   общности   детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними [19, с.71].  Н.А.Реуцкая,   Н.Ф.Губанова   и   др.   отмечают   тесную   связь театрализованных игр с сюжетными играми, важное значение в возникновении первых   имеет   сюжетно­ролевая   игра.   Особенность   театрализованной   игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только   изображением   деятельности   взрослых,   их   начинают   увлекать   игры, навеянные   литературными   произведениями.   Такие   игры   являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но детей больше увлекает   сам   сюжет,   чем   выразительность   исполняемых   ролей.   Именно сюжетно­ролевая   игра   является   плацдармом,   на   котором   получает   свое дальнейшее   развитие   театрализованная   игра.   Театрализованной   игре   также сопутствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером [4,с.32]. И.В.Штанько   также   отмечает,   что   театрализованная   игра   как   вид игровой деятельности структурно представлена теми же компонентами, что и любой   другой   вид   игровой   деятельности:   сюжет,   роль,   игровые   действия, 6 атрибуты и их игровое использование, отношения и взаимодействия между играющими.   Но   в   театрализованной   игре   игровое   действие   или   игровой атрибут   (костюм,   кукла)   являются   определяющими   и   помогают   ребенку принять на себя роль. Игровое действие здесь носит разнообразный характер, так как ребенок может выступать в роли «драматического актера», «актера кукольного театра», исполняющего последовательно роль каждого персонажа, и в роли «режиссера», управляющего всем сюжетом. Также отличительной особенностью   театрализованной   игры   является   наличие   зрителей   –   детей, воспитателей, родителей  [19,с.71].  Анализируя   исследования   Д.Б.Эльконина,   авторы   книги «Художественное творчество и ребенок» отмечают, что отличительная черта театрализованных   игр   в  том,  что   передавать   характер   персонажа   можно   с помощью   средств   образной   выразительности   (интонации,   мимики,   жеста, позы, походки и т.д.). Использование этих средств требует соответствующей подготовки, выработки умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа [17,с.78].    Л.В.Артемова отличительной особенностью театрализованных игр, в частности игр­драматизаций, считает, что, участвуя в играх драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, это   наиболее   сложное   исполнение,  так   как   оно   не   опирается   ни   на   какой общественный   образец.   Театрализованные   игры   развиваются   по   заранее подготовленному   сценарию,   в   основе   которого   –   содержание   сказки, стихотворения, рассказа, здесь готовый сюжет ведет за собой игру [2, с.23].  О.Акулова   отмечает,   что   характерными   особенностями театрализованных   игр   являются   литературная   или   фольклорная   основа   их содержания   и   наличие   зрителей.   Театрализованную   игру   (особенно   игру­ драматизацию) характеризует перенос акцента процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Здесь автор рассматривает ее как разновидность художественной деятельности [1, с.27]. И.В.Штанько пишет, что в театрализованных играх по мере подготовки к  спектаклю   дети  проходят  путь   от   рождения   замысла   до  его   творческой реализации. Эта деятельность позволяет ребенку побывать в роли драматурга, художника,   музыканта,   костюмера,   кукловода,   актера   и   даже   режиссера, осмыслить значимость результата общего дела. Спектакль – это своего рода творческий проект, для реализации которого требуется: 7 ­   хорошее   знание   художественного   произведения,   взятого   в   основу спектакля; ­ умение выделять в произведении композиционные части; ­ создавать словесный портрет, используя образные выражения; ­ образно описывать события, ведя рассказ от лица главного героя или от другого лица; ­   подбирать   музыкальные   характеристики   к   персонажам   и   частям композиции будущего спектакля; ­ показывать  героя, используя мимику, жест, пластические  движения тела; ­   создавать   эскизы   (рисунки)   на   основные   действия   спектакля, используя цвет, движение, композицию, как средства выразительности; ­   создавать   декорации,   художественные   образы   персонажей   из различных персонажей из различных материалов (бумаги, пластилина, ткани, природного и бросового материала); ­ владеть навыками кукловождения в настольном и кукольном театре; ­   уметь   работать   в   коллективе   (планирование,   согласованность активность, доброжелательность, взаимопомощь,   действий, самостоятельность) [19,с.72­73].       Р.Сигуткина также, характеризуя театрализованные игры, отмечает их специфику, включает в них следующее: ­ действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками); ­ непосредственные действия детей по ролям; ­ литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, перемежаясь пояснениями от автора); ­   изобразительную   деятельность   –   носит   характер   пространственно­   дети   создают   рисованные   или   оформительской: изобразительной, аппликативные декорации, костюмы персонажей; ­ музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д. [15,с.56­57]. Как  пишет  Н.Ф.Губанова,  в  настоящее  время  не  существует   единого взгляда   на   сущность   понятий   «театрализованная   игра»   и   «игра­ драматизация».   Одни   ученые   полностью   отождествляют   театрализованную игру и игру­драматизацию, другие считают, что игра­драматизация является 8 разновидностью театрализованных игр. В любом случае, в театрализованной игре   и   игре­драматизации   ребенок   стремится   познать   собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и комбинациях знакомого. В этом   проявляется   особенность   театрализованных   игр   как   творческой деятельности [4,с.30].   театрализованные  Таким   образом, способствуют художественному  воспитанию,  эстетическому   развитию   ребенка,  обогащает детей   новыми   впечатлениями,   закрепляет   их   знания,   полученные   ранее, активизируют, развивают инициативу, речь, художественный вкус, в общем, оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка­дошкольника [3,с.18].   игры   1.2 Игрушки, применяемые для настольного театра Для настольного театра необходимы игрушки не очень большого раз­ мера,   около   30   см   высотой   пли   ниже,   учитывая   соотношение   игрушек   по размеру   по   отношению   друг   к   другу,   а   также   по   отношению   к   игровому пространству. Игрушки для одного спектакля чаще всего подбираются так, чтобы они были изготовлены из материала одной фактуры (ткань, поролон, картон, природный материал). Для   театрализованной   игры   с   довольно   объемным   пространством действия,   каковым   является   стол,   а   не   стенд,   например,   не   представляет проблем   использование   театральных   кукол   самого   разного   объема.   Если исходить   из   общепринятой   характеристики,   то   в   настольном   театре представлены куклы всех объемов. 1. Плоские –  их основой служат картон, фанера, пластмасса, которые окрашиваются, тонируются, оклеиваются. 2.   Полуобъемные   –   состоят   из   плоской   основы,   па   которую приклеивается мягкая прокладка, а сверху бумага, ткань, готовая картинка и т.д. 3.   Объемные   –   обычные   игрушки   (деревянные,   пластмассовые, тканевые    —   особенно   мягкие   и   др.),   игрушки   из   природного   материала; объемные поделки из бумаги, поролона и др. Фигурки  всех   объемов   могут   быть  целостными,  а  также   состоять   из основной   и   дополнительных   частей:   плоскостная   фигурка   с   движущимися 9 конечностями,   мягкая   игрушка,   сшитая   из   отдельных   частей,   ­туловище, голова, руки, ноги (у животных –  лапы). Передвигаются фигурки в настольном театре по­разному: с помощью только рук кукловода, с помощью проволочки, магнита. Кукла изначально может   иметь   устойчивую   опору   пли   в   качестве   опоры   может   служить подставка. В некоторых случаях можно обойтись без подставки, согнув лист картона с изображением фигурки пополам под углом примерно в 60°. Если изображение на фигурке­картинке с одной стороны, то такие односторонние плоские фигурки передвигаются без поворота в одном направлении. Более совершенные   двухсторонние,   а   также   объемные   фигурки   передвигаются   в любом направлении, поворачиваются обеими сторонами. Куклы   в   настольном   театре   чаще   всего   являются   открыто управляемыми, т.е. кукловод и его руки не спрятаны от зрителя, при этом кукловод oрганизует свое управление куклами так, что основное внимание зрителя концентрируется на главном –  на куклах. Управление куклами может стать менее заметным (пли почти незаметным), если спектакль настольного театра   будет   оформлен   с   применением   невысокого   барьера   (для   театра картинок   на   высоких   подставках),   сценического   ящика   (для   фигурок, управляемых с помощью проволочки, прикрепленной к фигурке сверху или сзади) [7,с.42]. 1.3   Условия   развития   театрализованных   игр.   Особенности руководства в младшей группе     В   пособии   «Игра   дошкольника»   Н.А.Реуцкая   выделяет   условия развития театрализованных игр в системе работы детского сада: 1.наличие   и   развитие   представлений   и   интереса   к   различным   видам театра; 2.разнообразие костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям; 3.овладение   детьми   правилами   и   приемами   того   или   иного   вида театрализованной деятельности;   искреннее, 4.серьезное,   эмоционально­положительное   отношение педагога к играм детей в театр [5. с.67].    Н.Ф.Кофман в пособии «Художественное творчество и ребенок» под ред. Н.А. Ветлугиной отмечает, что по инициативе детей театрализованные 10 игры возникают редко, поэтому рекомендует постепенно вовлекать   детей в театрально­игровую   деятельность,   обучая   их   способам   художественной выразительности, развивая фантазию и воображение. В связи с этим, намечает следующие пути для решения задач приобщения детей к театрализованным играм: ­   проводить   все   задания   последовательно   и   систематично,   включая работу в занятия по развитию речи и в совместную деятельность; ­   познакомить   детей   с   формами   театрализованных   игр   (настольный театр, плоскостной театр, кукольный бибабо, драматизации) [16.с.43­44]. Н.Ф.Губанова   рекомендует   начинать   работу   по   формированию театрализованной   деятельности   с   накопления   детьми   эмоционально­ чувственного   опыта,   развития   интереса   и   эмоционально­положительного отношения к театрализованной деятельности. Для успешного формирования творческой   активности   детей   в   театрализованной   деятельности   автор отмечает ряд условий, необходимых для реализации задач: 1.   Следует   осуществлять   дополнительную   подготовку   воспитателей средствами   театральной   педагогики   для   того,   чтобы   они   могли   являться образцом творческого поведения для своих подопечных. 2.   Для   успешного   овладения   способами   творческих   действий   в театрализованной   игре   необходимо   предоставлять   детям   возможность самовыражаться   в   своем   творчестве.   Здесь   важным   моментом   является поддержка   взрослых,   заключающаяся   в   систематической   работе   с родителями,   способствующей   расширению   форм   сотрудничества   детского сада и семьи.  3. Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для   работы.   Критериями   отбора   являются   художественная   ценность произведения,   педагогическая   целесообразность   его   использования, соответствие   жизненному   и   художественно­творческому   опыту   ребенка, яркая образность и выразительность интонаций [4, с.72­73].    Л.С.Фурмина отмечает важность организации предметной среды как средства   развития   интереса   детей   к   театрализованным   играм.   Создание условий для театрализованной деятельности детей предполагает следующее: ­оборудование определенного места определенной мебелью; ­оснащение его необходимыми пособиями и игровым материалом; ­учет   возрастных   особенностей   и   обусловленность   содержанием воспитательно­образовательной работы в данной возрастной группе. 11 Автор   отмечает,   что   театрализованная   деятельность   детей   связана   с развитием   речи,   ознакомлением   с   художественной   литературой,   поэтому особое место на книжных полках может принадлежать книгам, составляющим репертуар театрализованной деятельности детей. Так как театрализованные игры   связаны   со   сценическим   действием,   это   требует   соответствующей организации   места   и   оборудования:   для   настольного   театра   –   любая горизонтальная плоскость; для театрально­игровой деятельности – ширмы, в зависимости   от   вида   театра   (теневого,   кукольного,   для   оформления   игр­ драматизаций, где роли исполняют сами дети); а также наличие определенных кукол. Декорации и другие атрибуты для театрального действия  могут быть изготовлены взрослыми, особенно в младших группах [20, с.56­57].  Л.Куцакова   предлагает   изготовление   игрушек   самими   детьми,   что имеет большую воспитательную ценность; игрушки, изготовленные старшими дошкольниками могут быть использованы в театрализованных играх как ими самими, так и детьми младших групп [9, с.42]. Большой интерес представляют опыт работы воспитателей по развитию театрализованной   деятельности   дошкольников.   И.Мусетова   предлагает использовать   для   создания   определенного   образа   сценического   персонажа одну   характерную   деталь,   в   данном   случае,   вязаные   шапочки­маски, отвечающие   таким   требованиям,   как   практичность,   универсальность, красочность, неповторимость, удобство и легкость применения, что позволяет использовать с детьми всех возрастных групп, особенно младших [12,с.60]. А.Брызгалова   предлагает   использовать   настенные   подвижные   игрушки­ забавы, которые прекрасно подходят как для малышей, так и для постановки спектаклей   старшими   детьми.   М.Калиновская   использует   большие театральные напольные куклы, предназначенные для одного актера, которую может водить как взрослый, так и ребенок. Также интерес представляет опыт работы Р.Мироновой по организации игр с детьми, в частности режиссерских и   драматизаций   на   участке   детского   сада:   «театр   на   полянке»,   «театр   на площадке», сооружения из камней, пней, чурбачков и др. [8,с.25]. Также   Н.Ф.Губанова   отмечает,   что   в   руководстве   формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на: ­принципы   гуманистической   направленности   (истинно   гуманные отношения между взрослыми и детьми); 12 ­интеграции   (объединение   в   театрализованной   игре   разных   видов искусства и деятельности); ­творческого   взаимодействия   взрослого   и   ребенка   (сотворчества   в художественно­эстетической деятельности). Также   автор   пишет   о   том,   что   общими   методами   руководства театрализованной игрой являются: 1.   прямые   приемы   руководства   (воспитатель   показывает   способы действия); 2. косвенные приемы руководства (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) [4,с.76]. О.Акулова выделяет основные направления развития театрализованных игр.   С   детьми   младшего   дошкольного   возраста   данная   работа   состоит   в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3 – 5 сверстников, исполняющих роли; от имитации   действий   фольклорных   и   литературных   персонажей   к   имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре­драматизации [1,с.29]. Н.А.Реуцкая   отмечает   особенности   руководства   театрализованной деятельностью   в   младшей   группе.   Здесь,   пишет   автор,   воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихи, небольшие рассказы с помощью настольного театра, фланелеграфа. С детьми 3 – 4 года жизни воспитатель разыгрывает   простейшие   сюжеты   знакомых   сказок,   используя   элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей, дети этого возраста охотно подключаются к драматизации сказки с помощью фланелеграфа, настольного и пальчикового театра, простых в управлении. Дети младшего дошкольного возраста   разучивают   потешки,   небольшие   сценки,   где   подчеркивается   их ритмичность, музыкальность, так как выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя. Широко применяются в игре музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, погремушки и др. [5,с.50]. Т.М.Орлова   отмечает   важность   обучения   детей   младшей   группы некоторым   способам   игровых   действий   по   образцу.   Автор   предлагает использовать подвижные игры, где дети показывают характерные движения животных   («Наседка   и   цыплята»,   «Медведица   и   медвежата»,   «Зайчиха   и зайчата»). Работа над совершенствованием двигательных навыков, в младшей группе используются такие приемы, как показ движений, упражнение с одним 13 ребенком   или   целой   группой.   Воспитатель   является   активным   участником таких   игр,   он   показывает,   какими   разнообразными   могут   быть   интонация, мимика,   жесты,   походка,   поза,   движения.   Формируя   интерес   к   играм­ драматизациям,   необходимо   читать   и   рассказывать   детям   произведения художественной   литературы,   рассматривать   иллюстрации   к   этим произведениям, беседуя о характерах героев, а также обыгрывание сюжетов сказок, рассказов («Курочка ряба», «Мой мишка» З.Александровой, «Маша обедает»   С.Капутикян   и   др.)   с   помощью   образных   игрушек,   настольного театра игрушек [14,с.89].  Как пишет О.Акулова, важным аспектом деятельности воспитателя во 2­ой младшей группе  является постепенное расширение игрового опыта за счет   освоения   разновидностей   игры­драматизации,   последовательное усложнение   игровых   заданий   и   игр­драматизаций,   в   которые   включается ребенок. Далее автор выделяет ступени работы: ­игра­имитация   отдельных   действий   человека,   животных   и   птиц   и имитация основных эмоций человека; ­игра­имитация   цепочки   последовательных   действий   в   сочетании   с передачей основных эмоций героя; ­игра­имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей; ­игра­импровизация под музыку; ­однотемная бессловесная игра­импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель; ­игра­импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель; ­ролевой диалог героев сказок; ­инсценирование фрагментов сказок о животных; ­однотемная   игра­драматизация   с   несколькими   персонажами   по народным сказкам. О.Акуловой предложено три группы игровых умений детей: 1. Первая   группа   умений связана   с   освоением   позиции   «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»). 2. Вторая группа умений обеспечивает становление позиции «артист», включающей   умение   использовать   некоторые   средства   выразительности (мимика,   жест,   движения,   сила   и   тембр   голоса,   темп   речи)   для   передачи 14 образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре. 3. Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д. [1,с.31­32]. Н.Ф.Губанова   также   отмечает,   что   для   детей   II   младшей   группы характерно   принятие   действий   взрослых   в   качестве   образца.   Детям   этого возраста   очень   интересны   спектакли,   показанные   воспитателями,   а   для накопления   театральных   впечатлений,   создания   у   малышей   мотивации   к театрализованной деятельности следует приглашать старших детей выступать перед ними с постановками [4,с.72].  С младшего возраста дети начинают приобщаться к миру театра. Во II младшей   группе,   прежде   всего,   формируется   интерес   к   театрализованным играм.   Через   роль   в   театрализованной   игре   ребенок   усваивает   нормы поведения,   принятые   в   мире   взрослых.   В   театрализованных   играх   детей отражается   и   закрепляется   литературно­художественный   материал,   с которым ребенок знакомится в повседневной жизни. Яркие художественные образы, созданные взрослыми в театрализованных постановках, способствуют углубленному  восприятию,  надолго  остаются   в  памяти  детей,  переходят  в самостоятельные   игры,  обогащая  их.  Систематическая   работа   по  развитию театрализованных  игр во II младшей группе  поможет подготовить  детей к активному   участию   в   театрализованных   спектаклях   и   является   средством повышения   эмоционального   тонуса   малышей,   развитие   их   общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях. Настольный театр может быть использован в творческих играх детей и в обучающих играх на занятиях. Средствами   настольного   кукольного   театра   легко   исполнить инсценировки   потешек,   стихов,   песенок,   что   поможет   детям   понять   их содержание, сделает его образным. Дети могут быть вовлечены в игру, сопро­ вождая действия хоровым или индивидуальным декламированием, пением под аккомпанемент или без него. Возможно и обратное — взрослый читает, а дети изображают с помощью кукол. Наряду с произнесением слов героев может идти   комментарий   их   действий,   внешнего   вида,   что   также   усилит впечатление, облегчит восприятие. При подготовке спектаклей следует отбирать произведения с простым, ясным   и   забавным   сюжетом,   знакомыми   персонажами,   благополучным 15 концом.   Лучшие   спектакли   для   детей   дошкольного   возраста,   и   особенно младшего, где этот театр наиболее используемый, — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух» и др. При создании спектакля следует избегать использования произведений с большими текстами,   много слов не всегда оправданный способ инсценировки произведения.   Следует   помнить,   что   малышей   больше   увлекает   действие. Длинные фразы могут быть заменены словосочетаниями, отдельными звуками. Больший акцент на действия, их совершенство, разнообразие [6,с.30­31]. 1.4   Формы   театрализованной   деятельности   с   помощью   кукол, применяемые в дошкольных учреждениях Театрализованная   деятельность   в   детском   саду   может   быть организованна в утренние и вечерние часы – в нерегламентированное время; органично   включена   в   другие   занятия   (музыкальное,   по   изобразительной деятельности   и   др.),   а   так   же   специально   запланирована   в   недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром [10,с.14]. Занятия. Занятия   должны   выполнять   одновременно   познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к   подготовке   выступлений.   Их   содержание,   формы   и   методы   проведения должны   способствовать   одновременно   достижению   трёх   основных   целей: развитию   речи   и   навыков   театрально­исполнительской   деятельности; созданию атмосферы творчества, социально ­ эмоционально развитию детей. Поэтому   содержанием   таких   занятий   является   не   только   знакомство   с текстом,   какого­либо   литературного   произведения   или   сказки,   но   и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Также содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации;   разыгрывание   разнообразных   сказок   и   инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и не вербально); упражнения по социально – эмоциональному развитию детей. 16 Первое   знакомство   детей   с   театральной   куклой   происходит   в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших   дошкольников,   воспитателей,   приглашенных   артистов   кукольных театров. Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим приемам управления куклами настольного театра. Предлагается им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для   подражания.   Здесь   важна   роль   взрослого,   так   как   речь   детей   второй младшей   группы   еще   не   очень   развита,   внимание   рассеяно.   Как   бы примитивны ни были истории, сочиненные, малышами, воспитатели должны радоваться вместе с ними любому проявлению творчества, стремиться, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных   сказок   духовно   раскрепощает   малыша,   дает   ему   возможность поверить в свои силы. На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых. Следующий   этап   —   это   работа   над   этюдами,   которые   являются своеобразной   школой,   помогающей   детям   постигать   секреты   управления театральными   куклами,  основы   актерского   мастерства.   Малыши   в   игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия   в   кукольном   спектакле.   Только   разбудив   фантазию   детей,   создав обстановку   творческого   сотрудничества,   можно   приступить   к   постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка. Дети второй младшей группы разыгрывают с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Воспитатель должен стараться не заучивать с детьми   текст,   предложить   им   самим   придумать   диалоги. К   концу   года   все   дети   второй   младшей   группы   овладевают   техникой управления   настольными   куклами,   умеют   до   конца   спектакля концентрировать   внимание   на   кукле,   учатся   внимательно   слушать   своего 17 партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, в которых   сопровождают   движение   куклы   песенкой,   придуманной самостоятельно на заданный текст. Л.В.   Куцакова   и   С.И.   Мерзлякова   выделили   следующие   типы театральных   занятий:   фрагментарное   (на   других   занятиях),   типовое, доминантное, тематическое, интегративное, репетиционное. Типовые,   которые   включают   следующие   виды   деятельности: театрально­игровую,   ритмопластику,   художественно­речевую,   театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве).  Доминантные ­ доминирует один из указанных видов деятельности.  Тематические,  на   которых   все   названные   виды   деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т.п. Комплексные  ­   используется   как   синтез   искусств.   Дается представление   о   специфике   видов   искусства   (театр,   хореография,   поэзия, музыка,   живопись),   о   современных   технических   средствах   (аудио­, видеоматериалы).   Объединяются   все   виды   художественной   деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по­своему передающих образ.  Интегрированные,   где   в   качестве   стержневого   вида   деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность.   Репетиционные  ­   это   те,   на   которых   осуществляется   «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания   и   интереса,   не   стимулируют   познавательную   активность дошкольников. Таким  образом,  театрализованная  деятельность  будет  способствовать развитию   у   детей   уверенности   в  себе,   формированию   социальных   навыков поведения тогда, когда каждый ребенок будет иметь возможность проявить себя в роли того или иного персонажа. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы: ­выбор детьми роли по желанию; ­назначение   на   главные   роли   не   только   смелых,   но   и   робких, застенчивых детей; ­распределение   ролей   по   карточкам   (дети   берут   из   рук   воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); 18 ­проигрывание всех ролей всеми детьми по очереди [18,с.45­46]. Индивидуальная работа. Ещё   одной   из   форм   организации   театрализованной   деятельности является   парная   работа   воспитателя   с   ребёнком   –   один   на   один.   Такое обучение   часто   называют   индивидуальным.   В   процессе   индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и ребенком. Это даёт воспитателю глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания,   на   сколько   они   глубоки   и   серьёзны;   помогает   воспитателю выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы.   Также   индивидуальная   работа   помогает   подготовить   ребёнка   и   к предстоящей деятельности (занятию, работе в спектакле). В процессе этой работы   знания,   умения,   навыки   в   дальнейшей   деятельности   закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются. Самостоятельная деятельность детей – театрализованные игры. Театрализованные   игры   пользуются   у   детей   неизменной   любовью. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет   использовать   их   как   сильное,   но   не   навязчивое   педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных   действий,   которые   заключаются   в   том,   чтобы   уметь   без посторонней   помощи   продумать   замысел,   находить   изобразительно­ выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное,   контролировать   свои   действия   в   различных   видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях. Чтобы   интерес   к   самостоятельной   театрализованной   деятельности   у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом   развития   дальнейшей   деятельности.   Таким   новшеством   служит предметно­пространственная   среда,   которая   является   одним   из   основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способносте. Эта среда не только обеспечивает   театрализованную   деятельность,   но   и   является   основой самостоятельного   творчества   каждого   ребенка,   своеобразной   формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно­пространственной среды, следует учитывать  особенности эмоционально­личностного развития ребенка,   творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует забывать об   любознательность,   его   интересы,   склонности, 19 индивидуальных социально­психологических особенностях ребенка, т. к. они предполагают   стремление   участвовать   в   совместной   деятельности   со сверстниками,   а   также   время   от   времени   возникающую   потребность   в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной   театрализованной   деятельности   детей   (театрализованные игры)   в   каждой   возрастной   группе   должна   быть   оборудована театрализованная зона или уголок сказки. Таким   образом,   в   самостоятельной   театрализованной   деятельности детей ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мир, строить   свои   отношения,   а   это   требует   творческой   активности   личности (внимания,   воображения,   логики,   эмоциональной   памяти,   хорошо   развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе. Развлечения. Существует  множество   разновидностей   развлечений.  Одним  из  видов является театрализованное развлечение. К нему относятся театрализованные представления, спектакли с участием профессиональных артистов, а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями. Таким   образом,   театрализованная   деятельность   способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т.к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем,   спектакле   ребенок   естественно   и   непринужденно   усваивает богатейший   опыт   взрослых,   перенимая   образы   поведения.   Кроме   того,   в развлечениях и праздниках воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого   лежит   уважение   к   личности   маленького   человека,   забота   о   нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Праздники. Праздники,   также   как   и   развлечения   должны   доставлять   радость   и давать   возможность   каждому   проявить   свои   художественные   способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность. Для   того   чтобы   праздник   был   эффективной   формой   организации театрализованной   деятельности   детей,   необходимо   вести   с   ними повседневную   систематическую   работу,   развивая   их   способности,   вкус, творческую   активность   в   музыкальной,   художественно­речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков. 20 Воспитателю следует помнить, что праздничный утренник – это, прежде всего радость для детей. Это сильное средство формирования нравственно­ эстетических чувств. Поэтому хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация – все это определяет поведение и настроение каждого ребенка   на   празднике,   эффективность   воздействия   различных   видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей. Кружковая работа. Также   одной   из   форм   организации   театрализованной   деятельности детей   в   ДОУ   является   кружковая   работа,   которая   способствует   решению следующих   задач:   развитие   детской   фантазии,   воображения,   всех   видов памяти,   всех   видов   творчества   (художественно­речевого,   музыкально­ игрового, танцевального, сценического) и многое другое. В   дошкольном   учреждении   имеется   педагог­   руководитель   детского театра, который не только реализует эти задачи, но и корректирует действия всех   педагогов,   осуществляющих   решение   всех   задач,   согласно   базисной программы, в том числе и по театрализованной деятельности, привлекает их к активному   участию   в   работе   над   играми   –   представлениями   (вплоть   до участия в них в роли «актеров»). Содержание   курса   включает   в   себя,   главным   образом,   работу   над спектаклем: анализ содержания произведения, распределения ролей, игровые упражнения,   этюды,   способствующие   практическому   и   эмоциональному освоению   действий   по   сюжету,   а   постановочная   работа   над   целостным спектаклем проводится на специальных занятиях, которые бывают не реже одного раза в неделю по тридцать – сорок минут, либо в первую половину дня, либо   во   вторую.   Но   такая   работа   не   проводится   в   изоляции   от   той воспитательно­образовательной работы, которую осуществляют воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности. Так, например, на музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное   эмоциональное   состояние   и   передать   его   движениями,   жестами, мимикой,   отмечая разнохарактерное   ее   содержание   и   т.д.;   на   речевых   занятиях   у   детей развивается   четкая   ясная   дикция,   ведется   работа   над   артикуляцией   с помощью   скороговорок,   чисто   говорок,   потешек   и   пр.,   дети   знакомятся   с литературным произведением к постановке спектакля и пр., на занятиях по   слушают   музыку   к   очередному   спектаклю, 21 изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями,   близкими   по   содержанию   сюжета,   учатся   рисовать различными   материалами   по   сюжету   сказки   или   отдельные   ее   персонажи. Особое   содержание   и   настроение   должна   приобрести   вся   игровая деятельность   детей   в   свободное   от   занятий   время   под   руководством воспитателя   и   в   самостоятельной   детской   деятельности.   Дети   играют   в «театре».   Они   выступают   то   в   роли   актеров,   то   зрителей,   контролеров, билетеров,   дежурных   по   залу,   экскурсоводов   по   выставочному   залу.   Дети рисуют   афиши   и   пригласительные   билеты   на   спектакли,   готовят   выставку своих работ. В  театральной   студии   под   руководством   специалиста   разыгрываются разные   этюды   для   передачи   различных   чувств,   речевые   упражнения.   Это может   быть   откровенная   репетиционная   работа   над   очередной   игрой   – постановкой, представлением. При этом целесообразнее использовать прием, как разыгрывание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных  театрализованных   игр (настольных, стендовых  кукол би­ба­бо  и пр.). Например, идет работа над музыкальной сказкой «Кошкин дом» (музыка В. Золотарева), одни дети разыгрывают очередную сцену, используя куклы би­ ба­бо на ширме, другие – настольный театр, третьи –драматизируют [11,с.96­ 98]. 22 Выводы Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1.Театрально­игровая   деятельность   имеет   большое   значение   для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает многие психические функции.  2.Вопросами   театрально­игровой   деятельности   занимались: Н.А.Реуцкая,   О.Акулова,   И.В.Штанько,   Н.Ф.Губанова,   Л.В.Артемова, Р.Сигуткина  и др. 3.Игрушки,   применяемые   для   настольного   театра:   плоские, полуобъемные, объемные.  4.   Условия   развития   театрализованных   игр:    наличие   и   развитие представлений и интереса к различным видам театра; разнообразие костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям; овладение детьми правилами и приемами того или   иного   вида   театрализованной   деятельности;   серьезное,   искреннее, эмоционально­положительное отношение педагога к играм детей в театр. 5.Общими   методами   руководства   театрализованной   игрой   являются: прямые   приемы   руководства   (воспитатель   показывает   способы   действия); 23 косвенные   приемы   руководства   (воспитатель   побуждает   ребенка   к самостоятельному действию). 6.   Формы   театрализованной   деятельности   с   помощью   кукол, применяемые в дошкольных учреждениях: занятия, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей – театрализованные игры, развлечения, праздники, кружковая работа. ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР  В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Программа исследования  Исследование представлений детей о театре и уровне развития игровых умений   проводилось   на   базе   ДОУ   №   18   г.   Могилева   с   детьми   младшего дошкольного возраста в количестве 10 человек. Экспериментальная   работа   по   состояла   из   трех   этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.  1 этап ­ констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика представления о настольном   театре   и  уровне   развития   игровых   умений   у  детей   младшего дошкольного возраста. 2 этап ­ формирующий. 24 На этом этапе проводились различные формы работы, направленные на развитие представлений о настольном театре и повышение  уровня развития игровых умений. 3 этап ­ контрольный. На   этом   этапе   была   осуществлена   повторная   диагностика представления   о   настольном   театре   и   уровне   развития   игровых   умений   у детей младшего дошкольного возраста. Основные методы, используемые для диагностики: ­Наблюдение за играми детей; ­Диагностика   театрально­игровой   творческой   деятельности   по Л.Ворониной. 2.2 Констатирующий эксперимент Цель констатирующего этапа эксперимента  ­ определить исходный уровень   развития   театрально­игровой   деятельности   у   детей   младшего дошкольного возраста. Наблюдение за играми детей. На   протяжении   недели   все   дети   принимали   участие   в  той   или   иной театрализованной   игре.   Наблюдения   показали,   что   детям   интересны театральные игры. Были определены следующие результаты (таблица 2.2.1): Таблица 2.2.1. Изучение представлений детей о театре Имя ребенка Игры по  сказкам Роман Б. Максим В. Артур Г. Рита Е. Лиза К. Саша М. Вика М. Сергей Р. Ангелина Р. Виолетта Ш. + + + + + + + + + + Игры ­ имитации животных  литературных  персонажей + + + + + + Ролевые  диалоги Игры ­  импровизации Настольные + + + + + + + + + + + + Как видно из таблицы 2.2.1, чаще всего дети играют в игры по сказкам. Проиграть   сказку   с   начала   до   конца   почти   никому   не   удается,   если   не 25 приходит на помощь взрослый, но показывают эпизоды, имитируя животных, людей, литературных героев дети с удовольствием, пока не замечают, что я за ними наблюдаю. У Максима В. и Артура Г. получаются ролевые диалоги, они это понимают, им нравится, и они часто играют в театр. В играх, которые я наблюдала, были только актеры, никто из детей не выполнял дополнительных ролей: гримера, оформителя, костюмера. Исходя из этого, были определены уровни развития театрализованной игры у детей младшей группы (таблица 2.2.2) Таблица 2.2.2 Уровни развития театрализованной игры у детей  Имя ребенка Роман Б. Максим В. Артур Г. Рита Е. Лиза К. Саша М. Вика М. Сергей Р. Ангелина Р. Виолетта Ш. Умеет  выбрать  тему  игры  развить  сюжет ­ + + + + + + ­ + ­ Умеет  составлять  новый  сюжет Умеет  договариваться с товарищем о  совместной  игре Умеет  создавать  театральную  обстановку Умеет  пользоваться  театральными куклами Уровень ­ + + + ­ ­ + ­ + ­ + + + + + + + + + ­ + + + ­ ­ ­ + ­ ­ ­ + + + ­ + ­ + + ­ + средний высокий высокий средний средний низкий высокий низкий средний низкий Представим полученные результаты на рис.2.2.1. Рис.2.2.1 Уровни развития театрализованной игры у детей Как   видно   по   результатам   из   таблицы   2.2.2,   уровень   развития театральных игр у детей невысок. 30 % детей показали низкий уровень, 30 %­ 26 высокий, 40 %­средний. Средние результаты можно объяснить недостаточным предыдущим опытом.  Диагностика   театрально­игровой   творческой   деятельности   по Л.Ворониной. Использовался   настольный   театр.   Были   предложены   следующие задания: 1.Придумай сказку. 2.Покажи отрывок любой сказки. 3.Передай образ героя (жесты, мимика, интонация). 4.Прочитай стихотворение выразительно. Критерии уровня:  Высокий­составляет сказку выразительно, увлеченно, целенаправленно; умеет передавать образ с помощью выразительных средств; умело действует с настольным театром. Хороший  – самостоятельно придумывает сказку, но не выразительно; средство создания образа не всегда соответствует содержанию поэтического образа, действия с игрушками в театре ограничены. Средний­пытается   выполнить   задание,   но   испытывает   большие трудности,   не   может   самостоятельно   показать   сценку,   отрывок,   средства передачи   образа   очень   ограничены,   действия   с   игрушками   театра однообразны, речь маловыразительная Низкий­   испытывает   большие   трудности,   не   может   показать   сценку, отрывок, средства передачи образа очень ограничены, действия с игрушками театра однообразны, речь невыразительная. Таблица 2.2.3 Карта диагностики показателей театрально­игровой творческой Ф.И. Роман Б. Максим В. Артур Г. Рита Е. Лиза К. Саша М. Вика М. Сергей Р. Ангелина Р. Виолетта Ш. деятельности Показатели, уровни Умение придумать сказку Умение показать отрывок любой Умение передать образ героя (жесты, мимика, хороший низкий средний средний низкий средний низкий низкий низкий низкий интонация) хороший средний хороший средний хороший средний средний средний средний хороший сказки хороший низкий средний средний хороший высокий низкий средний средний средний 27 Умение читать стихотворение выразительно хороший низкий средний средний средний средний низкий средний средний хороший Результа т (уровень) хороший низкий средний средний средний средний низкий средний средний средний По результатам выполненного задания все дети были распределены на 3 группы  по   уровням  развития:  хороший,  средний  и низкий.  Дошкольники   с низким   уровнем   проявляют   поверхностный   интерес   к   деятельности, инициативность не проявляют. При выполнении задания часто обращаются за помощью к взрослому для того, чтобы утвердиться в оценке правильности выполнения   задания.   Испытывает   большие   трудности,   не   могут   показать сценку,   отрывок,   средства   передачи   образа   очень   ограничены,   действия   с игрушками театра однообразны, речь невыразительная. Дошкольники со средним уровнем отличаются неустойчивым интересом деятельности. У них отмечается достаточная степень овладения различными умениями   и   навыками   в   театральной   деятельности:   пытаются   выполнить задание,   но   испытывают   большие   трудности,   не   могут   самостоятельно показать   сценку,   отрывок,   средства   передачи   образа   очень   ограничены, действия с игрушками театра однообразны, речь маловыразительная. Дошкольники с хорошим уровнем отличаются устойчивым интересом деятельности.   У   них   отмечаются   хорошие   навыки   овладения   различными умениями   и   навыками   в   театральной   деятельности:   самостоятельно придумывают сказку, но не выразительно; средство создания образа не всегда соответствует   содержанию   поэтического   образа,   действия   с   игрушками   в театре ограничены. Результаты наблюдения представлены в таблице 2.2.4. Таблица 2.2.4 Показатели театрально­игровой творческой деятельности Хороший уровень 1 чел. Средний уровень 7 чел. Низкий уровень 2 чел. Таким   образом,   исходя   из   таблицы   2.2.4,   можно   сказать,   что   у дошкольников   наблюдается   средний   уровень   развития   театрально­игровой творческой деятельности. Отобразим полученные данные на рисунке  2.2.2. Рис.2.2.2 Уровень развития театрально­игровой творческой деятельности 28 Таким образом, по данным рисунка 2.2.2  можно сделать вывод, что в группе   испытуемых   дошкольников   преобладают   дети   со   средним   уровнем развития театрально­игровой творческой деятельности  (70 %).     Таким образом, стоит задача наметить методику совершенствования работы   по   формированию   навыков   в   театрально­игровой   творческой деятельности,   формирующего эксперимента.              что   и   обусловило   проведение   2.3 Формирующий эксперимент Цель формирующего эксперимента ­ выявить педагогические условия, обеспечивающие   успешное   формирование   навыков     в   театрально­игровой деятельности. Задачи формирующего эксперимента:  1. разработать формы организации учебно­воспитательного процесса по повышению уровня развития навыков в театрально­игровой деятельности. 2. апробировать разработанные формы организации на детях младшего дошкольного возраста.  Формирующий эксперимент длился на протяжении учебного года. В ходе эксперимента были проведены следующие формы работы: 1.Занятия: ­«Показ настольного театра «Колобок» (Приложение А). ­«Угостим   мышку   горошком».   Показ   настольного   театра   по   русской народной сказке «Репка» (Приложение Б). ­Занятие по развитию речи с применением настольного театра «В гостях у сказочницы» (Приложение В). ­Занятие по изготовлению атрибутов для настольного театра: «Птичий  двор» (Приложение Г). ­Занятие по лепке "Настольный театр" с использованием бросового  материала (Приложение Д). ­Занятие «Зайка и Репка» (Приложение Е). ­Занятие «Домашние животные» (Приложение Ж). ­Занятие «Сочинение сказки «Лиса и Медведь» (Приложение К). ­Занятие «Сочинение сказок» (Приложение Л) 29 ­Занятие "Расскажи стихи руками" (Приложение М) ­Занятие «Козлятушки и волк» (Приложение Н) ­Занятие «Под грибком» (Приложение П). 2.  Игра­имитация   отдельных   действий   человека,   животных   и   птиц   и имитация   основных   эмоций   человека   (выглянуло   солнышко   ­   дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). 3. Игра­имитация  цепочки  последовательных  действий  в  сочетании  с передачей   эмоций   героя   (веселые   матрешки   захлопали   в   ладошки   и   стали танцевать). 4.   Игра­имитация   образов   хорошо   знакомых   сказочных   персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). 5. Игра­импровизация под музыку («Веселый дождик»). 6.   Бессловесная   игра­импровизация   с   одним   персонажам   по   текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»). 7. Игра­импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка). 8. Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»). 9. Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»). 10. Игра­драматизация с несколькими персонажами по народным сказ­ кам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»). 11.Обыгрывание русской народной сказки «Курочка Ряба». 12.Рассказывание   сказки   «Лиса,   заяц   и   петух»   вместе   с   детьми   с использованием настольного театра. 13.Пересказ сказки «Репка» с использованием настольного театра». Таким образом, шла реализация педагогических условий, необходимых для   эффективного   развития   навыков   в  театрально­игровой   деятельности   у дошкольников в ходе разнообразных форм учебно­воспитательной работы. 2.4 Контрольный эксперимент Цель   контрольного   эксперимента  ­   проверка   эффективности разработанной программы по повышению уровня развития театрально­игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста. 30 Использовалась   та   же   диагностика,   что   и   на   констатирующем   этапе эксперимента­диагностика театрально­игровой творческой деятельности по Л.Ворониной. Использовался   настольный   театр.   Были   предложены   следующие задания: 1.Придумай сказку. 2.Покажи отрывок любой сказки. 3.Передай образ героя (жесты, мимика, интонация). 4.Прочитай стихотворение выразительно. Критерии уровня:  Высокий­составляет сказку выразительно, увлеченно, целенаправленно; умеет передавать образ с помощью выразительных средств; умело действует с настольным театром. Хороший  – самостоятельно придумывает сказку, но не выразительно; средство создания образа не всегда соответствует содержанию поэтического образа, действия с игрушками в театре ограничены. Средний­пытается   выполнить   задание,   но   испытывает   большие трудности,   не   может   самостоятельно   показать   сценку,   отрывок,   средства передачи   образа   очень   ограничены,   действия   с   игрушками   театра однообразны, речь маловыразительная Низкий­   испытывает   большие   трудности,   не   может   показать   сценку, отрывок, средства передачи образа очень ограничены, действия с игрушками театра однообразны, речь невыразительная. Таблица 2.4.1 Карта диагностики показателей театрально­игровой творческой деятельности на контрольном этапе эксперимента Ф.И. Показатели, уровни Умение придумать сказку Умение показать отрывок любой Умение передать образ героя (жесты, мимика, Роман Б. Максим В. Артур Г. Рита Е. Лиза К. Саша М. Вика М. Сергей Р. Ангелина Р. Виолетта Ш. хороший средний средний хороший хороший высокий средний средний средний средний интонация) хороший средний хороший хороший хороший высокий средний хороший средний хороший сказки хороший средний средний хороший хороший высокий средний хороший средний хороший 31 Умение читать стихотворение выразительно хороший низкий средний средний средний средний низкий хороший средний хороший Результа т (уровень) хороший средний средний хороший хороший высокий средний хороший средний хороший По результатам выполненного задания все дети были распределены на 3 группы по уровням развития: хороший, средний и высокий.  Дошкольники   с   высоким   уровнем   проявляют   большой   интерес   к деятельности,   охотно   проявляют   инициативность.   Составляют   сказку выразительно,   увлеченно,   целенаправленно;   умеют   передавать   образ   с помощью выразительных средств; умело действуют с настольным театром.   Дошкольники   со   средним   уровнем   отличаются   неустойчивым интересом деятельности. У них отмечается достаточная степень овладения различными   умениями   и   навыками   в   театральной   деятельности:   пытаются выполнить   задание,   но   испытывают   большие   трудности,   не   могут самостоятельно  показать  сценку,  отрывок, средства   передачи  образа  очень ограничены,   речь маловыразительная.   действия   с   игрушками   театра   однообразны, Дошкольники с хорошим уровнем отличаются устойчивым интересом деятельности.   У   них   отмечаются   хорошие   навыки   овладения   различными умениями   и   навыками   в   театральной   деятельности:   самостоятельно придумывают сказку, но не выразительно; средство создания образа не всегда соответствует   содержанию   поэтического   образа,   действия   с   игрушками   в театре ограничены. Результаты наблюдения представлены в таблице 2.4.2. Таблица 2.4.2 Показатели театрально­игровой творческой деятельности Хороший уровень 5 чел. Средний уровень 4 чел. Высокий уровень 1 чел. Таким   образом,   исходя   из   таблицы   2.4.2,   можно   сказать,   что   у дошкольников   наблюдается   хороший   уровень   развития   театрально­игровой творческой деятельности. Отобразим полученные данные на рисунке  2.4.1. Рис.2.4.1 Уровень развития театрально­игровой творческой деятельности 32 Таким образом, по данным рисунка 2.4.1  можно сделать вывод, что в группе   испытуемых   дошкольников   преобладают   дети   с   хорошим   уровнем развития   театрально­игровой   творческой   деятельности     (50   %).   Детей   с низким уровнем выявлено не было. Сравним   полученные   данные   констатирующего   и   контрольного эксперимента в таблице 2.4.3. Таблица 2.4.3 Сравнительный анализ исходного и итогового уровня развития навыков в театрально­игровой деятельности  Этап эксперимента Констатирующий Контрольный Высокий  Хороший ­ 1 чел. 2 чел. 5 чел. Уровни Средний  7 чел. 4 чел. Низкий  1 чел. ­ Отобразим полученные данные на диаграмме (рис.2.4.2). Рис.2.4.2 Сравнительный анализ исходного и итогового уровня развития навыков театрально ­игровой деятельности у детей младшего  дошкольного возраста Таким   образом,   по   данным   рисунка   2.4.2   можно   сделать   вывод,   что после   применения   программы   развития   навыков   театрально­игровой деятельности количество детей с низким уровнем не выявлено, количество детей с хорошим уровнем увеличилось. Высокий уровень самостоятельности показал  один  дошкольник (Саша М.). Анализ   результатов   диагностики   показывает,   что   уровень сформированности   навыков   театрально­игровой   деятельности   у   детей младшего дошкольного возраста повысился. 33 Таким образом,  разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня   развития   навыков   театрально­игровой   деятельности   достаточно эффективен. Выводы Исходя из проделанной работы, можно сделать выводы.  1.Исследование   представлений   детей   о   театре   и   уровне   развития игровых   умений   проводилось   на   базе   ДОУ   №   18   г.   Могилева   с   детьми младшего дошкольного возраста в количестве 10 человек. 2.На   констатирующем   этапе   была   проведена   первичная   диагностика представления   о   настольном   театре   и  уровне   развития   игровых   умений   у детей младшего дошкольного возраста.  На   протяжении   недели   все   дети   принимали   участие   в  той   или   иной театрализованной   игре.   Наблюдения   показали,   что   детям   интересны театральные игры. Согласно наблюдению, уровень развития театральных игр у детей невысок. 30 % детей показали низкий уровень, 30 %­высокий, 40 %­ средний. Средние результаты можно объяснить недостаточным предыдущим опытом.   Была   проведена   диагностика   театрально­игровой   творческой деятельности   по   Л.Ворониной,   согласно   которой   у   дошкольников наблюдается   средний   уровень   развития   театрально­игровой   творческой деятельности. 3.На формирующем  этапе эксперимента проводились различные формы работы,   направленные   на   развитие   представлений   о   настольном   театре   и повышение  уровня развития игровых умений: занятия, игры­инсценировки и др. 4.На   контрольном   этапе   была   осуществлена   повторная   диагностика представления   о   настольном   театре   и   уровне   развития   игровых   умений   у детей   младшего   дошкольного   возраста.   Использовалась   диагностика театрально­игровой   творческой   деятельности   по   Л.Ворониной,   согласно результатам которой у дошкольников наблюдается хороший уровень развития театрально­игровой творческой деятельности. 34 Анализ   результатов   диагностики   показывает,   что   уровень сформированности   навыков   театрально­игровой   деятельности   у   детей младшего дошкольного возраста повысился. Анализируя   полученные   данные,   можно   сказать,   что   уровень представлений дошкольников о настольных играх, их игровые умения заметно повысились,   следовательно,   вся   предусмотренная   планом   работа   на театрализованном материале прошла эффективно. Проведенная работа позволяет утверждать, что театрализованные игры с   настольным   театром   являются   привлекательной   формой   и   методом воспитания младших дошкольников. 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты развития представлений о театрализованных играх дошкольников. Во второй части работы проведено экспериментальное исследование, в котором   был   выявлен   уровень   развития   навыков   театрально­игровой деятельности   детей   младшего   дошкольного   возраста,   внедрена   в   учебно­ воспитательный   процесс   программа   формирования   навыков   театрально­ игровой деятельности, которая способствовала повышению уровня развития данных навыков у дошкольников. Таким образом, развитие театрализованных игр младших дошкольников может   послужить     продуктом   сотрудничества,   сотворчества   воспитателей, детей, родителей, других специалистов ДОУ. Это сотрудничество ­ первое и важнейшее условие успешной реализации театральной деятельности в ДОУ. Кроме этого, важно тщательно продумать и организовать предметную среду, разработать подробный план действия всех участников. Результаты работы должны быть ярко и зрелищно представлены перед зрителями. Дидактический смысл театральной деятельности заключается в том, что она   помогает   связать   обучение   с   жизнью,   формирует   навыки исследовательской   деятельности,   развивает   познавательную   активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют умственному развитию дошкольников, готовят к обучению детей в школе. 36 Необходимо   участие   родителей,   Такое сотрудничество   помогает   оборудовать   театрализованную   деятельность, показать   заинтересованное   отношение   детей,   взрослых   в   их   деятельности, обеспечить качество театрализованных игр.   детей,   педагогов. Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что применения целенаправленных   коррекционно­развивающих   занятий   реально   оказывают влияние на повышение уровня развития представлений о театрально­игровой деятельности посредством настольного театра у дошкольников. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Акулова,   О.   Театрализованные   игры   /   О.Акулова   //   Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32. 2.Артемова,   Л.В.   Театрализованные   игры   дошкольников   /   Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с. 3.Бодраченко, И. Театр детских рук /И.Бодраченко // Обруч. – 2006. – № 3. – С. 18 – 20. 4.Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н.Ф. Губанова.­ М.: Мозаика­Синтез, 2006. – 128 с. 5.Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с. 6.Играют   взрослые   и   дети:   из   опыта   работы   дошкольных образовательных   учреждений   России   /   Сост.   Т.Н.Доронова.   –   М.:   Линка­ Пресс, 2006. – 208 с. 7.Караманенко,   Т.Н.   Кукольный   театр   –   дошкольникам   /   Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с. 8.Кирилова   Р.   Новому   времени   –   новые   куклы   /   Р.Кирилова,   М. Калиновская, А. Брызгалова // Обруч. – 2004. – № 2. – С. 25 – 27. 9.Куцакова, Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров / Л.Куцакова // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 1 – 2. – С. 42 – 46. 10.Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева.­ М.: Творческий центр Сфера, 2001. 37 11.Миронова, Р. Театр начинается с участка / Р. Миронова // Обруч. – 2004. – № 2. – С. 28 – 31. 12.Мусетова,   И.   Шапочки­маски   для   детских   праздников   /   И. Мусетова // Обруч. – 2004. – № 1. – С. 16. 13.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова.– М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с. 14.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с. 15.Сигуткина, Р. Рекомендации к организации театрализованных игр / Р. Сигуткина // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 55 – 58. 16.Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. – 288 с. 17.Художественное   творчество   в   детском   саду   /   Под   ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – 176 с. 18.Чурилова,   Э.   Г.   Методика   и   организация   театрализованной деятельности   дошкольников   и   младших   школьников   /   Э.Г.   Чурилова.   ­М., ВЛАДОС, 2003.­160 с. 19.Штанько, И. Театрализованные игры дошкольников / И.Штанько // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 6. – С. 71 – 75. 20.Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: просвещение, 1978. – 207 с. 38

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА    «Исследование представлений о настольном театре у детей младшего дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017