Исследовательская работа "Каслинское литьё"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
МХК
6 кл
05.05.2017
Исследовательская работа "Каслинское литьё"
Урал, с его богатейшими и своеобразными народными промыслами, внес значительный вклад в формирование национальных традиций в русском прикладном искусстве. Художественное литье из чугуна, сочетающее искусство профессиональное и самобытное творчество народных мастеров, известно на Урале с XVII века. В произведениях мастеров проявляется преемственность традиций, бережное отношение к художественному наследию прошлого. Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства.Исследовательская работа "Каслинское литьё"
Каслинское литьё.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Миньяра Ашинского муниципального района  Челябинской области Областная конференция исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» Номинация «Культура родного края» «Каслинское литьё» Подготовил: Петренко Анастасия Сергеевна,  12 лет, 6 «а» класс МКОУ «СОШ № 1» города Миньяра Ашинского муниципального района  Челябинской области Руководитель:  Валишина Наталья Юрьевна учитель начальных классов, учитель­логопед МКОУ «СОШ № 1» города Миньяра Ашинского муниципального района  Челябинской области г. Миньяр 2015 г. Оглавление Введение_________________________________________________________  3   Глава I. История Каслинского завода__________________________________ 4 Глава II. Каслинский завод в наше время______________________________  10 Заключение_______________________________________________________  11 Литература________________________________________________________ 12 Приложение_______________________________________________________ 13 2 Введение Урал, с его богатейшими и своеобразными народными промыслами, внес  значительный вклад в формирование национальных традиций в русском  прикладном искусстве. Художественное литье из чугуна, сочетающее искусство  профессиональное и самобытное творчество народных мастеров, известно на  Урале с XVII века. В произведениях мастеров проявляется преемственность  традиций, бережное отношение к художественному наследию прошлого. Приобщение современного человека к традиционному искусству своего  народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой  основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение  национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного  прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на  преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое  в художественных образах народного искусства. Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного  Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко  ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом  России во всемирное культурное наследие. Целью данной работы для меня являлось изучение художественных  промыслов на Южном Урале, их развития и размещения на различных  территориях; возрождение и сохранение традиций мастеров народных  художественных промыслов. Для этого ставятся следующие задачи:  изучить промысла, ранее бытовавших на Южном Урале; 3  описать технологию изготовления, терминологию, развитие производства  Каслинского литья;  составить несколько альбомов – приложений, состоящих из наиболее  важных иллюстраций изделий Каслинского литья. Объект исследования: Изделия, изготовленные из чугуна. Глава I. История Каслинского завода Недалеко от города Снежинска расположен один из старейших городов  Южного Урала ­ Касли. Этот небольшой городок знаменит во всем мире  благодаря своим изделиям, созданным по технологии чугунного литья. В 1747 году на берегу озера Касли, среди уральских лесов тульский купец Яков  Коробков поставил Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод.  Место для него было выбрано удачно: Урал богат чугуном, а качество местных  формовочных песков ­ уникально, к тому же в достатке имелась древесина для  производства угля [Приложение 1]. В 1752 году Каслинский завод перекупил Н. Демидов ­ владелец многих  заводов на Урале и в Сибири. К тому времени завод выплавлял чугун, который  переделывался в сошниковое, полосовое и кусковое железо. На Каслинском  заводе изготовляли и отправляли в Центр России пушки и ядра. Демидовское  железо имело свою марку ­ двух соболей, стоящих на задних лапках. Оно было  самого высокого качества в мире!  Следующий владелец заводов вольный купец I гильдии Лев Расторгуев,  еще более упрочил славу самобытных изделий. Начиная с 1809 года,  он и его  наследники привлекают в свои цеха талантливых скульпторов, художников,  чеканщиков и формовщиков.  Тогда же были приглашены в Касли выпускники  Петербургской Академии художеств М.Канаев и Н.Бах, организовавшие  заводскую художественную школу, которая позже своими талантливыми  работами подняла ремесло до уровня искусства. 4 В 1823 году на Каслинском  заводе появился новый управляющий  Григорий Федорович Зотов. Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на  Каслинском заводе связано становление художественного литья. Зотов первым  внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию  художественного литья. В качестве первых образцов каслинцы использовали  немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, а также  художественное литье бронзолитейной мастерской Верх­Исетского завода. 1824  год можно считать годом рождения каслинского художественного литья. В первой трети XIX века на многих металлургических заводах России  осваивали художественное литье из чугуна. Но к середине века, в связи с  новыми производственными и экономическими отношениями, а также  отсутствием заказов на архитектурное литье, предприятия прекращают  специальный выпуск художественных изделий из чугуна. Однако Каслинский  завод не только не прекратил, но и увеличил выпуск продукции, расширяя при  этом производство. Предприятие переориентировалось на изготовление так  называемого «кабинетного» или камерного литья. Также мастера научились  делать изумительной красоты шкатулки, вазы, торшеры, ажурные подносы,  тарелки, скульптуры. Эти вещи были изготовлены очень изящно. Трудно было  поверить в то, что они сделаны из чугуна. В период с 1843 по начало 1850­х гг. производство художественного литья на Каслинском заводе переживает свое второе рождение. Из Горного правления  для обучения местных формовщиков были выписаны вольнонаемные  специалисты­литейщики, предложившие новый способ покрытия отливок и  значительно расширившие ассортимент художественной продукции. В конце  1840­х гг. стали выпускать подсвечники трех видов: черные, лаковые и  бронзовые. Помимо узорчатых тарелок, производились молочники и марочницы  нового образца, садовые диваны и чугунные кресла. С пуском в 1852 г. второй  каслинской вагранки начинается производство ажурных решеток, оград,  5 половых плит, надгробных памятников со сложными орнаментальными  рельефами, расширяется выпуск садово­парковой мебели: скамеек, диванов,  кресел, столов и стульев. Важным составляющим успеха каслинских мастеров  явилось качество местных материалов ­ прекрасный чугун, который делали по  старинке на древесном угле. В период с середины 1880­х гг. по 1914 год производство  художественного литья Каслинского завода достигает наивысшего расцвета. Это был золотой век каслинского художественного литья, когда были выпущены все  наиболее значительные произведения каслинской скульптуры. На протяжении  этого периода каслинское художественное литье из чугуна не знало себе равных  ни в России, ни в мире. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинский  завод получил высшую награду — право ставить на изделия клеймо с  Государственным гербом России — двуглавым орлом. Этот успех стал  прелюдией полного триумфа в 1900 году на Всемирной художественно­ промышленной выставке в Париже: каслинская экспозиция, которая была  представлена в ажурном чугунном павильоне, получила высшую награду –  Большую золотую медаль [Приложение 2]. Каслинский чугунный павильон с  Парижской выставки был воссоздан мастерами­литейщиками в 50­е годы XX  века и сейчас экспонируется в Екатеринбургском музее изобразительных  искусств [Приложение 3].  В 1978 году Каслинский чугунный павильон был  зарегистрирован ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное  сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции. Большую роль в истории каслинского художественного чугунного литья  сыграл скульптор Михаил Денисович Канаев (1830­1880 гг.). Увлеченный  перспективами, которые открывало перед ним чугунное литье, полюбив этот  новый для него вид искусства, он согласился принять место заводского  скульптора. Основные работы М. Д. Канаева: "Геркулес, разламывающий  6 пещеру ветров", "Мороз­демон", "Избушка на курьих ножках", Из названий  видно, какой сильный стилистический разброс наблюдался в его работах.  [Приложение 4] Вслед за М.Д. Канаевым в Касли прибыл молодой талантливый скульптор, академик Николай Романович Бах (1853­1885). Приехав в Касли, Н.Р. Бах  застал там почву, уже подготовленную Канаевым для дальнейшего развития  художественного литья. Характерной особенностью произведений Баха  является то, что они показывают животных и птиц в обстановке глухого леса,  передают целые сцены их жизни. [Приложение 5] Каслинский завод выпустил по моделям П. Клодта несколько  произведений, которые при первом знакомстве с ними неискушенному зрителю  кажутся точными, только маленькими, чугунными слепками хорошо знакомых  бронзовых скакунов, украшающих Аничков мост в Ленинграде. [Приложение 6] Во второй половине XIX века, когда в России начинается расцвет  реалистического искусства, в творчестве ряда скульпторов усиливаются  реалистические тенденции, мотивы бытового жанра. Эти тенденции ясно  ощущаются и в произведениях Е. Лансере, А. Обера, Н. Либериха. [Приложение  7] К наиболее известным в каслинском литье работам иностранных  скульпторов принадлежат статуэтки, изображающие Дон­Кихота и  Мефистофеля, созданные французским скульптором Готье. К удачным  приобретениям завода нужно отнести и модели другого французского  скульптора ­ Мена (1810­1879). В Каслях отливали его анималистические  произведения: "Кабан, затравленный собаками", "Собака со щенятами", "Козел"  и др. [Приложение 8] В последней трети XIX века в традиции каслинского художественного  литья усиливаются народные, демократические тенденции, что связано с  творчеством таких выдающихся мастеров как Н.С. Тепляков, В.Ф. Торокин,  7 учениками Торокина ­ Д.И. Широковым и К.Д. Тарасовым. Помимо того, что  они были талантливыми формовщиками и копиистами, славятся и их  скульптурные работы. Среди них наиболее известны "Старуха с прялкой",  "Литейщик на работе", "Крестьянин на пашне", "Углевоз" В.Ф. Торокина,  "Старуха на сборе грибов" Д.И. Широкова, "Крестьянские сани" К.Д. Тарасова.  В этих работах отражены образы простого заводского народа, их повседневного  окружения. Они глубоко передают суть простого рабочего населения  Каслинского завода. [Приложение 9] Нельзя забывать и о бытовом литье, предназначенном  не только для  украшения быта, но и для практического использования в житейском обиходе.  Пепельницы, коробочки, подсвечники, вазы и другие предметы, которые часто  встречаешь в квартирах ­ все это произведения искусства, в них много  своеобразной прелести, выдумки, блестящего технического совершенства. В Каслях, как и на ряде других уральских заводов, выпускалось немало  чугунного архитектурного литья. Каслинский завод и по количеству и по  качеству этой продукции занял одно из центральных мест в России. Широкое применение в строительстве, особенно на Урале, нашли разнообразные  чугунные колонны. Большой спрос у населения находили чугунные дверки для печей, плит и  т.д. При всей, казалось бы, прозаичности подобных изделий Каслинский завод  сумел придать им черты настоящих произведений искусства, сохраняя высокий  уровень своей художественной культуры. Часто использовались для украшения  печных дверок мотивы рельефов высокого классицизма: маски львов, щиты,  характерный цветочный орнамент этой эпохи и т.д. Все это явилось  своеобразным откликом каслинского литья на увлечение архитектурой  классики, которое проявилось в русском зодчестве начала XX столетия. Наряду с плитами, колоннами и печными дверками один из важнейших  разделов каслинского литья составляли камины. По декоративному  8 оформлению камины отличались редким богатством выдумки, неистощимостью  фантазии художников. Они выпускались в Каслях и сравнительно небольших  размеров, и массивные, со сложным украшением. Часто использовались пышные  орнаменты барокко и изящно вычурного рококо. [Приложение 10] Каслинские решетки опоясывали сады, разросшиеся парки. Для парков и  садов отливались также вазы больших размеров. Значительная часть их  напоминает традиционные формы "медичи", которые лежали и в основе  мраморных, малахитовых, лазуритовых ваз. Часто, например, на вазе давалось  рельефное изображение растительного орнамента, маски льва и т.д.  [Приложение 11] Особого упоминания заслуживает чугунный павильон, изготовленный для  Всемирной выставки 1900 г. в Париже. Каслинский павильон 1900 года  представлял собою новый шаг вперед. Он был отлит из большого числа деталей,  которые собирались при помощи винтов на заранее установленном каркасе.  Стены его были то ажурными, то украшались барельефами с изображением  сказочных птиц, различных фантастических орнаментов, древних парусных  кораблей. Под ажурные узоры был подведен цветной бархат. Сюжеты рельефов, мотивы узорчатого орнамента были заимствованы из  искусства Византии и древней Руси ­ здесь и типичные орнаментальные  плетенки, и драконы, и т.д. Детали для павильона отливались и в 1898 и в 1899  годах. Над ними работали лучшие мастера завода. В. Кузнецов формовал  круглые колонны, покрытые плетеным узором, В. Тимофеев ­ маленькие  рельефные медальончики, А. Мочалин и Н. Тепляков ­ рельеф, изображающий  орла среди растительного орнамента. Тот же А. Мочалин формовал и ажурный  бордюр, идущий по самому верху павильона; Н. Тепляков и О. Самолин ­  сложный горельеф с изображением вещих птиц, Н. Тепляков ­ ажурный рельеф  плывущего корабля и т.д. Каслинский павильон заслуженно получил высшую  награду Парижской Всемирной выставки.  9 Таким образом, 70­гг. XIX века и начало ХХ века являются наивысшим  расцветом каслинского художественного чугунного литья. Именно в это время  формируются классические образцы каслинской круглой скульптуры,  оформляется основной ассортимент продукции, оттачивается мастерство  чеканщиков и формовщиков. Каслинское литье получает всемирное признание и известность. Глава II. Каслинский завод в наше время. В настоящее время даже самая простая, обыденная вещь, изготовленная на Каслинском заводе в ХIХ – начале ХХ в., представляет интерес для антикваров,  а многие изделия, авторов которых, к сожалению, установить уже практически  невозможно, оцениваются теперь как художественные произведения. Зато на  таких отливках стоят личные клейма династий каслинских формовщиков –  Агеевых, Ахлюстиных, Бугаевых, Быковых, Варгановых, Владимировых,  Востротиных, Голуновых, Дунаевых, Захаровых, Игнатовых, Кашириных,  Козловых, Кузнецовых, Лазаревых, Лежневых, Мачалиных, Мочалиных,  Перминых, Плотниковых, Резанцевых, Ремезовых, Самойлиных, Самолиных,  Свистуновых, Столбиковых, Теплековых, Тепляковых, Тимофеевых,  Тарокиных, Торокиных, Трофимовых, Халдиных, Хорошеиных, Хорошениных,  Черняевых, Широковых и других, навсегда вошедших в историю Каслей. Их  руками и вдохновением создавались поистине прекрасные вещи. 10 Почти трехвековая история завода, талант художников, мастеров­ формовщиков, литейщиков, чеканщиков, мастеров по окраске изделий сделали  каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной  промышленности России, подлинным достоянием русской культуры и  отечественной истории, ярким образцом мировой художественной практики.  Сегодня, как и более чем полтора века назад, наши изделия выполнены по  оригинальной технологии, в лучших традициях каслинского художественного  литья, продолжаемого двенадцатым поколением каслинских мастеров. Заключение В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги моей работы. В ней  были рассмотрены исторические предпосылки зарождения и процветания  народного художественного промысла, как Каслинское литьё. Достижения и  успехи, которых достигло искусство Урала в художественном чугунном литье,  не только не умирают вместе с отошедшим в прошлое 18 веком, а, напротив,  получают дальнейшее развитие в последующих столетиях. Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей,  а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень. В своей работе я  рассмотрела и изучила деятельность предприятия  Каслинского завода,  занимающегося выпуском изделий художественных  11 промыслов Южного Урала. Цель работы достигнута. Из поставленных задач  выполнены:  изучена система формирования художественных промыслов на Южном  Урале;  описана технология изготовления, терминология, развитие производства  Каслинского литья;  составлено несколько альбомов­приложений, состоящих из наиболее  важных иллюстраций изделий Каслинского литья. В наше время очень важно приобщать подрастающее поколение к изучению  народных подлинников и воспитывать в них любовь к народному искусству,  культуре родного края.  Литература: 1. Елфимов Ю. Н. Каслинские мастера. — Ч., 1979. 2. Журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", ноябрь­ декабрь 2002. 3. Павловский Б. В. Касли. — Свердловск, 1957. 4. Павловский Б. В. Каслинский чугунный павильон. — М., 1989. 5. Пешкова И. М. Искусство каслинских мастеров (в 2­х книгах). — М., 1984. 6. Смирнов В. И. Чугунное литье мастеров Урала. — М., 1954. 12 Приложение 1. 13 Вид города Касли, XIX в. Каслинский завод. Общий вид. XIX в. Производственный корпус ООО "Каслинский завод архитектурно­художественного литья". XXI в. Приложение 2. Мастера Каслинского завода  14 Первый чугунный павильон Мастера художественного литья, изготовившие чугунный павильон Приложение 3. 15 Чугунный павильон. Музей изобразительных искусств, г. Екатеринбург Приложение 4. 16 "Мальчик, играющий в снежки" Подчасник „Геркулес, разламывающий пещеру ветров" 17 "Мороз­демон" "Избушка на курьих ножках" 18 Приложение 5 «Драка филина с ястребом» " Зубр" ( 1908 г.) 19 П.Клодт "Конь со всадником" (1914 г.) Приложение 6 20 " Лошадь у изгороди". По модели П. Клодта Приложение 7 Е. Лансере. Амуры, везущие колесницу"  Медведь на задних лапах. Либерих Н.И. 1865год. 21 Дон­Кихот и Мефистофель "Собака со щенятами" Приложение 8 22 Приложение 9 23 Пряха (Старуха с прялкой). В.Торокин "Крестьянин на пашне". В.Торокин. Каслинские камины. Приложение 10 24 Приложение 11 25 Парк "Царицыно", г. Москва Парк "Царицыно", г. Москва

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"

Исследовательская работа "Каслинское литьё"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017