Вот уже несколько лет я хожу художественную студию и рисую разными красками: акварелью, гуашью, масляными. Их можно купить в любом магазине. Но давным-давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах, где же люди брали? Мне захотелось узнать, из чего раньше изготавливали краски? Смогу ли я сама изготовить в домашних условиях? Ведь в настоящее время краски делают на заводах из химических веществ. И тут у меня возникла проблема: можно ли самостоятельно в домашних условиях изготовить экологически чистые краски для рисования?
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«ܰ
л
Новониколаевская средняя п
о
о
з
в
общеобразовательная школа №2»
е
я
т
п. Новониколаевский, д
е
т
е
й
е
Волгоградской х
у
д
о
ж
ы
н
н
й
е
в
т
с
р.ܰ
Новониколаевского района,
области
и
V районная к
а
к
и
м
учебнопрактическая конференция
к
е
и
младших м
ь
а
л
е
н
я
школьников «Мои н
е
л
ь
з
и
Секция: Всё обо к
р
а
с
к
т
ь
а
ш
Тема: Как самостоятельно п
о
с
л
у
изготовить эко м
е
н
о
г
и
я
краски для в
р
а
т
о
первые открытия»
всём
рисования?Автор работы: п
р
и
г
о
н
и
л
е
о
я
в
т
МБОО «Новониколаевская ч
а
с
т
ь
сош №2» б
о
л
е
е
Руководитель работы: м
е
н
о
г
и
Очередько Татьяна с
л
е
д
у
щ
ю
и
х
е
учитель начальных х
у
д
о
ж
н
н
е
а
я
в
т
с
Деманова Полина, 3 «А» класс,
Константиновна,
классов,
е
МБОО «Новониколаевская х
у
д
о
ж
р
сош №2» к
о
н
т
у
ы
н
н
е
а
я
в
т
с
р.п. Новониколаевский, 2018 г.
Оглавление
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
и
2. ОСНОВНАЯ к
а
к
и
м
ЧАСТЬ…………………………………………………………..4
х
и
2.1. История д
н
о
м
а
ш
возникновения красок……………………………………………..4
я
е
м
л
2.2. Состав д
о
б
а
в
красок…………………………………………………………………4
2ь
т
2.3. Виды и
у
ч
и
з
красок…………………………………………………………………...5
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ б
о
л
е
е
ЧАСТЬ…………………………………………....6
ю
3.1. Приготовление ц
у
в
е
т
н
и
краски гуашь с
п
р
а
в
в домашних условиях……………………….6
л
ь
с
и
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….7
5. Список т
к
ж
е
а
использованной литературы…………………………………………..8
е
6. Список в
о
р
о
т
источников информации………………………………………………8
3х
и
н
ш
а
м
й
м
м
й
е
и
м
й
с
й
н
н
е
о
з
а
в
е
е
е
в
и
н
к
и
н
ю
о
н
е
н
е
м
ы
н
в
т
о
т
щ
д
о
о
Вот уже к
р
а
с
н
несколько лет х
у
д
о
ж
я хожу художественную в
р
е
м
е
студию и рисую м
о
ж
н
о
разными красками: в
е
д
ь
акварелью, гуашью, ш
и
н
а
т
п
масляными. Их можно з
о
н
н
а
в
а
г
р
у
купить в любом с
в
я
з
у
магазине. Однако все о
о
н
н
е
м
р
о
в
д
н
ь
магазинные краски и
с
п
о
л
изготавливаются с использованием х
е
у
д
о
ж
искусственных красителей – веществ, в
я
т
о
р
а
получаемых химическим х
у
д
о
ж
е
с
т
путём, представляющих в
е
д
ь
р
собой сложные э
к
с
п
е
органические соединения. б
и
о
л
ь
ш
л
Актуальность д
о
б
а
в
выбранной нами м
а
с
л
о
темы обосновывается т
и
е
а
к
тем, что н
е
г
о
при рисовании ц
у
в
е
т
н
ю
все маленькие г
л
у
б
и
дети даже э
р
к
с
п
е
тайком от родителей и
е
м
щ
пробуют краски х
у
д
о
ж
на вкус. Изучение г
ю
у
а
ш
ь
и
состава красок д
р
е
в
н
на упаковках вызывает т
р
е
б
у
некоторый испуг г
у
а
ш
ь
от непонятных слов, к
е
т
к
о
н
т
а
которые, наверное, д
р
у
г
о
ю
т
е
н
я
о
г
ы
н
и
н
е
м
т
н
и
к
и
е
н
т
е
ю
и
1. Введение
4с
в
х
е
в
т
и
н
н
м
ы
ы
е
не очень полезные. х
у
д
о
ж
В к
а
с
о
к
р
связи с этим г
у
а
ш
е
р
возникла проблема – как к
о
н
т
у
и из чего самостоятельно можно получить п
а
р
е
д
н
н
д
в домашних условиях п
п
о
р
е
экологически чистые к
и
а
с
р
к
краски?
ы
н
н
и
л
с
е
а
е
ч
а
з
в
е
й
ы
Цель исследования: изучить к
н
о
р
и
ч
е
и описать способы п
е
р
в
о
изготовления экологически чистых с
р
о
к
красок в домашних ш
а
г
о
м
условиях.
Задачи исследования:
Ознакомиться и
у
ч
и
з
ь
т
с учебной литературой я
й
ц
о
по теме исследования.
Изучить ч
а
с
т
ь
из каких веществ х
о
р
о
ш
о
состоят краски.
к
Провести с
к
о
л
ь
о
эксперимент: изготовить м
о
ж
н
о
краски самостоятельно п
к
с
е
ч
и
р
а
к
т
в домашних условиях.
а
я
Сравнить м
о
ж
н
о
краски, сделанные ш
а
г
о
м
в домашних условиях з
а
т
е
м
и купленных в магазине.
Выполнить т
а
к
и
е
рисунок из изготовленных к
р
а
с
к
красок.
и
Гипотеза: мы предполагаем, если м
о
ж
н
о
в домашних условиях м
л
я
а
с
ы
н
е
5х
и
й
е
т
к
использовать природные к
о
н
т
а
пигменты и связующее л
е
ш
о
а
д
вещество, можно д
н
о
м
а
ш
изготовить экологически п
р
о
и
чистые краски с
я
м
о
т
р
и нарисовать ими т
е
м
е
рисунок.
Методы исследования
•метод к
у
р
а
с
к
й
зрительного восприятия (работа о
б
ы
ч
а
с литературой);
•экспериментальное исследование;
м
•анализ д
и
о
б
а
в
д
результатов и выводы и
е
с
с
л
исследования.
н
и
а
о
я
в
е
е
ю
щ
Объектом исследования: с
в
я
з
у
с
являются краски, полученные из п
р
о
в
е
различного материала.
и
т
Предметом д
о
л
ж
н
о
л
исследования: является процесс п
о
з
в
о
получения красок и
з
у
ч
е
на основе пигментов т
а
к
и
е
и связующих веществ.
н
и
е
е
я
т
ь
т
г
а
Практическая в
ы
д
в
и
значимость моей н
а
ш
а
исследовательской работы т
а
к
ж
е
заключается в том, д
л
о
б
а
в
что она л
е
о
ш
а
д
может быть з
о
й
р
у
а
г
использована на уроках к
о
р
и
ч
ы
м
н
н
н
н
й
й
е
е
а
о
я
в
в
т
6г
з
ч
х
о
а
а
е
н
н
н
н
ы
изобразительного искусства, д
р
у
г
о
а использование природных красителей п
а
р
е
д
н
может найти к
у
п
л
е
применение среди и
м
е
е
т
людей, страдающих э
н
е
м
и
р
к
с
п
е
я
л
аллергией на магазинные п
о
з
в
о
е
краски и искусственные л
у
ч
ш
е
красители.
т
т
х
е
я
ь
т
а
г
й
и
н
н
м
ы
ю
щ
2. ОСНОВНАЯ м
о
ж
н
о
ЧАСТЬ
2.1. История х
о
т
и
м
возникновения красок
Мы д
я
а
н
н
а
выяснили, что д
л
о
б
а
в
а
древние художники с
т
р
а
д
много десятков х
о
о
р
о
ш
е
тысяч лет п
о
л
у
ч
до нас в
ы
д
в
и
и
рисовали на стенах к
р
а
с
к
пещер, на скалах... на п
и
л
с
е
д
п
о
р
е
ю
собственной коже! (Кстати, с
в
я
з
у
обычай раскрашивать лицо, г
у
а
ш
и
тело существует к
л
е
й
у многих племён в
р
е
м
е
н
в тропических странах в
я
т
о
р
а
и сейчас.) Древние т
а
к
ж
е
художники с помощью м
ы
е
т
о
д
рисунков ещё и м
а
с
л
о
колдовали. Охотники художники в
к
о
з
н
и
считали, что о
р
д
н
о
в
я
надо обязательно н
а
н
е
с
т
ю
а
нарисовать косматых и
о
т
з
г
щ
м
м
н
н
н
и
л
е
е
а
в
а
л
е
о
е
е
в
7е
т
е
а
в
л
в
и
и
и
и
н
в
т
т
н
ю
а
бизонов, огромных и
з
г
о
т
мамонтов, пугливых с
х
а
т
е
н
оленей, быстрых к
у
р
а
с
к
а
лошадей — и тогда п
с
я
о
л
у
ч
уж все эти в
я
т
о
р
а
звери непременно ч
а
с
т
ь
станут добычей д
ь
е
л
а
т
охотников. А чтобы к
а
ч
е
с
колдовство было и
м
е
ю
т
надёжнее, чтобы в
а
ы
с
ы
х
рисунок не исчез, с
л
ь
к
о
к
о
художники сначала с
о
т
е
к
л
брались за острые в
е
д
ь
камни и высекали н
а
ш
а
а
на камнях контуры п
п
о
л
а
г
р
е
д
рисунка, а потом д
о
м
а
ш
в углубление втирали о
о
н
н
р
о
в
д
н
глину, смешанную к
р
а
с
к
с жиром. Лучше к
е
ы
н
с
о
л
о
с
всего краски б
о
л
е
е
сохранялись в пещерах. Поэтому и
м
е
ю
т
л
из вечной тьмы п
о
з
в
о
пещер, из глубины р
м
а
з
н
ы
тысячелетий и пришли б
о
л
е
е
к нам творения с
р
о
к
художников каменного п
р
о
х
о
я
века. Какими д
а
н
н
а
же красками рисовали и
о
з
г
о
т
древнейшие художники? Самой н
а
ш
а
первой краской п
и
к
о
к
у
п
в
была глина. А с
т
а
н
о
глины, бывают л
й
е
ш
а
д
о
а
разные — жёлтые, з
а
н
и
м
м
с
т
ь
т
и
в
л
и
д
е
я
и
е
и
ь
л
а
е
е
я
и
х
и
т
т
8м
т
ю
а
в
е
е
и
м
ы
в
а
в
и
и
н
л
ю
щ
и
красные, зеленоватые, б
о
л
ь
ш
белые... Чёрный к
и
р
а
с
к
цвет давала о
й
ч
а
б
ы
е
копоть, сажу. Проходили п
е
р
в
о
тысячелетия, понадобились г
и
м
у
а
ш
е
ю
другие краски, с
в
я
з
у
более стойкие, и
в
о
з
ь
с
п
о
л
а
яркие. Такие, и
з
г
о
т
которыми можно в
а
с
е
г
д
было бы разрисовывать и
щ
е
м
щиты, выделанные в
е
д
ь
кожи, раскрашивать с
е
е
щ
ю
в
я
з
у
к
головные уборы к
р
а
с
о
и оружие, а затем б
и
к
ч
а
н
о
о
и первые ткани. Эти о
д
н
а
к
краски дали г
в
е
у
а
ш
растения: кора п
с
р
о
в
е
й
барбариса и ольхи, о
б
ы
ч
а
молочай, шелковица — жёлтую к
к
р
а
с
н
краску. Отвары луковой в
р
е
м
е
шелухи, оболочки н
я
а
н
е
с
е
грецких орехов, к
о
м
п
л
коры дуба, д
и
о
б
а
в
е
листьев хны — коричневую. Для х
у
д
о
ж
получения красного д
х
и
н
о
м
а
ш
м
и
цвета пригодились д
о
б
а
в
некоторые ягоды.
Средневековые м
о
ж
н
о
художники готовили к
л
е
й
краски сами, п
а
о
л
у
ч
смешивая порошки с
а
м
о
е
пигментов к
р
а
с
к
ь
и жиры. Такие д
е
л
а
т
и
в
е
т
с
т
и
т
н
н
й
о
т
с
м
е
м
и
ы
я
е
к
е
9т
е
н
м
и
краски нельзя к
р
а
с
к
было хранить ш
т
п
и
н
а
дольше одного п
у
ш
а
т
ь
о
с
л
дня, так э
к
с
п
е
р
и
как при д
е
т
е
й
о
контакте с воздухом м
а
л
и
н
они окислялись г
ю
у
а
ш
ь
и затвердевали.
ы
й
в
м
и
2.2. Состав б
ь
ш
о
л
красок
т
ь
и
Мы узнали, м
х
н
о
г
и
что в состав ц
в
е
т
красок входят: и
з
у
ч
и
пигмент и связующее к
а
с
к
р
вещество. Первое – пигмент и
м
е
е
т
я
это сухой д
а
н
н
а
краситель, мелкий к
а
ч
е
с
т
в
цветной порошок, х
е
у
д
о
ж
который изготавливают из глины, п
о
с
л
е
цветных камней, о
о
н
р
д
н
о
в
р
яркого песка э
к
с
п
е
и т.д.
ы
м
м
н
н
н
н
й
и
е
е
е
е
е
в
т
т
с
в
к
е
е
й
и
й
м
ы
ы
н
Второе – связующее, к
о
р
и
ч
вязкое вещество, х
и
н
у
д
о
ж
а
которое сделает з
а
б
ы
в
цветной порошок п
н
н
е
у
ч
о
л
более т
в
а
р
ы
жидким, удобным с
в
я
з
у
для нанесения д
л
о
б
а
в
и
на холст, бумагу к
а
к
и
м
или любую м
о
ж
н
о
другую поверхность. р
е
з
у
л
щ
ю
м
м
и
е
а
о
я
ь
в
т
т
10т
т
в
о
е
е
л
и
и
и
н
м
Сухой краситель м
о
ж
е
т
не может держаться п
я
и
н
е
р
и
г
о
на листе бумаги, д
м
и
о
б
а
в
к
поэтому нужно б
а
н
о
ч
связующее с
ы
р
ь
е
р
вещество, которое э
к
с
п
е
склеивает, связывает о
о
н
н
е
м
р
н
о
в
д
частички сухого к
р
а
с
к
красителя в единую м
а
с
л
о
цветную краску–массу. Художники м
а
с
л
я
брали то, в
т
о
р
о
е
что было г
л
у
б
и
под рукой: д
и
е
р
е
в
н
масло, мёд, с
щ
ю
з
у
я
в
яйцо и т.д. Разные ц
в
е
т
связующие вещества ж
я
и
д
к
а
дают разные х
е
у
д
о
ж
с
краски с разными п
р
о
в
е
названиями.
ы
ы
м
н
н
н
н
и
и
е
е
а
я
в
т
т
с
е
и
з
с
т
т
т
ь
ь
ь
в
я
я
а
а
е
м
Проанализировав литературу я
в
л
я
ю
и статьи в Интернете, н
о
и
с
а
р
л
мы хотим рассказать, д
а
в
о
б
как и
о
в
а
н
з
с
п
о
л
и
готовятся краски. Сначала к
р
а
с
к
ищем сырье. Это п
ш
о
с
л
у
может быть н
а
а
ш
уголь, мел, п
а
р
е
д
н
глина, лазурит, к
н
о
р
и
ч
малахит. Сырье к
а
с
к
у
р
нужно очистить к
е
о
м
п
л
от посторонних примесей. Затем м
а
с
л
о
материалы необходимо к
к
о
н
т
а
измельчить до порошка. Полученный м
а
с
л
о
ы
н
н
й
е
е
е
е
а
а
к
ч
в
т
т
11с
т
т
ь
ч
х
я
я
к
к
а
е
и
и
и
н
порошок и есть х
у
д
о
ж
пигмент. Затем п
и
о
л
у
ч
пигмент нужно п
с
р
о
в
е
смешать со связующим я
в
л
я
ю
т
с
веществом. В качестве х
о
т
и
м
и
н
связующего вещества д
о
а
ш
м
можно использовать: п
и
а
к
р
т
и
яйцо, масло, к
р
а
с
к
воду, воск, н
я
а
н
е
с
клей, мёд. в
е
д
ь
Краску б
о
л
е
е
нужно хорошо и
о
з
г
о
т
к
промешать, чтобы б
а
н
о
ч
не было комочков. Получившуюся д
ь
е
л
а
т
краску с
в
я
з
у
ю
можно использовать д
р
у
г
у
для рисования.
щ
ю
и
и
е
е
в
ь
т
я
е
м
2.3. Виды д
л
о
б
а
в
красок
з
с
т
т
в
ь
в
я
о
о
о
а
а
е
и
и
й
н
н
н
н
Акварельные краски
Пожалуй, м
а
с
л
о
этот вид п
р
о
и
художественных материалов з
а
г
р
у
знаком каждому и
с
п
о
л
из нас с
в
т
а
н
о
а
ещё с детства. Акварель — краска, в
ы
с
ы
х
в основе которой к
к
р
а
с
о
лежит вода, к
с
к
р
а
она предназначена для х
о
о
р
о
ш
рисования на бумаге. п
а
о
л
у
ч
е
Акварельные б
р
о
с
а
краски имеют л
ч
ш
е
у
н
и
и
е
я
я
у
с
т
с
т
12т
е
и
и
н
с
лёгкие, полупрозрачные п
р
о
в
е
цвета, которые и
з
у
ч
е
дают новые оттенки н
а
ш
а
в
при смешивании. Акварель с
о
с
т
а
отлично подходит к
о
р
а
с
н
для создания о
ч
е
н
ь
портретов, н
а
ш
а
пейзажей и натюрмортов.
й
я
е
г
ь
л
е
л
в
о
т
и
н
м
Гуашь
Гуашь с
у
х
о
й
имеет более п
о
р
и
г
плотную текстуру, х
о
т
и
м
и
чем акварель, д
р
е
в
н
а при высыхании поверхность становится б
и
ш
о
л
ь
матовой. Гуашевыми т
м
е
е
красками сложно в
и
и
н
а
ы
с
ы
х
и одновременно м
о
ж
н
о
просто рисовать: о
й
ч
а
б
ы
допущенные погрешности а
е
к
в
а
р
можно «спрятать», б
о
л
е
е
нанеся новый в
я
т
о
р
а
слой, э
и
к
о
л
о
но для получения д
о
г
р
у
г
о
другого оттенка п
о
с
л
е
придётся поэкспериментировать. При с
а
т
р
а
д
этом п
о
л
у
ч
а
нельзя допускать, п
о
л
у
ч
чтобы слой н
я
л
ь
з
е
е
был слишком п
е
р
в
о
я
толстый, иначе н
а
н
е
с
при
высыхании гуашь к
и
р
а
с
к
т
может потрескаться ш
п
и
н
а
щ
ю
и
и
ч
л
с
с
к
ь
е
о
с
т
и
я
е
х
13е
я
ь
л
а
в
и
ь
т
ы
н
ь
т
и
ц
в
и
ю
ю
щ
или осыпаться.
Гуашь м
е
н
о
г
и
делится на два г
у
а
ш
ь
вида: художественная р
в
а
и
с
о
л
и
и плакатная. Первая н
о
а
р
и
с
е
предназначена а
к
в
а
р
исключительно для и
о
з
г
о
т
живописи, а вторая — для с
л
е
д
у
оформительских работ. Она п
т
е
я
л
о
з
в
о
имеет большую п
к
о
к
у
п
плотность, более в
н
е
м
р
е
м
е
насыщенные цвета. А и
е
м
щ
к
вообще, гуашевыми красками к
р
а
с
о
можно рисовать и
з
у
ч
и
на бумаге, картоне, ш
е
л
к
о
холсте и даже я
в
л
я
ю
ткани. Гуашь продаётся з
м
е
а
а
б
ы
в
в отдельных баночках, э
к
о
л
о
ч
е
с
к
и
в них же разводится о
о
д
н
а
к
а
водой. Однако при п
о
л
у
ч
длительном хранении к
е
с
а
ч
к
гуашь может к
р
а
с
о
подсохнуть. Разбавить г
у
а
ш
е
её можно обычной б
ы
в
а
ю
водой, добавив п
к
о
к
у
п
капельку столярного м
ж
н
о
о
клея.
ы
е
т
г
в
с
т
с
т
и
м
ь
т
е
в
т
а
в
и
и
х
и
я
Акриловые краски
Акрил — сравнительно я
й
ц
о
новый, но уже г
у
а
ш
и
достаточно популярный я
й
ц
о
вид художественных материалов. Преимущество д
н
о
м
а
ш
у
акрила в том, ц
в
е
т
н
ю
и
х
14и
н
е
е
е
л
а
й
о
х
и
к
и
л
с
и
н
о
н
е
м
е
н
н
т
а
г
н
к
ь
а
т
л
что «рабочей ц
в
е
т
поверхностью» для в
а
с
е
г
д
него может т
к
и
е
а
стать что б
а
р
х
а
угодно: бумага, х
о
о
р
о
ш
ткань, керамика, и
о
т
о
в
и
з
г
дерево, д
н
о
м
а
ш
стекло или х
у
д
о
ж
металл. А цвета п
о
р
е
д
п
с
акриловых красок, к
ь
н
ы
е
о
л
о
с
независимо от
художественной н
а
д
о
ч
цели, всегда з
ю
а
к
л
остаются яркими, о
р
д
н
о
в
д
сочными и «радующими п
р
е
п
о
глаз». После высыхания ц
в
е
т
на поверхности образуется в
а
и
ы
с
ы
х
е
стойкое покрытие, к
о
м
п
л
не тускнеющее п
к
о
к
у
п
ю
со временем т
р
е
б
у
и не смывающееся водой.
ь
Акриловые м
л
е
н
а
краски бывают п
н
н
е
о
л
у
ч
и
разных видов: с
в
о
и
м
матовые, глянцевые, м
о
а
л
и
н
перламутровые, б
ы
в
а
ю
блестящие, а также к
й
о
р
и
ч
жидкие или м
е
т
о
ж
густые. Слишком и
с
п
о
л
густые можно разбавлять к
к
о
н
т
а
ь
водой или р
е
з
у
л
специальной жидкостью. Но можно к
и
р
а
с
к
и не делать с
е
д
у
л
щ
ю
т
а
й
н
е
т
е
т
о
т
ы
в
и
н
и
н
а
т
ы
в
е
и
о
з
х
и
й
ы
в
ь
и
ю
к
е
и
т
в
15е
е
е
и
т
е
л
и
д
и
и
и
н
и
н
м
а
этого: в этом з
а
б
ы
в
случае акрил д
я
а
н
н
а
позволяет создавать м
а
с
л
о
а
настоящие шедевры з
а
н
и
м
с необычной фактурой.
ч
Масляные з
к
л
ю
а
краски
В состав к
н
е
в
ы
о
р
и
ч
й
масляных красок о
я
а
н
с
н
о
в
входит цветной а
к
р
и
л
пигмент и масло — льняное, п
р
о
х
о
ореховое с
а
м
о
е
я
или подсолнечное. Они с
м
о
т
р
всегда находятся в
а
ы
с
ы
х
в отдельных тюбиках к
а
с
к
р
и требуют от художника ж
я
и
д
к
а
не столько определённых г
б
и
н
ы
л
у
навыков работы п
с
р
о
в
е
с ними, п
е
е
р
в
о
а
сколько обязательных р
и
с
о
в
атрибутов: это х
о
т
и
м
палитра, холст, к
е
й
л
качественные кисти, к
к
р
а
с
о
растворитель, м
о
ж
н
о
мольберт.
Масло по праву д
о
м
а
ш
считается основным с
р
о
к
материалом в живописи: п
д
р
е
п
о
и
начиная с к
р
а
с
к
XVI п
с
р
о
в
е
ь
века, многие п
о
м
о
щ
художники в своих д
л
о
б
а
в
работах используют о
о
в
н
а
я
с
н
ю
и
т
и
н
и
т
е
н
м
е
я
и
л
и
л
х
с
16а
а
в
я
а
в
и
н
и
и
н
м
о
д
и
м
к
т
е
т
ь
именно этот д
е
л
а
т
художественный и
с
с
л
е
материал. Масляные о
ч
е
н
ь
краски, славящиеся д
е
т
е
й
своей долговечностью, имеют п
о
с
л
е
и
яркие цвета с
м
в
о
и
и плотную фактуру, д
и
р
е
в
н
х
то есть то, м
н
о
г
и
что
позволяет добиться н
е
д
о
с
и
объёмности и максимальной к
р
а
с
к
реалистичности изображения с
о
к
л
ь
к
о
а
человека, в
ы
с
ы
х
пейзажа или х
м
о
т
и
к
натюрморта. Писать к
р
а
с
о
картины маслом г
у
а
ш
е
можно не только п
й
з
а
ж
е
е
на с
у
ю
щ
и
д
л
е
н
холсте, но и на картоне, м
а
с
л
я
ы
ь
загрунтованной бумаге, д
е
л
а
т
дереве или д
о
м
а
ш
других поверхностях.
в
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ г
е
у
а
ш
ЧАСТЬ
3.1. Приготовление м
о
ж
е
т
о
краски гуашь к
р
а
с
н
в домашних условиях.
Итак, д
р
у
г
о
для приготовления б
о
л
е
е
красок в домашних с
я
м
о
т
р
у
условиях нам к
р
а
с
к
необходимо:
ы
м
ы
й
о
г
и
н
и
й
х
х
е
1. Мука 200 гр.
17й
н
н
ю
е
т
х
и
ь
т
о
н
а
в
о
т
в
х
щ
2. Соль з
а
г
р
у
мелкая 2 ст. ложки.
3. Масло п
р
я
м
о
растительное 2 ст. ложки.
4. Клей с
л
е
д
у
ПВА 1,5 ст. ложки.
5. Пищевые д
о
ж
н
о
л
красители разных б
о
л
е
е
цветов.
6. Баночки к
а
ч
е
с
для красок.
В я
л
я
ю
т
в
миску для х
о
т
и
м
приготовления красок о
п
ы
т
и
высыпаем муку, к
р
а
с
к
добавляем соль п
и
о
л
у
ч
и хорошо перемешиваем. Затем п
ь
щ
о
м
о
добавляем клей к
р
а
с
к
ПВА, растительное к
и
а
к
и
м
масло. Если с
д
а
т
р
а
ю
получилось л
ш
у
ч
е
густо можно б
и
о
ч
к
а
н
налить немного п
а
г
о
р
е
д
п
е
воды. Воду х
д
о
ж
у
льем тоненькой в
а
ы
с
ы
х
струйкой и не забываем м
о
ж
н
о
перемешивать, чтобы п
л
е
о
с
не образовывались комочки. Консистенция м
о
ж
н
о
получается в
д
в
и
ы
сметанообразной. Если х
е
у
д
о
ж
к
вам кажется, б
а
н
о
ч
что масса м
е
н
о
г
и
получилась сильно ш
а
г
о
м
щ
л
н
и
с
а
и
в
т
ы
н
а
г
в
т
ь
т
ю
о
н
н
н
е
и
и
й
е
с
и
я
с
й
18т
и
а
е
я
и
н
а
ц
с
т
н
н
в
в
л
е
и
а
я
я
о
т
е
н
я
жидкая – добавьте н
а
н
е
с
муку, если с
ы
р
ь
е
сильно густая, п
л
о
з
в
о
то воду. Следующим п
р
о
и
шагом мы п
р
и
г
о
с
разделяем х
д
о
ж
е
у
полученное тесто ш
в
е
л
к
о
на несколько частей – столько, с
х
о
й
у
сколько у нас б
о
л
е
е
должно о
ч
е
н
ь
ж
получиться цветов п
е
й
з
а
красок. Теперь м
е
н
о
г
и
займемся самым т
ы
в
а
р
интересным – к
и
р
а
с
к
а
добавим п
о
л
у
ч
цвета в наши и
з
у
ч
е
краски. Можно о
н
я
с
н
о
в
е
использовать красители, а
к
в
а
р
которые идут к
к
р
а
с
о
о
в комплекте к пасхальному н
а
р
и
с
набору для р
з
н
ы
а
окрашивания яиц. А д
е
т
е
й
можно окрашивать м
о
ж
е
т
краски с
в
я
з
у
в различные цвета о
р
д
н
о
в
м
ы
в
при помощи г
е
у
а
ш
продуктов.
Розовый цвет с
я
м
о
т
р
дает – сок и
с
с
л
е
свеклы; оранжевый цвет – апельсин, я
й
ц
о
морковь, цедра н
а
д
о
мандарина;
щ
т
о
я
ю
и
м
е
м
о
н
ь
т
и
н
а
в
а
в
м
и
ь
л
н
е
е
я
и
д
е
а
19зеленый цвет – шпинат х
у
д
о
ж
или укроп.
н
и
и
к
и
и
я
т
с
т
а
м
Для р
а
з
н
ы
этого необходимо т
а
к
и
е
запарить зелень н
я
а
н
е
с
в кипятке, после д
е
й
е
т
а
н
н
е
в
е
чего процедить х
у
д
о
ж
через марлю;
лиловый к
р
а
с
к
ь
ш
цвет – черная п
о
с
л
у
смородина;
коричневый цвет – добавляем м
а
с
л
о
ю
шоколад, какао г
у
а
ш
ь
или кофе;
желтый с
р
о
к
цвет – куркума;
и
красный и
с
т
о
р
цвет – можно ш
в
е
л
к
о
получить благодаря п
р
и
г
о
использованию в создании о
о
д
н
а
к
пальчиковых и
з
у
ч
е
красок вишни, к
у
р
ы
о
н
т
брусники, клюквы, ш
а
г
о
м
красной смородины, д
н
и
е
р
е
в
н
барбариса, кизила; в
р
е
м
е
малиновый цвет — малина.
После д
о
о
л
ж
н
добавления красителя – снова с
а
т
р
а
д
е
хорошо перемешиваем х
у
д
о
ж
краски, чтобы ц
в
е
т
цвет с
ы
р
ь
е
равномерно распределился, х
е
у
д
о
ж
и краски были ш
е
л
к
о
щ
ю
м
ц
н
ц
и
и
н
о
т
в
т
в
т
н
н
и
в
н
е
л
в
х
и
а
е
й
о
й
о
и
н
е
с
е
с
я
е
я
а
20х
и
и
е
с
и
н
й
о
е
е
н
н
в
т
к
и
и
н
ю
ю
ю
щ
щ
однородного оттенка. Ну, з
а
т
е
м
вот теперь, можно х
е
у
д
о
ж
сказать, что п
ь
щ
о
м
о
краски в домашних м
а
с
л
о
условиях готовы. Рецепт х
у
д
о
ж
очень простой, не занимает с
и
х
л
е
д
у
много времени д
о
м
а
ш
х
на изготовление, мы легко с
т
е
н
а
с этим с
в
о
с
т
а
справились и получили с
в
я
з
у
огромное удовольствие.
4. д
е
р
е
в
н
и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный опыт подтверждает п
к
о
к
у
п
гипотезу, что п
р
о
х
о
красками, созданными г
ы
н
л
у
б
и
р
в домашних условиях к
о
н
т
у
можно рисовать. Теперь к
е
а
ч
е
с
мы знаем, из чего д
й
е
о
б
ы
ч
я
состоят краски с
м
о
т
р
и как их можно п
о
с
л
е
л
приготовить своими н
е
с
к
о
руками. Мы научились н
е
г
о
я
делать наблюдения, с
м
о
т
р
выдвигать п
ж
е
й
з
а
гипотезу, проводить с
в
о
с
т
а
эксперимент, делать п
р
о
х
о
д
выводы.
ь
л
в
т
ы
л
и
д
й
е
о
к
и
и
Выводы:
История к
и
р
а
с
к
и
красок началась, с
в
о
и
м
наверное, вместе а
к
р
и
л
с появлением человека. к
у
п
л
е
ы
н
н
х
21а
а
з
е
е
е
й
е
к
с
е
ч
и
и
и
и
е
ч
в
т
и
и
н
н
н
н
н
ы
х
Древние с
т
е
н
а
художники за много м
а
с
л
я
десятков тысяч э
к
о
л
о
а
лет до нас в
ы
с
ы
х
рисовали на к
и
м
а
к
и
е
стенах м
н
о
г
и
пещер, на скалах н
я
е
л
ь
з
а
и даже на собственной п
р
е
д
н
коже! В качестве п
ж
е
й
з
а
связующего д
и
в
н
р
е
вещества использовали к
а
ч
е
с
яйца, масло, в
а
ы
с
ы
х
воду, воск. Древние о
п
ы
т
художники л
ч
ш
е
у
и
отыскивали материал д
а
в
о
б
для красок к
у
р
а
с
к
прямо под з
ч
а
к
л
ю
ногами.
В ходе п
л
в
о
т
о
р
и
г
экспериментов нам с
у
х
о
й
удалось получить н
е
г
о
е
краски разных в
т
о
р
о
цветов и ц
у
в
е
т
н
оттенков, д
в
н
и
е
р
е
нарисовать красивые к
ч
е
с
а
рисунки.
ю
м
н
н
в
т
е
и
я
и
е
е
г
е
з
в
ь
о
а
е
и
н
ю
Полученные д
и
р
е
в
н
краски имеют и
с
п
о
л
как преимущества, и
щ
е
м
так и недостатки. к
к
р
а
с
о
я
Самое с
м
о
т
р
важное это р
м
а
з
н
ы
к
то что, из доступных п
о
к
у
п
и
и
22й
и
й
е
с
т
е
я
а
а
л
е
е
н
н
ы
в
в
т
а
г
ю
щ
е
недорогих продуктов, л
д
о
ш
а
возможно, с
в
я
з
у
изготовить яркие м
о
ж
н
о
е
цвета гуаши в х
у
д
о
ж
домашних условиях. А ведь м
о
ж
н
о
о
родителям детей, м
а
л
и
н
которые очень м
о
ж
н
о
любят рисовать, о
ч
е
н
ь
коробочка гуаши хватает к
л
е
й
на неделю, приходится к
р
а
с
к
тратить большие и
м
е
е
т
суммы денег з
а
а
н
и
м
о
для покупки красок. Краски, п
р
е
д
п
созданные своими ш
а
г
о
м
руками практически т
в
а
р
ы
не отличаются к
и
р
а
с
к
от покупных. Иногда, д
и
в
о
б
а
смотря на готовый ц
в
е
т
рисунок нам к
о
л
о
с
казалось, что н
л
ь
з
я
е
он покрыт б
к
а
н
о
ч
о
бархатной гуашью. А с
е
к
л
т
самое главное к
к
р
а
с
о
то, что м
о
ж
н
о
мы получили п
о
с
л
е
колоссальные эмоции ш
т
н
а
п
и
от создания этих ш
е
л
к
о
красок, видя, и
м
е
ю
т
как готовая г
ш
ь
у
а
текстура становится красной, ш
е
л
к
о
синей. Кажется, р
а
з
н
ы
в наше время н
е
г
о
детей мало э
о
л
о
к
ы
н
и
г
и
м
а
ц
а
ц
и
в
и
в
л
а
е
ч
м
и
к
с
е
и
ь
с
23а
е
о
е
е
и
е
а
е
н
т
н
м
и
н
к
ь
е
м
в
т
л
с
ь
в
а
з
т
о
ы
ш
чем можно п
о
с
л
у
удивить, но это з
а
а
б
ы
в
произошло и
ь
с
п
о
л
к
с нами при в
о
з
н
и
проведении нашего эксперимента. Мы х
о
о
р
о
ш
р
гордо преподнесли самодельные э
к
с
п
е
гуаши одноклассникам. Им ч
а
с
т
ь
было интересно с
у
х
о
й
послушать о ч
а
с
т
ь
проделанном опыте, они н
л
е
с
к
о
с большим удовольствием к
н
е
в
ы
й
о
р
и
ч
попробовали их на к
а
ч
е
с
практике.
К м
а
с
л
я
о
недостаткам можно х
о
р
о
ш
отнести то, м
х
о
г
и
н
что вокруг х
е
у
д
о
ж
рисунка нарисованный т
е
м
е
гуашью д
л
о
б
а
в
на бумаге образовался к
р
а
с
к
ободок от растительного к
к
р
а
с
о
с
масла, но это к
о
л
о
с
не бросается в глаза к
р
а
с
к
л
и при нанесении н
е
с
к
о
красок на более я
й
ц
о
плотную бумагу б
о
л
е
е
д
этого можно избежать. Срок п
р
е
п
о
хранения таких к
р
а
с
к
красок в холодильнике 12 недели.
Наша т
е
а
к
ж
работа может с
я
м
о
т
р
пригодиться на уроках м
а
с
л
о
окружающего мира н
о
в
ы
е
ы
ы
н
е
н
в
т
н
н
е
я
о
к
ь
и
л
м
ь
л
а
й
е
и
и
и
с
24ь
я
я
с
е
т
и
л
с
е
л
х
и
х
и
о
к
с
т
а
ь
н
ю
ю
щ
щ
я
и изобразительного искусства. Считаем, н
е
л
ь
з
что данная б
е
р
о
с
а
тема имеет к
а
с
к
и
р
а
перспективы развития в следующих с
т
р
а
д
направлениях:
к
обучающее в
о
з
н
и
занятие по изготовлению с
а
т
р
а
д
л
экологически чистых н
к
о
е
с
красок с п
д
р
е
п
о
ч
учащимися з
н
и
е
к
л
ю
а
других классов;
более б
о
л
е
е
подробное изучение и
с
п
о
л
одного вида и
и
з
у
ч
и
красок и использование и
с
т
о
р
разных техник к
к
о
н
т
а
рисования п
д
р
е
п
о
ею;
В будущем мы будем б
о
л
е
е
е
работать над б
р
о
с
а
получением акварели э
л
о
к
о
в домашних и
ч
е
з
у
условиях. Это д
р
у
г
о
будет продолжением и
е
ю
т
м
нашей исследовательской б
и
о
л
ь
ш
работы.
м
е
т
о
г
с
т
я
н
и
г
и
н
е
н
а
в
е
ч
е
и
о
з
к
с
и
л
и
е
ь
Мои советы:
о
готовые с
т
е
к
л
краски лучше н
а
д
о
л
хранить в холодильнике н
е
с
к
о
в д
а
н
н
а
н
стеклянной посуде д
о
м
а
ш
и
о
к
х
ь
я
25из тёмного стекла м
о
ж
н
о
х
или в тёмном с
т
е
н
а
прохладном месте;
с
т
я
не и
в
о
т
ь
з
г
о
т
и
следует готовить я
в
л
я
ю
краски в большом н
е
с
я
а
н
количестве, потому к
х
ы
н
н
у
п
л
е
е
что они п
е
р
в
о
долго не б
е
е
о
л
хранятся;
при г
у
а
ш
и
и
приготовлении красок д
р
е
в
н
хорошо перемешивайте б
и
к
ч
а
н
о
составные части;
е
к
и
и
и
н
м
ы
добавьте х
у
д
о
ж
в
чуточку своей г
у
а
ш
е
у
любви, доброты к
р
а
с
к
и фантазии!
т
в
о
о
а
й
н
н
н
Список ц
в
е
т
использованной литературы:
1. Блинчева з
р
у
а
г
И. Б. Из чего в древности к
е
о
м
п
л
делали краски. М.: «Мир с
а
в
и
л
и
п
р
книги», 2013.
е
к
ь
т
с
х
н
н
ы
2. Детская м
о
ж
н
о
энциклопедия, Что? Зачем? Почему? Минск: «БЭСТ»,2008. 3.Дубровина н
о
а
р
и
с
Э. «Краски рождаются…», к
у
п
л
е
М., 1973 г.
4. Каменева п
о
л
а
г
п
р
е
д
а
Е. «Какого цвета б
о
л
е
е
радуга», М., «Детская я
в
л
я
ю
литература, 1975 г.
а
я
в
ь
т
т
с
26с
х
т
с
х
я
а
е
в
т
и
н
и
н
ю
щ
5. Краткий х
е
у
д
о
ж
справочник школьника. «Харвест».2004.
6. Титова п
к
о
к
у
п
И. «Вещества и материалы с
а
т
р
а
д
в руках художника», с
в
о
и
м
и
М., МИРОС, 1994 г.
е
7. Энциклопедический х
в
е
н
н
у
д
о
ж
ы
словарь юного г
у
а
ш
ь
художника. М. «Педагогика».1983.
8. Энциклопедия д
ь
е
л
а
т
для детей «Химия», х
в
т
с
е
е
н
н
а
я
у
д
о
ж
М., Аванта, 2000 г.
х
и
н
Список д
о
м
а
ш
источников информации:
1. http://kruchinskaya.com/palchikovyekraskisvoimirukami/
2. http://naukaveselo.ru/kaksdelatkraskisvoimirukami.html
27